Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЯЗЫКОВОЙ ДИКТАТ И ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЕ

Работа №38105

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

философия

Объем работы45
Год сдачи2019
Стоимость7300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
124
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
I. Язык как социально-культурный феномен 7
1. Социально-культурная сущность языка 7
1.2. Функциональные проявления языка 19
II. Преодоление «диктата» языка 26
2.1 Системность языка как фактор ограничения 26
2.2 Роль языка в конструировании социальной реальности 34
Заключение 40
Список литературы

Актуальность. Проблема соотношения языка и социального субъекта остается в центре внимания исследователей в области философии, социологии, психологии, попадает в поле зрения междисциплинарных подходов, таких как психолингвистика, лингвистическая прагматика, философская герменевтика. Поле исследования расширяется вместе с развитием социальных связей, научно-техническим прогрессом, процессами экономической и политической глобализации, так как язык является универсальным способом коммуникации и самовыражения для субъекта.
С момента лингвистического поворота в XX веке внимание исследователей направлено не на утилитарность языка, а на его социо- и культурообразующий потенциал, на взаимосвязь языка и сознания и его роль в современных социальных процессах.
Язык выступает не просто средством выражения субъекта, сквозь призму языка нам открывается вся социальная реальность. Язык - наш единственный способ взаимодействия, с помощью которого мы опредмечиваем окружающий мир, чтобы сделать доступным для понимания.
Он не просто влияет на формирование культуры народа, но является фактором становления общества, основой социальных связей и неотъемлемой частью антропосоциогенеза. Учитывая прямое влияние языка на сознание, как отдельного субъекта, так и коллективного сознания в целом, язык может использоваться как действенный инструмент в идеологических целях. Кроме того, независящие от человека процессы в языковой реальности в силу ее автономности, должны быть изучены с точки зрения возможного воздействия на социум.
Таким образом, проблема «диктата» в контексте взаимодействия языка и сознания является одной из ключевых в современном философском дискурсе.
В исследовании мы уделили внимание влиянию языка как на индивидуальное сознание субъекта, так и на коллективное, а также на роль языка в конструировании социальной реальности.
Исследование в силу своей междисциплинарности может быть полезно не только в области социальной философии. В работе поднимаются вопросы свободы человека в современном обществе, объективности знания, критериев истинности в науке. Итоги исследования полезны в области психологии, образования, политологии, онтологии, антропологии.
Объект исследования. Язык как социально-культурный феномен.
Предмет исследования. Принудительная природа языковой реальности.
Цель исследования. Целью дипломной работы является выявление принудительной сущности языка как системы и возможностей ее преодоления.
Задачи исследования. Для осуществления обозначенной цели были сформулированы следующие задачи:
- Выявить сущностные характеристики языка как социальнокультурного феномена.
- Рассмотреть функциональные проявления языка
- Определить характер и причины «диктата» языка по отношению к субъекту;
- Оценить роль языка в конструировании социальной реальности.
- Оценить последствия «диктата» языка.
Методология: В работе были использованы методы анализа и синтеза, аналогии, сравнения, обобщения, диалектический метод. Исследуемый феномен был рассмотрен нами как с позиции практической философии, основанной на созерцании и наблюдении, так и аналитической философии, которая базируется на достигнутых языковых результатах, включая логический позитивизм, философию лингвистического анализа, теорию речевых актов и другие.
