1. Введение 3
2. Глава I. Внутренняя политика Н.С. Хрущева в СССР. 1953-1964 гг. 9
2.1. Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования СССР 9
2.2. Школы - интернаты и школы с продленным днем 22
3. Глава II. Основные этапы преобразования советской школы и взгляды на нее научно-педагогического общества в 1958 году.
3.1. Ход реформирования школьной системы в 1958 году 35
3.2. Итоги школьной реформы 1958 года. Ее достоинства и недостатки 47
Заключение 57
Список используемых источников и литературы 61
Актуальность темы исследования. Школьные реформы представляют собой преобразование школы в законодательном или административном порядке. Необходимость школьных реформ всегда была определена экономическими и политическими целями, что объясняет их исторический характер.
Советская система образования недостаточно гибко реагировала на быстрый прогресс науки и техники, изменения в производстве. Исходя из заявления выдающегося педагога В.А. Сухомлинского, мы можем сказать, что школа стала единой и однообразной, вместо того, чтобы быть единой и многообразной. За весь период после войны управление школьной системой оставалось неизменным. Окончив среднюю школу, юноши и девушки неохотно шли работать на производство, так как такой труд для них считался непрестижным. В то же время, в середине 1950-х годов университеты могли принимать только 450 000 выпускников средних школ из более чем 1,5 миллиона. Большинство из них не были готовы работать на заводах и в колхозах .
Парадокс состоял в том, что именно в те годы народное хозяйство нуждалось в рабочих руках, поскольку небольшое поколение людей, родившихся в годы войны, вступили в трудоспособный возраст.
Эпоха И.В. Сталина подошла к концу в 1953 году. На роль руководителя страны было две кандидатуры: Л. П. Берия и Н.С. Хрущев. Слишком активная позиция Берии насторожила его соперников, так вскоре 26 июня 1953 года, прямо в зале заседания ЦК Берия был арестован. Борьба за власть теперь происходила между Г. М. Маленковым и Н. С. Хрущевым. Каждый из них пытался предлагать новые реформы.
В январе 1955 г. на очередном Пленуме ЦК Маленков подвергся критике. Устранение политических соперников позволило Хрущеву пойти своим политическим курсом. Двадцатый партийный съезд, состоявшийся в феврале 1956 года, стал поворотным пунктом в этом отношении. Самое интересное произошло на самом последнем ночном тайном заседании. Хрущев прочитал длинный, в течение нескольких часов, доклад о культе личности Сталина и его последствиях. Фраза «культ личности» появилась в правительственных отчетах еще в марте 1953 года, но до этого она применялась без адреса и в самом общем виде.
Кампания по преобразованию школьной системы стартовала в феврале 1956 года. На XX съезде ЦК КПСС из доклада первого секретаря стало ясно о существовавших недостатках в образовательной системе, состоявших в отрыве обучения от жизни и недостаточной подготовки выпускников к практической деятельности.
Суть кампании была во введении в школы предметов, дающих знания в области производства и техники. Предполагалось приобщить учащихся к труду на предприятиях, колхозах и совхозах, а также в школьных мастерских. Это по взглядам Хрущева должно было укрепить связь школы с жизнью.
Реформа образования должна была устранить противоречие, возникшее между всеобщим стремлением к высшему образованию и потребностями обширной экономики в новых рабочих руках. Первые попытки политехнизации школы были предприняты еще в 1954 и 1955 гг., но они не обрели успеха. Дискуссии о том, как приблизить школу к жизни продолжались более двух лет. Так в 1958 г. был принят Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР. Согласно закону, обеспечение всеобщего среднего образования (одиннадцать лет) оставалось наиболее важной задачей, но средняя школа приобрела «политехнический профиль».
После получения всеобщего обязательного восьмилетнего образования молодежь должна была быть включена в возможный социально полезный труд, и все дальнейшее образование было связано с производительным трудом в народном хозяйстве.
Каждый, кто хотел получить полное среднее образование, должен был учиться в средней общеобразовательной политехнической школе с профессиональным обучением или в средней профессиональной школе (техникуме) или в вечерней (сменной) и заочной школах рабочей и сельской молодежи. Обучение в высших учебных заведениях также максимально сочеталось с работой в промышленности.
