Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОДГОТОВКА СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ПЛАНИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ

Работа №3789

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы169стр
Год сдачи2002
Стоимость450 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1451
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


СОДЕРЖАНИЕ
Введение Стр.
Глава I. Психолого-педагогический анализ проблемы
подготовки старшеклассников к профессиональной карьере 16
I.1. Психолого-педагогическая характеристика профессиональной карьеры 16
I.2. Планирование профессиональной карьеры как образовательный процесс 43

Глава II. Профессиональное самоопределение старшеклассников
в системе дополнительного образования 57
II.1. Профессиональное самоопределение школьников в системе
социально-педагогических функций учреждений дополнительного
образования 57
II.2. Педагогические предпосылки планирования
старшеклассниками профессиональной карьеры в учреждении
дополнительного образования 73
Глава III. Педагогические условия подготовки к
планированию старшеклассниками профессиональной карьеры
в учреждении дополнительного образования 91
III.1. Технология педагогической поддержки старшеклассников
в процессе планирования профессиональной карьеры 91
III.2. Динамика формирования готовности к планированию профессиональной карьеры в условиях учреждения дополнительного образования 116
Заключение 143
Список литературы 147
Приложения 169




Введение.

Актуальность темы и постановка проблемы исследования. Переход экономики России к либеральным рыночным отношениям сопровождается обострением ситуации на рынке труда и профессий. Система общего и дополнительного образования, составляющая единое образовательное пространство, обладающая объективно присущими ей консервативностью и инерцией, «запаздывает» в своей реакции на эту ситуацию, которая должна быть адекватна изменившимся социаль6но - экономическим отношениям. Чтобы устранить это противоречие, необходимо создать систему педагогической поддержки старшеклассников в процессе планирования профессиональной карьеры.
Теоретические и прикладные исследования последних десятилетий свидетельствуют о возрастающей остроте проблем профессионального самоопределения учащихся старших классов в период принятия решения о выборе профессионального пути (П.А. Шавир, 1981; М.Х. Титма, В.Г. Немировский, 1984; Г.А. Чередниченко, В.Н. Шубкин, 1985; Е.И. Головаха, М.Р. Гинзбург, 1988; Ю.В. Миков,1990; К.А. Абульханова-Славская, 1991; С.Н. Чистякова, 1993; Н.С. Ширшина,1995; Н.С. Пряжников, А.К.Маркова, 1996; Б.Идзиковски,199; В.А. Поляков, Л.М. Митина, В.Я. Михайленко, 1998 ).
Актуальность проблемы педагогической поддержки и коррекции профессиональных планов старшеклассников определяется и тем, что личные планы юношей и девушек тесно связаны с привлекательностью для них определённых профессий и в значительной мере следуют за ней. Это приводит к превышению предложения рабочей силы над спросом по «популярным» специальностям и дефициту специалистов по востребованным на рынке труда профессиям (В.Н. Шубкин, Г.А. Чередниченко, 1996).
В странах с развитой либеральной экономикой, где жёсткая конкуренция постоянно сопровождает работника, а безработица приобрела статус обычного социального явления, проблемы планирования и реализации профессиональной карьеры занимают одно из центральных мест в деятельности образовательных учреждений. Их традиционные способы профессиональной ориентации становятся неэффективными в ситуации экономической и социальной дестабилизации российского общества. Результатом профессионального самоопределения учащихся в современных российских условиях должна стать не узко направленная профессиональная специализация, а готовность учащегося к профессиональному карьерному росту, способность ставить цели и определять этапы их достижения, оптимально используя при этом имеющиеся личностные ресурсы и внешние условия.
Если в советское время в общеобразовательных школах и проводилась некоторая зачастую односторонняя и формальная профориентационная работа с учащимися, то в настоящее время по причине недостаточного финансирования образования она практически сведена к нулю. В сложившихся условиях эту задачу могут выполнять учреждения системы дополнительного образования, где ребёнок может реализовывать своё право на свободный выбор цели, развить способность к позитивному целеполаганию, приобрести умение достигать цели своего профессионального предназначения.
Современными исследованиями ( Страчкова Ф.Н.,2001) установлено, что складывающиеся в последние годы организационные модели функционирования учреждений дополнительного образования стали решать новые социально- педагогические задачи, связанные с актуализацией ценности личности, утверждением приоритета личностного и профессионального самоопределения и саморазвития.
В качестве конечной цели профессиональной ориентации необходим не просто выбор профессионального образовательного учреждения или места работы, а определённый план профессиональной карьеры, в рамках которого будут определяться шаги профессионального становления и самореализации (Б. Идзиковски, 1997; В.А. Адольфов, А.Ю. Белькова, 1998). В исследованиях отмечается, что актуальное значение приобретает разработка научно обоснованных программ и технологий подготовки учащихся к профессиональному самоопределению, планированию собственной профессиональной карьеры (Ю.В. Миков, 1990; Л.М. Митина, С.Н. Чистякова, В.А. Поляков, Е.В. Окотский,1998; В.К. Шаповалов, 1999).
Системный и деятельностный подходы к профессиональной деятельности, а также проблемы формирования функциональной психологической системы деятельности рассматриваются в работах В.Д. Шадрикова (1982,1996), П.А. Шавира (1981), М.С. Когана (1974).
• Отдельные аспекты трудовой карьеры рассмотрены в социологических исследованиях. Исследована структура (вертикальный и горизонтальный аспекты) профессиональной карьеры (А.Ю. Белькова,1998; Б. Идзиковски, 1997), динамика мотивации на протяжении карьеры (Н.Л. Ильина, 1998); определена методологическая значимость понятия «трудовая карьера» в социологии (В.А. тихонович,1985); описана технология карьеры на современном российском рынке труда (В.А. Поляков, 1995). Исследованы стратегия и принципы управления карьерой персонала (А.П. Егоршин,1997; Ю.В. Одегов, П.В. Журавлёв, 1997; Е.В. Охотский,1998). В концептуальном плане иссле6дуетя политическая карьера В.В. Макеевым (2000). Педагогический аспект планирования карьеры (обучение планированию карьеры) затрагивается в социологических исследованиях только в контексте проблемы управления персоналом организации (А.П. Егоршин, 2001; А.Я. Кибанов, 1997; Ю.В. Одегов, П,В. Журавлёв, 1997). Изучению педагогических условий личностного и профессионального самоопределения старшеклассников общеобразовательной школы в процессе планирования карьеры посвящена работа Ковалёвой Л.Ю. (2000).
