Введение 3
Глава 1. Политические отношения Туркменистана и Ирана на современном этапе
1.1. Эволюция двусторонних отношений в 21 веке 8
1.2. Туркменско-иранское сотрудничество в области
региональной безопасности 16
Глава 2. Экономические отношения Туркменистана и Исламской Республики Иран
2.1. Экономические отношения Туркменистана и ИРИ 26
2.2. Энергетический фактор в отношениях Туркменистана и Ирана 37
2.3. Каспийское направление сотрудничества 48
Заключение
Литература
Постановка проблемы. К началу XXI века Туркменистан провел гибкие экономические реформы и укрепил свои позиции на региональном энергетическом рынке. Развивая добрососедские отношения, Туркменистан решал ключевые задачи внешнеэкономической политики и региональной безопасности. В данной научной работе речь будет идти об отношениях с Ираном, одним из наиболее приоритетных экономических партнеров. Экономический кризис 2008 года не обошел туркменскую экономику стороной, и правительству Гурбангулы Бердымухамедова предстояло решать ключевые задачи внешней политики.
В этих условиях Туркменистан, решая стратегическую задачу структурной перестройки экономики для перехода к рынку, был вынужден одновременно предпринимать меры, направленные на стабилизацию экономического положения и предотвращение дальнейшего падения экономики.
Туркменистан придерживается внешнеполитической доктрины постоянного нейтралитета, предполагающего «развитие дружественных и взаимовыгодных отношений с государствами региона и всего мира»1. Этот фактор в какой-то мере обуславливает закрытость экономики страны для иностранных инвестиций, и в таком случае, для наращивания экономического взаимодействия со странами импортерами его главного ресурса - газа. И именно Иран, обладающий большим весом не только в регионе, но и в мире, может стать ключом для открытия потенциала экономики Туркменистана.
Актуальность. Отношения с Туркменистаном важны для Ирана по нескольким причинам. Туркменистан является единственной республикой в Центральной Азии, которая имеет как морские, так и сухопутные границы с Ираном. Экономический потенциал Туркменистана, особенно в области энергетики, его географическая позиция как ворота для Ирана в Центральную Азию, его членство в Организации экономического сотрудничества (ОЭС) и его ключевая роль в осуществлении проектов ОЭС, особенно в области транзита, - это самые главные факторы, которые привлекают внимание Ирана к этой стране.
Кроме того, как одно из прибрежных государств Каспийского моря, Туркменистан может играть ключевую роль в разрешении спора о правовом режиме моря. Для Туркменистана отношения с Ираном важны по нескольким аспектам. Один из них - потенциальная роль Ирана в поддержании регионального мира и безопасности. Более того, Иран мог бы рассматриваться как основная возможность для доступа Туркменистана к международным водам. С экономической точки зрения интерес Ирана к покупке природного газа из Туркменистана, а также к формированию переходного маршрута для экспорта туркменского газа в Европу имеет важное значение для Ашхабада. Существование туркменского меньшинства в Иране является еще одной причиной интереса Туркменистана к Ирану. Наконец, Иран может стать деловым партнером и обеспечить основные экономические потребности Туркменистана.
Исторически сложилось так, что народы двух стран имеют давние политические и экономические связи. Более 1000 лет они были частью Персидской империи. Всеобъемлющие отношения Туркменистана с ИРИ, строятся исключительно на базе все более утверждающейся в современном мире экономической целесообразности и при почти полном игнорировании время от времени возникающих политических разногласий.
В данной работе рассматривается исключительно политические и экономические аспекты отношений Туркменистана и Ирана.
Степень изученности проблемы. Тема туркмено-иранских взаимоотношений является одной из центральных в современной туркменской научной литературе. Литературы по данному вопросу великое множество. В ходе исследования были проанализированы многие отечественные и зарубежные работы. При написании данной работы были использованы труды историков, дипломатов, политиков, таких как: Никуличев Ю.В., Каменев С.Н. , Курбанов А., Полаев Д.К. , Проклов И.Н., Эсенов М., Ниязов С.А. и других авторов. Также были использованы труды зарубежных авторов, вклад которых является довольно ценным при рассмотрении данных межгосударственных отношений, таких как Stephen Blank , John Daly , Richard Pomfret и др.
