РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО (НА МАТЕРИАЛЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК)
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития детского литературного творчества в начальной школе 8
1.1 Сущность понятия «литературное творчество» 8
1.2 Особенности детского литературного творчества в начальной школе:
теоретические и практические аспекты 20
1.3 Сказка как жанр устного народного творчества 28
Глава 2. Практическое исследование по изучению развития детского литературного творчества в начальной школе 37
2.1 Основные направления формирования литературного творчества
младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО 37
2.2 Анализ результатов исследования по изучению детского
литературного творчества в начальной школе 56
Заключение 58
Список использованной литературы
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития детского литературного творчества в начальной школе 8
1.1 Сущность понятия «литературное творчество» 8
1.2 Особенности детского литературного творчества в начальной школе:
теоретические и практические аспекты 20
1.3 Сказка как жанр устного народного творчества 28
Глава 2. Практическое исследование по изучению развития детского литературного творчества в начальной школе 37
2.1 Основные направления формирования литературного творчества
младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО 37
2.2 Анализ результатов исследования по изучению детского
литературного творчества в начальной школе 56
Заключение 58
Список использованной литературы
Стремление к творчеству свойственно для современных школ, но оно, без сомнения, не содержит узкого характера, и в той или же другой мере свойственно всем людям. Но среднее учебное заведение - это все же вселенная надежд и веселья, где есть основа для становления литературного творчества и творческой работы младших школьников.
Задача средних учебных заведений - составление многоплановой развитой личности, становление индивидуальных возможностей ребенка. Без приоритета школьного развития невыполним процесс в сфере образования, воспитания личности, ее гуманизации, индивидуализации.
Одним из средств развития, как личности, так и литературного творчества считается литература для детей (стихи, проза, рассказ, загадки, басни, сказки). Книга - разнообразный многообразный для воспитания, образования объект; об особенностях которого ребенок младшего школьного возраста без особого обучения практически не ознакомлен. Как раз книга есть ключ всего разумного, добродушного, изящного, что есть на земле, как раз литература способна пробраться в духовный мир человека, мир его мыслей, эмоций, она создает конкретные незаменимые значения. Как раз литература - это среда, растящая и питающая литературное творчество личности.
Развитие литературных креативных возможностей считается одной из весомых задач образования в целом и начального в частности. Так как процесс фантазии пронизывает все рубежи развития личности ребенка, пробуждает предприимчивость и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению.
Большое значение в решение трудности внесли и вносят такие научные работники, как М.О. Львов, Л.Ф. Климанова, Т.А. Ладыженская, В.А. Левин, Г.Н. Кудин, В.Г. Горецкий. Эти методисты большое внимание уделяют развитию детского литературного творчества и на его базе активизации таких познавательных процессов, как фантазия, восприятие и другие[20,157].
Творческая работа над произведениями будет воспринята, когда будет задействована фантазия. Младший школьный возраст - это исключительно великая основа для развития. Чем раньше мы обучим молодого читателя углубленно чувствовать, образно мыслить, быстро отзываться на все, что происходит вокруг, тем богаче, увлекательнее будут в последующем его произведения[21,28].
Цель исследования - изучить возможности применения русских народных сказок для развития детского литературного творчества в начальной школе.
Объект изучения: развитие литературного творчества у детей младшего школьного возраста.
Предмет изучения: русские народные сказки как средство развития литературного творчества младших школьников в аспектах реализации ФГОС НОО.
Гипотеза: внедрение русских народных сказок будет содействовать развитию литературного творчества младших школьников, в случае если:
- органически соединять в работе над сказками классические методы (чтение и пересказ, чтение по ролям, олицетворение, моделирование завершение сказки);
- давать детям креативные задания на сочинение личных сказок и их художественное оформление;
- учить детей подробному сочинению сказок по сериям картинок.
Задачи:
1. Изучить научную литературу по проблеме развития литературного творчества на современном этапе развития школы;
2. Рассмотреть особенности развития литературного творчества у младших школьников;
3. Проанализировать степень развития литературного творчества у школьников начальной школы;
4. Определить возможности применения русских народных сказок в развитии литературного творчества школьников начальной школы.
Теоретико - методологическую базу изучения составили положения ученых-методистов о развитии литературного творчества младших школьников (М.О. Львов, Л.Ф. Климанова, Т.А. Ладыженская, В.А. Левин, Г.Н. Кудин, В.Г. Горецкий); изучения Л.С. Выготского о развитии фантазии в возрастном аспекте; педагогические взгляды научных работников на роль сказки в развитии креативного творчества детей (В.А. Сухомлинский, З.А. Гриценко, К.Д. Ушинский и др.)
Методы исследования:
-теоретические: исследование и анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме изучения.
- эмпирические: педагогический опыт (констатирующий, формирующий, контрольный этапы эксперименты), анкетирование, выполнение творческих заданий.
-количественный и качественный анализ результатов изучения.
Теоретическая значимость изучения заключается в том, что оно нацелено на углубление и классификацию научных знаний по решению проблемы развития способностей литературного творчества младших школьников с внедрением русских народных сказок в практике начальной школы.