Осуществлённый нами анализ научной литературы, сопоставленный с данными педагогического опыта, даёт основания заключить, что вопросы педагогической поддержки старшеклассников в процессе планирования профессиональной карьеры в условиях учреждения дополнительного образования специально не исследовались. В то же время имеется целый ряд обострившихся противоречий, характеризующих современный уровень готовности выпускников школы к этому виду деятельности. Это противоречия:
• между имеющимся педагогическим потенциалом учреждений дополнительного образования и теоретической неразработанностью основ его реализации в подготовке старшеклассников к планированию профессиональной карьеры;
• между направленностью всей деятельности учреждений дополнительного образования на осуществление ребёнком выбора вида деятельности, наиболее привлекательной для него, и отсутствием педагогических технологий, доводящих этот выбор до целенаправленного процесса планирования профессиональной карьеры;
• между желаниями старшеклассников осуществить свой профессиональный выбор и невладением ими умениями и навыками познания себя и возможностей окружающей социальной среды для определения личностной профессиональной перспективы;
• между профессиональными намерениями старшеклассников и их неподготовленностью в стенах школы к жёстким условиям конкуренции на рынке труда и профессий.


Неразрешённость указанных противоречий, потребность в вооружении педагогов дополнительного образования технологиями педагогической поддержки старшеклассников определили проблему исследования: каковы педагогические условия подготовки старшеклассников к планированию профессиональной карьеры в деятельности учреждения дополнительного образования? Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объектом исследования является процесс профессионального самоопределения старшеклассников в условиях учреждения дополнительного образования.
Предмет исследования – процесс подготовки старшеклассников к планированию профессиональной карьеры в деятельности учреждения дополнительного образования.
Гипотеза исследования состоит в предложении о том, что у старшеклассника сформируется целостный и непротиворечивый образ профессионального будущего и плана построения и реализации профессиональной карьеры, если содержание, формы и методы деятельности учреждения дополнительного образования дополнятся технологиями педагогической поддержки старшеклассников в процессе планирования профессиональной карьеры, в которых:
• выявляется и учитывается уровень готовности учащихся, пользующихся услугами учреждения дополнительного образования, к планированию профессиональной карьеры;
• старшеклассникам предоставляется возможность осуществления познавательной исследовательской проектной и практической деятельности по планированию профессиональной карьеры;
• организуется поэтапное овладение умением планировать профессиональную карьеру;
• осуществляется консультационная помощь старшеклассникам по дифференциации их образовательных траекторий в соответствии с их уровнем готовности к планированию профессиональной карьеры.

Задачи исследования:
1. Выявить педагогическую сущность процесса планирования профессиональной карьеры.
2. Теоретически обосновать место и роль подготовки старшеклассников к планированию профессиональной карьеры в деятельности учреждения дополнительного образования.
3. Разработать технологии педагогической поддержки старшеклассников в процессе планирования профессиональной карьеры в условиях учреждения дополнительного образования.
Методологическую основу исследования составили:
• личностный подход, означающий ориентацию при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, объект, результат и главный критерий его эффективности, требующий признания уникальности личности, её интеллектуальной и нравственной свободы, права на самоопределение, в том числе и профессиональное;
• деятельностный подход, который требует, чтобы в процессе подготовки воспитанников к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности они в меру возможностей были вовлечены в эти виды деятельности (осуществляли профессиональные пробы);
• полусубъектный (диалогический) подход, основанный на вере в позитивный потенциал человека, его не ограниченные творческие возможности постоянного развития и самосовершенствования, которые развиваются в условиях взаимоотношений с другими людьми, построенных по принципу диалога;
• системный подход, ориентирующий на выделение в педагогической системе и развивающейся личности, прежде всего интегративных системообразующих связей и отношений, на изучение и формирование того, что в системе является устойчивым, главным и доминирующим в процессе профессионального самоопределения.
Теоретическая основа исследования базируется на концепции определяющей роли труда и трудовой деятельности в развитии личности, принципе единства теории и практики; положений о том, что построение собственного образа будущего в ценностно-смысловой и пространственно-временной плоскости является условием профессионального развития (К.А. Абдульханова-Славская, М.Р. Гинзбург, Е.И. Головаха, В.Ф. Сафин); о том, что профессиональное самоопределение включает в себя формирование «образа-Я», знакомство с миром профессий и профессиональные пробы (Т.И. Шалавина, С.Н. Чистякова); о том, что личная профессиональная перспектива строится через определение и согласование человеком личных перспектив и требований социума (Е.И. Климов, Н.С. Пряжников).
Методы исследования: теоретический анализ предмета и проблемы исследования, анализ программно- методической документации, метод моделирования педагогического процесса, констатирующий и формирующий эксперименты, тестирование и анкетирование учащихся, наблюдение, изучение педагогического опыта.
Этапы исследования:
1. 1999-2000 г.г. – анализ научной литературы, диссертационных исследований по проблеме, формирование основных позиций исследования.
2. 2000-2001 г.г. - разработка и апробация в учреждениях дополнительного образования экспериментального учебного курса «Планирование профессиональной карьеры».
3. 2001-2002 г.г. – внедрение разработанной педагогической технологии в деятельность учреждений дополнительного образования. Теоретическое обобщение результатов исследования.

Опытно- экспериментальная работа проводилась на базе Центра детского творчества г. Невинномысска.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нём дана психолого-педагогическая характеристика профессиональной карьеры и каждого этапа её реализации на протяжении жизни человека; раскрыта сущность планирования профессиональной карьеры как образовательного процесса; определено место профессионального самоопределения школьников в системе социально-педагогических функций современных учреждений дополнительного образования; выявлены педагогические предпосылки планирования старшеклассниками профессиональной карьеры в учреждении дополнительного образования детей.
Практическая значимость исследования определяется тем, что разработанная технология педагогической поддержки старшеклассников в процессе планирования профессиональной карьеры, образовательная программа курса « Планирование старшеклассниками профессиональной карьеры» могут быть использованы в различных типах учреждений дополнительного образования детей, в средних общеобразовательных школах, а также в педагогических вузах и в системе повышения квалификации работников образования.
Достоверность результатов исследования обеспечивается комплексным анализом теоретических и эмпирических материалов; методологической обоснованностью исходных параметров исследования; применением комплекса методов исследования, адекватных его задачам и предмету; воспроизводимостью технологий опытно-экспериментальной работы в аналогичных условиях.
Апробация и внедрение результатов исследования. Работа обсуждалась и получила одобрение на кафедре педагогики и психологии высшей школы, семинарах аспирантов Северо-Кавказского государственного технического университета (2002), на научных и научно-практических конференциях и семинарах (Невинномысск, 2001; Ставрополь 2001,2002). Основные положения, сформулированные в диссертации, и разработанная автором технология педагогической поддержки в процессе подготовки к планированию профессиональной карьеры были использованы при преподавании курса «Планирование старшеклассниками профессиональной карьеры» в Невинномысском городском Центре детского творчества и курса «Профессиональная карьера» в Невинномысском филиале Северо-Кавказского гуманитарно-технического института, а также при написании методических рекомендаций к названным курсам.
