РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ПРОБЛЕМА ТВОРЧЕСТВА И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ
1.1. Понятие творчества и детских способностей 6
1.2. Выразительные средства в рисунках старших дошкольников 11
1.3. Характеристика изобразительной деятельности старших дошкольников 16
1.4. Выводы по первой главе 23
ГЛАВА II. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
2.1. Выявление и уровня развития творческих способностей у детей старшего
дошкольного возраста 28
2.2. Работа воспитателя по развитию навыков и умений, способствующих
формированию творческих способностей у старших дошкольников в процессе занятия изобразительной деятельностью 33
2.3. Результаты экспериментальной работы 37
Выводы по второй главе 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
БИБЛИОГРАФИЯ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1.ПРОБЛЕМА ТВОРЧЕСТВА И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ
1.1. Понятие творчества и детских способностей 6
1.2. Выразительные средства в рисунках старших дошкольников 11
1.3. Характеристика изобразительной деятельности старших дошкольников 16
1.4. Выводы по первой главе 23
ГЛАВА II. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
2.1. Выявление и уровня развития творческих способностей у детей старшего
дошкольного возраста 28
2.2. Работа воспитателя по развитию навыков и умений, способствующих
формированию творческих способностей у старших дошкольников в процессе занятия изобразительной деятельностью 33
2.3. Результаты экспериментальной работы 37
Выводы по второй главе 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
БИБЛИОГРАФИЯ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ
Творческие способности - далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития - одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством - результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
1. Цель данного исследования - изучение проблемы развития творческих способностей дошкольников (способностей к умственным преобразованиям и творчеству) через виды изобразительной деятельности и ознакомление детей с природой, а именно тех аспектов, знание которых необходимо для практической деятельности в этом направлении воспитателей детских садов и родителей.
2. В ходе работы мы ставим перед собой следующие задачи:
Выявление основных компонентов творческих способностей на основе анализа литературы.
Определение основных направлений и педагогических задач по развитию творческих способностей в дошкольном возрасте.
Выявление эффективности форм, методов и приемов развития творческих способностей посредством изо-деятельности и знакомства с природой.
3. Объектом исследования данной дипломной работы является процесс развития творческих способностей старших дошкольников (5-6 лет).
4. Предметом - влияние изо-деятельности на развитие творческих способностей детей.
5. Гипотеза исследования. Предположим, что именно посредством знакомства и в ходе занятий изобразительной деятельностью (а именно, рисованием и лепкой) возможно оптимальное развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
6. В данной выпускной квалификационной работе мы применили следующие методы научно-педагогического исследования: изучение, анализ и обобщение психолого-педагогических источников по данной теме, диагностика творческих способностей детей, наблюдения, беседы, изучение и обобщение педагогического опыта по развитию творческих способностей детей.
7. Методологические основы работы. В процессе нашего исследования мы опирались на ведущие положения педагогов и психологов, поднимавших проблемы развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Проблемы развития воображения в творческой деятельности детей рассмотрены в работах Л.Н. Выготского, Е.Н. Игнатьева, Е.Н. Дмитриевой, А. Я. Дудецкого [11;16;17;25]. В разработке методики развития творческих способностей детей в процессе ознакомления их с природой в изо-деятельности, мы опирались на методические разработки Н.П. Сакулиной (изо-деятельность по рисованию, лепке, художественному конструированию); Т.С. Комаровой и А.С. Галанова (в разработке занятий по рисованию) [12;29-32;51-52].
Практическая значимость работы. Выпускная квалификационная работа может представлять интерес для педагогов, работающих с дошкольниками и родителей детей старшего дошкольного возраста, которые стремятся развить творческие способности у своих детей. Здесь приводятся конкретные примеры упражнения, способствующие развитию творческих способностей старших дошкольников.
База исследования: Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №6 «Аленушка» г. Мензелинк, Мензелинского района РТ.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений.
1. Цель данного исследования - изучение проблемы развития творческих способностей дошкольников (способностей к умственным преобразованиям и творчеству) через виды изобразительной деятельности и ознакомление детей с природой, а именно тех аспектов, знание которых необходимо для практической деятельности в этом направлении воспитателей детских садов и родителей.
2. В ходе работы мы ставим перед собой следующие задачи:
Выявление основных компонентов творческих способностей на основе анализа литературы.
Определение основных направлений и педагогических задач по развитию творческих способностей в дошкольном возрасте.
Выявление эффективности форм, методов и приемов развития творческих способностей посредством изо-деятельности и знакомства с природой.
