Роль и место Германии в Евросоюзе на современном этапе отношений
|
Введение 14
Глава 1. Исторические аспекты участия Германии
в создании и становлении Евросоюза 21
1.1. Участие Германии в Маастрихтском договоре 21
1.2. Участие Германии в Амстердамском договоре 29
1.3. Участие Германии в Ниццком договоре 36
Глава 2. Влияние Германии на европейскую интеграцию на современном этапе отношений 44
2.1. Особенности современного экономического положения Германии
в Евросоюзе 44
2.2. Основные направления внешней политики Германии в Евросоюзе 52
2.3. Участие Германии в общеевропейской стратегии по противодействию
мировому финансовому и европейскому долговому кризису
Глава 3. Приоритеты и перспективы Германии в Евросоюзе 78
3.1. Приоритеты Германии в экономической и политической сферах 78
в рамках Евросоюза
3.2 Перспективы отношений Германии как члена Евросоюза 83
с третьими странами 83
Заключение 92
Список использованных источников и литературы 95
1. Источники 95
2. Литература 96
Глава 1. Исторические аспекты участия Германии
в создании и становлении Евросоюза 21
1.1. Участие Германии в Маастрихтском договоре 21
1.2. Участие Германии в Амстердамском договоре 29
1.3. Участие Германии в Ниццком договоре 36
Глава 2. Влияние Германии на европейскую интеграцию на современном этапе отношений 44
2.1. Особенности современного экономического положения Германии
в Евросоюзе 44
2.2. Основные направления внешней политики Германии в Евросоюзе 52
2.3. Участие Германии в общеевропейской стратегии по противодействию
мировому финансовому и европейскому долговому кризису
Глава 3. Приоритеты и перспективы Германии в Евросоюзе 78
3.1. Приоритеты Германии в экономической и политической сферах 78
в рамках Евросоюза
3.2 Перспективы отношений Германии как члена Евросоюза 83
с третьими странами 83
Заключение 92
Список использованных источников и литературы 95
1. Источники 95
2. Литература 96
Постановка проблемы. В настоящее время Европейский союз (ЕС) является одним из влиятельных участников мирового сообщества и наиболее сплоченной политической силой, играющей ведущую роль в определении и развитии современного миропорядка. По состоянию на 1 января 2018 г. количество членов-участниц Евросоюза составляет 28 стран, и многие из них играют существенную роль не только в рамках союза, но и в различных современных мировых политических процессах.
Особая роль в Евросоюзе принадлежит Германии, сыгравшей роль локомотива на начальном этапе возникновения идей о европейской интеграции и являющейся движущей силой европейского политического союза на современном этапе его существования. Способствуя установлению тесного сотрудничества между европейскими государствами в различных областях, Германия обеспечила себе больший вес, нежели голоса государств- участниц Евросоюза, что объяснимо рядом обстоятельств. Во-первых, ФРГ наряду с другими государствами Евросоюза (Францией и странами Бенилюкса) стояла у истоков создания данной политической организации, заложив основы объединения большинства государств европейского континента. Во-вторых, благодаря своему географическому положению, Германия является основным регулятором различных процессов, происходящих в Европе. Представляется, что сегодня, именно Германия, наряду с Францией является той политической силой, которая определяет основные направления дальнейшего развития Евросоюза.
Введение единой европейской валюты еще более усилило влияние Германии в Европейском Союзе, а решение проблем мирового финансового кризиса 2008 г., распространившегося на Европу со стороны германского государства, как европейского лидера позволило укрепить ФРГ свои позиции на европейском пространстве.
В свою очередь заметим, что для Германии ведение политики лидера в процессе европейской интеграции также всегда играло важную роль, во- первых, помогая ей оставить свое националистическое прошлое и занять главенствующее место на европейской территории; и, во-вторых, путем укрепления своей позиции в процессе европейской интеграции решить проблему национального воссоединения страны. На современном этапе развития европейских отношений, снижение заинтересованности германского государства в последующем развитии интеграционных процессов в ЕС не наблюдается.
Вышеуказанные обстоятельства, на наш взгляд, свидетельствуют об актуальности выбранной мной темы исследования и проведении ее комплексного анализа. Изучение основных направлений политики германского государства дает возможность не только определить роль Германии в Европейском Союзе с момента возникновения идей о европейской интеграции, но также сформировать целостную картину о дальнейших тенденциях германской политики в Евросоюзе.
