Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности принятия дошкольниками игровой роли в различных игровых средах

Работа №38085

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы78
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
308
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИНЯТИЯ ДОШКОЛЬНИКАМИ ИГРОВОЙ РОЛИ В РАЗЛИЧНЫХ ИГРОВЫХ СРЕДАХ 7
1.1 Ролевая игра - ведущая деятельность дошкольника 7
1.2 Особенности принятия роли в игре 8
1.3 Особенности игровой среды, значение, требования 30
Выводы по I главе 37
Глава II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ПРИНЯТИЮ ДОШКОЛЬНИКАМИ ИГРОВОЙ РОЛИ В РАЗЛИЧНЫХ ИГРОВЫХ СРЕДАХ 39
2.1 Изучение уровня сформированности принятия дошкольниками игровой
роли 39
2.2 Организация педагогических условий принятия дошкольниками игровой
роли в различных игровых средах 49
2.3 Анализ и интерпретация результатов полученных в ходе исследования 57
Выводы по II главе 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ

Период дошкольного детства является коротким, но весьма ярким и важным этапом развития личности. На протяжении этого времени дошкольник приобретает первичные знания об окружающей действительности, у него формируется определенный взгляд на других людей, к их трудовой деятельности, развиваются привычки и навыки адекватного поведения, вырабатывается характер.
Аксиомой является то, что именно игровая деятельность является ведущей у детей дошкольного возраста. Именно в процессе игры формируются физические и духовные способности детей: их память, внимание, воображение, ловкость, дисциплинированность и пр. Более того, игровая деятельность - это оригинальный, свойственный только дошкольному возрасту способ овладения общественным опытом. Посредством игровой деятельности дошкольник входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, осваивает предшествующий общественный опыт. Можно отметить, что именно в игре дошкольник приобретает первый опыт социального мышления.
Так же на современном этапе в обстановке модернизации российского образования особенное внимание уделяется вопросу развития самостоятельной личности, способной к творческому взаимодействию с социумом. В данном случае становится актуальным поиск действенных путей формирования опыта субъект-субъектных отношений ребенка со взрослыми и сверстниками, писал A.B. Петровский [38].
В трудах Л.А. Абрамян [1], М.А. Васильевой [5], Г.И. Репринцевой [43], Е.И. Смирновой [45] и др. рассматривается значение принятия игровой роли дошкольников, межсубъектное сотрудничество, его диалогические особенности, умение брать на себя роль. Умение взаимодействовать изучается как нужное условие комфортности дошкольника в группе ровесников, а сам процесс сотрудничества как база для развития таких наиважнейших качеств человека, как активность, целеустремленность, направленность, гуманность, организованность и др. (Н.Я. Михайленко [31], Н.П. Аникеева [2], С.В. Проняева [41]). Психологические основы принятия игровой роли рассматривались в работах Т.Н. Дороновой [13], Л.В. Пименовой [39], А.А. Толмачева[50].
Важность данных исследований подтверждается в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) от 17 октября 2013 г., одной из целей которого является повышение социального статуса дошкольного образования, а в задачах прописано формирование социокультурной среды, организации общей культуры личности детей [40].
Взаимоотношения людей друг с другом составляют основу человеческой жизни [1]. В научных работах есть исследование совместной деятельности дошкольников и ее влияние на их взаимопонимание, этому вопросу посвятили свои работы В.П. Шашиной [53], А.П. Усовой [52]. У старших дошкольников особую роль играет совместная игровая деятельность, и распределение игровых ролей в том числе, изучением этого вопроса занимались Г.Г. Кравцов [27], А.Н. Леонтьев [28], Д.Б. Эльконин [54]и др.
Совместная игровая деятельность заключает в себе большой потенциал возможностей для формирования личности дошкольника, для повышения его социального опыта, чем способствует благоприятной социализации детей. При этом, можно отметить, что проблема принятия игровой роли различных игровых средах не нашла достаточного отображения в исследованиях современных педагогов. Не достаточная проработанность данного вопроса, принятия игровой роли, имеет бесспорную актуальность и значимость для теории и практики дошкольного образования, что и послужило основанием выбора данной темы исследования.
Цель исследования: выявить особенности принятия роли детьми в различных игровых средах.
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: условия организации игровой среды для принятия детьми дошкольного возраста игровой роли.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по вопросу особенностей принятия дошкольниками игровой роли в различных игровых средах.
2. Подобрать методики и выявить уровни принятия роли детьми старшего дошкольного возраста.
3. Организовать опытно-экспериментальную деятельность по обучению детей старшего дошкольного возраста принятию роли в игре.
Гипотеза исследования: принятие роли детьми младшего дошкольного возраста будет более эффективной если при организации игровой деятельности обеспечить создание игровой среды.