Целью данной работы является исследование отношений Туркменистана и Ирана в период с 2006 года по 2017 год.
Исходя из поставленной цели дипломной работы, выделим следующие задачи:
- исследовать эволюцию двусторонних отношений в 21 веке; -проанализировать туркменско-иранское сотрудничество в области региональной безопасности;
- изучить экономические отношения Туркменистана и ИРИ;
- рассмотреть энергетический фактор в отношениях Туркменистана и Ирана;
- выявить каспийское направление сотрудничества;
Хронологические рамки исследования были выбраны, исходя из рамок новейшего этапа в регионе, началом которого можно считать уход из жизни первого президента Туркменистана Сапармурата Ниязова 21 декабря 2006 года и формирование нового правительства во главе новоизбранного нынешнего президента Гурбангулы Бердымухамедова. Конечной же датой исследования является 2017 год по той причине, что это последний завершенный год на момент написания работы.
Методология исследования включает совокупность общенаучных и политологических методов. Основным методом исследования послужил системный подход к анализу туркмено-иранских отношений в с 2006 года по настоящее время. Методологическую основу данной научной работы составляют исследования российских, туркменских и других зарубежных ученых, в которых отражены общетеоретические положения о международных экономических отношениях.
При анализе фактического материала был использован ряд традиционных подходов и методов: проблемно-хронологический,
аналитический, историко-генетический, сравнительно-исторический, что дало возможность выявить основные этапы, ключевые моменты и ориентиры для взаимодействий Туркменистана с Ираном; сопоставить конкретные стратегии и шаги на пути к реализации поставленных экономических задач в XXI веке.
Объектом исследования является туркмено-иранские отношения в контексте международных отношений.
Предметом исследования являются отношения Туркменистана и Ирана в период с 2006 года по 2017 годы.
В качестве источниковой базы в данной научной работе мною была рассмотрена концепция внешней политики Туркменистана на 2017-2023 годы12, кроме того были изучены ряд международных соглашений, заключенных между Туркменистаном и Ираном, а именно договор о сотрудничестве в строительстве железнодорожной линии Теджен — Серахс 1991 г , договор на строительство газопровода Корпедже-Курт-Куи 1995 г ., меморандум о взаимопонимании, касающийся строительства железнодорожного коридора «Север — Юг», пролегающего вдоль восточного побережья Каспийского моря по маршруту Ералиево (Казахстан) — Бекдаш (Туркменистан) — Туркменбаши — Туркменбендер (Иран) 1996 года, доклады И.С. Иванова 2017 года , В.И. Месамеда и др.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем предпринимается попытка комплексного исследования наиболее перспективных тенденций внешнеторговой политики Туркменистана и выявления новых подходов к расстановке ее приоритетных экономических партнеров с учетом изменений в глобальной экономике.
Научно-практическая значимость исследования связана с тем, что ее результаты способствуют качественному осмыслению политических и экономических отношений Туркменистана и Ирана на современном этапе. Работа может быть широко использована при подготовке специальных курсов или семинаров. Некоторые положения данного исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения этой проблемы, а также для написании статей по данной тематике.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, первый из которых состоит из двух, а вторая из трех параграфов; также заключения и списка использованных источников и литературы.
За небольшой по историческим меркам период, прошедший после выхода государств Центральной Азии на международную арену, определились основные принципы и направления внешней политики южных постсоветских республик, в том числе приоритеты ее азиатского вектора. Наладив устойчивую и независимую внешнеэкономическую политику, новое руководство Туркменистана во главе с Гурбангулы Бердымухамедовым перешло на новый этап экономического развития. Диверсификация экспорта природного газа и нефти, развитие отечественной промышленности, участие в региональных транспортных проектах говорит о том, что Туркменистан активно вливается в международную торговлю. Отношения с Ираном все еще стоят на приоритетной позиции, несмотря на появление Китая во внешней политике и политические непонимания.
