Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Оценка качества оказания услуг населения в сфере здравоохранения (РАНХ и ГС)

Работа №38436

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

муниципальное право

Объем работы64
Год сдачи2019
Стоимость2500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
500
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Выпускная квалификационная работа.
Объект исследования - Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Городская больница № 4» г. Барнаула
Проведен анализ деятельности за 2016-2018 годы.
Рассмотрена система оценки качества оказания медицинских услуг населению.
Также есть доклад и презентация к защите.
Глава 1. Теоретические и нормативные основы оценки качества оказания услуг населению в сфере здравоохранения 8
1.1 Понятие и сущность качества оказания медицинских услуг 8
1.2 Нормативно-правовое регулирование оценки качества медицинских
услуг 15
1.3 Организация системы многоуровневого контроля качества оказания медицинских услуг в учреждениях здравоохранения 19
Глава 2. Анализ системы оценки качества оказания медицинских услуг населению в медицинской организации (на примере КГБУЗ «Городская больница № 4, г. Барнаул») 27
2.1 Общая характеристика КГБУЗ «Городская больница № 4» г. Барнаула 27
2.2 Организация системы оценки качества оказания медицинских услуг населению в КГБУЗ «Городская больница № 4, г. Барнаул» 34
2.3 Проблемы оценки и обеспечения качества оказания медицинских услуг в организации 48
2.4 Направления совершенствования системы оценки качества оказания медицинских услуг в организации 54
Заключение 59
Список используемых источников и литературы 63

