Особенности формирования мотивационного компонента, готовности к обучению в школе у старших дошкольников с ДЦП (Психология лиц с нарушением функций опорно-двигательного аппарат, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
|
С целью изучения системы работы дефектолога по формированию личностно-мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников с ДЦП было организовано и проведено экспериментальное исследование.
Выборка. 20 детей дошкольного возраста: в возрасте от 5 лет 2 месяцев до 6 лет 8 месяцев. 10 детей старшего дошкольного возраста с ДЦП составили экспериментальную группу 1, согласно заключению психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) у всех детей диагностирован ДЦП. 10 детей дошкольного возраста с развитием в норме в возрасте от 5 лет 1 месяца до 6 лет 7 месяцев составили экспериментальную группу 2. Все дети экспериментальной группы 2 имеют развитие в норме.
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить название нужной базы исследования, то работа подойдет для любого города или вуза.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ 7
1.1 Сущность понятия «мотивационная готовность к обучению в школе» 7
1.2 Особенности мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников с детским церебральным параличом 11
1.3 Методы и приемы работы по формированию мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников с детским церебральным параличом 14
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 22
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ 23
2.1 Организация и методика исследования 23
2.2 Анализ личностно-мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников с детским церебральным параличом 27
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
ПРИЛОЖЕНИЯ 38
Выборка. 20 детей дошкольного возраста: в возрасте от 5 лет 2 месяцев до 6 лет 8 месяцев. 10 детей старшего дошкольного возраста с ДЦП составили экспериментальную группу 1, согласно заключению психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) у всех детей диагностирован ДЦП. 10 детей дошкольного возраста с развитием в норме в возрасте от 5 лет 1 месяца до 6 лет 7 месяцев составили экспериментальную группу 2. Все дети экспериментальной группы 2 имеют развитие в норме.
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить название нужной базы исследования, то работа подойдет для любого города или вуза.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ 7
1.1 Сущность понятия «мотивационная готовность к обучению в школе» 7
1.2 Особенности мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников с детским церебральным параличом 11
1.3 Методы и приемы работы по формированию мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников с детским церебральным параличом 14
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 22
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ 23
2.1 Организация и методика исследования 23
2.2 Анализ личностно-мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников с детским церебральным параличом 27
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
ПРИЛОЖЕНИЯ 38
Актуальность исследования. В современном мире требования к детям, поступающим в первый класс школы, растут с каждым годом. Согласно современному Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, обеспечивающему преемственность дошкольного и начального общего образования, у детей к концу дошкольного возраста должна сформироваться самостоятельность в различных видах деятельности; положительное отношение к миру, труду, другим людям и самому себе; умение договариваться и разрешать конфликты; умение подчиняться правилам и социальным нормам; должно быть развито воображение, реализуемое, прежде всего, в игре; устная речь; крупная и мелкая моторика; любознательность; ребёнок должен овладеть начальным сведениями о себе, об окружающем мире [26]. Успешное формирование всех этих и многих других личностных качеств и развитие психических процессов дошкольника ведёт к формированию предпосылок к учебной деятельности.
Этап поступления в школу означает изменение социальной позиции ребенка дошкольника и освоение новой позиции – школьника, который обладает важными правами и обязанностями, занимает другое, по сравнению с дошкольниками положение в обществе. Эта позиция заключается в отношении к школе, учителям, учебной деятельности. Проблема мотивационной готовности детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом (далее – ДЦП) к обучению в школе чрезвычайно актуальна. Первым условием успешного учения ребенка в школе является наличие у него соответствующей мотивационной готовности, а это положительное отношение к школе, желание учиться, а также стремление занять позицию школьника. От определения ее сущности, путей формирования личностно-мотивационной готовности зависит с одной стороны определение целей и содержания обучения и воспитания в дошкольном образовательном учреждении, с другой – успешность последующего развития и обучения ребенка с ДЦП в школе, а также создание оптимальных условий для полноценного развития детей старшего дошкольного возраста с ДЦП, их личностного становления, формирования индивидуальности, что в конечном итоге должно быть направлено на обеспечение ему максимально безболезненной адаптации к образовательному учреждению.