Результаты проведенного исследования позволяют сформулировать основные положения, выносимые на защиту:
1. Планирование профессиональной карьеры определяется нами как целенаправленный процесс формирования представления о профессиональной траектории человека, охватывающий ближнюю и дальнюю трудовую перспективу с учётом потребностей общества и личности. Педагогическое значение понятия «профессиональная карьера» заключается в возможности анализировать не только профессиональное самоопределение индивида на этапе профессионального выбора, но охватывает процессы профессионального прогнозирования, целеполагания, формирования и реализации профессиональных планов на всём протяжении трудовой биографии человека, а также осуществлять рефлексивное видение себя и своего места в системе производственных и социальных отношений.
2. Образовательная деятельность по подготовке старшеклассников к планированию профессиональной карьеры гармонично встраивается в систему социально-педагогических функций современного учреждения дополнительного образования детей, дополняет, расширяет и развивает реализацию его профориентационной функции. Подготовка к планированию профессиональной карьеры как составляющая часть образовательного процесса характеризуется целенаправленностью, осуществлением педагогических функций (когнитивной, воспитывающей, развивающей), ориентированностью на конкретный образовательный результат – образ профессионального будущего (план профессиональной карьеры).
В ходе образовательного процесса подготовки старшеклассников к планированию профессиональной карьеры оказывается психолого-педагогическая поддержка личности старшеклассника с целью формирования профессиональной самомодели учащегося и педагогической коррекции.
3. Процесс подготовки старшеклассников к планированию профессиональной карьеры требует целенаправленности, ориентированности на конкретный образовательный результат- образ профессионального будущего (план профессиональной карьеры).
4. Педагогическая поддержка личности старшеклассника в процессе планирования профессиональной карьеры состоит в деятельности педагога по просвещению в сфере профессионализма и труда, оказанию помощи в процессе формирования профессиональной самомодели и педагогической коррекции. Эта поддержка требует создания основных педагогических условий (содержательных, организационных и методических), профессионального самоопределения старшеклассников в процессе планирования профессиональной карьеры. Данные условия, созданные в учреждении дополнительного образования в процессе освоения учащимися экспериментального курса «Планирование старшеклассниками профессиональной карьеры», способствуют повышению уровня готовности личности к планированию профессиональной карьеры.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Теоретически обосновано влияние процесса подготовки к планированию профессиональной карьеры на эффективность личностного и профессионального самоопределения старшеклассников. Процесс планирования профессиональной карьеры позволяет конкретизировать и согласовывать жизненные и профессиональные цели и ценности личности, определять этапы и средства достижения цели, делая образ будущего ясным, структурированным и эмоционально привлекательным. При этом актуализируются в сознании и закрепляются в определенной деятельности учащихся основные компоненты процесса профессионального самоопределения. В ходе планирования профессиональной карьеры учащиеся определяют ближайшие и дальние цели, уточняют ценности и ресурсы, определяют этапы достижения профессиональных целей, создают в настоящем эмоционально привлекательный образ жизненной перспективы.
2. Выявлены и апробированы на практике основные организационные, содержательные и методические условия личностного и профессионального самоопределения старшеклассников в процессе планирования карьеры:
- обеспечение возможности осуществления старшеклассниками комплекса познавательной, проектно-исследовательской и практической деятельности по планированию профессиональной карьеры;
- поэтапное формирование умения у старшеклассников планировать профессиональную карьеру;
- выявление и учет уровня готовности учащихся к планированию профессиональной карьеры;
- осуществление дифференциации образовательных траекторий учащихся в зависимости от их уровня готовности к планированию профессиональной карьеры;

1) Подготовка к планированию профессиональной карьеры в исследовании рассматривается как сложное, комплексное умение, формируемое в разнообразных видах деятельности учащихся. В процессе познавательной деятельности по планированию профессиональной карьеры учащиеся осваивают соответствующую терминологию (карьера, профессиональная карьера, карьерная стратегия, планирование профессиональной карьеры; цели, ценности, интерес, способности, притязания личности, рынок труда и образовательных услуг, самоорганизация, самоменеджмент, самомаркетинг и др.) и алгоритмы необходимых для создания плана профессиональной карьеры действий (постановка цели, планирования этапов деятельности, проектирования деятельности, планирования времени, составления профессионального резюме и др.).
В процессе исследовательской деятельности старшеклассники учатся формировать проблему, определять ее актуальность и степень разработанности, формируют индивидуальный стиль исследовательской деятельности, учатся обосновывать выбор методов и принципов собственного исследования, а также оформлять результаты исследования в жанрах реферата, статьи или доклада. Особым результатом организации учебного процесса в режиме исследования является рефлексивно осмысленный опыт поисковой деятельности.
Проектная деятельность позволяет скорректировать планы профессиональной карьеры и личностную позицию, повысить активность, самостоятельность и ответственность участников проектной деятельности, развить интерес к практическому освоению принципов планирования карьеры, сформировать навыки группового взаимодействия.
Аналитическая деятельность, осуществляемая учащимися на всех этапах планирования профессиональной карьеры, позволяет формировать у участниках образовательного процесса опыт постановки вопросов, субъектную позицию по

отношению к любой проблеме, готовность к проблемному способу восприятия информации.
Таким образом, деятельность личности в процессе планирования профессиональной карьеры осуществляется как последовательный процесс определения собственных достоинств и недостатков (анализ жизненного опыта), конкретизация целей и ценностей личности (целеполагание, анализ), соподчинение личных и профессиональных целей и ценностей и определение способов и этапов их достижения (ресурсный анализ, распределение приоритетов, планирование), практической пробе сил (исследовательская и проектная работа) и организации деятельности по реализации намеченных целей (осуществление плана профессиональной карьеры на практике).
2) Сложность, комплексность умения планировать профессиональную карьеру обусловливает его определенную пространственно-временную организацию. Данное умение формируется в несколько этапов, предусматривающих последовательное теоретическое, экспериментальное и практическое освоение карьерных стратегий для построения личностью своего целостного, непротиворечивого, согласованного и эмоционально привлекательного образа будущего (плана профессиональной карьеры).
3) Выявлены три уровня готовности личности старшеклассника к планированию профессиональной карьеры (высокий, средний и низкий) по основным критериям сформированности личной профессиональной перспективы. Данные различия определили необходимость дифференциации образовательных траекторий в процессе обучения планированию профессиональной карьеры по степени самостоятельности и творческой активности старшеклассников. В ходе экспериментальной работы в Центре детского творчества г. Невинномысска было доказано, что уровень готовности личности к профессиональному самоопределению повышается в процессе

4) освоения учащимися курса «Планирование старшеклассниками профессиональной карьеры».
3. Разработка, апробация дополнительного образования и внедрение в практику специального учебного курса по планированию профессиональной карьеры отражает содержание регионального компонента базисного учебного плана Ставропольского края в части «Технология». Методическое обеспечение курса позволяет отслеживать качество получаемых результатов через систему тестовых заданий по темам программы, а также позволяет осуществлять методическое сопровождение самостоятельной работы учащихся в освоении курса.





4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность в психологии личности. – М.: Наука, 1980. – 334 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М.: Мысль 1991. – 299 с.
