Возмещение вреда, причиненного подростку
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ПРАВ ПОДРОСТКОВ 6
1.1. Характеристика подросткового возраста в педагогической, психологической и юридической литературе 6
1.2. Государственная политика в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних 12
ГЛАВА 2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА ПОДРОСТКУ 21
2.1. Психологическое и физическое насилие в отношении несовершеннолетних как основание ответственности 21
2.2. Кибербуллинг и иные негативные влияние на психику подростков в Интернет-пространстве и масс-медиа 31
2.3. Формирование направлений защиты подростков от информации, причиняющей вред их здоровью и духовному развитию 39
ГЛАВА 3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВРЕД, ПРИЧИНЕННЫЙ ЛИЧНЫМ И ИМУЩЕСТВЕННЫМ ПРАВАМ ПОДРОСТКА 48
3.1. Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью подростка 48
3.2. Возмещения имущественного вреда, причиненного подростку 55
3.3. Возмещения морального вреда, причиненного подростку 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 77
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ПРАВ ПОДРОСТКОВ 6
1.1. Характеристика подросткового возраста в педагогической, психологической и юридической литературе 6
1.2. Государственная политика в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних 12
ГЛАВА 2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА ПОДРОСТКУ 21
2.1. Психологическое и физическое насилие в отношении несовершеннолетних как основание ответственности 21
2.2. Кибербуллинг и иные негативные влияние на психику подростков в Интернет-пространстве и масс-медиа 31
2.3. Формирование направлений защиты подростков от информации, причиняющей вред их здоровью и духовному развитию 39
ГЛАВА 3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВРЕД, ПРИЧИНЕННЫЙ ЛИЧНЫМ И ИМУЩЕСТВЕННЫМ ПРАВАМ ПОДРОСТКА 48
3.1. Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью подростка 48
3.2. Возмещения имущественного вреда, причиненного подростку 55
3.3. Возмещения морального вреда, причиненного подростку 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 77
Актуальность и практическая значимость исследуемой темы обусловлены следующими аспектами.
Сложные процессы системных трансформаций, продолжающиеся в настоящее время в России, затронули практически все слои общества, разрушив существовавшую многие десятилетия и уже успевшую устояться систему социальной стратификации. Современные научные исследования, проводимые в социальной сфере, констатируют кризисные ситуации во многих областях жизнедеятельности людей, которые влияют на их сознание и поведение. Серьезную социальную опасность представляет то, что негативные последствия таких изменений сказываются на подростках, как наиболее уязвимой категории населения. Это приводит к нарушению их физического и психического здоровья, дает толчок для развития так называемых социальных болезней - безнадзорности и беспризорности, а также причинению вреда подростку, как в отношении его прав, так и в духовном развитии.
В силу наличия у несовершеннолетнего определенных возрастных особенностей он не в состоянии самостоятельно защитить свои права так же эффективно, как взрослый, что является главной причиной создания и действия в РФ специальных средств по защите подростка.
Забота о детях, в том числе о подростках, всемерная охрана их интересов является важнейшим принципом, закрепленным в действующем законодательстве. Чтобы этот принцип был действенным, необходимо наличие механизмов его реализации, закрепленных в нормах права. Система защиты подростков предполагает комплекс мероприятий, направленных на защиту семьи в целом, на определение места несовершеннолетнего и отношения к нему в семье и обществе. Именно для реализации данной цели законодатель предусматривает права и их гарантии.
И одним из институтов, направленных на защиту интересов подростка является институт ответственности за причинение вреда.
Весьма важно, что меры ответственности направлены не только на удовлетворение имущественных интересов потерпевшего, но и на предотвращение правонарушений. Более того, ответственность выполняет определенную превентивную функцию, способствуя тому, что участники общественных отношений под угрозой привлечения их к ответственности стремятся построить свою деятельность таким образом, чтобы действующее законодательство, права и охраняемые законом интересы других лиц не нарушались.
Не умаляя значения данных институтов, направленных на защиту прав и интересов подростка, стоит отметить, что в тени остаются проблемы ответственности за причинение вреда подростку в духовной сфере, в системе образования и воспитания.