Эффективное государственное управление здравоохранением играет важнейшую роль в обеспечении стабильности и устойчивости социальной сферы. В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. По сути, система здравоохранения направлена на защиту важнейших и неотъемлемых естественных благ – жизни и здоровья человека. В настоящее время в целях реализации государственной политики в сфере здравоохранения в Российской Федерации осуществляются различные федеральные и региональные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения. Иными словами, система здравоохранения развивается достаточно стабильно. Вместе с тем, очевидно, что оказание медицинской помощи представляет собой качественное явление. Для обеспечения конституционного права граждан на охрану здоровья недостаточно, чтобы гражданину была оказана медицинская помощь – данная помощь должна быть качественной.
Определенную проблематику исследуемых вопросов обуславливают принципиальные отличия современной медицины от, например, медицины советского периода. И в данном случае речь в первую очередь идет не о том, что медицина приобрела страховой характер, а о том, что в здравоохранение пришел бизнес, и помимо положительных последствий, это так же привело и к ряду отрицательных, поскольку вольно или невольно предпринимательство привнесло в медицину свой главный и очевидный принцип, в соответствии с которым во главу угла ставится получение прибыли, в том числе посредством снижения «себестоимости» предоставляемых услуг.
Применительно к медицинской сфере такой подход следует реализовывать крайне осторожно, чтобы избежать ситуации, когда стремление коммерческой медицины к прибыли будет создавать риск для здоровья пациентов вследствие применения более «дешевых» и достаточно сомнительных методов диагностики и лечения. Объективная оценка качества медицинских услуг и должна препятствовать недобросовестной деятельности в сфере частной медицины.
Иными словами, важнейшей характеристикой медицинских услуг, оказываемых гражданам, является качество таких услуг, а контроль данного качества – независимо от того, является ли медицинское учреждение государственным, муниципальным или частным – значимым фактором, обеспечивающим охрану здоровья граждан в целом.
Качество медицинской помощи обозначено в ст. 4 Федерального закона «Об охране здоровья граждан» как один из принципов охраны здоровья граждан. Соответственно, для объективного определения качества оказываемой медицинской помощи необходима эффективная оценка качества медицинских услуг.
Оценка качества оказания медицинской помощи направлена на выявление проблем, существующих в конкретном учреждении здравоохранения и должно в конечном итоге служить повышению качества оказываемой конкретным учреждением медицинской помощи.
Иными словами оценка качества оказания медицинской помощи выступает важным фактором, обеспечивающим реализацию конституционного права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, что и обуславливает актуальность темы преддипломной практики.
Цели работы – выявление и решение проблем, связанных с оценкой качества медицинских услуг.
Задачи исследования:
 изучить понятие и сущность качества оказания медицинских услуг;
 проанализировать нормативно-правовое регулирование оценки качества медицинских услуг;
 рассмотреть организацию системы многоуровневого контроля качества оказания медицинских услуг в учреждениях здравоохранения;
 провести общую характеристику КГБУЗ «Городская больница № 4» г. Барнаула;
 изучить организацию системы оценки качества оказания медицинских услуг населению в КГБУЗ «Городская больница № 4, г. Барнаул»;
 определить проблемы оценки и обеспечения качества оказания медицинских услуг в организации;
 предложить направления совершенствования системы оценки качества оказания медицинских услуг в организации.
Объект настоящей работы – общественные отношения, складывающиеся в процессе предоставления гражданам медицинских услуг.
Предмет исследования – доктрина науки государственного и муниципального управления, нормы медицинского и административного законодательства Российской Федерации, статистическая и аналитическая информация, характеризующая деятельность системы здравоохранения.
Нормативная база исследования – медицинское и административное законодательство Российской Федерации.
Эмпирическая база исследования – практика предоставления гражданам медицинских услуг КГБУЗ «Городская больница № 4 г. Барнаул», статистические материалы, характеризующие динамику, структуру и направленность жалоб пациентов КГБУЗ «Городская больница № 4» г. Барнаула на некачественные медицинские услуги.
Теоретическую основу исследования составляют работы таких авторов, как Ю. Авдеева, Н. Елина, Е. Рожкова, А. Тихомирова, А. Наумов, Н. Шамшурина и др.
Теоретическая значимость исследования связана с систематизацией представлений об оценке качества оказания услуг в сфере здравоохранения.
Практическая значимость исследования связана с тем, что его результаты могут быть использованы для совершенствования практики оценки качества медицинских услуг.
Методологию работы составляют общенаучные (анализ литературы и нормативно-правовой базы исследования, абстрагирование, индукция и дедукция, аналогия и классифицирование), так и частные методы (статистический метод, социологический метод, контент-анализ и т.д.).
Кроме того, важную роль играет социологический метод, посредством которого выявлено мнение медицинских работников относительно самой возможности объективной оценки качества медицинских услуг и важнейших критериев такой оценки.
Структурно работа состоит из введения, двух глав и заключения.
В конце приведен список использованных источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1) Качество медицинских услуг представляет собой сложносоставное понятие и включает в себя систему их свойств, характеризующих соответствие таких услуг современному уровню развития науки, нормативным требованиям и стандартам, степень оптимальности использования человеческих и материальных ресурсов при их предоставлении (оказании), степень соответствия их результата желаемому (планируемому) и объем удовлетворения потребностей пациентов в целом.
