РОЛЬ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ РАВЕНСТВА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА НЕЗАВИСИМО ОТ НАЦИОНАЛЬНОСТИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВОЗАЩИТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАВЕНСТВА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА НЕЗАВИСИМО ОТ НАЦИОНАЛЬНОСТИ 7
1.1. Правозащитная деятельность прокуратуры в государственном механизме 7
1.2. Объекты правозащитной деятельности прокуратуры 17
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ РАВЕНСТВА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА НЕЗАВИСИМО ОТ НАЦИОНАЛЬНОСТИ 27
2.1. Особенности осуществления надзорной деятельности прокуратуры за
соблюдением прав и свобод человека и гражданина независимо от национальности 27
2.2. Правовые формы и методы деятельности прокуратуры в целях обеспечения равенства прав и свобод человека независимо от национальности 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
ГЛАВА I. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВОЗАЩИТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАВЕНСТВА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА НЕЗАВИСИМО ОТ НАЦИОНАЛЬНОСТИ 7
1.1. Правозащитная деятельность прокуратуры в государственном механизме 7
1.2. Объекты правозащитной деятельности прокуратуры 17
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ РАВЕНСТВА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА НЕЗАВИСИМО ОТ НАЦИОНАЛЬНОСТИ 27
2.1. Особенности осуществления надзорной деятельности прокуратуры за
соблюдением прав и свобод человека и гражданина независимо от национальности 27
2.2. Правовые формы и методы деятельности прокуратуры в целях обеспечения равенства прав и свобод человека независимо от национальности 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
Актуальность темы диссертационного исследования. Защита конституционных прав и свобод человека является абсолютным приоритетом государственной политики России в целом и деятельности каждого элемента государственной системы в отдельности. Хотя эта конституционная идея приобрела характер аксиомы на научном и идеологическом уровне, ее практическая реализация по-прежнему остается во многом проблематичной. Это в полной мере относится и к деятельности прокуратуры по защите конституционных прав и свобод.
Прокуратура традиционно занимает особое место в механизме российского государства, выполняя в нем функции повышенной социально-политической значимости. Создание прокуратуры как самостоятельной системы органов и все ее дальнейшее функционирование были подчинены основополагающей задаче - обеспечению правового порядка в стране, что неизменно было сопряжено со значительными трудностями, вызванными территориальным масштабом государства, сложными взаимоотношениями власти и общества, особенностями культурной ситуации и т.д.
Статус, структура, полномочия российской прокуратуры неоднократно претерпевали существенные изменения под влиянием различных политических факторов.
В то же время до сих пор нет даже относительной ясности в том, к какой же ветви власти принадлежит прокуратура, или же она выведена за их пределы. Принцип разделения властей как одно из главенствующих начал построения государственной власти в данном случае не выдерживается с абсолютной полнотой, что обусловлено вполне объективными причинами. Как следствие, фактически нет определенности и в том, кому подконтрольны и подотчетны органы прокуратуры. Эта проблема сама по себе является чрезвычайно острой, поскольку наличие контроля над органами прокуратуры означало бы во многом снижение их беспристрастности и независимости, но, с другой стороны, полное отсутствие такого контроля неизбежно создало бы угрозу произвола, что не может не отразиться па деятельности прокуратуры по защите прав человека.
Роль прокуратуры в уголовном процессе, в частности, ее полномочия в сфере предварительного следствия, продолжают колебаться между репрессивной и правозащитной деятельностью. Общий надзор, осуществляемый прокуратурой, порождает самые полярные оценки - от признания его насущной необходимости до призывов к его полному упразднению. Эффективность деятельности прокуратуры по работе с населением, рассмотрению жалоб и обращений граждан, также зачастую оценивается как недостаточно высокая.
Значительный объем властных полномочий, предоставленных органам прокуратуры, зачастую становится предметом критики в связи с тем, что создает угрозу вторжения прокуратуры в компетенцию других органов, а также в связи с недостаточно эффективным использованием этих правовых средств, в том числе по защите прав и свобод граждан. Много теоретических и практических трудностей возникает в связи с соотношением полномочий суда и прокуратуры по защите конституционных прав человека.
