Особенности формирования мотивационного компонента, готовности к обучению в школе у старших дошкольников с ДЦП (Психология лиц с нарушением функций опорно-двигательного аппарат, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
С целью изучения системы работы дефектолога по формированию личностно-мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников с ДЦП было организовано и проведено экспериментальное исследование.
Выборка. 20 детей дошкольного возраста: в возрасте от 5 лет 2 месяцев до 6 лет 8 месяцев. 10 детей старшего дошкольного возраста с ДЦП составили экспериментальную группу 1, согласно заключению психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) у всех детей диагностирован ДЦП. 10 детей дошкольного возраста с развитием в норме в возрасте от 5 лет 1 месяца до 6 лет 7 месяцев составили экспериментальную группу 2. Все дети экспериментальной группы 2 имеют развитие в норме.
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить название нужной базы исследования, то работа подойдет для любого города или вуза.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ 7
1.1 Сущность понятия «мотивационная готовность к обучению в школе» 7
1.2 Особенности мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников с детским церебральным параличом 11
1.3 Методы и приемы работы по формированию мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников с детским церебральным параличом 14
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 22
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ 23
2.1 Организация и методика исследования 23
2.2 Анализ личностно-мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников с детским церебральным параличом 27
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
ПРИЛОЖЕНИЯ 38
Актуальность исследования. В современном мире требования к детям, поступающим в первый класс школы, растут с каждым годом. Согласно современному Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, обеспечивающему преемственность дошкольного и начального общего образования, у детей к концу дошкольного возраста должна сформироваться самостоятельность в различных видах деятельности; положительное отношение к миру, труду, другим людям и самому себе; умение договариваться и разрешать конфликты; умение подчиняться правилам и социальным нормам; должно быть развито воображение, реализуемое, прежде всего, в игре; устная речь; крупная и мелкая моторика; любознательность; ребёнок должен овладеть начальным сведениями о себе, об окружающем мире [26]. Успешное формирование всех этих и многих других личностных качеств и развитие психических процессов дошкольника ведёт к формированию предпосылок к учебной деятельности.
Этап поступления в школу означает изменение социальной позиции ребенка дошкольника и освоение новой позиции – школьника, который обладает важными правами и обязанностями, занимает другое, по сравнению с дошкольниками положение в обществе. Эта позиция заключается в отношении к школе, учителям, учебной деятельности. Проблема мотивационной готовности детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом (далее – ДЦП) к обучению в школе чрезвычайно актуальна. Первым условием успешного учения ребенка в школе является наличие у него соответствующей мотивационной готовности, а это положительное отношение к школе, желание учиться, а также стремление занять позицию школьника. От определения ее сущности, путей формирования личностно-мотивационной готовности зависит с одной стороны определение целей и содержания обучения и воспитания в дошкольном образовательном учреждении, с другой – успешность последующего развития и обучения ребенка с ДЦП в школе, а также создание оптимальных условий для полноценного развития детей старшего дошкольного возраста с ДЦП, их личностного становления, формирования индивидуальности, что в конечном итоге должно быть направлено на обеспечение ему максимально безболезненной адаптации к образовательному учреждению.
Степень изученности. Проблема готовности детей старшего дошкольного возраста раскрыта в научных трудах Л. С. Выготского, Н. И. Гуткиной, А.К. Марковой. Н.В. Нижегородцевой, Э. Рыбина, Д. Б. Эльконина и др. Особенности воспитания мотивационного компонента готовности к обучению в школе представлены в исследованиях Л. И. Божович, Ю. В. Терентьевой и др. Особенности готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста с ДЦП проанализированы в трудах С. В. Малютиной, Л. С. Метлиной и др. Особенности работы по воспитанию мотивационного компонента готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП описаны в исследовании Н.А. Лиман, Г. Г. Петроченко и др.
В настоящее время существует противоречие между высокими требованиями, предъявляемыми к обучению в начальной школе, и недостаточной нацеленностью педагогического процесса в ДОУ на формирование мотивационной готовности у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП. Таким образом, проблема мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста с ДЦП к школьному обучению актуальна на сегодняшний день.
Цель исследования – изучить особенности формирования мотивационной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП.
Объект исследования – мотивационный компонент готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП.
