Выпускная квалификационная работа.
Работа сделана на примере детских библиотек Краснодарского края.
Есть приложение
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ 8
1.1 Специфика деятельности детской библиотеки 8
1.2 Современные подходы к организации культурно-досуговой деятельности детской библиотеки 17
ГЛАВА 2 РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТСКИХ БИБЛИОТЕК 31
2.1 Инновационный опыт культурно-досуговой деятельности отечественных детских библиотек 31
2.2 Опыт инновационной культурно-досуговой деятельности детских библиотек Краснодарского края 47
2.3 Деятельность сельской библиотеки по формированию художественно-творческого развития подростков (11-14 лет) 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 91
Актуальность исследования. Условия развития социокультурных потребностей личности в современном обществе диктуют необходимость повышения исследовательского интереса к организации культурно-досуговой деятельности библиотек. Новая парадигма социокультурной политики побуждает библиотеки, сохраняя одно из своих ведущих предназначений, выражающееся в продвижении чтения, к поиску новых путей развития личности пользователей [13, с. 7]. Этим же обусловлено и повышение интереса к практике организации интеллектуального досуга, как одной из форм деятельности библиотек.
В настоящее время вопросы инновационного развития всех сфер общества не перестают волновать специалистов. В конце XX века акценты в исследовании этой проблемы переместились из экономической сферы в социокультурную, образовательную, научную и, даже, творческую [13, с. 39].
Общепризнанно, что именно инновации самого различного вида станут (и становятся) ответом на вызовы наступившего века. Именно они преобразят лицо цивилизации, дадут ей шанс на дальнейшее развитие. В результате ожидается становление интегральной, гуманистически-ноосферной цивилизации [38, с. 48]. Это является одной из многочисленных причин внимания специалистов к вопросу инноваций в библиотечной сфере. Ещё одной причиной является необходимость вывода отрасли из кризисного состояния. В полной мере это относится и к детским библиотекам. В России проживает 23,4 млн детей, что составляет 16% от населения страны. От того, какими станут наши дети, какие нравственные ценности и культурные традиции они воспримут, зависит будущее, которое они создадут [34]. Формирование полноценной личности едва ли возможно без потребности в чтении, которая формируется в детстве в семье, школе и библиотеке.
Актуальность вопроса управления инновационным развитием библиотеки обусловлена тем, что управление в библиотеке на сегодняшний день не обеспечивает реализацию целей деятельности и актуальных задач, ставящихся перед современной библиотекой обществом и потребителями информационно-библиотечных услуг. Библиотека, как исторически сложившийся институт просветительской и культурной деятельности, в современных условиях остро нуждается во внедрении в её деятельность различных инноваций, поскольку именно они позволят ей быть конкурентоспособным учреждением, востребованным и актуальным для населения.
Степень изученности проблемы. Интерес российских специалистов к вопросам библиотечных инноваций активизировался к концу 1980-х гг. в связи с развитием методической работы библиотек. Специальные исследования в этом направлении проведены Е.Н. Гусевой, С.Г. Матлиной, А.А. Селюковой, Е. Синевой, И.В. Тереховой, Л.М. Цынганковой [11, 12, 13, 22, 41, 42, 43, 50, 57] и др.
В работах Е.Е. Вандышевой, Н.Б. Голубенко, Н.В. Савинской инновационная деятельность рассматривается как «ядро» методической работы библиотек, процесс распространения передового библиотечного опыта по сети библиотек [4, 10, 39].
Е.Ю. Кибирева, С.Г. Матлина, А.Ю. Морковина и др. характеризуют инновационную деятельность в большей степени как процесс организационного развития библиотек, связанный с наращиванием их творческого потенциала [17, 22, 24].
Для целей нашего исследования интерес представляют работы библиотековедов, раскрывающие основные социокультурные функции, концепции развития детских библиотек (М.А. Веденяпина, Н.Л. Голубева, Г.А. Иванова, И.И. Тихомирова, О.Л. Кабачек, Морковина А.Ю) [5, 6, 15, 51,17, 24].
В исследованиях в области библиотечного обслуживания детей и подростков, проведенных А.В. Березина, Е.А. Колосова, Н.Г. Малахова, Т. Синкевич, Е.В. Сухановой, Т.И. Хачатуровой и др., представлены результаты апробации применения инновационных форм культурно-досуговой деятельности [2, 18, 21, 44, 47, 54].