Степень разработанности темы исследования. Различные вопросы исследуемой проблематики достаточно подробно освещены в трудах целого ряда отечественных и зарубежных ученых.
Среди отечественных ученых, занимавшихся проблематикой международных отношений и европейской интеграции, следует назвать А.В. Ананьева, Э.П. Бабина, Е.П. Бажанова, В.Г. Барановского, Ю.Б. Бойко, Ю.А.
Борко, А.В. Горскиц, A.A. Громыко, Д.А. Данилова, С.С. Жильцова, В.В. Журкина, Т.А. Закаурцеву, К.Н. Кулматова, Д.Е. Мельникову, A.B. Митрофанову, А.Н. Пилько, Б.Р. Тузмухамедова, П.А. Цыганкова, В.В. Цыкало, Ю.В. Шишкова, Н.П. Шмелева, В.В. Штоль, А.Д. Шутова; и других.
Исследованию внешней политики и политики безопасности Германии, в том числе политике объединенной Германии в отношении ЕС посвятили свои работы А.А. Ахтамзян, В.Б. Белов, Т.В. Белякова, А.Ю. Ватлин, К.С. Вяткин, Д.К. Давлетшина, И.Ф. Максимычев, A.A. Новиков, Н.В. Павлов, Т.Г. Пархалина, C.B. Погорельская, Е.В. Ревякин, С.С. Сумленный; и другие.
B. Б. Белов в своей монографии «Современная Германия: экономика и политика» подробно рассматривает различные аспекты экономики и политики современной ФРГ - одного из лидеров западноевропейских интеграционных процессов.
Н.В. Павлов в своей работе «История внешней политики Германии. От Бисмарка до Меркель» анализирует историю внешней политики Германии на международной арене и дает масштабную картину международной деятельности Германии со времен образования единого национального германского государства до 2012 г.
C. С. Сумленный в своем исследовании «Немецкая система. Как устроена Германия» проводит подробное и всестороннее рассмотрение современного немецкого общества, роли Германии в Европе и мире.
Среди зарубежных ученых, заметим при этом, что весьма немногочисленных, занимавшихся исследованием отдельных аспектов участия Германии в Евросоюзе, следует назвать: Ж. Броиш, Ж. Жаук, Х. Маул, В. Шонфельдер, Э. Виттенберг и др.
В целом, признавая высокую значимость проведенных исследований, посвященных общим тенденциям европейского интеграционного процесса и основным направлениям политики Германии в Евросоюзе, следует признать, что в настоящее время отсутствует комплексное исследование роли и места Германии на современном этапе европейской интеграции.
Цель работы заключается в определении доминирующей роли и места Германии в европейской интеграции на современном этапе отношений, выявление путей их реализации.
Достижение указанной цели, возможно путем решения ряда задач:
1) изучить участие Германии в Маастрихтском договоре;
2) охарактеризовать участие Германии в Амстердамском договоре;
3) описать участие Германии в Ниццком договоре;
4) раскрыть особенности современного экономического положения Германии в Евросоюзе;
5) исследовать основные направления внешней политики Германии в Евросоюзе;
6) рассмотреть участие Германии в общеевропейской стратегии по противодействию мировому финансовому и европейскому долговому кризису;
7) проанализировать приоритеты Германии в экономической и политической сферах в рамках Евросоюза;
8) определить перспективы отношений Германии как члена Евросоюза с третьими странами.
Хронологические рамки исследования охватывают период времени с 1992 г. по 13 марта 2018 г. - с момента подписания Маастрихтского договора и до избрания Ангелы Меркель канцлером Германии на четвертый срок.
Методологической основой исследования при изучении роли и места Германии в Европейском союзе послужили различные методы познания явлений политической и международной действительности. Так, метод системного анализа предоставил автору работы возможность проанализировать взаимоотношения Германии с другими странами- участницами Евросоюза. С помощью историко-правового метода была рассмотрена эволюция возникновения и развития Евросоюза. Сравнительный метод исследования позволил определить общее и особенной в политической роли Германии в Евросоюзе. И, наконец, с помощью метода логического анализа были объединены различные аспекты рассматриваемой проблематики в структурированное и согласованное знание.
