Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ

Работа №38167

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы60
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
308
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РОЛИ ВОСПИТАТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Исследования отечественных ученых педагогов и психологов по
проблеме формирования эмоционально-волевой сферы дошкольников 7
1.2 Психолого-педагогические механизмы воздействия воспитателя на
эмоционально-волевую сферу дошкольников 11
Выводы по первой главе 17
2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЛИЯНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ НА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВУЮ СФЕРУ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 18
2.1 Организация эксперимента и обоснование методик исследования педагогического влияния на эмоционально-волевую сферу детей дошкольного возраста 18
2.2 Констатирующий эксперимент и интерпретация результатов 22
2.3 Система работы по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников 31
2.4 Анализ результатов контрольного этапа эксперимента 36
Выводы по второй главе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52



Одним из направлений Федерального образовательного стандарта является воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его. Поэтому важной составляющей в развитии детей является не только уровень их интеллектуального развития, но и социально - коммуникативное развитие. Именно в детстве происходит процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром.
Концепция эмоционально-волевой сферы личности открывает больше возможностей для рассмотрения вопроса об эмоциональном благополучии в рамках волевой регуляции.
Возросший в последнее время интерес к изучению эмоционально-волевой сферы дошкольников обусловлен тем, что выяснение закономерностей эмоционально-волевого развития может значительно углубить понимание механизма развития психологического здоровья личности.
Проблема изучения развития эмоционально-волевой сферы является значимой в педагогической психологии. Данный вопрос изучался учеными У. Кенноном, Д. Хеббом, И.А. Сикорским, В.А. Петровским, К. Ланге, П. Бардом и др.
В современной системе дошкольного образования существуют различные программы: «Детство», «Развитие», «Шаг за шагом», «Радуга» и др., которые оказывают различное влияние на психическое развитие детей. Анализ содержания программ развития детей в ДОУ показал, что в основном в них акцент делается на развитие разных сторон развития дошкольника. Усилия дошкольных образовательных учреждений, по мнению И.А. Левиной, У.Ш. Магомедхановой, Н.А. Пахомовой, Т.В. Панченко, Т.И. Чирковой и т.д. направлены на интеллектуальное, физическое, патриотическое, нравственное, математическое и т.д. развитие и воспитание детей. В настоящее время ни одна из предложенных программ не затрагивает эмоционально-волевое развитие дошкольников. Также следует отметить, что особенностями программ, реализующихся в дошкольных учреждениях, является то, что недостаточно полно охватывается изменения личностной сферы, в том числе эмоционально-волевой.
У дошкольников отмечается непосредственность в выражении эмоций, которые свойственны данному возрасту, при этом характерным является интенсивное становление эмоционально-волевой сферы.
Изучение эмоционально-волевой сферы дошкольников является актуальным как в теоретическом, так и в практическом плане.
Цель исследования: выявить и обосновать роль воспитателя в формировании эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста.
Объект исследования: эмоционально-волевая сфера детей 5-7 лет.
Предмет исследования: психолого-педагогические механизмы воздействия воспитателя на эмоционально-волевую сферу дошкольников 5-7 лет.
Гипотеза исследования: мы исходили из предположения о том, что развитие эмоционально-волевой сферы детей 5-7 лет будет способствовать проведение воспитателем в дошкольном учреждении работы с использованием тренинговой программы.
Для подтверждения или опровержения выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. на основе анализа литературных источников выявить и обосновать роль воспитателя в формировании эмоционально-волевой сферы дошкольного возраста;
2. выявить психолого-педагогические механизмы воздействия воспитателя на эмоционально-волевую сферу дошкольников 5-7 лет;
3. провести экспериментальную работу по выявлению роли воспитателя в формировании эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста.
Теоретико-методологической основой исследования послужили работы по дошкольной педагогике, затрагивающие проблему обеспечения эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста следующих ученых: Л.С. Выготского, Л. И. Божович, И.А. Васильева, В.М. Минаева, Т.З. Пащенко и др.
При проведении исследования использовались следующие методы:
- теоретические: анализ, синтез, обобщение исследований ученых в научной литературе по теме исследования;
- эмпирические: тестирование.
