ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ
|
Оглавление.
ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ. 16
§ 1. ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ. 16
§ 2. ОБЪЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ. 42
2.1. Объекты информационно-правовой безопасности 43
личности. 43
2.2. Объекты информационно-психологической безопасности личности. 71
§ 3. ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ: ПОНЯТИЕ, СИСТЕМА. 79
§ 1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕХАНИЗМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ. 101
§ 2. ГАРАНТИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ. 113
§ 3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ. 151
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 182
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 192
ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ. 16
§ 1. ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ. 16
§ 2. ОБЪЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ. 42
2.1. Объекты информационно-правовой безопасности 43
личности. 43
2.2. Объекты информационно-психологической безопасности личности. 71
§ 3. ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ: ПОНЯТИЕ, СИСТЕМА. 79
§ 1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕХАНИЗМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ. 101
§ 2. ГАРАНТИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ. 113
§ 3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ. 151
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 182
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 192
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность темы исследования. Проводимые в России преобразования, провозглашение курса на построение правового государства, основанного на признании интересов прав личности, вызвали глобальные изменения ценностей и приоритетов в жизненном укладе каждого человека и социума в целом. В настоящее время, когда в современных развитых государствах в значительной мере обеспечены первичные потребности (пища, общение, материальные блага и т.п.), резко возрастает роль удовлетворения потребностей второго порядка, в первую очередь потребности в безопасности каждого человека.
Это обстоятельство стало импульсом к формированию нового направления в юриспруденции – безопасности личности. В контексте этих проблем особо следует выделить вопросы обеспечения информационной безопасности личности, которая играет сегодня важнейшую роль в стратегии выживания человечества.
В связи с этим, в модель развития любой страны должны быть включены такие механизмы и средства, которые непосредственно направлены на защиту индивида, на охрану его прав и личных интересов в информационной сфере.
Данное диссертационное исследование посвящено изучению проблем, возникающих при обеспечении конституционных норм и гарантий в области информационной безопасности.
Обращение к исследованию проблем механизма обеспечения информационной безопасности личности обуславливается целым рядом причин: социальными – изменением условий организации и осуществления информационных прав граждан; гносеологическими – необходимостью теоретического выявления специфики обеспечения информационной безопасности личности на современном этапе; практическими – возрастанием требований к его эффективности.
Актуальность исследования правового механизма информационной безопасности личности обусловлена многозначностью и важностью проблемы, неопределенностью значительного спектра вопросов в этой области:
- в современной России сложилась неудовлетворительная ситуация в сфере реализации прав человека. Это вполне справедливо и к информационным правам граждан, которые и составляют институт информационной безопасности личности;
- существенно преобразовались жизненно важные интересы личности в информационной сфере;
- имеются пробелы в законодательном регулировании информационной безопасности личности;
- вне научного рассмотрения и обсуждения остается процедурная сторона механизма обеспечения информационной безопасности личности.
Степень научной разработанности проблемы. Проблемы правового механизма обеспечения информационной безопасности личности иссле-довались в трудах Е.В.Аграновской , В.М. Баранова , И.Л. Бачило , Н.А. Брусницына , В.Н. Бутылина , В.И. Варламова , Венгерова А.Б. , В.А. Галатенко , С.В. Калашникова , В.Ю. Карпычева , Л.О. Красавчиковой , А.В. Малько , Е.Ю. Митрохиной , А.С. Мордовца , И.Л. Петрухина , Н.Н. Потрубач , Л.Д. Рейман , Г.Б. Романовского , В.С. Хижняк , В.Н. Черкасова , Т.В. Черкасовой и других.
В последние годы по проблемам, так или иначе связанным с меха-низмом обеспечения информационной безопасности личности защитили диссертации А.И. Васильев , Г.В. Грачев , В.Н. Лопатин , А.П. Морозов , О.Ю. Рыбаков и другие.
Анализируя достигнутый уровень научной разработки темы, следует отметить, что многие вопросы, касающиеся государственно-правового механизма обеспечения информационной безопасности личности, требуют дальнейшего исследования. Исходя из реалий современного общества, необходим иной подход к разработке указанной проблемы. Особое значение она приобретает в свете динамичного развития законодательства в сфере информации. Необходимо рассмотреть все элементы предложенного механизма обеспечения информационной безопасности личности, уделить особое внимание реализации информационных прав граждан, как с помощью непосредственного прямого действия конституционных положений, так и через их детализацию в нормах отраслевого законодательства. Важнейшей проблемой, от решения которой напрямую зависит эффективность правового механизма обеспечения информационной безопасности личности, является наличие противоречий между закрепляемыми непосредственно Конституцией РФ положениями и иными нормативно-правовыми актами. Эти вопросы еще не подвергались всестороннему анализу.
Целью диссертационного исследования является теоретический анализ вопросов, связанных с обеспечением прав и законных интересов граждан в сфере информационной безопасности, для последующей выработки предложений по совершенствованию их правового регулирования;
Достижение данной цели обусловливает постановку и решение следую-щих задач:
- проведение обобщенного исследования информационной безопасности личности для определения эффективности регулирования вопросов, связанных с ее обеспечением;
- определение системы объектов обеспечения информационной безопасности личности;
- анализ современного состояния разработанности правового механизма обеспечения информационной безопасности личности;
- изучение средств, способов и форм обеспечения информационной безопасности человека;
- определение роли юридической ответственности и контроля в механизме обеспечения информационной безопасности личности;
- формулирование предложений по совершенствованию законодательства в пределах исследуемой проблемы.
Объектом диссертационного исследования выступают существующие и возникающие общественные отношения в сфере информационной безопасно-сти личности.
Предметом исследования служит государственно-правовой механизм обеспечения информационной безопасности личности, его содержание и эффективность действия.
Методологическая, эмпирическая и теоретическая основы диссертационного исследования охватывают научные положения диалектической философии, общенаучные методы познания, такие как анализ, синтез, исторический подход, логические приемы индукции и дедукции. В процессе разработки разных аспектов темы использовались также частно-научные методы: сравнительно-правовой, системный, статистический, социологический и другие.
В диссертации проводится анализ международных документов, практики Конституционного, Верховного Судов Российской Федерации, судов общей юрисдикции, российского законодательства, используются научные труды по теории государства и права, философии, конституционному, информационному, административному, уголовному, гражданскому и другим отраслям права.
Эмпирическую основу исследования также составили данные, полученные в результате изучения материалов опросов общественного мнения и статистических показателей с целью определения эффективности реализации законодательных положений, призванных обеспечить информационные права и свободы человека.
Научная новизна работы обусловлена тем, что диссертация представляет собой первое комплексное изучение государственно-правового механизма обеспечения информационной безопасности личности. Имеющиеся диссертационные исследования касались проблем, связанных с обеспечением прав и свобод человека и практически не рассматривали механизм обеспечения безопасности личности. В исследовании сделан акцент на приоритетное место государственно-правовых средств в системе обеспечения информационной безопасности.
В данном диссертационном исследовании особое внимание уделялось системному анализу механизма обеспечения информационной безопасности личности через рассмотрение всех его элементов. В теоретико-правовой науке подобные исследования проводились лишь по отдельным вопросам. Для достижения целей диссертации была сделана также попытка систематизировать источники информационной безопасности по их юридической силе, без чего невозможно создать реально действующий и надежный механизм обеспечения прав в сфере информации.
