Заказать работу


Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПРАВОСЛАВНОГО МОНАСТЫРЯ: ЭТНОАРХЕОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Работа №52453
Тип работыДипломные работы, ВКР
Предметантропология
Объем работы83
Год сдачи2017
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено 59
Не подходит работа?

Узнай цену на написание

Введение 3
Глава 1. Монастырь как комплексный социокультурный объект 10
§1.1. Внутреннее пространство монастыря и культовая утварь 10
§1.2. Монашеский быт 14
§1.3. Погребальный обряд в монастыре 16
§1.4. История возникновения монастырей в Московском государстве в XVI веке 10
Глава 2. Материальная культура Казанского Богородицкого монастыря 24
§2.1. Историческая топография и архитектура монастыря 24
§2.2. Культовые предметы 33
§2.3. Бытовые предметы 37
Глава 3. Погребальный комплекс Богородицкого монастыря 49
Заключение 59
Список источников и литературы 63
Приложения

Православный монастырь как церковный и социальный институт, как феномен культуры обладает множеством функций и значений. Монастырь - активный субъект политической, социальной, хозяйственно-экономической, культурной и духовной жизни современного ему общества. И в то же время - в силу своего канонического предназначения - он обладает известной автономией, отстраненностью от мира, стабильностью и устойчивостью уклада жизни. Таким образом, монастырь предстает как некая константа в динамичном социуме.
Под словом константа в контексте монастырской жизни, прежде всего, усматривается консервативность и законченность каноничных церковных (православных) форм, укоренившихся в синкретической совокупности ритуальных и профанных аспектах монастырского быта.
Вместе с тем монастырь как единый социокультурный объект, будучи достаточно замкнутым и самодовлеющим, включает в себя логику внутреннего развития, безусловно, отражавшегося в формах материальной культуры и элементах хозяйствования.
История изучения русских православных монастырей на протяжении существования дореволюционной и советской историографии в основном исчерпывалась социально-экономической и хозяйственной проблематикой. Исследовались динамика численности монашествующих, их социальный состав, характер монастырского землевладения и т.д.
В последние годы наблюдается бурный рост сравнительно молодого научного направления - монастырской археологии, базис и методология которой, активно прорабатываются московскими археологами, благодаря огромному количеству материала, добытому в ходе исследований. Правда, задачи, стоящие перед монастырской археологией, остаются сугубо узкоспециальными - уточнение планировки и элементов благоустройства монастырского хозяйства, выяснение мощности и характера культурного слоя, выяснение состояния фундаментов храмов и их архитектурной стратиграфии.
Между тем, возникает актуализация проблемы, заключающейся во встраивании объектов материальной культуры в социокультурный, этнокультурный, субконфесиональный контексты, ярким выражением которых являются традиции и каноны Русской православной церкви.
Объектом данного исследования выступает русский православный монастырь на примере Казанского Богородицкого девичьего монастыря (XVI - нач. XX вв.) в качестве целостного социокультурного объекта.
Предметом исследования является материальная культура православного монастыря как отражение конкретизации событийности в архитектурном, обрядовом, ритуальном, погребальном комплексах.
Целью работы является раскрытие особенностей социокультурной практики и монашества на территории Казанской епархии в XVI - нач. XX в. Уточнение особенностей функционирования женского монастыря в урбанистической среде в рассматриваемый период.
Для достижения цели поставлен ряд задач:
- рассмотреть монастырь как комплексный социокультурный объект;
- изучить материальную культуру Казанского Богородицкого монастыря;
- проанализировать данные погребального комплекса Богородицкого монастыря.
При проведении настоящего исследования использованы общенаучные, исторические, археологические подходы и методы. В основе лежит принцип историзма, структурно-функциональный анализ и системный подход.
Для выявления общих тенденций и особенностей использована группа компаративных методов: сравнительно-исторический, сравнительного анализа, этноархеологического сопоставления. В процессе обработки полевой документации и материала применялись методы археологических исследований, включающие планиграфический и стратиграфический анализ, графическую обработку археологических объектов, предметов. Для систематизации и анализа погребального инвентаря использованы археологическая классификация и типология.