Методики исследования:
- методика «Паровозик», позволяющая определить развитие эмоциональной сферы дошкольников.
- методика «Графический диктант», который позволяет определить степень развития волевой сферы дошкольника.
Теоретическая значимость: выявлены условия эффективного обеспечения эмоционально-волевого благополучия дошкольного возраста в дошкольном учреждении.
Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы воспитателями в процессе обеспечения эмоционально-волевого благополучия дошкольников.
Экспериментальной базой для проведения опытно-экспериментальной работы стало муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида МБДОУ № 55 «Шалунишка» г. Набережные Челны.
Выборка исследования. Было создано две группы: по 20 детей экспериментальная и контрольная. Возраст дошкольников 5-7 лет.
Структура работы отражает содержание и результат исследования, логику изложения материала. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений, где представлен практический материал опытно-экспериментальной работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В предоставленной выпускной квалификационной работе была исследована тема «Роль воспитателя дошкольного учреждения в формировании эмоционально-волевой сферы». В процессе исследования были решены следующие задачи:
На основе анализа литературных источников была выявлена и обоснована роль воспитателя в формировании эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста. Было выявлено, что развитию эмоционально-волевой сфере дошкольников необходимо уделять должное внимание, так как сбалансированные эмоции способствуют здоровому психическому развитию личности. А так как данная сфера развивается и формируется в процессе их деятельности, то основной задачей воспитателя является надлежащее направление развития эмоционально-волевой сферы. Воспитатель организует различные ситуации, которые помогают детям освоить необходимый социальный опыт, учит совместной деятельности. Таким образом, развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника происходит в процессе воспитательно-образовательных воздействий педагога.
Выявлены психолого-педагогические механизмы воздействия воспитателя на эмоционально-волевую сферу дошкольников 5-7 лет. В детском саду формирование и обогащение эмоционально-волевой сферы дошкольников представлены отдельными системами, программами и упражнениями в рамках педагогических, психологических и психолого-педагогических методов. Среди прочих определенное место занимают тренинговые программы, в рамках которых развивается эмоционально-волевая сфера дошкольников умений и навыков понимания своего эмоционального состояния, а также распознавать чувства окружающих его взрослых и сверстников. Среди которых выделяются программа И.А. Пазухиной «Давай познакомимся!», программа развития эмоционального развития дошкольников Е.И. Изотовой, программа С.В. Крюковой «Удивляюсь, злюсь, боюсь и радуюсь» и др. Данные программы способствуют расширению представлений об основных эмоциях, развитие умения передавать эмоциональные состояния посредством использования выразительных средств.
Проведена опытно-экспериментальная работа по выявлению роли воспитателя в формировании эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста. Данная работа была проведена на базе МБДОУ № 55 «Шалунишка» г. Набережные Челны. Выборка составила 40 детей в возрасте 5-7 лет. Было сформировано две группы: контрольная и экспериментальная по 20 человек в каждой. Эксперимент проводился в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. На констатирующем этапе при помощи методик Д.Б. Эльконина «Графический диктант», С.В. Валиева «Паровозик» было выявлено, что уровни развития эмоционально-волевой сферы в контрольной и экспериментальной группах практически одинаковые. При этом отмечается преимущественно средний уровень развития эмоционально-волевой сферы, а также присутствует низкий и очень низкий уровень. Недостаточное развитие эмоционально-волевой сферы показывают необходимость проведения работы по формированию и коррекции эмоционально-волевой сферы.
На формирующем этапе для повышения уровня эмоционально-волевой сферы дошкольников воспитателем была разработана и проведена работа с использованием тренинговой программы. Выбор метода тренинга был обусловлен тем, что это метод активный, способный создать условия для развития эмоционально-волевой сферы дошкольников. В рамках тренинговой программы было проведено тринадцать тренинговых занятий.
Темы проведенных занятий: «Смех и слезы», «Приручение страха», «Дружба начинается с улыбки» и др. В ходе проведенных занятий воспитатель учил дошкольников управлять эмоциями, понимать состояние эмоций окружающих его людей, развитию волевого поведения. В ходе занятий проводились: игра «Цветочек и солнышко», этюд «На лесной полянке», игра «Тренируем эмоции», игра «Говори» и др.