Выход новых независимых государств Центральной Азии на международную арену произошел беспрецедентно быстро. Для молодых центральноазиатских государств в особенности для Туркменистана деятельность на международной арене стала необходимым условием и важнейшим средством укрепления их суверенитета, безопасности и политической стабильности, создания благоприятных внешних условий для экономического и социального развития. Основная ее деятельность на международной арене направлена на решение таких первоочередной важности задач, как укрепление их государственного суверенитета, обеспечение территориальной целостности и нерушимости границ, создание благоприятных внешних условий для развития экономики, решения социальных проблем, сохранения внутриполитической стабильности. Основополагающие принципы внешней политики государств Туркменистана опираются на общепризнанные нормы международного права. Представляется возможным выделить следующие главные принципы, которыми руководствуются государства региона на международной арене:
развитие отношений сотрудничества со всеми заинтересованными в этом странами, вне зависимости от их экономических и политических систем, господствующей идеологии и религии; равноправие и взаимный учет интересов в межгосударственных отношениях, невмешательство во внутренние дела друг друга; отказ от применения силы и угрозы силой в межгосударственных спорах, содействие укреплению мира и безопасности; приоритет норм международного права перед внутригосударственными.
В первые годы независимости для них было особенно важно установить взаимовыгодные торговые и экономические связи с возможно большим числом стран. Это было обусловлено тем, что экономические последствия, по существу, одномоментного распада Советского Союза, сопровождавшегося разрушением всей системы межреспубликанских хозяйственных связей, оказались наиболее тяжелыми для окраинных регионов, в том числе для Центральной Азии, экономика которой была жестко привязана к потребностям промышленно развитых союзных республик. Повсеместный спад производства привел к существенному уменьшению ВВП, республики Центральной Азии испытывали острую нехватку продовольствия и промышленной продукции, в особенности потребительских товаров.
Изучив специфику туркмено-иранского сотрудничество я пришел к выводу, в области региональной безопасности и энергетике Иран стоит на передовой позиции. Самое приоритетное направление сотрудничества — нефтегазовый сектор: Иран стал основным импортером туркменского черного золота. Фирмы ИРИ участвуют в разведке и бурении скважин, выиграв несколько международных тендеров. Но еще интенсивнее развивается сотрудничество в газовой сфере, открывшее Туркменистану широкие возможности экспорта газа в Иран и создавшее потенциал транспортировки голубого топлива транзитом через иранскую территорию в государства Средиземноморья, Европу, а через иранские порты в Персидском заливе — в страны Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. Иранский коридор имеет для Ашхабада и политическое значение: он позволил покончить с монополией Москвы в транзите туркменистанского голубого топлива и выйти на рынок вне постсоветского пространства. Для газовой отрасли Туркменистана крайне важна помощь ИРИ в прокладке трубопровода
Однозначным фактом является то, что каспийское направление энергетического сотрудничества для Туркменистана является одним из самых приоритетных задач. В ИРИ придают большое значение сотрудничеству с Туркменистаном, характеризуя его как образцовое. Укрепление дружественных отношений с северным соседом стало одним из приоритетных направлений внешней политики Тегерана. Широко практиковался обмен визитами бывших глав государств. В 2008 году нынешний президент Туркменистана Грубангулы Бердымухамедов совершил в Иран свой первый зарубежный визит. Этим он четко подчеркнул приоритетность двустороннего сотрудничества и выразил надежду на укрепление доверительных отношений. Также, стоит отметить, что президент Ирана Хасан Рухани, находясь в Туркменистане в ходе своего первого центральноазиатского турне, он заявил, что его государство не ставит никаких ограничений, касающихся развития отношений с Туркменистаном, а также высказался за максимально полное использование возможностей сотрудничества двух стран.