Эффективная организация правозащитной деятельности требует, чтобы ее результат подвергался постоянной оценке, но в отношении прокуратуры подобная система не создана, и поэтому фактически нет возможности проверить действенность работы органов прокуратуры по защите конституционных прав и свобод человека.
Столь обширный круг проблем, связанных с осуществлением правозащитной функции прокуратуры, в сочетании со значительным объемом властных полномочий и важных государственных функций, возложенных на эту систему органов, свидетельствует о том, что исследование данной темы обладает высокой актуальностью как с научной, так и с практической точки зрения. Повышение уровня защищенности конституционных прав и свобод человека требует совершенствования законодательной основы деятельности органов прокуратуры, а также практики прокурорского надзора, что требует научного исследования указанных проблем.
Цель исследования - определить роль прокуратуры Российской Федерации в обеспечении равенства прав и свобод человека независимо от национальности.
Задачами исследования в соответствии с поставленной целью стали: рассмотреть правозащитную деятельность прокуратуры в государственном механизм; определить объекты правозащитной деятельности прокуратуры; раскрыть особенности осуществления надзорной деятельности прокуратуры за соблюдением прав и свобод человека и гражданина независимо от национальности; выявить правовые формы и методы деятельности прокуратуры в целях обеспечения равенства прав и свобод человека независимо от национальности.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере деятельности органов прокуратуры Российской Федерации по обеспечению равенства прав и свобод человека независимо от национальности.
Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие общественные отношения по поводу деятельности органов прокуратуры Российской Федерации по обеспечению равенства прав и свобод человека независимо от национальности.
Состояние и степень научной разработанности темы. Вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина как одного из направлений деятельности прокуратуры так или иначе затрагивались в целом ряде научных исследований.
Тем не менее, многие дискуссионные, теоретически и практически значимые вопросы правозащитной деятельности прокуратуры остаются неразрешенными или недостаточно исследованными. К ним относятся, в частности, объекты правовой защиты, осуществляемой органами прокуратуры, методы и формы правозащитной деятельности прокуратуры, ее место в системе правозащитных органов и организаций и т.п.
Методологическая основа исследования. При проведении исследования использовались такие методы, как формально-юридический, аналитический, сравнительно-правовой, анализ нормативных источников на основе принятых способов толкования юридических текстов.
Теоретической основой исследования являются труды видных учёных- правоведов. Нормативную основу диссертации составили: действующее конституционное законодательство и законодательство о прокуратуре Российской Федерации, акты международного права, акты Генеральной прокуратуры Российской Федерации, а также материалы судебной и прокурорской практики.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования отражены в шести опубликованных работах автора. Результаты диссертационного исследования обсуждались на кафедре конституционного, административного и международного права Набережночелнинского института КФУ, а также были отражены в выступлении автора на научных конференциях и публикациях в научных журналах.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования и включает в себя введение, три главы, разделённых на параграфы, заключение и список использованной литературы.
Прокуратура традиционно занимает особое место в механизме российского государства, выполняя в нем функции повышенной социально-политической значимости. Создание прокуратуры как самостоятельной системы органов и все ее дальнейшее функционирование были подчинены основополагающей задаче - обеспечению правового порядка в стране, что неизменно было сопряжено со значительными трудностями, вызванными территориальным масштабом государства, сложными взаимоотношениями власти и общества, особенностями культурной ситуации и т.д.
Статус, структура, полномочия российской прокуратуры неоднократно претерпевали существенные изменения под влиянием различных политических факторов.
В то же время до сих пор нет даже относительной ясности в том, к какой же ветви власти принадлежит прокуратура, или же она выведена за их пределы. Принцип разделения властей как одно из главенствующих начал построения государственной власти в данном случае не выдерживается с абсолютной полнотой, что обусловлено вполне объективными причинами. Как следствие, фактически нет определенности и в том, кому подконтрольны и подотчетны органы прокуратуры. Эта проблема сама по себе является чрезвычайно острой, поскольку наличие контроля над органами прокуратуры означало бы во многом снижение их беспристрастности и независимости, но, с другой стороны, полное отсутствие такого контроля неизбежно создало бы угрозу произвола, что не может не отразиться па деятельности прокуратуры по защите прав человека.
