Оглавление
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ КРЕАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ 6
1.1. Креативно-ориентированное обучение 6
1.2. Компетентностный подход в обучении иностранным языкам 13
1.3. Понятие иноязычной коммуникативной компетенции 17
Выводы по первой главе 24
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ КРЕАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 25
2.1. Креативные методы обучения иностранным языкам 25
2.2. Творческие задания как средство развития иноязычной коммуникативной компетенции в рамках креативно-ориентированного обучения 29
2.3. Ход и результаты опытного обучения 32
Выводы по второй главе 42
Заключение 43
Список литературы 43
Приложение 50
В современном мире с развитием глобализации, ростом межкультурной коммуникации происходят процессы, которые требуют изменений во многих сферах жизни, включая сферу образования. Сегодня основной акцент делается на развитии творческого потенциала личности, что отражено в государственной политике в области образования, включая обучение иностранным языкам. Для осуществления данного процесса необходимо применение современных инновационных технологий обучения, которые гармонично встраиваются в креативное обучение. Однако в процессе изучения психолого-педагогической и методической литературы и существующей практики обучения иностранным языкам в школе нами было выявлено противоречие между социальным заказом на творческую языковую личность и существующей традиционной системой образования в средней общеобразовательной школе.
Таким образом, актуальность выбранной темы не вызывает сомнения и обусловлена тем, что сегодня в процессе обучения иностранным языкам необходимо применять такие образовательные технологии, которые бы способствовали подготовке вторичной языковой личности, владеющей высоким уровнем иноязычной коммуникативной компетенции и дивергентным мышлением. Реализации данной цели может способствовать именно креативное обучение, направленное на использование активных методов и интерактивных форм обучения с включением в деятельность обучающихся элементов проблемности и творчества. Именно использование творческих заданий на уроках и в ходе самостоятельной работы может способствовать повышению мотивации и интереса учащихся к изучению иностранного языка, развитию аналитических умений, креативного мышления, формированию иноязычной коммуникативной компетенции.
Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что предлагаемая нами тема исследования является весьма актуальной и значимой.
Объект исследования - креативный учебный процесс, направленный на формирование коммуникативной компетенции учащихся.
Предмет исследования - формирование иноязычной коммуникативной компетенции в процессе креативного обучения французскому языку в старших классах в средней общеобразовательной школе.
Целью работы является выявление эффективности использования креативных методов обучения для формирования коммуникативной компетенции учащихся старших классов на уроках французского языка.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность креативно-ориентированного обучения.
2. Выявить наиболее эффективные методы креативного обучения, способствующие формированию иноязычной компетенции.
3. Выявить эффективность использования креативных методов обучения как средства формирования коммуникативной компетенции учащихся старших классов на уроках французского языка в ходе опытного обучения.
Методологической основой исследования являются труды, посвященные психолого-педагогическим основам развития креативности (К.Р. Алиева, Т.А. Барышева, Ю.А. Жигалов, А.В. Морозов, Д.В. Чернилевский). Проблемы развития иноязычной коммуникативной компетенции рассмотрены в работах Н.И. Алмазовой, И.Л. Бим, О.Г. Полякова, В.В. Сафоновой. Компетентностный подход рассматривался в исследованиях, авторами которых являются А.В. Болотов, О.Е. Лебедев, Ю.Г. Волков, Т.А. Барышева, С.Л. Буковский, А.Г. Грецов, И.А. Зимняя, А.И. Остроумов, О.Ф. Остроумова и др.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования; общенаучные методы (теоретический анализ и синтез, индукция, дедукция); опытное обучение.
Научная новизна исследования состоит в том, что разработан и реализован на практике комплекс творческих заданий, направленных на организацию творческой деятельности учащихся и в ходе опытной работы доказана эффективность формирования коммуникативной компетенции учащихся в процессе креативно-ориентированного обучения.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно вносит определенный вклад в исследование проблемы креативного обучения иностранным языкам,
Практическая значимость исследования выражается в возможности использования разработанного комплекса упражнений в учебном процессе в средней школе, на практических занятиях по методике преподавания иностранного языка.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, списка литературы и приложений.
Основной целью обучения иностранным языкам на современном этапе является формирование коммуникативной компетенции, т.е. способности языковой личности к межкультурной коммуникации. В рамках современной образовательной парадигмы именно креативно-ориентированное обучение может способствовать формированию креативной личности, обладающей творческим мышлением, способной нестандартно мыслить, противостоять стереотипам, нацеленной на создание новой оригинальной продукции.
В рамках компетентностного подхода в языковом образовании речь идет о формировании вторичной языковой личности, обладающей иноязычной коммуникативной компетенцией, вербальной и образной креативностью.