Несомненным плюсом добрососедства Иран считает стабильность на своих северных границах. В свете нынешней неустойчивости отношений ИРИ с ее главным внешнеполитическим недругом США руководитель Центра международных исследований иранского МИД Расул Мусави считает эту составляющую двустороннего диалога жизненной необходимостью для его республики, справедливо подчеркивая, что в ближневосточном регионе Ирану не досталось спокойного соседства. Немалый рациональный интерес для ИРИ представляет такая особенность международного статуса Туркменистана, как беспрецедентное в мировой практике объявление постоянного нейтралитета основой своей внешней политики. Чисто прагматически этот статус позволял лидеру Туркменистана успешно лавировать между полюсами силы современного мира, «не боясь вызвать раздражения сильной и авторитетной Америки». Для Тегерана важно и то, что декларируемый Ашхабадом нейтралитет служит сдерживающим фактором, позволяющим ему дистанцироваться от участия в международных блоковых структурах.
В последнее время Туркменистан активно наращивает экономическое взаимодействие с Ираном. В будущем Туркменистан и ИРИ должны удвоить свои усилия по достижению взаимовыгодных торговых условий. В сфере региональной безопасности обе страны начали вырабатывать общее понимание геополитических проблем и преследовать общие цели по укреплению регионального мира и стабильности. Стратегическое партнерство Туркменистана и Ирана будет укрепляться для достижения общих целей и задач, поддержания прочного мира и стабильности и повышения благосостояния.
1 Конституционный закон Туркменистана «О постоянном нейтралитете Туркменистана» от 27 декабря 1995 г., Статья 1. — Постоянный нейтралитет Туркменистана. Сборник политико-правовых документов. Ашхабад, 2000, с. 36.
2 Концепция внешней политики Туркменистана как нейтрально государства. Принята Халк Маслахаты Туркменистана (27 декабря 1995 г.) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.turkmenistan.gov.tm/?id=12992 (Дата обращения: 24.02.2018)
3 Концепция внешнеполитического курса Туркменистана на 2013-2017 годы от 10 декабря 2012 года [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.mfa.gov.tm/ru/ (Дата обращения: 22.02.2018)
4 Соглашение об экономическом сотрудничестве по строительству
железнодорожной линии Теджен - Серахс (Ашхабад, 13 декабря 1991 г.) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://nrm.uz/contentf?
doc=61661 soglashenie ob ekonomicheskom sotrudnichestve po stroitelstv u jeleznodorojnoy linii tedjen -
serahs (ashhabad 13 dekabrya 1991 g )&products=1 zakonodatelstvo res publiki Uzbekistan (Дата обращения: 24.02.2018)
5 О сотрудничестве в газовой отрасли: Соглашение от 15.05.03 г. // Новости стран СНГ. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.mirtu.ru. (Дата обращения: 25.12.2017)
6 Партнерство России и Ирана: текущее состояние и перспективы развития: Доклад № 29/2017 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://russiancouncil.ru/common/upload/RIAC-IRAS-Russia-Iran- Report29.pdf (Дата обращения: 25.12.2017)
7 Специфика ирано-туркменистанских отношений [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.iimes.ru/?p=11412 (Дата обращения:
