Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РОЛЬ ИСКУССТВА В СТАНОВЛЕНИИ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

Работа №38277

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

философия

Объем работы79
Год сдачи2019
Стоимость7300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
270
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Западноевропейская индивидуальность как феномен социальной реальности нововременного общества 5
1.1. Индивидуальность как объект теоретического изучения 5
1.11. Личность как ансамбль общественных отношений 9
1.111. Исторические вехи становления западноевропейской индивидуальности 12
1.111.1. От греческого катарсиса к римскому портрету начала индивидуальности в античном мире 12
1.111.11. Эстетический дискурс средневековой исповеди - шаг на пути индивидуализации 15
I.III.III. Противоречия индивидуальности титана эпохи Возрождения 22
I.III.IV. Искусство Нового времени: от ренессансной индивидуальности титана к индивидуальности революционного борца 30
I. IV. XX век: обратная сторона новоевропейской индивидуальности 47
Глава II. Роль искусства в формировании особенностей западноевропейской индивидуальности 56
II.I. Социально-антропологические задачи искусства 56
II. II. Искусство и религия в процессе формирования индивидуальности 59
II. III. Искусство как движущая сила становления индивидуальности 65
II. IV. Философский потенциал искусства 72
Заключение 74
Библиография

Что делает человека человеком? Поиск ответа на этот вопрос занимает умы философов уже многие века. Многие великие люди сходились на том, что человека превращает в человека именно искусство (И. В. Гёте, Ф. В. Й. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель). Конечно, все из них по-разному понимали цели искусства. Некоторые, например, как Оскар Уайльд, видели смысл человеческой жизни именно как искусство, как художественное создание собственного облика и образа жизни. Другие мыслители рассматривали искусство как источник воспитания и формирования нравственности в человеке и т.д. (Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо).
Человеческая жизнь сегодня настолько разнообразна и быстра, что иногда складывается ощущение собственной опустошенности. Ничто так не помогает человеку бороться с этой опустошенностью, как искусство. Именно его целительная сила способна возвращать нам вкус к жизни. Известно высказывание Ницше о том, что искусство как завершение бытия манит к продолжению жизни.
Мы бы хотели показать в нашей работе, что искусство позволяет развивать человеку присущую ему от природы индивидуальность, превращать ее в культурные и социальные качества. Ведь именно такая социокультурная индивидуальность позволяет человеку оставаться самим собой, проживать полную и насыщенную жизнь, осознавать собственное положение в жизни, понимать смысл своего существования.
Вопрос индивидуальности человека в эпоху массового общества стоит очень остро. На место индивидуальностям приходит «молчаливое большинство» , которое не стремится к пониманию самих себя, высказыванию собственных точек зрения.
Нам хотелось бы показать, что искусство с его динамическим стремлением идти вперед, стремлением к новому и непохожему способно развивать человеческую индивидуальность даже в условиях массового общества. Искусство - это поток жизни, способный вернуть смысл человеческому существованию, в случае, если этот смысл был потерян. Искусство - это огонь, способный согреть наши окоченевшие сердца. Искусство - это воздух, наполняющий наши легкие невероятными идеями, чувствами, переживаниями. Искусство - это та почву, потеряв которую, мы навсегда перестанем быть настоящими людьми.
Таким образом, цель нашей работы: показать способы и характер воздействия искусства на процесс становления западноевропейской индивидуальности.
Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Понять сущность явления западноевропейской индивидуальности в соотношении с феноменом личности.
2. Рассмотреть специфику западноевропейской индивидуальности в различные исторические эпохи (Античность, Средневековье, Возрождение, Новое время, ХХ век).
3. Определить, почему и как именно искусство способствовало и способствует становлению индивидуальности западноевропейского человека.
Объект исследования: участие искусства в процессе становления западноевропейской индивидуальности.
Предмет исследования: особые «механизмы» искусства, которые способствуют появлению и развитию западноевропейской индивидуальности.
Основным методом исследования выступает принцип историзма, использованы также общенаучные методы описания и сравнения.
Основная использованная литература: работы Л. М. Баткина, В. Беньями- на, Н. А. Бердяева, И. А. Бродского, Р. Гвардини, Г. В. Гегеля, А. Я. Гуревича, Э. В. Ильенкова, А. М. Левидова, А. Ф. Лосева, Ф. Ницше, Э. Фишер-Лихте, Э. Фромма, М. Хайдеггера.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Рассматривая роль искусства в становлении западноевропейской индивидуальности, мы пришли к некоторым выводам, относительно поставленных задач.
