Отношения Туркменистана и Исламской Республики Иран в период с 2006 по 2017 годы
|
Введение 3
Глава 1. Политические отношения Туркменистана и Ирана на современном этапе
1.1. Эволюция двусторонних отношений в 21 веке 8
1.2. Туркменско-иранское сотрудничество в области
региональной безопасности 16
Глава 2. Экономические отношения Туркменистана и Исламской Республики Иран
2.1. Экономические отношения Туркменистана и ИРИ 26
2.2. Энергетический фактор в отношениях Туркменистана и Ирана 37
2.3. Каспийское направление сотрудничества 48
Заключение
Литература
Глава 1. Политические отношения Туркменистана и Ирана на современном этапе
1.1. Эволюция двусторонних отношений в 21 веке 8
1.2. Туркменско-иранское сотрудничество в области
региональной безопасности 16
Глава 2. Экономические отношения Туркменистана и Исламской Республики Иран
2.1. Экономические отношения Туркменистана и ИРИ 26
2.2. Энергетический фактор в отношениях Туркменистана и Ирана 37
2.3. Каспийское направление сотрудничества 48
Заключение
Литература
Постановка проблемы. К началу XXI века Туркменистан провел гибкие экономические реформы и укрепил свои позиции на региональном энергетическом рынке. Развивая добрососедские отношения, Туркменистан решал ключевые задачи внешнеэкономической политики и региональной безопасности. В данной научной работе речь будет идти об отношениях с Ираном, одним из наиболее приоритетных экономических партнеров. Экономический кризис 2008 года не обошел туркменскую экономику стороной, и правительству Гурбангулы Бердымухамедова предстояло решать ключевые задачи внешней политики.
В этих условиях Туркменистан, решая стратегическую задачу структурной перестройки экономики для перехода к рынку, был вынужден одновременно предпринимать меры, направленные на стабилизацию экономического положения и предотвращение дальнейшего падения экономики.
Туркменистан придерживается внешнеполитической доктрины постоянного нейтралитета, предполагающего «развитие дружественных и взаимовыгодных отношений с государствами региона и всего мира»1. Этот фактор в какой-то мере обуславливает закрытость экономики страны для иностранных инвестиций, и в таком случае, для наращивания экономического взаимодействия со странами импортерами его главного ресурса - газа. И именно Иран, обладающий большим весом не только в регионе, но и в мире, может стать ключом для открытия потенциала экономики Туркменистана.
Актуальность. Отношения с Туркменистаном важны для Ирана по нескольким причинам. Туркменистан является единственной республикой в Центральной Азии, которая имеет как морские, так и сухопутные границы с Ираном. Экономический потенциал Туркменистана, особенно в области энергетики, его географическая позиция как ворота для Ирана в Центральную Азию, его членство в Организации экономического сотрудничества (ОЭС) и его ключевая роль в осуществлении проектов ОЭС, особенно в области транзита, - это самые главные факторы, которые привлекают внимание Ирана к этой стране.
Кроме того, как одно из прибрежных государств Каспийского моря, Туркменистан может играть ключевую роль в разрешении спора о правовом режиме моря. Для Туркменистана отношения с Ираном важны по нескольким аспектам. Один из них - потенциальная роль Ирана в поддержании регионального мира и безопасности. Более того, Иран мог бы рассматриваться как основная возможность для доступа Туркменистана к международным водам. С экономической точки зрения интерес Ирана к покупке природного газа из Туркменистана, а также к формированию переходного маршрута для экспорта туркменского газа в Европу имеет важное значение для Ашхабада. Существование туркменского меньшинства в Иране является еще одной причиной интереса Туркменистана к Ирану. Наконец, Иран может стать деловым партнером и обеспечить основные экономические потребности Туркменистана.
Исторически сложилось так, что народы двух стран имеют давние политические и экономические связи. Более 1000 лет они были частью Персидской империи. Всеобъемлющие отношения Туркменистана с ИРИ, строятся исключительно на базе все более утверждающейся в современном мире экономической целесообразности и при почти полном игнорировании время от времени возникающих политических разногласий.
В данной работе рассматривается исключительно политические и экономические аспекты отношений Туркменистана и Ирана.