Методы исследования: теоретические (анализ и синтез психолого-педагогической литературы по проблеме исследования); эмпирические (диагностические методики, направленные на выявление уровня принятия игровой роли дошкольников, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент); методы обработки эмпирических данных.
База исследования: МАДОУ №114 «Челнинская мозаика» города Набережные Челны.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов опытно-экспериментальной работы воспитателями ДОО и учреждений психолого-педагогической направленности. Материалы ВКР могут быть представлены для обсуждения слушателям курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе работы были поставлены и решены следующие задачи. Так, первая задача, проанализировать психолого-педагогическую литературу по вопросу особенностей принятия дошкольниками игровой роли в различных игровых средах. Определили, что игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. Рассмотрели вопрос особенности принятия роли в игре, изучили основные понятия ролевой игры. В процессе работы рассмотрели вопрос особенности игровой среды, значение, требования.
В процессе решения второй задачи, подобрать методикии выявить уровни принятия роли детьми старшего дошкольного возраста использовали методику «День рождения у Маши» (О.С. Газман); оценку уровня коммуникативных навыков Ю.В. Филипповой; развития игровой деятельности по методике А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунской. В результате диагностики выяснили, что у детей как экспериментальной, так и контрольной группы преобладает средний и низкий уровни принятия роли.
В процессе работы над третьей задачей, организовать опытно-экспериментальную деятельность по обучению детей старшего дошкольного возраста принятию роли в игре был разработан перспективный план, в основу которого была положена театрализованная деятельность. В процессе работы по принятию игровой дошкольников были созданы следующие условия: создание предметно-развивающей игровой среды в ДОО; работа воспитателя по принятию игровой роли дошкольников проводилась с учетом индивидуальных особенностей дошкольников; активное участие родителей. Первые постановки педагог направлял детей, на то чем хочет заняться каждый дошкольник: быть актером, играть роль костюмера, режиссера или же билетера. С каждой новой постановкой дошкольники становились все более увереннее, дети стали более уверенно брать на себя роль. В результате контрольного этапа выяснили, что в экспериментальной группе значительно повысился уровень принятия роли в различных игровых средах.



1. Абрамян, Л.А. Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. - М.: Просвещение, 2011. - 286 с.
2. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой. / Н.П. Аникеева - М.: Просвещение, 2017. - С.21.
3. Арсеньтьева, В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве: учебное пособие. - М.: ФОРУМ, 2012. - 144 с.
4. Бойченко, Н. А. Сюжетно ролевые игры дошкольников, — Киев «Радянская школа», 2008. — 654с. Венгер Л. А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. — М., 1978-127с.
5. Васильева, М.А. Руководство играми детей в дошкольном учреждении: из опыта работы. / М.А. Воловец - М.: Просвещение, 2016. - 112 с.
6. Венгер, Л.А. Психология / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М., 1988. -С.78.
7. Воспитание детей в игре / Под ред. Д.В. Менджерицкой. М.: Просвещение, 2007.
8. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - № 6. - 2016. - С. 62-76.
9. Газман, О.С. Теория игры. / О.С. Газман - М.: Владос, 2013. - 360 с.
10. Горский, В.А. Игра и деятельность. / В.А. Горский // Дополнительное образование. - №9 / М., 2000. - С. 31.
11. Детская практическая психология: учебник / под ред. Проф. Т. Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2014. - 255 с.
12. Детская психология / В. С. Мухина. - 2 изд. - М. : Апрель Пресс: ЭКСМО ПРЕСС, 2016. - 352с.
13. Доронова, Т.Н. Игра в дошкольном возрасте / Т.Н. Доронова. - М.,
2012. - С.31.
14. Жуковская, Р.И. Игра и ее педагогическое значение /
Р.И. Жуковская. - М., 2005.
15. Забудько Г.А. Сюжетно-ролевая игра в становлении личности ребенка. / Г.А. Забудько // Дошкольная педагогика. - 2012. - № 7. - С. 24-28.
16. Запорожец, А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры /А.В. Запорожец //Дошкольное воспитание. - 2005. - № 10. - С. 15-18.
17. Запорожец, А.В. Эмоциональное развитие дошкольников / А.В. Запорожец, Я.З. Неверович. - М., 2005.
18. Зеньковский, В.В. Психология детства / В.В. Зеньковский. - М.: «Академия», 2014. - 347 с.
19. Иванкова, Р.А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста // Дошкольное воспитание: Традиции и современность. — М., 2002 — № 4-5356.
20. Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. - М.: Просвещение,
2013. - 286с.
21. Калинина, Н.В. Психологическое сопровождение развития социальной компетентности школьников: дис. док. псих, наук: 19.00.07 / Н.В. Калинина. - Самара, 2012. - 460 с.
22. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2001. - С.191.
23. Коломийченко, Л.В. Прикладные аспекты социального развития и воспитания детей дошкольного возраста: опыт инновационной деятельности / Л.В. Коломийченко. - Пермь: ПГПУ, 2013. - 139 с.