В первой части мы рассматривали феномен индивидуальности в социально-философском аспекте. Рассматривая метафору личности как «ансамбля общественных отношений» с точки зрения музыковедения, мы раскрыли новые смыслы понятия личность. Мы пришли к тому, что личность, возникшая в массовом масштабе в период Нового времени, имеет историческую основу в виде индивидуальности, развивающейся в периоды Античности, Средневековья и Возрождения. Наибольшее влияние на процесс становления новоевропейской личности, конечно, оказала эпоха Ренессанса, так как он ознаменовался секуляризацией сознания, проявлением интереса к персоне человека, нацеленностью человека на создание себя и проявление во всех сферах жизни. Но необходимо отметить, что процесс индивидуализации человека носил противоречивый и стихийный характер, имел как положительные, так и негативные стороны (индивидуализм, эгоизм, эгоцентризм). Человек эпохи Возрождения стал предтечей появления нововременного человека, так как уже имел в структуре своего внутреннего мира начала индивидуальности, но ее основы он искал не в себе самом, а во внешнем мире - путем сравнения себя с другими. Противоречивость титана эпохи Ренессанса проявлялась в том, что в своей безудержности и жажде творчества он проявлял свою сверхличностную натуру, а в неумении контролировать собственную субъектность и в поиске постоянных подтверждений собственной значимости - «недо-личностную» сторону, нехватку личностного начала. Биографии и творчество гениев Ренессанса подтверждают, что становление индивидуальности всегда драматический процесс: за каждый шаг в процессе индивидуализации человечеству приходится расплачиваться. Подобной «расплатой» для ренессансного человека стала «обратная сторона титанизма». От ренессансной индивидуальности с ее достоинствами и противоречиями мы перешли к нововременной личности, обозначив ее как результат протекающих в предыдущие исторические эпохи социальных процессов и динамики культуры. Обнаружено, что на становление типа личности революционера оказало влияние искусства классицизма, Просвещения, романтизма. Также мы определили «механизмы» индивидуализации человека, которые активно «создавались» художниками-реалистами для формирования собственных зрителей, читателей, слушателей. Среди этих механизмов обнаруживаются следующие: 1. отделение персонажа от автора (образ обеспечивает связь автора с читателем, при этом незримое присутствие автора не должно оказывать давления на читателя / слушателя / зрителя); 2.«спиралевидность» персонажей реалистического искусства (моменты перехода из привычного душевного состояния в противоположное, «такие минутки»). Справиться с этой задачей нам помогла работа А. М. Левидова «Автор - образ - читатель». В ХХ веке новым способом познания человеком самого себя в условиях массовой культуры стало искусство кино. Именно оно создает особую атмосферу «проживания» сюжета и интерпретации символов и смыслов, также кино может служить «отражением» происходящих в жизни человека событий - каждый может подобрать кинофильм под настроение или для создания настроения. Мы рассмотрели индивидуализирующие возможности перформанса такие как общедоступность, высокая степень вовлеченности людей, а также как наиболее «живое» представление, участники которого получают возможность, в прямом смысле слова, сделать свою жизнь искусством.
Во второй части мы существенно расширили представление о «механизмах», которыми искусство влияет на развитие индивидуальности новоевропейского человека. При решении этой задачи был использован методологический потенциал реалистического искусства. Мы пришли к выводу, что искусство, в отличие от религии и науки, оставляет недосказанности и недомолвки, позволяющие зрителям, читателям и слушателям наделять художественные произведения помимо мыслей автора еще и собственными смыслами. Мы рассмотрели искусство и религию во взаимосвязи друг с другом, пришли к выводу об индивидуализирующем потенциале их синкретического взаимодействия. Была исследована индивидуализирующая «способность» иконы. Мы рассмотрели основные «механизмы» искусства, которые способствуют индивидуализации человека, показали способы их «применения». Среди них: «сходство двух систем небытия» (только искусство способно связать два независимых мира - мир автора и мир зрителя - между собой); оставление автором «зазоров», порождающих у читателя возможность интерпретации; «от живого созерцания к абстрактному мышлению» ( умение абстрагироваться от конкретного воплощения художественного произведения, чтобы увидеть то идеальное, которое хотел передать автор); «отсутствие автора» / умение автора «умереть» (направлять своего зрителя, но не навязывать ему собственную позицию); «принцип зеркальности» (автор создает вектор развития произведения, показывает нам через второстепенные элементы суть происходящего, что создает органическое восприятие художественного произведения); «вневременной» характер искусства (искусство обеспечивает преемственность зрителей во времени, формирует всемирно историческую индивидуальность). Эти «механизмы» позволяют человеку познавать себя самого, вступать во взаимодействие с автором, приобщаться к истине. Искусство, таким образом, показывает человеку самого себя и открывает ему бесконечные перспективы индивидуализации.



