РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты реализации системно-деятельностного подхода в обучении иностранным языкам в старших классах средней общеобразовательной школы 6
1.1. Понятие системно-деятельностного подхода и его принципы 6
1.2 Использование информационно-коммуникационных технологий как необходимое условие реализации системно-деятельностного подхода в обучении иностранным языкам 15
1.3. Виды уроков деятельностной направленности 20
ГЛАВА 2. Особенности реализации системно-деятельностного подхода в обучении французскому языку в аспекте активизации речевой деятельности школьников на старшей ступени обучения 23
2.1. Развитие коммуникативной компетенции учащихся в старших классах
средней общеобразовательной школы 23
2.2. Инновационные технологии активизации речевой деятельности
учащихся на уроках иностранного языка 28
2.3. Ролевая игра как эффективный способ активизации речевой
деятельности учащихся на уроках иностранного языка 34
2.4. Описание опытного обучения 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 48
Приложение 1
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты реализации системно-деятельностного подхода в обучении иностранным языкам в старших классах средней общеобразовательной школы 6
1.1. Понятие системно-деятельностного подхода и его принципы 6
1.2 Использование информационно-коммуникационных технологий как необходимое условие реализации системно-деятельностного подхода в обучении иностранным языкам 15
1.3. Виды уроков деятельностной направленности 20
ГЛАВА 2. Особенности реализации системно-деятельностного подхода в обучении французскому языку в аспекте активизации речевой деятельности школьников на старшей ступени обучения 23
2.1. Развитие коммуникативной компетенции учащихся в старших классах
средней общеобразовательной школы 23
2.2. Инновационные технологии активизации речевой деятельности
учащихся на уроках иностранного языка 28
2.3. Ролевая игра как эффективный способ активизации речевой
деятельности учащихся на уроках иностранного языка 34
2.4. Описание опытного обучения 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 48
Приложение 1
Основной целью федерального образовательного среднего образования в Российской Федерации системно- подход, ориентирующийся на результаты образования как на системообразующий элемент ФГОС, в котором развитие личности обучающегося является целью и основным результатом образовательного процесса.
Целью системно-деятельностного подхода является повышение мотивации, интереса учеников к предмету обучения и его учебному процессу, совместно с качественным расширением навыков самообразования. Традиционное же обучение ставило своей главной целью овладение системой знаний, составляющих основу наук.
Результаты международных исследований демонстрируют следующие данные: учащиеся российских общеобразовательных учреждений превосходят учеников многих стран по количеству выполненных учебных заданий, носящих репродуктивный характер. Но в то же время, они показали низкие результаты при выполнении задач, требующих решения посредством продуктивных подходов. У школьников возникали проблемы с грамотным формулированием собственных мыслей и выводов, самостоятельным проведением научных наблюдений, классифицированием информации и т.д. Это говорит о необходимости уделять больше внимания воспитанию школьников как самостоятельных личностей. Сегодня, как никогда важно развитие и проявление в детях их активной жизненной позиции в жизни и в обучении. Активная жизненная позиция представляет собой способность к целеполаганию, к самостоятельности в решении учебных и жизненных задач и умению брать ответственность за свои решения, действия, слова и полученные результаты.
Стоит заметить, что сам термин «системно-деятельностный подход» является обширным, так как включает в себя множество составляющих. Это одна из причин актуальности данной темы.
Разработкой теоретических положений системно-деятельностного подхода занимались многие учёные: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин. Главная идея подхода заключается не в отдельных знаниях, а в готовности человека к продуктивной деятельности.
Основной целью работы является изучение и научное описание отдельных аспектов реализации системно-деятельностного подхода на ступени французского в средних заведениях, в частности, эффективных способов активизации речевой деятельности обучающихся на старшей ступени основного общего образования.
При этом можно выделить следующие основные задачи работы:
- рассмотреть понятие системно-деятельностного подхода и его принципы;
- рассмотреть виды уроков деятельностной направленности;
- изучить использование информационно-коммуникационных технологий как необходимое условие реализации системно-деятельностного подхода в обучении иностранным языкам;
- выявить и описать эффективные способы активизации речевой деятельности старших школьников;
- теоретически обосновать эффективность применения ролевых игр как способа активизации речевой деятельности на старшей ступени обучения.
