Введение 3
Глава I. Теоретические обоснования моделирования языковой картины
мира
1.1 Основные направления в исследовании языковой картины мира... 6
1.2 Понятие британской языковой картины мира 10
1.3 Концепт «профессия» как составляющая британской языковой
картины мира 15
Выводы по I главе 20
Глава II. Интерпретация лексики, относящейся к необычным профессиям в британской языковой картины мира
2.1 Классификация названий британских профессий 22
2.2 Лингвокультурное описание названий профессий, относящихся к
викторианской эпохе 26
2.3 Лингвокультурный анализ названий профессий современной
Британии 30
Выводы по II главе 35
Заключение 37
Список литературы 38
Приложение
Язык является величайшим творением разума человека, представляя собой многогранные и неповторимые, сложные смысловые отношения языковых единиц между собой, создавая единицы новые, более крупные - такова структура языка. Любая человеческая деятельность неизменно связана с мыслительными процессами, которые воплощаются в языковую форму через те или иные понятия. Отличительной чертой XXI века принято считать новый уровень межчеловеческого общения. Это связано с высокой культурой человеческого сознания, описанием общей социокультурной составляющей. Язык и культура находятся во взаимодействии. Язык способен отражать культурно-национальную ментальность его носителей.
Актуальность исследования обуславливается тем, что на территории РФ многие школы заинтересованы в высоком уровне знания учащимися иностранного языка, способности учащихся к межкультурной коммуникации, для чего необходимо формирование лингвокультурной компетенции. Актуальной остается проблема отбора материала для организации лингвокультурной исследовательской деятельности на основе интерпретации лексики относящейся к необычным профессиям в британской культуре.
Методологической базой исследования являются труды Б.А. Серебренникова, Ю.Д. Апресян, А.А. Уфимцевой, Гумбольдта, О.А. Корниловой, М.К. Поповой, Е.М. Верещагина, В.Г. Костомарова, Е.И. Головановой, С.Г. Тер-Минасовой, Р. Ладо, и Дэвида Бойла.
Проблема исследования: формирование лингвокультурной компетентности школьников в изучении британской языковой картины мира, на основе интерпретации лексики относящейся к необычным профессиям в британской культуре.
Объект исследования: лексические единицы, обозначающие профессии в британской языковой картине мира.
Предмет исследования: лексические единицы, относящиеся к необычным профессиям в британской языковой картине мира.
Цель исследования: изучение необычных профессий в британской культуре.
Задачи исследования:
1) изучение британской языковой картины мира;
2) исследование концепта «профессия» как составляющей британской языковой картины мира;
3) лингвокультурный анализ названий профессий современной Британии и профессий, относящихся к викторианской эпохе. Для решения задач был применен комплекс методов:
1) статистический метод;
2) описательный метод;
3) лингвистическая интерпретация;
4) лингвокультурологический анализ;
5) инфоурок на тему: «Unusual professions In Britain».
Теоретическая значимость состоит в том, что материал данного
исследования вносит вклад в разработку эффективных форм организации лингвокультурной исследовательской деятельности обучающихся.
Практическая значимость работы определяется тем, что её результаты могут быть использованы для разработки теоретических курсов и спецкурсов по лексикологии, лингвокультурологии и межкультурной коммуникации.
Этапы исследования:
I этап (сентябрь-ноябрь 2018 г.) - постановочный: изучение основные направлений в исследовании языковой картины мира; составление списка литературы по теме исследования; разработка структуры работы.
II этап (декабрь-январь 2018-2019 г.) - исследовательский: изучение понятия британской языковой картины мира, концепта «профессия» как составляющей британской языковой картины мира, написание первой главы исследования и выводов по ней.
III этап (февраль-май 2019 г.) - теоретико-интерпретационный: лингвокультурный анализ названий профессий современной Британии и профессий, относящихся к викторианской эпохе; обобщение и систематизация полученных данных; написание второй главы исследования и выводов по ним.