Объектом исследования является эволюция позиции ФРГ по важнейшим вопросам европейской интеграции с учетом результатов их реализации; а также основные направления деятельности германского государства, характеризующие его роль и место в Евросоюзе.
Предметом исследования выступает политика Германии по отношению к Европейскому Союзу и ее связь с национальной идеей объединения; а также преемственность в европейской политике германского государства и ее влияние на деятельность Союза с целью понимания современной роли и места Германии в ЕС.
Источниковую базу работы составили российские источники и иностранные издания, в частности на немецком и английском языках, среди которых необходимо назвать различные правовые документы Евросоюза.
Проанализированы документы по внешней политике ФРГ, статистические отчеты германского парламента (бундестаг) и органа представительства земель (бундесрат), многочисленные «Белые книги» германского правительства, позиции политических партий по основным направлениям деятельности Германии в ЕС, выступления глав государств Евросоюза.
Научная новизна работы определяется проведением комплексного анализа специфики германского подхода к формулированию важнейших тенденций развития европейской интеграции на современном этапе; представлением исследования проблемно-хронологического характера, отражающего важнейшие направления политики ФРГ в Евросоюзе, способствующие укреплению ее роли и места в ЕС.
Научно-практическая значимость исследования характеризуется возможностью использования выводов и предложений, содержащихся в работе в деятельности российских внешнеполитических ведомств; при проведении переговоров и консультаций с ЕС по различным актуальным политическим и экономическим вопросам. Результаты исследования могут также представлять интерес для преподавателей и студентов высших учебных заведений, интересующихся проблематикой международных отношений и политологии.
Структура работы состоит из введения, трех глав, поделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников и литературы.
Особая роль в Евросоюзе принадлежит Германии, сыгравшей роль локомотива на начальном этапе возникновения идей о европейской интеграции и являющейся движущей силой европейского политического союза на современном этапе его существования. Способствуя установлению тесного сотрудничества между европейскими государствами в различных областях, Германия обеспечила себе больший вес, нежели голоса государств- участниц Евросоюза, что объяснимо рядом обстоятельств. Во-первых, ФРГ наряду с другими государствами Евросоюза (Францией и странами Бенилюкса) стояла у истоков создания данной политической организации, заложив основы объединения большинства государств европейского континента. Во-вторых, благодаря своему географическому положению, Германия является основным регулятором различных процессов, происходящих в Европе. Представляется, что сегодня, именно Германия, наряду с Францией является той политической силой, которая определяет основные направления дальнейшего развития Евросоюза.
Введение единой европейской валюты еще более усилило влияние Германии в Европейском Союзе, а решение проблем мирового финансового кризиса 2008 г., распространившегося на Европу со стороны германского государства, как европейского лидера позволило укрепить ФРГ свои позиции на европейском пространстве.
В свою очередь заметим, что для Германии ведение политики лидера в процессе европейской интеграции также всегда играло важную роль, во- первых, помогая ей оставить свое националистическое прошлое и занять главенствующее место на европейской территории; и, во-вторых, путем укрепления своей позиции в процессе европейской интеграции решить проблему национального воссоединения страны. На современном этапе развития европейских отношений, снижение заинтересованности германского государства в последующем развитии интеграционных процессов в ЕС не наблюдается.
Вышеуказанные обстоятельства, на наш взгляд, свидетельствуют об актуальности выбранной мной темы исследования и проведении ее комплексного анализа. Изучение основных направлений политики германского государства дает возможность не только определить роль Германии в Европейском Союзе с момента возникновения идей о европейской интеграции, но также сформировать целостную картину о дальнейших тенденциях германской политики в Евросоюзе.
Степень разработанности темы исследования. Различные вопросы исследуемой проблематики достаточно подробно освещены в трудах целого ряда отечественных и зарубежных ученых.
Среди отечественных ученых, занимавшихся проблематикой международных отношений и европейской интеграции, следует назвать А.В. Ананьева, Э.П. Бабина, Е.П. Бажанова, В.Г. Барановского, Ю.Б. Бойко, Ю.А.