23.01.2018)
8 Партнерство России и Ирана: текущее состояние и перспективы развития: Доклад № 29/2017 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://russiancouncil.ru/common/upload/RIAC-IRAS-Russia-Iran- Report29.pdf (Дата обращения: 13.03.2018)
9 Turkmenistan Konstitusiyanyn «Turkmenistanyn gara§syzlyk we dowlet
gurlu§ynyn esaslary" hakyndaky Kanuny» Asgabat §aheri, 1991 yylyn oktyabryn 27-i [Elektron ge§meleri] - Elyetme rezimi: http://
minjust.gov.tm/tm/mmerkezi/doc (yuz tutma wagty: 13.03.2018)
10 Bitarap Turkmenistanyn da§ary syyasaty: Turkmenistanyn Prezidenti Gurbanguly Berdimuhammedowyn sozleri, gyky§lary we interwyuleri. - A§gabat, Turkmenistanyn da§ary i§ler Ministrligi, 2009 y. [Elektron ge§meleri] - Elyetme rezimi: https://www.mfa.gov.tm/tk/artidesZ3 (yuz tutma wagty:
13.03.2018)
11 . ^ ^ -juS'I YYJ-JI -ОI***.uJJ -оШ-шI JjJ -3 ОI***.uJJ -o-Jj j -aL^j -S-fc JAJIJ, J .J JO***.)I jjJJ 1з
ош ^JL? - (^jjjiiJI http://pep.moe.gov.ir/Y ■ U ^jlo £J?J ;..L>I
12 JJgo?j^uyj I -S-АоЛа -SJJJ jd-O-iLJJ.3 -S-fc j J-fc -ОIjb -о -ОLjL^jLaS"JJ -о?jL^ **)I
CAJ Ц - (ojjji^J I Jg-Lo ) ^ Y^ VJA^ о о — Y" Ло I* **.uo ^JJ JA? j Ц jjja I J^ j I jj JJ-JI J О - * ААЛДО^JJ
ошJiшJ http://www.mfa.aov.ir/index.aspx?siteid=1&fkeyid=.. (Y^U ^jla ^ r £J?J £JJL-
5 Внешняя политика Туркменистана в 1991 - 2006 гг. ДЖУМАЕВ
Тячмурад Атаевич [Электронный
ресурсlhttps://disser.spbu.ru/disser/%7Bzashiti disser id%7D/djumaev.pdf
6 Бутаев A.M. Правовой статус и проблемы единства и
разнообразияэкосистем Каспия // Доклад на Международной
конференции «Каспий: правовые проблемы» 26-27.02.2002.
7 Годлевская Н.В. Постсоветская Центральная Азия: Развитие
магистральной нефтепроводной и газопроводной инфраструктуры. // Нефтегазовое дело, 2006.- 145 с.
8 Исингарин Н. СНГ: интеграционно-дезинтеграционные факторы,
сценарии развития и тенденция регионализации // Российский экономический журнал. 2001. - №9. - С. 72.
9 Искандеров А. Выбери соседа. // Архив внешней политики. Ашх.: МИД Туркменистана. 2000. - №1. С.59
10 Кадыров Ш.Х. Туркменистан: Институт президентства в клановом постколониальном обществе // Вестник Евразии 2001. - №2. - С.5-32.
11 Каменев С.Н. Россия Туркмения: расширение хозяйственных связей. // Азия и Африка сегодня. - 2000. - №10.
12 Каменев С.Н. Топливно-энергетический комплекс Туркменистана: современное состояние и перспективы развития // Центральная Азия и1. Кавказ. -2001. -№6(18).
13 Каменев С.Н. Внешняя политика Туркменистана // Центральная Азия и Кавказ. -2002. -№4(22).
14 Каменев С.Н. Энергетическая политика и энергетические проекты Туркменистана // Центральная Азия и Кавказ. 2003. - №4(28).
15 Каменев С.Н. Современное социально-политическое положение Туркменистана // Центральная Азия и Кавказ. 2002. - №2(20).
16 Каменев С.Н. Экономика Туркменистана на современном этапе // Центральная Азия и Кавказ. 2002. - №3(21).
17 Кепбанов Ё.А. Статус Туркменистана как постоянно нейтрального государства // Московский журнал международного права. 1998. №4.
18 Кондаков A.B. К вопросу о гарантиях постоянного нейтралитета Туркменистана // Московский журнал международного права. 2001. №43. С.58-66.