Теоретический аспект формирования художественно-творческих способностей пользователей детских библиотек, как инновационное направление библиотечной деятельности, раскрывается в работах А.А. Селюковой, Л.М. Цыганковой, О.А. Шелковской и др. [41, 42, 57, 59].
Объектом исследования выступает деятельность детских библиотек.
Предметом исследования – инновационные формы культурно-досуговой деятельности детских библиотек.
Цель исследования – выявить эффективные инновационные формы культурно-досуговой деятельности детских библиотек.
Данная цель достигается посредством решения следующих задач:
- изучить специфику деятельности современной детской библиотеки;
- выявить современные подходы к организации культурно-досуговой деятельности детской библиотеки;
- исследовать опыт инновационной культурно-досуговой деятельности отечественных детских библиотек;
- рассмотреть опыт инновационной культурно-досуговой деятельности детских библиотек Краснодарского края;
- разработать проект деятельности сельской библиотеки по формированию художественно-творческого развития подростков (11-14 лет) «Инновационные библиотечные технологии в организации декоративно-прикладной деятельности подростков (на примере клуба по интересам «Веселая карусель – шерстяная акварель» в Попутненской сельской библиотеке Отрадненского района Краснодарского края)».
При проведении исследования применялся комплекс научных методов. Для изучения теоретических вопросов и содержания инновационной деятельности детских библиотек применялся контент-анализ различных документов, метод систематизации. Для анализа состояния инновационной деятельности в детских библиотеках использовался анализ отчётно-плановой документации и паспортизации детских библиотек.
Научная и практическая значимость исследования.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены их апробацией на XVII Всероссийской научно-практической конференции «Кайгородовские чтения. Культура, наука, образование в информационном пространстве региона» (Краснодар,13 апреля 2017 г.), региональном круглом столе «Проблемы инновационно-проектной деятельности библиотек» (г. Краснодар, 24 марта 2016 г.; КГИК совместно с региональным отделением Русской школьной библиотечной ассоциации).
Полученные результаты исследования способствуют развитию системы внедрения инноваций в культурно-досуговую деятельность детских библиотек.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.
Анализ современной деятельности детской библиотеки показал, что новые условия существования библиотеки на рынке услуг требуют и увеличениях взаимодействия с масс-медиа, современными разработками в сфере информационных, педагогических технологий. Как показывает практика, такой подход наиболее эффективен, так как именно передача культурного опыта, воспитание личности, её социализация и эффективная организация досуга – наиболее действенный способ формировать молодое поколение всесторонне развитым и умеющим организовать свое свободное время с пользой. В связи с этим, в библиотеках должен продолжаться поиск новых, нетрадиционных и эффективных форм работы с детьми и подростками, которые были бы зрелищными, яркими, эмоциональными и формирующими личность россиянина.
В настоящее время детские библиотеки являются практически единственными специализированными доступными бесплатными учреждениями культуры для детей, их родителей и всех тех, кто работает с детьми. Библиотеки могут и должны дать детям из различных социальных слоев общества благоприятную и безопасную среду развития при помощи чтения, книги и иных видов материалов, отвечающих их половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям.
В работе предпринята попытка раскрыть современные подходы к организации культурно-досуговой деятельности детских библиотек.
Инновации в детской библиотеке присутствуют почти во всех направлениях деятельности, в том числе и в культурно-досуговой деятельности, которая составляет ядро в работе любой библиотеки. Культурно-досуговая деятельность представляет собой специализированную подсистему духовно-культурной жизни общества, функционально объединяющую социальные институты, призванные обеспечить распространение духовно-культурных ценностей, их активное творческое освоение людьми в сфере досуга в целях формирования гармонично развитой, творчески активной личности. Культурно-досуговая деятельность детских библиотек осуществляется в следующих направлениях: продвижение книги и чтения; экологическое просвещение; патриотическое воспитание; семейное воспитание; эстетическо-художественное воспитание; библиотечное краеведение.
Современные детские библиотеки, позиционируя себя как центры культуры, досуга, свободного общения, организации культурной жизни детей, подростков и юношества, успешно выполняют свою культурно-просветительскую миссию. Уникальность детской библиотеки заключается в том, что, будучи открытой, общедоступной структурой, она оказывает услуги максимально широкой аудитории, которую составляют не только реальные, но и потенциальные пользователи.