Степень изученности проблемы. Тема туркмено-иранских взаимоотношений является одной из центральных в современной туркменской научной литературе. Литературы по данному вопросу великое множество. В ходе исследования были проанализированы многие отечественные и зарубежные работы. При написании данной работы были использованы труды историков, дипломатов, политиков, таких как: Никуличев Ю.В., Каменев С.Н. , Курбанов А., Полаев Д.К. , Проклов И.Н., Эсенов М., Ниязов С.А. и других авторов. Также были использованы труды зарубежных авторов, вклад которых является довольно ценным при рассмотрении данных межгосударственных отношений, таких как Stephen Blank , John Daly , Richard Pomfret и др.
Целью данной работы является исследование отношений Туркменистана и Ирана в период с 2006 года по 2017 год.
Исходя из поставленной цели дипломной работы, выделим следующие задачи:
- исследовать эволюцию двусторонних отношений в 21 веке; -проанализировать туркменско-иранское сотрудничество в области региональной безопасности;
- изучить экономические отношения Туркменистана и ИРИ;
- рассмотреть энергетический фактор в отношениях Туркменистана и Ирана;
- выявить каспийское направление сотрудничества;
Хронологические рамки исследования были выбраны, исходя из рамок новейшего этапа в регионе, началом которого можно считать уход из жизни первого президента Туркменистана Сапармурата Ниязова 21 декабря 2006 года и формирование нового правительства во главе новоизбранного нынешнего президента Гурбангулы Бердымухамедова. Конечной же датой исследования является 2017 год по той причине, что это последний завершенный год на момент написания работы.
Методология исследования включает совокупность общенаучных и политологических методов. Основным методом исследования послужил системный подход к анализу туркмено-иранских отношений в с 2006 года по настоящее время. Методологическую основу данной научной работы составляют исследования российских, туркменских и других зарубежных ученых, в которых отражены общетеоретические положения о международных экономических отношениях.
При анализе фактического материала был использован ряд традиционных подходов и методов: проблемно-хронологический,
аналитический, историко-генетический, сравнительно-исторический, что дало возможность выявить основные этапы, ключевые моменты и ориентиры для взаимодействий Туркменистана с Ираном; сопоставить конкретные стратегии и шаги на пути к реализации поставленных экономических задач в XXI веке.
Объектом исследования является туркмено-иранские отношения в контексте международных отношений.
Предметом исследования являются отношения Туркменистана и Ирана в период с 2006 года по 2017 годы.
В качестве источниковой базы в данной научной работе мною была рассмотрена концепция внешней политики Туркменистана на 2017-2023 годы12, кроме того были изучены ряд международных соглашений, заключенных между Туркменистаном и Ираном, а именно договор о сотрудничестве в строительстве железнодорожной линии Теджен — Серахс 1991 г , договор на строительство газопровода Корпедже-Курт-Куи 1995 г ., меморандум о взаимопонимании, касающийся строительства железнодорожного коридора «Север — Юг», пролегающего вдоль восточного побережья Каспийского моря по маршруту Ералиево (Казахстан) — Бекдаш (Туркменистан) — Туркменбаши — Туркменбендер (Иран) 1996 года, доклады И.С. Иванова 2017 года , В.И. Месамеда и др.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем предпринимается попытка комплексного исследования наиболее перспективных тенденций внешнеторговой политики Туркменистана и выявления новых подходов к расстановке ее приоритетных экономических партнеров с учетом изменений в глобальной экономике.
Научно-практическая значимость исследования связана с тем, что ее результаты способствуют качественному осмыслению политических и экономических отношений Туркменистана и Ирана на современном этапе. Работа может быть широко использована при подготовке специальных курсов или семинаров. Некоторые положения данного исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения этой проблемы, а также для написании статей по данной тематике.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, первый из которых состоит из двух, а вторая из трех параграфов; также заключения и списка использованных источников и литературы.
В этих условиях Туркменистан, решая стратегическую задачу структурной перестройки экономики для перехода к рынку, был вынужден одновременно предпринимать меры, направленные на стабилизацию экономического положения и предотвращение дальнейшего падения экономики.
Туркменистан придерживается внешнеполитической доктрины постоянного нейтралитета, предполагающего «развитие дружественных и взаимовыгодных отношений с государствами региона и всего мира»1. Этот фактор в какой-то мере обуславливает закрытость экономики страны для иностранных инвестиций, и в таком случае, для наращивания экономического взаимодействия со странами импортерами его главного ресурса - газа. И именно Иран, обладающий большим весом не только в регионе, но и в мире, может стать ключом для открытия потенциала экономики Туркменистана.
