ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ПРОБЛЕМА ТВОРЧЕСТВА И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ
1.1. Понятие творчества и детских способностей 6
1.2. Выразительные средства в рисунках старших дошкольников 11
1.3. Характеристика изобразительной деятельности старших дошкольников 16
1.4. Выводы по первой главе 23
ГЛАВА II. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
2.1. Выявление и уровня развития творческих способностей у детей старшего
дошкольного возраста 28
2.2. Работа воспитателя по развитию навыков и умений, способствующих
формированию творческих способностей у старших дошкольников в процессе занятия изобразительной деятельностью 33
2.3. Результаты экспериментальной работы 37
Выводы по второй главе 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
БИБЛИОГРАФИЯ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ
Творческие способности - далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития - одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством - результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
1. Цель данного исследования - изучение проблемы развития творческих способностей дошкольников (способностей к умственным преобразованиям и творчеству) через виды изобразительной деятельности и ознакомление детей с природой, а именно тех аспектов, знание которых необходимо для практической деятельности в этом направлении воспитателей детских садов и родителей.
2. В ходе работы мы ставим перед собой следующие задачи:
Выявление основных компонентов творческих способностей на основе анализа литературы.
Определение основных направлений и педагогических задач по развитию творческих способностей в дошкольном возрасте.
Выявление эффективности форм, методов и приемов развития творческих способностей посредством изо-деятельности и знакомства с природой.
3. Объектом исследования данной дипломной работы является процесс развития творческих способностей старших дошкольников (5-6 лет).
4. Предметом - влияние изо-деятельности на развитие творческих способностей детей.
5. Гипотеза исследования. Предположим, что именно посредством знакомства и в ходе занятий изобразительной деятельностью (а именно, рисованием и лепкой) возможно оптимальное развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
6. В данной выпускной квалификационной работе мы применили следующие методы научно-педагогического исследования: изучение, анализ и обобщение психолого-педагогических источников по данной теме, диагностика творческих способностей детей, наблюдения, беседы, изучение и обобщение педагогического опыта по развитию творческих способностей детей.
7. Методологические основы работы. В процессе нашего исследования мы опирались на ведущие положения педагогов и психологов, поднимавших проблемы развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Проблемы развития воображения в творческой деятельности детей рассмотрены в работах Л.Н. Выготского, Е.Н. Игнатьева, Е.Н. Дмитриевой, А. Я. Дудецкого [11;16;17;25]. В разработке методики развития творческих способностей детей в процессе ознакомления их с природой в изо-деятельности, мы опирались на методические разработки Н.П. Сакулиной (изо-деятельность по рисованию, лепке, художественному конструированию); Т.С. Комаровой и А.С. Галанова (в разработке занятий по рисованию) [12;29-32;51-52].
Практическая значимость работы. Выпускная квалификационная работа может представлять интерес для педагогов, работающих с дошкольниками и родителей детей старшего дошкольного возраста, которые стремятся развить творческие способности у своих детей. Здесь приводятся конкретные примеры упражнения, способствующие развитию творческих способностей старших дошкольников.
База исследования: Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №6 «Аленушка» г. Мензелинк, Мензелинского района РТ.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений.
Универсальные творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. В основе творческих способностей человека лежат процессы мышления и воображения. Поэтому основными направлениями развития творческих способностей в дошкольном возрасте являются:
1. Развитие реалистического воображения в процессе ознакомления с природой, которое характеризуется такими качествами как богатство продуцируемых образов и направленность имеет место, если ребёнок верит в реальность и возможность воплощения создаваемых образов. Однако жесткой границы между реалистическим и фантастическим воображением не существует.
2. Надситуативно-преобразующий характер творческого процесса - является признаком изо-деятельности детей, заключающийся в выходе за пределы требований и условий данной ситуации, предложенной ему исходной задачи. В результате конечная цель оказывается достигнутой лучше, чем можно было предполагать. Однако надситуативность не следует смешивать с неспособностью ребёнка действовать по заданию, с нецелеустремленностью.
3. Цельность видения и овладение ею детьми обозначено нами как способность не вычленять второстепенные детали как главное. Детям это даётся с огромным трудом. Однако именно это качество помогает правильно передать детям своё впечатление от окружающей среды и природной красоте, найти там главное и характерное.