Борко, А.В. Горскиц, A.A. Громыко, Д.А. Данилова, С.С. Жильцова, В.В. Журкина, Т.А. Закаурцеву, К.Н. Кулматова, Д.Е. Мельникову, A.B. Митрофанову, А.Н. Пилько, Б.Р. Тузмухамедова, П.А. Цыганкова, В.В. Цыкало, Ю.В. Шишкова, Н.П. Шмелева, В.В. Штоль, А.Д. Шутова; и других.
Исследованию внешней политики и политики безопасности Германии, в том числе политике объединенной Германии в отношении ЕС посвятили свои работы А.А. Ахтамзян, В.Б. Белов, Т.В. Белякова, А.Ю. Ватлин, К.С. Вяткин, Д.К. Давлетшина, И.Ф. Максимычев, A.A. Новиков, Н.В. Павлов, Т.Г. Пархалина, C.B. Погорельская, Е.В. Ревякин, С.С. Сумленный; и другие.
B. Б. Белов в своей монографии «Современная Германия: экономика и политика» подробно рассматривает различные аспекты экономики и политики современной ФРГ - одного из лидеров западноевропейских интеграционных процессов.
Н.В. Павлов в своей работе «История внешней политики Германии. От Бисмарка до Меркель» анализирует историю внешней политики Германии на международной арене и дает масштабную картину международной деятельности Германии со времен образования единого национального германского государства до 2012 г.
C. С. Сумленный в своем исследовании «Немецкая система. Как устроена Германия» проводит подробное и всестороннее рассмотрение современного немецкого общества, роли Германии в Европе и мире.
Среди зарубежных ученых, заметим при этом, что весьма немногочисленных, занимавшихся исследованием отдельных аспектов участия Германии в Евросоюзе, следует назвать: Ж. Броиш, Ж. Жаук, Х. Маул, В. Шонфельдер, Э. Виттенберг и др.
В целом, признавая высокую значимость проведенных исследований, посвященных общим тенденциям европейского интеграционного процесса и основным направлениям политики Германии в Евросоюзе, следует признать, что в настоящее время отсутствует комплексное исследование роли и места Германии на современном этапе европейской интеграции.
Цель работы заключается в определении доминирующей роли и места Германии в европейской интеграции на современном этапе отношений, выявление путей их реализации.
Достижение указанной цели, возможно путем решения ряда задач:
1) изучить участие Германии в Маастрихтском договоре;
2) охарактеризовать участие Германии в Амстердамском договоре;
3) описать участие Германии в Ниццком договоре;
4) раскрыть особенности современного экономического положения Германии в Евросоюзе;
5) исследовать основные направления внешней политики Германии в Евросоюзе;
6) рассмотреть участие Германии в общеевропейской стратегии по противодействию мировому финансовому и европейскому долговому кризису;
7) проанализировать приоритеты Германии в экономической и политической сферах в рамках Евросоюза;
8) определить перспективы отношений Германии как члена Евросоюза с третьими странами.
Хронологические рамки исследования охватывают период времени с 1992 г. по 13 марта 2018 г. - с момента подписания Маастрихтского договора и до избрания Ангелы Меркель канцлером Германии на четвертый срок.
Методологической основой исследования при изучении роли и места Германии в Европейском союзе послужили различные методы познания явлений политической и международной действительности. Так, метод системного анализа предоставил автору работы возможность проанализировать взаимоотношения Германии с другими странами- участницами Евросоюза. С помощью историко-правового метода была рассмотрена эволюция возникновения и развития Евросоюза. Сравнительный метод исследования позволил определить общее и особенной в политической роли Германии в Евросоюзе. И, наконец, с помощью метода логического анализа были объединены различные аспекты рассматриваемой проблематики в структурированное и согласованное знание.
Объектом исследования является эволюция позиции ФРГ по важнейшим вопросам европейской интеграции с учетом результатов их реализации; а также основные направления деятельности германского государства, характеризующие его роль и место в Евросоюзе.
Предметом исследования выступает политика Германии по отношению к Европейскому Союзу и ее связь с национальной идеей объединения; а также преемственность в европейской политике германского государства и ее влияние на деятельность Союза с целью понимания современной роли и места Германии в ЕС.
