СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Определение понятия «творческая активность» 6
1.2 Условия развития творческой деятельности младших школьников 11
Выводы по первой главе 18
Глава 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ 20
2.1 Диагностика начального уровня развития творческой активности младшего школьника 23
2.2 Результаты исследования по развитию творческой активности младших
школьников на уроках технология 27
Выводы по второй главе 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Федеральный государственный образовательный стандарт подчеркивает необходимость развития разных видов активности детей. К целевым ориентирам относятся социальные и психологические характеристики ребенка такие, как, инициативность и самостоятельность, уверенность в своих силах, развитое воображение, проявление творческой активности в разных видах деятельности [33].
На современном этапе педагогической науки и практики развитие творческой активности младших школьников является одной из наиболее актуальных и острых проблем. Развитие творческой активности младших школьников возможно на уроках технологии.
Одной из основных задач уроков технологии является трудовое воспитание. «Воспитание обязано сформировать в человеке привычку и любовь к труду; должно дать ему возможность отыскать для себя любимое занятие в жизни, возможность осуществить себя и найти собственное предназначение. Но таким ли является воспитание в наше время?
Формирование творческой активности, ведет к увеличению овладения творческой деятельностью, творческому саморазвитию, равно и иным видам деятельности.
Замена приоритетов в системе образования, нацелено на развитие творческой личности приводит к насыщенному поиску нового содержания и более результативных средств образовательной деятельности, способствует вы явлению активности личности.
В условиях развития новейшего просветительного пространства возникает потребность в образовательном итоге, что обуславливается не только лишь суммой освоенных знаний и умений и готовностью учащегося начальной школы к благополучному решению равно как учебных задач, так и творческих то, что порождает потребность формирования творческой (креативной) активности у младших школьников.
Трудность формирования обстоятельств с целью формирования и проявления креативных возможностей личности изучается на стыке педагогики педагогической психологии и психологии творчества. Разбираются механизмы творческой деятельности (Т.В. Андреева, Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, Д. Б. Богоявленская, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, и др.). Проблемы формирования творческих возможностей ребенка, их творческой активности, креативности личности рассматриваются в отечественных исследованиях П. Р. Атутова, В. И. Андреевой, Г. С. Альтшулера, В. Н. Дружинина, И. В. Дубровиной, М. В. Колосовой и др.
Российские и иностранные учёные наблюдают необходимость введения результативного преподавания, вследствие чего объединение разных знаний станет содействовать формированию особенного вида мышления и формированию креативных возможностей (Е.А. Александрова, М. А. Сокол, И. Беем, Е. В. Губанова, О. М. Леонтьева, А. М. Хуторский, С. Н. Чистякова, и др.)
Исходя из актуальности, была сформулирована тема исследования «Развитие творческой активности младших школьников на уроках технологии».
Объект исследования - процесс развития творческой активности у младших школьников.
Предмет исследования - процесс развития творческой активности у младших школьников на уроках технологии.
Гипотеза -намеренно организованная работа педагога на уроках технологии содействует творческой активности младших школьников. Цель исследования: выявить педагогические условия творческой активности младших школьников на уроках технологии.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования
2. Дать определение понятию «творческая активность»
3. Выявить педагогические условия развития творческой активности младших школьников на уроке технологии.
4. Диагностировать начальный уровень развития творческой активности младших школьников.
5. Разработать задания для развития творческой активности у младших школьников на уроках технологии с учетом педагогических условий.
Методы исследования:
-теоретические методы: изучение и анализ психолого-педагогических, научно- методических источников по теме исследования;
-эмпирические методы: беседа, наблюдение, изучение результатов творческой деятельности учащихся, моделирование ситуаций.
База исследования: РТ, Набережные Челны, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №18 с углубленным изучением отдельных предметов».
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработки, полученные в ходе данной работы, могут применяться в работе учителей начальной школы.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по ним, заключения, списка использованных источников и приложения.
