ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В СССР В 1970-1980-е гг.
|
Введение 3
Глава 1. Высшее образование в СССР в 70-80е годы 8
1.1. История развития системы образования в СССР 8
1.2. Высшее образование в системе образования СССР в 70-80е годы 19
Глава 2. Обучение иностранных студентов в высших учебных заведениях СССР в 70-80-е годы 30
2.1. История Университета дружбы народов 30
2.2. Традиции обучения иностранцев в СССР 38
2.3. Правовая основа обучения иностранных студентов в СССР 53
Заключение 67
Список использованных источников и литературы 70
Глава 1. Высшее образование в СССР в 70-80е годы 8
1.1. История развития системы образования в СССР 8
1.2. Высшее образование в системе образования СССР в 70-80е годы 19
Глава 2. Обучение иностранных студентов в высших учебных заведениях СССР в 70-80-е годы 30
2.1. История Университета дружбы народов 30
2.2. Традиции обучения иностранцев в СССР 38
2.3. Правовая основа обучения иностранных студентов в СССР 53
Заключение 67
Список использованных источников и литературы 70
Актуальность исследования. Для формирования благоприятного образа России на международной арене, важная часть внешнеэкономической политики это подготовка национальных кадров для зарубежных государств в российских ВУЗах. Изучение исторических изменений деятельности российской высшей школы, отразившиеся на сотрудничестве со всемирном обществом, важны для современной исторической науки.
На сегодняшний день в российских ВУЗах обучается множество студентов из зарубежных стран. Поэтому существует необходимость разработки особого подхода для иностранных обучающихся, требуется внедрение особенных программ и методик. В настоящее время проблема подготовки зарубежных кадров вновь выходит на первый план.. В первую очередь это объясняется тем, что с принятием новых государственных стандартов, отечественное образование отказалось от старых советских принципов обучения, но еще не достигла совершенства в новых подходах. Кроме того, значительная проблема заключается и в нехватке мотивации у иностранных студентов.
Принимая во внимание сегодняшнее положение дел немаловажно осознавать причины подобного состояния, которые подразумевают анализ собранного в советский период времени опыта по обучению иностранных студентов. Тем самым это даст возможность избегать ошибки и определить правильный подход организации образовательного процесса студентов, приезжающих из других стран.
Но и не стоит упускать того факта, что советская система образования, которая формировалась продолжительное время, все же имеет свои минусы. Это касается существования тотальной идеологизированности. Однако, вне зависимости от этого, существовавшая концепция являлась одной из лучших во всем мире, а зарубежные студенты возвращались на родину высококлассными специалистами. На актуальность темы исследования указывает так же тот факт, что опыт, который накопили советские вузы при подготовке иностранных студентов в 70-80е годы 20 века, по-прежнему имеет значение для системы высшего образования России. А его изучение носит не только историко-научных и правовой характер, но так же имеет практический интерес. Таким образом, история подготовки зарубежных студентов в высших учебных заведения Советского союза даст возможность оказать содействие для увеличения эффективности исследования, нацеленных на совершенствование системы образования в целом и на подготовку высококвалифицированных кадров для иностранных государств в нынешнем развитии высшего образования в России.
Целью дипломной работы является изучение подготовки иностранных студентов в высших учебных заведениях СССР в 70-80-е годы 20 столетия.
Поставленная цель предполагает достижение следующих задач исследования:
1. Изучить историческое развития системы образования в СССР.
2. Определить направления развития высшего образования в системе образования СССР в 70-80-е годы.
3. Охарактеризовать традиции обучения иностранных студентов в СССР.
4. Исследовать правовую основу обучения иностранных студентов в СССР.
Объектом дипломного исследования выступает процесс развития высшего образования в СССР в 70-80-е годы.
Предметом исследования является обучения иностранных студентов в ВУЗах СССР в 70-80-е годы.
Методы исследования. В числе основных использовались обязательные принципы исторического исследования - историзма и научной объективности. На эти методологические основы опирались конкретные методы данного исследования.
Историко-типологический метод выявления единичного, общего и особенного дал нам возможность проведения на этой основе классификации материала по теме нашего исследования. Историко-системный метод как метод обобщения интерпретации исторических фактов позволил нам системно рассмотреть события. Историко-сравнительный метод - метод сопоставления исторических явлений и их проявления в конкретном времени.
Эти методы обеспечили широкие познавательные возможности для всестороннего изучения привлечённого разнопланового материала по теме нашего исследования.