Наиболее важными, имеющими как теоретическое, так и практическое значение, представляются следующие выносимые на защиту положения:
1. Информация - это сведения (или их отображение) о событии или состоянии реальной действительности, позволяющие принимать решения, ведущие к достижению цели той или иной деятельности.
2. Информационную безопасность личности целесообразно рассматривать в узком и широком смысле.
В узком смысле информационная безопасность личности – это со-стояние, при котором отсутствует возможность причинения человеку какого-нибудь вреда сведениями из внешнего мира. Такая трактовка охватывает многие стороны рассматриваемой проблемы – от социальной до технической.
В широком смысле информационная безопасность личности – это обеспечиваемое государством, общественными и иными организациями или отдельными гражданами состояние защищенности от внешних и внутренних угроз конституционных прав человека и гражданина на поиск, получение, производство, распространение информации, на неприкосновенность информации о частной жизни, а также его психики от деструктивного воздействия информации.
3. Систему информационной безопасности личности образуют: информационно-правовая безопасность личности и информационно-психологическая безопасность личности.
Информационно-правовая безопасность личности – это состояние защищенности права человека искать, получать, передавать, производить и распространять информацию, а также права на неприкосновенность информации о частной жизни.
Информационно-психологическая безопасность личности – это со-стояние защищенности человека от негативных информационных воз-действий и внедрения деструктивной информации в сознание или под-сознание индивида, позволяющих специальными средствами и методами воздействовать на психику, и, как следствие, определять его поведение.
4. Объектами информационной безопасности личности выступа-ют: право человека на информацию, право на защиту от «вредной» ин-формации, право на неприкосновенность информации о частной жизни человека.
5. Право на информацию – это субъективное право человека, заключающееся в возможности свободно осуществлять любые операции, связанные c поиском, получением, производством, распространением информации, как правило, без учета ее назначения и содержания.
6. Право на защиту от вредной информации – это субъективное право человека, заключающееся в возможности находиться в состоянии безопасности от негативных информационно-психологических воздействий, в результате чего осуществлять различные действия, отвечающие его собственным интересам.
7. Право на неприкосновенность частной жизни выражается в свободе общения между людьми на неформальной основе в сферах семейной жизни, родственных, дружеских связей, интимных и других личных контактов, привязанностей, симпатий и антипатий.
8. Право на неприкосновенность частной жизни складывается из обеспечения личных и профессиональных тайн, которые предоставляют человеку режим ограничительного доступа со стороны других лиц к раз-личным категориям значимой для него информации.
9. Реализация информационной безопасности личности – это процесс, гарантирующий каждому гражданину те материальные и духовные блага, которые лежат в основе принадлежащих ему субъективных информационных прав.
10. Обеспечение информационной безопасности личности - это постоянный процесс, направленный на поддержание состояния защищенности человека в информационной сфере, результатом которого является непосредственное воплощение информационных прав и свобод человека в жизнь либо создание фактической возможности для их реализации.
11. Обеспечение информационной безопасности личности охватывает меры охраны, защиты и восстановления права. При этом охрана, защита и восстановление информационной безопасности личности различаются по характеру воздействия на объект безопасности – охрана является средством недопущения возникновения угроз, защита пресекает подобные угрозы, а восстановление вступает в действие, если эти угрозы все же были реализованы.
Общими чертами охраны, защиты и восстановления информационной безопасности личности являются нормативно-правовая база и их цель - обеспечение нормального процесса реализации личностью своих информационных прав.
12. Государственно-правовой механизм обеспечения информационной безопасности личности – это система взаимодействующих норма-тивных, гарантирующих и организационно-деятельностных элементов, определяющих состояние защищенности человека в информационной сфере и предоставляющих личности фактическую возможность реализовать свои информационные права и свободы.
13. Структуру механизма обеспечения информационной безопасности личности образуют три элемента: нормативно-правовая основа, гарантии и деятельность субъектов обеспечения информационной безопасности личности.
14. Гарантии информационной безопасности личности – это условия, средства, меры, обеспечивающие возможность реализации информационных прав граждан, выполняющие охранительную, защитную и восстановительную функции.
15. Проведена классификация и раскрыто содержание гарантий информационной безопасности личности
16. Самозащита информационной безопасности личности – это система односторонних, осуществляемых персонально действий человека, направленных на восстановление или защиту его информационных прав от противоправных угроз, соответствующих характеру и степени таких угроз.
17. Государство, обеспечивая информационную безопасность личности, должно исполнять два набора информационных обязательств, в соответствии с системой информационной безопасности личности:
- обязательства в сфере информационно-правовой безопасности, т.е. обеспечение доступа к запрашиваемой информации, собирание и предоставление информации, имеющей интерес для общества, поддержка и развитие информационного сектора.
- обязательства в сфере информационно-психологической безопасности, которые направлены на недопущение распространения нравственно-опасной информации.
18. Нормативно-правовое обеспечение информационной безопасности личности – это деятельность по совершенствованию право-вых норм федерального законодательства, законодательства субъектов Российской Федерации, результатом которой является создание правовых условий для эффективной реализации прав и свобод человека в информационной сфере.
19. Недостатками современного состояния нормативно-правового обеспечения информационной безопасности личности являются: отсутствие ратификации международных документов, терминологическая неясности в нормативных актах, регулирующих вопросы информационной безопасности личности, размытые формулировки объектов информационной безопасности личности, неопределенность в полномочиях субъектов обеспечения информационной безопасности личности, неурегулированность вопросов обеспечения информационно-психологической безопасности, неглубокая проработка механизма обеспечения информационных прав граждан, в начальной стадии находится законодательство, регулирующее вопросы обеспечения информационной безопасности личности в Глобальной информационной сети Интернет.
20. В целях совершенствования нормативно-правового обеспечения информационной безопасности личности целесообразно:
а) выработать единую терминологию, характерную для всей данной сферы, для чего представляется необходимой разработка на законо-дательном уровне Глосария как обязательного нормативного варианта для других правовых актов, цель которого заключается в состыковке в одном месте всех терминов, касающихся информационной безопасности.
б) внести категорию информационной безопасности личности в Классификатор правовых актов в качестве самостоятельной в сфере безопасности личности (отрасль 160. 050. 000).
в) уточнить положения Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, определив, что объектами информационной безопасности личности являются: право на информацию, право на защиту от «вредной» информации, право на неприкосновенность частной жизни.
г) закрепить перечень видов информации, которую государственные, общественные и коммерческие организации обязаны предоставить гражданам, в рамках реализации последними своей информационной безопасности, а также установить какие виды информации и в каких случаях должны предоставляться бесплатно.
д) принять закон «О Глобальной информационной сети «Интернет», в котором наряду с другими решался бы вопрос обеспечения информационной безопасности личности в Интернете.
