ЭФФЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ ОБУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЯМ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА (НА МАТЕРИАЛЕ ГЛАГОЛОВ ДВИЖЕНИЯ)
|
Введение 3
Глава I. Словообразование и лексико-семантическая группа глаголов движения в русском и английском языках 6
1.1. Основные понятия словообразования в лингвистике 7
1.2. Способы словообразования в русском и английском языках 10
1.3. Теоретические основы изучения лексико-семантического класса
глаголов движения в русском и английском языках 15
Выводы по I главе 23
Глава II. Словообразовательные гнезда глаголов движения и методика их
изучения 25
2.1. Словообразовательные гнезда глаголов движения go-ходитъ в
английском и русском языках 25
2.2. Словообразовательные гнезда глаголов движения move - двигать, run -
бежать в английском и русском языках 30
2.3. Эффективные методы и система упражнений по обучению
словообразованию английского языка на материале глаголов движения и их производных 38
Выводы по II главе 47
Заключение 48
Список использованной литературы 50
Глава I. Словообразование и лексико-семантическая группа глаголов движения в русском и английском языках 6
1.1. Основные понятия словообразования в лингвистике 7
1.2. Способы словообразования в русском и английском языках 10
1.3. Теоретические основы изучения лексико-семантического класса
глаголов движения в русском и английском языках 15
Выводы по I главе 23
Глава II. Словообразовательные гнезда глаголов движения и методика их
изучения 25
2.1. Словообразовательные гнезда глаголов движения go-ходитъ в
английском и русском языках 25
2.2. Словообразовательные гнезда глаголов движения move - двигать, run -
бежать в английском и русском языках 30
2.3. Эффективные методы и система упражнений по обучению
словообразованию английского языка на материале глаголов движения и их производных 38
Выводы по II главе 47
Заключение 48
Список использованной литературы 50
В языке самой подвижной стороной является его словарный состав, который почти непрерывно изменяется. Образование слов определяется потребностями общения людей в связи с появлением новых предметов и понятий. Словарный состав отличается богатством выраженных им понятий, семантических оттенков слов, обеспечивающих передачу самых разнообразных смысловых нюансов и наилучшим образом удовлетворяющих потребности общения людей. Этим объясняется особый интерес к проблемам словообразования. Обогащение словарного состава проходит, преимущественно, за счет собственных ресурсов и является специфичной областью языковой номинации. Исследование слова как структурного элемента языка может дать многое в изучении смысловой стороны языка в целом, кроме того существует близость между лексической многозначностью и словообразованием. Таким образом, в рамках словообразования рассматриваются проблемы номинации, смыслов, многозначности, т.е. проблемы, связанные напрямую с задачами коммуникации.
Человек постоянно находится в движении, поэтому он всегда сталкивается с необходимостью выражать в тексте информацию о движении объекта/субъекта, а также необходимостью перевода её на другой язык. В разных языках наблюдается необычайное многообразие глаголов движения, при этом прослеживается национальная специфика трактовки и восприятия семантики движения разными народами. Этим и определяется актуальность изучения проблемы выражения движения-перемещения в пространстве и исследований в этой области.
Актуальность данной выпускной квалификационной работы в том, что знание законов, способов и средств словообразования не только способствует обозрению всего круга лексики того или иного языка в теоретическом плане, но имеет и непосредственно практическое знание для овладения неродным языком. Знание закономерностей словообразования языка, умение определять значение словообразующих морфем способствуют расширению словарного запаса, обогащению грамматического строя речи, уяснению грамматической системы языка. Практическая направленность изучения раздела «Словообразования» имеет большое значение для формирования правильного грамотного письма.
Цель работы - изучить деривацию глаголов движения и разработать эффективные способы обучения особенностям словообразования английского языка на примере этих глаголов.
Объектом исследования являются глаголы движения в лексических системах английского и русского языков.
Предметом исследования являются словообразовательные гнезда, вершины которых относятся к лексико-семантической группе глаголов движения в русском и английском языках и изучение словообразующих особенностей данных глаголов. Одна из важных проблем, которая возникает сегодня перед учителем иностранного языка — научить школьников словообразовательным навыкам, то есть показать им, как с помощью знания значений аффиксов (суффиксов, приставок) можно сформулировать лексическое значение изучаемого составного слова, не пользуясь при этом словарем.
