Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Комплексная оценка качества профессиональной подготовки будущих специалистов образовательных учреждений среднего профессионального образования (на примере Государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Камский государственный автомеханический техникум имени Л.Б. Васильева»)

Работа №38655

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы90
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
429
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Содержание оценки качества будущего специалиста профессионального
образования 8
1.2 Показатели качества подготовки специалиста в системе среднего
профессионального образования 13
1.3 Повышение качества подготовки специалиста как условие его
конкурентоспособности 24
2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ГАПОУ «КАМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВТОМЕХАНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ ИМЕНИ Л.Б. ВАСИЛЬЕВА»
2.1 Общая характеристика образовательного учреждения ГАПОУ «КГАМТ
имени Л.Б. Васильева» 30
2.2 Комплексная оценка качества профессиональной подготовки студентов
ГАПОУ «КГАМТ имени Л.Б. Васильева» 40
2.3 Проблемы, выявленные на основе оценки качества профессиональной
подготовки студентов ГАПОУ «КГАМТ имени Л.Б. Васильева» 55
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ГАПОУ «КАМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВТОМЕХАНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ ИМЕНИ Л.Б. ВАСИЛЬЕВА»
3.1 Рекомендации по улучшению системы качества профессиональной подготовки будущих специалистов в ГАПОУ «КГАМТ имени Л.Б. Васильева» 59
3.2 Эффект от предложенных рекомендаций по повышению качества профессиональной подготовки будущих специалистов ГАПОУ «КГАМТ имени Л.Б. Васильева» 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ 77



Развитие всех сфер современного общества происходит стремительными темпами, что вызывает необходимость соответствия высокого уровня подготовки специалистов меняющимся тенденциям. В условиях непрерывного роста объема информации, быстрого темпа жизни, развивающихся технологий повышаются требования к качеству специалистов, и соответственно, к системе их подготовки в школе, средних и высших учебных заведениях. Уже в начале своей профессиональной деятельности специалист должен иметь высокий уровень квалификации, набор компетенций, которые смогли бы обеспечить ему готовность к работе в изменяющихся экономических условиях (как на отечественном, так и на международном уровне).
Как следствие качество подготовки будущего специалиста приобретает статус одного из важнейших показателей работы учреждений профессионального образования и заключается в способности удовлетворять запросы и ожидания потребителей.
Качество подготовки специалистов всегда находилось в поле зрения исследователей проблем профессионального образования. Начиная с 80-х годов прошлого столетия наметился переход системы профессионального образования к компетентностному обучению, предполагающему осознанную дифференциацию оценки полученных результатов (педагога, взаимооценок, самооценок), что закреплено в ФГОС СПО [1]. Специальные исследования, предметом которых было качество подготовки специалистов, качество профессионального образования, стали интенсивно проводиться лишь с начала 1990-х годов. Фактически эволюция исследований произошла вместе с созданием Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов [8, с. 53].
Данная тема имеет теоретическую и методологическую актуальность в современных условиях, что обуславливается необходимостью достижения максимального согласования между потребностями личности, требованиями к специалистам, в частности в области экономики, и качеством результатов образования. В исследованиях П.Ф. Анисимова [7], В.М. Демина [12], Г.В. Мухаметзяновой [27], А.Т. Глазунова [10], A.A. Скамницкого [32], Ю.В. Шаронина [36] выдвигаются стратегические направления развития системы среднего профессионального образования на основе повышения качества профессиональной подготовки специалистов.
С точки зрения практической актуальности, вопрос качества будущего специалиста среднего профессионального образования коррелирует с проблемами, выявленными на базе ГАПОУ «Камский государственный автомеханический техникум имени Л.Б. Васильева».
В ходе исследования была поставлена проблема, заключающаяся в выявлении условий, обеспечивающих комплексную систему оценки качества профессиональной подготовки будущих специалистов в ГАПОУ «Камский государственный автомеханический техникум имени Л.Б. Васильева».
Объектом исследования является ГАПОУ «Камский государственный автомеханический техникум имени Л.Б. Васильева» (КГАМТ).
Предмет исследования — уровень качества профессиональной подготовки будущих специалистов техникума.