3. Объектом исследования данной дипломной работы является процесс развития творческих способностей старших дошкольников (5-6 лет).
4. Предметом - влияние изо-деятельности на развитие творческих способностей детей.
5. Гипотеза исследования. Предположим, что именно посредством знакомства и в ходе занятий изобразительной деятельностью (а именно, рисованием и лепкой) возможно оптимальное развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
6. В данной выпускной квалификационной работе мы применили следующие методы научно-педагогического исследования: изучение, анализ и обобщение психолого-педагогических источников по данной теме, диагностика творческих способностей детей, наблюдения, беседы, изучение и обобщение педагогического опыта по развитию творческих способностей детей.
7. Методологические основы работы. В процессе нашего исследования мы опирались на ведущие положения педагогов и психологов, поднимавших проблемы развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Проблемы развития воображения в творческой деятельности детей рассмотрены в работах Л.Н. Выготского, Е.Н. Игнатьева, Е.Н. Дмитриевой, А. Я. Дудецкого [11;16;17;25]. В разработке методики развития творческих способностей детей в процессе ознакомления их с природой в изо-деятельности, мы опирались на методические разработки Н.П. Сакулиной (изо-деятельность по рисованию, лепке, художественному конструированию); Т.С. Комаровой и А.С. Галанова (в разработке занятий по рисованию) [12;29-32;51-52].
Практическая значимость работы. Выпускная квалификационная работа может представлять интерес для педагогов, работающих с дошкольниками и родителей детей старшего дошкольного возраста, которые стремятся развить творческие способности у своих детей. Здесь приводятся конкретные примеры упражнения, способствующие развитию творческих способностей старших дошкольников.
База исследования: Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №6 «Аленушка» г. Мензелинк, Мензелинского района РТ.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений.
Универсальные творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. В основе творческих способностей человека лежат процессы мышления и воображения. Поэтому основными направлениями развития творческих способностей в дошкольном возрасте являются:
1. Развитие реалистического воображения в процессе ознакомления с природой, которое характеризуется такими качествами как богатство продуцируемых образов и направленность имеет место, если ребёнок верит в реальность и возможность воплощения создаваемых образов. Однако жесткой границы между реалистическим и фантастическим воображением не существует.
2. Надситуативно-преобразующий характер творческого процесса - является признаком изо-деятельности детей, заключающийся в выходе за пределы требований и условий данной ситуации, предложенной ему исходной задачи. В результате конечная цель оказывается достигнутой лучше, чем можно было предполагать. Однако надситуативность не следует смешивать с неспособностью ребёнка действовать по заданию, с нецелеустремленностью.
3. Цельность видения и овладение ею детьми обозначено нами как способность не вычленять второстепенные детали как главное. Детям это даётся с огромным трудом. Однако именно это качество помогает правильно передать детям своё впечатление от окружающей среды и природной красоте, найти там главное и характерное.
Преобладание данных качеств на высоком уровне в продуктах изодеятельности детей дошкольного возраста говорит о креативном начале в художественно-творческом процессе ребёнка, характеризующемся как способность к умственным преобразованиям и творчеству (оригинальности, новизны в работах). Ребёнок включает в работу по изодеятельности, в разных формах проявления знаний, умений и навыков в преобразовании существующего при выполнении заданий (увиденное, прочитанное, запомненное и ранее выполняемое) и ведущее к развитию творчества.
Изучение креативного, творческого начала в изобразительной деятельности детей осуществлялось нами по результатам (рисункам) детей, их качеству и значимости. Нами также учитывались такие способности детей как отказ от стереотипного мышления, проявляющегося в оригинальности, образной адаптивной гибкости, обострённого восприятия и индивидуальности в работах, что доказывает о развитии личностных качеств ребёнка.
Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве.
Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:
1. Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.
2. Создание обстановки, опережающей развитие ребенка.
3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до "потолка " своих возможностей.
4. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одни делом и т.д.
5. Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.
6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.
Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала детей. К сожалению, традиционно существующая в нашей стране система дошкольного воспитания почти не содержит мер, направленных на последовательное систематическое развитие творческих способностей детей. Поэтому они (способности) развиваются в основном стихийно и в результате, не достигают высокого уровня развития. Это подтвердили и результаты диагностики творческих способностей четырех-пятилетних дошкольников на базе МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №6 «Аленушка» г. Мензелинк, Мензелинского района РТ. Самые низкие результаты дала диагностика творческого воображения. Хотя дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития этого компонента творческих способностей.