1. Аркин Д. Мастера искусства об искусстве / Д.Аркин, Б. Терновец. - М.-Л.: Государственное издательство изобразительных искусств, 1937. - 624 С.
2. Баткин Л. М. Избранные труды. В 6 т. Том 3. Европейский человека наедине с собой / Л. М. Баткин. - М.: Новый хронограф, 2016. - 992 с.
3. Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности / Л. М. Баткин. - М.: Наука, 1989. - 272 C.
4. Бауман З. Индивидуализированное общество / З. Бауман. - М.: Логос, 2005. - 390 с.
5. Беньями В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости / В. Бень-ямин. - М.: Медиум, 1996. - 239 с.
6. Бердяев Н. А. Смысл творчества / Н. А. Бердяев. - М.: Издательство АСТ, 2018. - 416 с.
7. Берковский Н. Я. Литературная теория немецкого романтизма / Н. Я. Берковский. - М.: Из-дательство писателей в Ленинграде, 1934. - 335 с.
8. Бродский И. Сочинения Иосифа Бродского. Том IV. - СПб.: Пушкинский фонд, 2001. - 432 С.
9. Бродский И. Нобелевская лекция // Сочинения Иосифа Бродского [в 7 т.] / [сост. Г. Ф. Комаров]. - СПб.: Пушкинский фонд, 2001. - Т.1. - 304 С.
10. Бычков В. В. Эстетика / В. В. Бычков. - М.: Гардарики, 2004. - 556с.
11. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного / Г.-Г. Гадамер. - М.: Искусство, 1991. - 368 С.
12. Гвардини Р. Конец Нового времени: режим доступа
http: //yakov .works/libr_min/04_g/va/rdini .htm
(дата обращение: 20.05.2019)
13. Гегель Г. В. Ф. Эстетика. Том I / Г. В. Ф. Гегель. - М.: Искусство, 1968. - 312 С.
14. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры / А. Я. Гуревич. - М.: Искусство, 1984. - 350 С.
15. Гуревич А. Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников / А. Я. Гуревич. - М.: «Искусство», 1989. - 368 с.
16. Даниэль С. Европейский классицизм / С. Даниэль. - Сенкт- Петербург: «Азбука-Классика», 2003. - 304 с.
17. Зарубежная литература XIX века. Романтизм. Хрестоматия. Учеб. пособие для студентов филол. специальностей пед. ин-тов. - М.: «Просвещение», 1976. - 512 с.
18. Ильенков Э. В. Что же такое личность?: https://royallib.eom/read/ilenkov_evald/chto_ge_takoe_lichnost.htmi#0 (дата обращения 27.05.2019).
19. Кант И. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т. 6. / И. Кант. - М.: Мысль, 1966. - 743 с.
20. Конт - Спонвиль А. Философский словарь / Пер. с фр. Е. В. Головиной. - М.: Этерна, 2012. - 752 С.
21. Кривцун О. А. Эстетика / О. А. Кривцун. - М.: Аспект Пресс. -
2000. - 434 С.
22. Левидов А. М. Автор - образ -читатель / А. М. Левидов. - Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1983. - 352.
23. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения / А. Ф. Лосев. - М.: Мысль, 1978. - 623 С.
24. Лосев А.Ф. Дерзание духа. / А. Ф. Лосев. - М.: Политиздат, 1988. - 366 С.
25. Луначарский А. В. Религия и просвещение (Сост. и примеч. В. Н. Кузнецова; Вступ. ст. Ю. Б. Пищика). - М.: Советская Россия, 1985. - 462 с.
26. Любимов Л. Д. Искусство Западной Европы. Средние века. Возрождение в Италии. Книга для чтения / Л. Д. Любимов. - М.: Просвещение, 1976. - 319 С.
27. Медушевский В. В. Энциклопедический словарь юного музыканта /
В. В. Медушевский. - М.: Педагогика, 1985. - 352 С.
28. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Том 37/ К. Маркс, Ф. Эгельс. - М.: Издательство политической литературы, 1965. - 630 с.
29. Ницше Ф. Рождение трагедии / Ф. Ницше; пер. с нем. А. Михайлова; сост. общ. ред. ком-мент. и вступ. ст. А. А. Россиуса. - М.: Изд-во Ad Marginem, 2001. - 736 с.
30. Новый социально - философский словарь: 100 слов / Общ. Ред. В. Е. Кемерова. - Екатеринбург: Урал. Литератор, 1993. - 60 С.
31. Овсянников М. Ф. Гегель / М. Ф. Овсянников. - М.: Мысль, 1971. - 223 с.
32. Согомонов А. Ю., Уваров П. Ю. Парадоксы вывернутого времени, или как возникло социальное / Согомонов А. Ю., Уваров П. Ю. // Конструирование социального. Европа V - XVI вв. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 184 С.
33. Фишер-Лихте Э. Эстетика перформативности / Пер. с нем. Н. Кандинской, под общ. Ред. Д. В. Трубочкина. - М.: Международное театральное агентство «Play&Play» - Издательство «Канон+». - 2015. - 376 с.
34. Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя / Э. Фромм; перевод с англ. - М.:АСТ: АСТ МОСКВА, 2006. - 571, [5] с.
35. Фурс В. Социальная философия в непопулярном изложении / В. Фурс. - Мн.:Пропилеи, 2005. - 184 с.
36. Хайдеггер М. Исток художественного творения / Пер. с нем. Михайлова А. В. - М.: Академический проект, 2008. - 528 С.
37. Шатунова Т.М. Онтология эстетического. Учебное пособие по курсу эстетики для студентов философского факультета / Т. М. Шатунова. - Казань: Казанский государственный университет им. В. И. Ульянова - Ленина, 2009. - 118 С.
38. Эко У. Заметки на полях «Имени розы»: режим доступа
https://www.e-reading.club/bookreader.php/67026/Eko_- _Zametki_na_polyah Imeni_rozy_.html (дата обращения 20.05.2019).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