Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВА КАЖДОГО НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ В РФ

Работа №38094

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы63
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
612
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Общая характеристика конституционного права человека на благоприятную окружающую среду 6
§ 1.1. Понятие и содержание права человека на благоприятную окружающую среду 6
§ 1.2. Место и роль права на благоприятную окружающую среду в
конституционном праве 15
§ 1.3. Исторические этапы развития права человека на благоприятную
окружающую среду в России и зарубежных странах 19
Глава II. Роль государственных и общественных институтов в обеспечении конституционного права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду 27
§2.1. Компетенция органов государственной власти по обеспечению права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду в России.. .27 § 2.2. Деятельность общественных экологических объединений по обеспечению конституционного права человека и гражданина на
благоприятную окружающую среду 36
Глава III. Правовой механизм реализации и защиты конституционного права на благоприятную окружающую среду 41
§ 3.1. Механизм судебной защиты права человека на благоприятную
окружающую среду 41
§ 3.2. Проблемы и перспективы совершенствования законодательства о праве
на благоприятную окружающую среду 46
Заключение 53
Список используемой литературы 57



Конституция Российской Федерации 1993 г. заложила принципиально новый подход к построению конституционного правопорядка, закрепив в ст. 2, что основные права и свободы человека и гражданина как неотъемлемый элемент конституционного строя государства являются наивысшей ценностью. Одним из таких прав выступает право каждого на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ)1, эффективное осуществление которого гражданами требует формирования соответствующего конституционно-правового механизма его обеспечения.
Особую актуальность этой проблеме придает сложная экологическая обстановка в стране, прежде всего на урбанизированных территориях. Согласно данным, приведенным в Стратегии экологической безопасности в Российской Федерации на период до 2025 г (утвержденный Указом Президента РФ от 19.04.2017) , окружающая среда в городах и на прилегающих к ним территориях, где проживает 74 % населения страны, подвергается значительно - отрицательному воздействию, источниками которого являются объекты промышленности, энергетики, транспорта, капитального строительства. Увеличивается число обращений граждан по поводу шума (более 57 % жалоб), электромагнитного излучения, плохого качества питьевой воды, продуктов питания, отсутствия благоустройства территорий (вывоз мусора, озеленение и т. п.).
Сегодня многими учеными подтверждается тот факт, что планета находится на грани экологической катастрофы. Несмотря на осознание обществом опасности загрязнения окружающей среды и принятие законов в области ее охраны, экологический кризис нарастает, являясь следствием длительного пренебрежения природоохранными факторами в развитии промышленности и сельского хозяйства, с загрязнением среды обитания отходами жизнедеятельности и промышленного производства. В этих условиях необходимы правовые механизмы подавления разрушительного потенциала цивилизации. Основу и необходимые предпосылки появления таких механизмов составляет право на благоприятную окружающую среду, поскольку его законодательное гарантирование обеспечивает выполнение двух задач, представляющих собой части одного целого: обеспечение человека возможностью жить в здоровой, не угрожающей жизни и среде, а также охрану биосферы планеты.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование конституционно - правового механизма обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду в Российской Федерации.
Для достижения указанных целей были поставлены следующие задачи:
1) раскрыть понятие и содержание права каждого на благоприятную окружающую среду как исходного ценностного основания и объекта конституционно - правового регулирования;
2) определить место и роль права на благоприятную окружающую среду в конституционном праве; роль государственных и общественных институтов в обеспечении конституционного права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду;
3) исследовать исторические этапы развития права человека на благоприятную окружающую среду в России;
4) изучить механизм судебной защиты права человека на благоприятную окружающую среду;
5) рассмотреть проблемы и перспективы совершенствования законодательства о праве на благоприятную окружающую среду.
В работе использованы такие общенаучные методы познания, как методы анализа и синтеза, обобщения, сравнения, системно-структурный анализ. Широко применялись специфичные для правового исследования методы: формально-юридический, сравнительно - правовой, историко-юридический.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникшие в ходе обеспечения конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду.
В ходе выполнения данной работы были использованы труды ученых и специалистов таких, как С. А. Боголюбов, М. М. Бринчук, Т. Е. Волгина и других известных ученых - правоведов.
