Введение 3
1. Понятие и характеристика особых экономических зон 5
2. Таможенное регулирование внешнеторгового товарооборота на территории особой экономической зоны 8
Заключение 12
Список используемой литературы 13
Одной из значимых основ в осуществлении принципов открытой экономики считается формирование особых экономических зон. Важным является вопрос отсутствия четко сформулированных целей формирования особых экономических зон, которые не противоречат интересам регионов страны.
В настоящее время, в таких зонах предпринимательское сообщество, видит привлекательную сторону, которая выражается в возможности получения льгот по полному или частичному освобождению от налогов. Помимо этого, особые экономические зоны могут помочь решить те проблемы, которые невозможно решить без формирования особых экономических зон, к ним относятся: плохое состояния инфраструктуры, развал производства, безработица, тяжелая общественная обстановка.
Особая экономическая зона - это часть территории России, которая установлена Правительством Российской Федерации, на территории которой функционирует особый режим ведения предпринимательской деятельности. Кроме того в особой экономической зоне способен применятся процесс независимой (свободной) таможенной зоны.
Принимая во внимание международный опыт применения особых экономических зон, можно отметить, что это является своеобразной формой экономической интеграции и довольно значимым институтом мирового хозяйства. В некоторых случаях особую экономическую зону, в соответствии с международной практикой, называют специальной, либо свободной экономической зоной.
Целью данной работы является изучение вопроса таможенного регулирования внешнеторгового товарооборота на территории особой экономической зоны.
В связи с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
1 дать понятие и раскрыть характеристику особых экономических зон;
2. раскрыть этапы создания особых экономических зон в Российской Федерации;
3. классифицировать особые экономические зоны в Российской Федерации по характеру деятельности;
4. раскрыть таможенное регулирование внешнеторгового товарооборота на территории особой экономической зоны.
Объектом исследования явились общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления таможенного регулирования внешнеторгового товарооборота на территории особой экономической зоны.
Предметом данного исследования являются нормы права, регулирующие таможенное регулирование внешнеторгового товарооборота на территории особой экономической зоны.
Методы исследования: анализ, синтез, сравнительный, правовой, системный, исторический.
Теоретическую базу исследования составили труду ученых таких как: Н.Г. Апресова, Е.В. Безикова, В.А. Бублик, Е.С. Вылкова, А.В. Губарева, Н.Г. Кешишева, В.Б. Кириллов, Л.В. Комаринцева, В.И. Красавин, В.Н. Лисица, А.С. Маркова, Р.Б. Михайлов, В.И. Тихий, Я.И. Черкашин.
В результате написания контрольной работы на тему: «Таможенное регулирование внешнеторгового товарооборота на территории Особой экономической зоны» можно сделать следующие выводы:
Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности - совокупность методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, основанных на применении таможенных пошлин, таможенных процедур, правил.
Таможенный тариф – это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте, а в отдельных случаях и при экспорте из данной страны. Существует два основных вида таможенной политики государства, отражающих общие подходы к международной торговле: протекционизм; «свободная торговля».
Протекционизм предусматривает установление высокого уровня таможенного обложения ввозимых (а иногда и вывозимых – экспортный налог) на внутренний рынок страны иностранных товаров, а политика «свободной торговли» направлена на всемерное поощрение импорта и экспорта товаров путем установления минимального уровня таможенных пошлин или освобождения от них полностью.
Таким образом, несмотря на существенный рост количества особых экономических зон в России, только несколько территорий работают эффективно. Для улучшения функционирования особых экономических зон необходимо реализовывать комплексный подход к их развитию, адаптированный к возможностям и особенностям каждого региона. Точечные меры, направленные на решение отдельных вопросов, вряд ли смогут обеспечить эффективное привлечение инвестиций, развитие производства и рост валового регионального продукта.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. – 25 дек. ; Официальный интернет-портал правовой информации. – Электрон. текст. дан. – [Москва], 2005–2015. – URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 12.01.2019).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ, (ред. от 3 августа 2018г.) // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32.; Официальный интернет-портал правовой информации. – Электрон. текст. дан. – [Москва], 2005–2015. – URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 12.01.2019).
3. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30.12.2001 № 195-ФЗ, (ред. от 12 ноября 2018 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 32.; Официальный интернет-портал правовой информации. – Электрон. текст. дан. – [Москва], 2005–2015. – URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 12.01.2019).
4. Об особых экономических зонах в Российской Федерации: федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ (в ред. от 18 июля 2018 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 25 июля 2005 г. № 30 (часть II) ст. 3127.
5. О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 03 августа 2018 г. № 289-ФЗ (в ред. от 3 августа 2018 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 6 августа 2018 г. № 32 (часть I) ст. 5082.
6. О таможенном тарифе: закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-I (в ред. от 03 августа 2018 г.) // Российская газета от 5 июня 1993 г. № 107.
7. Апресова, Н.Г. Некоторые вопросы налогового и таможенного регулирования предпринимательской деятельности в условиях членства России в таможенном союзе / Н.Г. Апресова // Юридический журнал. – 2013.- № 6. –С. 102-109.
8. Безикова, Е.В. Классификация мер и способов создания и функционирования особых экономических зон в Российской Федерации: финансово-правовой аспект / Е.В. Безикова // Вестник Томского государственного университета. Право. – 2013. - № 12. – С. 58-63.
9. Бублик, В.А., Губарева, А.В. Актуальные проблемы создания и развития особых экономических зон / В.А. Бублик, А.В. Губарева // Вестник Пермского университета. Юридические науки. – 2016. - № 6. – С. 241-249.
10. Вылкова, Е.С., Красавин, В.И. Проблемные вопросы регулирования налогообложения субъектов предпринимательской деятельности в особых экономических зонах и пути их решения / Е.С. Вылкова, В.И. Красавин // Известия Байкальского государственного университета. – 2015. - № 11. – 237-241.
11. Кешишева, Н.Г. Проблемы и перспективы развития особых экономических зон в России / Н.Г. Кешишева // Вестник Таганрогского института управления и экономики. – 2011. - № 3. –С.73-77.
12. Комаренцева, Л.В., Черкашин, Я.И. Внешнеэкономическая деятельность в особой экономической зоне региона / Л.В. Комаренцева, Я.И. Черкашин // Экономика. – 2013. - № 7. С. 134-139.
13. Лисица, В.Н. Соглашения о ведении деятельности в особых экономических зонах / В.Н. Лисица // Бухгалтер и закон. – 2015. - № 5. – С. 157-161.
14. Маркова, А.С. Государственное регулирование российских особых экономических зон в контексте экономической безопасности / А.С. Маркова // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2017. - № 8. – С. 76-79.
15. Михайлов, Р.Б. Правовое положение территорий с особым правовым статусом: тезисы и выводы / Р.Б. Михайлов // Территория науки. – 2014. - № 7. С. 91-94.
16. Тихий, В.И., Кириллов, В.Б. Влияние инновационных зон на социально-экономическое развитие региона и определение уязвимостей его инновационного климата / В.И. Тихий, В.Б. Кириллов // Региональная экономика: теория и практика. – 2017. - № 2. – С. 81-84.