Хронологические рамки исследования охватывают период с начала 70-х до конца 80-х годов XX столетия. Выбор данного периода объясняется стремительным расширением международных контактов СССР в это время, заключением договоров об обучение вместе с изменениями в международном политическом климате.
Источниковая база исследования. Выбор цели и постановка задач определили выбор исторических источников.
Историография высшего образования в СССР представлена большим количеством исследований, предметом которых выступали процессы реформирования всей системы образования, изучения правовых основ обучения студентов и иностранцев в высших учебных заведениях союза.
Немаловажную роль в истории советского высшего образования сыграл «Декрет об учреждении Государственной комиссии по просвещению» . Данный декрет предполагал, что Государственная комиссия будет проводить общее руководство народным просвещением в России. На основе этого были подготовлены и приняты решения о внедрение совместного обучения во всех звеньях народного образования, создание равного образования для всех национальностей, запрете на преподавание религиозных вероучений во всех образовательных организациях страны. Следующий источник: декрет «О правилах приема в высшие учебные заведения» . Данный декрет предусматривал, что любой человек, который достиг шестнадцатилетнего возраста, может становиться слушателем любого высшего учебного заведения. При этом предполагалось, что не обязательно предоставлять для этого диплом или другое свидетельство об окончании средней школы. В этом же декрете указывалось, что обучение высших учебных заведениях становится бесплатным.
1921 году было утверждено «Положение о высших учебных заведениях РСФСР» , которое предполагало создание кадров специалистов по различным отраслям для РСФСР, подготовку научных кадров для осуществления обслуживания научных, научно-технических и производственных учреждений, распространение научных знаний среди пролетарских и крестьянских масс.
А так же важное значение имеет работа Ш.Х. Чанбарисова , в которой автор раскрывает особенности развития советской системы высшего образования, а также рассматривает аспекты его реформирования. В данной монографии показаны направления политики советского руководства в отношении развития высшего образования, проведен анализ особенностей университетского образования рассматриваемого периода. Помимо этого, автор характеризует основные направления обучения иностранных студентов в отечественных вузах начала 70-х годов.
Разные аспекты проблемы обучения иностранных студентов в отечественных вузах отражены в работах А.И.Арефьевой , И.В. Ширяевой ,
М.И.Витковской . Так, характеристика учебного процесса и положения иностранных студентов в советских высших учебных заведениях изучены в
исследованиях В.П. Елютина. Автор исследовал состав студенчества в заведениях высшего образования, особенности и методы преподавания, раскрывал идейно-политическое содержание учебного процесса .А в работе Н.А. Цветковой изучаются разные подходы в обучении иностранцев и отечественных граждан. А. И. Аврус в своем труде попытался выявить закономерности создания университетов в России, общее с европейскими университетами и проследить этапы их развития. В книге Предвузовская подготовка иностранных студентов в СПбГПУ описана технология реализации предвузовской подготовки, успешно прошедшая практическую проверку в Институте международных образовательных программ СПбГПУ.
Ценность вышеперечисленных трудов в том, что в них имеются важные для раскрытия темы данные о обучении иностранных студентов в СССР.
В соответствии с целью и задачами, работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
На сегодняшний день в российских ВУЗах обучается множество студентов из зарубежных стран. Поэтому существует необходимость разработки особого подхода для иностранных обучающихся, требуется внедрение особенных программ и методик. В настоящее время проблема подготовки зарубежных кадров вновь выходит на первый план.. В первую очередь это объясняется тем, что с принятием новых государственных стандартов, отечественное образование отказалось от старых советских принципов обучения, но еще не достигла совершенства в новых подходах. Кроме того, значительная проблема заключается и в нехватке мотивации у иностранных студентов.
Принимая во внимание сегодняшнее положение дел немаловажно осознавать причины подобного состояния, которые подразумевают анализ собранного в советский период времени опыта по обучению иностранных студентов. Тем самым это даст возможность избегать ошибки и определить правильный подход организации образовательного процесса студентов, приезжающих из других стран.
Но и не стоит упускать того факта, что советская система образования, которая формировалась продолжительное время, все же имеет свои минусы. Это касается существования тотальной идеологизированности. Однако, вне зависимости от этого, существовавшая концепция являлась одной из лучших во всем мире, а зарубежные студенты возвращались на родину высококлассными специалистами. На актуальность темы исследования указывает так же тот факт, что опыт, который накопили советские вузы при подготовке иностранных студентов в 70-80е годы 20 века, по-прежнему имеет значение для системы высшего образования России. А его изучение носит не только историко-научных и правовой характер, но так же имеет практический интерес. Таким образом, история подготовки зарубежных студентов в высших учебных заведения Советского союза даст возможность оказать содействие для увеличения эффективности исследования, нацеленных на совершенствование системы образования в целом и на подготовку высококвалифицированных кадров для иностранных государств в нынешнем развитии высшего образования в России.