Указанное позволяет отметить, что проблемы ответственности за причинение вреда подростку требуют не только четкого правового механизма, регулирующего условия, основания ответственности, но и должны содержать превентивные и профилактические направления, минимизирующие причинение вреда, а также реабилитационные мероприятия для эффективного восстановления интересов подростка, которому был причинен вред.
Цель данной работы изучить основы ответственности за причинение вреда подростку.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы являются общественные отношения, складывающиеся при возмещении причиненного вреда подростку, и регулируемые действующим законодательством Российской Федерации.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы является деятельность государственных и общественных институтов, направленная на восстановление интересов и прав подростка при причинении ему вреда.
Для достижения поставленной цели в данной работе были поставлены
следующие задачи:
- дать характеристику подросткового возраста в педагогической, психологической и юридической литературе;
- рассмотреть вопросы государственная политика в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
- проанализировать психологическое и физическое насилие в отношении несовершеннолетних как основание ответственности;
- раскрыть негативные влияния на психику подростков, встречающиеся в Интернет-пространстве и масс-медиа;
- изучить формирование направлений защиты подростков от информации, причиняющей вред их здоровью и духовному развитию;
- рассмотреть отдельные вопросы возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью подростка;
- проанализировать возмещения имущественного и морального вреда, причиненного подростку.
Исследование построено на историческом и логическом методах, методе анализа и синтеза, методе обобщения, систематизации.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых, специалистов в области теории и практики, исследовавших вопросы причинения вреда, и ответственности за причинение вреда подростку.
В исследовании были использованы методические, справочные, статистические источники, а материалы также научно-практических конференций.
Работа состоит из введения, основной части, включающей три раздела, заключения и списка использованной литературы.
Сложные процессы системных трансформаций, продолжающиеся в настоящее время в России, затронули практически все слои общества, разрушив существовавшую многие десятилетия и уже успевшую устояться систему социальной стратификации. Современные научные исследования, проводимые в социальной сфере, констатируют кризисные ситуации во многих областях жизнедеятельности людей, которые влияют на их сознание и поведение. Серьезную социальную опасность представляет то, что негативные последствия таких изменений сказываются на подростках, как наиболее уязвимой категории населения. Это приводит к нарушению их физического и психического здоровья, дает толчок для развития так называемых социальных болезней - безнадзорности и беспризорности, а также причинению вреда подростку, как в отношении его прав, так и в духовном развитии.
В силу наличия у несовершеннолетнего определенных возрастных особенностей он не в состоянии самостоятельно защитить свои права так же эффективно, как взрослый, что является главной причиной создания и действия в РФ специальных средств по защите подростка.
Забота о детях, в том числе о подростках, всемерная охрана их интересов является важнейшим принципом, закрепленным в действующем законодательстве. Чтобы этот принцип был действенным, необходимо наличие механизмов его реализации, закрепленных в нормах права. Система защиты подростков предполагает комплекс мероприятий, направленных на защиту семьи в целом, на определение места несовершеннолетнего и отношения к нему в семье и обществе. Именно для реализации данной цели законодатель предусматривает права и их гарантии.
И одним из институтов, направленных на защиту интересов подростка является институт ответственности за причинение вреда.
Весьма важно, что меры ответственности направлены не только на удовлетворение имущественных интересов потерпевшего, но и на предотвращение правонарушений. Более того, ответственность выполняет определенную превентивную функцию, способствуя тому, что участники общественных отношений под угрозой привлечения их к ответственности стремятся построить свою деятельность таким образом, чтобы действующее законодательство, права и охраняемые законом интересы других лиц не нарушались.
Не умаляя значения данных институтов, направленных на защиту прав и интересов подростка, стоит отметить, что в тени остаются проблемы ответственности за причинение вреда подростку в духовной сфере, в системе образования и воспитания.
Указанное позволяет отметить, что проблемы ответственности за причинение вреда подростку требуют не только четкого правового механизма, регулирующего условия, основания ответственности, но и должны содержать превентивные и профилактические направления, минимизирующие причинение вреда, а также реабилитационные мероприятия для эффективного восстановления интересов подростка, которому был причинен вред.
Цель данной работы изучить основы ответственности за причинение вреда подростку.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы являются общественные отношения, складывающиеся при возмещении причиненного вреда подростку, и регулируемые действующим законодательством Российской Федерации.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы является деятельность государственных и общественных институтов, направленная на восстановление интересов и прав подростка при причинении ему вреда.