В главе I рассматривается общая характеристика конституционного права человека на благоприятную окружающую среду.
Глава II посвящена роли государственных и общественных институтов в обеспечении конституционного права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду.
Глава III содержит анализ правового механизма реализации и защиты конституционного права на благоприятную окружающую среду.
В основу выпускной квалификационной работы также легли анализ федерального законодательства и законов субъектов, подзаконных актов и материалы судебной практики.
По структуре работа состоит из введения; трех глав, которые в свою очередь делятся на параграфы; заключения; списка используемой литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итоги, отметим, что экологическая форма взаимодействия общества и природы проявляется, прежде всего, как реакция на разрушительную деятельность человека в окружающей среде. Это осознанная форма общественной и государственной деятельности, направленная на сохранение и воспроизводство природных ресурсов, т.е. охрана природы, рациональное использование её природных ресурсов, когда экологический баланс был уже разрушен.
Необходимо своевременно соизмерять масштабы человеческой деятельности с возможностями окружающей среды, чтобы ни в коем случае не превысить их. Для урегулирования взаимоотношений человека и природы с тем, чтобы не наносить ей бездумно непоправимого ущерба, и служат экологические права и в первую очередь право граждан на благоприятную окружающую среду.
Конституционное право каждого на благоприятную окружающую среду является фундаментальным, затрагивающим основы жизнедеятельности во всех сферах, которое способствует поддержанию нормальных экологических, экономических и социальных условий жизни человека и общества в целом.
Право на благоприятную окружающую среду - это закрепленная в Конституции Российской Федерации и гарантированная Российским государством возможность любого индивида реализовать свои права, свободы и законные интересы в условиях здоровой, отвечающей международным и государственным стандартам окружающей среде, получать достоверную информацию о ее состоянии и совершать необходимые действия для защиты своих и общественных интересов и потребностей в данной сфере. В соответствии с Законом благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.
Содержание права на благоприятную окружающую среду составляет центральное звено эколого-правового статуса личности как системы законодательно закрепляемых прав, интересов и обязанностей человека, обеспечивающих охрану окружающей среды и представляет собой личное право, поскольку реализация всех структурных элементов этого права индивидом («право-пользование», «право-требование», «право-действие», «право-притязание») в совокупности тесно связана с его правом на жизнь. Содержание права на благоприятную окружающую среду определяется конституционно закрепленными положениями: каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Конституционное право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (право на экологическую информацию) является важнейшей составляющей механизма обеспечения конституционного права на благоприятную окружающую среду, и занимает значительное место среди экологических прав человека, поскольку такая информация позволяет ему принять своевременные меры по защите своей жизни, здоровья, имущества от неблагоприятных воздействий природных явлений и техногенных катастроф.
Реализация права на благоприятную окружающую среду является сложным процессом, эффективность которой зависит не только от правовой регламентации, но и от уровня правового сознания и правовой культуры субъектов правореализации, включая совершенство текущего законодательства, состояние правоприменительной практики в области прав человека, эколого-правовое образование и воспитание.
В основе международного пути развития права человека на благоприятную окружающую среду следует признать, что решение такой комплексной проблемы как охрана окружающей природной среды на сегодняшний день по силам лишь совместно всему мировому сообществу.
Государственному уровню развития необходимо исходить из того, чтобы максимально учитывать все публичные интересы в области охраны окружающей среды.
Общественные объединения являются эффективным рычагом в механизме реализации права на благоприятную окружающую среду. Их деятельность должна опираться на государственную поддержку, так как эта реальная сила, способная влиять на решение многих социальных и экономических проблем. Поддерживается создание региональных общественных объединений в целях более эффективного и оперативного решения локальных экологических проблем, проведения различных мер по улучшению состояния окружающей среды, выносятся рекомендации по улучшению их деятельности.
Необходимо организовать экологическую подготовку специалистов предприятий, ввести проверку экологических знаний работников и специалистов предприятий, связанных с деятельностью, оказывающей влияние на окружающую среду и здоровье человека на территории Российской Федерации. Решение данной проблемы возможно при передаче образовательной функции экологическим объединениям с обязательной сертификацией.
