Региональное правотворчество и проблема обеспечения единого правового пространства РФ (Омский Государственный Университет)
|
Введение 3
1 Теоретико-правовые аспекты регионального правотворчества в Российской Федерации 6
1.1 Понятие, значение и сущность регионального правотворчества 6
1.2 Проблемы правотворческой компетенции субъектов Российской Федерации 11
2 Проблематика единства системы субъектов права законодательной инициативы на региональном уровне 15
Заключение 24
Список использованных источников и литературы 26
1 Теоретико-правовые аспекты регионального правотворчества в Российской Федерации 6
1.1 Понятие, значение и сущность регионального правотворчества 6
1.2 Проблемы правотворческой компетенции субъектов Российской Федерации 11
2 Проблематика единства системы субъектов права законодательной инициативы на региональном уровне 15
Заключение 24
Список использованных источников и литературы 26
Россия представляет собой федеративное государство, в настоящий момент состоящее из 85 субъектов, существенно отличающихся друг от друга по своему историко-культурному и социально-экономическому развитию, сталкивающихся с совершенно различными проблемами на пути своего стабильного и устойчивого развития. Очевидно, что, например, проблемы развития Калининградской области существенно отличаются от проблем Приморского края, проблемы Алтайского края далеки от проблем Краснодарского и т.д. В этом и заключается суть федеративного государства –федеральный центр устанавливает «общие правила», в то время как регионы получают возможность решать свои, подчас уникальные проблемы, самостоятельно, в том числе посредством регионального правотворчества. При этом, в современной России со всей очевидностью сложилась ситуация, в соответствии с которой полномочия субъектов Российской Федерации, в том числе в правотворческой сфере, крайне незначительны и формируются по «остаточному принципу» - наиболее важные вопросы общественной жизни, которые регулируются посредством правотворчества, решаются на уровне федерального законодательства, исключительная же компетенция субъектов Российской Федерации, формально установленная ст. 73 Конституции нашего государства, по сути представляет собой «фикцию», практически не наполненную содержанием. Помимо этого, существует достаточно важная проблема, связанная с отсутствием единого подхода к столь важному вопросу, как система субъектов законодательной инициативы на региональном уровне – например, жители Алтайского края в количестве не менее одного процента от общего числа избирателей в регионе обладают правом законодательной инициативы, в то время как в соседней Новосибирской области граждане вообще не могут выступать субъектами права законодательной инициативы.
В целом система субъектов права законодательной инициативы по различным регионам Российской Федерации отличается столь существенно, что не позволяет говорить о едином правовом пространстве в сфере регионального правотворчества.
Вышеизложенное и обуславливает актуальность темы настоящего исследования.
Цель работы – выявление основных проблем обеспечения единого правового пространства Российской Федерации посредством анализа регионального правотворчества.
Задачи исследования:
изучить понятие, значение и сущность регионального правотворчества;
охарактеризовать проблемы правотворческой компетенции субъектов Российской Федерации;
Исследовать проблему единства системы субъектов права законодательной инициативы на региональном уровне .
Объектом работы выступают урегулированные нормами права общественные отношения в сфере правотворчества субъектов Российской Федерации.
Предмет настоящего исследования – Региональное правотворчество и проблема обеспечения единого правового пространства РФ.
Методологию работы составляют как специальные методы (метод моделирования, сравнительно-правовой и др.), так и общенаучные (анализ, синтез, классификация).
Теоретическая база исследования состоит из учебной и научной литературы в области теории государства и права. В частности, можно отметить работы таких авторов, как А. Мелехин, Н. Матузов, А. Малько, Я. Исмагилова, А. Сморчков.
Теоретическая значимость исследования связана с систематизацией представлений об основных проблемах обеспечения единого правового пространства Российской Федерации посредством унификации регионального правотворчества.
Практическая значимость работы обусловлена тем, что ее результаты и предложения могут быть использованы для совершенствования теории и практики регионального правотворчества.
Нормативная база исследования – федеральное законодательство, законодательство ряда субъектов Российской Федерации (Алтайского края, Новосибирской области, Томской области и др.).
Структурно работа состоит из введения, двух глав и заключения.
В конце приведен список использованных источников и литературы.
В целом система субъектов права законодательной инициативы по различным регионам Российской Федерации отличается столь существенно, что не позволяет говорить о едином правовом пространстве в сфере регионального правотворчества.
Вышеизложенное и обуславливает актуальность темы настоящего исследования.
Цель работы – выявление основных проблем обеспечения единого правового пространства Российской Федерации посредством анализа регионального правотворчества.
Задачи исследования:
изучить понятие, значение и сущность регионального правотворчества;
охарактеризовать проблемы правотворческой компетенции субъектов Российской Федерации;
Исследовать проблему единства системы субъектов права законодательной инициативы на региональном уровне .
Объектом работы выступают урегулированные нормами права общественные отношения в сфере правотворчества субъектов Российской Федерации.
Предмет настоящего исследования – Региональное правотворчество и проблема обеспечения единого правового пространства РФ.
Методологию работы составляют как специальные методы (метод моделирования, сравнительно-правовой и др.), так и общенаучные (анализ, синтез, классификация).