Актуальность. Отношения с Туркменистаном важны для Ирана по нескольким причинам. Туркменистан является единственной республикой в Центральной Азии, которая имеет как морские, так и сухопутные границы с Ираном. Экономический потенциал Туркменистана, особенно в области энергетики, его географическая позиция как ворота для Ирана в Центральную Азию, его членство в Организации экономического сотрудничества (ОЭС) и его ключевая роль в осуществлении проектов ОЭС, особенно в области транзита, - это самые главные факторы, которые привлекают внимание Ирана к этой стране.
Кроме того, как одно из прибрежных государств Каспийского моря, Туркменистан может играть ключевую роль в разрешении спора о правовом режиме моря. Для Туркменистана отношения с Ираном важны по нескольким аспектам. Один из них - потенциальная роль Ирана в поддержании регионального мира и безопасности. Более того, Иран мог бы рассматриваться как основная возможность для доступа Туркменистана к международным водам. С экономической точки зрения интерес Ирана к покупке природного газа из Туркменистана, а также к формированию переходного маршрута для экспорта туркменского газа в Европу имеет важное значение для Ашхабада. Существование туркменского меньшинства в Иране является еще одной причиной интереса Туркменистана к Ирану. Наконец, Иран может стать деловым партнером и обеспечить основные экономические потребности Туркменистана.
Исторически сложилось так, что народы двух стран имеют давние политические и экономические связи. Более 1000 лет они были частью Персидской империи. Всеобъемлющие отношения Туркменистана с ИРИ, строятся исключительно на базе все более утверждающейся в современном мире экономической целесообразности и при почти полном игнорировании время от времени возникающих политических разногласий.
В данной работе рассматривается исключительно политические и экономические аспекты отношений Туркменистана и Ирана.
Степень изученности проблемы. Тема туркмено-иранских взаимоотношений является одной из центральных в современной туркменской научной литературе. Литературы по данному вопросу великое множество. В ходе исследования были проанализированы многие отечественные и зарубежные работы. При написании данной работы были использованы труды историков, дипломатов, политиков, таких как: Никуличев Ю.В., Каменев С.Н. , Курбанов А., Полаев Д.К. , Проклов И.Н., Эсенов М., Ниязов С.А. и других авторов. Также были использованы труды зарубежных авторов, вклад которых является довольно ценным при рассмотрении данных межгосударственных отношений, таких как Stephen Blank , John Daly , Richard Pomfret и др.
Целью данной работы является исследование отношений Туркменистана и Ирана в период с 2006 года по 2017 год.
Исходя из поставленной цели дипломной работы, выделим следующие задачи:
- исследовать эволюцию двусторонних отношений в 21 веке; -проанализировать туркменско-иранское сотрудничество в области региональной безопасности;
- изучить экономические отношения Туркменистана и ИРИ;
- рассмотреть энергетический фактор в отношениях Туркменистана и Ирана;
- выявить каспийское направление сотрудничества;
Хронологические рамки исследования были выбраны, исходя из рамок новейшего этапа в регионе, началом которого можно считать уход из жизни первого президента Туркменистана Сапармурата Ниязова 21 декабря 2006 года и формирование нового правительства во главе новоизбранного нынешнего президента Гурбангулы Бердымухамедова. Конечной же датой исследования является 2017 год по той причине, что это последний завершенный год на момент написания работы.
Методология исследования включает совокупность общенаучных и политологических методов. Основным методом исследования послужил системный подход к анализу туркмено-иранских отношений в с 2006 года по настоящее время. Методологическую основу данной научной работы составляют исследования российских, туркменских и других зарубежных ученых, в которых отражены общетеоретические положения о международных экономических отношениях.
При анализе фактического материала был использован ряд традиционных подходов и методов: проблемно-хронологический,
аналитический, историко-генетический, сравнительно-исторический, что дало возможность выявить основные этапы, ключевые моменты и ориентиры для взаимодействий Туркменистана с Ираном; сопоставить конкретные стратегии и шаги на пути к реализации поставленных экономических задач в XXI веке.
Объектом исследования является туркмено-иранские отношения в контексте международных отношений.
Предметом исследования являются отношения Туркменистана и Ирана в период с 2006 года по 2017 годы.