Целью дипломной работы является изучение подготовки иностранных студентов в высших учебных заведениях СССР в 70-80-е годы 20 столетия.
Поставленная цель предполагает достижение следующих задач исследования:
1. Изучить историческое развития системы образования в СССР.
2. Определить направления развития высшего образования в системе образования СССР в 70-80-е годы.
3. Охарактеризовать традиции обучения иностранных студентов в СССР.
4. Исследовать правовую основу обучения иностранных студентов в СССР.
Объектом дипломного исследования выступает процесс развития высшего образования в СССР в 70-80-е годы.
Предметом исследования является обучения иностранных студентов в ВУЗах СССР в 70-80-е годы.
Методы исследования. В числе основных использовались обязательные принципы исторического исследования - историзма и научной объективности. На эти методологические основы опирались конкретные методы данного исследования.
Историко-типологический метод выявления единичного, общего и особенного дал нам возможность проведения на этой основе классификации материала по теме нашего исследования. Историко-системный метод как метод обобщения интерпретации исторических фактов позволил нам системно рассмотреть события. Историко-сравнительный метод - метод сопоставления исторических явлений и их проявления в конкретном времени.
Эти методы обеспечили широкие познавательные возможности для всестороннего изучения привлечённого разнопланового материала по теме нашего исследования.
Хронологические рамки исследования охватывают период с начала 70-х до конца 80-х годов XX столетия. Выбор данного периода объясняется стремительным расширением международных контактов СССР в это время, заключением договоров об обучение вместе с изменениями в международном политическом климате.
Источниковая база исследования. Выбор цели и постановка задач определили выбор исторических источников.
Историография высшего образования в СССР представлена большим количеством исследований, предметом которых выступали процессы реформирования всей системы образования, изучения правовых основ обучения студентов и иностранцев в высших учебных заведениях союза.
Немаловажную роль в истории советского высшего образования сыграл «Декрет об учреждении Государственной комиссии по просвещению» . Данный декрет предполагал, что Государственная комиссия будет проводить общее руководство народным просвещением в России. На основе этого были подготовлены и приняты решения о внедрение совместного обучения во всех звеньях народного образования, создание равного образования для всех национальностей, запрете на преподавание религиозных вероучений во всех образовательных организациях страны. Следующий источник: декрет «О правилах приема в высшие учебные заведения» . Данный декрет предусматривал, что любой человек, который достиг шестнадцатилетнего возраста, может становиться слушателем любого высшего учебного заведения. При этом предполагалось, что не обязательно предоставлять для этого диплом или другое свидетельство об окончании средней школы. В этом же декрете указывалось, что обучение высших учебных заведениях становится бесплатным.
1921 году было утверждено «Положение о высших учебных заведениях РСФСР» , которое предполагало создание кадров специалистов по различным отраслям для РСФСР, подготовку научных кадров для осуществления обслуживания научных, научно-технических и производственных учреждений, распространение научных знаний среди пролетарских и крестьянских масс.
А так же важное значение имеет работа Ш.Х. Чанбарисова , в которой автор раскрывает особенности развития советской системы высшего образования, а также рассматривает аспекты его реформирования. В данной монографии показаны направления политики советского руководства в отношении развития высшего образования, проведен анализ особенностей университетского образования рассматриваемого периода. Помимо этого, автор характеризует основные направления обучения иностранных студентов в отечественных вузах начала 70-х годов.
Разные аспекты проблемы обучения иностранных студентов в отечественных вузах отражены в работах А.И.Арефьевой , И.В. Ширяевой ,
М.И.Витковской . Так, характеристика учебного процесса и положения иностранных студентов в советских высших учебных заведениях изучены в
исследованиях В.П. Елютина. Автор исследовал состав студенчества в заведениях высшего образования, особенности и методы преподавания, раскрывал идейно-политическое содержание учебного процесса .А в работе Н.А. Цветковой изучаются разные подходы в обучении иностранцев и отечественных граждан. А. И. Аврус в своем труде попытался выявить закономерности создания университетов в России, общее с европейскими университетами и проследить этапы их развития. В книге Предвузовская подготовка иностранных студентов в СПбГПУ описана технология реализации предвузовской подготовки, успешно прошедшая практическую проверку в Институте международных образовательных программ СПбГПУ.