Апробация основных результатов ВКР выполнялась на практических занятиях по лингвострановедению.
Структура работы: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы, приложение.
Концепт «профессия» играет значительную роль в формировании национальной картины мира и ментальности народа. Так как профессиональная деятельность человека сопровождает человека почти на всех этапах его развития, наименования лиц по профессиям занимает значительное место в жизни, и, следовательно, в лексике каждого языка. При создании номинаций для новых британских профессий активное участие принимает словообразование: бургеролог, блоггер. При этом важно подчеркнуть, что новые профессии появляются на базе уже ранее существующих профессий. Изучив и проанализировав английскую литературу и сравнив полученные данные, мы сделали вывод, что концепт «Profession» представляет собой одну из важнейших единиц национальной языковой картины мира и ментальности, так как концентрирует в себе результаты мышления всего народа в образно-оценочном и ценностно-ориентированном представлении. Приведенные примеры классификаций различных профессий являются еще одним доказательством, подтверждающим данный вывод. На данный момент невозможно предсказать, как активно будут появляться новые профессии в Британии, и насколько сильно будет изменяться в связи с этим общая классификация профессий. Но при этом процесс невозможно остановить, так как многие существующие профессии перестают отвечать запросам современной Британии и требуют определенных видоизменений. Стоит отметить, что в настоящее время профессии в Британии - это огромный круг, который охватывает все сферы человеческой жизнедеятельности англичан.
1. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека, 2-е изд., испр. — М.: Языки русской культуры, 1999. — I-XV, 896 с.
2. Алефиренко Н. Ф. Лингво-когнитивное моделирование картины мира // Картина мира: язык, литература, культура: сб. науч. ст. - Бийск: РИО БПГУ им. В. М. Шукшина, 2006. - Вып. 2. - С. 102-107.
3. Андреев А. Мир Тропы: очерки русской этнопсихологии. - Иваново: Роща Академии, 2009. - 3-е изд. - 376 с.
4. Апресян Ю. Д. Избранные труды. Т. 2. Интегральное описание языка и системная лексикография. - М.: Языки русской культуры, 1995. - 767 с.
5. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. - М.: Индрик, 2005. — 1038 с.
6. Гришаева Л.И., Попова М.К. Картина мира как проблема гуманитарных наук // Картина мира и способы ее репрезентации: сборник научных докладов. - Воронеж: Воронежский государственный университет, 2003. - 528 с.
7. Гумбольдт В. фон. О различии строения человеческих языков и их влияние на духовное развитие человечества // Избранные труды. - М.: Издательская группа «Прогресс», 2000. - 433 с.
8. Голованова Е.И. Категория профессионального деятеля:
Формирование. Развитие. Статус в языке. - М.: Элпис, 2008. - 2-е изд., испр. и доп. - 304 с.
9. Лондон Дж. Собрание сочинений: в 13 т. / сост.: Г.П. Злобин,
С.С. Иванько; худож. П. Пинкисевич. - Москва: Правда, 1976. — Т. 5. — 432 с.
10. Диттрич Т. Повседневная жизнь викторианской Англии. - М,
2007. — 424 с. с илл.
11. Дэвид Бойл «Путеводитель по англичанам» // Издание на русском языке, оформление. ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус», 2016. - 434 с.
12. И. С. Тургенев. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. Т. 3. М.: "Наука", 1979. - 678 с.
13. Кубрякова Е.С. Роль словообразования в формировании языковой картины мира // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира / отв. ред. Б.А. Серебренников. - М.: Наука, 1988. - С. 141-172.
14. Курт Воннегут. Малый не промах = Deadeye dick. — М.: АСТ МОСКВА, 2010. — 252 с.
15. Корнилов О.А. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов. - М.:ЧеРо,2003. - Изд-е 2-е, испр. и доп. - 349 с.