Для исправления существующего положения можно предложить следующие общие меры, направленные на эффективное развитие творческих способностей дошкольников:
1. Введение в программу дошкольного воспитания специальных занятий, направленных на развитие творческого воображения и мышления детей (изучение природы и окружающего мира).
2. На специальных занятиях по рисованию давать детям задания творческого характера во взаимосвязи с другими видами художественной деятельности - музыки, хореографии, лепки и т.д.
3. Управление взрослыми детской предметной и сюжетно-ролевой игрой с целью развития в ней воображения детей.
4. Использование специальных игр, развивающих творческие способности детей.
5. Работа с родителями.
1. Развитие реалистического воображения в процессе ознакомления с природой, которое характеризуется такими качествами как богатство продуцируемых образов и направленность имеет место, если ребёнок верит в реальность и возможность воплощения создаваемых образов. Однако жесткой границы между реалистическим и фантастическим воображением не существует.
2. Надситуативно-преобразующий характер творческого процесса - является признаком изо-деятельности детей, заключающийся в выходе за пределы требований и условий данной ситуации, предложенной ему исходной задачи. В результате конечная цель оказывается достигнутой лучше, чем можно было предполагать. Однако надситуативность не следует смешивать с неспособностью ребёнка действовать по заданию, с нецелеустремленностью.
3. Цельность видения и овладение ею детьми обозначено нами как способность не вычленять второстепенные детали как главное. Детям это даётся с огромным трудом. Однако именно это качество помогает правильно передать детям своё впечатление от окружающей среды и природной красоте, найти там главное и характерное.
Преобладание данных качеств на высоком уровне в продуктах изодеятельности детей дошкольного возраста говорит о креативном начале в художественно-творческом процессе ребёнка, характеризующемся как способность к умственным преобразованиям и творчеству (оригинальности, новизны в работах). Ребёнок включает в работу по изодеятельности, в разных формах проявления знаний, умений и навыков в преобразовании существующего при выполнении заданий (увиденное, прочитанное, запомненное и ранее выполняемое) и ведущее к развитию творчества.
Изучение креативного, творческого начала в изобразительной деятельности детей осуществлялось нами по результатам (рисункам) детей, их качеству и значимости. Нами также учитывались такие способности детей как отказ от стереотипного мышления, проявляющегося в оригинальности, образной адаптивной гибкости, обострённого восприятия и индивидуальности в работах, что доказывает о развитии личностных качеств ребёнка.
Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве.
Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:
1. Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.
2. Создание обстановки, опережающей развитие ребенка.
3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до "потолка " своих возможностей.
4. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одни делом и т.д.
5. Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.
6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.
Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала детей. К сожалению, традиционно существующая в нашей стране система дошкольного воспитания почти не содержит мер, направленных на последовательное систематическое развитие творческих способностей детей. Поэтому они (способности) развиваются в основном стихийно и в результате, не достигают высокого уровня развития. Это подтвердили и результаты диагностики творческих способностей четырех-пятилетних дошкольников на базе МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №6 «Аленушка» г. Мензелинк, Мензелинского района РТ. Самые низкие результаты дала диагностика творческого воображения. Хотя дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития этого компонента творческих способностей.
Для исправления существующего положения можно предложить следующие общие меры, направленные на эффективное развитие творческих способностей дошкольников:
1. Введение в программу дошкольного воспитания специальных занятий, направленных на развитие творческого воображения и мышления детей (изучение природы и окружающего мира).
2. На специальных занятиях по рисованию давать детям задания творческого характера во взаимосвязи с другими видами художественной деятельности - музыки, хореографии, лепки и т.д.
3. Управление взрослыми детской предметной и сюжетно-ролевой игрой с целью развития в ней воображения детей.
4. Использование специальных игр, развивающих творческие способности детей.
5. Работа с родителями.
Подобные работы
- Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста на занятиях лепкой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного
возраста в продуктивной деятельности (на примере квиллинга)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2017 - Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2017 - Развитие художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017 - Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного во траста в процессе рисования с использованием
нетрадиционных техник
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Обучение старших дошкольников нетрадиционным техникам изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей (Амурский Гуманитарно-Педагогический Государственный Университет)
Курсовые работы, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2025 - Нетрадиционные техники рисования как средство развития художественных способностей детей старшего дошкольного возраста
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Нетрадиционные техники рисования как средство развития художественных способностей детей старшего дошкольного возраста
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Теоретические основы формирования композиционных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования…
Курсовые работы, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2018