Начало историографии изучения российских монастырей было положено в XIX в. преподавателем Новгородской духовной семинарии иеромонахом Амвросием, В этой весьма объемной работе есть достаточно общие сведения обо всех известных составителю православных российских монастырях: времени их основания, количестве церквей, наличии старинных жалованных актов.
В 1890, 1892, 1897 гг. В.В. Зверинский издал фундаментальное трехтомное собрание исторических и топографических материалов о монастырях по всей России. Но работы Амвросия и В.В. Зверинского, равно как и некоторые другие подобные им издания, по своей сути представляли не столько научные исследования, сколько справочники, которые, несмотря на ряд неточностей, в дальнейшем использовались при написании действительно научных трудов.
В 1870-х гг. митрополит Макарий (М.П. Булгаков) издал многотомное сочинение по истории русской церкви за период от апостольских времен до свержения патриарха Никона в 1667 г. В нескольких томах этого труда есть главы по истории возникновения монастырей в XII — XVI вв. в различных областях России, в том числе Казанской земле; их быту, внутреннему устройству, юрисдикции, правам . Но разделы сочинения Макария о монастырях носили характер не научного исследования, а популярных исторических очерков. Для Макария монастыри - это, прежде всего, институт духовный, но не социальный, их главная задача заключалась в укреплении православия среди русских людей и в миссионерстве среди представителей других религий.
Первые сведения о материальной культуре Казанского Богородицкого монастыря относятся к 1877 г. А. Заринский в небольшом очерке о наиболее примечательных церковных реликвиях г. Казани подробно перечисляет предметы, хранящиеся в ризнице главного собора монастыря . Кроме того, некоторые из них автор пытается датировать, основываясь на композиционно-стилистическом исполнении.
Уже через два года в свет вышла книга протоиерея Е. Малова, полностью посвященная истории и современному состоянию казанской девичьей обители. Центральное место в повествовании занимает перечисление почитаемых икон и других церковных ценностей. Здесь же дается история построек монастыря, описываются отдельные хозяйственные объекты и, помимо прочего, приводятся моменты их археологизации.
О положении Богородицкого монастыря на фоне других монастырей Казанской епархии позволяют судить фундаментальные общие исследования И. М. Покровского: «Из истории Казанских монастырей» и «К истории Казанских монастырей до 1764 года». Это единственные в своем роде в дореволюционной литературе обобщающие работы по истории всех в совокупности монастырей Казанской епархии, к сожалению, доведенные лишь до 1764 г., то есть до секуляризации монастырских земель при Екатерине 1Г.
В работе И.М. Покровского имеется немалое количество различных данных из архивных документов XVII — первой половины XVIII вв. о вотчинах, крестьянах и государственных повинностях казанских монастырей.
Он первым из историков изучил вопрос о том, как повлияла на монастыри Казанской епархии начатая при Петре I политика государства по сокращению числа монашествующих лиц, уменьшению казенных расходов по их содержанию, упразднению обителей. Ученый документально показывал, что численность монахов в этой епархии в указанный период постепенно сокращалась.
В своих исследованиях И.М. Покровский раскрыл основные доходы Богородицкого монастыря до выведения его в штатную категорию второго класса, а также отразил влияние правительственных регламентов на особенности быта схимниц.
В 1910 г. выходит монография бывшего ректора Казанской духовной академии А. Зеленецкого1, в которой он обобщил данные по истории Казанского Богородицкого женского монастыря. В частности, исследователем были представлены материалы по динамике численного состава послушниц и монахинь в XIX веке, а также их социального происхождения. Так лее огромное внимание он уделил описанию храмов и хозяйственных построек, в том числе используя и архивные документы.
После 1917 г. наследницей дореволюционной российской науки стала русская эмигрантская историческая школа. Одним из наиболее известных ее представителей в области церковной истории был профессор И.К. Смолич, написавший сначала труд по истории русского монашества в 988-1917 гг., затем «Историю русской церкви» в 1700-1917 гг. в двух частях, которая стала продолжением уже упомянутой работы митрополита Макария. Первая из названных книг И.К. Смолича считается одним из наиболее совершенных трудов по общей истории русского монашества и монастырей. В одной из ее глав дан обзор монастырской колонизации присоединенных к Русскому государству в XVI — XVII вв. окраин, в том числе и Понизовья - территории по обоим берегам Волги, ранее входившей в состав Казанского и Астраханского ханств.