16. Ладо Р. Лингвистика поверх границ культур // Новое в зарубежной лингвистике Контрастивная лингвистика. - М.: Прогресс, 1989. - Вып. XXV. - С. 32-62.
17. Михаил Булгаков: Собачье сердце. Повести, рассказы - М.:Вече,
2017. - 528 с. Подробнее: https://www.labirint.ru/books/567119/ (дата
обращения: 22.05.18).
18. Моисеев Н.Н. Универсум. Информация. Общество. - М.: Устойчивый мир, 2001. - 378 с.
19. Орсон Скотт Кард. Искупление Христофора Колумба - Изд: "ТЕРРА" М., 1999, 476 с.
20. Павловская Анна «5 O'clock и другие традиции Англии» - М., 2014. - 447 с.
21. Ракитина С.В. Научный текст: когнитивно-дискурсивные
аспекты: монография. - Волгоград: Перемена, 2006. - 278 с.
22. Серебренников Б.А. Как происходит отражение картины мира в языке? // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. - М.: Наука, 1988. - С. 87-107.
23. Степин В.С. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации / В. С. Степин, Л. Ф. Кузнецова. - М.: Проспект, 1994. - 274 с.
24. Толстой Л.Н. «Хаджи Мурат»: Неизданные тексты / Публ. и [вступ. ст.] А. Сергеенко // Л. Н. Толстой / АН СССР. Ин-т рус. Лит. (Пушкин. Дом). — М.: Изд-во АН СССР, 1939. — Кн. I. — С. 517— (Лит. наследство; Т. 35/36).
25. Уфимцева А.А. Роль лексики в познании человеком действительности и в формировании языковой картины мира // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира / отв. ред. Б.А. Серебренников. - М.: Наука, 1988. - С. 108-140.
26. Johansson, Eva. Rob Roy: The Miscellaneous Novel : pdf. — The Edinburgh Sir Walter Scott Club, 2005. — С. 3.
27. John Holland «Concerning the Emergence of Tag-Mediated Lookahead in Classifier Systems» - Physica D: Nonlinear Phenomena, Volume 42, Issue 1-3, p. 188-201.
28. Интернет-ресурс: Lovans «Самые необычные профессии в мире», Dream job: the most interesting and unusual professions in the world - М., 2017 - URL: https://yvision.kz/post/756988 (дата обращения: 10.04.19).
29. Интернет-ресурс: Емельяненко Ю. «10 необычных профессий Викторианской эпохи» - URL: https://theuk.one/top- 10-neobvchnyx-professii- viktorianskoj-epoxi/ (дата обращения: 12.03.18).
30. Интернет-ресурс: Oxford dictionaries - URL:
http://blog.oxforddictionaries.com/2010/11/word-of-the-vear-big-societv/ (дата обращения: 17.05.18).
31. Интернет-ресурс: Козлова Л.Я. Формирование языковой картины мира англичан - URL: https://cvberleninka.ru/article/v/formirovanie-vazykovov- kartiny-mira-anglichan (дата обращения: 2.03.19).
32. Интернет-ресурс: Анохина С.З. Восприятие языковой картины мира в русском и английском менталитетах - URL: https://research-
j oumal .org/languages/vosprivatie-vazykovoi -kartiny-mira-v-russkom-i- anglij skom-mentalitetax/ (дата обращения: 7.04.19).
33. Интернет-ресурс: Оганова А.А. Концепт профессия в испанском
и русском языковом сознании - URL:
http://pglu.ru/upload/iblock/7b2/disser oganova new.pdf (дата обращения: 16.04.18).
34. Интернет-ресурс: Oxford dictionaries - URL:
https://dictionary.cambridge.org/ru/ (дата обращения: 12.05.19).
35. Интернет-ресурс: Возовикова Ю.Г. Самые необычные профессии по-английски - URL:http://czn-kaliningrad.ru/index.html p=970.html (дата обращения: 17.05.19).