Практическая значимость состоит в изучения практических материалов и итоги экспериментального изучения могут быть применены школьниками и учителями-практиками в педагогической работе при организации работы по развитию способностей литературного творчества младших школьников.
По данной ВКР была написана статья: «К проблеме развития детского литературного творчества в начальной школе», опубликованная в международном научно - практическом журнале «Экономика и социум» №5 (60) май 2019.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ «Карасинская ООШ им. Шарафутдинова З.Т.»Аксубаевского
муниципального района Республики Татарстан
Задача средних учебных заведений - составление многоплановой развитой личности, становление индивидуальных возможностей ребенка. Без приоритета школьного развития невыполним процесс в сфере образования, воспитания личности, ее гуманизации, индивидуализации.
Одним из средств развития, как личности, так и литературного творчества считается литература для детей (стихи, проза, рассказ, загадки, басни, сказки). Книга - разнообразный многообразный для воспитания, образования объект; об особенностях которого ребенок младшего школьного возраста без особого обучения практически не ознакомлен. Как раз книга есть ключ всего разумного, добродушного, изящного, что есть на земле, как раз литература способна пробраться в духовный мир человека, мир его мыслей, эмоций, она создает конкретные незаменимые значения. Как раз литература - это среда, растящая и питающая литературное творчество личности.
Развитие литературных креативных возможностей считается одной из весомых задач образования в целом и начального в частности. Так как процесс фантазии пронизывает все рубежи развития личности ребенка, пробуждает предприимчивость и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению.
Большое значение в решение трудности внесли и вносят такие научные работники, как М.О. Львов, Л.Ф. Климанова, Т.А. Ладыженская, В.А. Левин, Г.Н. Кудин, В.Г. Горецкий. Эти методисты большое внимание уделяют развитию детского литературного творчества и на его базе активизации таких познавательных процессов, как фантазия, восприятие и другие[20,157].
Творческая работа над произведениями будет воспринята, когда будет задействована фантазия. Младший школьный возраст - это исключительно великая основа для развития. Чем раньше мы обучим молодого читателя углубленно чувствовать, образно мыслить, быстро отзываться на все, что происходит вокруг, тем богаче, увлекательнее будут в последующем его произведения[21,28].
Цель исследования - изучить возможности применения русских народных сказок для развития детского литературного творчества в начальной школе.
Объект изучения: развитие литературного творчества у детей младшего школьного возраста.
Предмет изучения: русские народные сказки как средство развития литературного творчества младших школьников в аспектах реализации ФГОС НОО.
Гипотеза: внедрение русских народных сказок будет содействовать развитию литературного творчества младших школьников, в случае если:
- органически соединять в работе над сказками классические методы (чтение и пересказ, чтение по ролям, олицетворение, моделирование завершение сказки);
- давать детям креативные задания на сочинение личных сказок и их художественное оформление;
- учить детей подробному сочинению сказок по сериям картинок.
Задачи:
1. Изучить научную литературу по проблеме развития литературного творчества на современном этапе развития школы;
2. Рассмотреть особенности развития литературного творчества у младших школьников;
3. Проанализировать степень развития литературного творчества у школьников начальной школы;
4. Определить возможности применения русских народных сказок в развитии литературного творчества школьников начальной школы.
Теоретико - методологическую базу изучения составили положения ученых-методистов о развитии литературного творчества младших школьников (М.О. Львов, Л.Ф. Климанова, Т.А. Ладыженская, В.А. Левин, Г.Н. Кудин, В.Г. Горецкий); изучения Л.С. Выготского о развитии фантазии в возрастном аспекте; педагогические взгляды научных работников на роль сказки в развитии креативного творчества детей (В.А. Сухомлинский, З.А. Гриценко, К.Д. Ушинский и др.)
Методы исследования:
-теоретические: исследование и анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме изучения.
- эмпирические: педагогический опыт (констатирующий, формирующий, контрольный этапы эксперименты), анкетирование, выполнение творческих заданий.
-количественный и качественный анализ результатов изучения.
Теоретическая значимость изучения заключается в том, что оно нацелено на углубление и классификацию научных знаний по решению проблемы развития способностей литературного творчества младших школьников с внедрением русских народных сказок в практике начальной школы.
Практическая значимость состоит в изучения практических материалов и итоги экспериментального изучения могут быть применены школьниками и учителями-практиками в педагогической работе при организации работы по развитию способностей литературного творчества младших школьников.
По данной ВКР была написана статья: «К проблеме развития детского литературного творчества в начальной школе», опубликованная в международном научно - практическом журнале «Экономика и социум» №5 (60) май 2019.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ «Карасинская ООШ им. Шарафутдинова З.Т.»Аксубаевского
муниципального района Республики Татарстан
Изучив литературу по проблеме, мы удостоверились, что проблема привлекает к себе внимание учителей, научных работников, таких как: Л.С. Выготский, Д.М. Комский, М.Р. Львов, Л.В. Занков, Т.В. Зеленкова, З.Н. Новлянская. Они уделяют большое значение развитию творческой личности.
