В работе проведен анализ аварийности с участием детей на дорогах г. Омска за 2016-2017 годы.
Введение 3
1 Особенности и причины детского дорожного травматизма школьников 5
1.1 Предрасположенность детей к попаданию в дорожно-транспортные происшествия 5
1.2 Основные причины дорожного травматизма школьников 7
1.3 Травмы детей при ДТП 10
2 Анализ детского дорожного травматизма школьников и его профилактика, на примере города Омска 13
2.1 Анализ аварийности с участием детей на дорогах г. Омска 13
2.2 Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма 21
2.3 Проблемы детского дорожно-транспортного травматизма 23
Выводы 29
Список использованных источников и литературы 32
По прогнозам Всемирной организации здравоохранения, к 2030 году дорожно-транспортные происшествия могут стать 7-й причиной человеческой смертности после заболеваний инфекционного генеза и диабета.
Согласно статистическим данным количество дорожно-транспортных происшествий с каждым годом растет. Увеличивается число аварий с летальным исходом и с полученными тяжкими телесными повреждениями. На всем этом фоне лидируют происшествия, пострадавшими которых есть дети. Аварию, в которой пострадали несовершеннолетние можно с уверенностью считать чрезвычайной ситуацией. Не имеет значения степень нанесенных повреждений детям.
Актуальность проведения исследования по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена общественной потребностью в сохранении здоровья подрастающего поколения: снижением детского дорожно-транспортного травматизма, адаптацией детей в современном мегаполисе, умением ориентироваться в постоянно изменяющейся дорожной обстановке. В школе данное направление работы должно стать приоритетным для всего педагогического коллектива. Чтобы осознать логику безопасных действий, необходимо знание обязанностей пешеходов и пассажиров, изложенных в правилах дорожного движения, а также творческий подход педагогов начальных классов к изучению правил безопасного поведения на дорогах. Решение этих задач может успешно реализовываться в учебно-воспитательном процессе по трем основным видам деятельности: обучение детей и подростков теоретическим знаниям; самостоятельная творческая работа учащихся; практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.
Эффективность мер, направленных на профилактику дорожно-транспортного травматизма, зависит от обеспечения тесной взаимосвязи между гражданами и теми структурами, которые осуществляют эти профилактические меры. Общественные организации дают новое дыхание, нестандартные, неформатные технологии, инновационные подходы. И конечно, такие комплексные усилия разных ведомств и общественников как раз и формируют новую транспортную культуру безопасного и ответственного поведения на дороге ребенка и взрослого.
Объект исследования - общественные отношения безопасности на дорогах. Предмет - дорожный травматизм школьников.
Цель курсовой работы - анализ дорожного травматизма школьников, его профилактика.
Задачи:
показать предрасположенность детей к попаданию в дорожно-транспортные происшествия;
рассмотреть основные причины дорожного травматизма школьников;
рассмотреть типичные травмы детей при ДТП;
проанализировать детский дорожный травматизма школьников, на примере показателей города Омска:
рассмотреть проблемы и профилактику детского дорожно-транспортного травматизма.
В литературе вопросы детского дорожного травматизма школьников рассматривались следующими авторами: Денисович В.В., Куляшов М.Н. Дорохин С. В., Майоров А.В., Царакова А.П. и др.
Исследование проведено с применением совокупности методов и способов научного познания: логический, сравнительно-правовой, методы системного анализа и др. Структура курсовой работы представляет собой введение, две главы основного содержания, заключение и список использованных источников и литературы.
Основные причины дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с участием детей и подростков: переход проезжей части в неположенном месте или вне пешеходного перехода; неумение подчиняться сигналам светофора; нахождение школьников на дороге без сопровождения взрослых; игры около или вблизи проезжей части; движение детей вдоль проезжей части при наличии тротуара; движение детей по проезжей части в направлении, попутном движению транспортных средств; незнание правил перехода перекрестка; неправильный выбор места перехода проезжей части при высадке из маршрутного транспорта; езда на велосипедах, самокатах, роликовых коньках по проезжей части дороги; переход проезжей части дороги не под прямым углом, а по диагонали.
Таким образом, причин и условий, способствующих возникновению ДТП с участием детей довольно много. В одних случаях виновниками в ДТП являются водители или взрослые пешеходы, которые не держали детей за руку или сами неоднократно нарушали Правила дорожного движения. В других случаях виноваты в ДТП сами дети.
Дети, пострадавшие в результате ДТП, подразделяются на три категории участников дорожного движения: пешеходов, пассажиров и водителей.
