Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНИЗАЦИЯ КОМАНДНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ НАД ПРОЕКТОМ ПО ТЕХНОЛОГИИ

Работа №38089

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы45
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
336
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 СПОСОБНОСТЬ ШКОЛЬНИКА К КОМАНДНОЙ РАБОТЕ КАК СОВРЕМЕННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 7
1.1 Современные ориентиры качества общего образования 7
1.2 Командная работа - новый показатель в международных исследованиях общего образования 13
Выводы по первой главе 19
ГЛАВА 2 КОМАНДНАЯ РАБОТА ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В КОНТЕКСТЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 20
2.1 Проект по технологии как средство развития способности школьников к командной работе 20
2.2 Дидактический материал для организации командной работы школьников над проектом по технологии 28
Выводы по второй главе 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42

Актуальность исследования. Президент РФ Владимир Путин поручил к 2024 году обеспечить вхождение России в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования. Об этом говорится в указе «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», опубликованном на сайте Кремля [31]. «Правительству Российской Федерации при разработке национального проекта в сфере образования исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить достижение следующих целей и целевых показателей: обеспечение глобальной конкурентоспособности
российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования», - говорится в тексте указа. Также к этому времени должна быть достигнута цель «о воспитании гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций», сказано на сайте Кремля.
Чтобы Россия к 2024 году вошла в десятку стран по качеству общего образования, сформирован нацпроект «Образование» . Для оценки качества общего образования возьмут средневзвешенный результат РФ по группе рейтингов. Россия принимает участие в различных международных исследованиях общего образования. Наиболее известный и авторитетный из них - рейтинг ОЭСР под названием PISA (англ. Programme for International Student Assessment), в рамках которого страна участвовала во всех предыдущих циклах исследования с 2000 года. В 2015 году из 72 стран-участников Россия заняла 32-е место по естественнонаучной грамотности, 23-е - по математической, 26-е - по читательской грамотности. Итоги исследования этого года еще не опубликованы, но ожидается улучшение показателей. Анализ результатов последних циклов исследований позволил определить сильные и слабые места российской системы образования. По словам Татьяны Голиковой, к сильным местам можно отнести высокий уровень академических знаний школьников, способность решать типовые учебные задачи на основе полученных знаний. А начальная школа в России занимает лидирующие места в мире - это сильный фундамент системы образования. Среди слабых - недостаточно эффективное применение полученных знаний для решения нетиповых учебных задач и проблемных ситуаций. Школьное образование не всегда готовит детей к реальной жизни [27].
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) - тест, оценивающий грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике. Проходит раз в три года. В тесте участвуют подростки в возрасте 15 лет. Был разработан в 1997 году, впервые прошёл в 2000 году [12]. Следует отметить, что в 2015 году к оценке математической, естественнонаучной и читательской грамотности добавилась оценка финансовой грамотности и способности коллективного выполнения работы. А в 2018 году появилось новое направление международного исследования - оценка сформированности глобальных компетенций. Глобальная компетентность означает, в частности, способность вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству [23].
Помимо PISA существуют и другие международные мониторинговые исследования, имеющие более узкую направленность. Тестирование TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study), например, нацелено на проверку качества математического и естественнонаучного образования учеников четвёртых и восьмых классов. Проводится оно при поддержке Международной ассоциации по оценке учебных достижений IEA. Помимо мониторинга качества знаний TIMSS призвано ещё и выявить различия в национальных системах образования разных стран. А тестирование PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) Направлено на то, чтобы оценить качество чтения и понимания текста у ребят начальной школы. Так же, как и TIMSS, оно показывает различия в национальных системах образования. Исследование PIRLS проводится раз в пять лет, и проходило уже четыре раза: в 2001, 2006, 2011 и 2016 годах [39].