Чтобы продвигать ребят в развитии, надо отречься от известных стереотипов работы на уроках чтения и составить ее так, чтобы ученики воспринимали и ценили художественное слово. Так, чтобы чтение всякого нового произведения или же перечитывание известного ранее для них было новым открытием, вызывало работу души - впечатлений, воображений, затрагивало их житейский навык, то есть захватывало бы их.
Анализируя требования к современному уроку, в частности к уроку чтения, возможно сделать вывод, что становление литературного творчества является необходимой предпосылкой для развития творческой активности подростков и воображения. Задание чтения обязано соединять взаимное творчество ребят и учителя, творческие облики работы со словом, становление эмоциональности для наилучшего восприятия текста.
Изучив методическую литературу по проблеме «Литературное творчество младших школьников» мы пришли к выводу, что пока еще в школе слабо поставлена работа по развитию литературного творчества и творческой активности подростков. Есть лишь только кое-какие моменты, направленные на становление литературного творчества и креативных возможностей ребят. Большая доля рассмотренных вопросов по предоставленной проблеме располагается в трудах ученых-психологов, таких как Л.С. Выготский, М.В. Матюхина и др.
Во время исследования мы вычленили некоторые виды работ, способствующих развитию креативного потенциала младших школьников. Это: словесное рисование, работа с иллюстрацией, музыкальное
иллюстрирование, литературное творчество, инсценирование, любые креативные поручения и т.д.
Мы провели опытно-экспериментальное исследование по развитию литературного творчества, вычленили систему заданий, направленных на выработку и совершенствование в человеке возможности глубоко воспринимать, понимать произведение, вживаться в тип главного героя, ценить великолепное в людях, в окружающем нас мире.
Целью нашего исследования являлось выявление и воплощение на практике способов и методик, направленных на становление литературного творчества и творческого мышления младших школьников на уроках чтения. Исходя из этого, мы провели диагностирование смысла развития творчества школьников.
Результаты проведенного исследования подтверждают, что у детей способность к творчеству развита на среднем уровне. Во время опытно-экспериментальной работы мы попробовали применить задания,найденные нами, попробовали продемонстрировать новые способы и методы.
Таким образом, цель достигнута, а гипотеза нашла свое подтверждение.
Чтобы продвигать ребят в развитии, надо отречься от известных стереотипов работы на уроках чтения и составить ее так, чтобы ученики воспринимали и ценили художественное слово. Так, чтобы чтение всякого нового произведения или же перечитывание известного ранее для них было новым открытием, вызывало работу души - впечатлений, воображений, затрагивало их житейский навык, то есть захватывало бы их.
Анализируя требования к современному уроку, в частности к уроку чтения, возможно сделать вывод, что становление литературного творчества является необходимой предпосылкой для развития творческой активности подростков и воображения. Задание чтения обязано соединять взаимное творчество ребят и учителя, творческие облики работы со словом, становление эмоциональности для наилучшего восприятия текста.
Изучив методическую литературу по проблеме «Литературное творчество младших школьников» мы пришли к выводу, что пока еще в школе слабо поставлена работа по развитию литературного творчества и творческой активности подростков. Есть лишь только кое-какие моменты, направленные на становление литературного творчества и креативных возможностей ребят. Большая доля рассмотренных вопросов по предоставленной проблеме располагается в трудах ученых-психологов, таких как Л.С. Выготский, М.В. Матюхина и др.
Во время исследования мы вычленили некоторые виды работ, способствующих развитию креативного потенциала младших школьников. Это: словесное рисование, работа с иллюстрацией, музыкальное
иллюстрирование, литературное творчество, инсценирование, любые креативные поручения и т.д.
Мы провели опытно-экспериментальное исследование по развитию литературного творчества, вычленили систему заданий, направленных на выработку и совершенствование в человеке возможности глубоко воспринимать, понимать произведение, вживаться в тип главного героя, ценить великолепное в людях, в окружающем нас мире.
Целью нашего исследования являлось выявление и воплощение на практике способов и методик, направленных на становление литературного творчества и творческого мышления младших школьников на уроках чтения. Исходя из этого, мы провели диагностирование смысла развития творчества школьников.
Результаты проведенного исследования подтверждают, что у детей способность к творчеству развита на среднем уровне. Во время опытно-экспериментальной работы мы попробовали применить задания,найденные нами, попробовали продемонстрировать новые способы и методы.
Таким образом, цель достигнута, а гипотеза нашла свое подтверждение.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО (НА МАТЕРИАЛЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста на материале сказки
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИГРЫ - ДРАМАТИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Развитие образного мира обучающихся начальных классов средствами иллюстрирования
Магистерская диссертация, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2016 - Особенности изучения сказок в процессе внеурочной деятельности по французскому языку в средней общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, французский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2022 - МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
КИСТЕВОЙ РОСПИСИ С УЧАЩИМИСЯ СТАРШИХ
КЛАССОВ НА ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5030 р. Год сдачи: 2016 - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ НАВЫКОВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЧТЕНИЯ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ ВИДОВ ИСКУССТВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2018 - Нравственное воспитание младших школьников в художественно-творческой деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2020