3. Аверин А.Н. тренинг как технология становления самоотношения личности старшеклассника. – Автореф.дисс.канд.пед.наук. – Ижевск, 1996.– 19с.
4. Адольф В.А. теоретические основы формирования профессиональнойкомпетентности учителя. - Автореф.дисс.докт.пед.наук – М., 1998. – 50 с.
5. Адольф В.А. Формирование профессиональной компетентности учителя // Педагогика. – 1998. - № 1. – С. 72-75.
6. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться: педагогика гармонистического развития. – М.: Политиздат, 1989. – 333 с.
7. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.–Л.: Изд-во ЛГУ, 1969.– 340с.
8. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000, с. 250
9. Андрушкевич В.А., Борейшв В.Б., Герасимова Г.Н. Планирование карьеры в профессиональном образовательном учреждении. – Томск, 1996 (в рукописи).
10. Александрова Е.А. Педагогическая поддержка самоопределения старшеклассников к культуре. - Автореф.дисс.канд.пед.наук, Саратов, 1997.– 19с.
11. Асмолов А.Г. Ягодин Г.А. Образование как расширение возможностей развития личности (от диагностики отбора к диагностике развития) // Вопросы психологии. – 1992. - № 1. – С. 6-13.
12. Атрашенко А.Н., Копытов А.Д. Британская образовательная система. Структура и управление. Учеб.пособие, Томск, 1997 – 82 с.
13. Атутов П.Р. Концепция политехнического образования в современных условиях // Педагогика. – 1999. - № 2. – С. 17-20.
14. Бауман З. Мыслить социологически / Пер. с англ. С.П. Баньковской и др.; Под ред. А.Ф. Филиппова. – М.: Аспект Пресс, 1996 – 256 с.
15. Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. – М: Ин-т практический психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 317 с.
16. Белькова А.Ю. Специфика профессиональной карьеры женщин – преподавателей вузов. - Автореф.дисс.канд.соц.наук, Екатеринбург. – 22 с.
17. Берг В. Карьера – суперигра. – Нетривиальные советы на каждый день. – М: АО «Интерэксперт, 1998. – 272 с.
18. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. – М: Прогресс, 1988. – 400 с.
19. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М: Прогресс, 1986. – 420с.
20. Беспалько В.П. Персонифицированное образование // Педагогика. – 1998 - № 2. – С. 12-17.
21. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с.
22. Бестужев-Лада И.В. Народное образование: экспертное мнение // Социологические исследования. – 1998. - № 10. – с. 135
23. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М: Междунар.пед.академия, 1995. – 208 с.
24. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968, С. 174
25. Бодалев А.А. Личность и общение. – М: Педагогика, 1983. – 271 с.
26. Бодалев А.А. Психология о личности. – М: Изд-во МГУ, 1988. – 188 с.
27. Боровиков Л.И., Коган М.С. Об информационном пространстве Дома детского и юношеского творчества // Дополнительное образование: поиск, опыт, находки. Материалы Первой региональной научно-практической конференции. В 2-х частях. – Новосибирск, 1997 – ч. 1
28. Бруднов А.К. Развитие дополнительного образования детей в Российской федерации: опыт находки // Принципы обновления программного обеспечения в учреждениях дополнительного образования. Тезисы и материалы Всесоюзной научно-практической конференции. – СПб., 1995. – с. 4-12
29. Вайцвайг П. Десять заповедей творческой личности. – М.: Прогресс, 1990. – 136 с.
30. Варнакова Е.Д., Чистякова С.Н. Трудовое воспитание и профориентация подростка. Актуальные проблемы воспитания подростков. – М.: Изд-во «Знание», 1979. – 84 с.
31. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. – М.: Высшая школа, 1991. – 204 с.
32. Волохова Е.Д. Вариативный подход к профессиональному самоопределению подростков. - Автореф.дисс.докт.канд.наук. Ярославль, 1994. – 18 с.
33. См. Воспитание юного москвича в системе дополнительного образования. М.: МИРОС, 1997, _____с., С. 34
34. Воробьев Г.Г. Ищи свой талант. – М.: Молодая гвардия, 1983. – 208 с.
35. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер: Для руководителя практика. Пер.с англ. – М.: Малое предприятие «Дело», 1991. – 312 с.
36. Герасимов В.П. Человек и его профессия. – Ленинград: Знание, 1969. – 15 с.
37. Гессен С.И. Основы педагогики: введение в прикладную философию. – М., 1995. – С. 25-38.
38. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. – 1988. - № 2. – С. 19-26.
39. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. – 1994. - № м3. – С.43-53.
40. Гнатюк Н.П. Сизиф и музы. Заметки о призвании: Книга для старшеклассников. – М.: Просвещение, 1992. – 169 с.
41. Глухов В.В. Основы менеджмента: Учебно-справочное пособие / С-Пб.гос.тех.ун-т. – СПб., Спец. Литература, 1995. – 327 с.
42. Гримак Л.П. Общение с собой. Начало психологии активности. – М.: Политиздат, 1991. – 320 с.
43. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. – Киев, Наукова думка, 1988. – 144 с.
44. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. – Киев: Наукова думка, 1984. – 208 с.
45. Голомошток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьников. – М.: Педагогика, 1979. – 158 с.
46. Горский В.А. Принцип развития содержания дополнительного образования детей. – М., 1995. – с. 163
47. Гриншпун С.С. Теория и практика профессиональной консультации учащихся общеобразовательных школ. - Автореф.дисс.докт.пед.наук. – М., 1993. – 32 с.
48. Гуревич П. Человек и его ценности // Человек и его ценности / Сб. тезисов советских философов, с. 1. – М.: Академия наук, 1988. – 140 с.
49. Данилова В.Д. Как стать собой. Психотехника индивидуальности. Пособие для самообразования. – М., 1994. – С. 12-27.
50. Делор Ж. Образование необходимая утопия // Педагогика – 1998. - № 5. – С. 3-16.
51. Десслер Г. Управление персоналом. – М.: 1997. – С. 227-232.
52. Джампольски Дж.Д. Как обрести внутреннее равновесие и оздоровить свои отношения с окружающими. Мини курс. Разговор с учителем. – М: Просвещение, 1990. – 45 с.
53. Дидактика средней школы: некоторые проблемы современной дидактики / Уч. пособие по спецкурсу для пед. институтов / В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др. М.: Просвещение, 1982. – 319 с.
54. Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера»: книга для учителя / И.П. Арефьев, Т.В. Васильева, А.Я. Журкина и др.; Под ред. С.Н. Чистяковой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2000. – 112 с.
55. Дмитриенко В.А. Основы общей теории науки (методологические проблемы науковедения). Диссертация докт.филос.наук. – Томск, 1975. – 429с.
56. Дополнительное образование детей. Сборник нормативных документов (1991-1993). 4.1. – М., 1995, 74 с.
