Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Школьная реформа 1958г. в СССР и ее итоги

Работа №38375

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы64
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
816
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


1. Введение 3
2. Глава I. Внутренняя политика Н.С. Хрущева в СССР. 1953-1964 гг. 9
2.1. Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования СССР 9
2.2. Школы - интернаты и школы с продленным днем 22
3. Глава II. Основные этапы преобразования советской школы и взгляды на нее научно-педагогического общества в 1958 году.
3.1. Ход реформирования школьной системы в 1958 году 35
3.2. Итоги школьной реформы 1958 года. Ее достоинства и недостатки 47
Заключение 57
Список используемых источников и литературы 61


Актуальность темы исследования. Школьные реформы представляют собой преобразование школы в законодательном или административном порядке. Необходимость школьных реформ всегда была определена экономическими и политическими целями, что объясняет их исторический характер.
Советская система образования недостаточно гибко реагировала на быстрый прогресс науки и техники, изменения в производстве. Исходя из заявления выдающегося педагога В.А. Сухомлинского, мы можем сказать, что школа стала единой и однообразной, вместо того, чтобы быть единой и многообразной. За весь период после войны управление школьной системой оставалось неизменным. Окончив среднюю школу, юноши и девушки неохотно шли работать на производство, так как такой труд для них считался непрестижным. В то же время, в середине 1950-х годов университеты могли принимать только 450 000 выпускников средних школ из более чем 1,5 миллиона. Большинство из них не были готовы работать на заводах и в колхозах .
Парадокс состоял в том, что именно в те годы народное хозяйство нуждалось в рабочих руках, поскольку небольшое поколение людей, родившихся в годы войны, вступили в трудоспособный возраст.
Эпоха И.В. Сталина подошла к концу в 1953 году. На роль руководителя страны было две кандидатуры: Л. П. Берия и Н.С. Хрущев. Слишком активная позиция Берии насторожила его соперников, так вскоре 26 июня 1953 года, прямо в зале заседания ЦК Берия был арестован. Борьба за власть теперь происходила между Г. М. Маленковым и Н. С. Хрущевым. Каждый из них пытался предлагать новые реформы.
В январе 1955 г. на очередном Пленуме ЦК Маленков подвергся критике. Устранение политических соперников позволило Хрущеву пойти своим политическим курсом. Двадцатый партийный съезд, состоявшийся в феврале 1956 года, стал поворотным пунктом в этом отношении. Самое интересное произошло на самом последнем ночном тайном заседании. Хрущев прочитал длинный, в течение нескольких часов, доклад о культе личности Сталина и его последствиях. Фраза «культ личности» появилась в правительственных отчетах еще в марте 1953 года, но до этого она применялась без адреса и в самом общем виде.
Кампания по преобразованию школьной системы стартовала в феврале 1956 года. На XX съезде ЦК КПСС из доклада первого секретаря стало ясно о существовавших недостатках в образовательной системе, состоявших в отрыве обучения от жизни и недостаточной подготовки выпускников к практической деятельности.
Суть кампании была во введении в школы предметов, дающих знания в области производства и техники. Предполагалось приобщить учащихся к труду на предприятиях, колхозах и совхозах, а также в школьных мастерских. Это по взглядам Хрущева должно было укрепить связь школы с жизнью.
Реформа образования должна была устранить противоречие, возникшее между всеобщим стремлением к высшему образованию и потребностями обширной экономики в новых рабочих руках. Первые попытки политехнизации школы были предприняты еще в 1954 и 1955 гг., но они не обрели успеха. Дискуссии о том, как приблизить школу к жизни продолжались более двух лет. Так в 1958 г. был принят Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР. Согласно закону, обеспечение всеобщего среднего образования (одиннадцать лет) оставалось наиболее важной задачей, но средняя школа приобрела «политехнический профиль».
После получения всеобщего обязательного восьмилетнего образования молодежь должна была быть включена в возможный социально полезный труд, и все дальнейшее образование было связано с производительным трудом в народном хозяйстве.