Роль прокуратуры в уголовном процессе, в частности, ее полномочия в сфере предварительного следствия, продолжают колебаться между репрессивной и правозащитной деятельностью. Общий надзор, осуществляемый прокуратурой, порождает самые полярные оценки - от признания его насущной необходимости до призывов к его полному упразднению. Эффективность деятельности прокуратуры по работе с населением, рассмотрению жалоб и обращений граждан, также зачастую оценивается как недостаточно высокая.
Значительный объем властных полномочий, предоставленных органам прокуратуры, зачастую становится предметом критики в связи с тем, что создает угрозу вторжения прокуратуры в компетенцию других органов, а также в связи с недостаточно эффективным использованием этих правовых средств, в том числе по защите прав и свобод граждан. Много теоретических и практических трудностей возникает в связи с соотношением полномочий суда и прокуратуры по защите конституционных прав человека.
Эффективная организация правозащитной деятельности требует, чтобы ее результат подвергался постоянной оценке, но в отношении прокуратуры подобная система не создана, и поэтому фактически нет возможности проверить действенность работы органов прокуратуры по защите конституционных прав и свобод человека.
Столь обширный круг проблем, связанных с осуществлением правозащитной функции прокуратуры, в сочетании со значительным объемом властных полномочий и важных государственных функций, возложенных на эту систему органов, свидетельствует о том, что исследование данной темы обладает высокой актуальностью как с научной, так и с практической точки зрения. Повышение уровня защищенности конституционных прав и свобод человека требует совершенствования законодательной основы деятельности органов прокуратуры, а также практики прокурорского надзора, что требует научного исследования указанных проблем.
Цель исследования - определить роль прокуратуры Российской Федерации в обеспечении равенства прав и свобод человека независимо от национальности.
Задачами исследования в соответствии с поставленной целью стали: рассмотреть правозащитную деятельность прокуратуры в государственном механизм; определить объекты правозащитной деятельности прокуратуры; раскрыть особенности осуществления надзорной деятельности прокуратуры за соблюдением прав и свобод человека и гражданина независимо от национальности; выявить правовые формы и методы деятельности прокуратуры в целях обеспечения равенства прав и свобод человека независимо от национальности.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере деятельности органов прокуратуры Российской Федерации по обеспечению равенства прав и свобод человека независимо от национальности.
Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие общественные отношения по поводу деятельности органов прокуратуры Российской Федерации по обеспечению равенства прав и свобод человека независимо от национальности.
Состояние и степень научной разработанности темы. Вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина как одного из направлений деятельности прокуратуры так или иначе затрагивались в целом ряде научных исследований.
Тем не менее, многие дискуссионные, теоретически и практически значимые вопросы правозащитной деятельности прокуратуры остаются неразрешенными или недостаточно исследованными. К ним относятся, в частности, объекты правовой защиты, осуществляемой органами прокуратуры, методы и формы правозащитной деятельности прокуратуры, ее место в системе правозащитных органов и организаций и т.п.
Методологическая основа исследования. При проведении исследования использовались такие методы, как формально-юридический, аналитический, сравнительно-правовой, анализ нормативных источников на основе принятых способов толкования юридических текстов.
Теоретической основой исследования являются труды видных учёных- правоведов. Нормативную основу диссертации составили: действующее конституционное законодательство и законодательство о прокуратуре Российской Федерации, акты международного права, акты Генеральной прокуратуры Российской Федерации, а также материалы судебной и прокурорской практики.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования отражены в шести опубликованных работах автора. Результаты диссертационного исследования обсуждались на кафедре конституционного, административного и международного права Набережночелнинского института КФУ, а также были отражены в выступлении автора на научных конференциях и публикациях в научных журналах.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования и включает в себя введение, три главы, разделённых на параграфы, заключение и список использованной литературы.
Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие основные выводы.
Существование в составе российского государственного механизма такого специфического элемента, как органы прокуратуры, обусловлено серьезными социально-культурными основаниями. В условиях недостаточной социальной стабильности, сравнительно низкого уровня общественной солидарности, слома традиционных моделей социального устройства прокуратура выполняет значимую роль в поддержании правового порядка. Устойчивость и целостность государства неизменно зависит от уровня законности, который гарантируется соответствующими институциональными механизмами.