Исследование проблемы развития творческой активности учащихся начальных классов на уроках технологии включало два основных этапа - теоретический анализ проблемы и ее экспериментальное изучение.
В результате теоретического анализа проблемы удалось рассмотреть понятие творческой активности. Также мы привели условия развития творческой деятельности младших школьников.
Кроме того, были проанализированы особенности развития творческих способностей у младших школьников, а также рассмотрена специфика творческой деятельности младших школьников на уроках технологии.
Целью эксперимента было повышение уровня развития творческих активности у младших школьников.
В заключение нужно отметить, что составленная методическая программа может быть использована в практической работе учителями начальных классов. И основные выводы нашего исследования могут быть использованы для разработки технологий изучения и формирования творческих способностей у детей.
Творческая активность развивается только в процессе деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях. Поэтому на уроках технологии идет интенсивный поиск новых, нестандартных форм, способов и приемов обучения. Широкое распространение получают нетрадиционные виды уроков, проблемные методы обучения, коллективные творческие дела, способствующие развитию творческой активности младших школьников.
В ходе исследования нами было разработано шесть заданий для развития творческой активности младших школьников на уроках технологии.
Целью всех заданий является развитие творческого воображения, творческого мышления, гибкости мышления, формирование способности фантазировать, изобретать, способности применять навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой, любви к рукоделию, уважению к труду,умение видеть целое раньше частей, способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые, способность порождать новые нестандартные идеи.
Все задания были разработаны с учетом педагогических условий и этапов развития творческой активности у младших школьников и в соответствии с содержанием начального курса технологии.
К концу эксперимента уровень развития творческой активности повысился почти у половины учащихся из экспериментальной группы, в то время как в контрольной группе лишь несколько младших школьников перешли на более высокий уровень развития творческой активности. Все это позволяет сделать вывод о том, что разработанный и реализованный нами комплекс уроков, направленный на формирование творческой активности на уроках по технологии, а также создание выделенных педагогических условий и применение приемов технологии действительно способствует более эффективному развитию творческой активности учащихся.
Цель и поставленные задачи выполнены, гипотеза исследования подтверждена.
1. Абульханова-Славская, К. А. Личностная регуляция времени / К. А. Абульханова-Славская // Психология личности в трудах отечественных психологов / сост. и общ.ред. Л.В. Куликова. - СПб.: ПИТЕР, 2001.-С. 279-297.
2. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитание творческой личности / В.И. Андреев - Казань: Издательство Казанского университета, 1988.- 228с.
3. Алексеева, С. А. Активизация детского творчества детей / С. А. Алексеева . // Дошкольное воспитание.-1970 - №6 - С. 56 -. 57.
4. Амонашвили, Ш.А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе / Ш.А. Амонашвили // Вопросы психологий - 1984 - № 5. -С. 36-41.
5. Безрукова, В.С. Педагогика: учебник / В. С. Безрукова. - Екатеринбург: СИПИ, 1994.- 340с.
6. Богоявленская, Д.Б. Пути к творчеству / Д.Б. Богоявленская - М.: Знание, 1981.-96 с.
7. Буева, Л.П. Человек: деятельность и общение / Л.П. Буева. - М.: Мысль ,1978 - 216 с.
8. Венгер, А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. / А.Л Венгер. - М.: Еенезис, 2007. - 160 с.
9. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2011.- 223 с. - (Стандарты второго поколения).
10. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С.Выготский. -М.: Просвещение, 1991.- 93 с.
11. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский:
Психология: классические труды. - М: ПЕДАГОГИКА-ПРЕСС, 1996. -420 с.
12. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка [Электронный ресурс]:подгот. по 2-му печ. изд. 1880-1882 гг. / В. И. Даль. — Электрон.дан. - М.: ACT [и др.], 1998 - URT http://slovardalja.net/( дата обращения: 13.06.2018).