Каждый, кто хотел получить полное среднее образование, должен был учиться в средней общеобразовательной политехнической школе с профессиональным обучением или в средней профессиональной школе (техникуме) или в вечерней (сменной) и заочной школах рабочей и сельской молодежи. Обучение в высших учебных заведениях также максимально сочеталось с работой в промышленности.
Объект исследования - Реформы школьного образования в СССР
Предмет исследования - Формы и методы осуществления школьной реформы 1958 г.
Цель исследования. Представить целостную картину осуществления школьных преобразований 1958 года в России. Для этого нам нужно выполнить ряд задач.
Задачи исследования:
1. Определить причины реформирования образования в СССР.
2. Раскрыть сущность школьной реформы 1958 года.
3. Рассмотреть взгляды на школьную реформу 1958 года со стороны научно-педагогического общества.
4. Выявить недостатки реформы и ее итоги.
Методологической основой исследования прослужили такие методы как:
Метод систематизации документов и материалов по проблеме позволил выбрать необходимую информацию, которая была использована при написании выпускной квалификационной работы. Метод историко-генетический позволил выявить причины реформирования системы образования, особенности развития и последствий.
Источники: В ходе работы по данной теме нам удалось рассмотреть некоторые источники и изучить специальную литературу. Источники мы можем разделить на четыре группы:
1. Нормативно - правовые акты;
2. Периодическая печать;
3. Делопроизводственные документы;
4. Источники личного происхождения.
Нормативно-правовые акты. В эту группу вошли документы, с помощью которых мы смогли изучить все преобразования школьной реформы 1958 года. Это такие законы как: Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР . С помощью этого закона нам удалось выяснить главную цель проводимой реформы и определить основные преобразования, проводимые в школах.
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 мая 1959 года «О мерах по развитию школ-интернатов в 1959-1965 гг.» . С помощью данного закона удалось выяснить, на каких основаниях принимались дети в школы-интернаты и рассмотреть условия их содержания в них.
Постановление Совета Министров СССР « Об утверждении положений о восьмилетней школе, средней общеобразовательной трудовой политехнической школе с производственным обучением и вечерней (сменной) средней общеобразовательной школе» от 29.12.1959 . Источник помог определить цели и задачи школы времени правления Н.С. Хрущева, а также ее учебно-воспитательную работу. Выявить порядок организации и структуры школы.
Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 15 февраля 1960 года «Об организации школ с продленным днем» С помощью данного источника удалось выявить улучшения общественного воспитания детей и усиления помощи семьям.
Периодическая печать. В эту группу вошли статьи из газет «Труд», «Правда», «Литературная газета», журнал «Коммунист» Статьи из данных газет помогли изучить обстановку в педагогических и научных кругах, а также определить отношение к школьной реформе 1958 года в обществе.
Делопроизводственные документы. В данную группу источников вошел Отчетный доклад XX съезда КПСС , с помощью данного источника мы выявили новые акценты политической жизни государства.
Источники личного происхождения. В эту группу источников вошли письма одиноких матерей, чьи дети по неизвестным им причинам не смогли попасть в школы-интернаты. С помощью источника удалось выяснить, что не так просто было попасть в школы-интернаты «обычным» людям .
При написании выпускной квалификационной работы проанализировано большое количество литературы. В изучении вопроса о советской системе образования до реформы 1958 года немаловажное значение имеет работа Н. Гуркиной ., в которой рассмотрены все ступени развития школьного образования, начиная с 1917 года.
Исследование А. Н. Позднякова помогло выявить причины реформирования образования в 1958 году.
Критика ученых и педагогов на школьную реформу 1958 года представлена в работе Лоран Кумель и Г. М. Иванова рассмотрела все плюсы и минусы при открытии школ-интернатов .
Теоретическая и практическая значимость исследования:
Материал бакалаврской работы позволяет осветить преемственность и своеобразие темы исследования. Материал работы можно использовать при подготовке общих и специальных курсов по истории образования в России XIX и XX вв.
Структура работы: Во введении обоснована логика проведения исследования. Работа состоит из двух глав, разделенных на параграфы, в заключении подведены итоги исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Сколько времени существует государство, столько времени уходит на поиск современной системы образования. Каждая эпоха предъявляет новые требования, которые могут быть реализованы только через образовательные системы. Так, придя к власти, Н.С. Хрущев пытался решить проблему страны путем реформирования школы, страна нуждалась в хорошо и быстро подготовленных кадрах, для интенсивного развития экономики страны.
