Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования исторических источников на уроках истории 6
1.1. Виды исторических источников 6
1.2.Приемы работы с историческими источниками в процессе школьного обучения истории 12
1.3.Особенности работы с историческими источниками различных возрастных категорий школьников 17
Глава 2. Анализ практики применения исторических источников в процессе обучения истории в школе 26
2.1. УМК История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс» как средство организации работы с историческими источниками 26
2.2. Анализ практики применения исторических источников в процессе обучения истории в 6 классе 28
2.3.Особенности использования исторических источников при изучении курса истории по теме «Куликовская битва» (6 класс) 32
Заключение 35
Список использованных источников и литературы 37
Приложения 40
Согласно ФГОС в ходе учебной деятельности обучаемый должен сам находить знания, используя рекомендованные учебные пособия, Интернет-ресурсы и различные исторические источники, в том числе и документы, связанные с изучаемой темой урока. Перед учителем в данном случае стоит задача последовательно и целенаправленно отработать навыки работы с документами на уроках истории. Здесь нужно учитывать, что, работая с документами, обучающийся должен быть мотивирован к новому виду деятельности, знать основы исторического анализа текса и уметь проводить рефлексивно-оценочные действия в конце своей работы.
Анализ современного школьного опыта демонстрирует отсутствие интереса у учащихся к историческим источникам. К сожалению, статистика показывает, что большинство выпускников российских школ не обладают хорошими умениями, связанными с поиском и отбором информации из разных письменных источников, с их переработкой и применением. Проблемы возникают при выделении ключевых слов, главной мысли источников, единицы могут установить сущность и последовательность событий, определять противоречия развития, сопоставлять источники, приводить доказательства. У учащихся возникают трудности при составлении плана и написании конспекта. Одним словом, современные выпускники в целом имеют большие трудности с освоением умений, связанных с самостоятельной интеллектуальной деятельностью на основе письменных источников исторических знаний. К тому же учитель зачастую не успевает в отведенные ему по программе часы организовать эффективную самостоятельную работу частично-поискового и поискового уровня.
Таким образом, источник для школьников становится неважным и ненужным, а главная часть работы ориентирована на литературу, являющуюся уже готовой историографической интерпретацией документов.
В связи с этим, необходимым является рассмотреть возможности использования на уроках истории исторических источников.
Если в среднем звене мы «погружаем» обучающихся в изучаемую эпоху, показываем им историю в ярких образах и картинах, то в старшем звене, опираясь на полученные знания, мы уделяем больше внимания аналитической стороне изучаемого предмета. Вопросы «Что?», «Где?» «Когда?» отходят на второй план, а на первое местоперемещается вопрос «Почему?». В старших классах исторический документ не столько иллюстрация исторического сюжета, сколько объект познания истории, поэтому анализ его усложняется. Учитель выделяет проблему, очерчивает круг вопросов, на которые необходимо ответить, чтобы ее раскрыть. В свою очередь, обучающиеся сами собирают информацию из рекомендованного им учебного материала, дополнительной литературы и документов, способных пролить свет на данную им проблему и изучают ее. Они должны сформировать для себя относительно полное представление о проблеме, быть способными ее обсуждать, иметь свою точку зрения. Но самое главное, чтобы проблема, предложенная учителем, вызывала интерес у самих обучающихся. Иначе учителю самому придется раскрывать ее на уроке, а дети будут механически повторять за ним данную им информацию. Поэтому возможно предложить им на выбор несколько проблем или разрекламировать предложенную проблему так, чтобы всем захотелось ее изучить.
Вопросами систематизации и классификации исторических источников занимались А. С. Лаппо-Данилевский, Л. Н. Пушкарев, С. О. Шмидт, И. Д. Ковальченко. Методические аспекты использования исторических источников на уроках истории рассматривали Е. Е.Вяземский, О. Ю. Стрелова, Ю. Л.Троицкий, М. В. Короткова, М. Т. Студеникин, К.И.Лисова и другие.
Целью данного исследования является выявление с опорой на изученную литературу и опыт вышеперечисленных исследователейметодов применения исторических источников на уроке истории.
Объект исследования – методика преподавания истории в средней школе, а также методы применения исторических источников на уроках истории в средней школе в свете компетентностного подхода к содержанию образования.
Предмет исследования – методические пути изучения учениками исторических источников, способствующих развитию комплекса умений и навыков.