На контрольном этапе эксперимента было проведено диагностирование уровня эмоционально-волевой сферы участников эксперимента с целью подтверждения или опровержения предположения, что проведенные воспитателем занятия тренинговой программы будут способствовать развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников. Использовались те же методики, что и на контрольном. Было выявлено, что проведение воспитателем тренинговой программы способствовало повышению уровня эмоционально-волевой сферы. Доказательством тому стали показатели, характеризующие повышение уровня эмоционально - волевой сферы. Так, высокий уровень повысился с 20% до 55%, средний понизился с 65% до 45%, низкий уровень - с 10% до 0%, очень низкий - с 5% до 0%.
Таким образом, в ходе проведенного исследования, нами было доказано, что развитие эмоционально-волевой сферы детей 5-7 лет будет способствовать проведение воспитателем в дошкольном учреждении работы с использованием тренинговой программы. Выдвинутая гипотеза подтверждена.



1. Анохин, П.К. Эмоции. Большая медицинская энциклопедия / П. К. Анохин. - М.: Феникс, 2006. - 650 с.
2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - М.: Гардарики, 2014. - 267 с.
3. Бадамен, Л.О. Эмоции и характер детей / Л. Бадамен, А.Миронов // Дошкольное воспитание. - 2012 - №1 - 27 с.
4. Быков, А.В. Экспериментальное изучение волевой регуляции / А. В. Быков. - М.: Феникс, 2014. - 314 с.
5. Валлон, А. Психическое развитие ребенка / А. Валлон. - М.: Феникс, 2008. - 192 с.
6. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. В. Выготский. - М.: Просвещение, 2010. - 394 с.
7. Гордеева, О.В. Развитие языка эмоций у детей / О.В. Гордеева // Вопросы психологии - 2012 - №2. - С. 12-14.
8. Григорович, Л.А. Педагогика и психология: Учеб. пособие / Л.А.Григорович, Т.Д.Марцинковская. - М.: Гардарики, 2013. - 480 с.
9. Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительном искусстве / Г. Г. Григорьева. - М.: Владос, 2003. - 345 с.
10. Грот, Н. Я. Психология чувствований в ее истории и главных основах Литературная библиотека[Электронный ресурс]. www. http://litbooks.org/ (дата обращения 15.04.2019).
11. Дарвин, Ч. О выражении эмоций у человека и животных / Ч. О. Дарвин.- СПб.: Питер, 2014. - 384 с.
12. Данилина, Т.А. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ / Т.А.Данилина.- М.: Изд-во Айрис-Пресс, 2015. - 160 с.
13. Джемс, У. Психология / У. Джемс. - М.: Феникс, 2009. - 350 с.
14. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / сост. Велиева С.В. СПб: Речь, 2015. - 267 с.
15.Запорожец А. В. Развитие общения у дошкольников / А. В. Запорожец, М. Н. Лисина. - М.: Феникс, 2010. - 394 с.
16. Иванова, Г. П. Театр настроений: Коррекция и развитие
эмоционально-нравственной сферы дошкольников / Г. П. Иванова. - М.: Феникс, 2008. - 257 с.
17. Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика / Е.
И. Изотова, Е. В. Никифорова. - М.: Издательский центр
«Академия», 2014. -288 с.
18. Ильин, Е. П. Психология воли. 2-е изд. / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер,
2011. - 254 с.
19. Ильин, Е.П. О соотношении понятий, характеризующих волевую активность человека / И. П. Ильин // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности: Тезисы Всесоюзной конференции молодых ученых. Симферополь, 2013. - С. 71-85.
20. Козлова, А.М. Дошкольное образование: Учебно-методическое пособие / А.М. Козлова.- М.: Просвещение, 2014.- 80с.
21. Комарова, Т. С. «Красота. Радость. Творчество»: Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет / Т. С. Комарова, А. В. Зацепина, М. Б. Зацепина. - М.: Педагогическое общество России,
2009. - 128 с.