В соответствии с целью работы были сформулировали следующие задачи:
1) охарактеризовать основные понятия и способы словообразования в английском и русском языке;
2) обосновать теоретические основы изучения лексико-семантического класса глаголов движения;
3) описать взятый для анализа набор производных слов от глаголов движения в русском и английском языках;
4) сравнить словообразовательные гнезда глаголов движения go-ходитъ, move - двигать, run - бежать в английском и русском языках;
3) выделить эффективные способы обучения словообразовательной системе английского языка на материале глаголов движения.
Основным методом исследования является сравнительно-сопоставительный. Сопоставительный анализ глаголов движения и перемещения в английском и русском языках проводится на основании принципов сопоставления, принципа сравнимости, системности, принципа двустороннего сравнения, учета положительного и отрицательного опыта переноса лингвистических знаний и принципа синхронности.
Апробация проводилась в МБОУ «СОШ № 10» г. Елабуга на уроках английского языка.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что исследование глаголов движения и перемещения в английском и русском языках важно для изучения английской лексики как системы. Конкретный языковой материал, выводы и обобщения вносят определенный вклад в разработку проблем лексической семантики и словообразования. Полученные результаты могут быть использованы в школьной и вузовской практике на разных ступенях преподавания английского языка, при разработке спецкурсов по сопоставительной лексикологии, словообразованию и грамматике. Наблюдения, сделанные в дипломной работе, могут применяться в практике перевода, при разработке вопросов культуры речи билингвов. Материалы работы имеют значение для школьной практики в целях упорядочения и закрепления нового материала при обучении словообразовательной системе английского языка.
Научная новизна заключается в том, что был проведен сопоставительный анализ глаголов движения и перемещения go - ходить, move - двигать, run - бежать в английском и русском языках в семантическом, синтагматическом и словообразовательном аспектах. В работе исследовались словообразование и семантика глаголов движения и перемещения, их типологические черты как семантической микросистемы, так и специфические характеристики в каждом из исследуемых языков; способы обозначения направления при них, а также их переносные значения.
Также была разработана система упражнений для обучения словообразования с использованием изученных гнезд глаголов движения.
Структура работы состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка литературы.
Человек постоянно находится в движении, поэтому он всегда сталкивается с необходимостью выражать в тексте информацию о движении объекта/субъекта, а также необходимостью перевода её на другой язык. В разных языках наблюдается необычайное многообразие глаголов движения, при этом прослеживается национальная специфика трактовки и восприятия семантики движения разными народами. Этим и определяется актуальность изучения проблемы выражения движения-перемещения в пространстве и исследований в этой области.
Актуальность данной выпускной квалификационной работы в том, что знание законов, способов и средств словообразования не только способствует обозрению всего круга лексики того или иного языка в теоретическом плане, но имеет и непосредственно практическое знание для овладения неродным языком. Знание закономерностей словообразования языка, умение определять значение словообразующих морфем способствуют расширению словарного запаса, обогащению грамматического строя речи, уяснению грамматической системы языка. Практическая направленность изучения раздела «Словообразования» имеет большое значение для формирования правильного грамотного письма.
Цель работы - изучить деривацию глаголов движения и разработать эффективные способы обучения особенностям словообразования английского языка на примере этих глаголов.
Объектом исследования являются глаголы движения в лексических системах английского и русского языков.
Предметом исследования являются словообразовательные гнезда, вершины которых относятся к лексико-семантической группе глаголов движения в русском и английском языках и изучение словообразующих особенностей данных глаголов. Одна из важных проблем, которая возникает сегодня перед учителем иностранного языка — научить школьников словообразовательным навыкам, то есть показать им, как с помощью знания значений аффиксов (суффиксов, приставок) можно сформулировать лексическое значение изучаемого составного слова, не пользуясь при этом словарем.
В соответствии с целью работы были сформулировали следующие задачи:
1) охарактеризовать основные понятия и способы словообразования в английском и русском языке;
2) обосновать теоретические основы изучения лексико-семантического класса глаголов движения;
3) описать взятый для анализа набор производных слов от глаголов движения в русском и английском языках;
4) сравнить словообразовательные гнезда глаголов движения go-ходитъ, move - двигать, run - бежать в английском и русском языках;
3) выделить эффективные способы обучения словообразовательной системе английского языка на материале глаголов движения.
Основным методом исследования является сравнительно-сопоставительный. Сопоставительный анализ глаголов движения и перемещения в английском и русском языках проводится на основании принципов сопоставления, принципа сравнимости, системности, принципа двустороннего сравнения, учета положительного и отрицательного опыта переноса лингвистических знаний и принципа синхронности.