Преобладание данных качеств на высоком уровне в продуктах изодеятельности детей дошкольного возраста говорит о креативном начале в художественно-творческом процессе ребёнка, характеризующемся как способность к умственным преобразованиям и творчеству (оригинальности, новизны в работах). Ребёнок включает в работу по изодеятельности, в разных формах проявления знаний, умений и навыков в преобразовании существующего при выполнении заданий (увиденное, прочитанное, запомненное и ранее выполняемое) и ведущее к развитию творчества.
Изучение креативного, творческого начала в изобразительной деятельности детей осуществлялось нами по результатам (рисункам) детей, их качеству и значимости. Нами также учитывались такие способности детей как отказ от стереотипного мышления, проявляющегося в оригинальности, образной адаптивной гибкости, обострённого восприятия и индивидуальности в работах, что доказывает о развитии личностных качеств ребёнка.
Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве.
Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:
1. Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.
2. Создание обстановки, опережающей развитие ребенка.
3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до "потолка " своих возможностей.
4. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одни делом и т.д.
5. Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.
6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.
Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала детей. К сожалению, традиционно существующая в нашей стране система дошкольного воспитания почти не содержит мер, направленных на последовательное систематическое развитие творческих способностей детей. Поэтому они (способности) развиваются в основном стихийно и в результате, не достигают высокого уровня развития. Это подтвердили и результаты диагностики творческих способностей четырех-пятилетних дошкольников на базе МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №6 «Аленушка» г. Мензелинк, Мензелинского района РТ. Самые низкие результаты дала диагностика творческого воображения. Хотя дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития этого компонента творческих способностей.
Для исправления существующего положения можно предложить следующие общие меры, направленные на эффективное развитие творческих способностей дошкольников:
1. Введение в программу дошкольного воспитания специальных занятий, направленных на развитие творческого воображения и мышления детей (изучение природы и окружающего мира).
2. На специальных занятиях по рисованию давать детям задания творческого характера во взаимосвязи с другими видами художественной деятельности - музыки, хореографии, лепки и т.д.
3. Управление взрослыми детской предметной и сюжетно-ролевой игрой с целью развития в ней воображения детей.
4. Использование специальных игр, развивающих творческие способности детей.
5. Работа с родителями.
ГАдаскина А.А. Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности/А. А. Адаскина-М. :2016
2. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы./Е.А.Аркин.- М. :Просвещение,2008.-446
3. Басина Н. Су слова,О. С Кисточкой и музыкой в ладошке.../Н.Басина,
О.Суслова.- М.:Линка-Пресс, 2017.- 144с.
4. Богат В. Нюкалов,В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду)/В. Богат, В. Нюкалов .- Дошкольное воспитание.-2014 -№1. - 17-19с.
5. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству /Д.Б. Богоявленская - М.: Знание, 2011. -96 с.
6. Бодрова Е.В. К проблеме диагностики воображения у дошкольников /Творчество и педагогика. Материалы Всесоюзной практической конференции. Секция 5. Детство и творчество /Е.В. Бодрова - М.: БИ, 1988. - 39-43с.
7. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество. - Вопросы пси- хологии./Н.Е. Веракса. - 2010 №4.- 5-9с.
8. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой./С.А. Веретенникова. -М.:2015.
9. Ветлугина Н.А. Художественное творчество в детском саду./Н.А. Ветлугина.- М.: Просвещение, 2014.- 5-17с.
10. Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников./В.Я. Воронова. М.: Просвещение,2014. -31с.
11. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте./Л.Н. Выготский. - СПб., 2017.
12. Галанов А.С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству / А.С. Г аланов. - М.: ТЦ «Сфера», 2016. - 80с.
13. Григорьев Г.Г. Изобразительная деятельность в дошкольном возрасте. (Текст) Г.Г. Григорьева-М.: Академия. 2017. -268с.
14. Годфруа Ж. Психология, изд. в 2 т., том 1.(Текст)Ж. Годфруа.- М., 2012.
15. Давидчу А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества/А.Н. Давидчу. - М.: Просвещение, 2016. - 79 с.
