Заказать работу


Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование монастырского землевладения в Северо-Восточной Руси (вторая половина XV – XVI век)

Работа №38635
Тип работыКурсовые работы
Предметистoрия
Объем работы30
Год сдачи2019
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено 157
Не подходит работа?

Узнай цену на написание

Введение 3
Глава 1. Особенности развития Северо-Восточной Руси и монастырского землевладения 9
1.1 Северо-Восточная Русь 9
1.2 Становление монастырского землевладения на Руси: волости и села 13
Глава 2. Монастырское землевладение в XV - XVI вв., предпосылки секуляризации 17
2.1 Слобода в монастырском землевладении 17
2.2 Предпосылки секуляризационной реформы 22
Заключение 27
Список источников литературы. 30

Актуальность. История ранних монастырей присутствует в той или иной степени на страницах большинства трудов, посвященных проблемам истории религии и Церкви, взаимодействия с государством, становления государственности на Руси. Изучение церковной темы имеет давние традиции. В летописцах можно видеть первых исследователей монастырской темы.
С укреплением позиций Москвы и присоединением множества соседних территорий, началось новое формирование государственного и торгового центра. Это позволило снова собрать ремесленников и восстановить производство. Производство, в свою очередь, привело торговцев. С открытием торгового пути через Волгу, благодаря победе Дмитрия Донского и захвата города Булгар постепенно стали увеличиваться торговые отношения с соседями.
Северо-Восточная Русь - это территория, объединявшая все русские княжества междуречья Волги и Оки в IX - XV вв. Колонизация Северо-Восточной Руси была сложным и длительным процессом. Её причиной стал растущий уровень благосостояния, который привел к нехватке территории. Что поспособствовало началу колонизации - заселению и освоению новых территорий, который проходил в три этапа:
Вопрос о формировании и развитии монастырского землевладения в Северо-Восточной Руси (вторая половина XV-XVI век) тесно связан с проблемами аграрной и социально-демографической истории феодальной Руси. Обычно принято рассматривать монастыри как церковно-религиозные центры, которые приобретали особое значение в связи с колонизацией Севера, усилившейся в XV - начале XVI века.
На сегодняшний день есть достаточно большое количество работ по исследованию монастырского землевладения в Северо-Восточной Руси. Тема эта является достаточно интересной и на фоне современных изменений в религиозной жизни (раскол в Православной Церкви Украины) приобретает новое значение. Имеет смысл освежить и по-новому посмотреть на вопросы формирования монастырских земель и отношения к этому государства.
Первыми монографическими исследованиями по истории церковно-монастырского землевладения в средневековой Руси можно считать книги В.А.Милютина (1862) и М.М.Горчакова (1871). В них был собран обширный конкретный материал, интерпретация которого давалась преимущественно в формально-юридическом плане.
Монография В.А.Милютина была посвящена рассмотрению этапов роста землевладения, вопросов управления вотчинами, положению различных категорий зависимого населения, административно-судебному статусу в государстве всех структурных подразделений русской церкви -митрополичьей и владычных кафедр, больших и малых монастырей, ихвнутреннему устройству.
М.М.Горчаков же свое внимание сосредоточил на истории землевладения и административно-судебной, хозяйственной системе верхнего звена церковной организации - кафедре русских митрополитов, с конца XVI в. - Патриаршем доме. Его работа отличается широким хронологическим диапазоном и включает синодальный период истории русской церкви.
В 1868 г. публикацией статьи В.О.Ключевского о хозяйственной деятельности Соловецкого монастыря в Беломорском крае началось, ставшее затем наиболее традиционным изучение социально-экономической истории отдельных русских монастырей.
Одной из первых книг, в которой подробно исследовалось монастырское хозяйство, система вотчинного суда и управления, состав служебного аппарата, крестьянские повинности была изданная в 1888 г. работа А.П. Доброклонского по Рязанскому Солотчинскому монастырю в XVII в.
К началу XX в. вышли и некоторые другие работы, посвященные вотчинному быту отдельных монастырей вроде статьи Л.Л.Воронцовой о Серпуховском Высоцком монастыре XVII - XVIII вв.
В более обобщенном теоретическом плане проблема вотчинного строя и происхождения на его основе крепостного права была разработана в исследованиях М.А.Дьяконова, П.И.Беляева. С.Б.Веселовского, А.Е.Преснякова, изданных в 1900- 1920-е гг.
С.Б.Веселовский считал, что и в Западной Европе, и в России сеньориальный, или вотчинный режим образовывал основу, на которой развивались крепостные отношения. А.Е.Пресняков в развернутой рецензии-исследовании на книгу Веселовского о вотчинном режиме соглашался с его положением о том, что крепостнические отношения вырастали на почве вотчинного режима.