Необходимо приобрести у развитых зарубежных стран опыт, что изменить его для применения в реалиях российского законодательства, значительно отстающего по опыту от зарубежного. И, внося изменения и поправки для адаптации к российским условиям, мы должны руководствоваться основными принципами демократии и конституционными нормами
Целесообразно включить в школьные программы предметы по экологии региона и страны.
Необходимо внести изменения в порядок деятельности государственных органов всех уровней: во - первых, создать реальный правовой механизм доступа человека и гражданина и их объединений к информации о состоянии окружающей среды. Во - вторых, закрепить механизмы участия человека и гражданина и их объединений в обсуждении и принятии решений, касающихся состояния окружающей среды и здоровья населения. И в - третьих, создать обязательную систему правовых экспертиз нормативных актов, принимаемых органами исполнительной власти не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов РФ.
Право на благоприятную окружающую среду, затрагивающее основы жизнедеятельности человека, занимает центральное место в системе экологических прав граждан. Но, чтобы это право было закреплено не только формально, но и успешно реализовывалось в жизнь, уже молодому подрастающему поколению необходимо понимать, что бережное отношение ко всему живому и любовь к окружающему миру залог их счастливого и здорового будущего.



1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993г.: [в ред. от 21.07.2014 г.] // Собрание Законодательства Российской Федерации. - 2009. - №4. - Ст. 445.
2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Материал подготовлен и опубликован в общероссийской сети распространения правовой информации «Консультант Плюс».
3. Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят
16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Материал подготовлен и опубликован в общероссийской сети распространения правовой информации «Консультант Плюс».
4. Стокгольмская декларация от 16 июня 1972 // Действующее международное право. Т. 3.- М.: Московский независимый институт международного права. - 1997. - Ст. 682 - 687.
5. Декларация прав и свобод человека от 5 сентября 1991 г. // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. — 1991. — № 52. — Ст. 1865.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федер. закон от 30 ноября 1994 № 51-ФЗ [ред. от 03.08.2018] // Российская газета. - 1994. - 8 декабря; Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): федер. закон от 26 января 1996 №14-ФЗ [ред. 29.07.2018] // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №5. - Ст.410.
7. Уголовный кодекс Российской Федерации :федер. закон от 13 июня 1996 № 63-ФЗ [ред. от 27.12.2018] // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №25. - Ст. 2954.
8. Арбитражный процессуальный кодекс от 24 июля 2002 № 95 - ФЗ: [в ред. от 25.12.2018] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - №30. - Ст. 3012.
9. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195-ФЗ [в ред. от 1.05.2019] // Собрание законодательства Российской Федерации. - №1(ч.1). - Ст. 1.
10. О Правительстве Российской Федерации: федеральный
конституционный закон от 17 декабря 1997 № 2-ФКЗ [ред. от 28.12.2016] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 51. - Ст. 5712.
11. Об охране окружающей среде : федеральный закон от 10.01.2002 №7 - ФЗ [ в ред. от 29.07.2018] // Собрание законодательства РФ. - 2002. - №2. - Ст. 133.
12. О промышленной безопасности опасных производственных объектов :федер. закон от 21 июля 1997 №116 - ФЗ [в ред.от 29.07.2018] // Собрание законодательства РФ. 1997. - №30. - Ст. 3588.
13. Об общественных объединениях :федер. закон от 19 января 1995 № 82-ФЗ [ред. от 20.12.2017] // Российская газета. - 1995. - № 100. - Ст. 1930.
14. О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве) :федер. закон от 11 августа 1995 № 135-ФЗ [ред. от
18.12.2018] // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 33. - Ст. 3340.
15. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: федер. закон от 30 марта 1999 № 52-ФЗ [ред. от 03.08.2018] // Собрание законодательства РФ. - 1999, № 14. - Ст. 1650.
16. Стратегии экологической безопасности в Российской Федерации на период до 2025 г [Электронный ресурс] : Указ Президента РФ от 19. 04. 2017 № 176. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
17. О структуре федеральных органов исполнительной власти [Электронный ресурс] : Указ Президента РФ от 15.05.2018 № 215. // Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
18. Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 11.11.2015 № 1219. // Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
19. О Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды: постановление Правительства РФ от 23.07.2004 N 372 [ред. от 06.09.2018] // Собрание законодательства РФ. - N 31. - Ст. 3262.
20. Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации: постановление Правительства РФ от
30.07.2004 N 400 [ред. от 05.10.2018] от 22 июля 2004 г. N 370 // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 32. - Ст. 3347.
21. Об утверждении Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов: постановление Правительства РФ от 16 июня 2004 г. N 282 // Собрание законодательства РФ. - 2004. - N 25. - Ст. 2564.
22. О Федеральном агентстве лесного хозяйства (вместе с Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства): Постановление Правительства РФ от 23.09.2010 N 736 [ред. от 14.12.2018]// Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 40. - Ст. 5068.
23. Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по недропользованию: постановление Правительства РФ от 17.06.2004 N 293 [ред. от 07.07.2016] // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 26. - Ст. 2669.
24. Об утверждении Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 27.08.2009 N 1235-р [ред. от 17.04.2012] // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 36. - Ст. 4362.
25. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер.закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ: [в ред. от
01.05.2019] // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 40. - Ст. 3822
Нормативно-правовые акты субъектов РФ и Республики
Татарстан
1. Конституция Республики Татарстан от 06 ноября 1992 г.: [в ред. от
22.06.2012 г.] // ВЕДОМОСТИ Верховного Совета Татарстана. - 1992. - № 9 10. - Ст. 166.
2. Экологический кодекс Республики Татарстан от 15 января 2009 №5 - ЗРТ // Республика Татарстан. - 2009. - №10.
Нормативные акты, утратившие силу
1. Конституция РСФСР от 01.01.2001 г., ст. 3 // СУ РСФСР. — 1918. — № 51. — Ст. 582. Утратил силу.
2. Конституция РСФСР от 01.01.2001 г. // СУ РСФСР. — 1925. — № 30. — Ст. 218. Утратил силу.
3. Конституция СССР (Основной закон) 1977 г. // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. — 1977. — № 41. — Ст. 617. Утратил силу.
4. Земельный кодекс РСФСР от 01.01.2001 г. // СЗ РСФСР. — 1922. — № 68. — Ст. 901. Утратил силу.
5. Лесной кодекс РСФСР от 01.01.2001 г. // СЗ РСФСР. — 1923. — № 58. — Ст. 564. Утратил силу.
6. О коренной перестройке дела охраны природы в стране Постановление Центрального комитета КПСС и Совета Министров СССР от 7 января 1988 г. «О коренной перестройке дела охраны природы в стране» // СП СССР. — 1988. — № 6. — Ст. 14. Утратил силу.
7. Декрет «О земле» от 01.01.2001 г. // СУ РСФСР. — 1917. — № 1. — Ст. 3. Утратил силу.
8. Декрет ВЦИК «О лесах» от 01.01.2001 г. // СУ РСФСР. — 1918. — №
42. — Ст. 522. Утратил силу.
II. Материалы юридической практики:
1. Постановление суда от 22 мая 2017 года г. Альметьевск Дело № 5- 491/2017 // Документ опубликован не был. - Доступ с сайта Альметьевского городского суда.
2. Заочное решение Ново-Савиновского районного суд г. Казани
Республики Татарстан от 11 сентября 2017 г. по делу № 2-4556/17 [Электронный ресурс]. - электрон. Текст. Дан. Режим доступа:
http: //www. ecoindustry.ru/j udgments/view/1935. html.
3. Решение арбитражного суда Республики Татарстан от 6 ноября 2015 г. по делу № А65-21124/2015 [Электронный ресурс]. - электрон. Текст. Дан. Режим доступа: http://www.ecoindustry.ru/judgments/view/1935.html.
4. Решения суда от 8 июня 2016 г. по делу № А75-1392/2016 [Электронный ресурс]. - электрон. Текст. Дан. Режим доступа: http: //www. ecoindustry.ru/j udgments/view/2096. html.
III. Специальная литература:
1. Балаян Э. Ю. Отдельные аспекты конституционного права человека на благоприятную окружающую среду / Э. Ю. Балаян // Журнал социогуманитарный вестник. - 2014. - №1. - С. 89 - 95.
2. Боголюбов С. А. Реализация экологической политики посредством права :монография. - М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: ИНФРА-М, 2016. - 320с.
3. Боголюбов С. А. Актуальные проблемы экологического права : монография / С. А. Боголюбов. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 498 с.