По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, количество дорожных аварий с участием несовершеннолетних сократилось на 6,8%, число раненых в 2017 году снизилось на 9,1%, количество погибших в ДТП детей увеличилось на 14,3%.
Всего за 2017 год в городе Омске произошло дорожные аварии, в результате которых погибли и пострадали дети, составили 9,3% от общего количества учетных ДТП, погибшие 2,5%, травмированные 8,2%.
Самыми распространенными видами происшествий с участием несовершеннолетних являются наезды на пешеходов и столкновения транспортных средств. На их долю приходится 79% от общего числа ДТП.
В случаях (51%), при которых пострадали дети, были выявлены
недостатки транспортно-эксплуатационного состояния улично-дорожной сети.
Более половины ДТП происходит в период с 15ч.00мин. до 21ч.00мин. Данная тенденция связана с увеличением интенсивности транспортных потоков и активным пребыванием детей на улице.
По местам совершения дорожно-транспортные происшествия распределились следующим образом: 43% ДТП произошло на проезжей части в городской черте, 42% - в загородной зоне, 15% - в зоне действия пешеходных переходов.
Основными нарушениями Правил дорожного движения со стороны детей и подростков, повлекшими ДТП стали: переход проезжей части в неустановленном месте; выход на ПЧ из-за стоящего транспорта; нарушения ПДД велосипедистами; нарушение ПДД мотоциклистами; выход на проезжую часть перед близко идущим транспортом; неподчинение сигналам пешеходного светофора; игра на проезжей части; ходьба вдоль проезжей части.
Основными причинами ДТП с участием несовершеннолетних, в которых виноваты водители являются: нарушения правил движения в жилых зонах, нарушения требований сигналов светофоров, нарушения правил маневрирования, нарушения правил остановки и стоянки, нарушения правил проезда перекрестков; нарушения правил проезда пешеходных переходов; нарушения установленного скоростного режима; выезд на полосу встречного движения; управление транспортными средствами в состоянии опьянения; нарушение правил перевозки пассажиров.
Проблема обеспечения безопасности дорожного движения является не только технической или организационной. Проблема подготовки человека к безопасному поведению в дорожно-транспортном процессе есть проблема педагогическая.
Организация подготовки участников дорожного движения должна быть комплексной на основе системного подхода к обучению и воспитанию,
Основными путями подготовки школьников к безопасному поведению на дороге являются: непосредственное восприятие окружающего мира; познание действительности через учителей, воспитателей и родителей, а также с помощью организации специальных мероприятий для учащихся; самостоятельное познание действительности с помощью средств массовой информации, литературы и искусства.
Необходимым условием эффективности реализации поставленной задачи по подготовке школьников к безопасному поведению на дороге является единство и взаимосвязь школы, семьи и социально-педагогической среды, в которой постоянно пребывают учащиеся.
Дорожное движение едино для всех - для детей и для взрослых. И кроющиеся в нем опасности угрожают как взрослым, так и детям. И «Правила дорожного движения» едины для взрослых и для детей. Иногда задают вопрос: «Что из Правил дорожного движения надо знать первокласснику, а что - одиннадцатикласснику?». Правильный ответ однозначен - и тому и другому надо знать все. Все, что относится к безопасности пешехода на дороге.
1. Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 26.07.2017) «О безопасности дорожного движения» [Электронный ресурс] // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/
2. Федеральный закон от 01.05.2016 № 138-ФЗ «О внесении изменений в кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», которым установлена административная ответственность за нарушение Правил организованной перевозки группы детей автобусами [Электронный ресурс] // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 октября 2012 г. № 1995-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» [Электронный ресурс] // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2013 г. № 1177» Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами» [Электронный ресурс] // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/
5. Приказ МВД РФ от 2 марта 2009 г. N 185 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения (с изменениями от 31 декабря 2009 г.) [Электронный ресурс] // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/
6. Письмо от 23 декабря 2000 года N 13/8-5772 Министерство Внутренних Дел Российской Федерации «О повышении уровня профилактической работы с детьми и подростками, с целью профилактики детского дорожно-транспортного травматизма» [Электронный ресурс] // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/
7. Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и безопасности дорожного движения при перевозках организованных групп детей автомобильным транспортом, (утв. Роспотребнадзором, МВД РФ 21.09.2006) [Электронный ресурс] // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/
8. Анализ детского дорожно-транспортного травматизма на территории Алтайского края// [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://166gymnasium.my1.ru/news/analiz_detskogo_dorozhno_transportnogo_travmatizma_na_territorii_altajskogo_kraja/2017-09-13-66
9. Ахмадиева Р. Ш. Предупреждение дорожно-транспортного травматизма как педагогическая проблема//Казанский педагогический журнал. - 2010.- №3.- С.65-73
10. Всемирный доклад о предупреждении дорожно-транспортного травматизма/ Редакторы: Марджи Педен и др. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.who.int/violence_injury_prevention/publications/road_traffic/world_report/ru/
11. Выступление Президента России В.В. Путина на расширенном заседании коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации 4 марта 2015 г. // Официальный сайт Президента Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.kremlin.ru/news/47776
12. Денисович В.В., Куляшов М.Н. Обеспечение общественной безопасности в рамках программно-целевого подхода как основа профилактики дорожно-транспортных происшествий//Вестник Уральского института экономики, управления и права. - 2016. - №2. - С.32-36
13. Дорохин С. В. Профилактика безопасности дорожного движения как мера снижения чрезвычайных ситуаций на дорогах. / С. В. Дорохин // Проблемы обеспечения безопасности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. - 2015. - Т. 1. - С. 303-307.
14. Майоров А.В., Царакова А.П. Виктимологические аспекты дорожно-транспортных происшествий: Монография. Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 2009. - С. 4.
15. Майоров В.И. Безопасность дорожного движения: концептуальный взгляд: сборник избранных научных трудов. - Челябинск: СитиПринт, 2015. - С. 89.
16. Майоров В.И. Дорожное движение и безопасность. Челябинск: Рекол, 1997. - 152 с.
17. Майоров В.И. Социальное управление системой обеспечения безопасности в системе дорожного движения // Вестник Академии энциклопедических наук. -2015.- № 3 (20).- С. 25-32.
18. Майоров В.И., Севрюгин В.Е. Зарубежный опыт разработки целевых комплексных программ по обеспечению безопасности участников дорожного движения // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. - 2015.- Т. 9.- № 4.- С. 766.
19. Мамонова К. В. Методические аспекты профилактики детского дорожно-транспортного травматизма // Молодой ученый. - 2016. - №6.1. - С. 78-81. - [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL https://moluch.ru/archive/110/27058/ (дата обращения: 27.04.2018).
20. Методические рекомендации для проведения инструктажей по безопасному поведению на улицах и дорогах [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://229.detsadbarnaul.ru/index.php/bezopasnost/dorozhnaya-bezopasnost
21. Назаров В.И., Майоров В.И. Целевые федеральные и региональные программы по обеспечению безопасности дорожного движения // Вестник Уральского финансового юридического института. - 2015.- № 1.- С. 36.
22. ОГИБДД УМВД России по городу Омску // Официальный сайт: http://gibdd55.ru/main.php?id=44
23. Памятка для родителей «Причины детского дорожно-транспортного травматизма» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://229.detsadbarnaul.ru/index.php/bezopasnost/dorozhnaya-bezopasnost
24. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Рос. пед. агентство, 2015. - 608 с.
25. Правила поведения на остановке маршрутного транспорта http://229.detsadbarnaul.ru/index.php/bezopasnost/dorozhnaya-bezopasnost
26. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма / Под ред. В.Н. Кирьянова. - М.: Третий Рим, 2008. - 160 с.
27. Профилактика ДТП. Методы и инструменты /АиФ Здоровье № 44. - 31/10/2017. - С.6 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.aif.ru/society/safety/profilaktika_dtp_metody_i_instrumenty
28. Степченков, А. В. Анализ основных факторов, влияющих на безопасность дорожного движения / А. В. Степченков // Наука без границ. - 2016. - № 3 - С. 24-28.
29. Суворов С.Г., Розинов В.М. Смертельный детский дорожно-транспортный травматизм. Организационные аспекты медицинской помощи // Медицина катастроф. - 2014. - Т. 4. - № 88. - С. 11-14.
30. Сухинин М.В. Состояние здоровья детского населения мегаполиса в современных условиях // Здоровье населения и среда обитания. - 2013. - Т. 242. -№ 5. - С. 23-25.
31. Теодоридис К.А. О состоянии дорожной безопасности в странах Европейского союза // Вестник травматологии и ортопедии им. Н.Н. Приорова. - 2013. - № 3. - С. 48-53.
32. Управление ГИБДД ГУ МВД России по Алтайскому краю//Официальный сайт: 22.gibdd.ru