Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ

Работа №37975

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

информатика

Объем работы56
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
236
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ 7
1.1 Информационная образовательная среда как компонент профессиональной деятельности учителя 7
1.2 Структура и уровни информационной образовательной среды профессиональной деятельности учителя 19
Выводы по первой главе 24
ГЛАВА II ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ 26
2.1. Технологические особенности проектирования информационной
образовательной среды профессиональной деятельности учителя технологии 26
2.2. Образовательный потенциал использования мультимедийных учебных пособий в профессиональной деятельности учителя технологии 37
Выводы по второй главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52

Актуальность исследования. В настоящее время технический прогресс и развитие цифровых технологий уже достигли определенного уровня и влияют на все сферы жизнедеятельности людей: экономическую, политическую, социальную и культурную жизнь общества, способствуют беспрецедентной взаимосвязанности людей. Создание языков программирования (texting, tweeting, posting), обладающих универсальными способами восприятия мира и окружающей действительности, цифровая среда в корне меняют содержательные процессы в образовании, диктуют новые формы и методы обучения [1].
Традиционная среда и традиционные практики обучения уже не отвечают вызовам современности. Меняется доступ к информации, к знаниям, к средствам и ресурсам образования. Школа не успевает в полной мере отвечать требованиям подготовки молодых людей, способных размышлять, сравнивать, исследовать, экспериментировать и конструировать среду обитания с учетом интеграции знаний и практической деятельности. Вертикальная передача знаний от учителя к ученику, локализованная во времени, почти «канула в лету». Знание больше не рассматривается как определенный «багаж», приобретенный в школе. Модифицированная среда по количеству имеющихся источников приобретения знаний и форм обучения (формальных, неформальных и информальных) не ограничивает молодых людей конкретной учебной организацией. Появившаяся свобода выбора средств и технологий обучения позволяет формировать иной подход к передаче знаний и другое отношение к знаниям: от «наполнения» обучающихся определенной суммой знаний к процессу непосредственного участия в получении знаний на протяжении всей жизни: создания,
приобретения, самооценки и установления достоверности знаний с учетом широкого использования информационных технологий и связи. Продвижение и обеспечение разнообразного доступа к знаниям путем изменения их источников и признания многочисленных способов приобретения навыков обучения и умений в корне меняет обучающую среду. К тому же инициирование рефлексивных процессов у обучающихся способствует поиску новой информации, в том числе расположение к исследовательской работе, что помогает приобретению опыта и знаний.
Объект исследования - образовательная среда профессиональной деятельности современного учителя.
Предмет исследования - образовательный потенциал использования мультимедийных учебных пособий в профессиональной деятельности современного учителя технологии.
Цель исследования - раскрыть возможности информационной среды профессиональной деятельности учителя технологии средствами мультимедийных учебных пособий.
Предмет и цель исследования определяют необходимость решения следующих задач:
1. На основе анализа современной педагогической литературы раскрыть теоретические аспекты организации образовательной среды профессиональной деятельности учителя.
2. Выявить сущность информационной образовательной среды как компонента профессиональной деятельности учителя; раскрыть структурные элементы и её уровни.
3. Определить технологические особенности проектирования информационной образовательной среды профессиональной деятельности учителя технологии.
Методологической основой исследования выступили:
- теория познания, общие диалектические принципы единства теории и практики, взаимосвязи субъекта и объекта, увеличение ценности и значения информации в современном обществе;
- теории интеграции (А.Я. Данилюк, А.В. Непомнящий, В.Т. Фоменко и др.) и информатизации образования (С.В. Панюкова, Ю.А. Прозорова, И.В. Роберт, С.С. Свириденко и др.);
- системный подход и общая теория систем (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Э.Г. Юдин);
- основные положения концепции современного технологического образования как отражения экономических, социальных, политических и культурных реалий (А.А. Кирсанов, В.В. Краевский, В.М. Приходько, С.П. Тимошенко).
Теоретическую основу исследования составили: концепции развития технологического образования в условиях информатизации производственной деятельности; гуманизация и гуманитаризация технологического образования, его мобильности; теории деятельности и развития личности; теория информатизации образования.
Методы исследования:
- теоретические (научный анализ специальной литературы и учебно-методических разработок по рассматриваемой проблеме, законодательных и нормативных актов, регламентирующих образовательную деятельность; изучение и обобщение передового педагогического опыта и инноваций);
- социолого-педагогические (наблюдение);
- статистические (обработка результатов, группировка).
Научная новизна выпускной квалификационной работы
заключается в том, что:
1. Определены сущность, структура и содержание информационной образовательной среды профессиональной деятельности учителя технологии.