В отличие от дореволюционных и эмигрантских историков, представители советской исторической школы делали исследовательский упор на монастырское землевладение и хозяйство в России в XVI — первой половине XVIII вв. В известной мере это было обусловлено состоянием источников: хозяйственная документация светских вотчинников вплоть до XVII в. не известна, поэтому о многих социально-экономических процессах, а иногда и о политических приходилось судить по документам, сохранившимся в монастырских фондах.
Между тем, в качестве особого целостного подхода к изучению монастырей огромную роль сыграли развернувшиеся археологические и архитектурные исследования, а с 1930-х гг. - широкие архитектурно- археологические работы, создавшие, в конце концов, отдельное направление, давшее начало архитектурно-археологической школе середины XX в. Благодаря работам П.А. Раппапорта, Б.А. Рыбакова, М.Г. Каргера, Н.Н. Воронина по выявлению и раскрытию руин древних зданий, в основном храмов, были перевернуты многие представления о русской средневековой архитектуре и строительной технике.
Итоги развития архитектурной археологии за те несколько десятилетий, что прошли от сложения школы, хорошо показывает значение, которое она получила для истории монастыря в средневековье и Новое время. Не только архитектура, но и топография монастыря и история развития ремесел, социально-политическая история монашества и внутренняя жизнь монастыря - все охвачено этой дисциплиной.
Новому этапу развития русской церковной археологии положила начало фундаментальная монография Л.А. Беляева «Древние монастыри Москвы (конец XIII — начало XV в.) по данным археологии». В ней исследователь поставил проблему не только реконструкции конкретной истории ранних монастырей, но и формирование представления о монастыре как об особом типе археологического памятника, раскрытия функций монастырей и характера монастырской жизни через материальные остатки, сохраняющиеся в культурном слое».
Методологические и типологические концепты Л.А. Беляева легли в основу крупномасштабных исследований таких знаменитых монастырей как Ферапонтов, Данилов, Кириллов, Ново-Иерусалимский и других. В результате были выявлены и уточнены особенности храмовой архитектуры, элементов декора, погребального обряда и их совместная роль в семиотическом пространстве монастырских комплексов русского средневековья и Нового времени. Особое значение в исследовательской деятельности придавалось характеру и месту монастыря в общегородском контексте.
Первые археологические исследования территории Казанского Богородицкого монастыря предпринимались еще в 80-х годах прошлого века. А первые крупномасштабные раскопки были предприняты в 2000 г. экспедицией «Казанский кремль» под руководством Ф.Ш. Хузина. В ходе целенаправленных работ с применением геофизических методов были обнаружены апсиды собора Казанской иконы Божьей матери. Данный архитектурный элемент стал отправной точкой для полного обследования площади храма в 2016 г.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!


В данной работе предпринята попытка выявления особенностей социокультурной практики и монашества на территории Казанской епархии и уточнения особенностей функционирования женского монастыря в урбанистической среде в рассматриваемый период. Работа велась с применением общенаучных, исторических и этноархеологических методов, в ходе которой были решены поставленные задачи.
Материальная культура Казанского Богородицкого женского монастыря в XVI — нач, XX в. помимо того, что соответствовала православным монастырским общежитейным канонам, имела и свои отличия, будучи неотрывно связанной с историческим развитием такого крупного губернского центра как г. Казань. Помимо того, на быте и укладе монастыря отразилось присутствие в нем одной из самых почитаемых православных реликвий - Казанской иконы Божьей Матери.
Архитектурной доминантой и своеобразным духовным центром Казанского Богородицкого монастыря выступал собор во имя Казанской иконы Божьей Матери. Именно вокруг главного монастырского храма возводились жилые и хозяйственные постройки, упокаивались священники, монахини и послушницы.
На протяжении всей своей истории собор перестраивался и видоизменялся. Поздний храм являлся ярким памятником русского классицизма, жемчужной казанской архитектуры. Попытка освоить пространство, где в конце XVI в. была найдена чудотворная икона, выразилась в обустройстве в цокольной части собора Пещерного храма- часовни, подражая тем самым первым христианским обителям, устраиваемым, как правило, в пещерах.