Апробация проводилась в МБОУ «СОШ № 10» г. Елабуга на уроках английского языка.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что исследование глаголов движения и перемещения в английском и русском языках важно для изучения английской лексики как системы. Конкретный языковой материал, выводы и обобщения вносят определенный вклад в разработку проблем лексической семантики и словообразования. Полученные результаты могут быть использованы в школьной и вузовской практике на разных ступенях преподавания английского языка, при разработке спецкурсов по сопоставительной лексикологии, словообразованию и грамматике. Наблюдения, сделанные в дипломной работе, могут применяться в практике перевода, при разработке вопросов культуры речи билингвов. Материалы работы имеют значение для школьной практики в целях упорядочения и закрепления нового материала при обучении словообразовательной системе английского языка.
Научная новизна заключается в том, что был проведен сопоставительный анализ глаголов движения и перемещения go - ходить, move - двигать, run - бежать в английском и русском языках в семантическом, синтагматическом и словообразовательном аспектах. В работе исследовались словообразование и семантика глаголов движения и перемещения, их типологические черты как семантической микросистемы, так и специфические характеристики в каждом из исследуемых языков; способы обозначения направления при них, а также их переносные значения.
Также была разработана система упражнений для обучения словообразования с использованием изученных гнезд глаголов движения.
Структура работы состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка литературы.
Словообразование занимает значимую нишу в ходе изучения словарного состава языка, поскольку этот аспект представляет собой раздел лексикологии, хотя и находится на стыке лексики и грамматики. Для обогащения активного вокабуляра необходимо не только больше читать, писать, воспринимать речь на слух, но и изучать образование слов в словообразовательных парах (производящее - производное), цепочках (корень - производные), словообразовательных элементах (суффиксы, префиксы и т.д.). В силу специфики познавательных процессов, к примеру, ассоциативности памяти, в основе оптимального подхода к изучению английских слов лежит системность, т.е. деление словарного состава на группы. Кроме тематических групп, синонимов, антонимов, выделяются словообразовательные гнезда, множества однокоренных слов или слов с одним и тем же словообразовательным элементом (eject-reject-object- извергать-изгонять-отклонять).
В настоящем исследовании был произведен сопоставительный анализ словообразовательных гнезд глаголов движения go - ходить, move - двигать, run - бегать на примере толковых словарей английского и русского языков. Выявленные отличительные особенности их значений позволили решить задачи исследования. Были выявлены особенности реализации глаголов go - ходить, move - двигать, run - бегать в русском и в английском языках, проанализированы основные их значения, выявлен словообразовательный потенциал слов в обоих языках. Уже на теоретическом уровне сопоставительный анализ указал на различие в классификации глаголов движения в русском и в английском языках.
Сравнительный анализ глаголов движения и их словообразовательных гнезд показал, что модели словообразования в русском и английском сильно отличаются, что должно быть учтено при обучении школьников английскому языку на основе родного русского языка. Выявлена особенность глаголов движения в английском языке: самым производительным способом образования является словосложение, что должно быть учтено в методологии.
Обращение к проблемам словообразования на занятиях английского языка соответствует основным подходам в решении задач современного языкового образования: деятельностному, проблемному, личностному, информационному. На новом уровне большую актуальность имеет проблемное образование, которое способствует развитию познавательной активности, мыслительной и речемыслительной деятельности, обеспечивает творческое участие обучаемых в решении учебных задач в процессе применения различных методов (поисковый, исследовательский, дискуссионный, ролевые игры, метод проектов и т.д).
В современных условиях актуальным в качестве результата в обучении считается создание дидактических продуктов (слайдов, визуального сопровождения). При этом презентация представляет собой ценный материал по теме «Словообразование в английском языке», и поэтому необходимо включать в планы своих занятий задания на словообразование или выносить освоение навыков в данном языковом аспекте в качестве основного материала.
Насколько важна система словообразования для номинативной деятельности человека, можно заключить и по тому, что около 70% словарного запаса языка конституируется словами производными, т.е. построенными по определенным правилам с помощью определенных словообразовательных средств на базе исходных лексических единиц и мотивированными ими.
Задания на словообразование способствуют лучшему закреплению материала и его систематизации, формированию языковой догадки в ходе самостоятельного чтения, вооружает студентов важными знаниями, направленными на формирование умения собственного анализа сложных слов.
