Введение 3
Глава I. Теоретические основы применения проектной методики как средства формирования коммуникативных навыков 7
1.1. Формирование коммуникативных навыков как психолого-методическая проблема 7
1.2. Применение проектной методики как средства формирования
коммуникативных навыков 12
1.3. Коллаж как методический прием систематизации информации 16
Выводы по Главе 1 23
Глава II. Дидактические условия применения проектной методики на
тему «American teenagers vs. Russian teenagers» в 10-ом классе на уроках английского языка 25
2.1. Подготовительный этап работы над проектом по теме «American
teenagers vs. Russian teenagers» 25
2.2. Практический этап работы над проектом по теме «American teenagers
vs. Russian teenagers» 28
2.3. Заключительный этап работы над проектом по теме «American
teenagers vs. Russian teenagers» 39
Выводы по Главе II 44
Заключение 46
Список использованной литературы 49
Приложение 1 53
Приложение 2,
В связи с динамичным развитием общества люди все больше заинтересованы изучать английский язык. Поэтому очень важно способствовать развитию желания изучать иностранные языки со школьного возраста. Перед школами стоит задача сделать изучение иностранного языка, в частности английского языка, доступным, качественным и эффективным для всех обучающихся. Одним из главных условий реализации поставленной задачи является введение Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Сегодня от обучающихся требуется не только наличие определенного знания, но и умение его использовать в практической деятельности, умение самостоятельно добывать знания и планировать свои действия, принимать верные решения в ходе практической деятельности, сотрудничать с одноклассниками и учителями. Повышение инициативности, креативности и ответственности обучающихся способствует эффективной учебной деятельности и приобретению мотивации к учению, развитию коммуникативных навыков. Внедрение в процесс обучения проектной методики поможет реализовать вышеперечисленные навыки. Проектная методика, в рамках Федерального государственного образовательного стандарта, предполагает посторенние учебного процесса на основе деятельности обучающихся, создает равные возможности для их личностного роста, влияет на мотивационную сферу, повышая интерес, как к процессу учебной деятельности, так и к ее результату. Таким образом, актуальность данного исследования состоит в том, чтобы создать условия для самостоятельного развития учащегося на уроках английского языка, иными словами организовать системно-деятельностный подход, который может реализоваться с использованием проектной методики.
Противоречие: между необходимостью развития коммуникационных навыков на уроках английского языка и тем, что традиционные средства, методы не позволяют осуществить развитие коммуникативных навыков в необходимой мере.
Проблема исследования заключается в раскрытии дидактических возможностей проектной методики как средства формирования коммуникативных навыков на уроках иностранного языка.
На основе актуальности проблемы исследования и выявленного противоречия была сформулирована тема исследования: «Использование метода проектов в формировании коммуникативных навыков на уроках английского языка».
Объектом исследования является процесс формирования коммуникативных навыков.
Предметом исследования является проектная методика как средство формирования коммуникативных навыков.
Цель исследования: обоснование дидактических условий применения проектной методики как средства формирования коммуникативных навыков на уроках иностранного языка.
Гипотеза исследования:
Развитие коммуникативных навыков при помощи проектной методики будет эффективным, если:
1) процесс выполнения проектной методики построен на самостоятельной познавательной деятельности обучающихся;
2) выполнение проекта основано на коммуникативной деятельности обучающихся;
3) проектная работа основана на принципе поэтапности.
Задачи исследования:
1) исследовать проблему формирования коммуникативных навыков в теории и практике обучения английскому языку;
2) исследовать дидактические возможности проектной методики как средства формирования коммуникативных навыков;
3) обосновать дидактические условия применения проектной методики как средства формирования коммуникативных навыков в процессе изучения темы «American teenagers vs. Russian teenagers» в 10-ом классе.
Методологическую основу исследования составили труды В.А. Лабунской, 3.И. Ходжава в области психологии; В^. Килпатрик, Н.Г. Чернышевской, А.С. Сиденко в области педагогики, Б.Н. Головина, С.И. Ожегова в области лингвистики; С.С. Аверинцевой в области философии.
Научная новизна исследования заключается в использовании метода проектов в формировании коммуникативных навыков обучающихся на уроках английского языка на основе приема коллажирования.
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании дидактических условий развития коммуникативных навыков с помощью проектной методики.
Практическая значимость исследования включает в себя возможность использовать полученные результаты исследования на практике для развития у обучающихся коммуникативных навыков на уроках английского языка.
Этапы исследования:
На первом этапе (февраль 2019 г.) проходило обсуждение темы, изучалась литература по теме исследования. Были определены объект, предмет, цель, задачи и гипотеза исследования.
На втором этапе (март 2019 г.) была организована работа с учениками 10 класса. В качестве эксперимента проводилась проектная методика с использованием приема коллажирования на уроках английского языка по теме «American teenagers vs. Russian teenagers». В данной работе были зафиксированы процесс и результаты методики.