Глиняная неполивная посуда - одна из ярких категорий археологических источников с уникальными информативными возможностями. Ее изучение позволяет не только получить представления о гончарном деле и особенностях материальной культуры, но и решать вопросы, связанные с хронологией и этнокультурными процессами.
Таким образом, становится ясно, что в рамках этноархеологического исследования реконструкция процесса формирования археологических керамических комплексов и их интерпретация является важным и информативным методом. Она позволяет взглянуть на археологический комплекс не как на абстрактный набор изделий, оказавшийся в слое в виде выборки на неизвестных основаниях, а как следы жизнедеятельности определенной группы людей. Ведь в слое археологического памятника так или иначе отражен функциональный комплекс керамики - набор сосудов, необходимых для жизнеобеспечения конкретного человеческого коллектива.
Анализ процесса формирования керамического комплекса и реконструкция на этой основе структуры функционального комплекса позволяет перейти к выявлению керамических традиций, в рамках которых этот комплекс сформировался. Под «керамической традицией» здесь подразумевается не только определенный набор форм посуды со свойственной им орнаментацией, но использование для его изготовления единого набора технологических приемов (лепка, формовка изделий, методы нанесения орнамента).
Так, становится ясно, что Богородицкий монастырь следует рассматривать не только лишь как объект православного мира, но и как компонент, интегрирующийся в общегородское сообщество, с его многообразием бытовой, повседневной жизни. Здесь представлены различные варианты сосуществования в пределах одного керамического комплекса нескольких керамических традиций. Различаются варианты инокультурных образцов, сделанных на месте представителями иной культурной традиции, а также компоненты различных генетически взаимосвязанных традиций, сложившихся в рамках единого культурного комплекса. Подобную ситуацию ярко демонстрируют группы керамики «татарско-русская по образцу или в развитии белоглиняной».
Обнаруженные аналогии керамики, а в особенности изразцов, демонстрируют включенность города в целом и монастыря в частности в общероссийскую культуру.
Что касается предварительных выводов по погребальному комплексу, некрополь Казанского Богородицкого собора локализуется в центральной части монастыря, вокруг главного монастырского храма — собора Казанской иконы Божьей Матери. Концентрация могил приходится на участок между собором и Настоятельским корпусом, где прежде, в XVI в. размещалась крепостная стена посада. Этот сектор кладбища, предположительно, относится к XVII-XVIII вв., так как часть могил перекрыта фундаментом классического собора. Отсутствие в большинстве погребений «елейниц» также указывает на ранний период бытования некрополя.
Обряд захоронения традиционный православный, с ориентировкой по оси восток-запад (вдоль оси главного собора) без статистических погрешностей, что говорит об одновременности бытования кладбища. Отсутствие погребального инвентаря, кроме крестов-тельников и изредка встречающихся бутылочек-елейниц и образков, также характерно для монашеских погребений, не допускающих погребальной вариативности.
Одежда и обувь в погребениях на территории Казанского Богородицкого монастыря практически не сохранилось. Исключение - одеяние схимницы, обнаруженной в склепе во время раскопок 2000 г. Кирпичная погребальная конструкция и местоположение напротив алтаря указывают на высокий социальный и духовный статус монахини. Возможно, она занимала пост настоятельницы или казначеи монастыря.
Безусловно, изучение погребального комплекса Казанского Богородицкого монастыря нуждается во всестороннем исследовании с применением антропологического и одонтологического анализа костяков,
стратиграфического и планиграфического анализа культурного слоя, а также в разработке классификации и типологии погребального инвентаря. Кроме того, коллекция крестов-тельников, найденная во время археологических раскопок, требует специального ставрографического исследования с привлечением широкого спектра аналогий, естественнонаучных и искусствоведческих методик.



1.1. Хлебникова Т.А. Статистический и типологический анализ неполивной керамики из раскопов Казанского Кремля. 19941995 гг. Рукопись. // Государственный историкоархитектурный и художественный музей-заповедник «Казанский Кремль». Ф.З., оп.1. - Казань, 1995.
1.2. Хузин Ф.Ш., Печенкин А.В. Отчет об археологических исследованиях на территории бывшего Богородицккого монастыря. P.XXXVII. // Государственный историкоархитектурный и художественный музей-заповедник «Казанский Кремль». Ф.2., оп.1. - Казань, 2000.