Целью исследования выступает комплексная оценка качества профессиональной подготовки будущих специалистов образовательного учреждения среднего профессионального образования на примере ГАПОУ «Камский государственный автомеханический техникум имени Л.Б. Васильева».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы качества подготовки будущего специалиста образовательного учреждения среднего профессионального образования.
2. Исследовать показатели оценки качества профессиональной подготовки будущих специалистов в системе профессионального образования.
3. Проанализировать систему качества профессиональной подготовки студентов на примере ГАПОУ «Камский государственный автомеханический техникум имени Л.Б. Васильева».
4. Предложить рекомендации и мероприятия по совершенствованию качества подготовки будущих специалистов на примере ГАПОУ «Камский государственный автомеханический техникум имени Л.Б. Васильева».
Гипотеза исследования заключается в том, что в современных условиях повышение качества профессиональной подготовки специалистов в учреждениях СПО обеспечивается при условии, если отобраны критерии оценки качества подготовки квалифицированных кадров в учреждениях СПО и описаны соответствующие данным критериям показатели.
Для решения поставленной цели и задач применялись следующие методы исследования:
• теоретические, которые включают анализ педагогической и научно-методической литературы по вопросу исследования, изучение нормативно-правовых и официальных документов Камского государственного автомеханического техникума (планы, отчеты, стандарты и другие сведения, взятые из официального сайта техникума);
• констатирующие (изучение и обобщение отечественного и зарубежного опыта оценки качества образования);
• экспериментальные (наблюдение, различные виды опросов, диагностические методы, включая обобщение независимых данных взаимо- и самооценки, математические методы обработки собранного материала).
Теоретическая основа исследования построена на определениях сущности качества профессиональной подготовки специалиста, обусловленности его формирования, оценки и контроля качества подготовки студента в системе среднего профессионального образования на примере ГАПОУ «Камский государственный автомеханический техникум имени Л.Б. Васильева».
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что исследования, результаты, выводы, предложенные рекомендации по совершенствованию качества профессиональной подготовки будущих специалистов могут найти применение в практике образовательными учреждениями среднего профессионального образования.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, 3 глав, заключения, приложения и списка использованной литературы.
Во введении раскрывается актуальность, определяются объект, предмет, цель, задачи, гипотеза и методы исследования, раскрывается теоретическая и практическая значимость работы.
В первой главе рассмотрены понятие, содержание, показатели оценки качества профессиональной подготовки будущих специалистов, методы оценки качества профессиональной подготовки специалистов в образовательном учреждении среднего профессионального образования.
Во второй главе представлена характеристика ГАПОУ «Камский государственный автомеханический техникум имени Л.Б. Васильева», изучается, описывается ее структура, оценивается уровень качества профессиональной подготовки студентов и на базе техникума выявляются проблемы качества профессиональной подготовки студентов.
В третьей главе выявляются, предлагаются рекомендации и мероприятия по улучшению ее качества. Также указывается эффект, который будет произведен при применении предложенных мероприятий.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Под качеством профессионального образования понимают степень соответствия профессионального образования текущим и перспективным задачам социально-экономического развития общества, то есть насколько оно удовлетворяет запросам личности и общества в целом, государству и сложившимся областям продуктивной деятельности человека. Качество образования — не только результат, но и условия, возможности его достижения в виде внутреннего потенциала и внешних условий.
Для комплексной оценкой профессиональной подготовки будущего специалиста профессионального образования учитываются такие показатели как качество преподавательского состава, состояние материально-технической базы учебного заведения, качество учебных программ, качество знаний, научно-исследовательская деятельность студентов, востребованность выпускников, конкурентноспособность выпускников на рынке труда.
Теоретический анализ, проведенный в исследовании, позволяет отметить, что качество профессиональной подготовки является понятием многомерным (как мера согласования позиций всех заинтересованных участников процесса) и многоуровневым (отражает степень удовлетворенности ожиданий на всех уровнях организации социума - от отдельного индивида до всего общества).
Профессиональная подготовка студента зависит от степени конкурентоспособности будущего специалиста на рынке труда. Процесс формирования конкурентоспособного специалиста происходит в некомфортных (для умственной деятельности) и комфортных (для здоровья и в плане технической оснащенности) условиях.