Источниковую базу работы составили российские источники и иностранные издания, в частности на немецком и английском языках, среди которых необходимо назвать различные правовые документы Евросоюза.
Проанализированы документы по внешней политике ФРГ, статистические отчеты германского парламента (бундестаг) и органа представительства земель (бундесрат), многочисленные «Белые книги» германского правительства, позиции политических партий по основным направлениям деятельности Германии в ЕС, выступления глав государств Евросоюза.
Научная новизна работы определяется проведением комплексного анализа специфики германского подхода к формулированию важнейших тенденций развития европейской интеграции на современном этапе; представлением исследования проблемно-хронологического характера, отражающего важнейшие направления политики ФРГ в Евросоюзе, способствующие укреплению ее роли и места в ЕС.
Научно-практическая значимость исследования характеризуется возможностью использования выводов и предложений, содержащихся в работе в деятельности российских внешнеполитических ведомств; при проведении переговоров и консультаций с ЕС по различным актуальным политическим и экономическим вопросам. Результаты исследования могут также представлять интерес для преподавателей и студентов высших учебных заведений, интересующихся проблематикой международных отношений и политологии.
Структура работы состоит из введения, трех глав, поделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников и литературы.
В ходе проведенного исследования роли и места Германии в Евросоюзе на современном этапе отношений я пришла к выводу, что сегодня Германия является важным мировым и региональным субъектом международных отношений, к тому же это государство стояло у истоков евроинтеграции.
Германия играет лидирующую роль в ЕС, так как вносит наибольший вклад в финансирование бюджета Евросоюза. Основные характеристики участия ФРГ в ЕС находятся во взаимной зависимости: доля Германии в европейском бюджете, определяющая ее роль в ЕС, в свою очередь, напрямую зависит от активности европейской политики ФРГ. Развитие ЕС в результате реализации этой политики определяет возрастающую роль Германии в интегрирующейся Европе.
Германия обладает значительным экономическим потенциалом, который способствует динамичному развитию страны, вследствие чего Германия способна отстаивать свои национальные интересы, как в Европе, так и на мировой политической арене.
Мировой финансовый кризис и развивающийся на его фоне европейский долговой кризис стали настоящим испытанием для ЕС. Обладая более или менее достаточным антикризисным инструментарием, ЕС нуждался в сильном лидере, способном стать гарантом безопасности и стабильности для остальных европейских стран. Хотя и с некоторым опозданием, лидерство на себя взяла Германия, в которой однако с момента объединения просматривается большее стремление к укреплению позиций на международной арене, нежели к усилению европейской интеграции.
Германия принимала активное участие в выработке общеевропейской стратегии по борьбе с мировым финансовым кризисом. Тем не менее, свою антикризисную программу она выстраивала как на основе рекомендаций ЕС, так и с учетом особенностей национальной экономики. Это позволило Германии быстрее достигнуть докризисного уровня по многим экономическим показателям и укрепить свои позиции в качестве сильнейшей экономики на европейском континенте. После того как мировой финансовый кризис трансформировался в кризис еврозоны, вовлеченность Германии в европейскую антикризисную политику усилилась. Помимо того, что помощь проблемным странам финансировалась большей частью из средств немецких налогоплательщиков, Германия стала также инициатором структурных реформ ЕС, которые способствовали усилению интеграционных процессов. Несмотря на это действия немецкого правительства часто сопровождались критикой как со стороны населения стран Южной Европы, недовольных режимом строгой экономии, прописанной в обмен на предоставление финансовой помощи, так и со стороны представителей прочих стран ЕС, которые считали предлагаемые Германией меры либо неэффективными, либо узревали в них стремление Германии упрочить свое влияние в ЕС. Проблемным странам Южной Европы, как и всему ЕС, необходима плановая программа выхода из сложившегося кризиса, какой бы болезненной она ни была в краткосрочном периоде. На сегодняшний день лидерство в разработке такой программы способна взять на себя из стран ЕС только Германия.
