ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНА КАК ИСТОЧНИКА ПРАВА 5
1.1 Понятие и виды источников права 5
1.2 Закон как разновидность нормативного правового акта: понятие и признаки 10
2 ОСОБЕННОСТИ ЗАКОНА КАК ИСТОЧНИКА ПРАВА 16
2.1 Законы, принимаемые на разных уровнях – сходства и отличия 16
2.2 Соотношение закона и подзаконного нормативного правового акта 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 29
Система российского законодательства достаточно сложна и неоднозначна, поскольку она включает в себя множество различных источников права. Вопрос о том, что именно следует рассматривать как источник права, применимый для регулирования правоотношений в обществе, по-прежнему остается актуальным, несмотря на то, что данной теме посвящено множество исследований теоретиков.
Важность вопроса об источниках права и о законах, как о самостоятельном виде источника, признаваемым в качестве такового всеми исследователями, актуален в силу того, что большинство отношений в обществе, подлежащих регулированию правовыми нормами, регламентируется в основной части на уровне законов. Вместе с тем, нередко возникают диспуты о соотношении и возможности применения подзаконных нормативных правовых актов наряду с законами, так как государство допускает возможность закрепления правовых норм, особенно процессуальных, не в законе, а в подзаконном нормативном акте.
Проведения исследований законодательства России, в том числе законов и подзаконных нормативных актов, необходимо для уяснения основных правил правоприменения и выявления проблем, которые возникают либо могут возникнуть в процессе применения законов и подзаконных нормативных правовых актов.
Изложенное выше, позволяет сделать вывод об актуальности темы, выбранной для исследования в рамках выпускной квалификационной работы.
Степень разработанности данной темы можно определить как высокую, поскольку законам и подзаконным нормативным актам посвящено множество диссертаций, монографий, они являются предметов изучения в рамках учебных дисциплин, в том числе в теории государства и права. Кроме того, исследованию законов и подзаконных нормативных актов посвящено множество научных статей.
Среди авторов, уделявших внимание изучению правового статуса иностранных граждан можно выделить А.Б. Венгерова, М.Н. Марченко, А.В. Мелехина, Н.И. Матузова, А.В. Малько, В.К. Цечоева, А.Р. Швандерову.
Целью курсовой работы является изучение закона как источника права, выявление проблематики соотношения законов, принимаемых на различных уровнях и подзаконных нормативных актов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
исследовать понятие и виды источников права;
рассмотреть закон как разновидность нормативного правового акта, дать определение понятию «закон» и выявить его признаки;
сопоставить по результатам рассмотрения значимость законов, принимаемых в России на различных уровнях;
охарактеризовать соотношение закона и подзаконного нормативного правового акта.
Объектом исследования являются законы как источники права, применяемые для регулирования правоотношений в обществе.
Предмет – законодательство России, а также мнения учёных по поводу закона, его сущность и возможности применения как источника права для регулирования правоотношений.
В процессе написания данной работы использовались формально-юридический метод, сравнительно-правовой, метод анализа и иные методы научного познания. Сравнительно-правовой метод познания позволяет не только исследовать и сравнить нормы права, но и в совокупности с методом анализа подвести итог, сделать обобщение. Формально-юридический метод позволил изучить непосредственно законодательство.
Настоящая работа включает в себя введение, основную часть, разделённую на две главы, заключение и библиографический список.
Завершая изложение результатов исследования, проведенного в связи с написанием настоящей работы, следует подвести итоги и сделать обобщающие выводы.
Изучение воззрений различных исследователей на то, что следует понимать под источником права, позволяет сделать вывод, что под источником права следует понимать определенное правило поведения, норму, зафиксированную на определенном носителе либо не имеющую материального воплощения. Источник права и форма права не являются синонимичными понятиями применительно ко всем источникам права. В отношении нормативно-правовых актов, разного рода нормативных договоров утверждение о совпадении источника права и формы права является справедливым. Спорным данное утверждение является по отношению к судебному прецеденту. В отношении обычаев и традиций, если они не приняли форму нормативного правового акту утверждение о совпадении понятий «форма права» и «источник права» является неверным. Обычаи могут вообще не облекаться в писаную форму, однако применяться, если возможность их признания признается государством.