Церковно-монастырское землевладение и хозяйство рассматривалось в дореволюционной литературе и в рамках общих работ по социально-экономической и внутриполитической истории России XVI - XVII вв. (И.Д.Беляев, С.В.Рождественский, Н.А.Рожков, А.С.Лаппо-Данилевский, Ю.В.Готье, Е.Д.Сташевский, С.Б.Веселовский).
В их работах были проанализированы различные факторы эволюции вотчинной системы в России XV - XVI вв. – правовые, религиозные, денежные, демографические.
Учитывалась и общая ограничительная направленность земельной политики московской великокняжеской, а с 1547 г. – царской власти и в то же время ее непоследовательность по отношению, как к светскому, так и монастырскому вотчинному землевладению.
И.Д.Беляев писал о том, что монастырские вотчины принадлежали монашеской общине и не составляли частной собственности ее членов, поэтому они постоянно оставались за монастырем и не переходили к родичам иноков. Автор выделял следующие виды монастырских вотчин - «изстаринные» (считая таковыми уступленные государством при построении монастыря); жалованные (подаренные от князя); вкладные (пожертвованные от частных лиц); купленные, вымененные, закладные.
Со времени Ивана IV вотчинное право монастырей стало ограничиваться, что вызывалось огромной растратой вотчинных земель в служилом классе и частично, как считает Беляев, злоупотреблениями со стороны монастырей.
С.В.Рождественский считал монастыри главной движущей силой в разрушении крупного вотчинного землевладения в Северо-Восточной Руси. Разрушению этомуспособствовали следующие факторы:
постоянное дробление вотчин между наследниками;
непрерывная отдача родовых вотчин на помин души монастырям;
непрерывное развитие долговых отношений земельной аристократии;
общая ненормальность экономической жизни в стране.
Рождественский рассматривал историю вотчинного землевладения в тесной связи с историей крупных и многочисленных княжеских ветвей - Белозерских, Ярославских, Судских, Кубенских и др. князей.
Е.Д.Сташевский, не останавливаясь подробно на историко-правовых моментах, констатировал, что неподвижность монастырских вотчин была на руку прежде всего самим монастырям. Она обезвреживала вмешательство государства с его попытками отписать у церкви ее земли. В своем обстоятельном исследовании внутреннейполитики в России во второй четверти 17 в.
Огромный конкретно-фактический материал о монастырском землевладении на Руси (особенно в XIV - XVI вв.) был собран и представлен С.Б.Веселовским в его фундаментальных монографиях и статьях.
В советской историографии был удержан и количественно расширен интерес к исследованию монастырского землевладения и вотчинного хозяйства, намеченный в научной литературе еще в 1860-1880-е гг. Реализован он был в трех направлениях
Во-первых, продолжалось ставшее традиционным изучение отдельных монастырей.
Во-вторых, такое изучение велось в рамках отдельных регионов (Север, Центр, Поволжье, Сибирь).
В-третьих, вопросы монастырского землевладения затрагивались в работах, посвященных общим проблемам феодальной собственности в XVI - 17 вв., поместно-вотчинной системы и т.п.
Масштабные исследования были посвящены и по региональному изучению монастырского землевладения и хозяйства. В монографии А.И. Копанева по истории землевладения Белозерского края в XV - XVII вв., помимо Кириллова монастыря, исследовались вотчины и других духовных корпораций Белозерья.
Ю.Г.Алексеев обстоятельно рассмотрел историю монастырских вотчин в центральном - Переславском уезде.
Изучались эти вопросы по Новгородской земле - Л.В.Данилова, В.Д.Назаров; Важской земле - Ю.С.Васильев; Поморью - В.И.Иванов; Вологодскому уезду - Е.Н.Бакланова (Швейковская); центральной России - Н.А.Горская, А.Е.Чекунова; Нижегородскому краю - Н.В.Соколова; Среднему Поволжью - Э.Л.Дубман; Сибири -Л.П.Шорохов, Н.Н.Покровский.
Важными источниками данных при изучении монастырского землевладения дают «Акты феодального землевладения и хозяйства»и«Законодательные акты Русского государства второй половины XVI- первой половины XVII в». При их подробном исследовании можно отметить этапы формирования монастырской земельной собственности, собирание и оформление монастырских земель.
Цель работы – рассмотреть процессы формирования и изменения монастырского землевладения в Северо-Восточной Руси (XV – XVI вв.).
Задачи:
- рассмотреть особенности развития Северо-Восточной Руси;
- ознакомиться со становлением монастырского землевладения;
- определить особенности формирования монастырской слободы;
- проанализировать предпосылки секуляризационной реформы в России.
Объект исследования – монастырское землевладение.
Предмет исследования – особенности формирования монастырского землевладения в Северо-Восточной Руси в XV-XVI вв.
В работе использовались теоретические методы: сравнение, обобщение, сравнительно-исторический метод
Методологической основой работы стал принцип историзма, который позволил проследить формирование взглядов историков на формирование монастырских земель в Северо-Восточной Руси с учетом исторических условий.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!