Конституционная идеология современной российской государственности со всей определенностью предполагает существенную переориентацию всего правоохранительного механизма на обеспечение и защиту прав и свобод человека. В первую очередь это касается судебной власти и прокуратуры. При этом прокуратура выступает своего рода «страховочным» механизмом, поскольку в силу процедурных и организационных особенностей (централизация, оперативность и др.) в ряде случаев способна реагировать на нарушения прав человека еще до вмешательства суда. Надзорная деятельность прокуратуры оказывается важнейшим инструментом защиты прав и свобод человека, к которому граждане достаточно широко обращаются в досудебном и внесудебном порядке. Наличие альтернативных суду средств отстаивания нарушенных прав, как в рамках государственного аппарата, так и за его пределами, способствует повышению эффективности всей правозащитной системы.
Промежуточный статус прокуратуры, ее нахождение за рамками классических ветвей государственной власти не препятствуют осуществлению ее правозащитных функций, поскольку механизм защиты прав и свобод человека по своей природе носит «многоканальный» характер и предполагает возможность лица, чьи права нарушены, самостоятельно выбирать способ их восстановления и защиты. Принцип разделения властей, как представляется, не может трактоваться в ущерб защите прав человека и не исключает создания государственных органов, выполняющих социально значимые функции, пусть даже за пределами традиционно сложившейся «триады» властей.
Правозащитная деятельность прокуратуры Российской Федерации - это осуществляемая органами прокуратуры на основе российского законодательства система мер, направленная на выявление, предотвращение, пресечение и устранение фактов нарушения прав, свобод и законных интересов человека, а также на восстановление нарушенных прав и возмещение причиненного вреда. В таком понимании правозащитная деятельность прокуратуры не может отождествляться с одним из специализированных направлений прокурорского надзора.
Различие между предметом надзора и объектом правозащитной деятельности прокуратуры определяется нетождественностью самих понятий «надзор» и «защита». Предметом надзора является реализация субъективного права, а объектом юридической защиты - само это право, которое должно быть восстановлено путем ликвидации допущенного нарушения.
Правозащитное содержание присутствует в таких формах прокурорской деятельности, как надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и др.; органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание; координационная деятельность прокуратуры; ее участие в правотворческой деятельности и т.п.
Вместе с тем совершенствование правозащитной деятельности прокуратуры, повышение ее эффективности, безусловно, требуют законодательного уточнения взаимоотношений органов прокуратуры с иными органами государственной власти, прежде всего с исполнительной властью и Президентом РФ.
Представляется необходимым в первую очередь прояснить взаимоотношения прокуратуры Российской Федерации с органами исполнительной власти, по возможности свести к минимуму возможности влияния органов исполнительной власти на надзорную деятельность прокуратуры, что в определенной мере ставит под сомнение ее беспристрастность.
Прокуратура обладает чрезвычайно обширным спектром правовых средств, позволяющих отслеживать, предотвращать и устранять нарушения прав и свобод человека. С другой стороны, обилие полномочий зачастую ведет к их дублированию между собой, а также с иными органами власти. Такие направления прокурорского надзора, как «надзор за исполнением законов» и «надзор за соблюдением прав и свобод граждан», явно пересекаются и конкурируют между собой.
Прокурорский надзор остается во многих случаях единственным результативным средством реагирования государства на совершаемые нарушения закона. Он не может быть заменен судебным контролем в силу особенностей, объективно присущих судопроизводству, а именно его неизбежной длительности и невозможности инициативы суда.
Правозащитная система базируется на принципе многоканальности, множественности средств и способов обеспечения и защиты прав человека, среди которых заинтересованное лицо может выбрать тот, который представляется ему оптимальным с точки зрения времени, затрат и процедурной сложности. С этих позиций прокуратура имеет все права на существование в качестве самостоятельной системы органов.
