Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Воспитание Человека в образовательном центре М.П. Щетинина

Работа №3837

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы41стр.
Год сдачи2003
Стоимость6700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1252
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Содержание

Введение

Глава I. Педагогические идеи М.П. Щетинина.
1.1. Личность М.П. Щетинина.
1.2. Воплощение идеи школы-комплекса в реальность:
1) Бессоновская школа;
2) Яснозоренская школа;
3) Зыбковская школа;
4) Азовская школа;
5) образовательный центр в поселке Текос.

Глава II. Воспитание Человека в ''Центре комплексного формирования
личности детей и подростков'' М.П. Щетинина
2.1. Понятие ''воспитание'' в современной педагогической
науке.
2.2. Философские идеи и воспитательная концепция
М.П. Щетинина.
2.3. Направления воспитания в Центре М.П. Щетинина.
2.4. Воспитательные средства системы М.П. Щетинина.
2.5. Воспитательная система образовательного Центра М.П. Щетинина и проблемы, о которых спорят.
2.6. Идеи М.П. Щетинина в ''Центре эстетического воспитания учащихся'' г. Архангельска.

Заключение

Приложение

Список литературы



Введение

Много ли человеку надо? Много.
Надо, чтобы кто-то услышал его,
присмотрелся бы по-доброму. И он
расцветет, вырастут у него крылья
и не будет для него преград.
Внимание, доброта нужны человеку
больше всего.
М.П. Щетинин