Опубликованные
1.3. Елдашев А.М. Арский Православный некрополь. - Казань: Центр инновационных технологий, 2007. - 63 с.
1.4. Зверинский, В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи: с библиогр. указ. Т. II. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов - СПб., 1892. - 462 с.
1.5. Зверинский В. В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи с библиографическим указателем. Т. 3: Монастыри закрытые до царствования императрицы Екатерины II. - СПб., 1897.-259 с.
1.6. Республика Татарстан: Православные памятники
(середина XVI - начало XX веков). - Казань: Фест, 1998. - 32с.
1.7. Татарская энциклопедия. Том III. - Казань: Институт
татарской энциклопедии АН РТ, 2006. - 664 с.
2. Литература
2.1. Амвросий. История Российской иерархии. Ч. III. - М., 1811. - 761 с.
2.2. Беляев Л. А. Древние монастыри Москвы (кон XIII - нач. XV вв.) по данным археологии // Материалы и исследования по археологии Москвы. - 1995. - Том 6. - 458 с.
2.3. Беляев Л.А. Опыт изучения исторических некрополей и персональной идентификации методами археологии // Методика полевых исследований. - М.: ИА РАН. - 2011. - 56 с.
2.4. Вагнер Г. К.,Чугунов С. В. По Оке от Коломны до Мурома. - М.: Искусство, 1980. — 184 с.
2.5. Верховской П. В. Учреждение Духовной коллегии и Духовный регламент. - Ростов н/Д., 1916. - Т.Н. - 104 с.
2.6. Водарский Я. Е. Землевладение Русской Православной Церкви и ее хозяйственно-экономическая деятельность (XI — начало XX в.) // Русское православие: Вехи истории. - М., 1985.-544 с.
2.7. Воронин Н.Н. Зодчество в Северо-Восточной Руси XII-XV вв. В 2 т. М.: Изд-во АН СССР, 1961.
2.8. Гарзавина А. Екатерина II в Казани: правда, вымыслы,
загадки // Казань. 2005. - № 2. — С. 80-83.
2.9. Гарлев Р. М. К вопросу об ориентации русских церквей // Краткие сообщения Ин-та археологии. - М., 1978. - Вып. 55. - С. 40-43.
2.10. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи. - М., 1908. - 996 с.
2.11. Елдашев А.М. Изучение утерянных монастырских некрополей как фактор возрождения духовности и нравственности русского народа // Православный собеседник: Альманах Казанской Духовной семинарии. - Казань: Казанская Духовная семинария, 2004. - Вып. 3 (8). - С. 135-148.
2.12. Елдашев А.М. Монастыри Казанского края: очерки истории. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2004. -308 с.
2.13. Заринский П.Е. Церковные древности города Казани. - Казань, 1877. - 250 с.
2.14. Зеленецкий А.Ф. Казанский Богородичный первоклассный женский монастырь. Краткий исторический очерк с фотографическими снимками. - Казань, 1910 - 152 с.
2.15. Ильин М. Монастыри Московской Руси XVI века как оборонительные сооружения // Исторический журнал. - 1944. -№ 7-8.-С. 70-81.
2.16. Картер М.К. Раскопки и реставрационные работы в Георгиевском соборе Юрьева монастыря в Новогороде. // СА. - 1946. - Т.VIII. - С. 175-222.
2.17. Лелекова О. В. Материалы к истории художественной мастерской Кирилло-Белозерского монастыря XVII-XVIII вв. // Древнерусское искусство. - М., 1989. С. 157-180.
2.18. Лихачев Д. С. Русское искусство от древности до авангарда. - М.: Искусство, 1992. - 407 с.
2.19. Макарий (Булгаков, М.П.). История Русской Церкви. Кн. IV, ч. I: История Русской Церкви в период постепенного перехода ее к самостоятельности (1240-1589). - М.: Изд-во Спасо-Преображ. Валаам, монастыря, 1996. - 591 с.
2.20. Макаров, Д.М. Самодержавие и христианизация народов Среднего Поволжья (XVI-XVIII вв.) / Д.М. Макаров. Чебоксары: Б. и., 2000. - 279 с.
2.21. Макаров Н.А., Чернецов А.В., Кренке Н.А. К 60-летию Л.А. Беляева. // РА. - 2008.- №2. - С. 90-94.