Теоретическая база исследования состоит из учебной и научной литературы в области теории государства и права. В частности, можно отметить работы таких авторов, как А. Мелехин, Н. Матузов, А. Малько, Я. Исмагилова, А. Сморчков.
Теоретическая значимость исследования связана с систематизацией представлений об основных проблемах обеспечения единого правового пространства Российской Федерации посредством унификации регионального правотворчества.
Практическая значимость работы обусловлена тем, что ее результаты и предложения могут быть использованы для совершенствования теории и практики регионального правотворчества.
Нормативная база исследования – федеральное законодательство, законодательство ряда субъектов Российской Федерации (Алтайского края, Новосибирской области, Томской области и др.).
Структурно работа состоит из введения, двух глав и заключения.
В конце приведен список использованных источников и литературы.
Проведенное исследование регионального правотворчества и проблем обеспечения единого правого пространства Российской Федерации позволяет сделать определенные выводы.
1) Под региональным правотворчеством следует понимать деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации по принятию, изменению и отмене юридических норм, регулирующих общественные отношения на территории данного субъекта Российской Федерации.
Значение регионального правотворчества заключается в том, что с учетом большой историко-культурной и социально-экономической дифференциации регионов России на уровне федерального правотворчества учесть специфику всех субъектов федерации практически невозможно.
При этом в действительности правотворческая компетенция субъектов Российской Федерации крайне незначительна.
2) Компетенция субъектов регионального правотворчества в современной России крайне незначительна.
По многим важным вопросам (сферам) общественной жизни, обозначенным в ст. 71 Конституции России, субъекты регионального правотворчества не вправе издавать (принимать) правовые акты.
В отношении вопросов (сфер) совместного ведения, установленных в ст. 72 Конституции, региональное правотворчество скорее является продолжением федерального, но никак не самостоятельным институтом.
Исключительная же компетенция субъектов Российской Федерации, установленная в ст. 73 Конституции, сформирована по остаточному принципу и по сути не наполнена реальным содержанием.
2) Одной из важнейших проблем регионального законотворчества, препятствующей формированию единого правового пространств Российской Федерации, является отсутствие единого подхода к системе субъектов права законодательной инициативы на региональном уровне, а именно отсутствие права законодательной инициативы у населения многих субъектов Российской Федерации.
Очевидно, что если жители Алтайского края таким правом обладают, а жители Новосибирской области не обладают, говорить о единой концепции регионального правотворчества нельзя.
Представляется, что право региональной законодательной инициативы должно быть закреплено на уровне федерального законодательства для всех регионов Российской Федерации.
1) Под региональным правотворчеством следует понимать деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации по принятию, изменению и отмене юридических норм, регулирующих общественные отношения на территории данного субъекта Российской Федерации.
Значение регионального правотворчества заключается в том, что с учетом большой историко-культурной и социально-экономической дифференциации регионов России на уровне федерального правотворчества учесть специфику всех субъектов федерации практически невозможно.
При этом в действительности правотворческая компетенция субъектов Российской Федерации крайне незначительна.
2) Компетенция субъектов регионального правотворчества в современной России крайне незначительна.
По многим важным вопросам (сферам) общественной жизни, обозначенным в ст. 71 Конституции России, субъекты регионального правотворчества не вправе издавать (принимать) правовые акты.
В отношении вопросов (сфер) совместного ведения, установленных в ст. 72 Конституции, региональное правотворчество скорее является продолжением федерального, но никак не самостоятельным институтом.
Исключительная же компетенция субъектов Российской Федерации, установленная в ст. 73 Конституции, сформирована по остаточному принципу и по сути не наполнена реальным содержанием.
2) Одной из важнейших проблем регионального законотворчества, препятствующей формированию единого правового пространств Российской Федерации, является отсутствие единого подхода к системе субъектов права законодательной инициативы на региональном уровне, а именно отсутствие права законодательной инициативы у населения многих субъектов Российской Федерации.
Очевидно, что если жители Алтайского края таким правом обладают, а жители Новосибирской области не обладают, говорить о единой концепции регионального правотворчества нельзя.
Представляется, что право региональной законодательной инициативы должно быть закреплено на уровне федерального законодательства для всех регионов Российской Федерации.
Подобные работы
- Региональное правотворчество. Понятие, виды и принципы (Омский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2019 - Статус иностранного специалиста в российских спортивных регламентах в едином правовом пространстве ВТО и ЕАЭС
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2018 - Компетенция субъектов Российской Федерации в сфере образования: проблемы теории и Ирак гики
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Муниципальный правотворческий процесс
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2021 - СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА В СИСТЕМЕ ИСТОЧНИКОВ НАЛОГОВОГО ПРАВА (на примере ЕС и РФ)(12.00.14 )
Диссертации (РГБ), административное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - Оптимизация аппарата государственной власти Российской Федерации в области финансовых рынков: правовые предпосылки и гипотезы
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - Социально-правовые формы и методы регулирования спорта в современной России на примере Алтайского края
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2018 - МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Социальная ценность международного публичного права
Магистерская диссертация, международное публичное право. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2025