Компетентностный подход направлен на совершенствование системы образования, на формирование у обучаемых важнейших ключевых и коммуникативных компетенций, благодаря которым ученики смогут решать практические задачи, опираясь на свой социальный опыт и теоретические знания.
В рамках креативного обучения наблюдается переход от информативных к креативным методам созвучных методам активного обучения, интегрированию в учебный процесс которых придается особое значение.
Речь идет о таких методах, которые направлены на процесс активизации обучения, стимулированию различных видов активности учащихся. В языковом образовании речь идет о коммуникативной активности.
В рамках данного исследования была проведена опытная работа. В ходе опытной работы на основе использования методов креативного обучения нами было установлено, что именно креативно-ориентированное обучение обладает высоким потенциалом в плане формирования целевых компонентов коммуникативной компетенции, а именно лингвистической, речевой, дискурсивной, стратегической и дискурсивной субкомпетенции.
1. Алиева К.Р. Психология формирования творческого потенциала личности. / К.Р. Алиева. - СПб., 2009. - 264 с.
2. Алмазова Н.И. Когнитивные аспекты формирования межкультурной компетентности при обучении иностранному языку в неязыковом вузе [Текст]: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Н.И. Алмазова. - СПб., 2003. - 47 с.
3. Андреев В.И. Конкурентология: учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности. / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2004. - 468 с.
4. Барулин В.С. Социально-философская антропология. Общие начала социально-философской антропологии / В.С. Барулин. М.: Онега, 1994. - 256 с.
5. Барышева Т.А. Психолого-педагогические основы развития креативности. / Т.А. Барышева., Ю.А. Жигалов. СПб.: - СПГУТД, 2006. - 268 с.
6. . Бим И.Л. Аттестационные требования к владению ИЯ учащихся к концу базового курса обучения / И.Л. Бим, О.Г. Поляков // Иностранные языки в школе. - 1995. - №5. - С.2-8.
7. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. / Д.Б. Богоявленская. - Ростов-на-Дону, 1983. - 175 с.
8. Болотов А.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе [Текст] / А.В. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 37-42.
9. Буковский С.Л. Креативно ориентированная методика обучения устному профессиональному общению на занятиях по иностранным языкам в неязыковом вузе: экономический профиль: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. - М., 2013. - 260 с.
10. Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Человек как космопланетарный феномен. - Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 1993. - 192 с.
11. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. / Л.С. Выгодский. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 96 с.
12. Грецов А.Г. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов / А.Г. Грецов. - СПб.: Питер, 2007. - 208 с.
13. Ефремова Н.Ф. Формирование и оценивание компетенций в образовании [Текст]: монография / Н.Ф. Ефремова. - Ростов н/Д.: Аркол, 2010. - 386 с.
14. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 42 с.
15. Изаренков Д.И. Базисные составляющие коммуникативной компетенции и их формирование на продвинутом этапе обучения студентов - нефилологов / Д.И. Изаренков // Русский язык за рубежом, № 4. - 1990. - С. 54-60.
16. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер, 2012. - 448 с.
17. Инновационная модернизация России: политологические очерки / под ред. Ю. А. Красина. М.: Институт социологии РАН, 2011. - 253 с.
18. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений / М.С. Каган. - М.: Политиздат, 1988. - 319 с.
19. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. - М.: Просвещение, 2010. - 152 с.
20. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: анализ зарубежного опыта. М.: Наука, 1997. - 223 с.
21. Котлярова И.О. Системное представление об исследовании [Текст]: учеб. пособие / И. О. Котлярова, Г. Н. Сериков. - Челябинск: Изд-во ЧГТУ, 1996. - 209 с.
22. Клименко, А.Д. Теоретические основы методики обучения иностранного языка в средней школе: учебн. пособие / А.Д. Клименко, А.А. Миролюбова. - М.: Педагогика, 1981. - 389с.
23. Кубрушко П.Ф. Содержание профессионально-педагогического образования [Текст] / П. Ф. Кубрушко. - М.: Высш. шк., 2001. - 273 с.
24. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании [Текст] / О.Е. Лебедев // Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С. 3-12.
25. Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология: учеб. пособие. М.: Академический проект, 2004. - 560 с
26. Образовательная система «Школа 2100» [Текст]: сб. программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа / А. А. Леонтьев. - М.: Баласс, изд. дом РАО, 2004. - 528 с
27. Овчаренко В.А., О развитии творческих способностей ребенка /В.А Овчаренко., Т.Л. Фролова. М.: Академия ,2009. - № 3. - 57-62 с.;
28. Остроумов А.И., Остроумова О.Ф. Креативность и креативное обучение как слагаемые модернизации образования в России / А.И. Остроумов, О.Ф. Остроумова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2013. № 2 (28): в 2 -х ч. Ч. I. - C. 149-153.