За последнее столетие кардинально изменилось мировоззрение человечества, его культура, общественная и религиозная жизнь, экономические связи, что нашло отражение и в педагогической мысли. Всеобщность и обязательность образования, как считает Ю.А. Вакуленко, привели к безоговорочному принятию рассудочной школьной модели, ориентированной на безликого среднего ученика. По словам журналистки А. Боссарт, всеобщее среднее образование обрело буквальный смысл – среднее, усредненное [4; 93]. Необходимость слаженной работы больших коллективов детей, освоения каждым из них обязательного минимума учебной программы приводит к доминированию лекционно-урочного подхода, системы формальной оценки успеваемости в искусственной, специфической школьной системе. Такой подход к образованию является следствием детерминистического мировоззрения, которое царило в естественных науках и остается главенствующим в педагогике. В нее проникает технократическая терминология, педагогические технологии, а сама педагогика принимает конвейерное направление, лишается главного: живой, душевной связи с ребенком, благоговения перед тайной души воспитанника. ''Сегодня мы на ребенка смотрим, – пишет М.П. Щетинин – как смотрит студент на высохшее растение из гербария'' [32; 2]. Заботливому, любящему учителю приходится преодолевать роковое отчуждение детей и взрослых, которое можно наблюдать в школе.
Заботясь в большей мере об умственном воспитании, усвоении знаний, умений и навыков, школа нередко забывает об эмоциональной стороне ребенка, которая при недостатке внимания начинает обслуживаться только телевизионной и виртуальной культурой, далеко не всегда лучшего качества. Дети так активно и жадно впитывают ее уроки, что, даже когда родители и школа прилагают все старания для создания тесного контакта с воспитанниками, стремятся добиться взаимодействия, сделать это бывает весьма сложно. ''Если ребенок имеет свободный доступ к телевизору или компьютеру и неограниченное общение со сверстниками во дворе, то любые попытки педагогического руководства оказываются неэффективными, так как сознание воспитанника целиком смещено в иную смысловую реальность, сильно отличающуюся от реальности взрослых'' [6; 13].
В данном исследовании рассмотрен опыт школы, преподаватели которой построили отношения с детьми на основе доверия, уважения к их личности, сотрудничества с ними. Они вместе создали школу-государство, в которой ребенок, реализует свою главную страсть (по Ш.А. Амонашвили – страсть к взрослению), и познает мир в целостности, а не усваивает совокупность знаний. Это школа, создателем которой является человек, ставший широко известным в 80-е годы, как один из педагогов-новаторов – Михаил Петрович Щетинин.
В этой школе дети сами решили не смотреть телевизор, чтобы не тратить свое бесценное время на то, что не заслуживает внимания. Ученики М.П. Щетинина воспитываются на идеалах, которые, казалось бы, уже давно забыты. Их учат уважать старших, родителей, трепетно относиться к женщине и девушке, любить свою Родину и уметь ее защитить, и многому другому. Но самое главное, что эти дети не учатся и не готовятся жить, они живут насыщенной, интересной жизнью, они сами строят свою жизнь. М.П. Щетинин считает, что не должно быть репетиций, человек должен жить на чистый лист, без всяких черновиков и тогда рождается серьезное отношение к жизни.
В последние годы возрос интерес к образовательному центру М.П. Щетинина, о нем очень много спорят представители прессы и церкви. Причем в страстно высказываемых суждениях превалируют две непримиримые крайности. Для одних Центр в Текосе – провозвестник гуманистической педагогики XXI века, школа жизни. А для других – все это опасная тоталитарная секта, где манипулируют судьбами детей, подрывая их душевные и физические силы. Ответ, по словам М.В. Богуславского, мы получим только в XXI веке [2; 311].
Думается, что споры обусловлены отсутствием фундаментальных исследований и практически полным отсутствием научных публикаций по этой теме.
Наш интерес к личности и педагогическим идеям М.П. Щетинина обусловлен тем, что это была яркая и достаточно спорная личность, когда создавалась концепция ''педагогики сотрудничества''. И если о многих из той плеяды можно и сегодня найти достаточно обширный материал, то вокруг имени М.П. Щетинина нередко возникал вакуум. Поэтому мы решили обратиться к личности этого ученого-педагога и собрать, пусть по крупицам, материал о его педагогическом пути и сегодняшней профессиональной деятельности.
Тема данной работы определена как ''Воспитание Человека в образовательном центре Михаила Петровича Щетинина''.
Актуальность нашей работы связана с осмыслением педагогической системы М.П. Щетинина, вызывающей в последние годы внимание не только людей, связанных с образованием, но и журналистов, священнослужителей, деятелей искусства и др.
Объект исследования – ''Центр комплексного формирования личности детей и подростков'' М.П. Щетинина.
Предмет – воспитательная система центра и ее становление.
Цель работы – проанализировать воспитательную систему в образовательном центре М.П. Щетинина, показать ее влияние на развитие Человека.
Задачи исследования:
– анализ процесса формирования воспитательной концепции М.П. Щетинина;
– изучение и осмысление опыта воспитания в образовательном центре М.П. Щетинина в поселке Текос Краснодарского края;
– исследование опыта внедрения идей М.П. Щетинина в ''Центре эстетического воспитания учащихся'' г. Архангельска.
Источниками нашей работы послужили: книга М.П. Щетинина ''Объять необъятное'', его публикации, интервью, статьи о его центре и наши собственные впечатления, полученные в апреле 2001 года в период пребывания в этом учебном заведении.
Методологической и теоретической основой работы послужил опыт систематизации научного знания о воспитании Н.В. Бордовской.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и списка литературы.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Заключение