Кроме того, задания на словообразование в полной мере подлежат проблематизации, что соответствует современным требованиям в образовании. Таким образом, словообразование, рассматриваемое на стыке грамматики и лексики языка, представляет ценность не только для лингвистики в целом, но и для методики обучения английскому языку. Продуктивность обращения на занятиях к проблемам словообразования исходит из специфики языкового материала и соответствует основным подходам в решении задач современного языкового образования.
В настоящем исследовании был произведен сопоставительный анализ словообразовательных гнезд глаголов движения go - ходить, move - двигать, run - бегать на примере толковых словарей английского и русского языков. Выявленные отличительные особенности их значений позволили решить задачи исследования. Были выявлены особенности реализации глаголов go - ходить, move - двигать, run - бегать в русском и в английском языках, проанализированы основные их значения, выявлен словообразовательный потенциал слов в обоих языках. Уже на теоретическом уровне сопоставительный анализ указал на различие в классификации глаголов движения в русском и в английском языках.
Сравнительный анализ глаголов движения и их словообразовательных гнезд показал, что модели словообразования в русском и английском сильно отличаются, что должно быть учтено при обучении школьников английскому языку на основе родного русского языка. Выявлена особенность глаголов движения в английском языке: самым производительным способом образования является словосложение, что должно быть учтено в методологии.
Обращение к проблемам словообразования на занятиях английского языка соответствует основным подходам в решении задач современного языкового образования: деятельностному, проблемному, личностному, информационному. На новом уровне большую актуальность имеет проблемное образование, которое способствует развитию познавательной активности, мыслительной и речемыслительной деятельности, обеспечивает творческое участие обучаемых в решении учебных задач в процессе применения различных методов (поисковый, исследовательский, дискуссионный, ролевые игры, метод проектов и т.д).
В современных условиях актуальным в качестве результата в обучении считается создание дидактических продуктов (слайдов, визуального сопровождения). При этом презентация представляет собой ценный материал по теме «Словообразование в английском языке», и поэтому необходимо включать в планы своих занятий задания на словообразование или выносить освоение навыков в данном языковом аспекте в качестве основного материала.
Насколько важна система словообразования для номинативной деятельности человека, можно заключить и по тому, что около 70% словарного запаса языка конституируется словами производными, т.е. построенными по определенным правилам с помощью определенных словообразовательных средств на базе исходных лексических единиц и мотивированными ими.
Задания на словообразование способствуют лучшему закреплению материала и его систематизации, формированию языковой догадки в ходе самостоятельного чтения, вооружает студентов важными знаниями, направленными на формирование умения собственного анализа сложных слов.
Кроме того, задания на словообразование в полной мере подлежат проблематизации, что соответствует современным требованиям в образовании. Таким образом, словообразование, рассматриваемое на стыке грамматики и лексики языка, представляет ценность не только для лингвистики в целом, но и для методики обучения английскому языку. Продуктивность обращения на занятиях к проблемам словообразования исходит из специфики языкового материала и соответствует основным подходам в решении задач современного языкового образования.
Подобные работы
- СИСТЕМНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ГЛАГОЛОВ ДВИЖЕНИЯ СТУДЕНТАМИ-МАРИ В ПРАКТИЧЕСКОМ КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА
Диссертация , русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - ГНЕЗДОВОЙ ПУТЬ ОВЛАДЕНИЯ ЛЕКСИКОЙ НЕРОДНОГО ЯЗЫКА (НА МАТЕРИАЛЕ ОТГЛАГОЛЬНОГО СЛОВООБРАЗОВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО И РУССКОГО ЯЗЫКОВ)
Дипломные работы, ВКР, лексикология. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО СИСТЕМАТИЗАЦИИ ГРАММАТИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ПОДГОТОВКЕ К СДАЧЕ ТЕСТА НА II СЕРТИФИКАЦИОННЫЙ УРОВЕНЬ
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2020 - Формирование лексических и грамматических навыков для прохождения тестирования по уровням В1 и B2
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ДЕРИВАЦИОННО-СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ГЛАГОЛОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2018 - Способы обогащения лексико-семантического поля цвет в
современном немецком и русском языках
Дипломные работы, ВКР, языкознание. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2016 - Особенности лексики для привлечения финансирования в России и Швеции (на основе контента социальных сетей и Интернет-сайтов)
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2021