На примере ГАПОУ «Камский государственный автомеханический техникум им. Л.Б. Васильева» после комплексной оценки профессиональной подготовки студентов были выявлены проблемы низкой мотивации студентов к образовательной деятельности (в большей степени у студентов, обучающихся по специальности «Банковское дело») и низкий процент выпускников, устроившихся на работу по своей специальности.
На основании выявленных проблем, были предложены рекомендации по повышению качества профессиональной подготовки будущих специалистов. Мотивацию студентов к образовательной деятельности следует повышать путем привлечения к участию в научно-исследовательских работах. Для повышения востребованности специальности на рынке труда и возможности последующего трудоустройства, необходимо оценить уровень профессиональной подготовки молодых специалистов предприятиями- работодателями и сделать соответствующие корректировки; проанализировать направления сотрудничества техникума и предприятий-работодателей для более успешного сотрудничества и понимания требований к специалисту на практической основе. Так, к примеру, для повышения квалификации преподавателя экономических наук и профессиональных компетенций студентов-банкиров предлагается внедрение курса профессиональной переподготовки «Банковский аналитик», актуальность которой выражается в отсутствии востребованности данной специальности на рынке труда.
С целью прогноза уровня профессиональной подготовки студентов был введен совокупный показатель качества подготовки студентов, позволяющий в комплексе анализировать выбранные показатели. Далее был выполнен прогноз на будущий год, показавший тенденцию повышения качества профессиональной подготовки студентов.
Таким образом, цель дипломной работы, заключающаяся в комплексной оценке качества будущих специалистов образовательного учреждения среднего профессионального образования на примере ГАПОУ «Камский государственный автомеханический техникум им. Л.Б. Васильева» была достигнута и, на основе оценки, были предложены рекомендации по повышению качества профессиональной подготовки будущих специалистов техникума и сделан прогноз улучшения качества профессиональной подготовки студентов.



1. «Федеральные государственные образовательные стандарты
среднего профессионального образования» на 06.05.2018 (41 ФГОС).
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
3. «Методические рекомендации по формированию независимой системы оценки качества образовательных организаций», утв. Министерством образования и науки Российской Федерации от 14.10.2013.
4. О лицензировании образовательной деятельности» (вместе с «Положением о лицензировании образовательной деятельности»): постановление Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 // Собрание законодательства РФ. - 04.11.2013. - № 44. - Ст. 5764.
5. ГОСТ Р ИСО 9000-2001 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. — М: ИПК Издательство стандартов, 2001. — 25 с.
Научная и учебная литература:
6. Агафонова М.С., Беломытцева А.А. Управление трудовым поведением как фактор усиления трудовой мотивации // Современные наукоемкие технологии. - 2013. - № 10-1. - С. 132-133.
7. Анисимов П.Ф., Сосонко В.Е. Управление качеством среднего профессионального образования: Монография Казань: Институт среднего профессионального образования РАО, 2001. - 256 с.
8. Байденко В.И. Болонский процесс: результаты обучения и
компетентностный подход (книга-приложение) - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. - 53 с.
9. Бадмаева Н.Ц. Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А.Реан и В.А.Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой) / Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. - Улан-Удэ, 2004. - С.151-154.
10. Глазунов А.Т. Эффективная модель контроля качества в профессиональном образовании/ А.Т. Глазунов. М.: ИПРО, 2003. — 188 с.
11. Григораш О. В. Организация деятельности и оценка результатов работы кафедры: учеб. пособие для системы дополнительного образования / О. В. Григораш, А. И. Трубилин; под общ. ред. А. И. Трубилина - Краснодар:КубГАУ. - 2012. - 596 с.
12. Григораш О.В. Организация и оценка качества учебного процесса по агроинженерным специальностям: учеб. - метод, пособие / О.В. Григораш. - Краснодар: КубГАУ. - 2009. - 395 с.
13. Давыдов В. В., Варданян А. У. Учебная деятельность и моделирование «ЛУЙС», 2017. - 287 с.
14. Жуков Г. Н., Матросов П. Г. Общая и профессиональная педагогика. - М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 448 с.