В качестве источниковой базы в данной научной работе мною была рассмотрена концепция внешней политики Туркменистана на 2017-2023 годы12, кроме того были изучены ряд международных соглашений, заключенных между Туркменистаном и Ираном, а именно договор о сотрудничестве в строительстве железнодорожной линии Теджен — Серахс 1991 г , договор на строительство газопровода Корпедже-Курт-Куи 1995 г ., меморандум о взаимопонимании, касающийся строительства железнодорожного коридора «Север — Юг», пролегающего вдоль восточного побережья Каспийского моря по маршруту Ералиево (Казахстан) — Бекдаш (Туркменистан) — Туркменбаши — Туркменбендер (Иран) 1996 года, доклады И.С. Иванова 2017 года , В.И. Месамеда и др.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем предпринимается попытка комплексного исследования наиболее перспективных тенденций внешнеторговой политики Туркменистана и выявления новых подходов к расстановке ее приоритетных экономических партнеров с учетом изменений в глобальной экономике.
Научно-практическая значимость исследования связана с тем, что ее результаты способствуют качественному осмыслению политических и экономических отношений Туркменистана и Ирана на современном этапе. Работа может быть широко использована при подготовке специальных курсов или семинаров. Некоторые положения данного исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения этой проблемы, а также для написании статей по данной тематике.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, первый из которых состоит из двух, а вторая из трех параграфов; также заключения и списка использованных источников и литературы.
За небольшой по историческим меркам период, прошедший после выхода государств Центральной Азии на международную арену, определились основные принципы и направления внешней политики южных постсоветских республик, в том числе приоритеты ее азиатского вектора. Наладив устойчивую и независимую внешнеэкономическую политику, новое руководство Туркменистана во главе с Гурбангулы Бердымухамедовым перешло на новый этап экономического развития. Диверсификация экспорта природного газа и нефти, развитие отечественной промышленности, участие в региональных транспортных проектах говорит о том, что Туркменистан активно вливается в международную торговлю. Отношения с Ираном все еще стоят на приоритетной позиции, несмотря на появление Китая во внешней политике и политические непонимания.
Выход новых независимых государств Центральной Азии на международную арену произошел беспрецедентно быстро. Для молодых центральноазиатских государств в особенности для Туркменистана деятельность на международной арене стала необходимым условием и важнейшим средством укрепления их суверенитета, безопасности и политической стабильности, создания благоприятных внешних условий для экономического и социального развития. Основная ее деятельность на международной арене направлена на решение таких первоочередной важности задач, как укрепление их государственного суверенитета, обеспечение территориальной целостности и нерушимости границ, создание благоприятных внешних условий для развития экономики, решения социальных проблем, сохранения внутриполитической стабильности. Основополагающие принципы внешней политики государств Туркменистана опираются на общепризнанные нормы международного права. Представляется возможным выделить следующие главные принципы, которыми руководствуются государства региона на международной арене:
развитие отношений сотрудничества со всеми заинтересованными в этом странами, вне зависимости от их экономических и политических систем, господствующей идеологии и религии; равноправие и взаимный учет интересов в межгосударственных отношениях, невмешательство во внутренние дела друг друга; отказ от применения силы и угрозы силой в межгосударственных спорах, содействие укреплению мира и безопасности; приоритет норм международного права перед внутригосударственными.
В первые годы независимости для них было особенно важно установить взаимовыгодные торговые и экономические связи с возможно большим числом стран. Это было обусловлено тем, что экономические последствия, по существу, одномоментного распада Советского Союза, сопровождавшегося разрушением всей системы межреспубликанских хозяйственных связей, оказались наиболее тяжелыми для окраинных регионов, в том числе для Центральной Азии, экономика которой была жестко привязана к потребностям промышленно развитых союзных республик. Повсеместный спад производства привел к существенному уменьшению ВВП, республики Центральной Азии испытывали острую нехватку продовольствия и промышленной продукции, в особенности потребительских товаров.