Для достижения поставленной цели в данной работе были поставлены
следующие задачи:
- дать характеристику подросткового возраста в педагогической, психологической и юридической литературе;
- рассмотреть вопросы государственная политика в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
- проанализировать психологическое и физическое насилие в отношении несовершеннолетних как основание ответственности;
- раскрыть негативные влияния на психику подростков, встречающиеся в Интернет-пространстве и масс-медиа;
- изучить формирование направлений защиты подростков от информации, причиняющей вред их здоровью и духовному развитию;
- рассмотреть отдельные вопросы возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью подростка;
- проанализировать возмещения имущественного и морального вреда, причиненного подростку.
Исследование построено на историческом и логическом методах, методе анализа и синтеза, методе обобщения, систематизации.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых, специалистов в области теории и практики, исследовавших вопросы причинения вреда, и ответственности за причинение вреда подростку.
В исследовании были использованы методические, справочные, статистические источники, а материалы также научно-практических конференций.
Работа состоит из введения, основной части, включающей три раздела, заключения и списка использованной литературы.
Анализ действующих нормативно - правовых актов, материалов судебной практики и научной литературы в области причинения вреда подростку, позволил сделать ряд выводов.
Подростничество - самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе и другим людям. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения.
Подростничество имеет множество характерных именно для данного возраста противоречий и конфликтов. С одной стороны, интеллектуальная развитость подростков, которую они демонстрируют при решении разных задач, связанных со школьными предметами и другими делами, побуждает взрослых к обсуждению с ними достаточно серьезных проблем. С другой стороны, при обсуждении проблем, особенно таких, которые касаются будущей профессии, этики поведения, ответственного отношения к своим обязанностям, обнаруживается удивительная инфантильность. Но в любом случае - это важнейший этап в развитии личности ребенка.
В связи с чем необходимость в обеспечении повышенной защиты прав и законных интересов подростков обусловлена их эмоциональной, духовной и интеллектуальной незрелостью. Актуальность данного вопроса обусловлена, в свою очередь, негативными тенденциями в сфере защиты прав детей, проблемами в создании условий для надлежащего воспитания детей и обеспечения их благополучия. Также следует отметить, что в
законодательстве Российской Федерации в настоящее время не существует четкого понятия «несовершеннолетние», «подросток» с учетом разграничения на различные возрастные группы. Наблюдается терминологическая несогласованность в различных отраслях права в употреблении одного и того же понятия.
В связи с чем, представляется необходимым, с учётом психолого-педагогических особенностей подросткового периода, норм международного права, внести в нормы российского законодательства временные рамки подросткового периода развития несовершеннолетнего.
В целом говоря о законодательно закреплённой возможности привлечения к ответственности за нарушения прав подростка, следует отметить, ряд проблемных аспектов в данной области.
В научной литературе понятие и содержание права подростка на возмещение вреда исследованы неполно. Труды ученых в основном повещены изучению проблем осуществления прав совершеннолетних граждан. Возможна ситуация, когда потерпевшим становится несовершеннолетний. Вред может быть причинен жизни, здоровью, личности либо имуществу подростка и в этом случае ребенок получает право на возмещение вреда. При этом в силу своей психической и социальной незрелости подростки не всегда осознают свои права и законные интересы в таких обязательствах. К сожалению, нередко законные интересы несовершеннолетних не осознаются в достаточной степени также их законными представителями, призванными защищать эти интересы, что нередко облегчает возможность нарушителю уйти от имущественной и иной ответственности.
Также следует отметить, что психическое насилие редко становится основанием для социального вмешательства и в том числе привлечения к ответственности. Это связано с тем, что психическое насилие сложно выявить, еще сложнее обосновать, что действия нарушителя дают основание применить установленные законом средства для защиты прав ребенка, поскольку в полной мере негативные последствия данного вида жестокого обращения проявляются спустя длительное время.
Еще одним проблемным вопросом в причинении психического и/или нравственного вреда является роль СМИ и информационных технологий, с
помощью которых допускаются нарушения прав и интересов подростка. Следует отметить, что к сожалению, СМИ помогают сформировать и закрепить в сознании подростка уверенность в том, что жестокость, агрессивность и сила являются самым действенным методом в регулировании межличностных
отношениях. В случаях нарушения психики или ее неустойчивости - это может привести не только к восхищению перед насилием, но и к его
непосредственному применению в реальной жизни, в том числе и развитию кибербуллинга.