16. Дмитриева Е.Н. Педагогические условия формирования изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста. (Текст) Автореф. Дис.канд.пед.наук/Е.Н. Дмитриева. -М.; 2015. - 16с.
17. Дудецкий А .Я. Теоретические вопросы воображения и творчества//А.Я. Дудетский. - Смоленск, 2014. - 155 с.
18. Дьяченко О.М. Пути активизации воображения дошкольников-Вопросы психологии, /Ю.М.Дьяченко.2014, №2.-107-114с.
19. Дьяченко О.М. Развитие воображения в дошкольном детстве (Текст) Автореф. Дис. Соиск. Д-ра псих. Наук./О.М.Дьяченко.- М.,2015.
20. Дьяченко О.М., Веракса, Н.Е. Чего на свете не бывает. /О.М.Дяченко, Н.Е. Веракса.- М., 2014.
21. Езикеева В.А. Влияние изобразительного искусства на развитие творчества в рисунках детей старшего дошкольного возраста / Художественное творчество и ребенок/ под ред. Н.А. Ветлугиной./В.А.Езикеева. - М.: Педагогика.
2012. - 131-152с.
22. Ендовицкая Т.М.О развитии творческих способностей./Т.О. Ендовицкая. - Дошкольное воспитание. - 2017 №12. стр. 73-75.
23. Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ./В.И.Ефремов. - Пенза, 2013.
24. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения./Е.В.Заика - Вопросы психологии. - 2013 №2.-54-58с.
25. Игнатьев Е.Н. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека (Текст) Е.Н.Игнатьев. - М.: Знание, 2016. - 32 с.
26. Калинин Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду/Р.Р.Калинин. - СПб.: Речь, 2013.
27. Каменева А.А. Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей детского сада/ А.А. Каменева. -М.,2014
28. Кирилова Г.Д. Начальные формы творческого воображения у детей //Г.Д. Кирилова. Дошкольное воспитание. 2015. №2.- 41-46с.
29. Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию (Текст) Т.С. Комарова. -М.: Просвещение, 2007. 271 с.
30. Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструирование (Текст)Т.С. Комарова. -М.: Просвещение, 2007 256с.
31. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования (Текст) Т.С. Комарова. - М.: Просвещение, 2007 - 256 с.
32. Комарова Т.С. О развитии способностей к изобразительной деятельности // Т.С. Комарова. - Дошкольное воспитание. - 2016. - №6 - С.44-50.
33. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника./Е.Е.Кравцова.-М.: Просвещение; 2016.- 160с.
34. Кудрявцев В., Синельников,В. Ребёнок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей//В.Кудрявцев, В.Синельников. -2015 № 9 52-59с,№ 10 62-69с.
35. Курочкина Н.А.Знакомство детей с пейзажной живописью/Н.Курочкина. -М.:2011.
36. Леви В.А. Воспитание творчества (Текст) В.А.Левин. - Томск, 2013.
37. Лук А.Н. Психология творчества (Текст) А.Н.Лук. -М.: 2007.
38. Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет/М.В.Межиева. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2012.
39. Мелик-Пашаев А.А.,Новлянская,З.Н. Ступеньки к творчеству/А. А. Мелик-Пашаев ,З.Н.Новлянская. -М.: 2017
40. Мурашковская И.Н. Когда я стану волшебником/И.Н. Мурашковская.- Рига.:2018.
41. Мухин В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта/B.C. Мухина.- М.:2015
42. Некрасова-Каратаева 0.0 природе детского рисования/О. Некрасова- Каратаева. - Обруч, 2015, №5 -9-12с.
43. Никитин Б.П., Никитин, Л. Мы, наши дети и внуки/Б.П. Никитин, Л. Никитина. - М.: 2019.
44. Никитин Б.П. Ступеньки творчества и развивающие игры/Б.П. Никитин.- М.: Просвещение, 2016.
45. Палаши Т.Н. Развитие воображения в русской народной педагогике (Текст) Т.Н. Палашна.- Дошкольное воспитание. -2015 №6.- 69-72с.
46. Паскаль Методическое пособие для преподавателей начальной школы и воспитателей детских садов по курсу "Развитие творчества"(Текст).
47. Полуянов Д. Воображение и способности/Д. Полуянов. - М.:2015.