57. Дьяченко В.К. Коллективно-групповые способы обучения // Педагогика. – 1998. - № 2. – С. 43-45.
58. Егоршин А.П. Управление персоналом. – Н.Новгород: НИМБ, 1997.–607с.
59. Егоршин А.П. Управление персоналом – 2-е издание. – Н. Новгород: НИМБ, 1999. – 624 с., С. 98
60. Жизненные пути одного поколения / РАН, Ин-т социологии; отв. Ред. М.Х. Титма. – М.: Наука, 1992. – 188с.
61. Жизненный путь личности (Вопросы теории и методологии социально-психологического исследования). АН УССР, Ин-т философии. – Киев: Наукова Думка, 1987. – 277с.
62. Жизнь как творчество (социально-психологический анализ) / Отв. ред. Л.В. Сохань, В.А. Тихонович. – Киев: Наукова думка, 1985. – 302с.
63. Журавлев В.И. Вопросы жизненного самоопределения выпускников средней школы. – Р-н/Д., 1972. – 199с.
64. Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. Книга для социальных педагогов и социальных работников. М.: Изд-во АСОПиР, 1995. 156 с. С.3
65. Закон РФ Образование. – М., 1996
66. Заруба Н.А. Педагогическое руководство профессиональным самоопределением старшеклассников в условиях профильного обучения. - Автореф.дисс.канд.пед.наук. – М., 1995. – 19 с.
67. Зайверт Л. Ваше время – в ваших руках. – М.: Экономика, 1990. – 231 с.
68. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. – М: Просвещение, 1988. – 272 с.
69. Захаров Н.Н., Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация школьников. – М: Просвещение, 1989. – 192 с.
70. Змеев С.И. О Деятельности служб инфортации в сфере образования // Педагогика. – 1995. - № 6. – С. 113-116.
71. Иванников В.А. Поведение человека в ситуации выбора // Вероятностное прогнозирование в деятельности человека. – М.: Наука, 1977. – С. 112-133.
72. Иванова В.С. Образовательно-профессиональные ориентации Томских школьников. Результаты социологического мониторинга. – Томск: STT, 2000. – 40 с.
73. Иванцевич Дж., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. – М., 1993. – С. 214-239.
74. Идзиковски Б. Формирование ценностных ориентаций, влияющих на жизненную и профессиональную карьеру молодежи в Польше. -Дисс.докт.пед.наук. – М., 1997. – 349 с.
75. Ильина Н.Л. Динамика мотивации на протяжении спортивной карьеры. - Автореф.дисс.канд.псих.наук. – СПб, 1998. – 18 с.
76. Инновационные процессы в педагогической практике и образовании / Под ред. Г.Н. Прозументовой. – Барнаул – Томск, Алтайская Академия экономики и права, 1997. – 128 с.
77. Исследовательская деятельность в школе: опыт, поиски, решения / Библиотека журнала «Директор школы». – М.: «Сентябрь» Вып. № 6. – 1999. – 191 с.
78. Йовайша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. – М.: Педагогика, 1983. – 128 с.
79. Как добиться успеха. Практические советы деловым людям / под общ. Ред. В.Е. Хруцкого. – М.: Республика, 1992. – 310 с.
80. Калинина С.В. Соотношение профессионального и личностного самоопределения в подростковом и юношеском возрасте. - Автореф.дисс.кан.псих.наук, 1998. – 19 с.
81. Кальней В.А. Шишов С.В. Психология мониторинга качества обучения в системе учитель-ученик. Методическое пособие для учителя. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 86 с.
82. Касаткина Н.Э. теория и практика профессионального самоопределения личности в условиях непрерывного образования. - Автореф. дисс. докт. пед. наук. – М., 1995. – 38 с.
83. Киселева Е.В. Развитие творческих способностей старшеклассников в условиях дополнительного образования. – Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. – Челябинск, 2000. – 19 с. и др.
84. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности. М.: Изд-во МГУК. 1995, 136 с
85. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. – М.: Арена, 1994. – 222 с.
86. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. – М., 1984, с.55
87. Климов Е.А. Введение в психологию труда.– М.: Изд-во МГУ, 1988.–199с.
88. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. К психологическим основам научной организации труда и спорта. – Казань, Изд-во Казанского ун-та, 1969. – 278 с.
89. Климов Е.А. Как выбрать профессию. – М.: Просвещение, 1990. – 159 с.
90. Климов Е.А. психология профессионального самоопределения. – Ростов-н/Д., Изд-во «Феникс», 1996. – 512 с.
91. Кнебель Х. Правильно ли я веду себя при устройстве на работу. – М.: Интерэксперт, 1996. – 157 с.
92. Ковалева Н.В. Жизненное самоопределение молодежи в условиях социальной нестабильности (социально-психологический аспект). - Автореф.дисс.канд.пед.наук. – 1997. – 18 с.
93. Коваль М.Б. Педагогика внешкольного учреждения. Оренбург, 1993. 62 с., С. 33
94. Коган Л.Н. Человек и его судьба. – М.: Мысль, 1998. – 283 с.
95. Кон И.С. В поисках себя личности и ее самосознание. – М.: Политиздат. 1984. – 335 с.
96. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. – М.: «Просвещение», 1989. – 255 с.
97. Кон И.С. Социология личности. – М.: Политиздат, 1967. – 380 с.
98. Комозин А.Н. Трудовая карьера с позиции жизненного цикла // социологические исследования. – 1990. № 10.
99. Копытов А.Д. Педагогические основы подготовки выпускников общеобразовательных школ к практической деятельности в условиях рынка труда. - Томск. Изд-во ТГУ, 1999. – 444 с.
100. Копытов А.Д. Трудовая подготовка учащейся молодежи в условиях рынка // Педагогика. – 1999. - № 4. – С. 21-26.
101. Кострюк В.Г., Траскунова М.М., Константиновский Д.Л. Молодежь Сибири: Образование и выбор профессии. – Новосибирск, 1980. – 193 с.
102. Краевский В.В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога-исследователя. – Самара, 1994. – 237 с.
103. Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения (методологический анализ) / В.В. Краевский; Научно-исслед. институт общей педагогики АПН СССР. – М.: Педагогика, 1977. – 264 с.
104. Красноплахтова Л.И. Психологические условия развития личностного самоопределения в старшем подростковом возрасте. - Автореф.дисс.канд.псих.наук. – М, 1988. – 17 с.
105. Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопредлению. Методическое пособие // Под ред. С.Н. Чистяковой, А.Я. Журкиной, М., ИОС РАН, 1997. 80 с.
106. Ксенчук Е.В., Киянова М.К. технология успеха. – М.: «Дело», 1993. – 193 с.
107. Кузьмин И.А. Психотехнологии и эффективный менеджмент. – М.: технологич. школа бизнеса, 1994. – 192 с.
108. Купцов О.В. Непрерывное образование и его структура. //Педагогика. – 1998. с. 21-23
109. Курбатов В.И. Стратегия делового успеха. – Ростов н/Д.: Феникс, 1996. – 416 с.
