Творческие игры как средство развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ИГР КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Психолого-педагогические предпосылки необходимости развития
коммуникативных умений 7
1.2 Творческие игры в ДОО 13
1.3 Использование творческих игр как средства развития
коммуникативных умений 18
Выводы по первой главе 21
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ИГР КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 23
2.1 Исследование исходного уровня развития коммуникативных
умений у детей старшего дошкольного возраста 23
2.2 Разработка и апробация плана развития коммуникативных
умений у детей старшего дошкольного возраста средствами творческих игр 32
2.3 Анализ результатов контрольного эксперимента 39
Выводы по второй главе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ИГР КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Психолого-педагогические предпосылки необходимости развития
коммуникативных умений 7
1.2 Творческие игры в ДОО 13
1.3 Использование творческих игр как средства развития
коммуникативных умений 18
Выводы по первой главе 21
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ИГР КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 23
2.1 Исследование исходного уровня развития коммуникативных
умений у детей старшего дошкольного возраста 23
2.2 Разработка и апробация плана развития коммуникативных
умений у детей старшего дошкольного возраста средствами творческих игр 32
2.3 Анализ результатов контрольного эксперимента 39
Выводы по второй главе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
В настоящее время Россия переживает один из непростых периодов. Материальные ценности часто доминируют над духовными, поэтому у детей искажаются представления о добре, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности, патриотизме. Это парадоксально, мы имеем богатое наследие педагогической мысли, насчитывающей тысячелетие, проверенное многовековым опытом. Воспитательные традиции, на которые опиралась педагогическая мысль на Руси, вбирала в себя обобщенный опыт прежних поколений, их убеждения, взгляды, нравы, нормы поведения.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что как для педагогического сообщества, так и для родителей дошкольников, естественным является желание видеть детей любознательными, сообразительными, умелыми, способными выражать свои мысли и доходчиво объяснять свои желания. Тем не менее, часты случаи, когда у ребенка в процессе воспитания и обучения проявляются различные трудности и проблемы с налаживанием взаимоотношений. Одни проблемы решаются сами собой с возрастом, другие же имеют стойкий характер и преодолеваются только благодаря значительным усилиям со стороны взрослых.
В дошкольной педагогике существует ряд исследований, которые доказывают необходимость формирования у детей навыков и умений коммуникативного характера (Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. и др.). В последние годы появился ряд исследований (Мамонько О. В., Федосеева Е.Г.), которые посвящены проблеме формирования коммуникативных умений у дошкольников. Отклонения в развитии коммуникативных умений отрицательно сказываются на психическом развитии ребенка и его общении с окружающими, препятствуют формированию личности, затрудняют процесс межличностного взаимодействия. С.А. Игнатьева [17], Е.О. Канунникова, Е.С. Парахина отмечают, что дети с трудностями в коммуникативных умениях меньше стремятся к сотрудничеству, реже используют вербальные средства общения. По данным С.В. Артамоновой [1], И.А. Глистиной [8], Н.В. Дубовой [11], И.С. Зайцева [14], О.О. Косяковой [20], Н.Ю. Кузьменковой [22], Л.Г. Соловьевой [32], таким детям затруднительно регулировать свое поведение, они проявляют негативизм, часто бывают агрессивными и вспыльчивыми, что связано с различной неврологической симптоматикой. Исследования С.А. Игнатьевой [17] и О.О. Шацкой раскрывают сущность социальной несостоятельности дошкольников с нарушениями коммуникативных навыков, которая выражается в том, что они пользуются скудным набором способов поведения, у них отсутствует способность искать компромисс с помощью речевого общения в решении проблемных ситуаций.
Цель исследования - изучить развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования творческих игр.
Объект исследования - процесс развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - творческие игры как средство развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты использования творческих игр как средства развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста;
2. Выявить исходный уровень развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста;
3. Разработать и апробировать план развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования творческих игр;
4. Проверить результативность опытно-экспериментальной работы по развитию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным при систематическом использовании творческих игр.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы.
2. Эмпирические методы: эксперимент, наблюдение.
3. Математическая обработка полученных данных.
Методологическая основа исследования представлена работами таких исследователей как Г.А. Цукерман [33], Н.Ю. Кузьменковой [22], Е. В. Селиванова [28], А.В. Мудрик [23] и прочих исследователей, в фокусе работ которых представлены и рассматриваются коммуникационные навыки дошкольников.
Исследование состоит из следующих этапов:
I этап (сентябрь - ноябрь, 2018 год) - констатирующий. Цель: выявить исходный уровень развития коммуникативных умений у дошкольников.
II этап (ноябрь 2018 год - февраль 2019 год) - формирующий. Цель: разработать и реализовать план развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста посредством творческих игр.
III этап (февраль - апрель, 2019 год) - контрольный. Цель: определить результативность опытно-экспериментальной работы по развитию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста посредством творческих игр.