Что касается экономического взаимодействия Германии и стран ЕС, в кризисный период произошли определенные сдвиги, как во внешней торговле, так и в инвестиционном сотрудничестве. Наиболее показательной является динамика товарного экспорта из Германии в страны ЕС, так как она с большой точностью отражала развитие кризисных явлений. В результате воздействия мирового финансового и европейского долгового кризисов, спрос на немецкую продукцию со стороны стран ЕС, а в особенности стран еврозоны, заметно снизился. Возместить упавший спрос немецким экспортерам удалось, в первую очередь, на китайском рынке, а также на рынке США и некоторых европейских стран, в результате чего доля немецкого экспорта в эти регионы существенно возросла.
Под воздействием кризисов изменились, в первую очередь, масштабы и региональная ориентация внешней торговли Германии, а также потоков ее ПИИ. То, как будет развиваться экономическое сотрудничество Германии с ЕС в дальнейшем, во многом зависит от того, насколько эффективным будет их политическое сотрудничество.
Вместе с тем, заметим, что формирование единой концепции внешней политики по отношению к ЕС и европейской интеграции представляется довольно сложной задачей для правительства Германии. На сегодняшний день внутри государства нарастает внутреннее политическое напряжение по ряду вопросов внутренней и внешней политики. Такое напряжение является следствием не только разногласий между партиями по миграционному вопросу, но и результатом усиления двух противоположных тенденций, заключающихся в стремлении к дальнейшей европейской интеграции и в стремлении ее ограничить. Разумеется, Германия остается по-прежнему локомотивом в ЕС, так как от ее позиции и курса зависит будущее европейской интеграции. Кроме того, Германия заинтересована в создании пространства стабильности в Европе, в центре которой находится она сама.
Германия в XXI веке проводит активную внешнюю политику, ее роль в международных отношениях одна из ключевых. Сильная и безопасная Европа, в том числе и в военном плане, по-прежнему остается важнейшей целью Германии. Немцы готовы нести возросшую внешнеполитическую ответственность и участвовать в рамках Устава ООН во всех акциях ООН, НАТО, ЗЕС, ОБСЕ по восстановлению мира. Евросоюз должен в будущем взять на себя большую ответственность за обеспечение безопасности на континенте, при этом Германия ратует за сохранение американского присутствия в Европе, выступая за комплексное обеспечение европейской безопасности силами НАТО, ЗЕС и ОБСЕ. В то же время, в интересах Германии сохранение тесных отношений с Россией, которые будут только способствовать укреплению международной безопасности и дальнейшему поступательному развитию не только Германии, но и в целом Евросоюза.
Германия играет лидирующую роль в ЕС, так как вносит наибольший вклад в финансирование бюджета Евросоюза. Основные характеристики участия ФРГ в ЕС находятся во взаимной зависимости: доля Германии в европейском бюджете, определяющая ее роль в ЕС, в свою очередь, напрямую зависит от активности европейской политики ФРГ. Развитие ЕС в результате реализации этой политики определяет возрастающую роль Германии в интегрирующейся Европе.
Германия обладает значительным экономическим потенциалом, который способствует динамичному развитию страны, вследствие чего Германия способна отстаивать свои национальные интересы, как в Европе, так и на мировой политической арене.
Мировой финансовый кризис и развивающийся на его фоне европейский долговой кризис стали настоящим испытанием для ЕС. Обладая более или менее достаточным антикризисным инструментарием, ЕС нуждался в сильном лидере, способном стать гарантом безопасности и стабильности для остальных европейских стран. Хотя и с некоторым опозданием, лидерство на себя взяла Германия, в которой однако с момента объединения просматривается большее стремление к укреплению позиций на международной арене, нежели к усилению европейской интеграции.
Германия принимала активное участие в выработке общеевропейской стратегии по борьбе с мировым финансовым кризисом. Тем не менее, свою антикризисную программу она выстраивала как на основе рекомендаций ЕС, так и с учетом особенностей национальной экономики. Это позволило Германии быстрее достигнуть докризисного уровня по многим экономическим показателям и укрепить свои позиции в качестве сильнейшей экономики на европейском континенте. После того как мировой финансовый кризис трансформировался в кризис еврозоны, вовлеченность Германии в европейскую антикризисную политику усилилась. Помимо того, что помощь проблемным странам финансировалась большей частью из средств немецких налогоплательщиков, Германия стала также инициатором структурных реформ ЕС, которые способствовали усилению интеграционных процессов. Несмотря на это действия немецкого правительства часто сопровождались критикой как со стороны населения стран Южной Европы, недовольных режимом строгой экономии, прописанной в обмен на предоставление финансовой помощи, так и со стороны представителей прочих стран ЕС, которые считали предлагаемые Германией меры либо неэффективными, либо узревали в них стремление Германии упрочить свое влияние в ЕС. Проблемным странам Южной Европы, как и всему ЕС, необходима плановая программа выхода из сложившегося кризиса, какой бы болезненной она ни была в краткосрочном периоде. На сегодняшний день лидерство в разработке такой программы способна взять на себя из стран ЕС только Германия.