Очевидно, что школа должна в самое ближайшее время ответить на социальный заказ образованию соответствующей методикой по ряду учебных дисциплин. Отметим, что в упомянутом ранее Указе глава государства поручил также ввести новые методы и технологии обучения, создать эффективную систему выявления и поддержки юных талантов. «Необходимо решить задачу о внедрении на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлечённости в образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области «Технология»», - говорится в документе [31].
В ходе предварительного исследования нами выявлено противоречие между необходимостью развития у школьников способности к командной работе и недостаточной проработанностью методики соответствующей работы на уроках технологии.
Идея настоящей работы состоит в разработке методики развития у школьников способности к командной работе на уроках технологии. Бесспорными преимуществами в осуществлении нашего замысла имеет проектная деятельность школьников.
Проблема нашего исследования состоит в необходимости разработки дидактических материалов для организации командной работы школьников над проектом по технологии.
Объект исследования: развитие у школьников способности к командной работе.
Предмет исследования: проект по технологии как средство развития у школьников способности к командной работе.
Цель исследования: разработать методику организации командной работы школьников над проектом по технологии.
Задачи исследования:
1. Выделить современные ориентиры качества общего образования.
2. Исследовать сущность, структуру и содержание способности к командной работе.
3. Раскрыть потенциал проекта по технологии в развитии у школьников способности к командной работе.
4. Составить дидактический материал для организации командной работы школьников над проектом по технологии.
Методы исследования: анализ отечественного опыта организации проектной деятельности обучающихся, изучение программной документации учителей технологии, наблюдение за обучающимися.
Практическая значимость: разработанный автором материал для организации командной работы школьников над проектом по технологии может быть использован учителем как на уроках в основной общеобразовательной школе, так и во внеурочной деятельности.
Структура работы: работа состоит из двух глав по два параграфа каждый, выводов, заключения и списка литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Парадокс компетентности: компетентность (действенные знания, умения, способы) обнаруживает себя за пределами учебных ситуаций, в задачах, не похожих на те, где эти знания, умения, способы приобретались. Способность командной работы - яркий тому пример.
Из числа современных ориентиров, наряду с требованиями ФГОС к результату общего образования, способность к командной работе - одна из самых актуальных для развития. Это подтверждают и последние опубликованные результаты международных исследований.
Способность к командной работе сегодня значит способность:
- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
- осознавать как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды - наши собственные и других людей;
- вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Структуру и содержание способности к командной работе составляют:
- Отношения («Открытость представителям иных культур», «Уважение других культур и культурных отличий», «Широта взглядов», «Ответственность»).
- Знание, Понимание («Осознание и понимание глобальных проблем», «Осознание межкультурных различий, взаимопонимание»).
- Умения («Аналитическое и критическое мышление» - Способность взаимодействовать уважительно, сообразно, эффективно. Способность сочувствовать. Гибкость)
- Ценности («Человеческое достоинство» и «Культурное разнообразие»).
Проектная деятельность школьников рассмотрена в работе как перспективный инструмент в развитии у ребят способности к командной работе.
1. Составить дидактический материал для организации командной работы школьников над проектом по технологии.
В рамках практической части исследования нами был разработан дидактический материал для организации командной работы школьников над проектом по технологии. Комплект материалов включает в себя как задания командам для работы над проектом. Их можно предложить старшеклассникам для работы в рамках элективных курсов. Задания предполагают развитие у членов команды способности анализа, оценки, синтеза знаний. и могут использоваться в одной аудитории многократно. Достаточно менять проблемную ситуацию.
Второй важной составляющей нашего комплекта являются четыре технологические карты уроков, составленных по технологии современного проектного обучения. Технологические карты тоже многократно могут использоваться учителем, но уже в основной школе - для учащихся 5-7 классов и более старших с инженерно-технологическим профилем.