е) главу 25 Уголовного кодекса Российской Федерации «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности» целесообразно дополнить статьей 2361 «Распространение информации, оказывающей деструктивное воздействие на психику людей», изложив ее в следующей редакции: распространение информации, оказывающей деструктивное воздействие на психику людей с целью оказания психологического давления на их сознание, результатом которого является совершение гражданами поступков, противоречащих их собственным интересам, наказываются …
Научная значимость работы состоит в том, что в ней получила развитие недостаточно разработанная до настоящего времени в правовой науке проблема обеспечения безопасности личности, в частности информационной безопасности. В результате проведенных исследований дана классификация источников информационной безопасности, разработаны понятие и структура механизма ее обеспечения. Это способствует укреплению методологической основы научного понимания актуальной проблемы современного права – информационной безопасности, уточнению и развитию понятийного аппарата российского законодательства.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем положения, выводы и рекомендации могут быть направлены на совершенствование системы обеспечения информационной безопасности и повышение уровня законности в обществе. Они могут быть также использованы в законотворческом процессе при принятии новых или внесении изменений в действующие нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы информационной безопасности.
Диссертационные разработки могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях по теории государства и права, а также в учебном процессе в юридических и технических вузах, в правоприменительной деятельности как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Апробация результатов исследования. Диссертация рассматривалась и обсуждалась на кафедре теории и истории государства и права Саратовского юридического института МВД России.
Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях автора:
1. Мордовец А.С., Тамодлин А.А.. Правовая политика и ин-формационная безопасность личности // Правовая политика: от концепции к реальности / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юрист, 2004. – 0,5п.л. (соавторство не разделено).
2. Тамодлин А.А. Роль органов внутренних дел в обеспечении информационной безопасности личности // Деятельность милиции и полиции в переходном обществе: Материалы международной на-учно-практического семинара, - Саратов, 2004. – 0.2 п.л.
3. Тамодлин А.А. Информационная безопасность личности и уважение прав человека // Уважение как принцип деятельности правоохранительных органов: Межвузовский сборник / Под ред. А.С. Мордовца, А.П. Плешакова. Саратов, 2004. – 0,3 п.л.
4. Тамодлин А.А. Конституционные нормы в механизме обес-печения информационной безопасности личности // Конституция Российской Федерации и современное законодательство: проблемы реализации и тенденции развития (к 10-летию Конституции России): Международная научно-практическая конференция (1-3 октября 2003 г.). / Под ред. А.Г. Кузнецова. – Саратов, 2004. – 0,25 п.л.
5. Тамодлин А.А. Объекты информационной безопасности личности (в печати).
6. Тамодлин А.А. Информационная безопасность личности как правовая категория (в печати).
Некоторые позиции диссертационного исследования докладывались и обсуждались на международных научно-практических конференциях: «Конституция Российской Федерации и современное законодательство: проблемы реализации и тенденции развития». (Саратов. 2003); «Деятельность милиции и полиции в переходном обществе» (Саратов. 2004).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, объединяющих 6 параграфов, заключения, списка использованной литературы.
Актуальность темы исследования. Проводимые в России преобразования, провозглашение курса на построение правового государства, основанного на признании интересов прав личности, вызвали глобальные изменения ценностей и приоритетов в жизненном укладе каждого человека и социума в целом. В настоящее время, когда в современных развитых государствах в значительной мере обеспечены первичные потребности (пища, общение, материальные блага и т.п.), резко возрастает роль удовлетворения потребностей второго порядка, в первую очередь потребности в безопасности каждого человека.
Это обстоятельство стало импульсом к формированию нового направления в юриспруденции – безопасности личности. В контексте этих проблем особо следует выделить вопросы обеспечения информационной безопасности личности, которая играет сегодня важнейшую роль в стратегии выживания человечества.
В связи с этим, в модель развития любой страны должны быть включены такие механизмы и средства, которые непосредственно направлены на защиту индивида, на охрану его прав и личных интересов в информационной сфере.
Данное диссертационное исследование посвящено изучению проблем, возникающих при обеспечении конституционных норм и гарантий в области информационной безопасности.
Обращение к исследованию проблем механизма обеспечения информационной безопасности личности обуславливается целым рядом причин: социальными – изменением условий организации и осуществления информационных прав граждан; гносеологическими – необходимостью теоретического выявления специфики обеспечения информационной безопасности личности на современном этапе; практическими – возрастанием требований к его эффективности.
Актуальность исследования правового механизма информационной безопасности личности обусловлена многозначностью и важностью проблемы, неопределенностью значительного спектра вопросов в этой области:
- в современной России сложилась неудовлетворительная ситуация в сфере реализации прав человека. Это вполне справедливо и к информационным правам граждан, которые и составляют институт информационной безопасности личности;
- существенно преобразовались жизненно важные интересы личности в информационной сфере;
- имеются пробелы в законодательном регулировании информационной безопасности личности;
- вне научного рассмотрения и обсуждения остается процедурная сторона механизма обеспечения информационной безопасности личности.
Степень научной разработанности проблемы. Проблемы правового механизма обеспечения информационной безопасности личности иссле-довались в трудах Е.В.Аграновской , В.М. Баранова , И.Л. Бачило , Н.А. Брусницына , В.Н. Бутылина , В.И. Варламова , Венгерова А.Б. , В.А. Галатенко , С.В. Калашникова , В.Ю. Карпычева , Л.О. Красавчиковой , А.В. Малько , Е.Ю. Митрохиной , А.С. Мордовца , И.Л. Петрухина , Н.Н. Потрубач , Л.Д. Рейман , Г.Б. Романовского , В.С. Хижняк , В.Н. Черкасова , Т.В. Черкасовой и других.
В последние годы по проблемам, так или иначе связанным с меха-низмом обеспечения информационной безопасности личности защитили диссертации А.И. Васильев , Г.В. Грачев , В.Н. Лопатин , А.П. Морозов , О.Ю. Рыбаков и другие.
Анализируя достигнутый уровень научной разработки темы, следует отметить, что многие вопросы, касающиеся государственно-правового механизма обеспечения информационной безопасности личности, требуют дальнейшего исследования. Исходя из реалий современного общества, необходим иной подход к разработке указанной проблемы. Особое значение она приобретает в свете динамичного развития законодательства в сфере информации. Необходимо рассмотреть все элементы предложенного механизма обеспечения информационной безопасности личности, уделить особое внимание реализации информационных прав граждан, как с помощью непосредственного прямого действия конституционных положений, так и через их детализацию в нормах отраслевого законодательства. Важнейшей проблемой, от решения которой напрямую зависит эффективность правового механизма обеспечения информационной безопасности личности, является наличие противоречий между закрепляемыми непосредственно Конституцией РФ положениями и иными нормативно-правовыми актами. Эти вопросы еще не подвергались всестороннему анализу.
Целью диссертационного исследования является теоретический анализ вопросов, связанных с обеспечением прав и законных интересов граждан в сфере информационной безопасности, для последующей выработки предложений по совершенствованию их правового регулирования;
Достижение данной цели обусловливает постановку и решение следую-щих задач:
- проведение обобщенного исследования информационной безопасности личности для определения эффективности регулирования вопросов, связанных с ее обеспечением;
- определение системы объектов обеспечения информационной безопасности личности;
- анализ современного состояния разработанности правового механизма обеспечения информационной безопасности личности;
- изучение средств, способов и форм обеспечения информационной безопасности человека;
- определение роли юридической ответственности и контроля в механизме обеспечения информационной безопасности личности;
- формулирование предложений по совершенствованию законодательства в пределах исследуемой проблемы.
