Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Региональное правотворчество и проблема обеспечения единого правового пространства РФ (Омский Государственный Университет)

Работа №38627

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

теория государства и права

Объем работы27
Год сдачи2019
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
331
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретико-правовые аспекты регионального правотворчества в Российской Федерации 6
1.1 Понятие, значение и сущность регионального правотворчества 6
1.2 Проблемы правотворческой компетенции субъектов Российской Федерации 11
2 Проблематика единства системы субъектов права законодательной инициативы на региональном уровне 15
Заключение 24
Список использованных источников и литературы 26

Россия представляет собой федеративное государство, в настоящий момент состоящее из 85 субъектов, существенно отличающихся друг от друга по своему историко-культурному и социально-экономическому развитию, сталкивающихся с совершенно различными проблемами на пути своего стабильного и устойчивого развития. Очевидно, что, например, проблемы развития Калининградской области существенно отличаются от проблем Приморского края, проблемы Алтайского края далеки от проблем Краснодарского и т.д. В этом и заключается суть федеративного государства –федеральный центр устанавливает «общие правила», в то время как регионы получают возможность решать свои, подчас уникальные проблемы, самостоятельно, в том числе посредством регионального правотворчества. При этом, в современной России со всей очевидностью сложилась ситуация, в соответствии с которой полномочия субъектов Российской Федерации, в том числе в правотворческой сфере, крайне незначительны и формируются по «остаточному принципу» - наиболее важные вопросы общественной жизни, которые регулируются посредством правотворчества, решаются на уровне федерального законодательства, исключительная же компетенция субъектов Российской Федерации, формально установленная ст. 73 Конституции нашего государства, по сути представляет собой «фикцию», практически не наполненную содержанием. Помимо этого, существует достаточно важная проблема, связанная с отсутствием единого подхода к столь важному вопросу, как система субъектов законодательной инициативы на региональном уровне – например, жители Алтайского края в количестве не менее одного процента от общего числа избирателей в регионе обладают правом законодательной инициативы, в то время как в соседней Новосибирской области граждане вообще не могут выступать субъектами права законодательной инициативы.
В целом система субъектов права законодательной инициативы по различным регионам Российской Федерации отличается столь существенно, что не позволяет говорить о едином правовом пространстве в сфере регионального правотворчества.
Вышеизложенное и обуславливает актуальность темы настоящего исследования.
Цель работы – выявление основных проблем обеспечения единого правового пространства Российской Федерации посредством анализа регионального правотворчества.
Задачи исследования:
 изучить понятие, значение и сущность регионального правотворчества;
 охарактеризовать проблемы правотворческой компетенции субъектов Российской Федерации;
 Исследовать проблему единства системы субъектов права законодательной инициативы на региональном уровне .
Объектом работы выступают урегулированные нормами права общественные отношения в сфере правотворчества субъектов Российской Федерации.
Предмет настоящего исследования – Региональное правотворчество и проблема обеспечения единого правового пространства РФ.
Методологию работы составляют как специальные методы (метод моделирования, сравнительно-правовой и др.), так и общенаучные (анализ, синтез, классификация).
Теоретическая база исследования состоит из учебной и научной литературы в области теории государства и права. В частности, можно отметить работы таких авторов, как А. Мелехин, Н. Матузов, А. Малько, Я. Исмагилова, А. Сморчков.
Теоретическая значимость исследования связана с систематизацией представлений об основных проблемах обеспечения единого правового пространства Российской Федерации посредством унификации регионального правотворчества.
Практическая значимость работы обусловлена тем, что ее результаты и предложения могут быть использованы для совершенствования теории и практики регионального правотворчества.
Нормативная база исследования – федеральное законодательство, законодательство ряда субъектов Российской Федерации (Алтайского края, Новосибирской области, Томской области и др.).
Структурно работа состоит из введения, двух глав и заключения.
В конце приведен список использованных источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование регионального правотворчества и проблем обеспечения единого правого пространства Российской Федерации позволяет сделать определенные выводы.
1) Под региональным правотворчеством следует понимать деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации по принятию, изменению и отмене юридических норм, регулирующих общественные отношения на территории данного субъекта Российской Федерации.
Значение регионального правотворчества заключается в том, что с учетом большой историко-культурной и социально-экономической дифференциации регионов России на уровне федерального правотворчества учесть специфику всех субъектов федерации практически невозможно.
При этом в действительности правотворческая компетенция субъектов Российской Федерации крайне незначительна.
2) Компетенция субъектов регионального правотворчества в современной России крайне незначительна.
По многим важным вопросам (сферам) общественной жизни, обозначенным в ст. 71 Конституции России, субъекты регионального правотворчества не вправе издавать (принимать) правовые акты.
В отношении вопросов (сфер) совместного ведения, установленных в ст. 72 Конституции, региональное правотворчество скорее является продолжением федерального, но никак не самостоятельным институтом.
Исключительная же компетенция субъектов Российской Федерации, установленная в ст. 73 Конституции, сформирована по остаточному принципу и по сути не наполнена реальным содержанием.
2) Одной из важнейших проблем регионального законотворчества, препятствующей формированию единого правового пространств Российской Федерации, является отсутствие единого подхода к системе субъектов права законодательной инициативы на региональном уровне, а именно отсутствие права законодательной инициативы у населения многих субъектов Российской Федерации.
Очевидно, что если жители Алтайского края таким правом обладают, а жители Новосибирской области не обладают, говорить о единой концепции регионального правотворчества нельзя.
Представляется, что право региональной законодательной инициативы должно быть закреплено на уровне федерального законодательства для всех регионов Российской Федерации.



1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 14.12.2018).
2. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 14.12.2018).
3. Постановление Конституционного Суда РФ от 29 ноября 2006 года № 9-П «По делу о проверке конституционности пункта 100 Регламента Правительства Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 14.12.2018).
4. Устав (Основной закон) Алтайского края от 05 июня 1995 года № 3-ЗС [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 14.12.2018).
5. Устав (Основной закон) Омской области от 26 декабря 1995 года № 136 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 14.12.2018).
6. Устав (Основной закон) Томской области от 26 июля 1995 года № 136 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 14.12.2018).
7. Устав (Основной закон) Новосибирской области от 18 апреля 2005 года № 282-ОЗ [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 14.12.2018).
8. Исмагилова, Я.Ф. Правотворчество субъектов федерации : автореф. дис. … канд. юрид. наук / Я.Ф. Исмагилова. – Екатеринбург, 2004. – 26 с.
9. Мелехин, А.В. Теория государства и права / А.В. Мелехин. – М.: Юрайт, 2014. – 566 с.
10. Матузов, Н.И., Малько, А.В. Теория государства и права / Н.И. Матузов, А.В. Малько. – М.: КноРус, 2013. – 498 с.
11. Сморчков, А.И. К вопросу о проблемах российского федерализма / А.И. Сморчков // Вестник Нижегородского государственного университета им. Лобачевского. – 2016. - № 3. – С. 78-82.
12. Статистические результаты правотворческой деятельности Алтайского краевого Законодательного собрания (АКЗС) [Электронный ресурс] // Официальный сайт АКЗС. – URL: http://www.akzs.ru/activity/res//online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 14.12.2018).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