В связи с чем, создание безопасного информационного пространства для несовершеннолетних в целом является как важной, так и очень сложной задачей. При ее решении необходимо учитывать, как частные (цензура, свобода слова), так и публичные интересы. Базисом формирования такого пространства является правовая защита детей, которая предоставит для этого необходимые предпосылки и условия, но они смогут быть успешно реализованы только при наличии действенного взаимодействия между государством, Интернет-
провайдерами, социальными сетями, иными средствами массовой информации. Данный симбиоз - это залог успешного предотвращения новых
информационных угроз для несовершеннолетних.
Кроме того, отсутствуют четкие границы, отделяющие допустимые дисциплинарные меры от психического насилия, и той тяжести психического насилия, которая дает основания для привлечения лица, нарушающего права подростка, к административной или уголовной ответственности либо является основанием для предъявления, например, иска о лишении родительских прав.
В связи с изложенным в настоящее время назрела необходимость введения нового специального деликта - ответственности за причинение вреда подростку его родителями (усыновителями), опекунами (попечителями). Возмещению должен подлежать любой вред, причиненный ребенку, но, прежде всего, вред, нанесенный его здоровью. Установление данного правила будет способствовать повышению уровня правовой защищенности детей в России.
Основное значение предлагаемого нововведения состоит в том, что указанные правила должны подлежать применению судом не только тогда, когда об этом заявлен иск, но и при установлении признаков названного правонарушения в процессе рассмотрении иных споров, связанных с детьми.
При этом на орган опеки и попечительства следует возложить обязанность по предъявлению соответствующих исков, если у ребенка нет родителей или родители (усыновители) не могут (или не желают) такой иск предъявлять, либо, когда родители (усыновители) сами являются причинителями вреда ребенку. Данная обязанность должна базироваться на закреплении в качестве задачи органов опеки и попечительства защиты прав и интересов детей, имеющих родителей, но нуждающиеся в защите указанными органами.
Считаем, что предлагаемые нововведения послужат важным шагом на пути повышения гарантий реализации права подростка на возмещение вреда, причиненного им не только третьими лицами, но и законными представителями.
Подростничество - самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе и другим людям. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения.
Подростничество имеет множество характерных именно для данного возраста противоречий и конфликтов. С одной стороны, интеллектуальная развитость подростков, которую они демонстрируют при решении разных задач, связанных со школьными предметами и другими делами, побуждает взрослых к обсуждению с ними достаточно серьезных проблем. С другой стороны, при обсуждении проблем, особенно таких, которые касаются будущей профессии, этики поведения, ответственного отношения к своим обязанностям, обнаруживается удивительная инфантильность. Но в любом случае - это важнейший этап в развитии личности ребенка.
В связи с чем необходимость в обеспечении повышенной защиты прав и законных интересов подростков обусловлена их эмоциональной, духовной и интеллектуальной незрелостью. Актуальность данного вопроса обусловлена, в свою очередь, негативными тенденциями в сфере защиты прав детей, проблемами в создании условий для надлежащего воспитания детей и обеспечения их благополучия. Также следует отметить, что в
законодательстве Российской Федерации в настоящее время не существует четкого понятия «несовершеннолетние», «подросток» с учетом разграничения на различные возрастные группы. Наблюдается терминологическая несогласованность в различных отраслях права в употреблении одного и того же понятия.
В связи с чем, представляется необходимым, с учётом психолого-педагогических особенностей подросткового периода, норм международного права, внести в нормы российского законодательства временные рамки подросткового периода развития несовершеннолетнего.
В целом говоря о законодательно закреплённой возможности привлечения к ответственности за нарушения прав подростка, следует отметить, ряд проблемных аспектов в данной области.
В научной литературе понятие и содержание права подростка на возмещение вреда исследованы неполно. Труды ученых в основном повещены изучению проблем осуществления прав совершеннолетних граждан. Возможна ситуация, когда потерпевшим становится несовершеннолетний. Вред может быть причинен жизни, здоровью, личности либо имуществу подростка и в этом случае ребенок получает право на возмещение вреда. При этом в силу своей психической и социальной незрелости подростки не всегда осознают свои права и законные интересы в таких обязательствах. К сожалению, нередко законные интересы несовершеннолетних не осознаются в достаточной степени также их законными представителями, призванными защищать эти интересы, что нередко облегчает возможность нарушителю уйти от имущественной и иной ответственности.