Исследование выпускной квалификационной работы включает в себя четыре задачи:
1. Определить причины реформирования образования в СССР: проблема системы советского образования заключалась в вытеснении труда из школьного образования. После окончания школы практически все выпускники не были готовы к практическим занятиям. Выпускники средних школ и техникумов, не имели представления о работе в промышленности. Обучение оказалось оторванным от жизненных и практических хозяйственных потребностей.
Согласно проекту реформы предполагалось преобразовать «советскую гимназию» в нечто похожее на американскую среднюю школу. Обучение должно было стать не просто прикладным, а конкретно прикладным. Исходя из проекта закона «об укреплении связи школы с жизнью» школа ограничивалась восьмилетним образованием, а в остальные три года обучения совместить с трудом на заводах, на полях и фермах. Считалось, что это поможет выпускникам выбрать будущую профессию. А та молодежь, которая не поступила в вуз, тоже окажется при деле .
Предложения Н.С. Хрущева были логичными, но не для школьников и их родителей. Ни у кого не было желания вместо университета идти работать на завод, потраченные на производственную практику года считали потерянными. Аргументировали это тем, что даже хорошие ученики за два года все забудут, а юноши, достигнув призывного возраста, загремят в армию .
Также в исследование стояла задача раскрыть сущность школьной реформы 1958 года. Семилетняя школа сменялась восьмилетней. Воспитательная работа в восьмилетней школе носила в себе сочетание изучения фундаментальных наук, политехнического образования и трудового воспитания с привлечением школьников к формам общественно-полезного труда, который подходил для их возраста. Появляются новые типы учебных заведений:
1. Средние общеобразовательные политехнические школы с производственным образованием.
2. Вечерние (сменные) школы. Это были средние школы, которые предназначались для рабочей и сельской молодежи.
3. Техникумы и другие средние специальные учебные заведения, в которых выпускники восьмилетней школы, получали среднее общее и среднее специальное образование.
4. Также появляются школы - интернаты, и школы с продленным днем.
Следующей задачей исследования было рассмотрение взглядов со стороны научно-педагогического общества. Педагогическо-научное общество неоднозначно оценило проект реформы. Особенно недовольны были ученые АПН. Они не согласились с идеей ликвидации верхней ступени средней школы. Такое реформирование перечеркивало колоссальный опыт, который был накоплен педагогической наукой России
Учителя не были довольны ограничением творческой свободы, что с подвигло к началу инновационных поисков, стали появляться различные школы передового опыта. Известный педагог Сухомлинский выразил свои несогласия. Он утверждал, что если в преобразованиях отвести господствующую сторону прикладной и технической направленности обучения, то это может нанести ущерб гуманитарным дисциплинам, а именно, благодаря последним, в учащихся закладываются основы гражданственности и патриотизма. Известный педагог высказывал наиболее рациональную позицию в современных условиях.
Принятая в декабре 1958 года школьная реформа испытывала множество трудностей. В реализации политехнического обучения зачастую не всегда критически подходили к выбору характера производственного обучения. Также не учитывались потребности предприятий и организаций. А самое важное, что не учитывались и интересы к выбору профессии самих учеников. Школы не были обеспечены специальным техническим оборудованием. Учителя не имели специальной подготовки для качественного осуществления профессионального практического обучения .
К осени 1963 г. стало очевидным, что средняя школа не годится в качестве основного источника пополнения предприятий и строек квалифицированными кадрами. Не оправдали себя и заочные и вечерние формы среднего образования. На практике основная масса желающих получить среднее образование избирала одиннадцатилетнюю
общеобразовательную школу .
Последней задачей исследования было определить недостатки реформы и ее итоги. Основным недостатком профессионального обучения, осуществлявшегося в рамках общеобразовательной школы, была его практически полная социальная невостребованность. Ученики получали подготовку по таким рабочим профессиям, которые не были выгодны школе и предприятию. Кроме того, основным недостатком было то, что мнения студентов, их склонности и интересы не были приняты во внимание, а профессиональная подготовка была низкого качества. .