Объектом диссертационного исследования выступают существующие и возникающие общественные отношения в сфере информационной безопасно-сти личности.
Предметом исследования служит государственно-правовой механизм обеспечения информационной безопасности личности, его содержание и эффективность действия.
Методологическая, эмпирическая и теоретическая основы диссертационного исследования охватывают научные положения диалектической философии, общенаучные методы познания, такие как анализ, синтез, исторический подход, логические приемы индукции и дедукции. В процессе разработки разных аспектов темы использовались также частно-научные методы: сравнительно-правовой, системный, статистический, социологический и другие.
В диссертации проводится анализ международных документов, практики Конституционного, Верховного Судов Российской Федерации, судов общей юрисдикции, российского законодательства, используются научные труды по теории государства и права, философии, конституционному, информационному, административному, уголовному, гражданскому и другим отраслям права.
Эмпирическую основу исследования также составили данные, полученные в результате изучения материалов опросов общественного мнения и статистических показателей с целью определения эффективности реализации законодательных положений, призванных обеспечить информационные права и свободы человека.
Научная новизна работы обусловлена тем, что диссертация представляет собой первое комплексное изучение государственно-правового механизма обеспечения информационной безопасности личности. Имеющиеся диссертационные исследования касались проблем, связанных с обеспечением прав и свобод человека и практически не рассматривали механизм обеспечения безопасности личности. В исследовании сделан акцент на приоритетное место государственно-правовых средств в системе обеспечения информационной безопасности.
В данном диссертационном исследовании особое внимание уделялось системному анализу механизма обеспечения информационной безопасности личности через рассмотрение всех его элементов. В теоретико-правовой науке подобные исследования проводились лишь по отдельным вопросам. Для достижения целей диссертации была сделана также попытка систематизировать источники информационной безопасности по их юридической силе, без чего невозможно создать реально действующий и надежный механизм обеспечения прав в сфере информации.
Наиболее важными, имеющими как теоретическое, так и практическое значение, представляются следующие выносимые на защиту положения:
1. Информация - это сведения (или их отображение) о событии или состоянии реальной действительности, позволяющие принимать решения, ведущие к достижению цели той или иной деятельности.
2. Информационную безопасность личности целесообразно рассматривать в узком и широком смысле.
В узком смысле информационная безопасность личности – это со-стояние, при котором отсутствует возможность причинения человеку какого-нибудь вреда сведениями из внешнего мира. Такая трактовка охватывает многие стороны рассматриваемой проблемы – от социальной до технической.
В широком смысле информационная безопасность личности – это обеспечиваемое государством, общественными и иными организациями или отдельными гражданами состояние защищенности от внешних и внутренних угроз конституционных прав человека и гражданина на поиск, получение, производство, распространение информации, на неприкосновенность информации о частной жизни, а также его психики от деструктивного воздействия информации.
3. Систему информационной безопасности личности образуют: информационно-правовая безопасность личности и информационно-психологическая безопасность личности.
Информационно-правовая безопасность личности – это состояние защищенности права человека искать, получать, передавать, производить и распространять информацию, а также права на неприкосновенность информации о частной жизни.
Информационно-психологическая безопасность личности – это со-стояние защищенности человека от негативных информационных воз-действий и внедрения деструктивной информации в сознание или под-сознание индивида, позволяющих специальными средствами и методами воздействовать на психику, и, как следствие, определять его поведение.
4. Объектами информационной безопасности личности выступа-ют: право человека на информацию, право на защиту от «вредной» ин-формации, право на неприкосновенность информации о частной жизни человека.
5. Право на информацию – это субъективное право человека, заключающееся в возможности свободно осуществлять любые операции, связанные c поиском, получением, производством, распространением информации, как правило, без учета ее назначения и содержания.
6. Право на защиту от вредной информации – это субъективное право человека, заключающееся в возможности находиться в состоянии безопасности от негативных информационно-психологических воздействий, в результате чего осуществлять различные действия, отвечающие его собственным интересам.
7. Право на неприкосновенность частной жизни выражается в свободе общения между людьми на неформальной основе в сферах семейной жизни, родственных, дружеских связей, интимных и других личных контактов, привязанностей, симпатий и антипатий.
8. Право на неприкосновенность частной жизни складывается из обеспечения личных и профессиональных тайн, которые предоставляют человеку режим ограничительного доступа со стороны других лиц к раз-личным категориям значимой для него информации.
9. Реализация информационной безопасности личности – это процесс, гарантирующий каждому гражданину те материальные и духовные блага, которые лежат в основе принадлежащих ему субъективных информационных прав.
10. Обеспечение информационной безопасности личности - это постоянный процесс, направленный на поддержание состояния защищенности человека в информационной сфере, результатом которого является непосредственное воплощение информационных прав и свобод человека в жизнь либо создание фактической возможности для их реализации.
11. Обеспечение информационной безопасности личности охватывает меры охраны, защиты и восстановления права. При этом охрана, защита и восстановление информационной безопасности личности различаются по характеру воздействия на объект безопасности – охрана является средством недопущения возникновения угроз, защита пресекает подобные угрозы, а восстановление вступает в действие, если эти угрозы все же были реализованы.
Общими чертами охраны, защиты и восстановления информационной безопасности личности являются нормативно-правовая база и их цель - обеспечение нормального процесса реализации личностью своих информационных прав.
12. Государственно-правовой механизм обеспечения информационной безопасности личности – это система взаимодействующих норма-тивных, гарантирующих и организационно-деятельностных элементов, определяющих состояние защищенности человека в информационной сфере и предоставляющих личности фактическую возможность реализовать свои информационные права и свободы.
13. Структуру механизма обеспечения информационной безопасности личности образуют три элемента: нормативно-правовая основа, гарантии и деятельность субъектов обеспечения информационной безопасности личности.
14. Гарантии информационной безопасности личности – это условия, средства, меры, обеспечивающие возможность реализации информационных прав граждан, выполняющие охранительную, защитную и восстановительную функции.
15. Проведена классификация и раскрыто содержание гарантий информационной безопасности личности
16. Самозащита информационной безопасности личности – это система односторонних, осуществляемых персонально действий человека, направленных на восстановление или защиту его информационных прав от противоправных угроз, соответствующих характеру и степени таких угроз.
17. Государство, обеспечивая информационную безопасность личности, должно исполнять два набора информационных обязательств, в соответствии с системой информационной безопасности личности:
- обязательства в сфере информационно-правовой безопасности, т.е. обеспечение доступа к запрашиваемой информации, собирание и предоставление информации, имеющей интерес для общества, поддержка и развитие информационного сектора.
- обязательства в сфере информационно-психологической безопасности, которые направлены на недопущение распространения нравственно-опасной информации.
18. Нормативно-правовое обеспечение информационной безопасности личности – это деятельность по совершенствованию право-вых норм федерального законодательства, законодательства субъектов Российской Федерации, результатом которой является создание правовых условий для эффективной реализации прав и свобод человека в информационной сфере.
