Введение 3
Глава 1 Федеральные органы исполнительной власти: общие положения 5
1.1 Федеральные органы исполнительной власти: понятие, признаки, принципы организации и деятельности. Анализ соотношения понятий «cистема» и «структура органов исполнительной власти» 5
1.2 Функции органов государственной власти 9
Глава 2 Характеристика системы и структуры федеральных органов исполнительной власти 11
2.1 Виды органов исполнительной власти, их характеристика 11
2.2 Взаимодействие между федеральными и региональными органами государственной власти 16
Заключение 24
Список использованных источников 26
В Конституции РФ 12 декабря 1993 г. содержатся положения о «системе федеральных органов исполнительной власти» (пункт г статьи 71 Конституции России) и по «структурам федеральных органов исполнительной власти» (пункт 1 статьи 112 Конституции России). То есть с конца 1993 г. было заложено начало дифференциации понятий «система» и «структура» федеральных органов исполнительной власти, на чем основывался перечень федеральных органов исполнительной власти.
Под словом «система» в общепринятом смысле имеется в виду «соединение некоего разнообразия в одно и достаточно четко разделенное целое, а составные части в отношении целого и других частей находятся на соответствующих для них местах». В других определениях, описываемых в различных философских словарях, также прослеживается то, что под системой понимается объективная целостность тесно объединенных предметов и явлений друг с другом.
В соответствии с Конституцией России все органы исполнительной власти построены согласно иерархии, соответствуют государственному устройству, а также определяется порядок взаимодействия на разных уровнях исполнительной власти. И, все существующие системы власти (государственной либо исполнительной) и органов власти (государственной власти, федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти) обладают как общими чертами и свойствами «системы», так и своими особенностями. Таким образом, все эти особенности, устанавливают иерархию, соподчинение и согласованное взаимодействие вышеперечисленных систем и органов.
Сегодня в исполнительной власти сосредоточена наиболее существенная часть госорганов и по количеству органов, и по обладанию материальными ресурсами и кадрами, а также по полномочиям, наделенным эти органы и реализующимся почти во всех областях деятельности государства и общества, но статус таких органов остается менее урегулированным законодательством
Вышеизложенным, обусловлена актуальность выбранной для исследования темы.
Целью настоящей работы является исследование системы и структуры федеральных органов исполнительной власти.
В ходе рассмотрения темы были поставлены следующие задачи:
- изучить понятие, признаки, принципы организации и деятельности федеральных органов исполнительной власти, сопоставить понятия «cистемы» и «структуры органов исполнительной власти»;
- изучить функции федеральных органов государственной власти;
- изучить виды органов исполнительной власти, охарактеризовать их;
- изучить взаимодействие между федеральными и региональными органами государственной власти.
Объект изучения - отношения, складывающиеся в процессе функционирования федеральных органов исполнительной власти.
Предмет изучения – федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации.
В процессе исследования указанной темы использовались такие научные методы, как: системного подхода, описания, сравнения, обзорно-аналитический собранной литературы, объяснения.
В целях исследования теоретического материала использовались труды ученых-правоведов: Тонков Е. Е., Шармоянц А. Н., Садков В. Г., Власенкова Е. А., Морозов В. Е., Коломейцева А. Г., Колесников Ю. А., Бочарова Н. Н., Дригола Э. В. и т. п.
Структура настоящей работы: введение, основная часть, заключение, список использованных источников.
За двадцать лет с момента действия Конституции России 1993 года в нашей стране так и не приняли ни одного закона по организации федеральных исполнительных органов государственной власти. Но крайне интенсивно исполняется президентское нормотворчество в сферах построения системы и структуры федеральных органов исполнительной власти.
Анализ российского законодательства свидетельствует, что в практике государственного строительства РФ при использовании понятий «система» и «структура» федеральных органов исполнительной власти в содержание этих понятий вкладывается соотношение родовой и видовой категорий.
Система органов исполнительной власти включает перечень родовых наименований специализированных органов исполнительной власти. Например, применяющиеся (применявшиеся) в истории государственного развития России понятия: «министерство», «государственный комитет», «федеральная комиссия», «ведомство», «федеральная служба», «федеральное агентство», «федеральные надзоры» - это родовые категории, отражающие различные организационно-правовые формы построения специализированных центральных исполнительных органов государственной власти РФ.