Степень научной разработанности темы. Теоретической основой для анализа исследуемой проблемы послужили работы Р. Барта, Т. А. Ван Дейка Л. Витгенштейна, Й. Г. Гердера, В. Фон Гумбольдта, К. Маркса, Л. Нуаре, Ф. Де Соссюра, Ф. Энгельса и др.
Акцент на самостоятельности феномена языка как социально-культурной сущности ставится в 18 веке Ж.Ж. Руссо, И. Г. Гаманом, И. Г. Гердером. В 18-19 веке исследователи придерживаются двух полярных направлений. С одной стороны язык рассматривается как реализация биологических потенций человека. В этом направлении уделяется внимание связи языка и коммуникативных форм поведения животных. С другой стороны язык носит социальный характер и выступает фактором формирования социальных связей. Но в обоих случаях возникновение языка сводится к системе коммуникативных средств.
В марксизме проблема происхождения языка неотделима от развития уникальных человеческих форм отражения и деятельности. Язык дает человеку становиться человеком, развиваться его мышлению.
Язык, как и труд, становятся фактором развития не только мышления. Вместе с тем развивается психология человека, включая более широкий спектр форм познания человеком окружающего мира и взаимодействия с ним. Это и восприятие, и воображение, и эмоционально-волевые процессы. Такое дополнение с позиции психологического подхода важно для понимания связи становления языка и культуры.
Новое осмысление проблемы языка происходит в работах немецкого исследователя Людвига Нуаре. Причиной возникновения языка он считает совместный труд людей в первобытном обществе. Язык обеспечивал согласованность и структурирование коллективного труда.
В 20 веке происходит лингвистический поворот, где главную позицию занимает идея независимости языка. Философы начинают решать метафизические и гносеологические проблемы не путем вопросов о мире или
изучения структур сознания, а посредством анализа языка. У истоков его стоят Г. Фреге, Б. Рассел, Д.Э. Мур, Л. Витгенштейн. Их подход к философии определяется убеждением, что всякое знание о мире существует лишь тогда, когда оно выражено посредством языка. Следовательно, описание познавательных процедур, как и понимание структуры реальности, можно получить, лишь исследуя язык. Язык рассматривается в онтологическом аспекте. К этому периоду относится возникновение концепции «языковых игр» как правил, складывающихся в процессе человеческой деятельности и выражающих принципы жизни человека в целом, развитие теории речевых актов Г. Райла, П. Стросона и других, которые полагали, что сама логика и структура языка базируются на некоторых культурологических предпосылках. Одно из важных мест в этот период занимает теория значения и референции которую разрабатывали С. Крипке, Д. Каплан, Х. Патнэм и другие и смысл которой заключен в том, что язык зависит от внешних, социальных феноменов, противостоящих внутренним явлениям, таким как мышление.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает два параграфа, заключения, списка использованных источников и литературы.
Во введении были обоснованы актуальность, определены цель, объект, предмет и задачи исследования, описана структура работы.
В первой главе рассматривается характеристики языка как социокультурного феномена.
Во второй главе выявляются репрессивные проявления языка на уровне взаимодействия с говорящим субъектом, рассматриваются пути преодоления «диктата» языка.
В заключении делаются основные выводы по проделанной работе.
В списке использованных источников и литературы приводятся монографии, статьи, труды ученых, а также информационные источники. 