В ходе нашей работы нам удалось собрать материал о деятельности М.П. Щетинина и представить его концепцию, воспитания Человека в различных образовательных условиях. Мы попытались создать его педагогический портрет как учителя, ученого, организатора школы-комплекса, мыслителя, практика. Проанализировали опыт воспитания Человека в образовательном центре, сформулировали основные положения, на которых это воспитание базируется. Мы увидели развитие его идей и попытки создания подобных объединений другими людьми.
Мы пришли к выводу, что Михаилу Петровичу Щетинину действительно удалось создать уникальную педагогическую систему, в корне отличную от традиционной классно-урочной. Благодаря сотрудничеству с детьми он со своими единомышленники на практике сумел реализовать идеи концепции педагогики сотрудничества, под которой почти 20 лет назад он поставил свою подпись.
Говоря о традиционной системе образования, он утверждал: ''Школа не сообразна природе детей, она не для них, не во имя расцвета их талантов, не во имя укрепления и развития здоровья, духовного, физического, нравственного. Адрес ее усилий узкий, как лезвие ножа, – знания, умения, навыки. Не ребенок, не личность, не развитие всей безмерности задатков, всего универсального Я, а продукты обучения'' [29; 401].
Но практическая деятельность М.П. Щетинина по созданию школы-комплекса опровергает это утверждение: школа может быть сообразна природе ребенка, если с самого начала идти от ребенка, его потребностей, учитывать особенности его природы. Он выдвинул тезис о приоритете воспитания над обучением, о возможности всестороннего развития личности и осуществил его. В педагогической системе М.П. Щетинина, по нашему мнению, каждый элемент имеет воспитательный потенциал, даже обучающая методика погружения.
Суть воспитательной концепции М.П. Щетинина в признании в ребенке Человека, а не существа, которому предстоит им стать. Ребенок обладает мощным потенциалом саморазвития и родовой памятью, в которой заложен огромный объем информации. Для воспитания гармоничного человека необходимо создать условия, наиболее комфортные его природе. Ребенок должен жить ''здесь и сейчас'', а не готовиться к будущей жизни; ему необходимо быть в коллективе высокой ступени развития (такой коллектив обладает огромным воспитательным потенциалом), которая достигается постановкой перед детьми глобальных и кратковременных целей; ему необходимо познавать мир в целостности, а не по частям; нужно чтобы ребенок участвовал в строительстве своей школы.
Эти условия в центре М.П. Щетинина составляют жизненный уклад школы, который, с нашей точки зрения, является одним из главных средств воспитания. Михаил Петрович организовал процесс воспитания наиболее приближенный к семейному, общинному. По словам Ш.А. Амонашвили, ребенок просто живет в этой школе, воспитание происходит как бы между прочим, а именно так воспитание происходит дома, в семье [1; 8].
К сожалению, существующая литература по этой теме не позволяет более полно представить результаты такого воспитания. Для этого необходимы экспериментальные данные, сведения о судьбе выпускников этого образовательного центра. Возможно, такая работа будет продолжена
В своей работе мы также рассмотрели опыт внедрения педагогических идей М.П. Щетинина в г. Архангельске, на базе ''Центра эстетического воспитания учащихся''. К сожалению, союз центра со школой просуществовал недолго. Мы увидели и проблемы, которые связаны с инновационной деятельностью М.П. Щетинина.
Знакомство с деятельностью М.П. Щетинина внутренне обогатило нас, помогло найти ответы на многие вопросы не только педагогического, но и мировоззренческого характера, побудило к дальнейшему исследованию данной темы.