24. Колычева, Н.Ф. Формирование доброжелательных отношений и позитивного настроя ребенка к миру в процессе игровой деятельности // Дошкольная педагогика. - 2015. - № 11. - С. 17-20.
25. Копытина, М.Г. Игра в обучении дошкольников. / М.Г. Копытина - Ростов-н/Д, 2012. - 140 с.
26. Короткова, Н.А. Современные исследования детской игры. / Н.А. Кортокова- М.: ФОРУМ, 2012. - 176 с.
27. Кравцов, Г.Г. Игра как ведущая деятельность и форма организации жизни дошкольника. / Г.Г. Кравцов - М.: Юрайт, 2012. - 288 с.
28. Леонтьев, А.Н. Психологические основы дошкольной игры - В 2-х т. Т.1. / А.Н. Леонтьев - М.: Мысль, 2013. - 456 с.
29. Люблинская, А.А. Детская психология /А.А. Люблинская. — М.: Просвещение, 2011. - С.126.
30. Маралова, Е.А. Педагогический потенциал игрового взаимодействия в образовании дошкольников. / Е.А. Маралова - В.Новгород, 2013. - 210 с.
31. Михайленко Н.Я. Как играть с ребенком. / Н.Я. Михайленко - М.: Просвещение, 2012. - 136 с.
32. Монахова, Д. Л. Мир игры и празднично — игровая культура детства / Д. Л. Монахова // Дошкольное воспитание. — 2011. — № 5. — С. 161162.
33. Мудрик, A.B. Социализация человека: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / A.B. Мудрик. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академия,
2016. - 304 с.
34. Мухина, В.С. Детская психология: Учеб. для пед. институтов /Под ред. Л.А.Венгера - М.: Просвещение, 2015. - 315 с.
35. Немов, Р. С. Психология / Р. С. Немов. - в 3-х кн. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Кн. 1, 2014. - 687 с.
36. Новоселова, С. Л. Игра: определение, происхождение, история, современность / С. Л. Новоселова // Детский сад: от А до Я, 2003. -№ 6.
37. Панова О. В. Особенности развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников // Молодой ученый. — 2017. — №38. — С. 116-118.
38. Петровский, А.В. Психология: учебник для студентов высш. учеб. заведений / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2016. - 512 с.
39. Пименова, Л.В. Формирование социальной ориентации у детей младшего дошкольного возраста в условиях игры / Л.В. Пименова. - СПб.:
Питер, 2013. - 304 с.
40. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. - 2013. от 25 ноября. - №6241. - С. 2-9.
41. Проняева, C.B. Формирование социальной компетентности дошкольников в игровой деятельности/ C.B. Проняева // Начальная школа плюс до и после. - 2013. - №4. - С. 3-9.
42. Растем играя: сред. и ст. дошк. возраст: Пособие для воспитателей и родителей / В.А.Некрасова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2004.
43. Репринцева, Г.И. Игра - ключ к душе ребенка. Гармонизация отношений ребенка с окружающим миром: методическое пособие./ Г.И. Репринцева - М.: ФОРУМ, 2014. - 240 с.
44. Сертакова, Н.М. Игра как средство социальной адаптации дошкольников: методическое пособие для педагогов ДОУ / Н.М. Сертакова. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. - 64 с.
45. Смирнова, Е. И. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности // Дошкольное воспитание. 2002. — № 4. — С. 70-74
46. Смирнова, Е.О. Детская психология / Е.О. Смирнова. - СПб.: Питер, 2011. - 304 с.
47. Солодянкина, O.B. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста: методическое пособие / О.В. Солодянкина. — М.: АРКТИ, 2016. -88 с.
48. Спиваковская, С.А. Нарушения игровой деятельности. / С.А. Спиваковская - М.: ФОРУМ, 2012. - 176 с.
49. Степанова, О.А.Развитие игровой деятельности ребенка: Обзор программ дошкольного образования. / О.А. Степанова- М.: ТЦ Сфера, 2009.
50. Толмачева, A.A. Социализация детей дошкольного возраста в условиях домашнего воспитания Текст.: дис. кан. пед. наук: 13.00.07 / A.A. Толмачева. - Екатеринбург, 2016. - 210 с.
51. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология / Г.А. Урунтаева. М.: Академия, 1996. Урунтаева, Г.А. Практикум по дошкольной психологии / Г.А. Урунтаева , Ю.А. Афонькина. - М.: Академия, 1998.
52. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей. / А.П. Усова - М.: Слово, 2014. - 312 с.
53. Шашина, В.П. Методика игрового общения. / В.П. Шатина. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. - 311 с.
54. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М.: Владос,1999.
55. Юдина, Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду: Пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Е.Г. Юдина, Г.Б. Степанова, Е.Н. Денисова. М: Просвящение, 2002. - 144 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