Задачи исследования:
рассмотреть виды исторических источников;
рассмотреть приемы работы с историческими источниками в процессе школьного обучения истории;
рассмотреть особенности работы с историческими источниками различных возрастных категорий школьников;
провести анализ УМК по истории 6 класса как средства организации работы с историческими источниками;
провести анализ практики применения исторических источников в процессе обучения истории в 6 классе;
рассмотреть особенности использования исторических источников при изучении курса истории по теме «Куликовская битва»;
рассмотреть методы изучения исторических источников на уроке истории в 6 классе.
В качестве основных методов исследования применялисьисторико-генетический (повествовательно-описательный), сравнительно-аналоговый (компаративистский), идеографический и историко-аналитический методы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, трех приложений.
В процессе изучения истории можно выделить следующие образовательные технологии в работе с источниками:
1) технологии воспроизводящего уровня, что предполагает выписки основных понятий, ответы на поставленные вопросы, узнавание в тексте источника изученных фактов, событий, явлений; составление простого плана;
2) технологии преобразующего уровня. Преобразующий уровень предполагает разбор документа, выделение в нем главной идеи; сравнение положений источника с другим теоретическим материалом; самостоятельный отбор, группировка фактов; составление развернутого плана. На этом этапе предлагается обучать составлению тезисов. Для этого целесообразно:
внимательно прочитать источник, следя за развитием главной мысли;
составить план изучаемого документа, исходя из его содержания;
развернуть каждый пункт плана в виде одного – двух предложений, содержащие основные положения и обосновывающие его факты;
проверить правильность выполнения работы: все ли основные положения источника раскрыты в тезисах, нет ли расхождений между формулировкой темы и ее раскрытием в тезисах.
Изложение содержания документа в тезисах требует усиленной умственной деятельности и способствует эффективному усвоению материала.
Существуют разнообразные методики работы с документами, основная задача которых повышения эффективности работы с документами в современном историческом курсе. Что же касаются формы и методов работы с историческим источником, тот среди них необходимо выделить: анализ документа под руководством учителя, самостоятельный анализ документа в школе и дома, контроль умения анализировать документ.
Предпочтительной формой работы с историческими источниками в школе является урок-практикум в сочетании с групповым методом изучения исторических источников, а также внеурочная деятельность.
Современный подросток, к сожалению, чаще всего ориентирован на чужое мнение. Он не умеет формулировать свою точку зрения, интеллектуально пассивен и инфантилен. Он привык получать информацию аудиовизуального характера. Работая в рамках деятельностного подхода, учитель должен стимулировать его к самостоятельности, к восприятию письменной информации, научить задавать вопросы и искать ответы на них.
В рамках настоящего исследования был проведен анализ учебника истории «История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс» (авторы А. А. Данилов А.А., Л. Г. Косулина). При этом было установлено, что работа с историческими источниками в данном УМК может быть достаточно разнообразной и предполагает обращение к выдержкам из художественной литературы, документам и первоисточникам, позволяющим разнообразить деятельность на уроке, внедрять более самостоятельные задания для учащихся (анализ, коллоквиум, рецензия). Пояснительный текст представлен словарем терминов, подписями к иллюстрациям и схемам позволяют более детально, подробно разобраться учащимся в изложенном учебном материале. В целом текстовый компонент достаточно подробно изложен, что делает возможным самоизучение материала. Красочные иллюстрации, обилие карт и чертежей дают полное геополитическое и пространственное представление об изучаемом явлении. Множество учебных репродукций и картин формируют общекультурное представление об истории, что расширяет межпредметные связи с другими науками.
Кроме того, нами был разработан конспект урока истории в 6 классе по формированию у учащихся осознанного понимания процесса централизации, объединения земель вокруг Москвы, его влияния на активизацию освободительской борьбы против ига монголо-татар.
Таким образом, цель нашего исследования, заключающаяся в выявлении с опорой на изученную литературуметодов применения исторических источников на уроке истории, достигнута, его задачи решены.
1. Абдуллаев Э.Н. Деятельностный подход в преподавании истории в рамках требований нового стандарта / Э.Н. Абдуллаев // Преподавание истории в школе. – 2012. – № 1. – С. 45-47.
2. Ананьева О.Б. Работа с источником на уроке истории / О. Б. Ананьева // Советская педагогика. – 1962. – №4.– С. 12-17.
3. Бирюков С. А. Работа с архивными документами на уроках истории / С. А. Бирюков // Методика – 2002. – №2. – С.32-39.
4. Битюков Г. А. Проблемы преподавания истории в условиях индивидуализации обучения / Г. А. Битюков// Преподавание истории и обществознания в школе. – 2005.–№5. – С. 51-55.