Объектом данного исследования выступает обучение французского языка в старших классах средней общеобразовательной школы.
Предмет исследования - реализация системно-деятельностного подхода в обучении французскому языку в старших классах средней общеобразовательной школы в аспекте активизации речевой деятельности старших школьников.
Новизна и теоретическая значимость работы выражается в разработке аутентичных текстов для ролевых игр с целью развития коммуникативной компетенции учащихся старшей школы в рамках системно-деятельностного подхода к обучению.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в разработке методических указаний для учителей французского языка, работающих в старших классах средней общеобразовательной школы.
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
В первой главе рассмотрены следующие проблемы: аспекты
реализации системно-деятельностного подхода в обучении французскому языку в старших классах средней общеобразовательной школы, понятие системно-деятельностного подхода и его принципы, использование информационно-коммуникационных технологий в реализации системно-деятельностного подхода в обучении иностранным языкам и виды уроков деятельностной направленности.
Во второй главе рассмотрены отдельные аспекты реализации системно-деятельностного подхода в обучении французскому языку в старших классах средней общеобразовательной школы, эффективные способы активизации речевой деятельности на уроках иностранного языка, ролевая игра как способ активизации речевой деятельности и описание опытного обучения.
Целью системно-деятельностного подхода является повышение мотивации, интереса учеников к предмету обучения и его учебному процессу, совместно с качественным расширением навыков самообразования. Традиционное же обучение ставило своей главной целью овладение системой знаний, составляющих основу наук.
Результаты международных исследований демонстрируют следующие данные: учащиеся российских общеобразовательных учреждений превосходят учеников многих стран по количеству выполненных учебных заданий, носящих репродуктивный характер. Но в то же время, они показали низкие результаты при выполнении задач, требующих решения посредством продуктивных подходов. У школьников возникали проблемы с грамотным формулированием собственных мыслей и выводов, самостоятельным проведением научных наблюдений, классифицированием информации и т.д. Это говорит о необходимости уделять больше внимания воспитанию школьников как самостоятельных личностей. Сегодня, как никогда важно развитие и проявление в детях их активной жизненной позиции в жизни и в обучении. Активная жизненная позиция представляет собой способность к целеполаганию, к самостоятельности в решении учебных и жизненных задач и умению брать ответственность за свои решения, действия, слова и полученные результаты.
Стоит заметить, что сам термин «системно-деятельностный подход» является обширным, так как включает в себя множество составляющих. Это одна из причин актуальности данной темы.
Разработкой теоретических положений системно-деятельностного подхода занимались многие учёные: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин. Главная идея подхода заключается не в отдельных знаниях, а в готовности человека к продуктивной деятельности.
Основной целью работы является изучение и научное описание отдельных аспектов реализации системно-деятельностного подхода на ступени французского в средних заведениях, в частности, эффективных способов активизации речевой деятельности обучающихся на старшей ступени основного общего образования.
При этом можно выделить следующие основные задачи работы:
- рассмотреть понятие системно-деятельностного подхода и его принципы;
- рассмотреть виды уроков деятельностной направленности;
- изучить использование информационно-коммуникационных технологий как необходимое условие реализации системно-деятельностного подхода в обучении иностранным языкам;
- выявить и описать эффективные способы активизации речевой деятельности старших школьников;
- теоретически обосновать эффективность применения ролевых игр как способа активизации речевой деятельности на старшей ступени обучения.
Объектом данного исследования выступает обучение французского языка в старших классах средней общеобразовательной школы.
Предмет исследования - реализация системно-деятельностного подхода в обучении французскому языку в старших классах средней общеобразовательной школы в аспекте активизации речевой деятельности старших школьников.
Новизна и теоретическая значимость работы выражается в разработке аутентичных текстов для ролевых игр с целью развития коммуникативной компетенции учащихся старшей школы в рамках системно-деятельностного подхода к обучению.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в разработке методических указаний для учителей французского языка, работающих в старших классах средней общеобразовательной школы.
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
В первой главе рассмотрены следующие проблемы: аспекты
реализации системно-деятельностного подхода в обучении французскому языку в старших классах средней общеобразовательной школы, понятие системно-деятельностного подхода и его принципы, использование информационно-коммуникационных технологий в реализации системно-деятельностного подхода в обучении иностранным языкам и виды уроков деятельностной направленности.
