Введение 3
1 Манипуляция как способ взаимодействия 4
2 Виды манипуляций в деловом общении 7
3 Способы нейтрализации манипулятивных приёмов в деловом общении 11
Заключение 15
Библиографический список 16
Практически любой бизнес-процесс основан на ключевом аспекте человеческого взаимодействия – общении. Его можно рассматривать как инструмент, помогающий в самых разных целях. Бывают ситуации, при которых истинный мотив тех или иных ситуаций в бизнесе не соответствует заявленному, но от партнера нужно добиться принятия определенного решения. В бизнес-психологии такой стиль достижения целей получил название «манипуляция в деловом общении».
Использование манипуляции встречается повсеместно и практически каждый день, а явление это до сих пор полностью не изучено. Поэтому данная тема исследования является актуальной.
Цель данной работы состоит в изучении манипулятивных приёмов в деловом общении.
В соответствии с целью исследования поставлены такие задачи:
исследовать сущность манипуляции как способа взаимодействия;
изучить виды манипуляций в деловом общении;
рассмотреть способы нейтрализации манипулятивных приёмов в деловом общении.
Объектом исследования является процесс делового общения. Предмет исследования – манипулятивные приёмы.
В работе использованы следующие методы исследования: сравнения, аналогий, анализа имеющейся информации, синтеза полученных результатов и другие.
Теоретической базой исследования выступили научные труды таких авторов, как: И.И. Аминов, Г.В. Бороздина, Р.Р. Газизов, Н.А. Кормнова, Т.Л. Шкляр и других.
Итак, манипуляция – это открытое или скрытое психологическое воздействие с целью внедрить в сознание человека представления, намерения, не совпадающие с желанием человека, получить от него что-либо, добиться желаемого поступка.
Манипуляции вызываются разными причинами. Среди них необходимость в мобилизации групп населения и отдельных людей для достижения их большей активности, а следовательно, и эффективности в достижении поставленных целей. Без определенных свойств человеческой психики манипуляции были бы невозможны.
Но не следует забывать, что манипуляции используются как во благо, так и во вред. В этом случае они выполняют задачу возвышения одних за счет других, способствуют дифференциации общества на управляющих и управляемых.
Знание универсальной схемы скрытого управления позволяет выстроить надежную защиту от любого акта скрытого управления. Эта схема включает следующие моменты: «не давайте информацию о себе», «осознайте, что вами управляют» и собственно защиту (активную, пассивную и контрманипуляцию).
В отличие от активных методов при пассивных методах адресат не дает понять, что разгадал тайные намерения манипулятора.
Контрманипуляция представляет собой ответную манипуляцию со стороны адресата, в которой используются обстоятельства, созданные первоначальным манипулятивным воздействием инициатора.