15. Жученко А. А., Романцев Г. М., Ткаченко Е. В. Профессионально - педагогическое образование России. Организация и содержание. Екатеринбург: Из-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2014. - С. 46-67.
16. Звонников В.И. Современные средства оценивания результатов
обучения: Учеб. пособие для вузов / В.И. Звонников, М.Б. Челышкова. М.: Академия, 2007. - 223 с.
17. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования: учеб. пособие. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2015. - 397 с.
18. Зимняя И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования //Высшее образование сегодня. 2003. - № 5. - С. 35-42.
19. Ибрагимов Г. Г. Особенности управления колледжем в современных условиях // Г. Г. Ибрагимов / Среднее профессиональное образование. - 2014. - № 8. - С. 3-6.
20. Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления: учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. - 167 с.
21. Калицкий Э.М. Научные основы управления качеством профессионального образования. Минск, 2001. - 85 с.
22. Кобелев О.И., Лякина О.В. Повышение качества подготовки
специалистов // Среднее профессиональное образование. № 2, 2002. - С. 41-42.
23. Кубрушко П. Ф. Содержание профессионально-педагогического образования. М.: Гордарики, 2016. - С. 132-153.
24. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Изд. Центр «Академия», 2004. - 352 с.
25. Макарова И.К. Совершенствование экономического механизма профессионально-технического образования. М., 2012. - 274 с.
26. Матвеева C.B. Контроль качества как инновационная культура
профессионального образования /C.B. Матвеева // Стандарты и Мониторинг в образовании. - 2008. - № 4. - С. 26 - 29.
27. Мухаметзянова Г.В., Ибрагимов Г.И., Ширшов В.П. Концепция развития системы среднего профессионального образования в Республике Татарстан (проект). Казань: ИСПО РАО. 2012. - 42 с.
28. Назарова О.Л. Управление качеством образовательного процесса в
профессионально-педагогическом колледже // Монография. Челябинск: ЧелГНОЦ УрО РАО, 2003. - 316 с.
29. Нестеров В.Л. Формирование показателей качества подготовки специалистов // Вестник Уральского государственного университета путей сообщения. - 2013. - № 4 (20). - С. 41-48.
30. Неустроев Е.Е. Среднее профессиональное обучение в новых социально-экономических условиях // Философия образования. - 2012. - №2. - С. 103-109.
31. Рожков М. И., Байбородова Л. В. Теория и методика воспитания. М., 2014. - 384 с.
32. Скамницкий A.A. Формирование системы обеспечения качества подготовки специалистов среднего звена как основное направление модернизации среднего профессионального образования // Среднее профессиональное образование. 2003. № 6. - С. 3-8.
33. Сосина И. Н. Система качества образования в учреждениях
среднего профессионального образования // Научно-методический
электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 19. - С. 315-318.
34. Тенгурина Л. З. История профессионально-педагогического образования. М.: Педагогика-Пресс, 2013. - С. 176-184.
35. Федоров В. А. Профессионально-педагогическое образование: теория, эмпирика, практика. Екатеринбург, 2012. - С. 64-75.
36. Шаронин Ю.В. Роль государственно-общественного управления в
системе среднего профессионального образования // Среднее
профессиональное образование. 2004. № 2. - С. 6-9.
Электронные ресурсы:
37. Официальный сайт образовательного учреждения ГАПОУ «Камский государственный автомеханический техникум имени Л.Б. Васильева» - http://auto-meh.ru/
38. Доклад председателя Комитета М.А. Батановой на заседании
Коллегии Комитета 22.02.2013 «Развитие механизмов оценки качества в системе профессионального образования региона» [Электронный ресурс] // Ulgov.ru. - 2013. - 11 марта. - Режим доступа:
http: //ul gov.ru/page/index/permlink/id/8148/
39. О проведении мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования: приказ Минобрнауки от 17.03.2014 № 190 [Электронный ресурс]. - URL: минобрнауки.рф/документы/6030
40. Ливанов Д. В. Вопросы развития образования в РФ // Речь министра образования РФ по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития России от 23.12.2013 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.NetReforme. org/tag/d-livanov


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