Изучив специфику туркмено-иранского сотрудничество я пришел к выводу, в области региональной безопасности и энергетике Иран стоит на передовой позиции. Самое приоритетное направление сотрудничества — нефтегазовый сектор: Иран стал основным импортером туркменского черного золота. Фирмы ИРИ участвуют в разведке и бурении скважин, выиграв несколько международных тендеров. Но еще интенсивнее развивается сотрудничество в газовой сфере, открывшее Туркменистану широкие возможности экспорта газа в Иран и создавшее потенциал транспортировки голубого топлива транзитом через иранскую территорию в государства Средиземноморья, Европу, а через иранские порты в Персидском заливе — в страны Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. Иранский коридор имеет для Ашхабада и политическое значение: он позволил покончить с монополией Москвы в транзите туркменистанского голубого топлива и выйти на рынок вне постсоветского пространства. Для газовой отрасли Туркменистана крайне важна помощь ИРИ в прокладке трубопровода
Однозначным фактом является то, что каспийское направление энергетического сотрудничества для Туркменистана является одним из самых приоритетных задач. В ИРИ придают большое значение сотрудничеству с Туркменистаном, характеризуя его как образцовое. Укрепление дружественных отношений с северным соседом стало одним из приоритетных направлений внешней политики Тегерана. Широко практиковался обмен визитами бывших глав государств. В 2008 году нынешний президент Туркменистана Грубангулы Бердымухамедов совершил в Иран свой первый зарубежный визит. Этим он четко подчеркнул приоритетность двустороннего сотрудничества и выразил надежду на укрепление доверительных отношений. Также, стоит отметить, что президент Ирана Хасан Рухани, находясь в Туркменистане в ходе своего первого центральноазиатского турне, он заявил, что его государство не ставит никаких ограничений, касающихся развития отношений с Туркменистаном, а также высказался за максимально полное использование возможностей сотрудничества двух стран.
Несомненным плюсом добрососедства Иран считает стабильность на своих северных границах. В свете нынешней неустойчивости отношений ИРИ с ее главным внешнеполитическим недругом США руководитель Центра международных исследований иранского МИД Расул Мусави считает эту составляющую двустороннего диалога жизненной необходимостью для его республики, справедливо подчеркивая, что в ближневосточном регионе Ирану не досталось спокойного соседства. Немалый рациональный интерес для ИРИ представляет такая особенность международного статуса Туркменистана, как беспрецедентное в мировой практике объявление постоянного нейтралитета основой своей внешней политики. Чисто прагматически этот статус позволял лидеру Туркменистана успешно лавировать между полюсами силы современного мира, «не боясь вызвать раздражения сильной и авторитетной Америки». Для Тегерана важно и то, что декларируемый Ашхабадом нейтралитет служит сдерживающим фактором, позволяющим ему дистанцироваться от участия в международных блоковых структурах.
В последнее время Туркменистан активно наращивает экономическое взаимодействие с Ираном. В будущем Туркменистан и ИРИ должны удвоить свои усилия по достижению взаимовыгодных торговых условий. В сфере региональной безопасности обе страны начали вырабатывать общее понимание геополитических проблем и преследовать общие цели по укреплению регионального мира и стабильности. Стратегическое партнерство Туркменистана и Ирана будет укрепляться для достижения общих целей и задач, поддержания прочного мира и стабильности и повышения благосостояния.
Выход новых независимых государств Центральной Азии на международную арену произошел беспрецедентно быстро. Для молодых центральноазиатских государств в особенности для Туркменистана деятельность на международной арене стала необходимым условием и важнейшим средством укрепления их суверенитета, безопасности и политической стабильности, создания благоприятных внешних условий для экономического и социального развития. Основная ее деятельность на международной арене направлена на решение таких первоочередной важности задач, как укрепление их государственного суверенитета, обеспечение территориальной целостности и нерушимости границ, создание благоприятных внешних условий для развития экономики, решения социальных проблем, сохранения внутриполитической стабильности. Основополагающие принципы внешней политики государств Туркменистана опираются на общепризнанные нормы международного права. Представляется возможным выделить следующие главные принципы, которыми руководствуются государства региона на международной арене:
развитие отношений сотрудничества со всеми заинтересованными в этом странами, вне зависимости от их экономических и политических систем, господствующей идеологии и религии; равноправие и взаимный учет интересов в межгосударственных отношениях, невмешательство во внутренние дела друг друга; отказ от применения силы и угрозы силой в межгосударственных спорах, содействие укреплению мира и безопасности; приоритет норм международного права перед внутригосударственными.
В первые годы независимости для них было особенно важно установить взаимовыгодные торговые и экономические связи с возможно большим числом стран. Это было обусловлено тем, что экономические последствия, по существу, одномоментного распада Советского Союза, сопровождавшегося разрушением всей системы межреспубликанских хозяйственных связей, оказались наиболее тяжелыми для окраинных регионов, в том числе для Центральной Азии, экономика которой была жестко привязана к потребностям промышленно развитых союзных республик. Повсеместный спад производства привел к существенному уменьшению ВВП, республики Центральной Азии испытывали острую нехватку продовольствия и промышленной продукции, в особенности потребительских товаров.