Что касается экономического взаимодействия Германии и стран ЕС, в кризисный период произошли определенные сдвиги, как во внешней торговле, так и в инвестиционном сотрудничестве. Наиболее показательной является динамика товарного экспорта из Германии в страны ЕС, так как она с большой точностью отражала развитие кризисных явлений. В результате воздействия мирового финансового и европейского долгового кризисов, спрос на немецкую продукцию со стороны стран ЕС, а в особенности стран еврозоны, заметно снизился. Возместить упавший спрос немецким экспортерам удалось, в первую очередь, на китайском рынке, а также на рынке США и некоторых европейских стран, в результате чего доля немецкого экспорта в эти регионы существенно возросла.
Под воздействием кризисов изменились, в первую очередь, масштабы и региональная ориентация внешней торговли Германии, а также потоков ее ПИИ. То, как будет развиваться экономическое сотрудничество Германии с ЕС в дальнейшем, во многом зависит от того, насколько эффективным будет их политическое сотрудничество.
Вместе с тем, заметим, что формирование единой концепции внешней политики по отношению к ЕС и европейской интеграции представляется довольно сложной задачей для правительства Германии. На сегодняшний день внутри государства нарастает внутреннее политическое напряжение по ряду вопросов внутренней и внешней политики. Такое напряжение является следствием не только разногласий между партиями по миграционному вопросу, но и результатом усиления двух противоположных тенденций, заключающихся в стремлении к дальнейшей европейской интеграции и в стремлении ее ограничить. Разумеется, Германия остается по-прежнему локомотивом в ЕС, так как от ее позиции и курса зависит будущее европейской интеграции. Кроме того, Германия заинтересована в создании пространства стабильности в Европе, в центре которой находится она сама.
Германия в XXI веке проводит активную внешнюю политику, ее роль в международных отношениях одна из ключевых. Сильная и безопасная Европа, в том числе и в военном плане, по-прежнему остается важнейшей целью Германии. Немцы готовы нести возросшую внешнеполитическую ответственность и участвовать в рамках Устава ООН во всех акциях ООН, НАТО, ЗЕС, ОБСЕ по восстановлению мира. Евросоюз должен в будущем взять на себя большую ответственность за обеспечение безопасности на континенте, при этом Германия ратует за сохранение американского присутствия в Европе, выступая за комплексное обеспечение европейской безопасности силами НАТО, ЗЕС и ОБСЕ. В то же время, в интересах Германии сохранение тесных отношений с Россией, которые будут только способствовать укреплению международной безопасности и дальнейшему поступательному развитию не только Германии, но и в целом Евросоюза.
Подобные работы
- ВОСТОЧНАЯ ПОЛИТИКА ГЕРМАНИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2016 - Турецко-британские отношения на современном этапе
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016 - ПОЛИТИКА ГЕРМАНИИ В ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ В XXI ВЕКЕ (НА ПРИМЕРЕ ПОЛЬШИ И СТРАН БАЛТИИ)
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - КОНЦЕПЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЯСА ШЕЛКОВОГО ПУТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ПОЗИЦИЯ РОССИЙСКОГО И КИТАЙСКОГО ЭКСПЕРТНОГО СООБЩЕСТВА
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2017 - Взаимодействие Великобритании и ФРГ в современных международных
отношениях
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ РОССИЙСКИХ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Сотрудничество России и стран ЕС в сфере энергетики и политики обеспечения энергетической безопасности на современном этапе
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - «Мягкая сила» как инструмент внешней политики Германии
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5740 р. Год сдачи: 2020 - Особенности двусторонних отношений КНР и ЕС на современном этапе
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2025