Сотрудники отечественных детских библиотек в процессе культурно-досуговой деятельности осуществляют распространение необходимых пользователю для успешной жизнедеятельности знаний, путем приобщения его к культурно-историческому наследию, участвуют в развитии духовного мира человека, гуманизации общественного сознания. Посредством создания интеллектуальных центров, клубов по интересам, площадок для общения, литературных студий, проведения интеллектуальных игр, встреч с литераторами и другими деятелями культуры, концертов, выставок библиотекари предоставляют пользователям возможность проведения интеллектуального досуга и общения.
Сегодня в культурно-досуговой деятельности детских библиотек Краснодарского края присутствует стремление к созданию библиотечного пространства, отвечающего требованиям современного пользователя, но условия, в которых функционируют некоторые библиотеки края, не всегда позволяют достаточно качественно реализовывать их потенциал. Укажем на то, что информационно-коммуникационные технологии, мультимедиа, театрализация помогают сделать книгу привлекательной и актуальной в глазах местного сообщества и особенно подростков. Читатели не только должны быть включены в действие эмоционально, как в классических библиотечных формах массовой работы, но и непосредственно участвовать в действии, внося в него те или иные коррективы, активно импровизируя.
Детские библиотеки и отделы в Краснодарском крае успешно работают в сфере организации интеллектуального досуга для детей и их родителей, продвигая книгу и чтения, повышая комфортность пребывания в библиотеках, широко представляя ресурсы и услуги библиотек во внешней среде.
В представленном проекте «Инновационное декоративно-прикладное творчество в сельских библиотеках (на примере клуба по интересам «Веселая карусель – шерстяная акварель» Попутненской сельской библиотеки Краснодарского края Отрадненского района)» нами раскрыта деятельность сельской библиотеки по формированию художественно-творческого развития подростков (11-14 лет). Согласно содержанию программы проекта подростки учатся сами видеть особенности окружающего мира, формулировать цель (составлять сценарий событий, описывать модель ожидаемого результата) и находить способы решения поставленных задач. Воспитательные цели направлены на осознание обучающихся к тому, что успех группы зависит от чувств товарищества, взаимопомощи, умения самостоятельно приобретать новые знания и умение их применять в конкретных заданиях. У подростков формируется собственная точка зрения, они учатся ее аргументировать, отстаивать свое мнение.
1. Федеральный закон от 29.12.1994 № 78-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О библиотечном деле» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_5434/ (дата обращения: 22.09.2018).
2. Концепция библиотечного обслуживания детей в России на 2014-2020 гг.: принята РБА 22.05.2014 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/view/268867697/ (дата обращения: 22.09.2018).
3. Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации: утв. Распоряжением Правительства РФ от 03.06.2017 № 1155-р [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_217819/ (дата обращения: 22.09.2018).
4. Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки. Рекомендации органам государственной власти субъектов РФ и органам муниципальной власти: утв. Министерством культуры РФ 31.10.2014 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_130516/ (дата обращения: 22.09.2018).
5. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы: утв. Указом Президента РФ от 01.06.2012 № 761 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_130516/ (дата обращения: 22.09.2018).
6. Основы государственной культурной политики: утв. Указом Президента РФ от 24.12.2014 № 808 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172706/ (дата обращения: 22.09.2018).
Специальная литература
7. Бушкова, Л. Ф. Проекты и акции по продвижению чтения в детской библиотеке [Текст] / Л. Ф. Бушкова // Вестник Дальневосточной государственной научной библиотеки. – 2012. – № 1 (54). – С. 162–166.
8. Вандышева, Е. Е. Особенности инновационной деятельности в социокультурной сфере [Текст] / Е. Е. Вандышева // Культурные тренды современной России: от национальных истоков к культурным инновациям: сб. докладов / отв. ред. И. А. Гричаникова, И. Е. Белогорцева, Е. А. Середина. – Белгород: Издательство БГИИК, 2014. – С. 147– 152.
9. Голубева, Н. Л. Концепция развития детской библиотеки в современном обществе [Текст] / Н. Л. Голубева // Культурная жизнь Юга России. – 2013. – № 42. – С. 58–59.
10. Голубева, Н. Л. Инновационно-методическая деятельность библиотек [Текст] : учеб.-метод. пособие / Н. Л. Голубева; КГИК. – Краснодар, 2017. – 59 с.