19 Кочумов Я. Международно-правовое значение резолюции ГА ООН «Постоянный нейтралитет Туркменистана» // Архив внешней политики. 2000. №3. С.39.
20 Кулиев А. Моё видение ситуации в Туркменистане // Здравый смысл.- 2007. №2 (43).
21 Курбанов А. Газопровод Туркменистан-Афганистан-Пакистан откроет новую эпоху в региональном сотрудничестве // Нейтральный Туркменистан. 1997. 5 ноября. С.1
22 Куртов A.A. Формула Туркменбаши: За и против // Международные процессы. -2003. №3 С. 131-137.
23 Мамедов Р. Современный международно-правовой статус Каспийского моря: политика, дипломатия и право // Право и Политика. 2001,- №3.
24 Меликов Г. Нейтральный Туркменистан и международные организации // Архив внешней политики №3. Ашх.: МИД Туркменистана, 2000. С.43.
25 Мусаев О. Мнение народа основа формирования государственной политики // Демократия и право. - 2001. №1. С.97 - 108.
26 Ниязов С.А. Нейтралитет Туркменистана: История, мировоззрение и государственная стратегия. // Демократия и право. 2001. №1. С.71 -87.
27 Шердуст Э.А. Национальные интересы Исламской Республики Иран // Вопросы управления - № 2 (8) / 2014 - С. 180-185. 29.
28 Шердуст Эхсан Амир Политика разрядки и роль Ирана в диалоге цивилизаций // Историческая и социально-образовательная мысль - № 4 / том 7 / 2015 - С. 49-52. 30.
29 Эсмат Дараби Особенности внешней политики Исламской Республики Иран в условиях биополярной и однополярной модели мира //
30 Юртаев В.И. Особенности современной внешней политики Ирана // Вестник Российского университета дружбы народов - № 2 / 2012 - С. 13-21.
31 Юртаев В.И. Перспективные сценарии региональной интеграции // Вестник Российского университета дружбы народов - № 3 / 2009 - С. 514.
Литература на английском языке:
32 Koolaee, Elaheh. “The role of ECO in the Economic Development of Central Asia.” Iranian Journal of International Affairs. Vol.6 (1994-95): 504-510.
33 Khan, Simbal, “Iran Relations with Central Asia.” A Strategic Analysis, 9:1 (2004): 25- 50.
34 Blank, Stephen J., “Turkmenistan and Centeral Aaia after Niyazov”,
Strategic Studies Institute, September 2007.
www.strategicstudiesinstitute.army.mil/pdffiles/ PUB791.pdf
35 Belkin, Paul, ”The European Union’s Energy Security Challenges^ CRS
Report For Congress, January 30, 2008.
www.fas.org/sgp/crs/row/RL33636.pdf. October 5, 2009.
36 Bhadrakumar, M .K, „ Russia Takes Control of Turkmen (World?) Gas”,
Central Asia, July 30/2008.
http://www.atimes.com/atimes/Central_Asia/JG30Ag01.html. February 30, 2009.
37 Daly, John C.K., “Analysis: Turkmen Pipeline Security”,energy daily, Jan 23, 2009.
www.energy-daily.com/.../Analysis_Turkmen_pipeline_security_999.html
38 Glover, Peter C., “Turkmenistan Joins the Natural Gas Elite“, Energy
Tribune(TB),Decamber.08,2008. www.energytribune.com/articles.cfm?
aid=1046. December 25, 2009.
39 Iolotan, South, ”U.S. Firms Want to Invest in Turkmen Gas Fields“, November
17, 2009. http://www.reuters.com/artide/idUSTRE5AG2GD20091117.
December 25, 2009.
40 Mankoff, Jeffrey, “Eurasian Energy Security”, Council Special Report, No. 43,
February 2009.
www.cfr.org/content/publications/attachments/Eurasia_C SR43.pdf. February 23, 2009.
