ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОЗНАНИЕ И ЭМОЦИИ КАК СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ПРОКУРОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1 Познавательный аспект прокурорской деятельности 5
1.2 Эмоциональный аспект прокурорской деятельности 11
2 ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПСИХОЛОГИИ ПРОКУРОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 16
2.1 Значение психологии в аспекте осуществления надзора над деятельностью правоохранительных органов 16
2.2 Психологический аспект прокурорской деятельности при осуществлении надзора над соблюдением прав и свобод человека и гражданина 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 25
Актуальность проведения исследования психологии прокурорской деятельности обусловлена тем, что данный государственный орган в условиях сложной социально-экономической ситуации в государстве приобретает все большую значимость. Будучи системой, на которую возлагается обязанность по надзору за соблюдением требований действующего законодательства, органы прокуратуры должны обеспечить наличие в своем штате сотрудников, которые максимально отвечают представления о государственном служащем, для которого закон является приоритетным.
На практике ситуации встречаются различные, потому что человек по своей природе эмоционален, склонен к оценке окружающего мира исходя из собственных представлений. Каким должен быть сотрудник прокуратуры, какие у него должны присутствовать качества и как они должны проявляться при осуществлении деятельности органами прокуратуры – все эти вопросы нуждаются в исследовании с целью определения наиболее оптимального поведения. Несмотря на то, что в определенной мере этический аспект деятельности прокуратуры урегулирован в настоящее время, вопрос не утрачивает своей актуальности, что и обусловило выбор темя для исследования в рамках курсовой работы.
Целью настоящей курсовой работы является изучение психологии прокурорской деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть познавательный аспект деятельности прокурора;
проанализировать эмоциональный аспект деятельности прокурора;
определить значение психологии в аспекте осуществления надзора над деятельностью правоохранительных органов;
исследовать психологический аспект прокурорской деятельности при осуществлении надзора над соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Практическая и научная значимость настоящей работы заключается в том, что результаты, полученные при проведении исследования, могут быть использованы для дальнейшего исследования психологии прокурорской работы, что позволит усовершенствовать требования к сотрудникам прокуратуры.
Объектом исследования является психология прокурорского деятельности.
Предмет исследования – законодательство России, а также научные исследования, посвященные психологии прокурорской деятельности.
Степень разработанности темы можно определить как невысокую вследствие того, что психологии прокурорской деятельности уделяется мало внимания. Основной акцент осуществляется непосредственно на сами функции и результативность деятельности. В числе авторов, чьи труды были использованы при проведении исследования в связи с написанием настоящей работы, можно выделить А.В. Кобец, М.В. Данилину, О.В. Воронина, Р.А. Ахмедова.
В процессе написания данной работы использовались формально-логический метод, сравнительно-правовой, метод анализа и иные методы научного познания.
Структура работы определена исходя из поставленных при проведении исследования задач. Работа включает в себя введение, основную часть, разделенную на две главы, заключение и библиографический список.
Завершая изложение результатов исследования, проведенного в связи с написанием настоящей работы, следует сделать итоговые выводы.
Деятельность органов прокуратуры является важной и нужной, потому что данный орган надзирает за соблюдением законов в нашей стране. Необходимость постоянного разрешения сложных и порой очень конфликтных ситуаций приводит к тому, что к сотрудникам прокуратуры предъявляются повышенные требования не только в аспекте компетентности и профессионализма, но и в психологическом плане.
Проведение проверок, необходимость поддержания государственного обвинения и осуществление иных направлений надзорной деятельности связано с необходимостью взаимодействия с людьми, изучение большого массива документации, а также законодательства России. Все это приводит к тому, что нагрузка на сотрудников прокуратуры оказывается достаточно высокой, что не может не сказываться как на их здоровье, так и на выдержке, способности спокойно и взвешенно оценить ситуацию и принять правильное решение.
В законах требование о недопустимости проявления эмоций сотрудниками прокуратуры в процессе профессиональной деятельности не закреплено. Отчасти этот момент был откорректирован путем разработки Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации.
С учетом положений законодательства Кодекс этики прокурорского работника Российской Федерации можно толковать акт нормативный акт, предписывающий сотрудникам прокуратуры воздерживаться от проявления эмоций и ориентироваться на соблюдение прав и свобод человека вне зависимости от того, какая личная позиция сформировалась в конкретной ситуации. Наличие проблематики в данной части связано не столько с действиями сотрудников прокуратуры, сколько с несовершенством законов, которые отчасти разработаны без учета нравственного, этического и морального аспекта жизни людей.
При написании настоящей работы особое внимание было уделено двум аспектам деятельности прокуратуры – это надзор над правоохранительными органами, уполномоченными на расследование уголовным дел и надзор над соблюдением прав и свобод человека.
Проведенный анализ позволяет утверждать, что надзорная функция на досудебной стадии требует от прокурора наличия качеств организатора, управленца.
