Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы воспитания у дошкольников гуманных отношений в игровой деятельности
1.1. Изучение и анализ развития теории сюжетно-ролевой игры в
исследованиях педагогов 9
1.2. Формирование гуманных отношений у детей в игровой
деятельности 1
1.3. Характеристика и анализ программных требований по 8
формированию гуманных отношений у дошкольников
1.4. Педагогические условия формирования гуманных отношений 2
у дошкольников 7
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию гуманных отношений у дошкольников в сюжетно-ролевых играх
2.1. Характеристика использования сюжетно-ролевой игры в
дошкольном возрасте в условиях ДОУ 4
2.2. План поисковой работы по использованию сюжетно-ролевой 2
игры в дошкольном возрасте в формировании гуманных отношений
2.3. Результаты педагогического эксперимента
Заключение 7
Список литературы 7
Приложение 8
Современное состояние дошкольного образования характеризуется расширением круга инновационных программ развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении. При этом большинство программ из всех атрибутов развития выбирают, прежде всего, познание, и при этом «не Во всей полноте этого понятия, а в его «знаниевой» форме» (Зинченко В.П.). Смещение приоритетов приводит к тому, что до сих пор сохраняется актуальность таких направлений в инновационных подходах, как социально-личностное, эмоциональное развитие.
Попытка подойти к решению данной проблемы в рамках нашего исследования основывалось на признании универсальности возможностей ролевой игры как ведущей деятельности дошкольника в обеспечении позитивного характера его социо-эмоционального развития (Л.А.Абромян, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.).
Являясь универсальным средством, влияющим на возникновение, усиление и обогащение социальных переживаний дошкольника, игра в настоящее время вызывает растущую озабоченность специалистов - педагогов, психологов (В.В.Абраменкова, В.Т.Кудрявцев) и связанная с этим деградация традиционной детской игры. Нередко приходится сталкиваться и с тем, что часть детей дошкольного возраста вообще не хотят или не умеют играть. Одна из причин этого заключается в том, что родители либо предпочитают игре с ребенком другие виды деятельности (чаще это разные виды развития интеллекта - «учим буквы», «учу считать»), либо, насыщая дом красивыми игрушками, не формируют игрушками, не формируют игровых действий с ними, и игра ребенка превращается лишь в манипулирование красивыми предметами.
Игра - подлинная социальная практика ребенка. Его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования сюжетно-ролевой игры в целях формирования дружеских взаимоотношений между детьми.
В настоящее время специалисты дошкольной педагогики единодушно признают, что игра как важнейшая специфическая деятельность ребенка должна выполнять широкие общевоспитательные социальные функции.
Выдающийся исследователь в области психологии Л.С.Выготский подчеркивал неповторимую специфику дошкольной игры. Большой вклад в исследовании проблем сюжетно-ролевой игры внесли Д.В.Менджерицкая и Р.С.Жуковская.
Психологи А.В.Запорожец, А.А.Люблинская, Д.Б.Эльконин считают игру ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения, формируются качества, подготавливающие переход к новым взаимоотношениям между детьми.
Гуманные чувства формируются и развиваются в процессе гуманного отношения ребенка со взрослыми и сверстниками. Большую часть своего времени ребенок-дошкольник проводит в игре. Игра является мощным фактором развития гуманных отношений у дошкольников.
Смена позиций в игре, взаимоотношения, в которые дети вступают по поводу игры, создают благоприятные условия для понимания другого "вчувствования" в его положение, настроение, желание.
Эта особенность позволила нам определить проблему нашего исследования: при каких условиях организации сюжетно-ролевой игры наиболее успешно будут формироваться гуманные взаимоотношения у детей старшего дошкольного возраста.
Решение данной проблемы составляет цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса формирования гуманных отношений у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс формирования положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является сюжетно-ролевая игра как средство формирования положительных взаимоотношений у детей.
В соответствии с объектом, целью и предметом исследования была выдвинута гипотеза исследования: для положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре характерно: отзывчивость, доброжелательность, сочувствие, заботливость, справедливость, внимательность. Их формирование будет осуществляться более успешно при наличии следующих педагогических условий:
- использование специальных сюжетов в сюжетно-ролевой игре, способствующих формированию гуманных отношений дошкольников к окружающим.
- организация предварительной работы по обогащения содержания сюжетно-ролевой игры: беседы с детьми, наблюдения, чтение художественной литературы.
- пример проявления гуманного отношения со стороны воспитателя при организации учебно-воспитательного процесса.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
- изучить теорию игры в психолого-педагогической и методической литературе;
- изучить особенности детей старшего дошкольного возраста;
- разработать критерии положительных взаимоотношений и дать характеристику уровням развития гуманных отношений у старших дошкольников;
- разработать план и экспериментально апробировать работу по использованию сюжетно-ролевой игры в формировании дружбы у детей старшего дошкольного возраста;
- провести диагностику уровня развития гуманных отношений у детей экспериментальной группы.