Практическая значимость исследования состоит в том, что была разработана программа творческих игр по развитию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Материал работы может быть использован для повышения эффективности образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста, а также для пропаганды педагогических знаний родителей, а также всем, кто интересуется вопросами дошкольной педагогики.
Апробированная программа может быть использована в индивидуальной и групповой работе с детьми дошкольного возраста.
Материалы исследования послужили основой для статьи «Применение творческих игр как средства развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста», опубликованной научном журнале «Студенческий вестник» №21(71), май 2019г.
База исследования: Исследование процесса развития коммуникативных умений было организовано на базе МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей № 37 «Малыш» г. Набережные Челны Республики Татарстан.
В проводимом исследовании приняли участие две группы дошкольников старшего возраста: группа № 2 в количестве 20 детей стала экспериментальной группой; группа № 5 в количестве 20 детей стала контрольной группой.
Структура работы состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, литературы и приложений.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что как для педагогического сообщества, так и для родителей дошкольников, естественным является желание видеть детей любознательными, сообразительными, умелыми, способными выражать свои мысли и доходчиво объяснять свои желания. Тем не менее, часты случаи, когда у ребенка в процессе воспитания и обучения проявляются различные трудности и проблемы с налаживанием взаимоотношений. Одни проблемы решаются сами собой с возрастом, другие же имеют стойкий характер и преодолеваются только благодаря значительным усилиям со стороны взрослых.
В дошкольной педагогике существует ряд исследований, которые доказывают необходимость формирования у детей навыков и умений коммуникативного характера (Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. и др.). В последние годы появился ряд исследований (Мамонько О. В., Федосеева Е.Г.), которые посвящены проблеме формирования коммуникативных умений у дошкольников. Отклонения в развитии коммуникативных умений отрицательно сказываются на психическом развитии ребенка и его общении с окружающими, препятствуют формированию личности, затрудняют процесс межличностного взаимодействия. С.А. Игнатьева [17], Е.О. Канунникова, Е.С. Парахина отмечают, что дети с трудностями в коммуникативных умениях меньше стремятся к сотрудничеству, реже используют вербальные средства общения. По данным С.В. Артамоновой [1], И.А. Глистиной [8], Н.В. Дубовой [11], И.С. Зайцева [14], О.О. Косяковой [20], Н.Ю. Кузьменковой [22], Л.Г. Соловьевой [32], таким детям затруднительно регулировать свое поведение, они проявляют негативизм, часто бывают агрессивными и вспыльчивыми, что связано с различной неврологической симптоматикой. Исследования С.А. Игнатьевой [17] и О.О. Шацкой раскрывают сущность социальной несостоятельности дошкольников с нарушениями коммуникативных навыков, которая выражается в том, что они пользуются скудным набором способов поведения, у них отсутствует способность искать компромисс с помощью речевого общения в решении проблемных ситуаций.
Цель исследования - изучить развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования творческих игр.
Объект исследования - процесс развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - творческие игры как средство развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты использования творческих игр как средства развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста;
2. Выявить исходный уровень развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста;
3. Разработать и апробировать план развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования творческих игр;
4. Проверить результативность опытно-экспериментальной работы по развитию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным при систематическом использовании творческих игр.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы.
2. Эмпирические методы: эксперимент, наблюдение.
3. Математическая обработка полученных данных.
Методологическая основа исследования представлена работами таких исследователей как Г.А. Цукерман [33], Н.Ю. Кузьменковой [22], Е. В. Селиванова [28], А.В. Мудрик [23] и прочих исследователей, в фокусе работ которых представлены и рассматриваются коммуникационные навыки дошкольников.
Исследование состоит из следующих этапов:
I этап (сентябрь - ноябрь, 2018 год) - констатирующий. Цель: выявить исходный уровень развития коммуникативных умений у дошкольников.
II этап (ноябрь 2018 год - февраль 2019 год) - формирующий. Цель: разработать и реализовать план развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста посредством творческих игр.
III этап (февраль - апрель, 2019 год) - контрольный. Цель: определить результативность опытно-экспериментальной работы по развитию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста посредством творческих игр.
Практическая значимость исследования состоит в том, что была разработана программа творческих игр по развитию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Материал работы может быть использован для повышения эффективности образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста, а также для пропаганды педагогических знаний родителей, а также всем, кто интересуется вопросами дошкольной педагогики.
Апробированная программа может быть использована в индивидуальной и групповой работе с детьми дошкольного возраста.
Материалы исследования послужили основой для статьи «Применение творческих игр как средства развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста», опубликованной научном журнале «Студенческий вестник» №21(71), май 2019г.
База исследования: Исследование процесса развития коммуникативных умений было организовано на базе МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей № 37 «Малыш» г. Набережные Челны Республики Татарстан.