Также следует отметить, что психическое насилие редко становится основанием для социального вмешательства и в том числе привлечения к ответственности. Это связано с тем, что психическое насилие сложно выявить, еще сложнее обосновать, что действия нарушителя дают основание применить установленные законом средства для защиты прав ребенка, поскольку в полной мере негативные последствия данного вида жестокого обращения проявляются спустя длительное время.
Еще одним проблемным вопросом в причинении психического и/или нравственного вреда является роль СМИ и информационных технологий, с
помощью которых допускаются нарушения прав и интересов подростка. Следует отметить, что к сожалению, СМИ помогают сформировать и закрепить в сознании подростка уверенность в том, что жестокость, агрессивность и сила являются самым действенным методом в регулировании межличностных
отношениях. В случаях нарушения психики или ее неустойчивости - это может привести не только к восхищению перед насилием, но и к его
непосредственному применению в реальной жизни, в том числе и развитию кибербуллинга.
В связи с чем, создание безопасного информационного пространства для несовершеннолетних в целом является как важной, так и очень сложной задачей. При ее решении необходимо учитывать, как частные (цензура, свобода слова), так и публичные интересы. Базисом формирования такого пространства является правовая защита детей, которая предоставит для этого необходимые предпосылки и условия, но они смогут быть успешно реализованы только при наличии действенного взаимодействия между государством, Интернет-
провайдерами, социальными сетями, иными средствами массовой информации. Данный симбиоз - это залог успешного предотвращения новых
информационных угроз для несовершеннолетних.
Кроме того, отсутствуют четкие границы, отделяющие допустимые дисциплинарные меры от психического насилия, и той тяжести психического насилия, которая дает основания для привлечения лица, нарушающего права подростка, к административной или уголовной ответственности либо является основанием для предъявления, например, иска о лишении родительских прав.
В связи с изложенным в настоящее время назрела необходимость введения нового специального деликта - ответственности за причинение вреда подростку его родителями (усыновителями), опекунами (попечителями). Возмещению должен подлежать любой вред, причиненный ребенку, но, прежде всего, вред, нанесенный его здоровью. Установление данного правила будет способствовать повышению уровня правовой защищенности детей в России.
Основное значение предлагаемого нововведения состоит в том, что указанные правила должны подлежать применению судом не только тогда, когда об этом заявлен иск, но и при установлении признаков названного правонарушения в процессе рассмотрении иных споров, связанных с детьми.
При этом на орган опеки и попечительства следует возложить обязанность по предъявлению соответствующих исков, если у ребенка нет родителей или родители (усыновители) не могут (или не желают) такой иск предъявлять, либо, когда родители (усыновители) сами являются причинителями вреда ребенку. Данная обязанность должна базироваться на закреплении в качестве задачи органов опеки и попечительства защиты прав и интересов детей, имеющих родителей, но нуждающиеся в защите указанными органами.
Считаем, что предлагаемые нововведения послужат важным шагом на пути повышения гарантий реализации права подростка на возмещение вреда, причиненного им не только третьими лицами, но и законными представителями.
Подобные работы
- ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЮ ГРАЖДАНИНА
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2019 - Возмещение вреда, причиненного несовершеннолетними по законодательству России и Германии
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Правовое положение несовершеннолетних в сфере гражданских отношений
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ИМУЩЕСТВЕННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВРЕД,
ПРИМЕНЕННЫЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ И
НЕДЕЕСПОСОБНЫМИ ГРАЖДАНАМИ
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2018 - Гражданско-правовая ответственность за вред,
причиненный несовершеннолетними и
недееспособными лицами
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2017 - Особенности ответственности несовершеннолетних как особых субъектов права в Российской Федерации
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2021 - Гражданско-правовой статус несовершеннолетних
Бакалаврская работа, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 5000 р. Год сдачи: 2019 - ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018 - Реципрокность экологических ценностей молодежи в сфере потребления: социокультурные аспекты
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2022