2. Раскрыт потенциал использования мультимедийных учебных пособий в профессиональной деятельности современного учителя технологии.
3. Определены технологические особенности проектирования информационной образовательной среды профессиональной деятельности учителя технологии.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования могут быть адаптированы и использованы для осуществления дальнейшей информатизации обучения учащихся и системе повышения квалификации современных учителей технологии.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Информационная образовательная среда профессиональной деятельности учителя является частью социальной среды, позиционируемой на основании ее педагогического влияния на становление личности в информационно-процессуальном контексте. При этом субъект-объектное и субъект-субъектное взаимодействие участников образовательного процесса поддается трактовке как информационное взаимодействие.
Информационный обмен имеет тройственную природу, это обмен между учащимся и информационной средой, который осуществляется при активном посредничестве учителя. Таким образом, информационная среда понимается как некоторый объем информации, дополненный набором информационных технологий и компьютерных средств, разработанных заблаговременно, без непосредственного участия субъектов информационной деятельности.
В силу ярко выраженной связи с различными областями жизнедеятельности, образование как социальный институт характеризуется принципиальным сходством тенденций своего развития с тенденциями развития общества. Наиболее важной из них следует признать тенденцию к профессионализации или специализации социально-профессиональной деятельности. Связанная с этим ранняя специализация обучения является отражением более масштабной, общесоциальной тенденцией к расширению и усложнению социально-профессиональной инфраструктуры общества.
Выявлено, что снижение возрастных границ специализации, в свою очередь, обусловливает целый комплекс тенденций. Прежде всего - это тенденция к глобализации информационной среды при ее одновременной индивидуализации (И.А. Мальковская, М.В. Москвина). Чем больше должны отличаться друг от друга выпускники (по специфике усвоенной информации и способам мышления), тем более многообразной должна быть информационная среда профессиональной деятельности учителя, тем больше существующих «локальных» информационных сред должно объединиться в глобальную информационную структуру. Близкими по содержанию являются тенденции к интеграции и дифференциации информационной среды профессиональной деятельности учителя.
Информационная образовательная среда, как объективно существующая часть социальной среды, оказывая влияние на процесс становления личности, задает некоторое объективное направление личностного развития, проявляющееся в существовании наиболее вероятного (каузального) итога развития учащегося. Кроме этого, каждый человек характеризуется собственным комплексом индивидуальных отличий, определяющих наиболее предпочтительное направление его развития. Наряду с этим, одной из важнейших задач системы образования в целом выступает проектирование среды, в которой осуществляется становление личности учащегося в направлении, определенном как цель образования.
С учетом сказанного, выделяются три основных отличных друг от друга направления, в которых осуществляется развитие личности школьника: 1) средовое, 2) индивидуальное, 3) образовательное. Каждое из обозначенных направлений обеспечивается специфической профессиональной деятельностью учителя и взаимодействием учащегося с определенными составляющими информационной среды. Принимая во внимание разнонаправленность воздействия информационной среды на развитие личности школьника, предложена своеобразная трехмерная модель информационной среды профессиональной деятельности учителя, в которой осуществляется личностное развитие ученика.
Информационная среда профессиональной деятельности учителя выступает условием эффективности образовательного процесса и рассматривается как совокупность структурированных определенным образом: информации, технологий ее освоения и средств
преобразования. Вместе с тем, педагогическая продуктивность информационной среды обусловливается не столько ее содержательными особенностями, сколько возможностью повышения активности учащихся за счет воздействия на ее элементы.
Зависимость состояния информационной среды от активности учителя и учащихся является важнейшим признаком, указывающим на уникальность ее роли в обеспечении педагогической эффективности профессиональной деятельности учителя. Эта зависимость определяется состоянием целого комплекса переменных, основными из которых являются следующие:
1. Информационное значение тех или иных педагогических (формирующих, воспитывающих, развивающих) событий изменяется в зависимости от того, в какой ситуации находится ученик.
2. Состояние ценностной составляющей личности ученика характеризуется субъективностью и динамичностью. В зависимости от того, какие ценности транслируются учителем, а какие приняты учащимся - субъективное восприятие и оценка получаемой информации будут различными.
3. Изменчивость эмоциональной составляющей личности, определяющей приятие/неприятие различного рода информации.
Таким образом, определяются три основные сферы проявления относительности информационной среды профессиональной деятельности учителя: функциональная, ценностная и эмоциональная.
Определение структуры информационной среды профессиональной деятельности учителя осуществлено на основе понимания структуры личности учащегося. В результате предложена модель триединой интегрированной информационной среды профессиональной деятельности учителя технологии, адекватная структуре личности.