В проводимом исследовании приняли участие две группы дошкольников старшего возраста: группа № 2 в количестве 20 детей стала экспериментальной группой; группа № 5 в количестве 20 детей стала контрольной группой.
Структура работы состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, литературы и приложений.
Проблема формирования коммуникативных умений приобретает все большее значение в современной жизни. Данные навыки выполняют важные социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Посредством коммуникативных умений ребенок дошкольного возраста устанавливает контакт с другими, привлекает внимание к общей игре, занятию. Разные ситуации общения требуют развитых коммуникативных и диалогических умений, формирование которых у дошкольников определяется развитием общения, а с другой стороны, обусловлено процессом освоения речи как деятельности.
В творческой игре создаются определенные условия для развития коммуникативных умений. Наличие в игре определенных правил способствует тому, что дети включаются в игру и обращаются к сверстнику по ходу выполнения игровых действий, поэтому им необходимо уметь общаться, выражать свои мысли. Наличие совместной деятельности объединяет детей, вызывает у них интерес, формирует положительный эмоциональный фон. В такой ситуации у детей возникает естественная потребность в общении друг с другом.
Нами была проведена опытно-экспериментальная работа на базе МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей № 37 «Малыш» г. Набережные Челны. В исследовании приняли участие две группы дошкольников старшего возраста: группа № 2 в количестве 20 детей стала экспериментальной группой, группа № 5 в количестве 20 детей стала контрольной группой.
Используя методику констатирующего этапа, был проведен контрольный эксперимент по выявлению уровня сформированности коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Количество детей экспериментальной группы с низким уровнем сформированное™ коммуникативных умений отсутствует, тогда как в контрольной группе осталось без изменения - 1 ребенок (5%). Детей со средним уровнем развития коммуникативных умений, сократилось на 25 %, в контрольной только на 10%.
Детей, обладающих высоким уровнем сформированности коммуникативных умений, в экспериментальной группе стало на 30% больше. Данные дети легко входят в контакт с детьми и взрослыми, могут строить общение с учётом ситуации, пользуются формами речевого этикета, ведут диалогическое общение, умеют договориться, тогда как в контрольной группе детей с высоким уровнем стало больше только на 10%.
На этапе контрольного эксперимента значительно повысился уровень коммуникативных умений у детей экспериментальной группы. В процессе использования творческих игр замкнутые, скромные, необщительные дети хорошо усваивали навыки позитивного общения, совместного взаимодействия, повысился уровень навыков общения. В ходе проделанной работы в детском коллективе сформировались доброжелательные, дружелюбные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Наша гипотеза исследования о том, что использование творческих игр положительно влияет на развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста, полностью подтверждена, цель работы достигнута.
В творческой игре создаются определенные условия для развития коммуникативных умений. Наличие в игре определенных правил способствует тому, что дети включаются в игру и обращаются к сверстнику по ходу выполнения игровых действий, поэтому им необходимо уметь общаться, выражать свои мысли. Наличие совместной деятельности объединяет детей, вызывает у них интерес, формирует положительный эмоциональный фон. В такой ситуации у детей возникает естественная потребность в общении друг с другом.
Нами была проведена опытно-экспериментальная работа на базе МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей № 37 «Малыш» г. Набережные Челны. В исследовании приняли участие две группы дошкольников старшего возраста: группа № 2 в количестве 20 детей стала экспериментальной группой, группа № 5 в количестве 20 детей стала контрольной группой.
Используя методику констатирующего этапа, был проведен контрольный эксперимент по выявлению уровня сформированности коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Количество детей экспериментальной группы с низким уровнем сформированное™ коммуникативных умений отсутствует, тогда как в контрольной группе осталось без изменения - 1 ребенок (5%). Детей со средним уровнем развития коммуникативных умений, сократилось на 25 %, в контрольной только на 10%.
Детей, обладающих высоким уровнем сформированности коммуникативных умений, в экспериментальной группе стало на 30% больше. Данные дети легко входят в контакт с детьми и взрослыми, могут строить общение с учётом ситуации, пользуются формами речевого этикета, ведут диалогическое общение, умеют договориться, тогда как в контрольной группе детей с высоким уровнем стало больше только на 10%.
На этапе контрольного эксперимента значительно повысился уровень коммуникативных умений у детей экспериментальной группы. В процессе использования творческих игр замкнутые, скромные, необщительные дети хорошо усваивали навыки позитивного общения, совместного взаимодействия, повысился уровень навыков общения. В ходе проделанной работы в детском коллективе сформировались доброжелательные, дружелюбные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Наша гипотеза исследования о том, что использование творческих игр положительно влияет на развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста, полностью подтверждена, цель работы достигнута.
Подобные работы
- Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Театрализация как средство развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Организационно-педагогические условия по развитию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Игра-драматизация как средство развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2021 - Игра-драматизация как средство развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2021 - Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе развития коммуникативных навыков посредством сюжетно-ролевой игры
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2020 - Организация деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017 - Организация деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2017