11. Голубенко, Н. Б. Введение в библиотечное дело [Текст] / Н. Б. Голубенко. –М.: ИНТУИТ, 2016. – 170 c.
12. Гусева, Е. Н. Инновации в библиотечной деятельности [Текст] / Е. Н. Гусева // Информационные технологии, компьютерные системы и издательская продукция для библиотек : материалы конференции «Librokom-2016». – М.: РГБ, 2016. – С. 2–4.
13. Гусева, Е. Н. Технологические инновации и их влияние на библиотечную деятельность [Текст] / Е. Н. Гусева // Информационные технологии, компьютерные системы и издательская продукция для библиотек : материалы конф. «Librokom-2016». – М.: РГБ, 2016. – С. 50–51.
14. Гусева, Е. Н. Управление инновациями в библиотечной сфере. Особенности, факторы, условия [Текст] / Е. Н. Гусева // Информационный Бюллетень РБА. – 2015. – № 53. – С. 7–9.
15. Елькина, М. В. Российский подросток – читатель XXI века [Текст] / М. В. Елькина // Вестник Московского гос. ун-та культуры и искусств. – 2017. – № 6. – С. 198–203.
16. Кибирёва, Е. Ю. Инновации в библиотечной сфере [Текст] / Е. Ю. Кибирёва, Е. Н. Бережкова // Человеческий и профессиональный потенциал молодежи региона : материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Тюмень, 2014. – С. 207–209.
17. Матлина, С. Г. Инновационное творчество библиотекарей в контексте социокультурной динамики [Текст] / С. Г. Матлина // Библиотековедение. – 2015. – № 2. – С. 39–53.
18. Морковина А. Ю. Библиотеатр как средство привлечения к чтению [Текст] / А. Ю. Морковина // Библиотека – территория творчества : сборник материалов V Межрегиональной инновационной лаборатории. – Пенза, 2012. – С. 73-76.
19. Новые технологии культурно-просветительской деятельности публичных библиотек [Текст] : методическое пособие / ГБУК г. Москвы «ЦУНБ им. Н.А. Некрасова» ; [сост.: Т. М. Грекова, Е. В. Игнатьева, Е. Н. Тимошкина, М. П. Шмидт ; библиогр. список: О. Н. Савостьянова, А. Ш. Жемальдинова ; науч. ред. В.М. Суворова]. – Москва : ЦУНБ им. Н.А. Некрасова, 2013. – 42 с.
20. Официальный сайт Администрации Краснодарского края. [Электронный ресурс]. Режим доступа: admkrai.krasnodar.ru. (Дата обращения: 25.09.2018 г.).
21. Официальный сайт Иркутской областной детской библиотеки им. Марка Сергеева. [Электронный ресурс]. Режим доступа: iodb.ru. (Дата обращения: 25.09.2018 г.).
22. Официальный сайт Центральной детской библиотеки г. Сыктывкара. [Электронный ресурс]. Режим доступа: ndbmarshak.ru. (Дата обращения: 25.09.2018 г.).
23. Официальный сайт Центральной городской детской библиотеки им. А.П. Гайдара г. Лесной (Свердловская область). [Электронный ресурс]. Режим доступа: maps.yandex.ru. (Дата обращения: 25.09.2018 г.).
24. Официальный сайт Алтайской краевой детской библиотеки г. Барнаула. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.akdb22.ru/. (Дата обращения: 25.09.2018 г.).
25. Официальный сайт Архангельской областной детской библиотеки им. А.П. Гайдара. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.aodb.ru/. (Дата обращения: 25.09.2018 г.).
26. Официальный сайт Вологодской областной детской библиотеки. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vodb.ru//. (Дата обращения: 25.09.2018 г.).
27. Официальный сайт Ивановской областной библиотеки для детей и юношества. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://iv-obdu.ru/. (Дата обращения: 25.09.2018 г.).
28. Официальный сайт Министерства культуры РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: mkrf.ru. (Дата обращения: 25.09.2018 г.).
29. Рылеева, А. С. Организация культурно-досуговой деятельности населения России [Текст] / А. С. Рылеева. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2014. – 229 с.
30. Савинская, Н. В. Космические сумерки в детской библиотеке / Н. В. Савинская // Библиотечное дело. – 2013. – № 8. – С. 2-3.