На третьем этапе (апрель - май 2019 г.) проведенный проект был проанализирован, после его завершения были составлены рекомендации использования проектной методики. Подводились итоги по результатам данного исследования.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов к главам, заключения, списка литературы, приложения 1, приложения 2, приложения 3.
Проблема коммуникации среди молодого поколения является одной из значимых проблем. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов. Поэтому формировать коммуникационную направленность необходимо со школьного возраста. Научить школьника психологически верно и ситуативно-обусловленно вступать в общение является непростой задачей, поскольку коммуникация - это сложный многоплановый процесс.
Современные школы заинтересованы развить у обучающихся коммуникативные навыки, связанные не только с родным языком, но также связанные и с английским языком. В обучении востребованы методы, которые не просто формируют умения, но и компетенции, то есть такие умения, которые связаны с практической деятельностью. Сочетая в себе как теоретические, так и практические знания, проектная методика воплощает в себе наиболее эффективные способы обучения.
В рамках Федерального государственного образовательного стандарта проектная деятельность расценивается как применение ранее заученных правил на практике. Проектная деятельность осуществляется с учетом использования других методов, таких как поисковый, исследовательский, проблемный.
Использование проектной методики на уроках будет эффективным средством только в том случае, если:
1) процесс выполнения проектной методики построен на самостоятельной познавательной деятельности обучающихся;
2) выполнение проекта основано на коммуникативной деятельности обучающихся;
3) проектная работа основана на принципе поэтапности.
Нами была использована проектная методика в 10-ом классе на уроке английского языка в рамках темы «Teenagers». Проект осуществлялся с помощью приема коллажировния. Для реализации проекта выделились этапы работы по составлению коллажа. Основной задачей стало развитие коммуникативных компетенций обучающихся.
В проектной работе, учитывались ее основные принципы:
1) проблемность;
2) деятельность;
3) коммуникация.
Деятельностный принцип осуществлялся в процессе подготовки необходимых материалов для создания коллажа, и последующей их систематизации. Также деятельностный подход затрагивал этап защиты проектных разработок. Можно заметить, что во время всей деятельности, на всех этапах проходило развитие коммуникативных навыков обучающихся. Участники взаимодействовали друг с другом, используя и закрепляя речевые обороты и конструкции, пройденные ранее на уроках английского языка. В завершении проектной работы можно было наблюдать, что обучающиеся свободно владеют лексикой по теме «Teenagers». Это являлось свидетельством успешной реализации проектной методики с использованием приема коллажирования на уроке английского языка.
По итогам проектов была достигнута цель работы. В связи с этим, мы разработали рекомендации, способствующие результативному осуществлению проектной методики в учебной деятельности. Рекомендации затрагивали следующие аспекты:
1) наличие теоретической базы знаний у учителя для логического построения деятельности над проектом. Умелое использование проекторной методики на уроках - свидетельство о профессионализме учителя и о его прогрессивных методах обучения;
2) организация самостоятельной деятельности обучающихся, которая позволяет без помощи координатора решать познавательные и практические задачи;
3) развитие умений работать с информацией, творческих способностей, внутренней мотивации;
4) развитие коммуникативных навыков, опираясь на прием коллажирования, который способствует расширению лексического запаса и развитию коммуникативных навыков;
5) соблюдение поэтапности в процессе разработки проекта, знание различных видов и типов коллажа. Блок ассоциограмма - один из универсальных видов составления коллажа.
Вышеперечисленные рекомендации помогут правильно реализовать проектную деятельность обучающихся и развить их коммуникативные навыки. Следуя предложенным условиям, повысится уровень знаний и в культурно-страноведческом развитии у обучающихся.
1) Аверинцева С. С. Философский энциклопедический словарь / Под ред.. - 2-е изд. - М. : Сов. энциклопедия, 1989. - 814 с
2) Головин Б.Н. Основы культуры речи.— М., 1988. [Электронный
ресурс] - URL: Шр://’^^^вокабула.рф/справочники/современный-
образовательный-процесс/коммуникация (дата обращения: 03.04.2018).
3) Грачева Н.П. О комплексном использовании средств наглядности в овладении грамматической стороной устной речи // Иностранные языки в школе. — 1991. — №1. — С. 26-30.
4) Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы: Учеб. пособие для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. — Минск: изд-во БГУ, 1981.
5) Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка. [Электронный ресурс] - URL: https://www.efremova.info/search/?cx=partner- pub-9930840937960329%3A6051420664&cof=FORID%3A10&ie=UTF- 8&q=коллаж (дата обращения: 13.04.2018)
6) Килпатрик В. X., Метод проектов, Л., 1925; Катаров Е. Г., Метод проектов в трудовой школе, Л., 1926 (библ. «Краткий обзор рус. литературы о методе проектов»). [Электронный ресурс] - URL: http://www.вокабула.рф//российская-педагогическая энциклопедия/метод- проектов (дата обращения: 19.04.2018)
7) Ковачев С.С. Метод коллажа как технология и средство формирования творческих способностей будущих учителей. [Электронный ресурс] - URL: http://sci-article.ru/stat.php?i=1427442967 (дата обращения:
25.04.2018) .
8) Колкова М.К. Обучение иностранным языкам. - СПб: КАРО, 2003. - 320 с. - (Материалы для специалиста образовательного учреждения). — С. 269-285.
9) Красильников В.С., Чайников Т.Н. Лингвострановедческий подход в определении содержания обучения английскому языку дошкольников и младших школьников (использование приема коллажирования) // Иностранные языки в школе. — 1993. — №1. — С. 11-18.
10) Лабунская В.А. Психология затрудненного общения: теория, методы, диагностика, коррекция / В.А. Лабунская, Ю.А. Менджерицкая, Е.Д. Бреус - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 288 с.
11) Лаврова А.А. Проектная методика как средство формирования коммуникативных умений у обучающихся на уроках английского языка в начальной школе. [Электронный ресурс] - URL: https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00403068_0.html (дата обращения:
9.04.2018) .
12) Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. — М.: Просвещение, 1964.
13) Нефедова М.А. Коллаж и коллажирование в учебном процессе // Иносранные языки в школе. — 1993. — № 2. — С. 5-8.
14) Ожегов С.И. Словарь русского языка / Н.Ю. Шведова. - М.: Азбуковник, 1999 - 944 с.
15) Панфилова Е.А. Коллаж как творческий метод в истории художественной педагогики. [Электронный ресурс] - URL: https://docviewer.yandex.ru/view (дата обращения: 17.04.2018).
16) Сиденко, А. С. Метод проектов: история и практика применения / А. С. Сиденко // Завуч. - 2003 - № 6 - С. 15 - 23
17) Ходжава 3. И. Проблема навыка в психологии. - 1960.
[Электронный ресурс] - URL:
http://www.вокабула.рф/справочники/современный-образовательный- процесс/коммуникация (дата обращения: 15.02.2018).
18) Чернышевский Н.Г. Метод проектов в обучении: классификация проектов. [Электронный ресурс] - URL: https://multiurok.ru/blog/mietod- proiektov-v-obuchienii-klassifikatsiia-proiektov.html (дата обращения:
22.03.2018) .
19) Яковлева Л.Н. О некоторых приемах работы с лексическим материалом на уроках немецкого языка. По материалам международного семинара. Институт им. Гете. Мюнхен, 1990 // Иностранный языки в школе. — 1992. — № 2. — С. 59-61.
20) Использование метода проектов на уроках в начальной школе.
Электронный ресурс] - URL:
https://referat.bookap.info/work/154056/Ispolzovanie-metoda-proektov-na (дата обращения: 7.03.2018).
21) Основные типы и стили коллажей [Электронный ресурс] - URL: https://poisk-ru.ru/s24746t2.html (дата обращения: 10.03.2018).
22) Проектная деятельность. [Электронный ресурс] - URL: https://studbooks.net/1744745/pedagogika/proektnaya_deyatelnost(дата обращения: 26.02.2018).
23) Словарь педагогических терминов. [Электронный ресурс] - URL: https://ourmind.ru/tag/kommunikaciya (дата обращения: 2.02.2018).
24) Словарь синонимичных терминов. [Электронный ресурс] - URL: https://sinonim.org/s/лучше#f (дата обращения: 2.02.2018).
25) Справочник психологических терминов. [Электронный ресурс] - URL: https: //spravochnick. ru/psihologiya/psihicheskie_svoystva_lichnosti/kommu nikativnye_navyki/ (дата обращения: 16.02.2018).
26) [Электронный ресурс] - URL:
http://uhu4kids.ru/materials/kreativnye_tehniki_4/kollaj_47.html (дата обращения: 16.02.2018).
27) Communication skills essay. [Электронный ресурс] - URL: http://essay.ua-referat.com/Communication_Skills (дата обращения: 18.02.2018).
28) Livingstone C. Role play in language learning. — M.: Higher School, 1988.
29) Longman Dictionary of Contemporary English Online. [Электронный ресурс] - URL: https://www.ldoceonline.com (дата обращения: 18.02.2018) .
30) Mueller B.-D. Begriffe und Bilder. Beduetungscollagen zur Landeskunde // Zeitsprache. Deutsch. 1983. № 2.
31) Mueller B.-D. Probleme des Fremdverstehens. «Interkulturelle Kommunikation» in der Konzeption von DaF-Unterricht. Dokumentation eines Werkstattsgespraeches des Goethe-Instituts. Muenchen. 1983. S. 262-348.