Объект исследования - Реформы школьного образования в СССР
Предмет исследования - Формы и методы осуществления школьной реформы 1958 г.
Цель исследования. Представить целостную картину осуществления школьных преобразований 1958 года в России. Для этого нам нужно выполнить ряд задач.
Задачи исследования:
1. Определить причины реформирования образования в СССР.
2. Раскрыть сущность школьной реформы 1958 года.
3. Рассмотреть взгляды на школьную реформу 1958 года со стороны научно-педагогического общества.
4. Выявить недостатки реформы и ее итоги.
Методологической основой исследования прослужили такие методы как:
Метод систематизации документов и материалов по проблеме позволил выбрать необходимую информацию, которая была использована при написании выпускной квалификационной работы. Метод историко-генетический позволил выявить причины реформирования системы образования, особенности развития и последствий.
Источники: В ходе работы по данной теме нам удалось рассмотреть некоторые источники и изучить специальную литературу. Источники мы можем разделить на четыре группы:
1. Нормативно - правовые акты;
2. Периодическая печать;
3. Делопроизводственные документы;
4. Источники личного происхождения.
Нормативно-правовые акты. В эту группу вошли документы, с помощью которых мы смогли изучить все преобразования школьной реформы 1958 года. Это такие законы как: Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР . С помощью этого закона нам удалось выяснить главную цель проводимой реформы и определить основные преобразования, проводимые в школах.
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 мая 1959 года «О мерах по развитию школ-интернатов в 1959-1965 гг.» . С помощью данного закона удалось выяснить, на каких основаниях принимались дети в школы-интернаты и рассмотреть условия их содержания в них.
Постановление Совета Министров СССР « Об утверждении положений о восьмилетней школе, средней общеобразовательной трудовой политехнической школе с производственным обучением и вечерней (сменной) средней общеобразовательной школе» от 29.12.1959 . Источник помог определить цели и задачи школы времени правления Н.С. Хрущева, а также ее учебно-воспитательную работу. Выявить порядок организации и структуры школы.
Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 15 февраля 1960 года «Об организации школ с продленным днем» С помощью данного источника удалось выявить улучшения общественного воспитания детей и усиления помощи семьям.
Периодическая печать. В эту группу вошли статьи из газет «Труд», «Правда», «Литературная газета», журнал «Коммунист» Статьи из данных газет помогли изучить обстановку в педагогических и научных кругах, а также определить отношение к школьной реформе 1958 года в обществе.
Делопроизводственные документы. В данную группу источников вошел Отчетный доклад XX съезда КПСС , с помощью данного источника мы выявили новые акценты политической жизни государства.
Источники личного происхождения. В эту группу источников вошли письма одиноких матерей, чьи дети по неизвестным им причинам не смогли попасть в школы-интернаты. С помощью источника удалось выяснить, что не так просто было попасть в школы-интернаты «обычным» людям .
При написании выпускной квалификационной работы проанализировано большое количество литературы. В изучении вопроса о советской системе образования до реформы 1958 года немаловажное значение имеет работа Н. Гуркиной ., в которой рассмотрены все ступени развития школьного образования, начиная с 1917 года.
Исследование А. Н. Позднякова помогло выявить причины реформирования образования в 1958 году.
Критика ученых и педагогов на школьную реформу 1958 года представлена в работе Лоран Кумель и Г. М. Иванова рассмотрела все плюсы и минусы при открытии школ-интернатов .
Теоретическая и практическая значимость исследования:
Материал бакалаврской работы позволяет осветить преемственность и своеобразие темы исследования. Материал работы можно использовать при подготовке общих и специальных курсов по истории образования в России XIX и XX вв.
Структура работы: Во введении обоснована логика проведения исследования. Работа состоит из двух глав, разделенных на параграфы, в заключении подведены итоги исследования.
Сколько времени существует государство, столько времени уходит на поиск современной системы образования. Каждая эпоха предъявляет новые требования, которые могут быть реализованы только через образовательные системы. Так, придя к власти, Н.С. Хрущев пытался решить проблему страны путем реформирования школы, страна нуждалась в хорошо и быстро подготовленных кадрах, для интенсивного развития экономики страны.