22. Кошелева, А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников / А. Д. Кошелева, В. И. Перегуда, О. А. Шаграева. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 176 с.
23. Краснощекова, Н.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения / Н.В.Краснощекова.- Ростов Н/Д: Изд-во Феникс, 2014. - 299 с.
24. Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира детей / Н. Л. Кряжева. - Ярославль: Академия развития, 2012. - 267 с.
25. Кряжева, Н.Л. Мир детских эмоций детей 5-7 лет / Н.Л. Кряжева. - Ярославль: Академия развития, 2013. - 314 с.
26. Крюкова, С. В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь / С.
В. Крюкова, Н. П. Слободняк. - М.: Генезис, 2008. - 208 с.
27. Лебединский, М. С. Введение в медицинскую психологию / М. С. Лебединский, В. Н. Мясищев. - Л.: Лениздат, 2008. - 458 с.
28. Маханева, М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду / М. Д. Маханева. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 214 с.
29. Мелик-Пашаев, А. Ступени творчества / А. Мелик-Пашаев, З. Новлянская. - М.: Знание, 2002. - 195 с.
30. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников / В. М. Минаева. - М.:. АРКТИ, 2013. - 48 с.
31. Мухина, В.С. Детская психология / В. С. Мухина, М.: Феникс,2014. - 294 с.
32. Немов, Р. С. Психология / Р. С. Немов. - ВЛАДОС, 2011. - 688 с.
33.Осипова, А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие для студентов вузов / А.А.Осипова. - М.: ТЦ «Сфера», 2012. - 512 с.
34. Пазухина, И. А. «Давай знакомиться. Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет» / И. А. Пазухина. - М.: Детство-Пресс, 2010. - 272 с.
35. Пащенко, Т. З. Развитие эмоционально-волевой сферы младших школьников средствами психогимнастики / Т. З. Пащенко, В. С. Новаковская. - Успехи современного естествознания. - 2011. - №6. -
С. 74-75.
36. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Мозаика - Синтез, 2013. - 294 с.
37. Программа «Детство» / под. ред. В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. - СПб: Питер, 2010. - 164 с.
38. Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет «Радуга» / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева и др. - М.:. Просвещение, 2010 - 134 с.
39. Радынова, О. П. Слушаем музыку / О. П. Радынова. - М.: Просвещение, 1990. - 162 с.
40. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - М.: Феникс, 2009. - 374 с.
41. Рудик, П. А. Психология / П. А. Рудик. - М.: Академия, 2005. - 249 с.
42. Стожарова, М. Ю. Формирование психического здоровья дошкольников / М. Ю. Стожарова. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 319 с.
43. Теплякова, О. Практическая энциклопедия развивающих игр /
О.Теплякова, О.Козлова. - М.: РОСМЭН, 2009. - 160 с.
44. Урунтаева, Г.А. Практикум по дошкольной психологии / Г.А.Урунтаева. - М.: Академия, 2015. - 304 с.
45. Уханова, А.В. Программа развития эмоционально-волевой и коммуникативной сферы дошкольников / А.В.Уханова // Вестник практической психологии образования. - 2016. - №2. - C.115-124.
46. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения в двух томах / под ред. А. И. Пискунова, Ю Г. С. Костюка, М. Ф. Шабаевой. - М.: Педагогика, 2005. - 628 с.
47. Фрейд,З. Психология бессознательного. Сборник произведений / Составитель М. Г. Ярошевский. - М.: Феникс,2010. - 268 с.
48. Хухлаева, О. В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников / О. В. Хухлаева. - М.: Академия, 2008. - 259 с.
49. Цыркун, Н.А. Развитие воли у дошкольников / Н.А. Цыркун. - Мн. :Нарасвета, 2010. - 139 с.
50.Чистякова, М. И. Психогимнастика / под. ред М. И. Буянова. - М.:. Просвещение», 2006. - 162 с.
51. Швайко, Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском салу / Г. С. Швайко. - М.: Владос, 2006. - 143 с.
52.Эльконин, Д. Б. Психология игры/Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 2014. - 108 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