2) Нормативно-правовое регулирование оценки качества медицинских услуг осуществляется на двух уровнях: федеральном и региональном. Федеральное законодательство устанавливает основополагающие принципы оценки качества медицинской помощи, в то время как на региональном уровне должна учитываться специфика системы здравоохранения в конкретном субъекте Российской Федерации. Вместе с тем, региональные акты как правило просто дублируют федеральные, что не позволяет говорить об эффективном нормативно-правовом регулировании качества медицинских услуг на уровне регионов.
3) Контроль качества оказания медицинских услуг можно разделить на ведомственный и вневедомственный.
Ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности играет важнейшую роль в реализации прав граждан на охрану здоровья, и представляет собой комплекс мероприятий, проводимых органами государственной исполнительной власти федерального и регионального уровней, уполномоченными осуществлять государственное управление в сфере здравоохранения. Важно, что ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности на региональном уровне не должен представлять собой абстракцию – он должен быть максимально приближен к проблемам граждан, обращающихся в медицинские организации, и учитывать, в том числе такие показатели, как время ожидания приема специалиста и т.д.
Вневедомственный контроль осуществляется системой внешних субъектов. Специфика такого контроля заключается в том, что каждый из субъектов контролирует деятельность организаций здравоохранения не всеобъемлюще, а по отдельно взятому узкому направлению, что обуславливает необходимость системного применения вневедомственного контроля, иными словами, лишь надлежащая деятельность всех без исключения его субъектов в отношении конкретной организации здравоохранения обеспечит его эффективность.
4) Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Городская больница № 4» г. Барнаула является государственным (управляется органами исполнительной власти Алтайского края) многопрофильным специализированным медицинским учреждением, в состав которого входят круглосуточный и дневной стационары, а так же поликлиническое отделение.
С точки зрения кадровой политики КГБУЗ «Городская больница № 4» г. Барнаула развивается достаточно стабильно, что проявляется, в том числе, в повышении образовательного уровня персонала, более высокой, чем в целом по учреждениям здравоохранения Алтайского края укомплектованностью персонала и т.д.
Изменения в структуре источников финансирования Больницы, в целом свойственные всей системе здравоохранения, связанные с увеличением доли финансовых средств, поступающих из системы ОМС, т.е. по сути средств, сформированных страховыми взносами граждан, еще раз указывает на абсолютное и безусловное право граждан требовать от медицинских организаций качественной медицинской помощи, а от органов управления здравоохранением – эффективной системы контроля этого качества
5) Система оценки качества оказания Больницей медицинских услуг населению складывается из нескольких составляющих.
Во-первых, это статистические критерии доступности и качества медицинской помощи, рассчитанные на основе отчетных материалов о работе Больницы (таблицы 4 и 5). Такие критерии можно именовать «объективными статистическими».
Во-вторых, это субъективные критерии, представляющие собой оценку качества медицинских услуг Больницы со стороны пациентов. Такие критерии сами со себе представляют достаточно сложную систему, включающую в себя анализ отзывов и оценок на сайте Больницы и Интернет-ресурсах Министерства здравоохранения Алтайского края, анализ жалоб пациентов, изложенных в «Книгах отзывов и предложений», направленных непосредственно на имя Главного врача и его заместителей, а так же в адрес Министерства здравоохранения Алтайского края. Такие критерии можно назвать «активными субъективными», поскольку в данном случае по сути пациент «не дожидаясь», когда его мнение будет испрошено и учтено, по собственной инициативе обращается с жалобой на некачественные медицинские услуги.
Следует отметить, что такой способ анализа качества медицинской помощи, как анкетирование пациентов (такие критерии можно назвать «пассивными субъективными», поскольку у пациента фактически испрашивается его мнение относительно качества предоставленной медицинской услуги), в Больнице системно не применяется, что в целом затрудняет получение объективной картины относительно качества медицинских услуг, которая могла бы складываться посредством совокупного анализа объективных статистических критериев, а так же активных и пассивных субъективных критериев.
6) Можно согласиться с тем, что установить действительно объективную систему критериев оценки качества медицинской помощи (услуг) крайне сложно в силу самой специфики медицины как науки и направления практической деятельности. Вместе с тем, совокупное использование объективных статистических, активных и пассивных субъективных критериев в любом случае максимально возможно приближает к объективной оценке качества медицинской помощи (услуг). Соответственно, для повышения эффективности оценки качества медицинской помощи, оказываемой КГБУЗ «Городская больница № 4» г. Барнаула необходимо совершенствовать все указанные критерии.
7) Для совершенствования системы оценки качества оказания медицинских услуг как в отдельно взятой медицинской организации, так и в сфере здравоохранения в целом необходимо:
 Посредством организационных механизмов и правомочий органов государственного и муниципального управления здравоохранением координировать постоянное взаимодействие экспертных комиссий, включающих в себя теоретиков в области медицины и практикующих специалистов в целях совершенствования специально-медицинских критериев качества медицинских услуг и медицинской помощи в целом. Такие экспертные комиссии должны существовать при органах управления здравоохранением на федеральном и региональном уровне;
 Повысить эффективность работы с обращениями (жалобами) граждан, в том числе отказаться от принципа дифференциации таких жалоб по направлениям. Следует понимать, что в конечном итоге любая обоснованная жалоба пациента восходит к проблеме некачественной медицинской помощи, и различные направления в данном случае – всего лишь различные проявления «некачественности»;
 В учреждениях и организациях здравоохранения необходимо системное, анкетирование пациентов, которое позволит получить общую картину их субъективного восприятия качества медицинской услуги, оказанной тем или иным специалистом, отделением и т.д.
Представляется, что лишь совокупный учет объективных и субъективных критериев позволит максимально возможно оценить качество конкретной медицинской услуги, оказанной пациенту.



1. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая, от 30.11.1994 № 51-ФЗ [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 21.05.2019).
2. Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 21.05.2019).
3. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 10.05.2017 г. № 203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 21.05.2019).
4. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 декабря 2012 года № 1340Н «Об утверждении порядка организации и проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности» [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 21.05.2019).
5. Приказ Минздравсоцразвития России № 363 от 24.10.1996 года «О совершенствовании контроля качества медицинской помощи населению Российской Федерации» [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 21.05.2019).
6. Приказ Главного Управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности от 17 февраля 2014 года № 100 «Об организации ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности» [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 21.05.2019).
7. Приказ Министерства Здравоохранения Алтайского края от 14 октября 2015 года № 12/31-П «Об установлении территории обслуживания КГБУЗ «Городская больница № 4 г. Барнаула» // Ознакомление: Секретарь Главного врача Больницы
8. Устав КГБУЗ «Городская больница № 4» г. Барнаула, утв. Распоряжением Департамента здравоохранения Администрации Алтайского края № 726 от 14 ноября 2002 года // Ознакомление: Секретарь Главного врача Больницы

Документальные материалы

9. Отчет Министерства здравоохранения Алтайского края «О внедрении эффективных методов управления ресурсами в здравоохранении и организации медицинской помощи, направленных на повышение ее качества и доступности во 2-м полугодии 2018 года» [Электрон. ресурс] // Сайт Министерства здравоохранения Алтайского края – URL: http://zdravalt.ru /online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 21.05.2019).
10. Отчет о работе КГБУЗ «Городская больница № 4» г. Барнаула за 2015 год// Ознакомление: Секретарь Главного врача Больницы»
11. Отчет о работе КГБУЗ «Городская больница № 4» г. Барнаула за 2016 год// Ознакомление: Секретарь Главного врача Больницы»
12. Отчет о работе КГБУЗ «Городская больница № 4» г. Барнаула за 2017 год// Ознакомление: Секретарь Главного врача Больницы
13. Отчет о работе КГБУЗ «Городская больница № 4» г. Барнаула за 2018 год// Ознакомление: Секретарь Главного врача Больницы
14. Опрос медицинского персонала КГБУЗ «Городская больница № 4» г. Барнаула, проведен в рамках преддипломной практики с 04 по 12 февраля 2019 года

Научная и учебная литература

15. Авдеева Ю. В. Управление качеством медицинской помощи // Медицина и здравоохранение: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). - Казань: Бук, 2015. — С. 81-84.
16. Голышев А.Я., Носырева О.М. Концепция создания системы управления качеством в лечебно-профилактических учреждениях» помощи //Медицинские конференции [Электронный журнал]. URL:http://www.medico.ru/– (Дата обращения 21.05.2019).
17. Евстигнеев С.В. Оценка качества медицинской помощи в стационаре по критерию удовлетворенности пациентов и врачей / С.В. Евстигнеев // Научные ведомости Белгородского государственного университета. – 2016. - № 4. – С. 55-60..
18. Елина Н.К. Правовые проблемы оказания медицинских услуг / Н.К. Елина. –Автореферат дисс..канд..юр.наук. – М., 2016. – 29 с.
19. Колоколов Г.Р. Махонько Н.И. Медицинское право / Г.Р. Колоколов, Н.И. Махонько. – М.: Городец, 2014.- 374 с.
20. Макаров А.В. Защита прав граждан в сфере медицинских услуг / А.В. Макаров. – М.: Эксмо, 2015. – 231 с.
21. Наумов А.В. Государственное и муниципальное управление / А.В. Наумов. – М.: Директ-медиа, 2014. – 483 с.
22. Рожкова Е.В. Качество медицинской услуги и его оценка / Е.В. Рожкова // Социальные аспекты здоровья населения. – 2013. - № 4. – С. 49-54.
23. Сластушинская Т.В. Конституционно-правовое регулирование реализации права граждан Российской Федерации на бесплатную медицинскую помощь / Т.В. Сластушинская // Наука. Общество. Государство. – 2014. - № 4. – С. 32-37.
24. Стеценко С.Г. Медицинское право / С.Г. Стеценко. – М.: Юрайт, 2014. – 295 с.
25. Сунгурова Е.А. Система оценки качества медицинской помощи в Российской Федерации / Е.А. Сунгурова // Вятский медицинский вестник. – 2017. - № 4. – С. 48-54.
26. Тихомиров А.В. Организационные начала публичного регулирования рынка медицинских услуг. – М.: Дашков и Ко, 2014. – 154 с.
27. Шамшурина Н.Г., Шамшурин В.И. Экономика и управление в здравоохранении / Н.Г. Шамшурина, В.И. Шамшурин. – М.: КноРус, 2017. – 404 с.
28. Шеин А.Ф. К вопросу об анализе эффективности инновационной деятельности в лечебно-профилактических учреждениях услуг / А.Ф. Шеин//Социальные аспекты здоровья населения. – 2016. - № 5. – С. 120-126


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