Исследование выпускной квалификационной работы включает в себя четыре задачи:
1. Определить причины реформирования образования в СССР: проблема системы советского образования заключалась в вытеснении труда из школьного образования. После окончания школы практически все выпускники не были готовы к практическим занятиям. Выпускники средних школ и техникумов, не имели представления о работе в промышленности. Обучение оказалось оторванным от жизненных и практических хозяйственных потребностей.
Согласно проекту реформы предполагалось преобразовать «советскую гимназию» в нечто похожее на американскую среднюю школу. Обучение должно было стать не просто прикладным, а конкретно прикладным. Исходя из проекта закона «об укреплении связи школы с жизнью» школа ограничивалась восьмилетним образованием, а в остальные три года обучения совместить с трудом на заводах, на полях и фермах. Считалось, что это поможет выпускникам выбрать будущую профессию. А та молодежь, которая не поступила в вуз, тоже окажется при деле .
Предложения Н.С. Хрущева были логичными, но не для школьников и их родителей. Ни у кого не было желания вместо университета идти работать на завод, потраченные на производственную практику года считали потерянными. Аргументировали это тем, что даже хорошие ученики за два года все забудут, а юноши, достигнув призывного возраста, загремят в армию .
Также в исследование стояла задача раскрыть сущность школьной реформы 1958 года. Семилетняя школа сменялась восьмилетней. Воспитательная работа в восьмилетней школе носила в себе сочетание изучения фундаментальных наук, политехнического образования и трудового воспитания с привлечением школьников к формам общественно-полезного труда, который подходил для их возраста. Появляются новые типы учебных заведений:
1. Средние общеобразовательные политехнические школы с производственным образованием.
2. Вечерние (сменные) школы. Это были средние школы, которые предназначались для рабочей и сельской молодежи.
3. Техникумы и другие средние специальные учебные заведения, в которых выпускники восьмилетней школы, получали среднее общее и среднее специальное образование.
4. Также появляются школы - интернаты, и школы с продленным днем.
Следующей задачей исследования было рассмотрение взглядов со стороны научно-педагогического общества. Педагогическо-научное общество неоднозначно оценило проект реформы. Особенно недовольны были ученые АПН. Они не согласились с идеей ликвидации верхней ступени средней школы. Такое реформирование перечеркивало колоссальный опыт, который был накоплен педагогической наукой России
Учителя не были довольны ограничением творческой свободы, что с подвигло к началу инновационных поисков, стали появляться различные школы передового опыта. Известный педагог Сухомлинский выразил свои несогласия. Он утверждал, что если в преобразованиях отвести господствующую сторону прикладной и технической направленности обучения, то это может нанести ущерб гуманитарным дисциплинам, а именно, благодаря последним, в учащихся закладываются основы гражданственности и патриотизма. Известный педагог высказывал наиболее рациональную позицию в современных условиях.
Принятая в декабре 1958 года школьная реформа испытывала множество трудностей. В реализации политехнического обучения зачастую не всегда критически подходили к выбору характера производственного обучения. Также не учитывались потребности предприятий и организаций. А самое важное, что не учитывались и интересы к выбору профессии самих учеников. Школы не были обеспечены специальным техническим оборудованием. Учителя не имели специальной подготовки для качественного осуществления профессионального практического обучения .
К осени 1963 г. стало очевидным, что средняя школа не годится в качестве основного источника пополнения предприятий и строек квалифицированными кадрами. Не оправдали себя и заочные и вечерние формы среднего образования. На практике основная масса желающих получить среднее образование избирала одиннадцатилетнюю
общеобразовательную школу .
Последней задачей исследования было определить недостатки реформы и ее итоги. Основным недостатком профессионального обучения, осуществлявшегося в рамках общеобразовательной школы, была его практически полная социальная невостребованность. Ученики получали подготовку по таким рабочим профессиям, которые не были выгодны школе и предприятию. Кроме того, основным недостатком было то, что мнения студентов, их склонности и интересы не были приняты во внимание, а профессиональная подготовка была низкого качества. .