19. Недостатками современного состояния нормативно-правового обеспечения информационной безопасности личности являются: отсутствие ратификации международных документов, терминологическая неясности в нормативных актах, регулирующих вопросы информационной безопасности личности, размытые формулировки объектов информационной безопасности личности, неопределенность в полномочиях субъектов обеспечения информационной безопасности личности, неурегулированность вопросов обеспечения информационно-психологической безопасности, неглубокая проработка механизма обеспечения информационных прав граждан, в начальной стадии находится законодательство, регулирующее вопросы обеспечения информационной безопасности личности в Глобальной информационной сети Интернет.
20. В целях совершенствования нормативно-правового обеспечения информационной безопасности личности целесообразно:
а) выработать единую терминологию, характерную для всей данной сферы, для чего представляется необходимой разработка на законо-дательном уровне Глосария как обязательного нормативного варианта для других правовых актов, цель которого заключается в состыковке в одном месте всех терминов, касающихся информационной безопасности.
б) внести категорию информационной безопасности личности в Классификатор правовых актов в качестве самостоятельной в сфере безопасности личности (отрасль 160. 050. 000).
в) уточнить положения Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, определив, что объектами информационной безопасности личности являются: право на информацию, право на защиту от «вредной» информации, право на неприкосновенность частной жизни.
г) закрепить перечень видов информации, которую государственные, общественные и коммерческие организации обязаны предоставить гражданам, в рамках реализации последними своей информационной безопасности, а также установить какие виды информации и в каких случаях должны предоставляться бесплатно.
д) принять закон «О Глобальной информационной сети «Интернет», в котором наряду с другими решался бы вопрос обеспечения информационной безопасности личности в Интернете.
е) главу 25 Уголовного кодекса Российской Федерации «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности» целесообразно дополнить статьей 2361 «Распространение информации, оказывающей деструктивное воздействие на психику людей», изложив ее в следующей редакции: распространение информации, оказывающей деструктивное воздействие на психику людей с целью оказания психологического давления на их сознание, результатом которого является совершение гражданами поступков, противоречащих их собственным интересам, наказываются …
Научная значимость работы состоит в том, что в ней получила развитие недостаточно разработанная до настоящего времени в правовой науке проблема обеспечения безопасности личности, в частности информационной безопасности. В результате проведенных исследований дана классификация источников информационной безопасности, разработаны понятие и структура механизма ее обеспечения. Это способствует укреплению методологической основы научного понимания актуальной проблемы современного права – информационной безопасности, уточнению и развитию понятийного аппарата российского законодательства.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем положения, выводы и рекомендации могут быть направлены на совершенствование системы обеспечения информационной безопасности и повышение уровня законности в обществе. Они могут быть также использованы в законотворческом процессе при принятии новых или внесении изменений в действующие нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы информационной безопасности.
Диссертационные разработки могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях по теории государства и права, а также в учебном процессе в юридических и технических вузах, в правоприменительной деятельности как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Апробация результатов исследования. Диссертация рассматривалась и обсуждалась на кафедре теории и истории государства и права Саратовского юридического института МВД России.
Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях автора:
1. Мордовец А.С., Тамодлин А.А.. Правовая политика и ин-формационная безопасность личности // Правовая политика: от концепции к реальности / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юрист, 2004. – 0,5п.л. (соавторство не разделено).
2. Тамодлин А.А. Роль органов внутренних дел в обеспечении информационной безопасности личности // Деятельность милиции и полиции в переходном обществе: Материалы международной на-учно-практического семинара, - Саратов, 2004. – 0.2 п.л.
3. Тамодлин А.А. Информационная безопасность личности и уважение прав человека // Уважение как принцип деятельности правоохранительных органов: Межвузовский сборник / Под ред. А.С. Мордовца, А.П. Плешакова. Саратов, 2004. – 0,3 п.л.
4. Тамодлин А.А. Конституционные нормы в механизме обес-печения информационной безопасности личности // Конституция Российской Федерации и современное законодательство: проблемы реализации и тенденции развития (к 10-летию Конституции России): Международная научно-практическая конференция (1-3 октября 2003 г.). / Под ред. А.Г. Кузнецова. – Саратов, 2004. – 0,25 п.л.
5. Тамодлин А.А. Объекты информационной безопасности личности (в печати).
6. Тамодлин А.А. Информационная безопасность личности как правовая категория (в печати).
Некоторые позиции диссертационного исследования докладывались и обсуждались на международных научно-практических конференциях: «Конституция Российской Федерации и современное законодательство: проблемы реализации и тенденции развития». (Саратов. 2003); «Деятельность милиции и полиции в переходном обществе» (Саратов. 2004).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, объединяющих 6 параграфов, заключения, списка использованной литературы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема информационной безопасности возникла в 70-х годах ХХ века и трактовалась с позиций обеспечения максимальной секретности информации. Современное толкование информационной безопасности невозможно без учета интересов личности в данной сфере, что порождает необходимость решения проблемы личной информационной безопасности, которая рассматривается в широком и в узко-юридическом смыслах.
В широком смысле информационная безопасность личности охва-тывает многие стороны данной проблемы - от социальной до технической и рассматривается как состояние, при котором отсутствует возможность причинения человеку какого-нибудь вреда сведениями из внешнего мира.
В узко-юридическом смысле информационная безопасность личности представляет собой обеспечиваемое государством, общественными и иными организациями или отдельными гражданами состояние защищенности от внешних и внутренних угроз конституционных прав человека и гражданина на поиск, получение, производство, распространение информации, на неприкосновенность информации о частной жизни, а также его психики от деструктивного воздействия информации.
Определяющим моментом в решении проблем информационной безопасности личности выступает выделение объектов данного правового института. Анализ современного законодательства позволяет установить, что объектами информационной безопасности личности являются:
право человека на информацию;
право на защиту от воздействия «вредной» информации;
право на неприкосновенность информации о частной жизни че-ловека.
Информационная безопасность личности представляет собой систему, элементами которой являются: информационно-правовая безопасность личности и информационно-психологическая безопасность личности.
Информационно-правовая безопасность личности – это состояние защищенности права человека на информацию, а также права на непри-косновенность информации о частной жизни.
Информационно-психологическая безопасность личности – это со-стояние защищенности человека от негативных информационных воз-действий и внедрения деструктивной информации в сознание или под-сознание индивида.
Право на информацию – это субъективное право человека, заклю-чающееся в возможности свободно осуществлять любые операции, свя-занные поиском, получением, производством, распространением ин-формации, как правило, без учета ее назначения и содержания.
Право на информацию может иметь физиологические, технико-экономические и социальные ограничения. Физиологические границы связаны со способностью мозга человека к переработке информации. Технико-экономические ограничения обычно определяются отсутствием у граждан возможности получить информацию по материальным или техническим причинам. Социальные ограничения – это сознательно ус-танавливаемые обществом запреты.
Право на неприкосновенность частной жизни выражается в свободе общения между людьми на неформальной основе в сферах семейной жизни, родственных, дружеских связей, интимных и других личных контактов, привязанностей, симпатий и антипатий.
Право на неприкосновенность частной жизни складывается из обеспечения ряда тайн, которые предоставляют человеку режим ограни-чительного доступа со стороны других лиц к различным категориям значимой для него информации.
