РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ КРЕАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА
|
Оглавление
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ КРЕАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ 6
1.1. Креативно-ориентированное обучение 6
1.2. Компетентностный подход в обучении иностранным языкам 13
1.3. Понятие иноязычной коммуникативной компетенции 17
Выводы по первой главе 24
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ КРЕАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 25
2.1. Креативные методы обучения иностранным языкам 25
2.2. Творческие задания как средство развития иноязычной коммуникативной компетенции в рамках креативно-ориентированного обучения 29
2.3. Ход и результаты опытного обучения 32
Выводы по второй главе 42
Заключение 43
Список литературы 43
Приложение 50
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ КРЕАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ 6
1.1. Креативно-ориентированное обучение 6
1.2. Компетентностный подход в обучении иностранным языкам 13
1.3. Понятие иноязычной коммуникативной компетенции 17
Выводы по первой главе 24
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ КРЕАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 25
2.1. Креативные методы обучения иностранным языкам 25
2.2. Творческие задания как средство развития иноязычной коммуникативной компетенции в рамках креативно-ориентированного обучения 29
2.3. Ход и результаты опытного обучения 32
Выводы по второй главе 42
Заключение 43
Список литературы 43
Приложение 50
В современном мире с развитием глобализации, ростом межкультурной коммуникации происходят процессы, которые требуют изменений во многих сферах жизни, включая сферу образования. Сегодня основной акцент делается на развитии творческого потенциала личности, что отражено в государственной политике в области образования, включая обучение иностранным языкам. Для осуществления данного процесса необходимо применение современных инновационных технологий обучения, которые гармонично встраиваются в креативное обучение. Однако в процессе изучения психолого-педагогической и методической литературы и существующей практики обучения иностранным языкам в школе нами было выявлено противоречие между социальным заказом на творческую языковую личность и существующей традиционной системой образования в средней общеобразовательной школе.
Таким образом, актуальность выбранной темы не вызывает сомнения и обусловлена тем, что сегодня в процессе обучения иностранным языкам необходимо применять такие образовательные технологии, которые бы способствовали подготовке вторичной языковой личности, владеющей высоким уровнем иноязычной коммуникативной компетенции и дивергентным мышлением. Реализации данной цели может способствовать именно креативное обучение, направленное на использование активных методов и интерактивных форм обучения с включением в деятельность обучающихся элементов проблемности и творчества. Именно использование творческих заданий на уроках и в ходе самостоятельной работы может способствовать повышению мотивации и интереса учащихся к изучению иностранного языка, развитию аналитических умений, креативного мышления, формированию иноязычной коммуникативной компетенции.
Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что предлагаемая нами тема исследования является весьма актуальной и значимой.
Объект исследования - креативный учебный процесс, направленный на формирование коммуникативной компетенции учащихся.
Предмет исследования - формирование иноязычной коммуникативной компетенции в процессе креативного обучения французскому языку в старших классах в средней общеобразовательной школе.
Целью работы является выявление эффективности использования креативных методов обучения для формирования коммуникативной компетенции учащихся старших классов на уроках французского языка.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность креативно-ориентированного обучения.
2. Выявить наиболее эффективные методы креативного обучения, способствующие формированию иноязычной компетенции.
3. Выявить эффективность использования креативных методов обучения как средства формирования коммуникативной компетенции учащихся старших классов на уроках французского языка в ходе опытного обучения.
Методологической основой исследования являются труды, посвященные психолого-педагогическим основам развития креативности (К.Р. Алиева, Т.А. Барышева, Ю.А. Жигалов, А.В. Морозов, Д.В. Чернилевский). Проблемы развития иноязычной коммуникативной компетенции рассмотрены в работах Н.И. Алмазовой, И.Л. Бим, О.Г. Полякова, В.В. Сафоновой. Компетентностный подход рассматривался в исследованиях, авторами которых являются А.В. Болотов, О.Е. Лебедев, Ю.Г. Волков, Т.А. Барышева, С.Л. Буковский, А.Г. Грецов, И.А. Зимняя, А.И. Остроумов, О.Ф. Остроумова и др.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования; общенаучные методы (теоретический анализ и синтез, индукция, дедукция); опытное обучение.
Научная новизна исследования состоит в том, что разработан и реализован на практике комплекс творческих заданий, направленных на организацию творческой деятельности учащихся и в ходе опытной работы доказана эффективность формирования коммуникативной компетенции учащихся в процессе креативно-ориентированного обучения.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно вносит определенный вклад в исследование проблемы креативного обучения иностранным языкам,
Практическая значимость исследования выражается в возможности использования разработанного комплекса упражнений в учебном процессе в средней школе, на практических занятиях по методике преподавания иностранного языка.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, списка литературы и приложений.
Таким образом, актуальность выбранной темы не вызывает сомнения и обусловлена тем, что сегодня в процессе обучения иностранным языкам необходимо применять такие образовательные технологии, которые бы способствовали подготовке вторичной языковой личности, владеющей высоким уровнем иноязычной коммуникативной компетенции и дивергентным мышлением. Реализации данной цели может способствовать именно креативное обучение, направленное на использование активных методов и интерактивных форм обучения с включением в деятельность обучающихся элементов проблемности и творчества. Именно использование творческих заданий на уроках и в ходе самостоятельной работы может способствовать повышению мотивации и интереса учащихся к изучению иностранного языка, развитию аналитических умений, креативного мышления, формированию иноязычной коммуникативной компетенции.
Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что предлагаемая нами тема исследования является весьма актуальной и значимой.
Объект исследования - креативный учебный процесс, направленный на формирование коммуникативной компетенции учащихся.
Предмет исследования - формирование иноязычной коммуникативной компетенции в процессе креативного обучения французскому языку в старших классах в средней общеобразовательной школе.
Целью работы является выявление эффективности использования креативных методов обучения для формирования коммуникативной компетенции учащихся старших классов на уроках французского языка.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность креативно-ориентированного обучения.
2. Выявить наиболее эффективные методы креативного обучения, способствующие формированию иноязычной компетенции.
3. Выявить эффективность использования креативных методов обучения как средства формирования коммуникативной компетенции учащихся старших классов на уроках французского языка в ходе опытного обучения.
Методологической основой исследования являются труды, посвященные психолого-педагогическим основам развития креативности (К.Р. Алиева, Т.А. Барышева, Ю.А. Жигалов, А.В. Морозов, Д.В. Чернилевский). Проблемы развития иноязычной коммуникативной компетенции рассмотрены в работах Н.И. Алмазовой, И.Л. Бим, О.Г. Полякова, В.В. Сафоновой. Компетентностный подход рассматривался в исследованиях, авторами которых являются А.В. Болотов, О.Е. Лебедев, Ю.Г. Волков, Т.А. Барышева, С.Л. Буковский, А.Г. Грецов, И.А. Зимняя, А.И. Остроумов, О.Ф. Остроумова и др.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования; общенаучные методы (теоретический анализ и синтез, индукция, дедукция); опытное обучение.
Научная новизна исследования состоит в том, что разработан и реализован на практике комплекс творческих заданий, направленных на организацию творческой деятельности учащихся и в ходе опытной работы доказана эффективность формирования коммуникативной компетенции учащихся в процессе креативно-ориентированного обучения.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно вносит определенный вклад в исследование проблемы креативного обучения иностранным языкам,
Практическая значимость исследования выражается в возможности использования разработанного комплекса упражнений в учебном процессе в средней школе, на практических занятиях по методике преподавания иностранного языка.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, списка литературы и приложений.
Основной целью обучения иностранным языкам на современном этапе является формирование коммуникативной компетенции, т.е. способности языковой личности к межкультурной коммуникации. В рамках современной образовательной парадигмы именно креативно-ориентированное обучение может способствовать формированию креативной личности, обладающей творческим мышлением, способной нестандартно мыслить, противостоять стереотипам, нацеленной на создание новой оригинальной продукции.
В рамках компетентностного подхода в языковом образовании речь идет о формировании вторичной языковой личности, обладающей иноязычной коммуникативной компетенцией, вербальной и образной креативностью.
Компетентностный подход направлен на совершенствование системы образования, на формирование у обучаемых важнейших ключевых и коммуникативных компетенций, благодаря которым ученики смогут решать практические задачи, опираясь на свой социальный опыт и теоретические знания.
В рамках креативного обучения наблюдается переход от информативных к креативным методам созвучных методам активного обучения, интегрированию в учебный процесс которых придается особое значение.
Речь идет о таких методах, которые направлены на процесс активизации обучения, стимулированию различных видов активности учащихся. В языковом образовании речь идет о коммуникативной активности.
В рамках данного исследования была проведена опытная работа. В ходе опытной работы на основе использования методов креативного обучения нами было установлено, что именно креативно-ориентированное обучение обладает высоким потенциалом в плане формирования целевых компонентов коммуникативной компетенции, а именно лингвистической, речевой, дискурсивной, стратегической и дискурсивной субкомпетенции.
В рамках компетентностного подхода в языковом образовании речь идет о формировании вторичной языковой личности, обладающей иноязычной коммуникативной компетенцией, вербальной и образной креативностью.
Компетентностный подход направлен на совершенствование системы образования, на формирование у обучаемых важнейших ключевых и коммуникативных компетенций, благодаря которым ученики смогут решать практические задачи, опираясь на свой социальный опыт и теоретические знания.
В рамках креативного обучения наблюдается переход от информативных к креативным методам созвучных методам активного обучения, интегрированию в учебный процесс которых придается особое значение.
Речь идет о таких методах, которые направлены на процесс активизации обучения, стимулированию различных видов активности учащихся. В языковом образовании речь идет о коммуникативной активности.
В рамках данного исследования была проведена опытная работа. В ходе опытной работы на основе использования методов креативного обучения нами было установлено, что именно креативно-ориентированное обучение обладает высоким потенциалом в плане формирования целевых компонентов коммуникативной компетенции, а именно лингвистической, речевой, дискурсивной, стратегической и дискурсивной субкомпетенции.
Подобные работы
- УЧЕБНАЯ ДИСКУССИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ
КЛАССОВ ШКОЛ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ
ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2016 - МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В СТАРШИХ КЛАССАХ (НА ПРИМЕРЕ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА)
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017 - УЧЕБНАЯ ДИСКУССИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СПОНТАННОЙ
ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ (НА
ПРИМЕРЕ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА)
Бакалаврская работа, языкознание. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2017 - РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - СПЕЦИФИКА РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НА УРОКАХ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ НА ФРАНЦУЗСКОМ ЯЗЫКЕ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Использование тестов в процессе обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2023 - СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ И МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ (НА ПРИМЕРЕ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Средства активизации грамматических навыков на уроках английского языка в 9 классе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4710 р. Год сдачи: 2018