В соответствии с конституционной концепцией приоритета прав и свобод личности, надзор за исполнением законов как направление прокурорской деятельности, никоим образом не может быть лишен правозащитного содержания. Одновременно с этим, надзор за соблюдением прав и свобод граждан на практике неотделим от надзора за исполнением законов, поскольку все без исключения права и свободы человека имеют нормативную форму своего закрепления, содержатся в соответствующих законодательных актах.
Необходимо также иметь в виду, что прокуратура Российской Федерации обязана обеспечивать защиту не только прав человека и гражданина, но и других категорий субъектов, прямо не указанных в законе о прокуратуре. В частности, закон прямо не говорит о том, что прокуратура защищает также права юридических лиц, права государственных органов и должностных лиц и т.п. Однако защита подобного рода субъективных прав полностью охватывается первым направлением прокурорского надзора, а именно «надзором за исполнением законов».
Правозащитная деятельность прокуратуры развивается неравномерно: как свидетельствует прокурорская практика, на фоне повышенной активности по защите социально-экономических прав и свобод граждан часто теряются и игнорируются личные, а также политические права и свободы.
Несмотря на отсутствие настоятельной необходимости в существенном преобразовании системы прокуратуры либо ликвидации отдельных направлений деятельности (например, общего надзора), требуется уточнение ряда законодательных положений, а также проведение организационно-правовых мероприятий по расширению и усилению деятельности российской прокуратуры в сфере обеспечения и защиты конституционных прав и свобод человека. Необходимо па законодательном уровне подтвердить статус прокуратуры как федерального органа государственной власти.
Осуществляя свои обширные властные полномочия, направленные в первую очередь на защиту прав и свобод граждан, прокуратура не может и не должна выходить за рамки своей функциональной и предметной компетенции, подменять собой другие институты государства и гражданского общества. Органы прокуратуры не могут вдаваться в социально-политические оценки тех или иных общественных реалий, вмешиваться в текущую деятельность государственных и негосударственных организаций, кроме тех случаев, когда это непосредственно связано с выявлением и устранением правонарушений.
Анализ полномочий прокуратуры свидетельствует о том, что она обеспечивает защиту прав человека не от всех возможных посягательств.
При этом способность органов прокуратуры к сохранению и восстановлению правопорядка напрямую определяется ее общественным авторитетом, доверием к ней со стороны граждан и их коллективов. Усилия прокуратуры должны быть направлены не только на обнаружение разовых нарушений прав и свобод человека, но и на формирование качественно нового правозащитного «климата» в обществе, что требует постоянного прогнозирования и предупреждения незаконных действий, посягающих на права и свободы граждан.
Важнейшими предпосылками успешного осуществления прокурорского надзора и иной деятельности прокуратуры являются прочные знания прокурорами и следователями специфики и особенностей разносторонней работы прокуратуры, своих полномочий применительно к конкретным направлениям деятельности, умение правильно, на научной основе организовать работу на порученных участках, мастерское владение тактикой и методикой осуществления прокурорского надзора и иной деятельности.
Нет оснований отождествлять деятельность прокуратуры по защите прав и свобод человека лишь с одним из направлений прокурорского надзора.
Прокуратура Российской Федерации обязана обеспечивать защиту не только прав человека и гражданина, но и других категорий субъектов, прямо не указанных в законе о прокуратуре. В частности, закон прямо не говорит о том, что прокуратура защищает также права юридических лиц, права государственных органов и должностных лиц и т.п. Однако защита подобного рода субъективных прав полностью охватывается первым направлением прокурорского надзора, а именно «надзором за исполнением законов».
Буквальное толкование положений действующего Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» позволяет сделать вывод, что законные интересы граждан в настоящее время не признаются объектом правовой защиты со стороны органов прокуратуры.
Существование в составе российского государственного механизма такого специфического элемента, как органы прокуратуры, обусловлено серьезными социально-культурными основаниями. В условиях недостаточной социальной стабильности, сравнительно низкого уровня общественной солидарности, слома традиционных моделей социального устройства прокуратура выполняет значимую роль в поддержании правового порядка. Устойчивость и целостность государства неизменно зависит от уровня законности, который гарантируется соответствующими институциональными механизмами.