Во второй главе рассмотрены отдельные аспекты реализации системно-деятельностного подхода в обучении французскому языку в старших классах средней общеобразовательной школы, эффективные способы активизации речевой деятельности на уроках иностранного языка, ролевая игра как способ активизации речевой деятельности и описание опытного обучения.
В данной работе была рассмотрена сущность системно-деятельностного подхода, в частности, в обучении иностранным языкам в старшей школе.
Как известно, деятельностный метод обучения - это метод, направленный на формирование системы знаний, в рамках конкретной учебной дисциплины. Подача учебного материала осуществляется не в привычном «готовом» виде, а требует от учащихся самостоятельного поиска необходимой информации и ее усвоения. Самостоятельная работа учащихся находится под контролем педагога, который управляет учебным процессом.
Системно-деятельностный подход направлен на формирование личности ученика и продвижении его в развитии в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Кроме того, он обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Затрагиваемый нами аспект — способы реализации системно-деятельностного подхода в обучении французскому языку в старших классах средней общеобразовательной школы.
В ходе нашей работы был выделен аспект активизации речевой деятельности школьников как один из ключевых в обучении иностранным языкам.
В ходе исследования были даны ответы на поставленные задачи: рассмотрены виды уроков деятельностной направленности, их цели и этапы, проведен анализ использования ИКТ на уроках, выявлены наиболее эффективные способы активизации речевой деятельности в старшей школе, обобщен научный материл по обучению речевой деятельности, был разработан способ формирования речевой компетенции на основе обучения в сотрудничестве «leamingtogether», были разработаны ролевые игры делового и социально-бытового видов.
Проведенная опытная проверка посредством использования ролевых игр подтвердила эффективность данного метода в развитии лексических навыков и коммуникативных компетенций. Кроме того, повысился уровень заинтересованности и мотивации у учеников в дальнейшем изучении французского языка.
Как известно, деятельностный метод обучения - это метод, направленный на формирование системы знаний, в рамках конкретной учебной дисциплины. Подача учебного материала осуществляется не в привычном «готовом» виде, а требует от учащихся самостоятельного поиска необходимой информации и ее усвоения. Самостоятельная работа учащихся находится под контролем педагога, который управляет учебным процессом.
Системно-деятельностный подход направлен на формирование личности ученика и продвижении его в развитии в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Кроме того, он обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Затрагиваемый нами аспект — способы реализации системно-деятельностного подхода в обучении французскому языку в старших классах средней общеобразовательной школы.
В ходе нашей работы был выделен аспект активизации речевой деятельности школьников как один из ключевых в обучении иностранным языкам.
В ходе исследования были даны ответы на поставленные задачи: рассмотрены виды уроков деятельностной направленности, их цели и этапы, проведен анализ использования ИКТ на уроках, выявлены наиболее эффективные способы активизации речевой деятельности в старшей школе, обобщен научный материл по обучению речевой деятельности, был разработан способ формирования речевой компетенции на основе обучения в сотрудничестве «leamingtogether», были разработаны ролевые игры делового и социально-бытового видов.
Проведенная опытная проверка посредством использования ролевых игр подтвердила эффективность данного метода в развитии лексических навыков и коммуникативных компетенций. Кроме того, повысился уровень заинтересованности и мотивации у учеников в дальнейшем изучении французского языка.
Подобные работы
- СПЕЦИФИКА РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НА УРОКАХ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Методическая организация уроков иностранного языка по формированию учебного действия оценки учащихся средней общеобразовательной школы
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2023 - СИСТЕМНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ГЛАГОЛОВ ДВИЖЕНИЯ СТУДЕНТАМИ-МАРИ В ПРАКТИЧЕСКОМ КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА
Диссертация , русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - Использование Интернет-технологий при обучении говорению на английском языке в СОШ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Формирование компенсаторной компетенции школьников при обучении иноязычному говорению на старшей ступени (на примере английского языка)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ДЕВЯТЫХ КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ХИМИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА НА БАЗЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2021 - ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ВУЗА НА ЭТАПЕ АДАПТАЦИИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ВУЗА НА ЭТАПЕ АДАПТАЦИИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004