Деятельность по соблюдению прав и свобод человека и гражданина очень сложна в аспекте взаимодействия с людьми, права которых нарушены. Они зачастую воспринимают прокуратуру как некую замены адвокатам и юристам, а также рассчитывают на получение психологической поддержки, признания неправильности действий лица, нарушающего их права. Представляется, что при исполнении функций прокуратуры в данной сфере нельзя полностью воздерживаться от эмоций, то есть проявление внимания и понимания должно присутствовать, но и излишние эмоции будут мешать адекватному рассмотрению ситуации.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (по сост. на 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ (по сост. на 23.04.2019) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 18.12.2001 № 174-ФЗ (по сост. на 01.04.2019 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 52 (ч. I). – Ст. 4921.
4. О прокуратуре Российской Федерации: федер. закон от 17.01.1992 № 2202-1 (по сост. на 27.12.2018 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 47. – Ст. 4472.
5. Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации: федер. закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ (по сост. на 29.07.2017 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 23. – Ст. 2102.
6. О государственной гражданской службе Российской Федерации: федер. закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (по сост. на 11.12.2018) // Собрание законодательства РФ. – 2004. – № 31. – Ст. 3215.
7. Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина: Приказ Генпрокуратуры России от 07.12.2007 № 195 (по сост. на 21.06.2016 г.) // Законность. – 2008. – № 3.
8. Об утверждении и введении в действие Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации и Концепции воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации: Приказ Генпрокуратуры России от 17.03.2010 № 114 (по сост. на 13.04.2018 г.) // Законность. – 2010. – № 6.
Юридическая практика
9. Постановление Президиума Иркутского областного суда от 15.01.2018 № 44у-3/2018 // Консультант Плюс [Электронный ресурс]: Справочно-правовая система / АО «Консультант Плюс». – Электр. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=138428374709405204856540752&cacheid=380A905CF626FE29D13F906D606C6845&mode=splus&base=SOSB&n=225931&rnd=E82610D929EFB52D8FAA6D5CFC299C6A#1fnu2pvrwwt. – Заглавие с экрана.
Специальная литература
10. Адрианов, М.С. Исследования социально-психологических факторов прокурорской деятельности / М.С. Ахмедов, М.В. Кроз // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. – 2018. – № 4 (66). – С. 109-113.
11. Актуальные вопросы прокурорской деятельности. Лекции / Под ред. Г.В. Штадлера. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2015. – 220 с.
12. Ахмедов, Р.А. Роль прокуратуры РФ в защите прав и свобод человека и гражданина в современных условиях / Р.А. Ахмедов // Новая наука: от идеи к результату. – 2017. – Т. 1. – № 2. – С. 204-207.
13. Бурмистров, И.А. Прокурорский надзор в сфере соблюдения исполнения законодательства в области выплаты заработной платы / И.А. Бурмистров, Д.А. Читнев // Юридический факт. – 2017. – № 13. – С. 55-57.
14. Воронин, О.В. О сущности современного прокурорского надзора / О.В. Воронин // Уголовная юстиция. – 2018. – № 11. – С. 183-189.
15. Гасанова, У.Н. Отказ прокурора от обвинения как парадигма беспристрастности и объективности / У.Н. Гасанова // Законность. – 2017. – № 8. – С. 26 - 28.
16. Данилина, М.В. Портрет государственного служащего: социальные и психологические аспекты / М.В. Данилина, А. Подлиннова, А. Силаев // Гуманитарные научные исследования. – 2015. – № 1. – С. 83-89.
17. Даровских, С.М. Некоторые вопросы осуществления ведомственного контроля при производстве предварительного расследования / С.М. Даровских // Правопорядок: история, теория, практика. – 2015. – № 4 (7). – С. 26-30.
18. Ефанова, В.А. Идеи Л.Д. Кокорева о нравственных началах уголовно-процессуальной деятельности прокурора и не только / В.А. Ефанова // Судебная власть и уголовный процесс. – 2015. – № 4. – С. 172-177.
19. Кобец, А.В. Система профессиональных качеств личности прокурора / А.В. Кобец // Психология, социология и педагогика. – 2015. – № 1 (40). – С. 112-121.
20. Малый, А.Ф. Теория основ конституционной аксиологии / А.Ф, Малый, А.С. Пермиловский // Конституционное и муниципальное право. – 2015. – № 4. – С. 3-5.
21. Машовец, А.О. Изменение обвинения, полный или частичный отказ от него государственным обвинителем в ходе судебного разбирательства / А.О. Машовец // Вестник Краснодарского университета МВД России. – 2017. – № 2 (36). – С. 93-96.
22. Мезинов, Д.А. О спорных положениях, закрепляющих полномочия прокурора – государственного обвинителя в судебном разбирательстве / Д.А. Мезинов // Уголовная юстиция. – 2018. – № 11. – С. 65-67.
23. Петров, А.В. Применение психологических методов в работе с кадрами / А.В. Петров // Законность. – 2014. – № 12 (962). – С. 29-33.
24. Полиенко, А.В. Некоторые психологические аспекты деятельности прокурора / А.В. Полиенко // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2005. – № 2. – С. 138-141.
25. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002. – 776 с.
26. Шадже, А.М. К вопросу о содержании и значении юридической этики / А.М. Шадже // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2008. – № 8. – С. 54-62.
27. Шматова, Е.С. Значение кодексов этики для представителей юридических профессий / Е.С. Шматова, Л.И. Золотарева // Российское право: Образование. Практика. – 2018. – № 5 (107). – С. 45-54.