Конституционная идеология современной российской государственности со всей определенностью предполагает существенную переориентацию всего правоохранительного механизма на обеспечение и защиту прав и свобод человека. В первую очередь это касается судебной власти и прокуратуры. При этом прокуратура выступает своего рода «страховочным» механизмом, поскольку в силу процедурных и организационных особенностей (централизация, оперативность и др.) в ряде случаев способна реагировать на нарушения прав человека еще до вмешательства суда. Надзорная деятельность прокуратуры оказывается важнейшим инструментом защиты прав и свобод человека, к которому граждане достаточно широко обращаются в досудебном и внесудебном порядке. Наличие альтернативных суду средств отстаивания нарушенных прав, как в рамках государственного аппарата, так и за его пределами, способствует повышению эффективности всей правозащитной системы.
Промежуточный статус прокуратуры, ее нахождение за рамками классических ветвей государственной власти не препятствуют осуществлению ее правозащитных функций, поскольку механизм защиты прав и свобод человека по своей природе носит «многоканальный» характер и предполагает возможность лица, чьи права нарушены, самостоятельно выбирать способ их восстановления и защиты. Принцип разделения властей, как представляется, не может трактоваться в ущерб защите прав человека и не исключает создания государственных органов, выполняющих социально значимые функции, пусть даже за пределами традиционно сложившейся «триады» властей.
Правозащитная деятельность прокуратуры Российской Федерации - это осуществляемая органами прокуратуры на основе российского законодательства система мер, направленная на выявление, предотвращение, пресечение и устранение фактов нарушения прав, свобод и законных интересов человека, а также на восстановление нарушенных прав и возмещение причиненного вреда. В таком понимании правозащитная деятельность прокуратуры не может отождествляться с одним из специализированных направлений прокурорского надзора.
Различие между предметом надзора и объектом правозащитной деятельности прокуратуры определяется нетождественностью самих понятий «надзор» и «защита». Предметом надзора является реализация субъективного права, а объектом юридической защиты - само это право, которое должно быть восстановлено путем ликвидации допущенного нарушения.
Правозащитное содержание присутствует в таких формах прокурорской деятельности, как надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и др.; органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание; координационная деятельность прокуратуры; ее участие в правотворческой деятельности и т.п.
Вместе с тем совершенствование правозащитной деятельности прокуратуры, повышение ее эффективности, безусловно, требуют законодательного уточнения взаимоотношений органов прокуратуры с иными органами государственной власти, прежде всего с исполнительной властью и Президентом РФ.
Представляется необходимым в первую очередь прояснить взаимоотношения прокуратуры Российской Федерации с органами исполнительной власти, по возможности свести к минимуму возможности влияния органов исполнительной власти на надзорную деятельность прокуратуры, что в определенной мере ставит под сомнение ее беспристрастность.
Прокуратура обладает чрезвычайно обширным спектром правовых средств, позволяющих отслеживать, предотвращать и устранять нарушения прав и свобод человека. С другой стороны, обилие полномочий зачастую ведет к их дублированию между собой, а также с иными органами власти. Такие направления прокурорского надзора, как «надзор за исполнением законов» и «надзор за соблюдением прав и свобод граждан», явно пересекаются и конкурируют между собой.
Прокурорский надзор остается во многих случаях единственным результативным средством реагирования государства на совершаемые нарушения закона. Он не может быть заменен судебным контролем в силу особенностей, объективно присущих судопроизводству, а именно его неизбежной длительности и невозможности инициативы суда.
Правозащитная система базируется на принципе многоканальности, множественности средств и способов обеспечения и защиты прав человека, среди которых заинтересованное лицо может выбрать тот, который представляется ему оптимальным с точки зрения времени, затрат и процедурной сложности. С этих позиций прокуратура имеет все права на существование в качестве самостоятельной системы органов.
В соответствии с конституционной концепцией приоритета прав и свобод личности, надзор за исполнением законов как направление прокурорской деятельности, никоим образом не может быть лишен правозащитного содержания. Одновременно с этим, надзор за соблюдением прав и свобод граждан на практике неотделим от надзора за исполнением законов, поскольку все без исключения права и свободы человека имеют нормативную форму своего закрепления, содержатся в соответствующих законодательных актах.
