Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Творческие игры как средство развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

Работа №38088

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы51
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
561
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ИГР КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Психолого-педагогические предпосылки необходимости развития
коммуникативных умений 7
1.2 Творческие игры в ДОО 13
1.3 Использование творческих игр как средства развития
коммуникативных умений 18
Выводы по первой главе 21
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ИГР КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 23
2.1 Исследование исходного уровня развития коммуникативных
умений у детей старшего дошкольного возраста 23
2.2 Разработка и апробация плана развития коммуникативных
умений у детей старшего дошкольного возраста средствами творческих игр 32
2.3 Анализ результатов контрольного эксперимента 39
Выводы по второй главе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48



В настоящее время Россия переживает один из непростых периодов. Материальные ценности часто доминируют над духовными, поэтому у детей искажаются представления о добре, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности, патриотизме. Это парадоксально, мы имеем богатое наследие педагогической мысли, насчитывающей тысячелетие, проверенное многовековым опытом. Воспитательные традиции, на которые опиралась педагогическая мысль на Руси, вбирала в себя обобщенный опыт прежних поколений, их убеждения, взгляды, нравы, нормы поведения.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что как для педагогического сообщества, так и для родителей дошкольников, естественным является желание видеть детей любознательными, сообразительными, умелыми, способными выражать свои мысли и доходчиво объяснять свои желания. Тем не менее, часты случаи, когда у ребенка в процессе воспитания и обучения проявляются различные трудности и проблемы с налаживанием взаимоотношений. Одни проблемы решаются сами собой с возрастом, другие же имеют стойкий характер и преодолеваются только благодаря значительным усилиям со стороны взрослых.
В дошкольной педагогике существует ряд исследований, которые доказывают необходимость формирования у детей навыков и умений коммуникативного характера (Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. и др.). В последние годы появился ряд исследований (Мамонько О. В., Федосеева Е.Г.), которые посвящены проблеме формирования коммуникативных умений у дошкольников. Отклонения в развитии коммуникативных умений отрицательно сказываются на психическом развитии ребенка и его общении с окружающими, препятствуют формированию личности, затрудняют процесс межличностного взаимодействия. С.А. Игнатьева [17], Е.О. Канунникова, Е.С. Парахина отмечают, что дети с трудностями в коммуникативных умениях меньше стремятся к сотрудничеству, реже используют вербальные средства общения. По данным С.В. Артамоновой [1], И.А. Глистиной [8], Н.В. Дубовой [11], И.С. Зайцева [14], О.О. Косяковой [20], Н.Ю. Кузьменковой [22], Л.Г. Соловьевой [32], таким детям затруднительно регулировать свое поведение, они проявляют негативизм, часто бывают агрессивными и вспыльчивыми, что связано с различной неврологической симптоматикой. Исследования С.А. Игнатьевой [17] и О.О. Шацкой раскрывают сущность социальной несостоятельности дошкольников с нарушениями коммуникативных навыков, которая выражается в том, что они пользуются скудным набором способов поведения, у них отсутствует способность искать компромисс с помощью речевого общения в решении проблемных ситуаций.
Цель исследования - изучить развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования творческих игр.
Объект исследования - процесс развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - творческие игры как средство развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты использования творческих игр как средства развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста;
2. Выявить исходный уровень развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста;
3. Разработать и апробировать план развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования творческих игр;
4. Проверить результативность опытно-экспериментальной работы по развитию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным при систематическом использовании творческих игр.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы.
2. Эмпирические методы: эксперимент, наблюдение.
3. Математическая обработка полученных данных.
Методологическая основа исследования представлена работами таких исследователей как Г.А. Цукерман [33], Н.Ю. Кузьменковой [22], Е. В. Селиванова [28], А.В. Мудрик [23] и прочих исследователей, в фокусе работ которых представлены и рассматриваются коммуникационные навыки дошкольников.
Исследование состоит из следующих этапов:
I этап (сентябрь - ноябрь, 2018 год) - констатирующий. Цель: выявить исходный уровень развития коммуникативных умений у дошкольников.
II этап (ноябрь 2018 год - февраль 2019 год) - формирующий. Цель: разработать и реализовать план развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста посредством творческих игр.
III этап (февраль - апрель, 2019 год) - контрольный. Цель: определить результативность опытно-экспериментальной работы по развитию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста посредством творческих игр.
Практическая значимость исследования состоит в том, что была разработана программа творческих игр по развитию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Материал работы может быть использован для повышения эффективности образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста, а также для пропаганды педагогических знаний родителей, а также всем, кто интересуется вопросами дошкольной педагогики.
Апробированная программа может быть использована в индивидуальной и групповой работе с детьми дошкольного возраста.
Материалы исследования послужили основой для статьи «Применение творческих игр как средства развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста», опубликованной научном журнале «Студенческий вестник» №21(71), май 2019г.