Еще одной проблемой высшего и среднего специального образования к началу 1960 года оставалось закрепление выпускников вузов и техникумов на производстве. Примерно около половины выпустившихся студентов из вузов и техникумов уклонялись от работы по распределению. Данная ситуация складывалась против государственных интересов. Государство обеспечивало миллионы людей бесплатным образованием, а взамен разумной экономической отдачи не получало.
Итак, проанализировав положительные и отрицательные эффекты реформы школьной 1958 года, мы можем утверждать, что государство в первую очередь хотело обеспечить экономию финансов в сфере образования и пополнение растущего дефицита рабочих кадров. Школьная реформа имела ряд проблем:
1. Увеличился отсев учащихся из школ города из-за нарастающей дифференциации предлагаемых им образовательных маршрутов.
2. Материальная база школ была не готова к преобразованием, а также ощущался большой недостаток квалифицированных учителей.
3. Городские предприятия не имели интереса к выпускникам обычных школ, им проще всего было взять к себе на работу сотрудника из другого региона .
Итог реформы оказался неутешительным: общеобразовательный потенциал общества снизился. Общий уровень подготовки учащихся понизился. Упал интерес к гуманитарным предметам. Реформа была упразднена после отставки Хрущева в 1966 году.
1. Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.libussr.ru/doc ussr/usr 5500.htm. - Библиотека нормативноправовых актов Союза Советских Социалистических Республик. Дата обращения: 5. 04. 19.
2. Документы РГАНИ о социальном кризисе в СССР в середине 1950-х гг. «Сил больше нет молчать о том тяжелом положении, в котором живут наши советские люди». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: //www.alexanderyakovlev.org/almanah/inside/almanah-
intro/1007373. - Архив Александра Н. Яковлева. Дата обращения 29. 05.19.
3. Коммунист - январь - 1960
4. Липник, В. Н. Школьные реформы в России: очерк истории / В. Н. Липник; Рос. Гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. СПб: Изд-во РГНУ им. А. И. Герцена. - 2000. - 83 с.
5. Литературная газета. - 1958. - 20 декабря.
6. Немзоров Н.В. Очерки по истории России. XX век. / Н.В. Немзоров, А.К. Коновалова, Л.Б. Кириллов - М: Вече. - 2005 - 575 с.
7. О мерах по развитию школ-интернатов в 1959-65 гг.: постановление ЦК КПСС и СМ СССР / ЦК КПСС; СМ СССР // О коммунистическом воспитании и укреплении связи школы с жизнью: сб. документов - М: Просвещение - 1964.- с. 128-130.
8. Постановление Совета Министров СССР « Об утверждении положений о восьмилетней школе, средней общеобразовательной трудовой политехнической школе с производственным обучением и вечерней (сменной) средней общеобразовательной школе» от 29.12.1959.
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.libussr.ru/doc ussr/usr 5481.htm. Библиотека нормативноправовых актов Союза Советских Социалистических Республик. Дата обращения: 3.03. 19.
9. Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 15 февраля 1960 года «Об организации школ с продленным днем». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.libussr.ru/doc ussr/usr 5500.htm. Библиотека нормативно-правовых актов Союза Советских Социалистических Республик. Дата обращения: 5.04. 19.
10. Постановление Верховного Совета РСФСР. О ходе выполнения Закона об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы образования в РСФСР // Народное образование. — М: 1962. - 9. - с.4.
11. Постановление «об установлении платности обучения в старших классах и средних школ и в высших учебных заведениях СССР и об изменении порядка назначения стипендий». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikisource.org/wiki. Дата обращения 3. 05. 19.
12. Правда. - 1958. - 17-19. Октября.
13. Правда - 1958 - 8 сентября.
14. Сборник документов - М: Педагогика, 1974. - 254 с.
15. Сборник документов - М: Педагогика, 1959. - 270 с.
16. Труд - 1958 - 10 сентября.