Необходимо также иметь в виду, что прокуратура Российской Федерации обязана обеспечивать защиту не только прав человека и гражданина, но и других категорий субъектов, прямо не указанных в законе о прокуратуре. В частности, закон прямо не говорит о том, что прокуратура защищает также права юридических лиц, права государственных органов и должностных лиц и т.п. Однако защита подобного рода субъективных прав полностью охватывается первым направлением прокурорского надзора, а именно «надзором за исполнением законов».
Правозащитная деятельность прокуратуры развивается неравномерно: как свидетельствует прокурорская практика, на фоне повышенной активности по защите социально-экономических прав и свобод граждан часто теряются и игнорируются личные, а также политические права и свободы.
Несмотря на отсутствие настоятельной необходимости в существенном преобразовании системы прокуратуры либо ликвидации отдельных направлений деятельности (например, общего надзора), требуется уточнение ряда законодательных положений, а также проведение организационно-правовых мероприятий по расширению и усилению деятельности российской прокуратуры в сфере обеспечения и защиты конституционных прав и свобод человека. Необходимо па законодательном уровне подтвердить статус прокуратуры как федерального органа государственной власти.
Осуществляя свои обширные властные полномочия, направленные в первую очередь на защиту прав и свобод граждан, прокуратура не может и не должна выходить за рамки своей функциональной и предметной компетенции, подменять собой другие институты государства и гражданского общества. Органы прокуратуры не могут вдаваться в социально-политические оценки тех или иных общественных реалий, вмешиваться в текущую деятельность государственных и негосударственных организаций, кроме тех случаев, когда это непосредственно связано с выявлением и устранением правонарушений.
Анализ полномочий прокуратуры свидетельствует о том, что она обеспечивает защиту прав человека не от всех возможных посягательств.
При этом способность органов прокуратуры к сохранению и восстановлению правопорядка напрямую определяется ее общественным авторитетом, доверием к ней со стороны граждан и их коллективов. Усилия прокуратуры должны быть направлены не только на обнаружение разовых нарушений прав и свобод человека, но и на формирование качественно нового правозащитного «климата» в обществе, что требует постоянного прогнозирования и предупреждения незаконных действий, посягающих на права и свободы граждан.
Важнейшими предпосылками успешного осуществления прокурорского надзора и иной деятельности прокуратуры являются прочные знания прокурорами и следователями специфики и особенностей разносторонней работы прокуратуры, своих полномочий применительно к конкретным направлениям деятельности, умение правильно, на научной основе организовать работу на порученных участках, мастерское владение тактикой и методикой осуществления прокурорского надзора и иной деятельности.
Нет оснований отождествлять деятельность прокуратуры по защите прав и свобод человека лишь с одним из направлений прокурорского надзора.
Прокуратура Российской Федерации обязана обеспечивать защиту не только прав человека и гражданина, но и других категорий субъектов, прямо не указанных в законе о прокуратуре. В частности, закон прямо не говорит о том, что прокуратура защищает также права юридических лиц, права государственных органов и должностных лиц и т.п. Однако защита подобного рода субъективных прав полностью охватывается первым направлением прокурорского надзора, а именно «надзором за исполнением законов».
Буквальное толкование положений действующего Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» позволяет сделать вывод, что законные интересы граждан в настоящее время не признаются объектом правовой защиты со стороны органов прокуратуры.
Подобные работы
- ПРОБЛЕМЫ ПОНИМАНИЯ МЕХАНИЗМА ЮРИДИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА
Диссертация , юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2003 - Защита конституционных прав и свобод человека и гражданина органами
судебного конституционного контроля в Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5100 р. Год сдачи: 2023 - Судебная защита прав и свобод граждан от незаконных действий государственных органов и должностных лиц
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Конституционно-правовые основы принципа равноправия человека и гражданина в Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2016 - Уголовный процесс РФ как средство защиты прав и свобод личности
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИОБРЕТЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (12.00.02)
Диссертации (РГБ), административное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005 - КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИОБРЕТЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Диссертации (РГБ), муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Судебная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2018 - КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИОБРЕТЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Диссертации (РГБ), юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005



