Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО (НА МАТЕРИАЛЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК)

Работа №37944

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы63
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
969
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития детского литературного творчества в начальной школе 8
1.1 Сущность понятия «литературное творчество» 8
1.2 Особенности детского литературного творчества в начальной школе:
теоретические и практические аспекты 20
1.3 Сказка как жанр устного народного творчества 28
Глава 2. Практическое исследование по изучению развития детского литературного творчества в начальной школе 37
2.1 Основные направления формирования литературного творчества
младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО 37
2.2 Анализ результатов исследования по изучению детского
литературного творчества в начальной школе 56
Заключение 58
Список использованной литературы


Стремление к творчеству свойственно для современных школ, но оно, без сомнения, не содержит узкого характера, и в той или же другой мере свойственно всем людям. Но среднее учебное заведение - это все же вселенная надежд и веселья, где есть основа для становления литературного творчества и творческой работы младших школьников.
Задача средних учебных заведений - составление многоплановой развитой личности, становление индивидуальных возможностей ребенка. Без приоритета школьного развития невыполним процесс в сфере образования, воспитания личности, ее гуманизации, индивидуализации.
Одним из средств развития, как личности, так и литературного творчества считается литература для детей (стихи, проза, рассказ, загадки, басни, сказки). Книга - разнообразный многообразный для воспитания, образования объект; об особенностях которого ребенок младшего школьного возраста без особого обучения практически не ознакомлен. Как раз книга есть ключ всего разумного, добродушного, изящного, что есть на земле, как раз литература способна пробраться в духовный мир человека, мир его мыслей, эмоций, она создает конкретные незаменимые значения. Как раз литература - это среда, растящая и питающая литературное творчество личности.
Развитие литературных креативных возможностей считается одной из весомых задач образования в целом и начального в частности. Так как процесс фантазии пронизывает все рубежи развития личности ребенка, пробуждает предприимчивость и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению.
Большое значение в решение трудности внесли и вносят такие научные работники, как М.О. Львов, Л.Ф. Климанова, Т.А. Ладыженская, В.А. Левин, Г.Н. Кудин, В.Г. Горецкий. Эти методисты большое внимание уделяют развитию детского литературного творчества и на его базе активизации таких познавательных процессов, как фантазия, восприятие и другие[20,157].
Творческая работа над произведениями будет воспринята, когда будет задействована фантазия. Младший школьный возраст - это исключительно великая основа для развития. Чем раньше мы обучим молодого читателя углубленно чувствовать, образно мыслить, быстро отзываться на все, что происходит вокруг, тем богаче, увлекательнее будут в последующем его произведения[21,28].
Цель исследования - изучить возможности применения русских народных сказок для развития детского литературного творчества в начальной школе.
Объект изучения: развитие литературного творчества у детей младшего школьного возраста.
Предмет изучения: русские народные сказки как средство развития литературного творчества младших школьников в аспектах реализации ФГОС НОО.
Гипотеза: внедрение русских народных сказок будет содействовать развитию литературного творчества младших школьников, в случае если:
- органически соединять в работе над сказками классические методы (чтение и пересказ, чтение по ролям, олицетворение, моделирование завершение сказки);
- давать детям креативные задания на сочинение личных сказок и их художественное оформление;
- учить детей подробному сочинению сказок по сериям картинок.
Задачи:
1. Изучить научную литературу по проблеме развития литературного творчества на современном этапе развития школы;
2. Рассмотреть особенности развития литературного творчества у младших школьников;
3. Проанализировать степень развития литературного творчества у школьников начальной школы;
4. Определить возможности применения русских народных сказок в развитии литературного творчества школьников начальной школы.
Теоретико - методологическую базу изучения составили положения ученых-методистов о развитии литературного творчества младших школьников (М.О. Львов, Л.Ф. Климанова, Т.А. Ладыженская, В.А. Левин, Г.Н. Кудин, В.Г. Горецкий); изучения Л.С. Выготского о развитии фантазии в возрастном аспекте; педагогические взгляды научных работников на роль сказки в развитии креативного творчества детей (В.А. Сухомлинский, З.А. Гриценко, К.Д. Ушинский и др.)
Методы исследования:
-теоретические: исследование и анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме изучения.
- эмпирические: педагогический опыт (констатирующий, формирующий, контрольный этапы эксперименты), анкетирование, выполнение творческих заданий.