41 Miller, Leland. R., ”How Central Asia>s Became the Biggest Prize in Europe>s Energy Wars“, Forgein Policy, 28, 2009. http://www.foreignpolicy.com/arti- cles/2009/08/28/courting_turkmenistan. February 25, 2009.
42 McArdle, Hamish,“Turkmen Gas - Export Strategy and Trans-Caspian
Opportunities^ Russian oil &GasTechnologies(ROGTEC), September 2009. www.rogtec- magazine.com/.../turkmen-gas-export-strategy-and-trans.html.
December 26, 2009.
43 Olcott, Martha Brill, «International Gas Trade in Central Asia: Turkmenistan, Iran, Russia and Afghanistan», institute for public policy energy forum, May
2004. www.rice.edu/energy/.../GAS InternationalGasTradeinCentralAsia.pdf
44 Pomfret, Richard, ’Turkmenistan’s Foreign Policy“, Central Asia-Caucasus In
stitute & Silk Road Studies Program, China and Eurasia
ForumQuarterly,Volume6 ,No.4.(2008).
www.isdp.eu/files/publications/cefq/08/rp08turkmenistan.pdf. Decem- ber 19, 2009.
45 Socor, Vladimir, “ Turkmen Gas to Russia and Iran”, Eurasia Daily Monitor,
7/1/2010. www. energy-
daily.com/.../Analysis US irked by Turkmen gas policy
46 Allison, Roy (2008), “Virtual regionalism, regional structures and regime security in Central Asia”, Central Asian Survey, Vol. 27, No. 2.
47 Anceschi, Luca (2008), “Analyzing Turkmen Foreign Policy in the Berdymuhammedov Era”, China and Eurasia Forum Quarterly, Vol. 6, No. 4.
48 Anceschi, Luca (2009), “Turkmenistan’s Foreign Policy: Positive Neutrality and the Consolidation of Turkmen Regime, London and New York: Routledge.
49 Anceschi, Luca (2010), “External Conditionality, Domestic Insulation and Energy Security: The International Politics of Post- Niyazov Turkmenistan”, China and Eurasia Forum Quarterly, Volume. 8, No. 3.
50 Anceschi, Luca (2014), “Turkmenistan’s Neutrality in Post-Crimea Eurasia”, Central Asia Policy Brief, No. 17.
51 Arinc, Ibrahim and Elik, Suleyman (2010), “Turkmenistan and Azerbaijan in European Gas Supply Security”, Insight Turkey, Vol. 12, No. 3. Badykova, Najia (2005), “Regional Cooperation in Central Asia: A View from Turkmenistan”, Problems of Economic Transition, Vol. 84, No. 8.
52 Bohr, Annette (2004), “Regionalism in Central Asia: new geopolitics, old regional order”, International Affairs, Vol. 80, No. 30.
53 Canzi, Germana (2004), Turkmenistan’s Caspian Resources and Its International Political Economy, In Shirin Akiner, The Caspian; Politics, Energy and Security, London and New York: RoutledgeCurzon.
54 Church, Jon Marco (2012), International Cooperation of Turkmenistan in the Water Sector, In Igor S.Zonn & Andrey G.Kostianoy (ed), The Turkmen Lake Altyn Asyr and Water Resources in Turkmenistan, New York and London: Springer.
55 Contessi, Nicola (2014), Is Turkmenistan the Next Central Asian Tiger?, The diplomatic, Available at: http://thediplomat.com/2014/07/is-turkmenistan-the- next-central-asian-tiger/, Accessed on: 2016/3/18.
56 Denison, Michael (2010), Security Sector Reform in Turkmenistan, In Merijn Hartog (ed), Security Sector Reform in Central Asia: Exploring Needs and Possibilities, The Centre of European Security Studies (CESS).
57 Eurasianet (2008), Turkmenistan: Leader Proclaims "Open Door” Investment
Policy, Availanle at:
http://www.eurasianet.org/departments/insight/articles/eav032708.shtml, Accessed on: 28 July 2015.