Еще одной проблемой высшего и среднего специального образования к началу 1960 года оставалось закрепление выпускников вузов и техникумов на производстве. Примерно около половины выпустившихся студентов из вузов и техникумов уклонялись от работы по распределению. Данная ситуация складывалась против государственных интересов. Государство обеспечивало миллионы людей бесплатным образованием, а взамен разумной экономической отдачи не получало.
Итак, проанализировав положительные и отрицательные эффекты реформы школьной 1958 года, мы можем утверждать, что государство в первую очередь хотело обеспечить экономию финансов в сфере образования и пополнение растущего дефицита рабочих кадров. Школьная реформа имела ряд проблем:
1. Увеличился отсев учащихся из школ города из-за нарастающей дифференциации предлагаемых им образовательных маршрутов.
2. Материальная база школ была не готова к преобразованием, а также ощущался большой недостаток квалифицированных учителей.
3. Городские предприятия не имели интереса к выпускникам обычных школ, им проще всего было взять к себе на работу сотрудника из другого региона .
Итог реформы оказался неутешительным: общеобразовательный потенциал общества снизился. Общий уровень подготовки учащихся понизился. Упал интерес к гуманитарным предметам. Реформа была упразднена после отставки Хрущева в 1966 году.


1. Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.libussr.ru/doc ussr/usr 5500.htm. - Библиотека нормативноправовых актов Союза Советских Социалистических Республик. Дата обращения: 5. 04. 19.
2. Документы РГАНИ о социальном кризисе в СССР в середине 1950-х гг. «Сил больше нет молчать о том тяжелом положении, в котором живут наши советские люди». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: //www.alexanderyakovlev.org/almanah/inside/almanah-
intro/1007373. - Архив Александра Н. Яковлева. Дата обращения 29. 05.19.
3. Коммунист - январь - 1960
4. Липник, В. Н. Школьные реформы в России: очерк истории / В. Н. Липник; Рос. Гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. СПб: Изд-во РГНУ им. А. И. Герцена. - 2000. - 83 с.
5. Литературная газета. - 1958. - 20 декабря.
6. Немзоров Н.В. Очерки по истории России. XX век. / Н.В. Немзоров, А.К. Коновалова, Л.Б. Кириллов - М: Вече. - 2005 - 575 с.
7. О мерах по развитию школ-интернатов в 1959-65 гг.: постановление ЦК КПСС и СМ СССР / ЦК КПСС; СМ СССР // О коммунистическом воспитании и укреплении связи школы с жизнью: сб. документов - М: Просвещение - 1964.- с. 128-130.
8. Постановление Совета Министров СССР « Об утверждении положений о восьмилетней школе, средней общеобразовательной трудовой политехнической школе с производственным обучением и вечерней (сменной) средней общеобразовательной школе» от 29.12.1959.
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.libussr.ru/doc ussr/usr 5481.htm. Библиотека нормативноправовых актов Союза Советских Социалистических Республик. Дата обращения: 3.03. 19.
9. Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 15 февраля 1960 года «Об организации школ с продленным днем». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.libussr.ru/doc ussr/usr 5500.htm. Библиотека нормативно-правовых актов Союза Советских Социалистических Республик. Дата обращения: 5.04. 19.
10. Постановление Верховного Совета РСФСР. О ходе выполнения Закона об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы образования в РСФСР // Народное образование. — М: 1962. - 9. - с.4.
11. Постановление «об установлении платности обучения в старших классах и средних школ и в высших учебных заведениях СССР и об изменении порядка назначения стипендий». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikisource.org/wiki. Дата обращения 3. 05. 19.
12. Правда. - 1958. - 17-19. Октября.
13. Правда - 1958 - 8 сентября.
14. Сборник документов - М: Педагогика, 1974. - 254 с.
15. Сборник документов - М: Педагогика, 1959. - 270 с.
16. Труд - 1958 - 10 сентября.