База исследования: Исследование процесса развития коммуникативных умений было организовано на базе МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей № 37 «Малыш» г. Набережные Челны Республики Татарстан.
В проводимом исследовании приняли участие две группы дошкольников старшего возраста: группа № 2 в количестве 20 детей стала экспериментальной группой; группа № 5 в количестве 20 детей стала контрольной группой.
Структура работы состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема формирования коммуникативных умений приобретает все большее значение в современной жизни. Данные навыки выполняют важные социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Посредством коммуникативных умений ребенок дошкольного возраста устанавливает контакт с другими, привлекает внимание к общей игре, занятию. Разные ситуации общения требуют развитых коммуникативных и диалогических умений, формирование которых у дошкольников определяется развитием общения, а с другой стороны, обусловлено процессом освоения речи как деятельности.
В творческой игре создаются определенные условия для развития коммуникативных умений. Наличие в игре определенных правил способствует тому, что дети включаются в игру и обращаются к сверстнику по ходу выполнения игровых действий, поэтому им необходимо уметь общаться, выражать свои мысли. Наличие совместной деятельности объединяет детей, вызывает у них интерес, формирует положительный эмоциональный фон. В такой ситуации у детей возникает естественная потребность в общении друг с другом.
Нами была проведена опытно-экспериментальная работа на базе МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей № 37 «Малыш» г. Набережные Челны. В исследовании приняли участие две группы дошкольников старшего возраста: группа № 2 в количестве 20 детей стала экспериментальной группой, группа № 5 в количестве 20 детей стала контрольной группой.
Используя методику констатирующего этапа, был проведен контрольный эксперимент по выявлению уровня сформированности коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Количество детей экспериментальной группы с низким уровнем сформированное™ коммуникативных умений отсутствует, тогда как в контрольной группе осталось без изменения - 1 ребенок (5%). Детей со средним уровнем развития коммуникативных умений, сократилось на 25 %, в контрольной только на 10%.
Детей, обладающих высоким уровнем сформированности коммуникативных умений, в экспериментальной группе стало на 30% больше. Данные дети легко входят в контакт с детьми и взрослыми, могут строить общение с учётом ситуации, пользуются формами речевого этикета, ведут диалогическое общение, умеют договориться, тогда как в контрольной группе детей с высоким уровнем стало больше только на 10%.
На этапе контрольного эксперимента значительно повысился уровень коммуникативных умений у детей экспериментальной группы. В процессе использования творческих игр замкнутые, скромные, необщительные дети хорошо усваивали навыки позитивного общения, совместного взаимодействия, повысился уровень навыков общения. В ходе проделанной работы в детском коллективе сформировались доброжелательные, дружелюбные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Наша гипотеза исследования о том, что использование творческих игр положительно влияет на развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста, полностью подтверждена, цель работы достигнута.



1. Артамонова, С.В. Психолого-педагогические исследования влияния коммуникативных особенностей детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи на качество ее коррекции в условиях детской поликлиники / С.В. Артамонова / Логопедия. - 2017. - № 2. - С. 12-19.
2. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская; под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2016. - С.14-21.
3. Бунина, И.А. Сотрудничество детей в совместной деятельности как способ воспитания культуры общения / И.А. Бунина / Воспитатель ДОУ. - 2012. - № 4. - С. 47 - 49.
4. Варшецкая, Л.В. Учимся дружить / Л.В. Варшецкая / Воспитатель ДОУ. - 2013. - № 7. - С. 48 - 56.
5. Веракса, Н.Е. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева и др. - М.: Мозаика-синтез, 2012. - 304 с.
6. Винеко, В.Г. Общие основы педагогики / В.Г. Винеко. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012.- 298 с.
7. Воробьева, М.В. Воспитание положительных отношений со сверстниками / М.В. Воробьева // Дошкольное воспитание - 2013. - № 7. - С. 31-35.
8. Глистина, И.А. Особенности эмоционального развития дошкольников с общим недоразвитием речи / И.А. Глистина / Практическая психология и логопедия. - 2016. - № 5. - С. 30-36.
9. Гуммер А. Развитие ребенка с помощью игр. От рождения до 5 лет: Справочное пособие / А. Гуммер - М.: Альпина нон-фикшн, 2016. - 208 с.
10. Дубина, Л. Развитие у детей коммуникативных способностей. / Л. Дубина // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 10. - с. 26-36.
11. Дубова Н.В. Об особенностях навыка общения дошкольников с
ОНР / Н.В. Дубова // Логопед в детском саду. - 2016. - № 3. - С. 36-38.
12. Ерофеева, Т. Усвоение дошкольниками правил поведения с товарищами / Т. Ерофеева // Дошкольное воспитание. - 2012. - №10. - С. 2426с.
13. Житная, И.В. Педагогические условия развития эмпатии в дошкольном возрасте / И.В. Житная // Воспитатель ДОУ. - 2012. - № 3. - С. 94 - 101.