17. Фурсенко А. А. Президиум ЦК КПСС. 1954-1964. Черновые протокольные записи заседаний: стенограммы, постановления / А.А. Фурсенко - М: Владос. - 2015. - 1175 с.
18. Хрущев Н.С. Отчетный доклад. XX съезд КПСС / Н. С. Хрущев // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. 1956 -1960. М: Политиздат. - 1986. - 9 - с. 8-26.
19. Хрущев Н.С. Два цвета времени. Документы / Н.С. Хрущев. М: Международный фонд "Демократия". - 2009. - 2. - 1552 с.
20. Культура и власть от Сталина до Горбачева. Документы. — М.: Вагриус. - 2002. - 700 с.
21. Атутов. П. Р. Методы и организационные формы политехнического образования школьников РСФСР / П. Р. Атутов. — М: — 1978 — 107 с.
22. Атутов, П. Р. О дидактических проблемах политехнической подготовки школьников / П. Р. Атутов // Сов. педагогика. 1974. - №1. - с. 34 - 40
23. Атутов. П. Р. Политехническое образование школьников: сближение общеобразовательной и профессиональной школы / П. Р. Атутов. - М: Педагогика. - 1985. - 76 с.
24. Аксютин Ю. В. Хрущевская «оттепель» и общественные настроения в СССР в 1953-1964 гг. — М: РОССПЭН. - 2010. - 662 с.
25. Богомолов А.И. Новые сроки обучения /А.И.Богомолов // Вестн. высш. шк. - 1964. - 12. - с. 3-8.
26. Валеев И.И. Зигзаги советской школы / И.И. Валеев. - Уфа: Вече. - 1992. - 152 с.
27. Гуркина Н. История образования в России (Х-ХХ века) / Н. Гуркина. - М: Владос - 2001. - 64 с.
28. Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России./ Э.Д. Днепров - М: Интерпракс - 1994. - 241 с.
29. Иванова Г.М. Мегапроект Хрущева - школы - интернаты: От утопии к реальности. / Г.М. Иванова. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cvberleninka.ru/article/v/megaproekt-hruscheva-shkolv-intematv-ot- utopii-k-realnosti. Дата обращения: 29. 05. 19.
30. Кумель Л. Образование в эпоху Хрущева; «оттепель» в педагогике.// Неприкосновенный запас - №2 - 2003. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://magazines.russ.rU/nz/2003/2/kumel-pr.html. Дата обращения: 5.05.19.
31. Леонтьев А. А. История образования в России от древней Руси до конца ХХ века / А.А. Леонтьева // Г азета "Русский язык" - М: - 2001. - 33. - с. 7.
32. Мазалова М.А. История педагогики и образования / М.А. Мазалова, Т.В. Уракова - М: Эксмо. - 2006. - 142 с.
33. Медведев Р.А. Н.С. Хрущев. Политическая биография. - М: Вече. - 1990. -268 с.
34. Поздняков А. Н. История педагогики и образования за рубежом и в России. / А.Н. Поздняков - Саратов: Издательский центр «Наука» - 2009. - 350 с.
35. Прокофьева М. А. Народное образование в СССР. 19171967 / М. А. Прокофьева. - М: Просвещение. - 1967. - 250 с.
36. Пыжиков А.В. Реформирование системы образования СССР в период оттепели (1953-1964 гг.) / А.В. Пыжиков // Вопросы истории. - №9 - 2001. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rabkrin.org/pvizhikov-a-v-reformirovanie-sistemvi-obrazovaniva-sssr-v- period-ottepeli-1953-1964-gg-statya. Дата обращения: 3.03.19.
37. Пыжиков А.В. Хрущевская «оттепель». — М: Олма-пресс. - 2002. - 250 с.
38. Рахматуллина Л. В. История образования и педагогической мысли. / Л.В. Рахматуллина - М: Владос. - 1995. - 485 с.
39. Самойлова И. Д. Какая форма подготовки специалистов эффективнее?/ И.Д. Самойлова // Вестн. высш. шк. - 1965. - 9. - 50 с.
40. Скаткин, М. Н. Об укреплении связи школы с жизнью / М. Н. Скаткин, А. И. Янцов. М: Вече. - 1956. - 400 с.