Исследования проводились методами:
- теоретического уровня - анализ и синтез психолого-педагогической литературы, методологической документации ДОО;
- эмпирического уровня - наблюдение, анкетирование, изучение опыта работы дошкольного учреждения, педагогический эксперимент, анализ экспериментального материала, метод статистической обработки.
Методологической основой исследования стали: теоретические положения о личности как высшей ценности развития общества; идея уникальности и самоценности дошкольного возраста; положение о потенциальных возможностях ребенка - дошкольника; принцип детерминизма, единства человеческого сознания и деятельности в понимании общей педагогики, развиваемый в трудах А.В. Запорожца, С.Н. Подласый, В.А. Сухомлинского и др.; идеи и концепции, раскрывающие сущность нравственного развития дошкольника (С.А. Козлова, Я.З. Неверович, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков и др.); о роли гуманных чувств в формировании морального облика ребенка (Т.А. Владимирова, А.В. Запорожец, И.А. Княжева, Л.П. Стрелкова, С.А. Улитко и др.); возможностей разных видов деятельности в формировании нравственных качеств, отношений (Р.С. Буре, Л.В. Крайнова, В.Н. Давидович и др.); положения ребенка в группе сверстников (Т.А. Репина, О.М. Гостюхина, С.Г. Якобсон и др.); значимости норм и правил в регуляции ребенком собственного поведения (Т.П. Гаврилова, Т.И. Ерофеева, Е.А. Киянченко и др.); воспитания культуры поведения (С.В. Петерина, И.Н. Курочкина, В.Г. Нечаева и др.).
Практическая значимость работы заключается в разработке сюжетноролевых игр с различным обогащенным сюжетом, который способствует формированию положительных взаимоотношений у дошкольников к окружающим; в определении педагогических условий, способствующих эффективному формированию гуманных отношений в сюжетно-ролевых играх. Материалы исследования можно применять в практике дошкольных учреждений с целью совершенствования работы по формированию гуманных отношений в игровой деятельности.
База опытно-экспериментальной работы явилось МБДОУ «Центра развития ребенка - детский сад №34 «Золотая рыбка», г.Набережные Челны, РТ.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения.
Старший дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития гуманных отношений детей. Однако в процессе работы с детьми было выявлено, что для достижения большей результативности следует целенаправленно обращать внимание на данную проблему уже в младшем дошкольном возрасте. Именно в этот возрастной период происходит первое проявление гуманных переживаний ребенка - заботливое отношение в обращении с куклами.
В нашей опытно-экспериментальной работе мы предположили, что формирование гуманных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста наиболее успешно будет развиваться в совместной игровой деятельности, а именно в сюжетно -ролевой игре. Для этого мы определили методы:
анализ психолого-педагогической литературы;
наблюдение за сюжетно-ролевыми играми детей;
беседы с детьми;
анкетирование воспитателей детского сада;
экспериментальная игра "Секрет";
педагогический эксперимент, состоящий из трех этапов: констатирующего, формирующего, контрольного.
Результаты констатирующего этапа нашей работы показали, что уровень сформированности гуманных отношений у детей старшего дошкольного возраста находится на уровне чуть ниже среднего: 50% детей имеют II уровень, 30% детей имеют III уровень, и лишь 20% имеют I уровень.
Результаты контрольного этапа показывают, что уровень сформированности гуманных отношений значительно повысился (отсутствуют дети с III уровнем), 60% детей имеют I уровень, 40% - II уровень.
Отсюда следует вывод, что проведенная нами экспериментальная работа в значительной мере позволила повысить эффективность процесса формирования гуманных отношений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх. У детей наблюдаются различные гуманные отношения; появляется дифференцировка в основных видах гуманных отношений; отношения детей основываются на чувственных переживаниях.
Данная работа помогла подтвердить выдвинутую ранее гипотезу, что формирование гуманных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх будет осуществляться более успешно при: организации предварительной работы по обогащению содержания сюжетно-ролевой игры: беседы с детьми; наблюдения;
чтение художественной литературы;
использовании специальных сюжетов в сюжетно-ролевой игре, способствующих формированию гуманных отношений дошкольников к окружающим;
проявлении примера гуманного отношения со стороны воспитателя при организации учебно-воспитательного процесса.
Задачи, поставленные в ходе исследования, были решены.
Материалы нашей опытно-экспериментальной работы можно применять в практике дошкольных учреждений с целью совершенствования работы по формированию гуманных отношений в игровой деятельности, а именно в сюжетно-ролевой игре.
Создание данных условий может способствовать формированию:
нравственных качеств;
волевых качеств;
этических норм и представлений.
Этому также может способствовать разработка специальных сюжетов для использования их детьми в игровой деятельности.
В этом мы и видим перспективы дальнейшей работы по формированию личности дошкольника в целом.
1. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой. [Текст] Н.П. Аникеева - М.: Педагогика, 1987
2. Артемова, С.В. Организация взаимоотношений детей в игре. [Текст] // Дошкольное воспитание. 2012, № 6.
3. Васильева, М.А. Руководство играми детей в дошкольном учреждении. [Текст] М.А. Васильева - М.: Просвещение, 1985.