На землях Владимирско-Суздальского княжества население росло между реками Окой и Волгой. Эти территории находились относительно далеко от восточных границ России и были менее уязвимы для Золотой Орды, что привело к увеличению пахотных земель, широко распространенных в трех областях.
Здесь были восстановлены многие утраченные ремесла. Основным фактором социального развития Северо-Восточной Руси стал интенсивный рост феодального землевладения, где наследственное владение было доминирующей формой собственности. Владельцем вотчины мог быть князь, боярин и даже монастырь. Чтобы эффективнее развивать свое наследие, а также получать военную поддержку, его владельцы передавали часть земли дворянам (они были княжеским или боярским двором) условному землепользованию. Феодальный класс состоял из князей, бояр, дворян, а также церковных феодалов.
С середины XIV века произошло значительное увеличение количества монастырских владений. Золотоордынские ханы сохранили в неприкосновенности все привилегии православной церкви. Русские князья также были заинтересованы в его поддержке. Рост феодального землевладения повлек за собой дальнейшее уменьшение прав крестьянства. Продолжалось освоение новых земель, где феодалы давали крестьянам привилегии в соответствии с обязанностями на 5–15 лет (так возникли поселения - от слова «слобода»).
Получение земли от феодала на льготных правах означало присоединение к ней крестьян и передача их под власть феодала. Таким образом, крепостное право постепенно развивалось.
Кроме частного феодального землевладения существовало, особенно на окраинах страны, значительное число свободных крестьянских общин – «черных земель», плативших подати в казну.
Разгром старых городов, бывших центров Киевской Руси, таких как Владимир, Суздаль, Ростов, и изменение торговых путей привели к появлению и развитию новых городов (Москва, Тверь, Нижний Новгород, Коломна, Кострома и др.).
С почти полным поглощением в XV веке консолидированное крестьянское сообщество феодальным государством и феодальным владением, феодалы фактически утвердили монопольное право владеть землей, что дало им экономическую и политическую власть над крестьянами. Князья считались верховными владельцами «черных» земель, населенных феодально-зависимыми крестьянами-общинниками и родовыми землями светских и духовных феодалов.
Особенно быстро в XV в. росло церковное земледелие: кафедральное (митрополичье и епископское) и монастырское. Земельное богатство церкви было сформировано из-за захвата, часто санкционированного властью князя, крестьянских земель и передачи им вотчинных земель посредством покупок, ростовщических операций, пожертвований и пожалований от князей и владельцев вотчины.
Укрепление политического положения церкви и рост ее земельного богатства способствовали получение привилегий от золотоордынских ханов. Обширный иммунитет прав и привилегий в сфере торговли наделил церковных феодалов своими грамотами и русскими князьями.
Все это сделало церковное землевладение более выгодным по сравнению с другими типами феодального землевладения, помогло превратить монастыри в крупные, более богатые и экономически наиболее развитые феодальные хозяйства.
Крупнейшими землевладельцами стали возникшие в XV -XVI вв. Троице-Сергиев монастырь близ Москвы, Кириллов монастырь близ Белоозера, Соловецкий монастырь на островах в Белом море.
Огромные земельные богатства сосредоточились у новгородских монастырей, у митрополичьего дома и епископских кафедр.
Большинство основанных в XV - XVI вв. и ставших крупными землевладельцами монастырей находилось в районах, куда направлялась крестьянская колонизация и где сложились значительные по размерам волости «черного» крестьянского общинного землевладения.
Монастырская феодальная земельная «колонизация» шла вслед за крестьянской колонизацией, присваивая себе результаты последней. Основание в «черных» волостях монастырей было наиболее активной формой проникновения в них феодального землевладения, поглощения феодальной вотчиной общинных земель и вовлечения крестьян в феодальную зависимость.



1. Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV- начала XVI в. - М., 1964. Т. 3. – 689 c.
2. Акты феодального землевладения и хозяйства XIV - XVI вв. - М.; Л., 1951. Ч. 1. - 402 c.
3. Акты феодального землевладения и хозяйства XIV - XVI вв. - М.; Л., 1960. Ч. 3. – 446 с.
4. Антонов А.В. Ярославские монастыри и церкви в документах XVI- начала XVII в. // Русский дипломатарий. - М., - 1999. - Вып. 5
5. Антонов А.В., Баранов К.В. Акты XV - ХVI вв. из архивов русских монастырей и церквей // Русский дипломатарий. - М., - 1998. - Вып. 3
6. Артамонов А.Ю. Становление монастырского землевладения на Руси: волости и села. (Электронный документ). Режимдоступа: URL: http://www.radnews.ru
7. Веселовский С.Б. Феодальное землевладение в Северо-Восточной Руси. Том 1. - М. ИздательствоАкадемиинаук СССР, 1947. – 496 с.
8. Гневашев Д.Е., Черкасова М.С. Жалованная грамота царя Михаила Федоровича вологодскому архиепископу Нектарию 1614 г. // Историческийархив. - 2013. - №1.
9. Данилова Л.В. Сельская община средневековой Руси. - М., 1994. – 318 с.
10. Законодательные акты Русского государства второй половины XVI- первой половины XVII в. Тексты. - Л., 1986. – 260 с.
11. Маштафаров А.В. Кашинский Сретенский монастырь в документах ХV- начала ХVII в. // Русский дипломатарий. - М., - 1998. - Вып. 3.
12. Милютин В.А. О недвижимых имуществах духовенства в России // ЧОИДР. 1859. Кн. 4. (Электронный документ). Режим доступа: URL: https://books.google.ru/books
13. Назаров В.Д. Из истории вотчины Северо-Восточной Руси в XV в.: «Грамоты ослобоженые» // Актуальные проблемы аграрной истории Восточной Европы. X - XXI вв.: Источники и методыисследования. Рязань, - 2012. – С. 50-58.
14. Полянцева А.В. Предпосылки секуляризационной реформы в Российской Империи. // Научный журнал КубГАУ. – 2016. - № 118 (04). – С. 1 – 12.
15. Стрельников С.А. Ростовские грамоты XV—ХVI вв. // Русский дипломатарий. - М., - 2003. -Вып. 9.
16. Фроянов И.Я. Киевская Русь: Главные черты социально-экономического строя. - СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1999. - 372 с.
17. Черкасова М.С. Актовые источники о городских владениях Троице-Сергиева монастыря в XV - ХVII вв. // Экономика, управление, демография городов Европейской России XV -ХVIII вв. Тверь, - 1999. – С. 109-114.
18. Шинделарж Б. Вестфальский мирный конгресс 1643 - 1648 гг. и чешский вопрос. -В кн.: Средние века. Вып. 28 - 29. М., 1965 - 66.
19. Шеков А.В. Верховские княжества. Середина XIII – середина XVI в. - Москва: Квадрига, Русская панорама, 2012. - 364 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.

Пожалуйста, укажите откуда вы узнали о сайте!


Подобные работы


© 2008-2021 Cервис помощи студентам в выполнении работ
.