Тайны в сфере права на неприкосновенность частной жизни классифи-цируются по субъектному основанию на две группы:
а) личные тайны – это информация персонального характера, которую человек не желает никому доверять или доверяет узкому кругу лиц, непосредственно относящаяся к гражданину и характеризующая его как личность (тайна семейной жизни, тайна переписки, тайна телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений, тайна почтовых отправлений);
б) профессиональные тайны – это защищаемая законом информация, доверенная лицу исключительно в силу своих профессиональных обязанностей, не связанных с государственной или муниципальной службой, распространение которой может нанести ущерб правам и законным интересам другого лица (доверителя), доверившего эти сведения и не являющаяся государственной или коммерческой тайной. Это банковская тайна, врачебная тайна, адвокатская тайна, тайна нотариальных действий, журналистская тайна, налоговая тайна, тайна страхования, тайна предварительного следствия и судопроизводства, тайна голосования, тайна записей актов гражданского состояния и т.д.
Право на защиту от вредной информации – это субъективное право человека, заключающееся в возможности находиться в состоянии безо-пасности от негативных информационно-психологических воздействий, в результате чего осуществлять различные действия, отвечающие его собственным интересам.
К «вредной» информации относится:
- информация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду;
- призывы к войне;
- пропаганда ненависти, вражды и превосходства;
- распространение порнографии;
- посягательство на честь, доброе имя и деловую репутацию людей;
- недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная, скрытая реклама;
- информация, оказывающая деструктивное воздействие на психику людей.
Состояние информационной безопасности личности обеспечивается посредством специального государственно-правового механизма, со-циальное назначение которого заключается в создании условий для реа-лизации всех информационных прав граждан.
Обеспечение информационной безопасности личности - это постоянный процесс, направленный на поддержание состояния защищенности человека в информационной сфере, результатом которого является непосредственное воплощение информационных прав и свобод человека в жизнь либо создание фактической возможности для их реализации. При этом реализация информационной безопасности личности – это процесс, гарантирующий каждому гражданину те материальные и духовные блага, которые лежат в основе принадлежащих ему субъективных информационных прав.
Обеспечение охватывает меры охраны, защиты и восстановления права, которые различаются по характеру воздействия на объект безо-пасности – охрана является средством недопущения возникновения угроз, защита пресекает подобные угрозы, а восстановление вступает в действие, если эти угрозы все же были реализованы.
Общими же чертами охраны, защиты и восстановления информа-ционной безопасности личности являются следующие. Во-первых, пере-численные институты базируются на системе нормативно-правовых актов, перечисленных в первой главе исследования. Во-вторых, служат одной цели - нормальному процессу реализации личностью своих информационных прав.
Государственно-правовой механизм обеспечения информационной безопасности личности – это система взаимодействующих нормативных, гарантирующих и организационно-деятельностных элементов, опреде-ляющих состояние защищенности человека в информационной сфере и предоставляющих личности фактическую возможность реализовать свои информационные права и свободы.
Структуру механизма обеспечения информационной безопасности личности образуют три элемента: нормативно-правовое обеспечение, га-рантии и деятельность субъектов обеспечения информационной безопасности личности.
Нормативно-правовое обеспечение информационной безопасности личности – это деятельность по совершенствованию правовых норм фе-дерального законодательства, законодательства субъектов Российской Федерации, результатом которой является создание правовых условий для эффективной реализации прав и свобод человека в информационной сфере.
Недостатками современного состояния нормативно-правового обеспечения информационной безопасности личности являются: отсутствие ратификации международных документов, отсутствие терминологической ясности в нормативных актах, регулирующих вопросы информационной безопасности личности, размытые формулировки объектов информационной безопасности личности, их содержания и соотношения с объектами информационной безопасности государства и общества, неопределенность в полномочиях субъектов обеспечения информационной безопасности личности, неурегулированность вопросов обеспечения информационно-психологической безопасности, неглубокая проработка механизма обеспечения информационных прав граждан, в начальной стадии находится законодательство, регулирующее вопросы обеспечения информационной безопасности личности в Глобальной информационной сети Интернет.
В целях совершенствования нормативно-правового обеспечения информационной безопасности личности целесообразно:
а) выработать единую терминологию, характерную для всей данной сферы, для чего представляется необходимой разработка на законо-дательном уровне Глосария как обязательного нормативного варианта для других правовых актов, цель которого заключается в состыковке в одном месте всех терминов, касающихся информационной безопасности.
б) внести категорию информационной безопасности личности в Классификатор правовых актов в качестве самостоятельной в сфере безопасности личности (отрасль 160. 050. 000).
в) уточнить положения Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, определив, что объектами информационной безопасности личности являются: право на информацию, право на защиту от «вредной» информации, право на неприкосновенность частной жизни.
г) закрепить перечень видов информации, которую государственные, общественные и коммерческие организации обязаны предоставить гражданам, в рамках реализации последними своей информационной безопасности, а также установить какие виды информации и в каких случаях должны предоставляться бесплатно.
д) принять закон «О Глобальной информационной сети «Интернет», в котором наряду с другими решался бы вопрос обеспечения ин-формационной безопасности личности в Интернете.
е) в Уголовный кодекс Российской Федерации необходимо ввести новую статью, содержащую запрет на распространение информации, оказывающей деструктивное воздействие на психику людей.
Важнейшую роль в процессе обеспечения информационной безо-пасности личности играют гарантии, которые представляют собой условия, средства, меры, обеспечивающие возможность реализации информационных прав граждан, выполняющие охранительную, защитную и восстановительную функции.
Выявлению сущности гарантий информационной безопасности личности способствует их обстоятельная классификация по различным основаниям.
По сфере действия гарантии подразделяются на международные и внутригосударственные.
Международные гарантии – это коллективные меры мирового со-общества правового, экономического, политического, идеологического характера, обеспечивающие воплощение прав и свобод граждан в сфере информационных отношений.
Внутригосударственные гарантии информационной безопасности личности – это система социально-экономических, политических, нрав-ственных, правовых средств и условий, действующих в пределах отдельной страны, направленных на обеспечение непосредственной реализации информационных прав граждан.
По форме гарантии информационной безопасности личности клас-сифицируются на общие, процедурные и специальные (юридические).
Общие гарантии представляют собой систему различных видов общественных отношений (политических, экономических, духовных и др.), условий и фактов, способствующих наиболее эффективной реализации прав человека в сфере обращения информации.
Процедурные гарантии – это установленные законом и подзаконными актами формы и методы деятельности соответствующих государственных органов по правильному осуществлению информационных прав и свобод граждан в рамках принципов и задач современного общества. При этом процедурные гарантии представляют собой такие же условия и обстоятельства, как и составляющие материальные гарантии, только имеют процессуальный характер.
Юридические гарантии – это правовые нормы, определяющие условия и порядок реализации прав, юридические средства их охраны, защиты и восстановления, при помощи которых обеспечивается реализация информационно-правового статуса личности с использованием го-сударственного принуждения или возможности такого принуждения со стороны государственных органов.
Юридические гарантии в свою очередь подлежат дальнейшему подразделению:
- по степени общности – на общие юридические гарантии и специ-альные юридические гарантии;
- по функциям – на гарантии охраны (защиты) информационной безопасности личности;
- по отраслям – на конституционные, административно-правовые, уголовно-правовые, гражданско-правовые гарантии информаци-онной безопасности личности.