4. Венгер, Л.А. Структура и психическое развитие ребенка. [Текст] Л.А.Венгер - М.: Просвещение, 1978.
5. Воронова, В.Я. Творческие игры старших дошкольников. [Текст] В.Я.Воронова - М.: Педагогика, 1981.
6. Воспитание гуманных чувств у детей. [Текст] / Под ред. Л.Н. Прокошенко, В.К. Котырло. - Киев: Педагогическая школа, 2017. - 364с.
7. Газлева, С.А. Нравственное воспитание дошкольников: воспитание справедливого отношения к окружающим. [Текст] /С.А.Газлева - М.: Просвещение, 2016. - 257с.
8. Жуковская, Р.И. Игра и ее педагогическое значение. [Текст] /Р.И.Жуковская - М.: Педагогика, 1975. - 179с.
9. Запорожец, А.В., Лисина, М.И. Развитие общения у дошкольников. [Текст] /А.В.Запорожец, М.И.Лисина - М.: Педагогика, 1994. - 289с.
10. Иванова, Р.А. Развитие взаимоотношений в игре: некоторые проблемы детской психологии. [Текст] / Р.А.Иванова - М.: Академия, 2018. - 174с.
11. Каминенко, В. Роль оценки в формировании взаимоотношений старших дошкольников. [Текст] /В.Каминенко// Дошкольное воспитание. - 2017, № 7. - С.22-32.
12. Карпова, С.Н., Лысюк, Л.Г. Игра и нравственное развитие дошкольников. [Текст] /С.Н.Карпова, Л.Г.Лысюк - М.: Педагогика, 1984. - 361с.
13. Кононова, И. О взаимодействии детей пятого года жизни в игровой деятельности. [Текст] /И.О.Кононова. // Дошкольное воспитание. - 2015, № 12. - С. 15-28.
14. Кошелева, А.Д. О контактах со сверстниками [Текст] /А.Д.Кошелева. // Дошкольное воспитание. - 2016, № 11.- С. 24-32.
15. Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника. [Текст] /А.Д.Кошелева. - М.: Педагогика, 1990.- 341с.
16. Комплексная региональная программа творческого развития детей дошкольного возраста. / Под ред. Г.И. Радвил. - Орел, 2008. - 178с.
17. Лидак, Л. Сюжетно-ролевые игры в развитии навыков общения ребенка со сверстниками. [Текст] /Л.Лидак //Дошкольное воспитание. - 2017, № 7. С.34-39.
18. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре. [Текст] /Д.В.Менджерицкая - М.: Просвещение, 1982. - 179с.
19. Мясищев, В.Н. Личность и неврозы. [Текст] /В.Н.Мясищев - Ленинград: Проспект, 1990. - 214с.
20. Мясищев, В.Н. Проблема личности и отношения человека. В.Н.Мясищев - М.: Просвещение, 1994. - 267с.
21. Нравственное воспитание в детском саду. / Под ред.В.Г. Нечаевой, Т.А. Макаровой. - М.: Педагогика, 1987. - 372с.
22. Поздняк, Л., Исследователь игры детей дошкольного возраста. [Текст] /Л.Поздняк, Д.В.Менжерицкая// Дошкольное воспитание. - 2015, № 12. С. 16-29.
23. Психологический словарь. [Текст] / Под ред.В. В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова. - М.: Педагогика, 1983. - 379с.
24. Радвил, Г.И. Руководство сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста. (Методические рекомендации для воспитателей). Г.И.Радвил - Орел, 2017. - 159с.
25. Радвил, Г.И. Творческие игры детей 6-ти лет. Г.И.Радвил - Орел: ОГУ, 2016. - 147с.
26. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. [Текст] / Под ред. А.В. Запорожца, Л.З. Неверовича. - М.: Просвещение, 1975. - 214с.
27. Репина, Т.А. Отношение между сверстниками в группе детского сада. [Текст] /Т.А.Репина - М.: Педагогика, 1998. - 251с.
28. Советский энциклопедический словарь. [Текст] / Под ред.А.М. Прохорова. - М.: "Советская энциклопедия", 1987. - 304с.
29. Субботский, Е.В. Психология отношений партнеров у дошкольников. [Текст] /Е.В. Субботский - М.: Просвещение, 1981. - 247с.
30. Титаренко, Т.М. Нравственное воспитание дошкольников в семье. [Текст] /Т.М.Титаренко - Киев: "Радяньска школа", 2015. - 194с.
31. Усова, А.П. Воспитатель и дети. [Текст] /А.П.Усова - М.: Педагогика, 1976. - 261с.
32. Усова, А.П. Общественная жизнь детей в играх. [Текст] // Дошкольное воспитание. - 1964, № 5. - С.32-37.
33. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей. [Текст] /А.П.Усова - М.: Просвещение, 1976. - С. 118-145.
34. Шевченко, Ю. Зарождение взаимоотношений дошкольников в игре. // Дошкольное воспитание. - 2009, № 7. - С.27-34.