Изучив специфику туркмено-иранского сотрудничество я пришел к выводу, в области региональной безопасности и энергетике Иран стоит на передовой позиции. Самое приоритетное направление сотрудничества — нефтегазовый сектор: Иран стал основным импортером туркменского черного золота. Фирмы ИРИ участвуют в разведке и бурении скважин, выиграв несколько международных тендеров. Но еще интенсивнее развивается сотрудничество в газовой сфере, открывшее Туркменистану широкие возможности экспорта газа в Иран и создавшее потенциал транспортировки голубого топлива транзитом через иранскую территорию в государства Средиземноморья, Европу, а через иранские порты в Персидском заливе — в страны Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. Иранский коридор имеет для Ашхабада и политическое значение: он позволил покончить с монополией Москвы в транзите туркменистанского голубого топлива и выйти на рынок вне постсоветского пространства. Для газовой отрасли Туркменистана крайне важна помощь ИРИ в прокладке трубопровода
Однозначным фактом является то, что каспийское направление энергетического сотрудничества для Туркменистана является одним из самых приоритетных задач. В ИРИ придают большое значение сотрудничеству с Туркменистаном, характеризуя его как образцовое. Укрепление дружественных отношений с северным соседом стало одним из приоритетных направлений внешней политики Тегерана. Широко практиковался обмен визитами бывших глав государств. В 2008 году нынешний президент Туркменистана Грубангулы Бердымухамедов совершил в Иран свой первый зарубежный визит. Этим он четко подчеркнул приоритетность двустороннего сотрудничества и выразил надежду на укрепление доверительных отношений. Также, стоит отметить, что президент Ирана Хасан Рухани, находясь в Туркменистане в ходе своего первого центральноазиатского турне, он заявил, что его государство не ставит никаких ограничений, касающихся развития отношений с Туркменистаном, а также высказался за максимально полное использование возможностей сотрудничества двух стран.
Несомненным плюсом добрососедства Иран считает стабильность на своих северных границах. В свете нынешней неустойчивости отношений ИРИ с ее главным внешнеполитическим недругом США руководитель Центра международных исследований иранского МИД Расул Мусави считает эту составляющую двустороннего диалога жизненной необходимостью для его республики, справедливо подчеркивая, что в ближневосточном регионе Ирану не досталось спокойного соседства. Немалый рациональный интерес для ИРИ представляет такая особенность международного статуса Туркменистана, как беспрецедентное в мировой практике объявление постоянного нейтралитета основой своей внешней политики. Чисто прагматически этот статус позволял лидеру Туркменистана успешно лавировать между полюсами силы современного мира, «не боясь вызвать раздражения сильной и авторитетной Америки». Для Тегерана важно и то, что декларируемый Ашхабадом нейтралитет служит сдерживающим фактором, позволяющим ему дистанцироваться от участия в международных блоковых структурах.
В последнее время Туркменистан активно наращивает экономическое взаимодействие с Ираном. В будущем Туркменистан и ИРИ должны удвоить свои усилия по достижению взаимовыгодных торговых условий. В сфере региональной безопасности обе страны начали вырабатывать общее понимание геополитических проблем и преследовать общие цели по укреплению регионального мира и стабильности. Стратегическое партнерство Туркменистана и Ирана будет укрепляться для достижения общих целей и задач, поддержания прочного мира и стабильности и повышения благосостояния.
Подобные работы
- Ирано-российские отношения с 2000 по 2018 гг.
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2019 - РОССИЙСКО-ИРАНСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI В
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2022 - Формирование имиджа России в Туркменистане (1991-2018) (Теория международных отношений, Алтайский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2019 - ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ И НЕФТЯНОЙ ФАКТОР В
ПОЛИТИКЕ СТРАН БЛИЖНЕГО ВОСТОКА
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2020 - Экономическое сотрудничество России и государств Центральной Азии в XXI в.: формы и направления
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2022 - Постоянное представительство в российских международных налоговых соглашениях
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2022 - СОТРУДНИЧЕСТВО И СОПЕРНИЧЕСТВО РОССИИ, США И КНР В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В ПЕРИОД С 1991-2016 гг.
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017