Развитие информационного общества, повышающего роль информации в общественной жизнедеятельности, обусловливает необходимость уточнения самого понятия «виртуальное», имеющего в истории науки неоднозначную трактовку. Для образования, в частности, в данном исследовании принято следующее определение.
Виртуализация информационной среды представляет собой процесс постоянного увеличения доли информации, отображенной на электронных носителях, в общей структуре информации.
Особенности виртуальной составляющей информационной среды профессиональной деятельности учителя позволяют утверждать, что традиционные формы учебной деятельности, связанные с непосредственным реальным информационным взаимодействием учителя и ученика, и информационное взаимодействие в виртуальной среде не исключают друг друга, а дополняют. Причем соотношение реального и виртуального должно определяться профилем и этапом обучения.
Проектирование информационной образовательной среды профессиональной деятельности учителя технологии требует личностно-ориентированного подхода; определения значимых особенностей субъектов информационного взаимодействия, и, прежде всего, в его виртуальной составляющей.
Проектирование информационной среды профессиональной деятельности учителя технологии обеспечивается в рамках создания системы управления знаниями, способствующей осуществлению следующих информационных и образовательных функций:
1. Функции поиска учебного материала в информационно-коммуникационной среде открытого или смешанного типа с целью построения и освоения индивидуальной информационной среды.
2. Функции генерации и автоматизированной проверки контрольных тестов.
3. Функции генерации электронных задач на основе результатов тестирования.
4. Функции обеспечения необходимых консультаций и обмена учебной информацией между учащимися, находящимися в общей виртуальной среде.
Методы формирования информационной среды профессиональной деятельности и педагогического управления «перемещением» ученика в информационной среде должны соответствовать сущности и структуре многоуровневого процесса развития личности.
Поиск такого рода методов управления приводит к необходимости использования программно-целевого подхода как основы педагогического управления перемещением ученика в виртуальной составляющей информационной среды профессиональной деятельности учителя.
Расширение границ применимости программно-целевого подхода связано с использованием метода проблемно-целевого проектирования.


1. Ахметов, Л.Г. Виртуализация пространства профессиональной деятельности учителя технологии // Вестник Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - № 11(75): Общественные и гуманитарные науки (педагогика, психология): Научный журнал. - СПб., 2008 - С. 153 - 158.
2. Ахметов, Л.Г. Интегрированная информационная среда
профессиональной деятельности учителя технологии: дис. ... д-ра пед. наук.:
- Казань, 2009. - 382 с.
3. Ахметов, Л.Г. Информационная среда профессиональной деятельности учителя технологии: проблемы проектирования: монография. - Казань: Изд-во КГУ, 2008. - 226 с.
4. Абульханова, К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности) / К.А. Абульханова.
- М.: Московский психолого-социальный ин-т, 1999. - 224 с.
5. Алиева, Л.В. Детские общественные объединения в
воспитательном пространстве социума / Л.В. Алиева // Педагогика. - 2000. - № 7. - C. 48-52.
6. Беляев, Г.Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных образовательных учреждениях / Г.Ю. Беляев. — М.: ИЦКПС, 2000. — 217 с.
7. Бестужев-Лада, И.В. Социальные проблемы занятости в России / И.В. Бестужев-Лада // Социологические исследования. - 2002. - №12.
8. Борытко, Н.М. Воспитательное пространство как целостная среда субъектного становления человека / Н.М. Борытко // Славянский педагогический собор: Сб.ст. - Бендеры, 2002. - С. 517-519.
9. Волов, В.Т. Социально-психолого-педагогические детерминанты успешности обучения при дистанционной форме образования / В.Т. Волов, В.Ф. Сопов, А.В. Капцов. - Казань. - 2000. - 76 с.
10. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. — М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
11. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии/ Л.С. Выготский // Вопр. психологии. - 1966. - № 1. - С. 62-76.
12. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т.2. Проблемы общей психологии/ Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1982. - 504 с.
13. Высоцкая, Е.В. Предметно-ориентированные учебные среды для
формирования понятий в совместной учебно-исследовательской деятельности / Е.В. Высоцкая // Коммуникативно-ориентированные образовательные среды. Психология проектирования: Сб.тр. - М.:
Психологический ин-т РАО, 1996. - С. 92-131.
14. Гаврилова, Т.А. Базы знаний интеллектуальных систем / Т.А. Гаврилова, В.Ф. Хорошевский. - М.: Питер, 2000. - 382 с.
15. Галицких, Е.О. Диалог в образовании как способ становления толерантности / Е.О. Галицких. - М.: Академический проект, 2004. - 240 с.
16. Гальперин, П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии / П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, С.Ю. Карпова. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. - 118 с.