14. Зайцев И.С. Факторы социальной дезадаптации лиц с тяжелыми нарушениями речи / И.С. Зайцев // Специальная психология. - 2017. - № 3. - С. 39-46.
15. Захарюта, Н. Играем и общаемся, воображаем и радуемся / Н. Захарюта // Дошкольное воспитание - 2014 - № 12. - С. 94-100.
16. Игнатьева, С.А. Оценка состояния коммуникативно-речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР / С.А. Игнатьева, Е.О. Канунникова, Е.С. Парахина / Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. - 2017. - № 2. - С. 29-33.
17. Игнатьева, С.А. Особенности социального поведения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / С.А. Игнатьева, О.О. Шацкая / Практическая психология и логопедия. - 2014. - №2(9). - С. 51-55.
18. Кахнович, С.В. Особенности воспитания доброжелательного отношения к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх в системе дошкольного образования / С.В. Кахнович, О.В. Вострякова // Детский сад от А до Я. - 2012 - № 2. - С. 18-20.
19. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: «ТЦ СФЕРА», 2012. - 325 с.
20. Косякова, О.О. Логопсихология / О.О. Косякова. - Ростов н/Д: Феникс, 2017. - 254 с.
21. Котикова, Н.В. Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста / Н.В. Котикова / Дошкольная педагогика. - 2012 - № 1. - с. 43.
22. Кузьменкова, Н.Ю. Особенности коммуникативных способностей у дошкольников с общим недоразвитием речи / Н.Ю. Кузьменкова / Логопедия. - 2015. - № 4. - С. 35-37.
23. Мудрик, А.В. Общение в процессе воспитания. Учебное пособие / А.В. Мудрик. - М.: Педагогическое общество России, 2013. - 320 с.
24. Пахомова, Н.А. Формирование навыков общения у дошкольников / Н.А. Пахомова // Воспитатель ДОУ. - 2012. - № 2. - С. 64-66.
25. Плетнева, И.Ф. Сотрудничество детей в совместной деятельности как способ воспитания культуры общения / И.Ф. Плетнева // Воспитатель ДОУ - 2012. - № 4. - С. 47-54.
26. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. - 2013. от 25 ноября. - №6241. - С. 2-9.
27. Реуцкая, Н.А. Театрализованные игры в детском саду как средство оптимизации личностного развития. / Н.А. Реуцкая, Е.Н. Крылова, С.А. Мефодьева. // Образование в современной школе. - 2007. - № 8. - С.60.
28. Селиванова, Е.В. Формируем коммуникативные умения и развиваем творчество / Е.В.Селиванова, А.А. Сафонова. // Воспитатель ДОУ. - 2014. - № 9. - С. 72-75.
29. Серебрякова, О.В. Коррекция агрессии в межличностных отношениях детей с общим недоразвитием речи с помощью творческой игры // Современные технологии психологопедагогического сопровождения развития детей в массовых и специальных (коррекционных) школах и дошкольных учреждениях: сб. материалов всерос. науч.-практ. конф. Биробиджан, 15-17 марта / под науч. ред. И.А. Емельяновой. Биробиджан: ДВГСГА. - 2014. - С. 153-155.
30. Серебрякова, О.В. Роль творческой игры в психологопедагогическом сопровождении развития личности и межличностных отношений дошкольников с ОНР // Психологопедагогическое сопровождение развития детей в образовательных учреждениях: сб. материалов науч.-практ. семинара, Биробиджан, 12-13 ноября 2016 г.: в 2 ч. Ч. 1 / под науч. ред. О.Е. Шаповаловой. Биробиджан: ДВГСГА. - 2016. - С. 176-180.
31. Смирнова, Е. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам. / Е. Смирнова, В. Холмогорова // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 8. - С. 73-77.
32. Соловьева, Л.Г. Формирование диалога у детей с общим недоразвитием речи в процессе совместной игровой деятельности / Л.Г. Соловьева /Дефектология. - 2016. - № 6. - С. 67-72.
33. Цукерман, Г.А. Диагностика умения учиться. 2-е изд. / Г.А. Цукерман, Е.В. Чудинова. - М.: Изд. Авторский клуб. - 2016.
34. Чернецкая, Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений / Л.В. Чернецкая. - Ростов н/Д.: Феникс, 2015. - 256 с.
35. Чеснокова, Е.Н. Развитие коммуникативных навыков дошкольников / Е.Н. Чеснокова, В.А. Маркова. // Воспитатель ДОУ. - 2008. - № 9. - С. 126130.
36. Эльконин, Д.Б. Психологические вопросы игры дошкольника / Д.Б. Эльконин // Дошкольное воспитание. - №7. - 2016. - С. 19-30.
37. Юдина, Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду: Пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Е.Г. Юдина, Г.Б. Степанова, Е.Н. Денисова - М.: Просвящение, 2015. - 144 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