5. Большакова А.А. Проектная деятельность в условиях реализации ФГОС / А.А. Большакова // Проектная и исследовательская деятельность в условиях реализации ФГОС: сборник материалов конференции. – Северодвинск, 2016. – С. 4-6.
6. БрейгинаМ.Е. Моделирование ситуаций общения в процессе обучения иностранному языку / М.Е. Брейгина// Иностранный язык в школе. – 2004. – № 2. – С. 28-32.
7. Вяземский Е. Е. Теория и методика преподавания истории: Учебник для студентов высших учеб.заведений / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. –М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2003. –382 с.
8. Георгиева Н. Г. Классификация и полуфункциональность исторических источников / Н. Г. Георгиева // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. – 2016. – №1. – С. 7-19.
9. Гора П. В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе / П. В. Гора. – М.: Просвещение, 2008. – 236 с.
10. Данилов А.А. Программы. История 6-11 кл. / А. А. Данилов. – М., 2016. – 64 с.
11. Данилов А. А. История России. Рабочая тетрадь. 6 класс / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. – М., 2016. – 80 с.
12. Данилов А. А. Поурочные разработки к учебнику «История России». 6 класс / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. – М., 2016. – 128 с.
13. Журавлева О.Н. Модульно-деятельностная технология проектирования содержания школьного курса / О. Н. Журавлева. –СПб.: АППО, 2011. – 116 с.
14. Иванов Г. М. Исторический источник и историческое познание / Г. М. Иванова. – Томск: Издательство ТГУ, 1973. – 241 с.
15. Иоффе А.Н. Структура современного урока истории и обществознания как основа организации деятельности учащихся / А.Н. Иоффе // Преподавание истории в школе. – 2012. – № 1. – С. 78-79.
16. Киприянова Е. В. Социализация школьников средствами исторического образования / Е.В. Киприянова и др. // Преподавание истории в школе. – 2011. – № 6. – С. 32-34.
17. Коваль, Т. В. Конспекты уроков по истории России / Т. В. Коваль. – М.: Просвещение, 2012. – 129 с.
18. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования /Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова.– М.: Просвещение, 2008. – 129 с.
19. Короткова М. В. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях: практическое пособие для учителей / М. В. Короткова, М. Т. Студеникин. – М., 2011. – 144 с.
20. Лисова К.И. Использование документов на уроках истории и народоведения / К.И. Лисова// Народное образование. – 2011. – №5. – С. 141-149.
21. Митрофанов К. Г. и др. Проектирование информационно-коммуникационных гуманитарных образовательных ресурсов нового поколения / К.Г. Митрофанов и др. – М.: МГПУ, 2010. – 321 с.
22. Отечественная история. Документы и справочные материалы / Под общ.ред. А. О. Чубарьяна. – М.: Просвещение, 2012. – 186 с.
23. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н.Ю. Пахомова. – М.: Инфра-М, 2013. – 112 с.
24. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа.– М.: Просвещение, 2013.
25. Примерные программы по учебным предметам. История 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2013.
26. Пушкарев, Л. Н. Классификация русских письменных источников по отечественной истории / Л. Н. Пушкарев. – М.: Наука, 1975. – 427 с.
27. Работа с историческими документами / Н. А. Григорьева, Н. И. Чеботарева. – Волгоград, 2011. – 138 с.
28. Румянцев В.Я. Работа с историческими источниками / В. Я. Румянцева // Преподавание истории в школе. –2003. –№ 3. –С.17-25.
29. Сапронова О. Н. Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий подростка: автореф. дисс. канд. пед. н. / О. Н. Сапронова. – Оренбург, 2017. – 24 с.
30. Стрелова О.Ю. Современный урок истории / О.Ю. Стрелова // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2009. – № 1. – С. 14-18.
31. Тарусина Г. Н. Материалы к уроку-практикуму по теме «Экономическое развитие России в конце XIX- начале XX вв.» [Электронный ресурс] / Г. Н. Тарусина. – URL: https://pedportal.net/starshie-klassy/istoriya/rossiyskaya-derevnya-v-rasskazah-i-a-bunina-344579 (дата обращения: 12.11.2018).
32. Харламова Е. В. Работы с источниками на уроках истории / Е. В. Харламова, Т.И. Ильина // Преподавание истории и обществознания в школе.– 2003.– №1. – С.71-72.
33. Щуринова И. А. Понимание исторического источника учащимися как педагогическая задача / И. А. Шуринова // Образование и воспитание. – 2016. – №5. – С. 106-110.
34. Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении: учебное пособие / Н.Ф. Яковлева. – М.: ФЛИНТА, 2014. – 144 с.