58 Gleason, Gregory (2003), Markets and Politics in Central Asia, Structural reform and political change, London and New York: Routledge.
59 International Crisis Group (2004), Repression and Regression in Turkmenistan: a new international strategy, ICG Asian Report, No 85.
60 International Trade Center (2014), List of products imported/exported by
Turkmenistan, Available at:
http://www.trademap.org/Product_SelCountry_TS.aspx, Accessed on: 18 july 2015.
61 Jarosiewicz, Aleksandra and Falkows, Maciej (2008), The Great Game around Turkmenistan, Centre for Eastern Studies.
62 Kort, Michael (2004), Nations in transition: Central Asian Republics, New York: Facts on File, Inc. Kurtov, Azhdar (2008), International Affairs, In: Central Eurasia 2008 Analytical Annual, Institute for Centra Asia and Caucasian stufied.
63 Kuru, Ahmet (2002), “The Rentier State Model and Central Asian Studies: The Turkmen Case”, Alternatives: Turkish Journal of International Relations, Vol. 1, No. 1.
64 Laruelle, Marlene and Peyrouse, Sebastien (2012), Regional Organisations in Central Asia: Patterns of Interaction, Dilemmas of Efficiency, Institute of public policy and administration working paper, No. 10.
65 Laumulin, Murat (2002), “Central Asia After 11 September”, Central Asia and the Caucasus, Vol. 16, No. 4. Merrill, Martha (2009), “Turkmenistan: Fixing decades of damage”, International higher education, No. 56.
66 Peimani, Hooman (2003), “Turkmenistan reconsiders relations with uzbekistan”, Central Asia Caucasus Analyst, 4 June.
67 Pomfret, Richard (2001), Turkmenistan: from Communism to Nationalism by
gradual economic reform, MOST: Economic Policy in Transitional
Economies, Vol. 11, No. 2, PP 165-176.
68 Pomfret, Richard (2008a), “Turkmenistan’s Foreign Policy”, China and Eurasia Forum Quarterly, Vol. 6, No. 4.
69 Pomfret, Richard (2008b), Turkmenistan after Turkmenbashi, University of Adelaide: Forschungspapiere Research Papers.
70 Agency France Press,2004,Iran to Refine Turkmen Oil.
71 Culter,M. Robert,2001,Turkey and Geopolitics on Turkmenistan’s Natural Gas, The Review of international Affair,Vol 1, No 2.
72 Daly,John C. K. ,2008,TURKMENISTAN DOUBLES NATURAL GAS PRICES TO IRAN , Publication: Eurasia Daily Monitor Volume: 5 Issue: 81.
73 Hancock J. , Kathleen,2006,Escaping Russia, Looking to China: Turkmenistan Pins Hopes on China’s Thirst for Natural Gas, China and Eurasia Forum Quarterly, Volume 4, No. 3.
74 Kandiyoti, Rafael,2008,What price Can Access to open Sea? The Geopolitics of Oil and Gas Transmission From the Trans-Caspian Republics , Central Asian Survey, Vol 27.No 1.
75 Punsmann , Burcu Gultekin ,2008,Black Sea Regional Policy Approach : A Potential Contributor to European Energy Security , In International Center for Black Sea Studies ( ISBSS ) No 6 , Policy Brief.
76 Radisson , James.,2001, TURKEY: THE KEY TO CASPIAN OIL AND GAS , World Energy Development ,Jerusalem .
77 Roy,Oliver,1998,The Iranian Foreign Policy Toward Central Asia Eurasiat Available From Http// www.Eurasiant.org/resurce/regional/royoniran/html.
78 Turkmenmillihasabat, Foreign Economic Relations of Turkmenistan, 19971999, 2000-2001, 2001-2003 (Ashgabat, 1999, 2002, 2004).
79 www.indexmundi.com/2009/turkmenistan/html.
80 www.Hamsharionline,2010, Ir/news-121848.asp