Список литературы

1. Амонашвили Ш.А. Идея школы Щетинина // ''Первое сентября'', № 51, 1999, С.7-8.
2. Богуславский М.В. XX век российского образования. М.: ПЕР СЭ, 2002 – 336 с.
3. Бордовская Н.В. Диалектика педагогического исследования: Логико-методологические проблемы. – СП б.: Издательство РГХИ, 2001. – 512 с.
4. Боссарт А.Б. Парадоксы возраста или воспитания?: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – С. 90 -110.
5. Вакуленко Ю. Рождение русского чуда. По материалам фильма ''Неугомонный Щетинин'' ГТРК ''Белгород'' 2001 г.
6. Вакуленко Ю.А., Добрынина В.В., Моргун В.Ф., Осипова И.А. Педагогика на рубеже тысячелетий: школа-хозяйство А.С. Макаренко, школа-деревня М.П. Щетинина // ''Педагогический вестник Кубани'', №2, 1999, С. 13-22.
7. Вакуленко Ю.А., Добрынина В.В., Моргун В.Ф., Осипова И.А. Школа-хозяйство А.С. Макаренко: забвение? Нет - возрождение в Центре образования М.П. Щетинина // ''Педагогический вестник Кубани'', №1, 2000, С. 8-15.
8. Зуев Д. Улей должен роиться, или соборная школа Щетинина // ''Учительская газета'', 1999, № 18, с. 7.
9. Илюшкин П. Здесь русский дух, здесь Русью пахнет // - ''Граница России'' № 20, 2001, С. 17-20.
10. Кирьянова И. Михаил Щетинин: ''Программа – это я. Утверждайте!'' // ''Литературная газета''. – 1998. – № 34-35, 26 августа, с. 7.
11. Кузькина Л. К. Школа будущего XXI века – академика Щетинина М.П. // ''Дагестан'' (Научно-художественный журнал) - № 1-4, 2002.-С.35.
12. Любин В., Родин П. ''Здравствуй, будущее'' // ''Нива Кубани'' от 2 октября 1998 г., С. 2.
13. Макарян В. Школа третьего тысячелетия или мечта, воплощенная в жизнь// ''Радонеж'' № 8-9, 2000, 6-10.
14. Мариничева О. Сказка у Щетинина впереди // ''Учительская газета'', № 31, 1999, С. 7.
15. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов, – Мн., 1998.- 896 с.
16. Петров В. Рождение русского чуда // ''Восточно-Сибирская правда'', № 50-51, 1999, с.2.
17. ''Русские всегда живут в завтра...'' Интервью с М.П. Щетининым (Беседовали Сергей Перевезенцев и Марина Ганичева) // ''Роман-газета XXI век'', № 8, 1999, С.88-91.
18. Смолин О. Традиционное новаторство // ''Управление школой'', № 5, 2003, С. 4.
19. Соловейчик А. Школа Щетинина. Три дня в новом измерении педагогики // ''Первое сентября'' №28, 2000, с. 2.
20. Сухоруких А. Рассказ о Русской школе в Золотой Долине // Газета ''Берег'' г. Воронеж, 8 августа 1999, С. 4-5.
21. Тованчева Н. Школа? Казарма? Храм? // ''Краснодарские известия'', 22 апреля 2000, С. 2.
22. ''Учить себя''. Интервью с М.П. Щетининым (Беседовала Евгения Доцук) Журнал ''Огонек'', №29, июль 1987.- С. 25-27.
23. Фоменко А. Здесь рождается новая Россия // ''Казачья явь'', № 4/16, 2002, С. 4.
24. Фоменко А. Колокола России // ''Казачья явь'', №5/17, 2002.
25. Хилтунен В.Р. Щетинин, который не вписывается // ''Литературная газета'' – 1998 – № 15, 15 апреля, С. 6.
26. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2001. – 544 с.
27. Цирульников А. Идея погружения // Первое сентября, 1999, № 51, С. 6.
28. Щетинин М.П. Все только начинается... // Газета ''Берег'' г. Воронеж, 8 августа 1999, С. 2.
29. Щетинин М.П. На пути к Человеку // Педагогика наших дней / Ш.А. Амонашвили и др. – Краснодар: Кн. изд-во, 1989.-416 с.-С.381-401.
30. Щетинин М.П. Объять необъятное: Записки педагога. – М.: Педагогика. 1986. – 176 с.
31. Щетинин М.П. Позиция // Сборник ''Театр. Школа. Жизнь''. Вып. IX – М.: Всерос. Театр. о-во. 1986 – 128 стр., С. 64-69.
32. Щетинин М.П. Постижение природы человека – основа педагогического мышления.// ''Воспитание школьников'', 1995, №4, С. 2-6.
33. Щетинин М.П. Родочеловек // ''Учительская газета'', №31, 1999 , С.5.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