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе исследования были рассмотрены характеристики языка как социокультурного феномена в историческом и современном пространстве, взаимодействие языка и социального субъекта для выявления роли языка в конструировании социальной реальности и определения степени «диктата» языка на субъект.
В результате исследования в первом параграфе первой главы нам удалось выявить следующие характеристики языка как социокультурного феномена:
1) Язык проникает во все сферы жизнедеятельности человека как средство коммуникации, обеспечивая социализацию индивидов в обществе.
2) Язык обладает свойством выражения и отражения общественного сознания, культурообразующим потенциалом и играет фундаментальную роль в построении социальной реальности, выступая системой объективированных представлений о мире.
3) Язык является неотъемлемой частью антропосоциогенеза, фактором становления человека как разумного и общественного существа. Язык развивается вместе и соотносительно человеческому труду, появляется вместе с сознанием и влияет на его развитие.
4) Язык аккумулирует многовековой общественный опыт, содержит информацию о духовных, политических, экономических, социальных процессах общества.
5) Язык может быть представлен как форма жизни, обладает бытийственностью в форме языковой реальности.
Язык не просто повлиял на развитие человека, но сделал возможным само построение системы социальных связей. В результате язык проходит несколько стадий взаимодействия с социальным: фактор становления социальности, продукт социальности, форма существования социального.
Как социально-культурный феномен язык проявляет себя в следующих функциях: коммуникативной и интеллектуальной; и функциональных модальностях: творческой, адаптивно-стабилизирующей и репрессивной; В ходе исследования мы выделили репрессивность языкового дискурса как перманентное свойство, обусловленное его структурой и содержанием.
В связи с выявленными функциями мы выделили два уровня влияния языка на субъект: на уровне индивидуального сознания и на уровне коллективного сознания. Также мы выделили структурные и смысловые причины «диктата» языка, с которыми индивид сталкивается в процессе выражения себя через язык и будучи включенным в языковую реальность в аспекте репрессивности языка.
Нам удалось выяснить, что языковой «деспотизм» проявляется, с одной стороны, в жестоком узусе, диктующем человеку правила речи и мышления на основе существующей структуры, а также в «оговоренности», конвенциональности понятий, приводящей к стереотипности всех слов. Также мы отметили, что язык содержит в себе и средства преодоления принудительной природы. Факт власти человека неоспорим, но не исключителен. Однако именно метафоры, лексические окказионализмы могут служить проявлением той самой власти человека над языком, приводя к порождению новых смыслов.
Также мы рассмотрели роль языка в конструировании социальной реальности. В результате исследования наряду с культуро- и социообразующим потенциалом, мы выявили признаки существования языка как самостоятельного феномена в рамках искусственной языковой реальности. Творческий потенциал языка является уникальным явлением, однако также мы выявили риски, с которыми сталкивается субъект в условиях «диктата» языка.
Еще постмодернисты поднимают «бунт» против установления власти языка и дискурса. Как отмечал Р. Барт, язык предлагает собственную классификацию мира, задает границы того, что может и не может быть сказано, а для того, что может быть сказано, язык детерминирует то, как это может быть сказано.
Во-первых, это риск подмены понятий. Назвав объект каким-то словом, мы можем приписать ему новые качества, исходя не из его сущности, а из сущности понятия. Что приводит к искажениям выводов, препятствует коммуникации.
Во-вторых, это ограничение познания субъектом окружающего мира за счет ограниченности категориального аппарата.
В-третьих, язык за счет ограничения сознания своих носителей и подменяя иллюзией понимания истинное осмысление, дает почву для манипуляций массами.
В-четвертых, структура языка предполагает отношение отчуждения говорящего субъекта.