Степень изученности. Проблема готовности детей старшего дошкольного возраста раскрыта в научных трудах Л. С. Выготского, Н. И. Гуткиной, А.К. Марковой. Н.В. Нижегородцевой, Э. Рыбина, Д. Б. Эльконина и др. Особенности воспитания мотивационного компонента готовности к обучению в школе представлены в исследованиях Л. И. Божович, Ю. В. Терентьевой и др. Особенности готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста с ДЦП проанализированы в трудах С. В. Малютиной, Л. С. Метлиной и др. Особенности работы по воспитанию мотивационного компонента готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП описаны в исследовании Н.А. Лиман, Г. Г. Петроченко и др.
В настоящее время существует противоречие между высокими требованиями, предъявляемыми к обучению в начальной школе, и недостаточной нацеленностью педагогического процесса в ДОУ на формирование мотивационной готовности у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП. Таким образом, проблема мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста с ДЦП к школьному обучению актуальна на сегодняшний день.
Цель исследования – изучить особенности формирования мотивационной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП.
Объект исследования – мотивационный компонент готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП.
Предмет исследования – педагогические условия формирования мотивационной готовности к обучению в школе у старших дошкольников с ДЦП.
Гипотеза исследования: предполагаем, что мотивационный компонент у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП не сформирован, у старших дошкольников с развитием в норме – сформирован.
Задачи исследования:
1. Раскрыть подходы к понятию «мотивационной готовности к обучению» в научной литературе.
2. Охарактеризовать особенности мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников с ДЦП.
3. Выявить состояние сформированности мотивационной готовности к обучению старших дошкольников с ДЦП в экспериментальном исследовании.
Методы исследования: теоретические: анализ научных источников, анализ публикаций по теме исследования, синтез и обобщение, методы сравнительного анализа; эмпирические: тестирование; математические: методы количественной и качественной обработки результатов опытно-экспериментальной работы (в процентном соотношении).
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- подходы к понятию «мотивационная готовность к обучению в школе – Л.И. Божович, А.К. Марковой, Л.С. Метлиной и др.;
- подходы к особенностям мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста с ДЦП – Е.В. Казаковой, С.В. Малютиной и др.;
- подходы к организации работы по формированию мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста с ДЦП – Н.А. Лиман, Ю.В. Теретьевой и др.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложений.
Этап поступления в школу означает изменение социальной позиции ребенка дошкольника и освоение новой позиции – школьника, который обладает важными правами и обязанностями, занимает другое, по сравнению с дошкольниками положение в обществе. Эта позиция заключается в отношении к школе, учителям, учебной деятельности. Проблема мотивационной готовности детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом (далее – ДЦП) к обучению в школе чрезвычайно актуальна. Первым условием успешного учения ребенка в школе является наличие у него соответствующей мотивационной готовности, а это положительное отношение к школе, желание учиться, а также стремление занять позицию школьника. От определения ее сущности, путей формирования личностно-мотивационной готовности зависит с одной стороны определение целей и содержания обучения и воспитания в дошкольном образовательном учреждении, с другой – успешность последующего развития и обучения ребенка с ДЦП в школе, а также создание оптимальных условий для полноценного развития детей старшего дошкольного возраста с ДЦП, их личностного становления, формирования индивидуальности, что в конечном итоге должно быть направлено на обеспечение ему максимально безболезненной адаптации к образовательному учреждению.
Степень изученности. Проблема готовности детей старшего дошкольного возраста раскрыта в научных трудах Л. С. Выготского, Н. И. Гуткиной, А.К. Марковой. Н.В. Нижегородцевой, Э. Рыбина, Д. Б. Эльконина и др. Особенности воспитания мотивационного компонента готовности к обучению в школе представлены в исследованиях Л. И. Божович, Ю. В. Терентьевой и др. Особенности готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста с ДЦП проанализированы в трудах С. В. Малютиной, Л. С. Метлиной и др. Особенности работы по воспитанию мотивационного компонента готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП описаны в исследовании Н.А. Лиман, Г. Г. Петроченко и др.
В настоящее время существует противоречие между высокими требованиями, предъявляемыми к обучению в начальной школе, и недостаточной нацеленностью педагогического процесса в ДОУ на формирование мотивационной готовности у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП. Таким образом, проблема мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста с ДЦП к школьному обучению актуальна на сегодняшний день.