31. Седякин, В. П. Информация и знания [Текст] / В. П. Седякин // Научные ведомости БелГУ. – Серия «Философия. Социология. Право». – 2012. – № 8 (63). – С. 180-187.
32. Селюкова, А. А. Инновации в культурно-досуговой деятельности библиотеки в процессе работы со школьниками [Текст] / А. А. Селюкова, Н. А. Туранина // Современные научные исследования и инновации. – 2017. – № 1. – С. 33–36.
33. Селюкова, А. А. Инновационная деятельность в работе библиотек [Текст] / А. А. Селюкова // Культурные тренды современной России: от национальных истоков к культурным инновациям : сб. докл. / отв. ред. С. Н. Борисов, И. Е. Белогорцева, В. С. Игнатова, Е. В. Бронникова. – Белгород, 2017. – С. 335–337.
34. Синева, Е. Библиотека как центр досуга [Текст] / Е. Синева // Новая библиотека. – 2016. – № 6. – С. 17- 21.
35. Синкевич, Т. Библиотечные акции – детям мегаполиса : принципы организации [Текст] / Т. Синкевич // Библиотечное дело. – 2013. – № 8. – С. 8-11.
36. Сорокина, Н. В. Помогать становиться лучше [Текст] / Н. В. Сорокина // Современная библиотека. – 2013. – № 2. – С. 70-73.
37. Софьян, Т. В. Летний досуг в библиотеке : новый формат [Текст] / Т. В. Софьян // Наука и образование: новое время. – 2017. – № 3 (20). – С. 799–801.
38. Суханова, Е. В. «Шесть думательных шляп» и другие технологии продвижения чтения [Текст] / Е. В. Суханова // Школьная библиотека: сегодня и завтра. – 2014. – № 6. – С. 44-45.
39. Тамахина, И. В центре внимания – люди «золотого возраста» [Текст] / И. Тамахина // Библиополе. – 2013. – № 3. – С. 32-34.
40. Терентьева, Ю. В. Особенности организации процесса информатизации публичных библиотек России [Текст] / Ю. В. Терентьева // Молодой ученый. – 2014. – №2. – С. 85-88.
41. Терехова, И. В. Готовность и способность к инновациям как результат повышения квалификации библиотечного специалиста [Текст] / И. В. Терехова // Культура и наука Дальнего Востока. – 2014. – № 1 (3). – С. 143–151.
42. Толочко, Т. Досуг должен быть интеллектуальным! [Текст] / Т. Толочко // Библиотека. – 2017. – № 6. – С. 33- 34.
43. Ухтинская, М. В. Культура досуга как основа разностороннего развития личности в подростковый период [Текст] / М. В. Ухтинская // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. – 2018. – № 3. – С.77-80.
44. Хачатурова, Т. И. Детская библиотека в контексте межкультурной коммуникации : традиции и инновации [Текст] / Т. И. Хачатурова // Культурная жизнь Юга России. Приложение. – 2015. – № 1 (1). – С. 9–11.
45. Худякова, С. Н. Учить творчеству жизни: новые подходы к детскому чтению [Текст] / С. Н. Худякова // Библиотечное дело. – 2014. – № 10. – С. 26-28.
46. Царегородцева, Н. Флешмоб спешит на помощь [Текст] / Н. Царегородцева // Библиотека. – 2012. – № 8. – С.1-2,
47. Цыганкова, Л. М. Инновационные технологии в детских библиотеках [Текст] / Л. М. Цыганкова // Макушинские чтения. – 2016. – № 8. – С. 353–356.
48. Шайхлисламова, Л. И. Инновации в библиотечной деятельности [Текст] / Л. И. Шайхлисламова // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы: сб. науч. тр. – Тюмень: АР-Консалт, 2014. – С. 60-61.
49. Шелковская, О. А. Взаимодействие средней школы и центральной детской библиотеки в целях эстетического воспитания младших школьников [Текст] / О. А. Шелковская // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2017. – № 31. – С. 171–175.
50. Ширко, К. Н. Параметры работы современной публичной библиотеки: основные проблемы и возможные пути их преодоления [Текст] / К. Н. Ширко // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2017. – № 5. – С. 66-72.
51. Шмелёва, Л. А. Библиотечные инновации: теория и практика [Текст] / Л. А. Шмелёва, Ю. А. Перминова // Прикладные экономические исследования. – 2015. – № 6. – С. 27–33.