1. Барт Р. Нулевая степень письма. / Р. Барт - М.: Радуга, 1983. - 432. с.
2. Бахтин М. М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа. / М. М. Бахтин - М.: 1979. - 307. с.
3. Ван Дейк Т. А. Язык. Познание. Коммуникация / Т. А. Ван Дейк - Благовещенск: БГК им. И. А. Бодуэна де Куртенэ, 2000 -308. с.
4. Ветров А. А. Семиотика и ее основные проблемы. / А. А. Ветров - М.: Издательство политической литературы, 1968. - 263. с.
5. Витгенштейн Л. И. Избранные работы. / Л. И. Витгештейн - Пер. с нем. и англ. В. Руднева. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2005 - 446. с.
6. Гердер Й.Г. Идеи к философии истории человечества. / Й. Г. Гердер - М.: Наука, 1977. - 703. с.
7. Гумбольдт В. О. Избранные труды по языкознанию. / В. О. Гумбольдт
- М.:Прогресс, 1984. - 400. с.
8. Звегинцев В. А.. Теоретико-лингвистические предпосылки теории Сепира - Уорфа. / В. А. Звегинцев В. А. - Новое в лингвистике. - №1, 1960. - 153. с.
9. Ключевский В.О. Сочинения в девяти томах. Т. 1. / В. О. Ключевский - М.: Мысль, 1987. - 432. с.
10. Колмогоров А.Н. О метре пушкинских «Песен западных славян». / А. Н. Колмогоров - Русская литература. - №1, 1961. - С. 98-111.
11. Лебедев А. В. Фрагменты ранних греческих философов. Часть I. / А. В. Лебедев - М.: 1989. - 556. с.
12. Маркс К. Сочинения. Изд. 2. Т.20. / К. Маркс., Ф. Энгельс - М.: Издательство политической литературы, 1974. - 825. с.
13. Налимов В. В. Вероятностная модель языка: О соотношении
естественных и искусственных языков. / В. В. Налимов - М.: Наука, 1975. - 280. с.
14. Неверов С. В. Общественно-языковая практика современной Японии. /
С. В. Неверов - М.: Наука, 1982. - 147. с.
15. Ортега-и-Гассет Х. «Дегуманизация искусства» и другие работы. Эссе о литературе и искусстве. / Х. Ортега-и-Гассет - М.: Радуга, 1991. - 641. с.
16. Платон. Собрание сочинений в четырех томах: Т.2. / Платон - М.: Мысль, 1984. - 598. с.
17. Прохоров А. М. Большой энциклопедический словарь / А. М. Прохоров - М.: Советская энциклопедия, 1993. - 1632. с.
18. Руссо Ж.-Ж. Опыт о происхождении языков, а также о мелодии и музыкальном подражании: Т.1. / Ж.-Ж. Руссо - M.: Государственное издательство художественной литературы, 1961. - 852. с.
19. Соссюр Ф. Курс общей лингвистики. / Ф. Соссюр - Екб.: Уральский университет, 1999. - 426. с.
20. Смелзер Н. Социология. / Н. Смелзер - М.: Феникс, 1994. - 688. с.
21. Спиркин А. Г. Происхождение сознания. / А. Г. Спиркин - М.:
Государственное издательство политической литературы, 1960. - 472. с.
22. Фромм Э. Душа человека. / Э. Фромм - М.: 1992. - 346. с.
23. Шатунова Т.М. Онтология эстетического. Учебное пособие по курсу эстетики для студентов философского факультета / Т. М. Шатунова - Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова- Ленина, 2009. - 118 с.
24. Шоу Д. Б. Избранные произведения. Пигмалион. / Д. Б. Шоу - М.: «Панорама», 1993. - 90. с.
25.Элиот Т. С. Назначение поэзии. / Т. Элиот - М.: 1997. — 350. с.
26. Ярцева В. Н. Лингвистический энциклопедический словарь. / В. Н. Ярцева - М.: Советская энциклопедия, 1990. - 709. с.
27. Яхонтов С. Е. Прародина ностратических языков. / С. Е. Яхонтов - М.: Славистика. Индоевропеистика. Ностратика. К 60-летию со дня рождения В. А. Дыбо, 1991. - 228. с.
Электронные ресурсы
28. Антонова О. А. Возрастная анатомия и физиология. / О. А. Антонова.
[Электронный ресурс]. URL: http://www.studmed.ru/view/antonova-oa- vozrastnaya-anatomiya-i-fiziologiya_a65a4b64f1b.html. Проверено:
02.05.2018.
29. Фуко М. Слова и мысли. Аналитический порта «Гуманитарные технологии». / М. Фуко. [Электронный ресурс]. URL: https://gtmarket.m/laboratory/basis/5169/5175. Проверено: 09.06.2019.
30. Antinazi. Энциклопедия социологии. [Электронный ресурс]. URL: http://sbiblio.com/biblio/dict.aspx#find. Проверено: 11.05.2019.
31. Hayakawa S.J. Language in Thought and Action. [Электронный ресурс].
URL: https://archive.org/details/in.ernet.dli.2015.30957. Проверено:
11.05.2019.
32.Searle, J. (1995). The Construction of Social Reality. New York, Free Press. Романова А. реферативный перевод. [Электронный ресурс]. URL: http://psyberlink.flogiston.ru/internet/bits/searle.htm. Проверено: 19.02.2019.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