Важной гарантией обеспечения информационной безопасности личности является ее самозащита, которая представляет собой систему односторонних, осуществляемых персонально действий человека, на-правленных на восстановление или защиту его информационных прав от противоправных угроз, соответствующих характеру и степени таких угроз.
Обеспечение информационной безопасности личности осуществляется через деятельность уполномоченных субъектов. Так, например, государство исполняет два набора информационных обязательств, в соответствии с системой информационной безопасности личности:
а) обязательства в сфере информационно-правовой безопасности;
б) обязательства в сфере информационно-психологической безо-пасности.
Эти обязательства выполняются органами законодательной, ис-полнительной и судебной власти.
Важная роль в механизме обеспечения информационной безопасности личности отведена законодательством органам местного самоуправления, которые обеспечивают информационную безопасность личности посредством организации работы местных радиоцентров, выпуска газет, новых информационных материалов, создания пунктов получения, обработки и передачи информации и т.п.
Деятельность субъектов обеспечения информационной безопасности личности зависит от их правовой позиции. Правовая позиция – оценка событий и действий, проводимая в конкретной ситуации, возникающей при реализации информационных прав граждан, основанная на совокупности правовых доктрин, установок, взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности личности, которая при определенных условиях может быть применена к анализу аналогичных ситуаций в будущем.
Обеспечение информационной безопасности личности - это процесс, главная цель которого - воплощение информационных прав и свобод человека в жизнь. Для этого фактическое состояние информационной безопасности личности должно соответствовать интересам граждан и установленным стандартам обращения информации. На определение такого соответствия направлен контроль, который представляет собой систему действий по наблюдению, проверке соответствия действий субъектов информационной деятельности специальным правилам, определяющим порядок обращения информации.
Проблема информационной безопасности возникла в 70-х годах ХХ века и трактовалась с позиций обеспечения максимальной секретности информации. Современное толкование информационной безопасности невозможно без учета интересов личности в данной сфере, что порождает необходимость решения проблемы личной информационной безопасности, которая рассматривается в широком и в узко-юридическом смыслах.
В широком смысле информационная безопасность личности охва-тывает многие стороны данной проблемы - от социальной до технической и рассматривается как состояние, при котором отсутствует возможность причинения человеку какого-нибудь вреда сведениями из внешнего мира.
В узко-юридическом смысле информационная безопасность личности представляет собой обеспечиваемое государством, общественными и иными организациями или отдельными гражданами состояние защищенности от внешних и внутренних угроз конституционных прав человека и гражданина на поиск, получение, производство, распространение информации, на неприкосновенность информации о частной жизни, а также его психики от деструктивного воздействия информации.
Определяющим моментом в решении проблем информационной безопасности личности выступает выделение объектов данного правового института. Анализ современного законодательства позволяет установить, что объектами информационной безопасности личности являются:
право человека на информацию;
право на защиту от воздействия «вредной» информации;
право на неприкосновенность информации о частной жизни че-ловека.
Информационная безопасность личности представляет собой систему, элементами которой являются: информационно-правовая безопасность личности и информационно-психологическая безопасность личности.
Информационно-правовая безопасность личности – это состояние защищенности права человека на информацию, а также права на непри-косновенность информации о частной жизни.
Информационно-психологическая безопасность личности – это со-стояние защищенности человека от негативных информационных воз-действий и внедрения деструктивной информации в сознание или под-сознание индивида.
Право на информацию – это субъективное право человека, заклю-чающееся в возможности свободно осуществлять любые операции, свя-занные поиском, получением, производством, распространением ин-формации, как правило, без учета ее назначения и содержания.
Право на информацию может иметь физиологические, технико-экономические и социальные ограничения. Физиологические границы связаны со способностью мозга человека к переработке информации. Технико-экономические ограничения обычно определяются отсутствием у граждан возможности получить информацию по материальным или техническим причинам. Социальные ограничения – это сознательно ус-танавливаемые обществом запреты.
Право на неприкосновенность частной жизни выражается в свободе общения между людьми на неформальной основе в сферах семейной жизни, родственных, дружеских связей, интимных и других личных контактов, привязанностей, симпатий и антипатий.
Право на неприкосновенность частной жизни складывается из обеспечения ряда тайн, которые предоставляют человеку режим ограни-чительного доступа со стороны других лиц к различным категориям значимой для него информации.
Тайны в сфере права на неприкосновенность частной жизни классифи-цируются по субъектному основанию на две группы:
а) личные тайны – это информация персонального характера, которую человек не желает никому доверять или доверяет узкому кругу лиц, непосредственно относящаяся к гражданину и характеризующая его как личность (тайна семейной жизни, тайна переписки, тайна телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений, тайна почтовых отправлений);
б) профессиональные тайны – это защищаемая законом информация, доверенная лицу исключительно в силу своих профессиональных обязанностей, не связанных с государственной или муниципальной службой, распространение которой может нанести ущерб правам и законным интересам другого лица (доверителя), доверившего эти сведения и не являющаяся государственной или коммерческой тайной. Это банковская тайна, врачебная тайна, адвокатская тайна, тайна нотариальных действий, журналистская тайна, налоговая тайна, тайна страхования, тайна предварительного следствия и судопроизводства, тайна голосования, тайна записей актов гражданского состояния и т.д.
Право на защиту от вредной информации – это субъективное право человека, заключающееся в возможности находиться в состоянии безо-пасности от негативных информационно-психологических воздействий, в результате чего осуществлять различные действия, отвечающие его собственным интересам.
К «вредной» информации относится:
- информация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду;
- призывы к войне;
- пропаганда ненависти, вражды и превосходства;
- распространение порнографии;
- посягательство на честь, доброе имя и деловую репутацию людей;
- недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная, скрытая реклама;
- информация, оказывающая деструктивное воздействие на психику людей.
Состояние информационной безопасности личности обеспечивается посредством специального государственно-правового механизма, со-циальное назначение которого заключается в создании условий для реа-лизации всех информационных прав граждан.
Обеспечение информационной безопасности личности - это постоянный процесс, направленный на поддержание состояния защищенности человека в информационной сфере, результатом которого является непосредственное воплощение информационных прав и свобод человека в жизнь либо создание фактической возможности для их реализации. При этом реализация информационной безопасности личности – это процесс, гарантирующий каждому гражданину те материальные и духовные блага, которые лежат в основе принадлежащих ему субъективных информационных прав.
Обеспечение охватывает меры охраны, защиты и восстановления права, которые различаются по характеру воздействия на объект безо-пасности – охрана является средством недопущения возникновения угроз, защита пресекает подобные угрозы, а восстановление вступает в действие, если эти угрозы все же были реализованы.
Общими же чертами охраны, защиты и восстановления информа-ционной безопасности личности являются следующие. Во-первых, пере-численные институты базируются на системе нормативно-правовых актов, перечисленных в первой главе исследования. Во-вторых, служат одной цели - нормальному процессу реализации личностью своих информационных прав.
Государственно-правовой механизм обеспечения информационной безопасности личности – это система взаимодействующих нормативных, гарантирующих и организационно-деятельностных элементов, опреде-ляющих состояние защищенности человека в информационной сфере и предоставляющих личности фактическую возможность реализовать свои информационные права и свободы.