Видов источников права существует много. Условно их можно разделить на нормативные правовые акты, обычаи и традиции, судебные прецеденты, а также договоры, в том числе международные и федеративные.
Источники права в России, в большинстве своем, облекаются в форму нормативных правовых актов, будучи принимаемыми в виде законов, постановлений, указов, распоряжений, инструкций и так далее. Обычаи также рассматриваются в России как источник права. В отношении судебного прецедента по результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что он также существует в России, но не признается официально.
Законы в России относятся к числу наиболее значимых источников права. По своей природе законы являются нормативными правовыми актами, которые могут приниматься на различных уровнях с целью регулирования правоотношений.
Наиболее значимы и важны федеральные конституционные законы и федеральные законы, распространяющие свое действие на всю территорию Российской Федерации. Основной закон России, которому должны соответствовать все иные нормативные правовые акты – это Конституция Российской Федерации.
С учетом того, что законодательство России иерархично, в нем присутствует определенная подчиненность нормативных правовых актов, которую можно определить как недопустимость противоречия нижестоящего по юридической силу нормативного правового акта вышестоящему.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Федеративный договор от 31.03.1992 «Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации» (вместе с «Протоколом к Федеративному договору о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации») // Федеративный договор: Документы. Комментарий, М., 1994.
3. Федеративный договор от 31.03.1992 «Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации» (вместе с «Протоколом к Федеративному договору о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации» от 31.03.1992) // Федеративный договор: Документы. Комментарий, М., 1994.
4. Федеративный договор от 31.03.1992 «Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации» // Федеративный договор: Документы. Комментарий, М., 1994.
5. О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания: федеральный закон от 14.06.1994 № 5-ФЗ (ред. от 01.07.2017) // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 8. – Ст. 801.
6. О порядке опубликования законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru): указ Президента РФ от 02.04.2014 № 198 // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 14. – Ст. 1612.
7. Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации: Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 (ред. от 02.02.2019) // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 33. – Ст. 3895.
8. Проект Федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации» (подготовлен Минюстом России) (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 26.12.2014) // Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http://regulation.gov.ru по состоянию на 26.12.2014 (дата обращения 10.04.2019).
9. О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2019. – № 2.
Специальная литература
10. Авакьян С.А. Конституционный лексикон: Государственно-правовой терминологический словарь. – М.: Юстицинформ, 2015. – 640 с.
11. Алексеев С.С. Теория права: учебник. - М.: Бек, 1995. – 320 с.
12. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для вузов. 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000. – 528 с.
13. Велиева Д.С., Пресняков М.В. Регулирование и защита прав человека и гражданина в России: проблема разграничения правотворческих полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами // Журнал российского права. – 2017. – № 5 (245). – С. 17-27.
14. Давид Р. Основные правовые системы современности / Пер. с фр. и вступ. ст. В.А. Туманова. – М.: Прогресс. 1998. – 496 с.
15. Кашанина Т.В. Юридическая техника: учебник. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. – 496 с.
16. Лапина М.А. Реализация исполнительной власти в Российской Федерации: Научно-практическое пособие. – М.: Издательство Института проблем риска, 2006. – 238 с.
17. Марченко М.Н. Источники права: учебное пособие. – 2-е изд., перераб. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2008. – 760 с.
18. Матузов М.И. Общая теория государства и права: учебник. - М: Инфра-М., 2012. –436 с.
19. Мелехин А.В. Теория государства и права: учеб. – М.: Маркет ДС, 2007. – 640 с.
20. Осипов М.Ю. Виды и основные стадии правотворчества и правового регулирования // Современное право. – 2010. – № 9. – С. 18-21.
21. Саркисов Р.С. Федеральный закон «О нормативных правовых актах в Российской Федерации» как эффективный инструмент осуществления правовой политики / Юридическая мысль. – 2008. – № 3 (47). – С. 44-47.
22. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002. – 776 с.
23. Цечоев В.К., Швандерова А.Р. Теория государства и права: учебник. – М.: Прометей, 2017. – 330 с.
24. Шешера, С.В. История становления обычая как источника права в России / С.В. Шешера // В сборнике: Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. Сборник материалов XXXIII Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 240-247.