Предмет исследования – педагогические условия формирования мотивационной готовности к обучению в школе у старших дошкольников с ДЦП.
Гипотеза исследования: предполагаем, что мотивационный компонент у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП не сформирован, у старших дошкольников с развитием в норме – сформирован.
Задачи исследования:
1. Раскрыть подходы к понятию «мотивационной готовности к обучению» в научной литературе.
2. Охарактеризовать особенности мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников с ДЦП.
3. Выявить состояние сформированности мотивационной готовности к обучению старших дошкольников с ДЦП в экспериментальном исследовании.
Методы исследования: теоретические: анализ научных источников, анализ публикаций по теме исследования, синтез и обобщение, методы сравнительного анализа; эмпирические: тестирование; математические: методы количественной и качественной обработки результатов опытно-экспериментальной работы (в процентном соотношении).
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- подходы к понятию «мотивационная готовность к обучению в школе – Л.И. Божович, А.К. Марковой, Л.С. Метлиной и др.;
- подходы к особенностям мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста с ДЦП – Е.В. Казаковой, С.В. Малютиной и др.;
- подходы к организации работы по формированию мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста с ДЦП – Н.А. Лиман, Ю.В. Теретьевой и др.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложений.
Проблема готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению интересовала многих исследователей, как зарубежных, так и отечественных. Особенное внимание уделяется в научных исследованиях формированию мотивационного компонента готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП.
Основными компонентами готовности к обучению в школе являются положительное отношение к школе и учению (мотивационная готовность), достаточно высокий уровень развития произвольности поведения (волевая готовность), наличие некоторого запаса знаний, умений и навыков, уровень развития познавательных процессов (умственная готовность), а также наличие качеств, обеспечивающих эффективную коммуникацию со сверстниками и взрослыми, адаптацию в классном коллективе, выполнение совместной деятельности (нравственная готовность).
Развитие мотивации у старших дошкольников с ДЦП не должно быть ступенью, предшествующей обучению. Оно должно идти параллельно, неразрывно с ним. Учебная деятельность для дошкольника должна быть разнообразной, направленной на раскрытие тайн, разгадывание загадок и ребусов, с возможностью играть и фантазировать. Одним из ведущих способов формирования мотивации будут дидактические игры. Мотивационные функции будут нести и проблемные задания. Обязательны творческие задания.
Анализ результатов экспериментального исследования показал, что у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП, в отличии от детей с развитием в норме, прослеживается преобладание игрового типа мотивации, социальных мотивов учения, а также средний и низкий уровень личностной готовности к обучению в школе. Следовательно, необходимо учителю-дефектологу продумать работу по формированию мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников с ДЦП.
1. Бережнова, О. В. Проектирование образовательной деятельности в детском саду : современные подходы : метод. пособие [Текст] / О. В. Бережнова, Л. Л. Тимофеева. – Москва : Цветной мир, 2016. – 144 с.
2. Божович, Л. И. Психологические вопросы готовности ребёнка к школьному обучению [Текст] / Л. И. Божович. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2015. – 241 с.
3. Выготский, Л. С. Общая психология [Текст] / Л. С. Выготский. – Москва : Академия. 2015. – 458 с.
4. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе [Текст] / Н. И. Гуткина. – Москва : Академический проспект. – 2014. – 312 с.
5. Данилюк, А. Я. Воспитание и социализация старших дошкольников [Текст] / А. Я. Данилюк // Педагогика. – 2017. – № 5. – С. 7-11.
6. Зак, З. А. Методика развития интеллектуальных способностей у детей [Текст] / З. А. Зак. – Москва : Академия, 2016. – 358 с.
7. Казакова, Е. И. Система комплексного сопровождения ребенка : от концепции к практике [Текст] / Е. И. Казакова // Психолого-педагогическое, медико-социальное сопровождение развития ребёнка : материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный университет педагогического мастерства, 2015. – C. 45–48.
8. Лиман, Н. А. Воспитание позитивного отношения к школе у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП [Текст] / Н. А. Лиман // Дефектология. – 2016. – №1. – С. 41-44.
9. Малютина, С. В. Психологическая готовность дошкольников с ДЦП к школьному обучению [Текст] / С. В. Малютина // Проблемы и перспективы развития образования : материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). – Пермь : Меркурий, 2017. – С. 63-65.
