База исследования: класс школы №3 города Надым.
Если поменять название базы исследования на нужное, то данная работа подойдет для любого города или вуза.
Есть приложения (Примерные вопросы для обсуждения групп и Технологическая карта урока по теме «Система права»).
Введение 4
1 Теоретические основы модульной организации процесса обучения праву 6
1.1 Сущность модульного обучения 6
1.2 Модульное структурирование и организация учебных занятий 11
2 Организация модульного обучения при изучении школьного курса права 17
2.1 Современные требования к построению урока права 17
2.2Опыт использования модульной технологии обучения при изучении права в 9 классе 23
Заключение 29
Приложение 1 35
Приложение 2 36
В соответствии с Основами государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденными Президентом Российской Федерации, одним из важных направлений в развитии гражданского общества является правовая грамотность выпускников общеобразовательных учреждений. С этой целью в программы школ ввели предмет Право, где учащиеся получают самые необходимые знания о праве и его отраслях, об устройстве государства, о правовых процедурах решения проблем и т.д.
Однако, существующая система обучения не может в полной мере отвечать требованиям, которые предъявляются к выпускнику общеобразовательной школы. Поэтому необходимо внедрять в практику работы более эффективные методы и приемы обучения. К таким технологиям относится технология модульного обучения, при использовании которой ученики могут проявлять большую самостоятельность в изучении учебного материала. Педагог в этом случае индивидуально консультирует ученика и работает с более способными учащимися по отдельному плану.
Все вышесказанное свидетельствует об актуальности проблемы эффективного использования технологии модульного обучения, что и определило выбор темы исследования.
Объект исследования - процесс обучения праву в школе.
Предметом исследования является механизм применения модульной технологии на уроках права.
Цель: показать целесообразность использования технологии модульного обучения на уроках права, как одной из наиболее успешных форм работы на уроке.
Решению поставленной цели будут способствовать следующие задачи:
1. Раскрыть сущность модульной технологии;
2. Определить требования к структурированию модульного занятия;
3. Обозначить требования к построению современного урока права;
4. Изучить опыт использования технологии модульного обучения на
уроках права в 9 классе
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ педагогической и методической литературы; теоретические методы для разработки урока права на модульной основе; эмпирические методы для внедрения разработанной модели обучения литературе на модульной основе в процесс овладения предметом; математические методы для обработки данных, полученных в ходе внедрения разработанной методики.
Теоретической основой исследования послужили достижения советской, российской и зарубежной педагогики и психологии, а так же дидактические основы организации учебного процесса в школе. Источниковая база по данной теме достаточно обширна. Теории модульного обучения посвящено немало работ, в частности П.А. Юцевичене, М.А. А.С, Петренко, Е.М. Пахомова и др. Философскому осмыслению модульного обучения и особенностям его применения в школе и в вузе посвящены работы И.Н. Борисовой, Б.Р. Манделя. Специфику правового обучения в школе освещают такие авторы, как С. В. Воробьева, М.Ю. Зырянов, Е.Н. Ибрагимов, А.Ю. Куприянов. Нужно отметить отсутствие работ по использованию модульного обучения в преподавании правовых дисциплин.
В качестве эмпирической база для изучения опыта работы был определен 9 класс школы №3 города Надым.
Работа состоит из введения, двух разделов основной части, заключения и приложений. Количество источников - 21
Современное образование нацелено на формирование у школьника умения жить и работать в обществе, в условиях глобализации. Воспитание законопослушного гражданина начинается с осознания своих прав и обязанностей. Повышение правовой культуры учащихся должно происходить, в том числе, и через правовое образование. В процессе обучения основам права, важно создать условия, при которых учащиеся не будут пассивными слушателями, а смогут самостоятельно найти правовую информацию, обмениваться мнениями с другими учениками, с учителем, приводить аргументы и контраргументы. Поэтому для организации эффективного процесса обучения, педагог должен владеть современными педагогическими технологиями и методиками, знать их особенности и строить собственную профессиональную стратегию.
Одной из педагогических технологий, которую можно использовать при изучении права в школе, является модульная технология обучения. Технология имеет давнюю историю, однако на сегодняшний день ее называют одной из наиболее перспективных.
Сутью модульного обучения является возможность ученика полностью или с помощью педагога достичь конкретных целей изучения дисциплины. Содержание дисциплины представляется в законченных самостоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Дидактическая цель формулируется для обучаемого и содержит в себе не только указание на объем знания, но и на уровень его усвоения.
Ученик может полностью или частично самостоятельно работать по индивидуальной программе. Модульную технологию можно использовать для построения изучения всего учебного предмета, но целесообразнее включить модульные уроки в традиционную систему обучения. Главным элементом является модуль, состоящий из законченного блока информации, модульной программы действий для ученика и рекомендаций учителя по ее успешной реализации.
Использование модульного подхода предполагает предварительнуюую разработку учебного занятия и содержания учебно-методических материалов для учеников. На основании изучения теоретического материала, был сделан вывод о существовании двух видов модульных уроков: первый - полная самостоятельность изучения материалов учеником и второй - рефлексивная доминирующая деятельность учеников. Второй вариант предполагает деление материала на тематические блоки, каждый из которых имеет жесткую структуру: восприятие материала, осмысление, закреление и контроль. Все этапы содержат цель и указания по ее достижению.