Цель исследования – изучить особенности формирования мотивационной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП.
Объект исследования – мотивационный компонент готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП.
Предмет исследования – педагогические условия формирования мотивационной готовности к обучению в школе у старших дошкольников с ДЦП.
Гипотеза исследования: предполагаем, что мотивационный компонент у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП не сформирован, у старших дошкольников с развитием в норме – сформирован.
Задачи исследования:
1. Раскрыть подходы к понятию «мотивационной готовности к обучению» в научной литературе.
2. Охарактеризовать особенности мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников с ДЦП.
3. Выявить состояние сформированности мотивационной готовности к обучению старших дошкольников с ДЦП в экспериментальном исследовании.
Методы исследования: теоретические: анализ научных источников, анализ публикаций по теме исследования, синтез и обобщение, методы сравнительного анализа; эмпирические: тестирование; математические: методы количественной и качественной обработки результатов опытно-экспериментальной работы (в процентном соотношении).
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- подходы к понятию «мотивационная готовность к обучению в школе – Л.И. Божович, А.К. Марковой, Л.С. Метлиной и др.;
- подходы к особенностям мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста с ДЦП – Е.В. Казаковой, С.В. Малютиной и др.;
- подходы к организации работы по формированию мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста с ДЦП – Н.А. Лиман, Ю.В. Теретьевой и др.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложений.
Проблема готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению интересовала многих исследователей, как зарубежных, так и отечественных. Особенное внимание уделяется в научных исследованиях формированию мотивационного компонента готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП.
Основными компонентами готовности к обучению в школе являются положительное отношение к школе и учению (мотивационная готовность), достаточно высокий уровень развития произвольности поведения (волевая готовность), наличие некоторого запаса знаний, умений и навыков, уровень развития познавательных процессов (умственная готовность), а также наличие качеств, обеспечивающих эффективную коммуникацию со сверстниками и взрослыми, адаптацию в классном коллективе, выполнение совместной деятельности (нравственная готовность).
Развитие мотивации у старших дошкольников с ДЦП не должно быть ступенью, предшествующей обучению. Оно должно идти параллельно, неразрывно с ним. Учебная деятельность для дошкольника должна быть разнообразной, направленной на раскрытие тайн, разгадывание загадок и ребусов, с возможностью играть и фантазировать. Одним из ведущих способов формирования мотивации будут дидактические игры. Мотивационные функции будут нести и проблемные задания. Обязательны творческие задания.
Анализ результатов экспериментального исследования показал, что у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП, в отличии от детей с развитием в норме, прослеживается преобладание игрового типа мотивации, социальных мотивов учения, а также средний и низкий уровень личностной готовности к обучению в школе. Следовательно, необходимо учителю-дефектологу продумать работу по формированию мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников с ДЦП.
Основными компонентами готовности к обучению в школе являются положительное отношение к школе и учению (мотивационная готовность), достаточно высокий уровень развития произвольности поведения (волевая готовность), наличие некоторого запаса знаний, умений и навыков, уровень развития познавательных процессов (умственная готовность), а также наличие качеств, обеспечивающих эффективную коммуникацию со сверстниками и взрослыми, адаптацию в классном коллективе, выполнение совместной деятельности (нравственная готовность).
Развитие мотивации у старших дошкольников с ДЦП не должно быть ступенью, предшествующей обучению. Оно должно идти параллельно, неразрывно с ним. Учебная деятельность для дошкольника должна быть разнообразной, направленной на раскрытие тайн, разгадывание загадок и ребусов, с возможностью играть и фантазировать. Одним из ведущих способов формирования мотивации будут дидактические игры. Мотивационные функции будут нести и проблемные задания. Обязательны творческие задания.
Анализ результатов экспериментального исследования показал, что у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП, в отличии от детей с развитием в норме, прослеживается преобладание игрового типа мотивации, социальных мотивов учения, а также средний и низкий уровень личностной готовности к обучению в школе. Следовательно, необходимо учителю-дефектологу продумать работу по формированию мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников с ДЦП.