4. Бринчук М. М. Конституционное право на благоприятную окружающую среду в свете национальной безопасности/ М. М. Бринчук // Журнал государство и право. - 2014. - №1. - С. 74 - 83.
5. Брусницына С. В. Институт информирования общественности при принятии управленческих решений как гарантия обеспечения права на благоприятную окружающую среду / С. В. Брусницына // Журнал вестник Челябинского государственного университета. Серия: право. - 2016. - №11(302). - С. 5 - 11.
6. Волгина Т. Е. Механизм реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду / Т. Е. Волгина // Журнал ученые заметки ТОГУ. - 2015.
- №4. - С. 686 - 690.
7. Основы экологического права : учебник и практикум для СПО / А. М. Волков, Е. А. Лютягина ; под общ.ред. А. М. Волкова. — М. : Издательство Юрайт, 2016. —325 с.
8. Гейт Н. А. Роль государственной власти в обеспечении права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду / Н. А. Гейт // Журнал вестник евразийской академии административных наук. - 2014. - №1(26). - С. 78 - 83.
9. Ерофеев Б. В. Экологическое право : учебник. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИД «Форум» : ИНФРА-М, 2015. - 400 с.
10. Захаров А. В. Направления повышения эффективности правового регулирования противодействия глобальным экологическим вызовам человечеству / А. В. Захаров // Журнал социально-экономические явления и процессы. - 2017. -№5. - С. 173 - 177.
11. Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды: учебное пособие / С. В. Косенкова, Н. Б. Ефимова - Волгоград: ФГБОУ ВО Волгоградский ГАУ, 2016. -180 с.
12. Крассов О. И. Экологическое право : учебник / - 4-е изд., пересмотр.
- М. : Норма : ИНФРА -М, 2016. - 528 с.
13. Лиханов В.А., Лопатин О.П. Нормативы по защите окружающей среды: Учебное пособие. - Киров: Вятская ГСХА, 2015. - С. 98.
14. Медведкова С. А. Реализация конституционных прав на благоприятную окружающую среду граждан проживающих в крупных промышленных регионах / С. А. Медведкова // Экология и безопасность техносфере: современные проблемы и пути решения: Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции. - 2017. - С. 518 - 520.
15. Мирославская К. В. Общественные экологические объединения в системе охраны права человека на благоприятную окружающую среду / К. В.
Мирославская, И. М. Филянина // Журнал актуальные проблемы права. - 2018 . - №5. - С. 68 - 75.
16. Нарышкин С. Е. Право и экология: материалы VIII Международной
школы-практику-молодых ученых-юристов (Москва, 23-24 мая 2013 г.) — М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при
Правительстве Российской Федерации: ИНФРА-М, 2014. — 382 с.
17. Несмеянова С. Э. Благоприятная окружающая среда - конституционная ценность / С. Э. Несмеянова // МатериалыХ Международной научно-практической конференции, посвященной Г оду экологии в России. 2017. - Саратов, 2017. - С. 156 - 160.
18. Рудман М. Н. Конституционное право на благоприятную окружающую среду / М. Н. Рудман // Журнал JuvenisScientia. - 2018. - №8. - С. 18 - 21.
19. Сайбулаева С. А. Защита конституционным судом Российской Федерации экологических прав граждан / С. А. Сайбулаева // МатериалыХ Международной научно-практической конференции, посвященной Г оду экологии в России. - 2017. - С. 189 - 194.
20. Экологическое право : учебник / Ф.М. Тюльпанов. — Москва :ЮСТИЦИЯ, 2018. — 534 с.
21. Хворостов А. Ю. Экологическое право и экологические права человека: к вопросу о необходимости формирования / А. Ю. Хворостов // Журнал Социосфера. - 2016. - №1. - С. 86 - 98.
22. Фонасейкин А. А. Актуальные проблемы судебной защиты экологических прав граждан РФ / А. А. Фонасейкин // Журнал актуальные проблемы гражданского судопроизводства. - 2017. - С. 503 - 507.
23. Шидловский В. А. Некоторые проблемы реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду / В. А. Шидловский, С. В. Кузьмина // Новая наука и образовательный потенциал как ключевые критерии общественного прогресса. - 2017. - С. 362 - 364.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