110. Кутова Н.В. Педагогическая технология управления процессом самоопределения учащихся на профессию учителя (специализация физической культуры). - Дисс.канд.пед.наук, Екатеринбург, 1994-184 с.
111. Лебедев О.Е. Взаимосвязь школьного и дополнительного образования в условиях Санкт-Петербурга //Сб. Принципы обновления программного обеспечения в учреждениях дополнительного образования детей. – СПб., 1995. - с. 13-20
112. Левин В.Л. Искусство быть собой. Индивидуальная психотехника. С.П. Степник. Изд-е обновленное. – М.: Знание, 1991. – 256 с.
113. Левокин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. Под ред. Ю.Г. Рычкова, И.В. Вавич-Шербо. – М., 1993. – С. 11-25, 80-111.
114. Ледев В.С. Содержание образования. – М.: Высшая школа, 1989.– 359с.
115. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политическая литература, 1977. – 304 с.
116. Леонтьев А.Н. Философия психологии: из научного наследия. Под ред. А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева. – М.: Изд-во МГУ, 1944. – 228 с.
117. Ленер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М.: Педагогика, 1981. – 185 с.
118. Ленер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. – М.: Знание, 1980. – 96 с.
119. Логинова Л.Г. Требования к программе……..
120. Масимова О.Г. Система профессиональной ориентации школьника в условиях дифференцированного обучения. - Автореф.дисс.докт.пед.наук, Чебоксары, 1992. – 38 с.
121. Маикина Е.В. Вариативное обучение как средство самоопределения старшеклассников. - Автореф.дисс.канд.пед.наук, 1995. – 16 с.
122. Макеев В.В. Политическая карьера. – М.: Социально-гуманитарные знания, 2000. – 420 с., С. 40
123. Маркова А.К. психология профессионализма. – М., 1996. – 308 с.
124. Месмер М. Поиск работы для «чайников»: пер. с англ. – М., 1998.– 56с.
125. Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера» книга для учителя / С.Н. Чистякова, И.А. Умовская, Т.И. Шалавина. Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1999. – 189 с.
126. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на разных возрастных этапах: Кн. Для учителя / Департ.Образлования Администр, ОблИУ, Институт общего ср.образования РАО; А.Я. Журкина, С.Н. Чистякова, Т.В. Васильева и др. Под ред. С.Н. Чистяковой. – Кемерово, 1996. – 149 с.
127. Методологические и теоретические вопросы трудовой подготовки учащихся сб. научных трудов / АПН ССР, научно-исслед. ин-т трудового обучения. -–М., 1985. – 76 с.
128. Миков Ю.В. Жизненные ориентации как основа самоопределения учащейся молодежи. - Автореф.дисс.канд.филос.наук, Свердловск, 1990.–17с.
129. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. – 1998. - № 2. – С. 3-9.
130. Михайленко В.Я. Формирование жизненных и профессиональных планов школьников в условиях экологического образования (на примере образовательного Центра «Гармония: личность и природа»). - Автореф.дисс.канд.пед.наук. – Кемерово, 1998. – 18 с.
131. Михайлов И.В. Проблема профессиональной зрелости в трудах Д.Е. Сьюпера // Вопросы психологии. – 1975. - № 5. – С. 110-122.
132. Мольц М.Я. Я – это Я, или как стать счастливым. / Общ.ред. и предисловие В.П. Зинченко, Е.Б. Могунова. – СПб.: Лениздат, 1992. – 191 с.
133. Моя профессия: краткий энциклопедический справочник. – Кишинев: Гл. ред. Молдовск.сов.энциклопедии, 1987. – 542 с.
134. Мудрик А.В. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения. – М.: Знание, 1977. – 64 с.
135. Мясицев В.Н. Психология отношений / Под ред. А.А. Бодалева. – М., Воронеж, 1995. – С. 39-67, 218-254.
136. Нормативно-правовое обеспечение системы дополнительного образования и социального воспитания. М.: Центр инноваций в педагогике., 1995. 190 с.
137. Немировский В.Г. Образ желаемого будущего как фактор формирования социально-профессиональной ориентации подростков // Социологические исследования. – 1984. – № 2. – С. 85-89.
138. Немова Н.В., Жданова Т.Н. Конструирование структур управления школой / Практика управления развивающейся школой в городе. Смоленск, 1995. С. 50
139. Никольсон О.А. теория и практика самостоятельной работы учащихся. – Таллин: Валдус, 1976. – 280 с.
140. Одегов Ю.В., Журавлев П.В. Управление персоналом: Учебник для вузов. – М.: Финстатинформ, 1997. – 878 с.
141. Орлов Ю.П. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 287 с.
142. Основы педагогического мастерства: (Учеб. пособие для пед.спец. вузов) Под ред. И.Я. Зязюна. – М.: Просвещение, 1989. – 301 с.
143. Основы управления персоналом: Учебник для студентов высших учебных заведений по направлению и специальности «Менеджмент» / Под ред. Б.М. Гренкина. – М.: Высшая школа, 1996. – 384 с.
144. Пальянов М.П., Турченко В.Н., Копытов А.Д. Стратегия развития образовательного пространства региона // Педагогика. – 2000. - № 2. – С.16-23.
145. Пальянов М.П. Формирование личности школьника в условиях соединения обучения с производственным трудом. Автореф.дисс.докт.пед.наук. – М., 1988. – 36 с.
146. Панов В.И. Центр творчества детей и юношества как субъект развивающегося образования. / Практика управления развивающейся школой в городе. Тезисы докладов научно-практической конференции городов России. – Смоленск, 1995. 193 с., С. 43
147. Пенкрат Л.В. Мотивы выбора профессии: книга для учителя. – Миск, 1986. – 56 с.
148. Петровский А.В. Быть личностью. – М., 1990. – С.3-91.
149. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащимся (Дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества). – М.: Педагогика. – 1972. – 184 с.
150. Пиз А. Язык телодвижений. – Нижний Новгород: «АЙ КЬЮ» 1992. – 264 с.
151. Писачкин В.А. Социология жизненного пространства. – Саранск: Изд-во Мордовского университета, 1997. – 180 с., с. 7
152. Пичугина Г.В. Программа дополнительного образования американских школьников «Н-4» // Педагогика. – 1999. - № 5. – С. 110-116.
153. Платонов К.К. Профессиональное призвание // Профессиональная ориентация молодежи. – М.: Высшая, 1984. – С. 92-130.
154. Подготовка школьников к выбору профессии в условиях районной и городской служб профориентации (сб. науч. трудов) / Под ред. С.Н. Чистяковой, М. –1990. – 80 с.
155. Поляков В.А. Направления комплексных исследований проблемы подготовки учащейся молодежи к труду в условиях перехода к рыночным отношениям в экономике // Учащаяся молодежь и рынок. – Зелена Гура, М., сб. научн. Трудов, 1994. – С. 17-24.