10. Маркова, А. К. Самоконтроль в деятельности дошкольника [Текст] / А. К. Маркова. – Нижний Новгород : ООО «Цветной бульвар», 2016. – 471 с.
11. Маханева, М. Проблема преемственности детским садом и школой [Текст] / М. Маханева // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 9. – С. 63-66.
12. Метлина, Л. С. Готовность к школьному обучению [Текст] / Л. С. Метлина. – Москва : Эксмо, 2017. – 458 с.
13. Нижегородцева, Н. В. Развитие познавательных процессов и личности в старшем дошкольном возрасте : Учебное пособие [Текст] / ЯГПУ им. К. Д. Ушинского / Н. В. Нижегородцева. – Ярославль, 2016. – 247 с.
14. Николаева, Е. П. Формирование предпосылок к учебной деятельности у старших дошкольников : конспекты занятий [Текст] / Е .П. Николаева. – Санкт-Петербург : Детство-пресс, 2017. – 89 с.
15. Панасенко, К. Е., Личностная готовность к обучению в школе старших дошкольников : монография [Текст] / К. Е. Панасенко, Л. З. Антонова. – Белгород, 2015. – 140 с.
16. Петроченко, Г. Г. Развитие детей 6-7 летнего возраста с ДЦП и подготовка их к школе [Текст] / Г. Г. Петроченко. – Москва : Инфра-М, 2016. – 291 с.
17. Рыбин, Э. Готов ли ребенок к школьному обучению? [Текст] / Э. Рыбин // Дошкольное воспитание. – 2017. – №8. – С. 25-28.
18. Сергеева, О. А. Проблема психологической готовности к школьному обучению детей с ДЦП [Текст] / О. А. Сергеева, Н. В. Филиппова, Ю. Б. Барыльник // ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России, кафедра психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии. – 2016. – №4. – С. 52-59.
19. Сидорчук, Т. Современные образовательные технологии как средство активизации познавательной деятельности дошкольников с ДЦП [Текст] / Т. Сидорчук // Учитель. – 2018. – №6. – С. 27–30.
20. Стожарова, М. Ю. Актуальные проблемы формирования школьной зрелости дошкольников [Текст] / М. Ю. Стожарова // Мат. Всерос. науч.практич. конф. с междунар. участием. – Ульяновск, 2013. – С. 156-161.
21. Сунцова, А. С. Теории и технологии работы с дошкольниками с ДЦП : учебное пособие [Текст] / А. С. Сунцова. − Ижевск : Изд-во «Удмуртский университет», 2017. − 110 с.
22. Сушкова И. В. Социально-личностное развитие : анализ программ дошкольного образования [Текст] / И. В. Сушкова. – Москва : ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
23. Терентьева, Ю. В. К вопросу психологической готовности к обучению в школе старших дошкольников с ДЦП [Текст] / Ю. В. Терентьева // Мат. Всерос. науч.практич. конф. с междунар. участием. – Ульяновск, 2013. – С. 102-106.
24. Тыщенко, М. К. Мотивационная готовность старшего дошкольника с ДЦП к обучению в школе [Текст] / М. К. Тыщенко // Дефектология. – 2017. – №2. – С. 63-69.
25. Ульянова, У. Формирование общей способности к учению у шестилетних детей с ДЦП [Текст] / У. Ульянова // Дефектология. – 2016. – №3. – С. 53-57.
26. ФГОС ДО. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]. – Москва : Просвещение, 2016. – 16 с.
27. Шаповалова, Л. М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста с ДЦП [Текст] / Л. М. Шаповалова. – Москва : Эксмо, 2016. – 458 с.
28. Эльконин, Д. Б. Детский возраст [Текст] / Д. Б. Эльконин. – Москва : Академия, 2016. – 554 с.
29. Юнгман, И. В. Проблема готовности детей дошкольного возраста с ДЦП к обучению в школе [Текст] / И. В. Юнгман // Актуальные задачи педагогики : материалы VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). – Чита : Издательство Молодой ученый, 2017. – С. 58-65.
30. Ягловская, Е. К. Преемственность детского сада и начальной школы : психолого-педагогическая диагностика [Текст] / Е. К. Ягловская, И. А. Бурлакова. – Москва : МГППУ, 2018 – 32 с.