Ценность вышеперечисленных трудов в том, что в них имеются важные для раскрытия темы данные о обучении иностранных студентов в СССР.
В соответствии с целью и задачами, работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
С началом революции университетское образование было объявлено публичными и автономными. Хотя, длительное время это утверждение существовало только в устной форме. И только после окончания Второй мировой войны высшее образование могло стать по-настоящему доступным для общественности. Для поступления в вузы, допускались мужчины и женщины, которые успешно сдали экзамены и имели достаточную базу знаний для дальнейшего образования.
Одним из наиболее положительных сторон советской системы образования была ее общедоступность. Это право было зафиксировано конституционно. Основное различие между советской образовательной системой и американской или британской состояло в единстве и согласованности всех уровней образования. Четкая вертикальная система (начальная, средняя школа, техникум, университет, аспирантура, докторантура) помогала точно рассчитать вектор их обучения. Для каждого этапа были разработаны общие программы и требования.
Советская система высшего образования стремилась удовлетворить нуждам молодежи, однако еще больше старалась удовлетворить потребности государства. В связи с этим техническое развитие вузов и отдельных факультетов, выпускающих специалистов для решения государственных задач, получило активное развитие.
Огромным преимуществом советской системы было то, что высшее образование было тесно связано с практической деятельностью. Студенты отправились на практику на производство, где знакомились с будущим рабочим местом.
Кроме непосредственной подготовки специалистов, университеты СССР обладали обширной научно-исследовательской базой, что позволяло им заниматься научной и инновационной деятельностью.
Активное развитие образования обладало крайне значимыми общественными последствиями. Всего за несколько десятилетий это значительно поменяло социокультурный профиль общества. В послевоенный период число граждан с уровнем образования выше среднего примерно удваивалось каждые 10 лет и к середине 1970-х годов превысило 30 миллионов человек. К 1975 году каждый восьмой житель СССР имел диплом университета или техникума. В результате население не только улучшило свои способности осваивать сложные (профессиональные) виды деятельности, но и значительно увеличилось число их жизненных требований. В стране возникла качественно новая общественная обстановка.
Международная поддержка СССР в подготовке специалистов стала одним из значимых факторов ускорения экономического и культурного развития социалистических и ряда развивающихся государств. Советская высшая школа начала эту работу практически с нуля. В течение нескольких десятилетий она создала хорошо отлаженную систему обучения для иностранных государств.
Были сформированы:
• основные принципы работы с зарубежными студентами, в частности, разрешены требуемые кадровые и правовые вопросы обучения;
• государственная структура, обеспечивающая прием, подготовку, обучение и повышение квалификации иностранных граждан (созданы подготовительные факультеты и деканы для иностранных студентов, введены соответствующие должности декана и проректора);
• уникальная методическая база для обучения иностранных граждан. Тем самым в СССР практически с ничего была создана эффективная база для обучения иностранных студентов, открывались подготовительные отделения по обучению русскому языку, разрабатывалась методологическая база. Все это позволило к концу 80-х годов СССР занять третье место по количеству иностранных студентов в государственных вузах.
Наряду со стабильностью иностранные студенты также вернулись в Россию. На сегодняшний день отечественное образование по-прежнему популярно среди иностранных абитуриентов. Многие университеты предлагают англоязычные образовательные программы, кроме того возможно предварительно окончить подготовительные курсы и затем записаться на русскоязычную программу. Традиционно многие молодые люди из азиатских стран приезжают учиться в Россию (56,8% от общего числа абитуриентов из других стран), около половины из них являются жителями Китая. Большой поток студентов также прибывает из Северной Африки и Ближнего Востока (18,5%), из стран Африки к югу от Сахары (15,9%), из Европы (5%).
Жители стран, бывших советских республик, ценят качество российского образования, многие поступают в вузы России. Большинство студентов поступают в российские вузы из Казахстана (36% абитуриентов из стран бывшего СССР). На втором месте Узбекистан (11%), затем Украина (11%), Туркменистан (9%) и Беларусь (8%) 9. Более 244 тысяч человек со всех континентов обучаются в российских вузах, и их число с каждым годом растет.
Одним из наиболее положительных сторон советской системы образования была ее общедоступность. Это право было зафиксировано конституционно. Основное различие между советской образовательной системой и американской или британской состояло в единстве и согласованности всех уровней образования. Четкая вертикальная система (начальная, средняя школа, техникум, университет, аспирантура, докторантура) помогала точно рассчитать вектор их обучения. Для каждого этапа были разработаны общие программы и требования.