1. Заёнчик В.М., Карачёв А.А., Шмелёв В.Е. Основы творческо-конструкторской деятельности: предметная среда и дизайн: учебник для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2006. - 320 с.
2. Г ородской методический центр. Режим доступа: http://www.mosmetod.ru.
3. Илюшин Л.С. Приемы развития познавательной самостоятельности учащихся / Л.С. Илюшин // Уроки Лихачева: методические рекомендации для учителей средних школ Сост. О. Е. Лебедев. - СПб.: Бизнес-пресса, 2006. - 160с.
4. Казакевич В.М., Пичугина Г.В., Семенова Г.Ю. Технология. Программа. 5-9 классы. // Школа и производство. Электронное периодическое издание. - 2015. - № 2.
5. Казакевич В.М. О новой программе по технологии и ее использовании в образовательном процессе // Школа и производство. - 2016. - № 1. - С. 4-9.
6. Карачев А.А. Современные подходы к проектному обучению в контексте педагогической философии Дж Дьюи / А.А. Карачев, Р.Е. Каплин // Школа и производство. - 2008. - №2. - С. 3-7.
7. Ковалева Г.С. Возможные направления совершенствования общего образования для обеспечения инновационного развития страны (по результатам международных исследований качества общего образования). Тезисы, которые обсуждались на заседании Президиума РАО 27 июня 2018 года. Режим доступа: http: //www.centeroko .ru/public.html.
8. Ковалева Г.С. Особенности организации и проведения международного
исследования оценки качества образования PISA-2018 в России. Режим доступа: http://www.iro86.ru/images/Documents/docs2018/PISA-
2018 %D0%B2%D0%B5%D0%B 1 %D0%B8%D0%BD%D0%B0%D 1 %80 1 .pdf.
9. Ковалева Г.С. Основные подходы к оценке функциональной грамотности.
Режим доступа: http://www.iro86.ru/images/Documents/docs2018/PISA- 2018 %D0%B2%D0%B5%D0%B 1 %D0%B8%D0%BD%D0%B0%D 1 %80 1 .pdf
10. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 2007. - 480 с.
11. Махмутов М.И. Современный урок. - М.: Педагогика, 1981. - 192 с.
12. Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org.
13. Мелехина С.И. Основы проектной деятельности учащихся 8-9-х: учебнометодическое пособие 1-я часть. - Киров.: Изд-во КИПКиПРО, 2008. - 224 с.
14. Мелецинек А. Инженерная педагогика. Практика передачи технических знаний. - М.: МАДИ (ТУ), 1998. - 185с.
15. Муравьев Е.М., Симоненко В.Д. Общие основы методики преподавания
технологии.- Брянск: Изд-во Брянск. гос. пед. ун-та им. акад. И.
Г.Петровского, НМЦ «Технология», 2000. - 235 с.
16. Новый взгляд на образование: раскрывая потенциал образовательных
технологий (New Vision for Education: Unlocking the Potential of Technology). Исследование The Boston Consulting Group и Всемирного экономического форума в Давосе. Модели Европейской квалификации навыков, компетенций и профессий (ESCO), Партнерства за навыки XXI века, enGauge, Brookings и Pearson. Организация Экономического сотрудничества и развития. 2013.
17. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 176 с.
18. Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 года N 1642 Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования". Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/556183093
19. Пояснительная записка к ФГОС ООО. - Режим доступа: http: //standart.edu.ru/catalog.aspx? Catalo gId=2589.
20. Предметная область «Технология» основной школы (5-9-е классы): примерная программа и элементы УМК: методическое пособие / под общ. ред. проф. Е.Я. Когана. - М.: ФИРО, 2015.
21. Примерные программы по учебным предметам: Технология. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2010. - 96 с. - (Стандарты второго поколения).
22. Примерная основная образовательная программа основного общего
образования (протокол от 8.04.2015 N 1/15). - Режим доступа:
http://www.edustandart.ru/utverzhdenv-primemve-osnovnve- obrazovatelnyepro grammv/
23. Проведение исследования PISA-2018 в России. Оценка глобальных компетенций. Режим доступа: http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018 gc.html.
24. Седов С.А. Интеграция технократической и гуманитарной парадигмы в подготовке будущих педагогов профессионального обучения // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 4(117) - С. 49-52.
25. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х томах. Т.1. - М.: Народное образование, 2005. - 556 с.
26. Симоненко В.Д. Основы технологической культуры. Книга для учителя / В.Д. Симоненко. - Брянск: БГПУ, 1998. - 268 с.
27. СМИ о Рособрнадзоре. Режим доступа:
http://www.obrnadzor.gov.ru/ru/press center/press/printable.php?print=1&id 4=6973.
28. Технология. Индустриальные технологии. 7 класс. Учебник. ФГОС - М.: Мнемозина, 2014. - 207 с.
29. Технология. Технический труд. 9 класс. Учебник. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 272 с.
30. Технология. 5-9 кл. док Программа для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 1994.
31. Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/news/57425.
32. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016)
33. Хамитов И.С. Формирование технологической культуры учащихся старших классов общеобразовательной школы: автореф. дис. ... канд. пед. Наук / И.С. Хамитов; МПГУ. - М., 2007. - 20 с.
34. Хотунцев Ю.Л. Пути совершенствования концепции и программ образовательной области «Технология» // Педагогика. - 2008. - №1. - С. 5761.
35. Хотунцев Ю.Л., Татко Г.Н. Принципы отбора содержания док Всероссийской олимпиады школьников докпо технологии // Наук и школа. - 2016. - №4. - С. 65-73.
36. Хотунцев Ю.Л., Насипов А.Ж. Системное-технологическое мышление, проектно-технологическое мышление и технологическая культура человека // Материалы XXI Международной научно-практической конференции МПГУ «Современное технологическое образование в школе и педагогическом вузе». - М.: МПГУ, 2015. - С. 3-9.
37. Anderson, L. W. (1999). Rethinking Bloom’s Taxonomy: Implications for testing and assessment. ED 435630.
38. Bloom, B.S., (Ed.). 1956. Taxonomy of educational objectives: The classification of educational goals: Handbook I, cognitive domain. New York: Longman.
39. PISA - тест на компетентность. Ржим доступа: https://rosuchebnik.ru/material/issledovaniya-pisa-2018-v-rossii/
40. Russia 2025. The Boston Consulting Group, WorldSkills Russia и Global Education
Futures. Режим доступа: http://d-russia.ru/wp-
content/uploads/2017/11/Skills Outline web tcm26-175469.pdf
41. The Future of Education and Skills: OECD Education 2030 Framework Schleicher A., Ramos G. Global competency for an inclusive world // OECD, 2016. URL: https://www.oecd.org/pisa/aboutpisa/Global-competency-for-aninclusive-world.pdf

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