-количественный и качественный анализ результатов изучения.
Теоретическая значимость изучения заключается в том, что оно нацелено на углубление и классификацию научных знаний по решению проблемы развития способностей литературного творчества младших школьников с внедрением русских народных сказок в практике начальной школы.
Практическая значимость состоит в изучения практических материалов и итоги экспериментального изучения могут быть применены школьниками и учителями-практиками в педагогической работе при организации работы по развитию способностей литературного творчества младших школьников.
По данной ВКР была написана статья: «К проблеме развития детского литературного творчества в начальной школе», опубликованная в международном научно - практическом журнале «Экономика и социум» №5 (60) май 2019.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ «Карасинская ООШ им. Шарафутдинова З.Т.»Аксубаевского
муниципального района Республики Татарстан


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучив литературу по проблеме, мы удостоверились, что проблема привлекает к себе внимание учителей, научных работников, таких как: Л.С. Выготский, Д.М. Комский, М.Р. Львов, Л.В. Занков, Т.В. Зеленкова, З.Н. Новлянская. Они уделяют большое значение развитию творческой личности.
Чтобы продвигать ребят в развитии, надо отречься от известных стереотипов работы на уроках чтения и составить ее так, чтобы ученики воспринимали и ценили художественное слово. Так, чтобы чтение всякого нового произведения или же перечитывание известного ранее для них было новым открытием, вызывало работу души - впечатлений, воображений, затрагивало их житейский навык, то есть захватывало бы их.
Анализируя требования к современному уроку, в частности к уроку чтения, возможно сделать вывод, что становление литературного творчества является необходимой предпосылкой для развития творческой активности подростков и воображения. Задание чтения обязано соединять взаимное творчество ребят и учителя, творческие облики работы со словом, становление эмоциональности для наилучшего восприятия текста.
Изучив методическую литературу по проблеме «Литературное творчество младших школьников» мы пришли к выводу, что пока еще в школе слабо поставлена работа по развитию литературного творчества и творческой активности подростков. Есть лишь только кое-какие моменты, направленные на становление литературного творчества и креативных возможностей ребят. Большая доля рассмотренных вопросов по предоставленной проблеме располагается в трудах ученых-психологов, таких как Л.С. Выготский, М.В. Матюхина и др.
Во время исследования мы вычленили некоторые виды работ, способствующих развитию креативного потенциала младших школьников. Это: словесное рисование, работа с иллюстрацией, музыкальное
иллюстрирование, литературное творчество, инсценирование, любые креативные поручения и т.д.
Мы провели опытно-экспериментальное исследование по развитию литературного творчества, вычленили систему заданий, направленных на выработку и совершенствование в человеке возможности глубоко воспринимать, понимать произведение, вживаться в тип главного героя, ценить великолепное в людях, в окружающем нас мире.
Целью нашего исследования являлось выявление и воплощение на практике способов и методик, направленных на становление литературного творчества и творческого мышления младших школьников на уроках чтения. Исходя из этого, мы провели диагностирование смысла развития творчества школьников.
Результаты проведенного исследования подтверждают, что у детей способность к творчеству развита на среднем уровне. Во время опытно-экспериментальной работы мы попробовали применить задания,найденные нами, попробовали продемонстрировать новые способы и методы.
Таким образом, цель достигнута, а гипотеза нашла свое подтверждение.



1. 1-2кл. Ефросинина Л.А. Литературное чтение в начальной школе. Контрольные работы, тесты, диктанты. Ч. - Москва: Наука, 2014. - 761 с.
2. Андрианов М.А. Философия для детей в сказках и рассказах Пособие по воспитанию детей в семье и в школе. - М.: Современное слово, 2003. - 280 с.
3. Беркинбилт М., Петровский А. Фантазия и реальность. - М.: Политиздат, 1968 .-341 с.
4. Бершадская Н.Р., Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе. - М.: Просвещение, 1986.-234 с.
5. Беседы с учителем. Методика обучения: Первый класс четырехлетней начальной школы / Под ред. Л.Е. Журовой. М.: Вентана-Графф, 2002. - 384 с.
6. Беседы с учителем: Второй класс четырехлетней начальной школы / Под ред. Л.Е.Журовой. - М.: Вентана-Граф, 2002. - 320 с.