Советская система высшего образования стремилась удовлетворить нуждам молодежи, однако еще больше старалась удовлетворить потребности государства. В связи с этим техническое развитие вузов и отдельных факультетов, выпускающих специалистов для решения государственных задач, получило активное развитие.
Огромным преимуществом советской системы было то, что высшее образование было тесно связано с практической деятельностью. Студенты отправились на практику на производство, где знакомились с будущим рабочим местом.
Кроме непосредственной подготовки специалистов, университеты СССР обладали обширной научно-исследовательской базой, что позволяло им заниматься научной и инновационной деятельностью.
Активное развитие образования обладало крайне значимыми общественными последствиями. Всего за несколько десятилетий это значительно поменяло социокультурный профиль общества. В послевоенный период число граждан с уровнем образования выше среднего примерно удваивалось каждые 10 лет и к середине 1970-х годов превысило 30 миллионов человек. К 1975 году каждый восьмой житель СССР имел диплом университета или техникума. В результате население не только улучшило свои способности осваивать сложные (профессиональные) виды деятельности, но и значительно увеличилось число их жизненных требований. В стране возникла качественно новая общественная обстановка.
Международная поддержка СССР в подготовке специалистов стала одним из значимых факторов ускорения экономического и культурного развития социалистических и ряда развивающихся государств. Советская высшая школа начала эту работу практически с нуля. В течение нескольких десятилетий она создала хорошо отлаженную систему обучения для иностранных государств.
Были сформированы:
• основные принципы работы с зарубежными студентами, в частности, разрешены требуемые кадровые и правовые вопросы обучения;
• государственная структура, обеспечивающая прием, подготовку, обучение и повышение квалификации иностранных граждан (созданы подготовительные факультеты и деканы для иностранных студентов, введены соответствующие должности декана и проректора);
• уникальная методическая база для обучения иностранных граждан. Тем самым в СССР практически с ничего была создана эффективная база для обучения иностранных студентов, открывались подготовительные отделения по обучению русскому языку, разрабатывалась методологическая база. Все это позволило к концу 80-х годов СССР занять третье место по количеству иностранных студентов в государственных вузах.
Наряду со стабильностью иностранные студенты также вернулись в Россию. На сегодняшний день отечественное образование по-прежнему популярно среди иностранных абитуриентов. Многие университеты предлагают англоязычные образовательные программы, кроме того возможно предварительно окончить подготовительные курсы и затем записаться на русскоязычную программу. Традиционно многие молодые люди из азиатских стран приезжают учиться в Россию (56,8% от общего числа абитуриентов из других стран), около половины из них являются жителями Китая. Большой поток студентов также прибывает из Северной Африки и Ближнего Востока (18,5%), из стран Африки к югу от Сахары (15,9%), из Европы (5%).
Жители стран, бывших советских республик, ценят качество российского образования, многие поступают в вузы России. Большинство студентов поступают в российские вузы из Казахстана (36% абитуриентов из стран бывшего СССР). На втором месте Узбекистан (11%), затем Украина (11%), Туркменистан (9%) и Беларусь (8%) 9. Более 244 тысяч человек со всех континентов обучаются в российских вузах, и их число с каждым годом растет.
Подобные работы
- Методика обучения иностранных студентов аудированию на материале языка специальности (на этапе вводно-предметного курса)
Диссертация , русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - ИНОСТРАНЦЫ В СОВЕТСКОЙ РОССИИ В 1970-Е ГОДЫ НА МАТЕРИАЛАХ ЛЕНИНГРАДА
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - ИНОСТРАНЦЫ В СОВЕТСКОЙ РОССИИ В 1970-Е ГОДЫ НА МАТЕРИАЛАХ ЛЕНИНГРАДА
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ АГРОИНЖЕНЕРНЫХ ВУЗОВ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ ИНОЯЗЫЧНОЙ СПОНТАННОЙ РЕЧИ (английский язык как дополнительная специальность)
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ИГРОВОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА (НА МАТЕРИАЛЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА)
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Российские студенческие эмигрантские союзы в Центральной и Восточной Европе в 1920-1930-е гг.
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2005 - ТЕКСТОЦЕНТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВЫСШЕЙ ВОЕННОЙ ШКОЛЫ (на материале иноязычного образования)
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - ВЛИЯНИЕ ПСИХОТИПОЛОГИЧЕСКИХьХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТИ НА ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004