Структуру механизма обеспечения информационной безопасности личности образуют три элемента: нормативно-правовое обеспечение, га-рантии и деятельность субъектов обеспечения информационной безопасности личности.
Нормативно-правовое обеспечение информационной безопасности личности – это деятельность по совершенствованию правовых норм фе-дерального законодательства, законодательства субъектов Российской Федерации, результатом которой является создание правовых условий для эффективной реализации прав и свобод человека в информационной сфере.
Недостатками современного состояния нормативно-правового обеспечения информационной безопасности личности являются: отсутствие ратификации международных документов, отсутствие терминологической ясности в нормативных актах, регулирующих вопросы информационной безопасности личности, размытые формулировки объектов информационной безопасности личности, их содержания и соотношения с объектами информационной безопасности государства и общества, неопределенность в полномочиях субъектов обеспечения информационной безопасности личности, неурегулированность вопросов обеспечения информационно-психологической безопасности, неглубокая проработка механизма обеспечения информационных прав граждан, в начальной стадии находится законодательство, регулирующее вопросы обеспечения информационной безопасности личности в Глобальной информационной сети Интернет.
В целях совершенствования нормативно-правового обеспечения информационной безопасности личности целесообразно:
а) выработать единую терминологию, характерную для всей данной сферы, для чего представляется необходимой разработка на законо-дательном уровне Глосария как обязательного нормативного варианта для других правовых актов, цель которого заключается в состыковке в одном месте всех терминов, касающихся информационной безопасности.
б) внести категорию информационной безопасности личности в Классификатор правовых актов в качестве самостоятельной в сфере безопасности личности (отрасль 160. 050. 000).
в) уточнить положения Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, определив, что объектами информационной безопасности личности являются: право на информацию, право на защиту от «вредной» информации, право на неприкосновенность частной жизни.
г) закрепить перечень видов информации, которую государственные, общественные и коммерческие организации обязаны предоставить гражданам, в рамках реализации последними своей информационной безопасности, а также установить какие виды информации и в каких случаях должны предоставляться бесплатно.
д) принять закон «О Глобальной информационной сети «Интернет», в котором наряду с другими решался бы вопрос обеспечения ин-формационной безопасности личности в Интернете.
е) в Уголовный кодекс Российской Федерации необходимо ввести новую статью, содержащую запрет на распространение информации, оказывающей деструктивное воздействие на психику людей.
Важнейшую роль в процессе обеспечения информационной безо-пасности личности играют гарантии, которые представляют собой условия, средства, меры, обеспечивающие возможность реализации информационных прав граждан, выполняющие охранительную, защитную и восстановительную функции.
Выявлению сущности гарантий информационной безопасности личности способствует их обстоятельная классификация по различным основаниям.
По сфере действия гарантии подразделяются на международные и внутригосударственные.
Международные гарантии – это коллективные меры мирового со-общества правового, экономического, политического, идеологического характера, обеспечивающие воплощение прав и свобод граждан в сфере информационных отношений.
Внутригосударственные гарантии информационной безопасности личности – это система социально-экономических, политических, нрав-ственных, правовых средств и условий, действующих в пределах отдельной страны, направленных на обеспечение непосредственной реализации информационных прав граждан.
По форме гарантии информационной безопасности личности клас-сифицируются на общие, процедурные и специальные (юридические).
Общие гарантии представляют собой систему различных видов общественных отношений (политических, экономических, духовных и др.), условий и фактов, способствующих наиболее эффективной реализации прав человека в сфере обращения информации.
Процедурные гарантии – это установленные законом и подзаконными актами формы и методы деятельности соответствующих государственных органов по правильному осуществлению информационных прав и свобод граждан в рамках принципов и задач современного общества. При этом процедурные гарантии представляют собой такие же условия и обстоятельства, как и составляющие материальные гарантии, только имеют процессуальный характер.
Юридические гарантии – это правовые нормы, определяющие условия и порядок реализации прав, юридические средства их охраны, защиты и восстановления, при помощи которых обеспечивается реализация информационно-правового статуса личности с использованием го-сударственного принуждения или возможности такого принуждения со стороны государственных органов.
Юридические гарантии в свою очередь подлежат дальнейшему подразделению:
- по степени общности – на общие юридические гарантии и специ-альные юридические гарантии;
- по функциям – на гарантии охраны (защиты) информационной безопасности личности;
- по отраслям – на конституционные, административно-правовые, уголовно-правовые, гражданско-правовые гарантии информаци-онной безопасности личности.
Важной гарантией обеспечения информационной безопасности личности является ее самозащита, которая представляет собой систему односторонних, осуществляемых персонально действий человека, на-правленных на восстановление или защиту его информационных прав от противоправных угроз, соответствующих характеру и степени таких угроз.
Обеспечение информационной безопасности личности осуществляется через деятельность уполномоченных субъектов. Так, например, государство исполняет два набора информационных обязательств, в соответствии с системой информационной безопасности личности:
а) обязательства в сфере информационно-правовой безопасности;
б) обязательства в сфере информационно-психологической безо-пасности.
Эти обязательства выполняются органами законодательной, ис-полнительной и судебной власти.
Важная роль в механизме обеспечения информационной безопасности личности отведена законодательством органам местного самоуправления, которые обеспечивают информационную безопасность личности посредством организации работы местных радиоцентров, выпуска газет, новых информационных материалов, создания пунктов получения, обработки и передачи информации и т.п.
Деятельность субъектов обеспечения информационной безопасности личности зависит от их правовой позиции. Правовая позиция – оценка событий и действий, проводимая в конкретной ситуации, возникающей при реализации информационных прав граждан, основанная на совокупности правовых доктрин, установок, взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности личности, которая при определенных условиях может быть применена к анализу аналогичных ситуаций в будущем.
Обеспечение информационной безопасности личности - это процесс, главная цель которого - воплощение информационных прав и свобод человека в жизнь. Для этого фактическое состояние информационной безопасности личности должно соответствовать интересам граждан и установленным стандартам обращения информации. На определение такого соответствия направлен контроль, который представляет собой систему действий по наблюдению, проверке соответствия действий субъектов информационной деятельности специальным правилам, определяющим порядок обращения информации.
Подобные работы
- Информационная безопасность личности и ее обеспечение
Статьи, Эссе, Сочинения, . Язык работы: Русский. Цена: 200 р. Год сдачи: 2018 - Социальная безопасность личности в современном обществе
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2022 - ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ МОЛОДЕЖНОЙ АУДИТОРИИ СОЦИАЛЬНЫХ
СЕТЕЙ ВКОНТАКТЕ, FACEBOOK, INSTAGRAM)
Дипломные работы, ВКР, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4670 р. Год сдачи: 2016 - Анализ угроз информационной безопасности хозяйствующего субъекта, на основе комплексного исследования социально-психологического портрета инсайдера (Краснодарский Информационно – Технологический Техникум)
Дипломные работы, ВКР, информационная безопасность. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024 - Правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства
Рефераты, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 350 р. Год сдачи: 2019 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ ВЛАСТИ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2020 - Формирование навыков информационной безопасности обучающихся старших классов через игровую деятельность
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - Социальные механизмы управления информационной безопасностью школьников в глобальной сети Интернет
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2019 - Правовое обеспечение информационной безопасности в телекоммуникационных системах
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017