7. Беседы с учителем: Третий класс четырехлетней начальной школы / Под ред. Л.Е. Журовой. - М.: Вентана-Граф, 2000. - 384 с.
8. Биржевая, Т.А. Творческая деятельность на уроках литературного чтения во 2 классе // Начальная школа. - 2011. - №7. - С. 35-36.
9. Виноградова, Н. Ф. Литературное чтение. 1-4 классы. Программа (+ CD) / Н.Ф. Виноградова, И.С. Хомякова, И.В. Сафонова. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2013. - 112 с.
10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. 3 изд. - М.: Просвещение, 1991. - 93 с.
11. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 томах. Том 4. Детская психология/Под ред. Эльконина Д.Б. - М.: Педагогика, 1984. - 432 с.
12. Джежелей О. В. Литературное чтение. 1-4 классы / О.В. Джежелей. - М.: Дрофа, 2010. - 368 с.
13. Довжикова, В. Н. Живая книга: Уроки внеклассного чтения в начальной школе / В.Н. Довжикова. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2008. - 232 с.
14. Дорофеева, Г. В. Литературное чтение. 1-4 классы. Итоговая аттестация за курс начальной школы. Тестовые тренировочные задания / Г.В. Дорофеева. - М.: Эксмо, 2013. - 375 с.
15. Еремина, Е. А. Виды разбора на уроках русского языка. 5-11 классы / Е.А. Еремина. - Москва: Гостехиздат, 2010. - 797 с.
16. Ефросина Л.А. Литературное чтение в 1 классе. Методика для учителя. - М.: Вентана-Граф, 2002. - 240 с.
17. Ефросинина, Л. А. Книгочей. Словарь-справочник по литературному чтению. 1-4 классы / Л.А. Ефросинина. - М.: Вентана-Граф, 2012. - 144 с.
18. Ефросинина, Л. А. Литературное чтение. 1-4 классы. Книгочей. Словарь-справочник / Л.А. Ефросинина. - Москва: ИЛ, 2015. - 144 с.
19. Ефросинина, Л. А. Литературное чтение. 1-4 классы. Оценка достижения планируемых результатов обучения. В 2 частях. Часть 1 / Л.А. Ефросинина. - Москва: РГГУ, 2014. - 152 с.
20. Ефросинина, Л. А. Литературное чтение. 1-4 классы. Программа (+ CD- ROM) / Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 224 с.
21. Зайцева, О. Б. Литературное чтение. 1-2 классы. Промежуточный и итоговый контроль / О.Б. Зайцева. - М.: Учитель, 2014. - 978 с.
22. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор: Учебник для высших учебных заведений. - М.: Высшая школа, 2002. - 389 с.
23. Ивченков, П.Ф. Контрольно-тренировочные работы на уроках русского языка: 4-8 классы / П.Ф. Ивченков. - М.: Просвещение; Издание 2-е, испр., 1996. - 191 с.
24. Карабанова А.О. Восприятие сказки // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко.под общ. ред. А.В. Петровского. Т. 3. - М.: ПЕРСЭ, 2005.
25. Кибирева, Л. В. Игры на уроках русского языка. 1-4 классы. Дидактический материал / Л.В. Кибирева, Г.И. Мелихова. - М.: Дрофа, 2008. - 801 с.
26. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение // Школа России. Концепция и программы для нач. кл. В 2 ч. Ч. 1 ./ М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова. - М.: Просвещение, 2009
27. Константинова Л.Б. Развитие творческих способностей младших школьников. //Начальная школа, 2000. - №7. - С. 36-45.
28. Корсунский Е.А. Психология литературного творчества школьников: Учебное пособие к спецкурсу. - Л.: ЛГПИ, 1984. - с. 82.
29. Крутецкая В. А. Литературное чтение. 1-4 классы. Памятка школьника / В.А. Крутецкая. - М.: Литера, 2015. - 746 с.
30. Кубасова О. В. Литературное чтение. 1-4 классы. Методические рекомендации к тестовым заданиям. К учебникам О. В. Кубасовой / О.В. Кубасова. - Москва: Огни, 2014. - 136 с.
31. Кузнецова, С. А. Контрольная? Ура! Тесты, самостоятельные работы и творческие задания по литературному чтению. 1-4 классы / С.А. Кузнецова. - М.: Феникс, 2012. - 326 с.