156. Поляков В.А. Социально-профессиональное самоопределение учащихся в условиях изменения системы общего образования // непрерывное образование – самоопределение – профессиональная карьера молодежи / Тезисы научно-практической конференции / департамент по образованию ИСО РАО, ИПК и ПРНО МО, состав. С.Н. Чистякова, Е.Н. Землянская. – 1998. – С. 5-7.
157. Поляков В.А. технология карьеры: практическое руководство / Акад. Нар. Хоз-ва при правительстве РФ. – М.: Дело ЛТД, 1995. – 128 с.
158. Практика управления развивающейся школой в городе. Тезисы докладов Первой научно-практической конференции городов России. Смоленск, 1995. 193 с., С. 88
159. Практическая психология для менеджеров. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1997 – 368 с.
160. Проблемы управления процессом профессионального самоопределения личности в современных условиях. Материалы краевой научно-практической конференции, 30 ноября 1999 г. – Барнаул, 1999. – 150 с.
161. Прозументова Г.Н. Теоретические основы определения цели воспитания в педагогике. - Автореф.дисс.докт.пед.наук, - М., 1992.
162. Прощицкая Е.Н. выбирайте профессию. Учебное пособие для учащихся старших классов средней школы. - - М.: Просвещение, 1991. – 144 с.
163. Прощицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии. Учебное пособие для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1995. – 191 с.
164. Пряжников Н.С. Активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения. Методическое пособие 2. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж, 1997. – 56 с.
165. Пряжников Н.С. Игровые профориентационные упражнения . методическое пособие 1. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1997. – 56 с.
166. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – Москва – Воронеж: НПО «МОДЭК» 1996. – 256 с.
167. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение в культурно-исторической перспективе // Вопросы психологии. – 1996. - № 1.– С.62-72.
168. Пряжников Н.С. теория и практика прфессионального самоопределение: Учебное пособие. – М.: МГПИ, 1999, 108 с.
169. Пряжников Н.С. Ценностно-нравтсвенные5 активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения. – Методическое пособие 4. – Москва – Воронеж: НПО «МОДЭК» 1996 – 64 с.
170. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Изд-во СПБ ун-та, 1991. – 152 с.
171. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х т. / Гл. ред. В.В. Давыдов. Научн. Изд-во «Большая Российская Энциклопедия» – Т. 1 А-М, М., 1993. – 608 с.
172. Рубина Л.Я. Жизненные планы студенчества // Социологические исследования. – 1978. - № 3. – С. 128-136.
173. Руткевич М.Н. Общественные потребности, система образования и жизненные планы молодежи // Жизненные планы молодежи. – Свердловск. – 1966. – Урал ГУ, социологические исследования. Выпуск 1-ый. – С. 30-35.
174. Савина М. Фактор самореализации личности. – 1998 (интернет).
175. Сазонов А.Д., Симоненко В.Д., и др. Профессиональная ориентация учащихся. – М.: Просвещение, 1988. – 233с.
176. Самоукина Н.В. «Игры в которые играют…» / Психологический практикум. – Дубна: Изд.центр «Феникс», 1997. – 160с.
177. Самоукина Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании. – М.: Народное образование, 1996. – 112с.
178. Санталайнен Т., Веутилейнен Д. Управление по результатам / Пер.с фин./ Общ.ред. и предисл. Я.А. Лейманна. – М.: Просвещение, 1993. – 318с.
179. Саранцев Г.И. Формы обучения в средней школе // Педагогика. – 2000. - №2. – С. 34-40.
180. Сафин В.Ф., Ников Г.П. Психологический аспект самоопределения личности // Психологический журнал. – 1984. – Т.5. - №4. – С. 65-74.
181. Сафин В.Ф. Психология самоопределения личности. Учебн.пособие. – Свердловск, Свердл.пед.ин-т., 1986. – 142с.
182. Сахаров В.Ф. Роль учебного процесса в профессиональной ориентации учащихся // Профессиональная ориентация учащихся в процессе изучения основ в школе. Межвузовск.сб. – Киров, 1985. – С.5-20.
183. Секреты умелого руководителя / Сост. И.В. Липсиц. – М.: Экономика, 1991. – 317с.
184. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие для педагогических вузов и институтов повышения квалификации. – М.: Народное образование. – 1998. – 255с.
185. Сизанев А.Н. Психологические игры: какие мы на работе и дома. – Минск, 1995.
186. Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения. – М.: Просвещение, 1985. – 223с.
187. Симоненко В.Д. Технологическая культура в содержании образования школьников // Педагогика. – 1998. - №8. – С. 40-45.
188. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., и др. Педагогика: Уч. Пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М.: Школа-Пресс, 1998. – 512с.
189. Служебная карьера / Гусева А.С., Иглин В.А., Лытов Б.В. и др.; под общ. ред. Е.В. Охотского. – М.: ОАО «Изд-во Экономика», 1998. – 302с.
190. Смирнова Е.И. Теория и методика организации самодеятельного творчества трудящихся в культурно-просветительских учреждениях. М.: Просвещение, 1983. 192 с., С 7.
191. Социальное управление. Словарь / Под ред. В.И. Добренькова, И.М. Слепенкова. – М., 1994. – С. 67-68.
192. Социология труда. Учебник / Под ред. Н.И. Дряхлова, А.И. Кравченко, В.В. Щербины. – М.: 1993. – С. 162-163.
193. Социально-педагогическая деятельность учреждения дополнительного образования детей: новые подходы и перспективы // Отв. ред. Курнешова Л.Е. М.: Центр инноваций в педагогике, 1999, 216 с., С. 50
194. Степаненков Н.К. Профессиональная ориентация учащихся. – Минск: Университетское, 1993. – 168с.
195. Стиль жизни личности. Теоретические и методологические проблемы / Отв.ред. Л.В. Сохань, В.А. Тихонович. – Киев: Наукова думка, 1982. – 372с.
196. Столин В.В. Самосознание личности. – М.: Изд-во МГУ, 1983. – 286с.
197. Стратегия развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования // Вестник образования. – 1996- № 5.–с.6-14
198. Тарасов В.К. Технология жизни. Книга для героев. – СПб.: Политехника, 1992. – 57с.
199. Твоя профессиональная карьера 8-9 классы // Программы для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1997. – 96с.
200. Твоя профессиональная карьера. Учебник для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / Гуткин М.С., Микальченко Г.Ф., Прудило А.В., и др. под ред. С.Н. Чистяковой. – М., 1997. – 191с.
201. Темербекова А.А. Дифференцированное обучение как средство формирования профессиональной направленности личности школьника (на материалах школьного курса математики). – Автореф. дис. канд. пед. наук, Томск, 1996. -–18с.
202. Титма М.Х. Социально-профессиональная ориентация студентов // Молодежь и высшее образование в социалистических странах. – М.: Наука, 1984. – С. 33-58.
203. Титма М.Х. Ценности, влияющие на выбор профессии // Вопросы философии. – 1969. - № 4. – С. 52-61.