13. Ермолаева-Томина, Л.Б. Проблема развития творческих способностей детей (по материалам зарубежных исследований) / Л.Б. Ермолаева-Томина // Вопросы психологии, - 1975. - № 5. - С. 66 - 76.
М.Ермаш, Г.Л. Искусство как мышление / Г. Л. Ермаш. - М.: Искусство, 1982.- 277 с.
15. Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике. / Г.М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - М.: ИКЦ «Март», 2005. - 448 с.
16. Козлова, Н.А. развитие творческих способностей подростков в условиях деятельности детского общественного объединения: Автореф. дисс. к.п.н. / Н.А. Козлова - М, 1991 - 33 с.
17. Левина, М. 365 весёлых уроков труда / М. Левина, Беляков Е.А.. - М.: Рольф, Айрис - пресс, 1999. - 256 с.
18. Лук, А. Н. Психология творчества. / А.Н. Лук. - М.: Наука, 1978. - 126 с.
19. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина. - М.: Педагогика, 1986. - 230 с.
20. Манеева, О.Г. О развитии творческой активности учащихся на уроках / О.Г. Манеева // Одаренный ребенок. - 1994. - №4. - С. 12 - 15.
21. Немов, PC. Психология /Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2009.- 150 с.
22. Нефедьева, Н.В. Философские, и психолого-педагогические основы развития творческой активности личности школьника / Н.В. Нефедьева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2008. - № 54. - С. 399 - 419.
23. Никитин, Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры / Б.П. Никитин - М.: Просвещение, 1991. - 160 с.
24.0жегов, С. И. Словарь русского языка. / С. И Ожегов. - М.: Оникс, 2007. - С. 28.
25. Педагогический энциклопедическийсловарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад; Редкол.: М. М. Безруких, П24 В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. - М.: Большая Российская энцклопедия, 2003. - 528с.
26. Петровский, В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Учеб, пособие для студ. вузов/ В. А.Петровский. - Рна/д.: Феникс, 1996. - 509 с.
27. Пидкасистый, П.И. Педагогика / П.И. Пидкасистый - М.: 2006. - 608 с.
28. Реан, А.А. Психология и педагогика: учебник / Н.В Бордовская, С.И. Розум; под общей ред. - СПб.: Питер, 2010. - 432 с.
29. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. / П.И. Пидкасистый - СПб.: Питер, 2012.- 720 с.
30. Словарь справочник по педагогике / Авт.-сост. В.А. Межериков; Под общ.ред. П.И. Пидкасистого. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 448 с.
31. Терехова, Г.В. Развитие креативных способностей младших
школьников в учебном процессе: Метод, рекомендации по курсу« Уроки творчества» для родителей. / Г.В.Терехова. - Челябинск: АТОКСО, 2005. - 175 с.
32. Туник, Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты / Е.Е Туник. - М.: Юрайт, 2012. - 74 с.
33. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2012. - 31 с.
34. Филимонова, В.Б. Проблема определения творческой активности личности в педагогических исследованиях / В.Б. Филимонова // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 10 [Электронный ресурс]. Дата обращения 7.03.2019
35. Шалимова, О. Д. Формирование у младших школьников умений самостоятельной работы в процессе трудового обучения // Начальная школа.- 2009 - № 8. - С. 34 - 37.
36. Шульпина, Л. Н. Развитие творческой активности детей в процессе дополнительного образования: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - М., 2003. - 142 с.
37. Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся/ Г. И. Щукина. - М.: Педагогика, 1988. - 208 с.
38. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды: Проблемы возрастной и педагогической психологии /Ред. Д.И Фельдштейн. - М.: Академия, 1995.-281 с.
39.Эльконин, Д.Б. Психология развития / Д.Б. Эльконин. - М.: Академия, 2010.-384 с.
40.Юсов, Б.П. Взаимосвязь культурных факторов в формировании современного художественно мышления учителя образовательной области «Искусство» / Б.П. Юсов. - М.: Прогресс, 2004. - 90 с.