2.22. Малов Е.А. Казанский Богородицкий девичий монастырь, история и современное его состояние. - Казань, 1879. - 142 с.
2.23. Плешакова И. И. Работы кирилловских резчиков в собрании
Г осударственного Русского музея // Древнерусское
искусство. - М., 1989. - С. 232-242.
2.24. Покровский И.М. К истории Казанских монастырей до 1764 года. — Казань: Типолитография Императорского Казанского Университета, 1902. - 80 с.
2.25. Раппапорт П.А. Русская архитектура Х-ХШ вв. Каталог памятников. - Л.: Наука, 1982. - 135 с.
2.26. Розенфельд Р.Л. Московское керамическое производство XVI-XVIII вв. - М.: Наука, 1968. - 140 с.
2.27. Романенко Е. В. Повседневная жизнь русского средневекового монастыря / Е. В. Романенко. — Москва: АО «Молодая гвардия», 2002. — С. 234-243.
2.28. Рыбаков Б.А. Ремесло Древней Руси. - М.: Изд-во АН СССР, 1948.-792 с.
2.29. Рычков П.И. Опыт Казанской истории древних и средних времен. Спб.: При Императорской Академии Наук, 1767. - 233 с.
2.30. Рябушкина Н. А. К вопросу о композиции русских монастырей XV-XVII вв. // Архитектурное наследство. - М., 1986.-Т.34. - С. 193-200.
2.31. Сидоров А. И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. - М.: Православный паломник, 1998. - 528 с.
2.32. Смолич, И.К. История русской церкви. 1700-1917. Ч. I. — М.: Изд-во Спасо-Преображ. Валаам, монастыря, 1996. — 799 с.
2.33. Смолич, И.К. История русской церкви. 1700-1917. Ч. II. - М.: Изд-во Спасо-Преображ. Валаам, монастыря, 1997. — 799 с.
2.34. Султанов Н.В. Древнерусские красные изразцы // Архитектурные известия и заметки Московского археологического общества. - М.: Тов-во типографии А.И. Мамонтова, 1894. - № 12. - С. 370.
2.35. Татаурова Л. В. К методике изучения керамики археолого
этнографического комплекса // Интеграция археологических и этнографических исследований: материалы III
Всероссийского научного семинара, посвященного 110- летию со дня рождения С.И. Руденко. - Омск, 1995. - Ч. 1. С. 23-25 .
2.36. Халиков А.Х. Укрепления древнейшей Казани // Военнооборонительное дело домонгольской Булгарин. - Казань, 1985. - С. 90-111.
2.37. Хлебникова Т.А. Неполивная керамика Болгара // Город Болгар. Очерки ремесленной деятельности. - М., 1988. - 280 с.
2.38. Хузин Ф.Ш. Исследования по булгаро-татарской археологии. - Казань: Фолиант, 2011. - 468 с.
2.39. Хузин Ф.Ш., Ситдиков А.Г, Древняя Казань. - Казань: Изд-во КГУ, 2005.- 154 с.
2.40. Цыпин В.А. Курс церковного права. - Клин (Московская обл.): Христианская жизнь, 2004. — 700 с.
3. Ресурсы Интернет
3.1. Елдашев А.М. Утраченные монастырские некрополи Казани (XVI - начало XX вв.) [Электронный ресурс] // Мое Семейное Древо [сайт]. URL:
https://po.rn nirod .ru/articles/nekropoli sti ka/ utrachennye- monastvrskie-nekropoli-kazani-xvi-nachalo-xx-vv.html (дата обращения 24.04.2017)
3.2. Зубарева M.M. Изразцы Казани конца XVI - XIX веков.
[Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека диссертаций disserCat [сайт]. URL:
http://www.dissercat.com/content/izraztsy-kazani-kontsa-xvi-xix- vekov#ixzz4kSwAbAYw (дата обращения 23.04.2017).
3.3. Русская глиняная утварь (ХП-Х1Х века) [Электронный
ресурс]. URL http.7/art-
fusing.ru/publ/keramika/russlcaja glinjanaja utvar xii xix veka/ 3-1 -0-4 /дата обращения 10.05.2017)

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.

Пожалуйста, укажите откуда вы узнали о сайте!



© 2008-2021 Cервис помощи студентам в выполнении работ
.