17. Фурсенко А. А. Президиум ЦК КПСС. 1954-1964. Черновые протокольные записи заседаний: стенограммы, постановления / А.А. Фурсенко - М: Владос. - 2015. - 1175 с.
18. Хрущев Н.С. Отчетный доклад. XX съезд КПСС / Н. С. Хрущев // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. 1956 -1960. М: Политиздат. - 1986. - 9 - с. 8-26.
19. Хрущев Н.С. Два цвета времени. Документы / Н.С. Хрущев. М: Международный фонд "Демократия". - 2009. - 2. - 1552 с.
20. Культура и власть от Сталина до Горбачева. Документы. — М.: Вагриус. - 2002. - 700 с.
21. Атутов. П. Р. Методы и организационные формы политехнического образования школьников РСФСР / П. Р. Атутов. — М: — 1978 — 107 с.
22. Атутов, П. Р. О дидактических проблемах политехнической подготовки школьников / П. Р. Атутов // Сов. педагогика. 1974. - №1. - с. 34 - 40
23. Атутов. П. Р. Политехническое образование школьников: сближение общеобразовательной и профессиональной школы / П. Р. Атутов. - М: Педагогика. - 1985. - 76 с.
24. Аксютин Ю. В. Хрущевская «оттепель» и общественные настроения в СССР в 1953-1964 гг. — М: РОССПЭН. - 2010. - 662 с.
25. Богомолов А.И. Новые сроки обучения /А.И.Богомолов // Вестн. высш. шк. - 1964. - 12. - с. 3-8.
26. Валеев И.И. Зигзаги советской школы / И.И. Валеев. - Уфа: Вече. - 1992. - 152 с.
27. Гуркина Н. История образования в России (Х-ХХ века) / Н. Гуркина. - М: Владос - 2001. - 64 с.
28. Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России./ Э.Д. Днепров - М: Интерпракс - 1994. - 241 с.
29. Иванова Г.М. Мегапроект Хрущева - школы - интернаты: От утопии к реальности. / Г.М. Иванова. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cvberleninka.ru/article/v/megaproekt-hruscheva-shkolv-intematv-ot- utopii-k-realnosti. Дата обращения: 29. 05. 19.
30. Кумель Л. Образование в эпоху Хрущева; «оттепель» в педагогике.// Неприкосновенный запас - №2 - 2003. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://magazines.russ.rU/nz/2003/2/kumel-pr.html. Дата обращения: 5.05.19.
31. Леонтьев А. А. История образования в России от древней Руси до конца ХХ века / А.А. Леонтьева // Г азета "Русский язык" - М: - 2001. - 33. - с. 7.
32. Мазалова М.А. История педагогики и образования / М.А. Мазалова, Т.В. Уракова - М: Эксмо. - 2006. - 142 с.
33. Медведев Р.А. Н.С. Хрущев. Политическая биография. - М: Вече. - 1990. -268 с.
34. Поздняков А. Н. История педагогики и образования за рубежом и в России. / А.Н. Поздняков - Саратов: Издательский центр «Наука» - 2009. - 350 с.
35. Прокофьева М. А. Народное образование в СССР. 19171967 / М. А. Прокофьева. - М: Просвещение. - 1967. - 250 с.
36. Пыжиков А.В. Реформирование системы образования СССР в период оттепели (1953-1964 гг.) / А.В. Пыжиков // Вопросы истории. - №9 - 2001. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rabkrin.org/pvizhikov-a-v-reformirovanie-sistemvi-obrazovaniva-sssr-v- period-ottepeli-1953-1964-gg-statya. Дата обращения: 3.03.19.
37. Пыжиков А.В. Хрущевская «оттепель». — М: Олма-пресс. - 2002. - 250 с.
38. Рахматуллина Л. В. История образования и педагогической мысли. / Л.В. Рахматуллина - М: Владос. - 1995. - 485 с.
39. Самойлова И. Д. Какая форма подготовки специалистов эффективнее?/ И.Д. Самойлова // Вестн. высш. шк. - 1965. - 9. - 50 с.
40. Скаткин, М. Н. Об укреплении связи школы с жизнью / М. Н. Скаткин, А. И. Янцов. М: Вече. - 1956. - 400 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