Структуру органов испол. власти образуют специализированные организации исполнительной власти, выделяемые по критерию их видового разнообразия в пределах одной родовой принадлежности, одной организационно-правовой формы построения системы. Например, к разряду «министерство» относятся все виды специализированных органов исполнительной власти этого рода: министерство внутренних дел, министерство иностранных дел, министерство обороны, и т.д.
Кроме Президента и Правительства России, а также специализированных центральных исполнительных органов государственной власти, в системе органов исполнительной власти России состоят еще и территориальные отделы федеральных органов исполнительной власти, созданные в Федерации. В Конституции России от 12.12.1993 года говорится: «Федеральные органы испол. власти для того, чтобы осуществлять свои полномочия имеют право создать свои территориальные аппараты и назначить соответственных должностных лиц» (пункт 1 статьи 78 Конституции России). Правила образования и действия территориальных отделов федеральных органов исполнительной власти, в т.ч. и на уровне федерального округа, сегодня в целом, закреплен в Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).
Определение исполнительной власти подготавливается в нашей стране в основном учеными-теоретиками по конституционному и административному праву и не зафиксировано не только в Конституции России, но также и в других нормативно-правовых актах.
И, в отличие от законодательной и судебной власти суть исполнительной власти является достаточно противоречивой и нуждается в своем законодательном закреплении. В науке исполнительная власть определяется как деятельность специализированных органов госвласти по управлению государством, которая состоит в реализации их деятельности и полномочий, и считается ветвью власти, осуществляющая нормы права по регулированию экономических, социально-культурных и административно-политических отношений. Полагается, что исполнительная власть является ветвью государственной власти, цель которой состоит из исполнения законов и обеспечения их исполнения другими субъектами права по пути нормотворчества, правоприменения и правоохраны.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993), (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - (Дата обращения – 09.02.2018 г.).
2. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) «О Правительстве Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - (Дата обращения – 09.02.2018 г.).
3. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - (Дата обращения – 09.02.2018 г.).
4. Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (ред. от 28.09.2017) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - (Дата обращения – 09.02.2018 г.).
5. Постановление Правительства РФ от 12 августа 2000 г. № 592 «О взаимодействии Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах и схеме размещения территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - (Дата обращения – 09.02.2018 г.).
6. Агапов А. Б. Административное право: учебник / А. Б. Агапов. – 9-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 937 с.
7. Бочарова Н. Н. Система и структура федеральных органов исполнительной власти. Северо-Кавказский юридический вестник. – 2013. – № 4. – С. 62-67.
8. Дригола Э. В. Система и структура федеральных органов исполнительной власти. Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. – 2015. – № 3 (20). – С. 51-59.
9. Колесников Ю. А., Бочарова Н. Н. Актуальные направления реформы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти. Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. – № 5-5. – С. 93-97.
10. Коломейцева А. Г. К вопросу о статусе и функциях федеральных органов исполнительной власти. Вестник Саратовской государственной юридической академии. – 2017. – № 1 (114). – С. 115-122.
11. Конин Н. М. Административное право: учебник / Н. М. Конин, Е. И. Маторина. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 574 с.
12. Кононов П. И. Административное право России: учебник / П. И. Кононов. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 648 с.
13. Копытов Ю. А. Административное право: учебник / Ю. А. Копытов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 649 с.
14. Макарейко Н. В. Административное право Конспект лекций/ Н. В. Макарейко. – М.: Юрайт, 2014. – 154 с.
15. Морозов В. Е. Теоретические аспекты соотношения понятий «система» и «структура» федеральных органов исполнительной власти. В сборнике: Современные проблемы государственного управления Сборник научных статей. Хабаровск. – 2013. – С. 127-131.
16. Садков В. Г., Власенкова Е. А. Системное проектирование эффективной структуры федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации. Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2016. – № 8 (341). – С. 4-16.
17. Тонков Е.Е. Система и структура федеральных органов исполнительной власти: коллизии в разграничении статусов, функций и полномочий. Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. – 2016. – № 10 (77). – С. 65-69.
18. Шармоянц А. Н. Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского Юридические науки. – 2016. – Т. 1 (67). № 1. – С. 144 – 150.