17. Горбунов, В.И. Потребностно-информационный подход к гуманизации учебно-воспитательного процесса на стыке «гимназиятехнический вуз» / В.И. Горбунов. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2001. - 210 с.
18. Григорьев, Г.Н. Трудовое воспитание старших школьников в воспитательном пространстве Чувашской Республики: общее и региональноособенное / Г.Н. Григорьев. - Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т им. И.Я. Яковлева, 2001. - 137 с.
19. Дьюи, Дж. Демократия и образование / Дж. Дьюи. - М.: Педагогика-Пресс, 2000. - 384 с.
20. Зеер, Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство личности/ Э.Ф. Зеер. - Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т; Нижнетагил. гос. проф. колледж им. Н.А. Демидова, 2002. - 126 с.
21. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 1999. - 384 с.
22. Иванов, Д.В. Виртуализация общества / Д.В.Иванов. - СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2000. - 96 с.
23. Калошина, И.П. Введение в проблемы искусственного
интеллекта, творческую и учебную профессиональную деятельность / И.П. Калошина. - М.: Изд-во МГУ, 1999. - 71 с.
24. Кинелев, В.Г. Образование для формирующегося
информационного общества / В.Г. Кинелев // Информатика и образование. —
2014. — № 5. — С. 2—9.
25. Корнилов, Ю.К. Проблемы психологии практического
интеллекта / Ю.К. Корнилов // Проблема субъекта в психологической науке: Сб.тр. - М.: Изд-во «Академический проект», 2010. - С. 151-164.
26. Кручинина, Г.А. Дидактические основы формирования
готовности будущего учителя к использованию новых информационных технологий обучения / Г.А. Кручинина: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2006, - 40 с.
27. Курбатов, В.И. Социальное проектирование / В.И. Курбатов, О.В. Курбатова. - Ростов н/Д: «Феникс», 2001. - 416 с.
28. Лазарев, В.С. Системное развитие школы / В.С. Лазарев. - М: Педагогическое общество России, 2002. - 304 с.
29. Литвинцева, Л.В. Виртуальная реальность - новый шаг в технологии человеко-машинного взаимодействия / Л.В. Литвинцева // Теория и системы управления. - 2015. - № 5. - С. 173-183.
30. Литвинцева, Л.В. Виртуальная реальность: анализ состояния и подходы к решению/ Л.В. Литвинцева, С.Д. Налитое // Новости искусственного интеллекта. - 2015. - № 3. - С. 24-90.
31. Мануйлов, Ю.С. Концепуальные основы средового подхода в воспитании / Ю.С. Мануйлов // Вестн. Ун-та Рос. акад. образования. - 2003. - № 1. - C. 36-68.
32. Мануйлов, Ю.С. Средовой подход в воспитании/ Ю.С. Мануйлов. - М.; Н. Новгород: Изд-во Волго-Вят. акад. гос. службы, 2002. - 156 с.
33. Махмутов, М.И. Современный урок/ М.И. Махмутов. - М.: Просвещение, 1985. - 184 с.
34. Мюнстерберг, Г. Психология и учитель / Г. Мюнстерберг. - М.: Совершенство, 1997. - 320 с.
35. Нигматов, З.Г. Теория и методика воспитания / З.Г. Нигматов, А.Н. Хузиахметов. - Казань, 1996. - 146 с.
36. Новые информационные технологии в учебно-воспитательном процессе профессиональной школы / Н.С. Радевская, В.А. Кныш, В.Н. Антонова и др. - СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2004. - 76 с.
37. Носов, Н.А. Образование и виртуальная реальность/ Н.А. Носов // Новый коллегиум. - 2010. - № 3. - С. 40 - 43.
38. Пинкевич, А.П. Основы советской педагогики / А.П. Пинкевич. - М., 1929.
39. Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления / Под ред. Н.Л. Селивановой. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 284 с.
40. Сорокин, П.А. Система социологии. Т.1. Социальная аналитика: Учение о строении простейшего (родового) социального явления/ П.А. Сорокин. - М.: Наука, 1993. - 447с.
41. Фрумин, И. Д. Образовательное пространство как пространство развития («школа взросления») / И. Д. Фрумин, Б.Д. Эльконин // Вопросы психологии. - 1993. - № 1. - С. 24 - 32.
42. Чеботарёва, Е.Э. Пространство и время в социальном поле институционализированного образования /Е.Э. Чеботарёва // Философия образования: Сб. ст. Серия «Symposium», выпуск 23. - СПб.: СП-е филос-е об-во, 2002. - С.137-141.
43. Шацкий, С.Т. Педагогические сочинения: В 4-х тт. / С.Т. Шацкий. - М.: Просвещение, 1964. - Т.2. - 475 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