29. Пассов Е.И., Кузнецова Е.С. Обучение общению на иностранном языке. - Воронеж: НОУ "Интерлингва", 2002. - 40 с.
30. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. - 280 с.
31. Полат Е. С. Обучение в сотрудничестве / Е. С. Полат // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 1. - С. 4-11.
32. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка [Текст] / Е. С. Полат // Иностранные языки в школе. - 2001. - № 2. - С. 14-19.
33. Поршнева Е.Р. Междисциплинарные основы базовой лингвистической подготовки специалиста-переводчика: дис... докт. пед. наук - Казань, 2004. - 425 с.
34. Рындак В.Г., Москвина А.В. Личность. Творчество. Развитие: учебнометодическое пособие / под ред. В. Г. Рындак. М.: Педагогический вестник, 2001. - 290 с.
35. Сафонова В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. / В.В. Сафонова. - Воронеж: Истоки, 1996. - 238 с.
36. Сафонова В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях / В.В. Сафонова. - М.: Еврошкола. - М.: Изд-во НИЦ «Еврошкола», 2004. - 236 с.
37. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 225 с.
38. Сластенин В.А. Образование как социокультурный феномен / В.А. Сластенин // Пед. образование и наука. - 2005. - № 6. - С.4 -15
39. Торшина К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии // Вопросы психологии. - № 4. - С. 123-132.
40. Фрумин И.Д. За что в ответе? Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования [Текст] / И.Д. Фрумин // Учительская газета. - 2002. - № 36. - С. 38-39.
41. Хуторской А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций. Инновации в общеобразовательной школе. Методы обучения // Сб. научн. трудов / Под ред. А. В. Хуторского. - 2006. - С. 65.
42. Чичиланова С.А. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции студентов технического вуза в процессе внеаудиторной самостоятельной работы: дис. ...канд. пед. наук. - Челябинск, 2010. - 195 с.
43. Шадриков В.Д. Личностные качества педагога как составляющие профессиональной компетентности [Текст] / В.Д. Шадриков // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. - 2006. - № 1. - С. 15-21.
44. Щукин, А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам: Учебное пособие. 2-е изд. / А.Н. Щукин - М.: Филоматис, 2010. - 188 с.
45. Canale M., Swain M. «Theoretical bases of communicative approaches to second language teaching and testing». Applied Linguistics. 1980. - 1/1, 210 p.
46. Hutmacher Walo. Key competencies for Europe/ W. Hutmacher // Report of the Symposium Berne, Switzerland 27-30 March, 1996. Council for Cultural Cooperation (CDCC) // Secondary Education for Europe Strasburg, 1997. - P.11.
47. Savignon S.J. Communicative Competence: Theory and Classroom Practice. Addison Wesley Publishing Company. - 1983. - 310 p.
48. Ter-Minasova S. Language, Linguistics and Life: (A view from Russia), M.: MSU. - 1996. - 155 p.
49. Van Ek J.A. Objectives for Foreign Language Learning (Vol. 2: Levels). - Strasbourg: CCC/CE, 1992. - 199 p.
50. Van Ek J.A. The Threshold Level. - Strasbourg: Council of Europe, 1980. - Oxford.: Pergamon Press, 1980. - 253 p.
Электронные источники
51. Орлова С.В. Компетентностный подход: особенности, проблемы
реализации [Электронный ресурс] / С. В. Орлова // Материалы региональной научно-практической конференции «Проблемы реализации компетентностного подхода: от теории к практике». - Режим доступа: URL: http ://www.vspc3 4. ru/index.php?option=com_content&vi ew=article&id=562 (дата обращения: 19.05.2019).
52. Павлова Л.В. Реализация проблемного подхода в обучении
иностранным языкам в парадигме новых ФГОС // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 3. URL: http://www.science-
education.ru/ru/article/view?id=27546 (дата обращения: 19.03.2019).
53. Стрекалова И.В. О реализации творческого подхода при обучении иностранному языку в неязыковом вузе / И.В. Стрекалова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 4. URL: http://www.science- education.ru/ru/article/view?id=13869 (дата обращения: 29.02.2019).
54. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. - URL: standart.edu.ru/ (дата обращения 08.03.2019)
55. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций [Текст] / А.В. Хуторской. - URL: http://www.eidos.ru/yournal/2006/0505.htm (дата обращения 20.05.2019).
56. Ястребова Л.Н. Анализ структуры иноязычной коммуникативной компетенции лингвиста-преподавателя // Вестник ТГПУ 2012 №4 URL: http://cyberleninka.ru/article/n7 analiz-struktury-inoyazychnoy-kommunikativnoy- kompetentsii-lingvista-prepodavatelya (дата обращения: 19.03.2019).