204. Титов О.Н. Жизненная программа в социальном самоопределении студенческой молодежи. – Автореф. дисс. канд. филос. наук, Екатеринбург, 1995. – 21с.
205. Тихонович В.А. Трудовая карьера личности // Жизнь как творчество (социально-психологический анализ). – Киев: Наука думка, 1985. – С. 156-172.
206. Тищенко П.Д. К началам биоэтики // Вопр.философии. 1994, № 3. С. 66
207. Точность и гуманизация растут по спирали // Учительская газета. – 1997. - № 32
208. Третьяков П.И. Управление школой по результатам. Практика педагогического менеджмента. М.: Новая школа, 1997. 284 с., С. 5
209. Травин А. Планирование карьеры – новое явление в российском бизнесе. – Санкт-Петербургское эхо, № 58 (171), 6 марта 1996.
210. Трудящаяся молодежь: образование, профессия, мобильность. – М.: Наука, 1984. – 214с.
211. Турчинов А.И. Профессионализация и кадровая политика: проблемы развития теории и практики. – М., 1998.
212. Укке Ю.В. Разработка психологических проблем профессиональной ориентации в Соединенных Штатах Америки // Вопросы психологии. – 1971. - № 1. – С. 170-178.
213. Управление персоналом организации. – Учебник для студентов вузов по специальности «Менеджмент»; под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА, 1997. – 509с.
214. Управление персоналом: Энциклопедический словарь /Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 1998 – VIII, 453 с., с. 117-118
215. Управление развитием образования в регионе на рубеже XXI века. Тезисы третьей Всероссийской научно-практической конференции. I-IV ч. – Ульяновск, 1997. – с. 17.
216. Федеральная программа развития образования (1999 – 2005 гг.) // Российская газета, 18 апреля, 2000г.
217. Фомина А.Б. Учреждение дополнительного образования детей: инновационная социально-педагогическая модель (Учебно-методическое пособие). М., 1996. 150 с., С. 20
218. Франкл В. Человек в поисках смысла жизни. – М.: Прогресс, 1990. – 368с.
219. Фукуяма С. Теоретические основы профессиональной ориентации. – Под ред. Е.Н. Жильцова, Н.Н. Нечаева. – М.: Изд-во МГУ, 1989. – 105с.
220. Холл Д. Стань первым! Как повысить свои способности в несколько раз. – М.: Вече «Персей», АСТ, 1996. – 447с.
221. Хроменко А.Т. Самоменджмент для тех, кому от 16 до 20. – М., 1996.
222. Чекалева Н.Р. Современные теории и технологии образования. Учебное пособие для студентов пед. вузов. – Омск, 1993.
223. Чередниченко Г.А., Шубкин В.Н. Молодежь вступает в жизнь. – М.: Мысль, 1985. – 239с.
224. Чечиль И.Д. Педагогические основы профессионального самоопределения учащихся инновационных учебных заведений. – Автореф. дис. доктора пед. наук. -–М., 1996. – 37с.
225. Чистякова С.Н. Проблемы теории и практики профессионального самоопределения молодежи в современных условиях // Непрерывное образование – самоопределение – профессиональная карьера молодежи / Тезисы научно-практической конференции / Департамент по образованию ИСО РАО, ИПК и ПРНО МО, состав. С.Н. Чистякова, Е.Н. Землянская. – Пущино, 1998. – С. 5-7.
226. Чистякова С.Н. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи / Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи (под ред. С.Н. Чистяковой, А.Я. Журкиной). – М.: Ин-т профессионального самоопределения молодежи РАО, 1993. – С. 3-10.
227. Чистякова С.Н. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие успешность профессиональной карьеры учащихся // Учащаяся молодежь и рынок. – Зелена Гура, Москва, сб. научн. трудов, 1994. – С. 25-32.
228. Чистякова С.Н., Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление. – М.: Педагогика, 1987. – 160с.
229. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. – М.: Педагогика, 1981. – 96с.
230. Шалавина Т.И. Теория и практика личностно-ориентированной подготовки будущего учителя к профессиональному самоопределению школьников. – Автореф. дисс. докт. пед. наук, М., 1995. – 31с.
231. Шаповалов В.К. Профессиональная карьера. Учебное пособие. – Ставрополь, 1999
232. Швальбе Б., Швальбе Х. Личность. Карьера. Успех / Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1993. – 240с.
233. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации: учебно-методическое пособие. – М.: Бизнесс-школа «Интел-Синтез», 1996. – С. 149-156.
234. Ширшина Н.С. Социально-профессиональное самоопределение личности. – Автореф. дис. канд. философ. наук, Нижний Новгород, 1995. – 25с.
235. Шомбург Г., Тайхлер Г. Имеет ли значение программа обучения? Подходы и важнейшие выводы кассельского исследования карьеры выпускников // Высшее образование в Европе. Высшее образование и рынок труда. Т. XVIII. - № 2. – 1993. – С. 49-71.
236. Шостром Э. Анти-Карнеги, или человек-манипулятор. – Минск: ТПЦ «Полифакт», 1992. – 128с.
237. Шрейдер Ю.А. Лекции по этике. Учебное пособие. – М., 1994.
238. Штомпка П. Социология социальных изменений / Пер. с англ. Под ред. В.А. Ядова. – М.: Аспект-Пресс, 1996. – С. 31-66, 322-336.
239. Щедровицкий Г.П. Система педагогических исследований (методологический анализ) / Педагогика и логика. – М.: «Касталь», 1992. – С. 16-201.
240. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978. – 304с.
241. Эриксон Эрик Г. Идентичность: юность и кризис. – М.: Прогресс, 1996. – 342с.
242. Якокка Л. Карьера менеджера. – Тольятти, 1995. – 380с.
243. Kimbrell G., Ben Vineyard. Succeding in the World of Work. Giencoe, Linois, Ohio, California, 1992/
244. Lawrence A. Inaba, Harry N. Drier, Kenneth B. Hoyt Shigek zu Fukuyama, Ashiya University and Fukujama // Journal of career Development. – Vol. 19, № 2, winter 1997. – P. 79-87.
245. Pam Allen, Ellen Nagy Career Planning Model, Bowling Green State University, Bowling Green, Ohio (интернет).
246. Sixten Markiund Integration of School and the Word of Work in Sweden / Vocatienalizing education and International perspective / Edited bu Jon Lauglo and Kevin Lillis. – Volume 6, 1988. – 339p.
247. Wellford W. Wilms Captured by the American Dream: Vocational Education in the United States / Vocationaizing education and International perspective / Edited bu Jon Lauglo and Kevin Lillis. – Volume 6, 1988. – P. 81-93.
248. Yasukazu Nishida The Current Situation Concerning the Selection of Occupation ons According to Ability and Occupational Experiences by Junior Yigh School Students in Japan // Journal of carrer Development. – Vol. 19, № 2, winter 1997. – P. 89-98.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