32. Кулясова Н. А. Алфавитные и тематические игры на уроках английского языка. 2-4 классы / Н.А. Кулясова. - М.: ВАКО, 2011. - 393 с.
33. Лазарева В.А. Литературное чтение. Методические рекомендации. - М.: Педагогика, 2002. - 219 с.
34. Лазарева В.А. Уроки литературного чтения в современной начальной школе // Начальная школа. - 2005. - № 2. - С. 2-10.
35. Лебединцев, В. Б. Литературное чтение. 1-4 классы. Методический инструментарий. Формирование ключевых умений / В.Б. Лебединцев. - М.: Учитель, 2013. - 160 с.
36. Литературное чтение. 1-4 классы. Методическое пособие / М.В. Черкезова и др. - М.: Дрофа, 2013. - 192 с.
37. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути её развития. - М.: Просвещение, 1975 .-365 с.
38. Матвеева Е.И. Учим младшего школьника понимать текст. - М.: 2005. - 240 с.
39. Матвеева Е. И. Деятельностный подход к обучению в начальной школе. Урок литературного чтения / Е.И. Матвеева, И.Е. Патрикеева. - М.: Вита- Пресс, 2012. - 176 с.
40. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. - М.: Редакция журнала «Искусство в школе», 1995. -144 с.
41. Меркин Г. С. Литературное чтение. 1-4 классы. Программа курса / Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова. - М.: Русское слово - учебник, 2014. - 556 с.
42. Миронова, Е.А. Развитие читательского интереса у младших школьников // Начальная школа. - 2011. - №8. - С. 74 - 75.
43. Митюшина, Л. Д. Аудирование на уроках русского языка в начальных классах с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения / Л.Д. Митюшина. - М.: Дрофа, 2006. - 112 с.
44. Мишакина Т. Л. Итоговые тесты по литературному чтению для 2 класса / Т.Л. Мишакина, С.А. Гладкова. - М.: Ювента, 2012. - 861 с.
45. Мишакина Т. Л. Итоговые тесты по литературному чтению для 3 класса / Т.Л. Мишакина, С.А. Гладкова. - М.: Ювента, 2012. - 212 с.
46. Мишакина Т. Л. Итоговые тесты по литературному чтению для 4 класса / Т.Л. Мишакина, С.А. Гладкова. - М.: Ювента, 2015. - 401 с.
47. Новлянская З.Н., Кудина Г.Н. Основные принципы и методы экспериментального курса «Литература как предмет эстетического цикла» (для средней школы) // Психологическая наука и образование. 1997. № 1. - С.89
48. Плоткина Д. П. Атеистическое воспитание учащихся на уроках истории в V-VII классах / Д.П. Плоткина. - Москва: СИНТЕГ, 2004. - 128 с.
49. Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. - М.: Академия пед. наук, 1960.
50. Пропп В.Я. Мифология сказки. Исторические корни волшебной сказки. М.: Просвещение, 2000. - 274 с.
51. Пропп В.Я. Русская сказка. - М.: Просвещение, 2000. - 321 с.
52. Светловская Н.Н. О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмыслением при обучении младших школьников чтению // Начальная школа. - 2005. - №5. - С. 16-21.
53. Трегубова, Л. С. Литературное чтение. 1-4 классы (комплект из 90 тестовых карточек) / Л.С. Трегубова, Л.С. Сильченкова. - Москва: ИЛ, 2013. - 182 с.
54. Ушакова Н.Г. Развитие внимания и памяти у детей в работе над сказкой. // Начальная школа, №9, 2007 - с. 55.
55. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2010.
56. Филиппова Л.В., Филиппов Ю.В., Кольцова И.Н., Фирсова А.М. Сказка как источник творчества детей. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
57. Хомякова, И.С. Литературное чтение. 1-2 классы. Рабочая тетрадь для проверки знаний / И.С. Хомякова. - М.: АСТ, Астрель, Планета знаний, 2013. - 465 с.
58. Шубина, Г. В. Домашняя работа по литературному чтению. 1-2 классы / Г.В. Шубина, Ю.С. Москвина. - М.: Экзамен, 2013. - 143 с.
59. Ягункова В. П. Индивидуальные психологические способности к литературному творчеству // Вопросы психологии способностей школьников. М., 1994.-123 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