Изучение организации правового школьного образования позволило сделать вывод, что такое образование может проводится либо в рамках интегративного курса, либо как самостоятельный модульный курс. Формой обучения праву является урок, к которому предъявляется ряд требований: осуществление рефлексивной деятельности, использование разнообразных форм, сочетание репродуктивных и проблемных форм, постановка конкретных задач урока, оценивание учеников, атмосфера сотрудничества. Для правовых занятий характерно либо традиционная, либо нетрадиционная форма организации. В рамках технологии модульного обучения предпочтительней нетрадиционная форма.
Анализ организации обучения праву в школе № 9 г. Надым показал, что правовое образование осуществляется в рамках отдельного курса. Изучение указанного курса введено в образовательных процесс с целью формирования правовой компетентности учащихся. Разработка урока по теме «Система права» в 9 классе сделана с учетом современных требований к правовому образованию и специфики модульного обучения. В данном случае был представлен нетрадиционный урок, поскольку здесь использована деловая игра. Вид урока – урок с доминирующей рефлексивной деятельностью ученика.
Содержание урока представлено в виде заполненной технологической карты. Урок состоит из 11 учебных элементов, каждый из которых имеет учебную цель и руководство к действию. Контроль запланирован в виде вопросов по пройденному материалу. В конце занятия запланирована рефлексия, в рамках которой ученики имеют возможность оценить свою работу на уроке.
Таким образом, в рамках данной работы были изучены теоретические аспекты модульного обучения: история вопроса, сущность данной технологии, требования к построению модульного урока. Изучение специфики модульного обучения в рамках изучения школьного курса права включало в себя: рассмотрение требований к современному уроку, а также изучение практичского опыты разработки модульного занятия по праву.
Можно заключить, что все поставленные задачи были выполнены, а значит цель работы достигнута.
1. Белянкова Е.И. Методические аспекты использования юридических
документов на уроках права и обществознания//Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн.- 2016. № 8 (26). –http://7universum.com/ru/psy/archive/item/3440, свободный.- (дата обращения 12.12.201810
2. Борисова, И. И.Реализация технологии модульного обучения в
условиях перехода на ФГОС нового поколения / И. И. Борисова
// Преподаватель XXI век. - 2013. - № 1, ч. 1 - С. 61
3. Буркова, Е. М.Философская основа развития познавательной
активности учащихся в процессе модульного обучения / Е. М. Буркова
// Школа будущего. - 2013. - № 5 - С. 24
4. Буркова Е. М. Внедрение технологии модульного обучения в практику
школы/Е.М. Буркова// Педагогическая практика. – 2014. – №4. – С. 47-52.
5. Быкова, С. С. Реализация модульного обучения в контексте
формирования профессиональной ответственности будущих педагогов / С. С. Быкова// Сибирский педагогический журнал. - 2014. - № 6 - С. 62-67.
6. Вахтеров, В.П. Основы новой педагогики: монография/ В.П. Вахтеров.
- СПб. : Лань, 2013. - 580 с
7. Воробьева С.В. Организационно-методологический аспект
модернизации правового образования// Вестник ТГУ.- 2012.- Вып. 3.- С. 34
8. Гриценко, Л. И. Моделирование и конструирование урока в контексте
требований ФГОС / Л. И. Гриценко // Школьные технологии. - 2014. - № 4 - С. 40-46
9. Дюсалиева Г. Ю. Нетрадиционные уроки по обществознанию - один из путей воспитания и развития самостоятельно думающей и действующей личности/ Г.Ю. Дюсалиева// Педагогика: традиции и инновации: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2014. - с. 4
10. Зырянов М.Ю. Правовое образование школьников/ М.Ю. Зырянов// Вестник КГУ.- 2099.- №3.- С. 34
11. Ибрагимова Е.М. Особенности преподавания права в средних
общеобразовательных организация/ Е.М. Ибрагимова// Вестник ТГПУ.- 2014.- Вып.6.- С. 45
12.Комарницкий А.В. К вопросу о необходимости повышения правовой культуры/ А.В. Комарницкий// Вестник Герценовского университета.- 2012.- №2.- С. 45
13. Куприянов А.Ю. Правовое образование как элемент цивилизационной
специфики общества в контексте устойчиво развивающего социума/ А.Ю. Куприянов // Гуманитарные науки и образование.- 2014. - № 1 (17). - С. 141
14. Мандель, Б. Р.Технологии проблемно-модульного обучения:
аспекты развития новых методов / Б. Р. Мандель // Ректор ВУЗа. - 2013. - № 4 - С. 40
15. Мандель, Б. Р. Проблемно-модульное обучение в школе:достоинства
и недостатки / Б. Р. Мандель // Школьные технологии. - 2013. - № 2 - С. 21-29.
16. Мандрон Т. И. Модульное обучение/ Т.И. Мандрон//Молодой ученый.
– 2014. – №6. – С. 114-115.
17. Пахомова, Е.М. Модульно-рейтинговая система обучения как одна из развивающих технологий обучения [Электронный ресурс]/ Е.М. Пахомова.- Режим доступа: http://www.tgc.ru, свободный.- (дата обращения 12.12.2018)
18. Петренко, А. С.Принципы модульного обучения в отечественном и зарубежном опыте / А. С. Петренко// Мир образования - образование в мире. - 2015. - № 1 (57) - С. 63-69.
19. Петренко, А. С.Историко-педагогический анализ развития теории и практики модульного обучения / А. С. Петренко
// Право и образование. - 2015. - № 10 - С. 166-173.
20. Худолей Г.С. Модульные технологии обучения как инновационные составляющие современных педагогических технологий/Г.С. Худолей, Т.В. Стебеняева//Международный научно-исследовательский журнал. – 2016. – 2-4 (44). – С. 53
21. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения/ П.А. Юцявичене.- Каунас, 1989.- 271 с.