Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования проектной методики в обучении иностранным языкам 6
1.1. Метод проектов как педагогическая технология 6
1.2. Специфика использования проектной методики на уроках
иностранного языка 12
1.3. Формирования универсальных учебных действий обучающихся в рамках проектно-исследовательской деятельности на уроках иностранного языка 18
Выводы по первой главе 26
Глава 2. Применение проектно-исследовательской деятельности на уроке немецкого языка как второго иностранного после английского 28
2.1. Современный урок немецкого языка в рамках реализации ФГОС
нового поколения. Второй иностранный язык в школе 28
2.2. Программа формирования исследовательских умений
обучающихся в рамках проектно-исследовательской деятельности на уроках немецкого языка как второго иностранного после английского 39
Выводы по второй главе 48
Заключение 49
Список использованной литературы 51
Приложение
На сегодняшний день ФГОС нового поколения поставил новую задачу перед школами. Данную задачу можно сформулировать следующим образом - воспитание ученика, который способен самостоятельно ставить различные цели и задачи, а также творчески подходил к их решению. Современный воспитательно-образовательный процесс направлен на воспитание конкурентоспособной личности, компетентного и востребованного специалиста на современном рынке труда. Современные обучающиеся не просто получают готовые знания, а приобретают их самостоятельно в ходе творческого и исследовательского поиска. Проектно-исследовательская деятельность на уроках немецкого языка как второго иностранного после английского способствует развитию у обучающихся креативности, творческого мышления и самостоятельности.
Современная система образования направлена на то, чтобы способствовать развитию у школьников умения учиться, способности к саморазвитию и самосовершенствованию. Данные критерии определяют качество познавательной деятельности учащихся в школе, способствует успешному становлению учебно-познавательной мотивации учащихся.
Актуальность нашего исследования заключается в том, что воспитательно-образовательный процесс в современной школе должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения учебных задач, как теоретического, так и прикладного характера. Для реализации данной цели необходимо организовать учебную деятельность, имеющую исследовательскую направленность.
Таким образом, цель данного исследования - изучение особенностей и возможностей проектно-исследовательской деятельности на уроках немецкого языка как второго иностранного после английского.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить научную литературу по данной теме;
- проанализировать специфику применения проектно-исследовательской деятельности на уроках немецкого языка как второго иностранного после английского;
- изучить особенности современного урока иностранного языка, в том числе второго иностранного языка, согласно ФГОС нового поколения;
- проанализировать различные виды УУД, которые формируются у обучающихся в рамках проектно-исследовательской деятельности на уроках иностранного языка;
- разработать программу формирования исследовательских умений у обучающихся в рамках проектно-исследовательской деятельности на уроках немецкого языка как второго иностранного после английского.
Объектом исследования является процесс обучения немецкому языку как второму иностранному языку после английского в школе.
Предметом исследования являются особенности использования проектно-исследовательской деятельности на уроках немецкого языка как второго иностранного после английского.
Методологической основой исследования являются труды известных отечественных и зарубежных учёных. Изучением специфики применения проектно-исследовательской деятельности в процессе обучения занимались следующие учёные: Т.В. Березина, Е.С. Полат, О.А. Гребенникова, В.Н. Шульгин, С.Т. Шацкий. Концепция развития УУД разработана на основе системно-деятельностного подхода, который основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, раскрывающих основные психологические закономерности процесса развивающего обучения и структуру учебной деятельности учащихся с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся.
Методы исследования: изучение литературы по теме исследования, анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования в курсе методики преподавания немецкого языка, а также в практике преподавания немецкого языка.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, теоретической главы, практической главы, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложения.
Проектно-исследовательская деятельность обучающихся на уроках немецкого языка как второго иностранного после английского является неотъемлемой частью содержания образования в соответствии с ФГОС нового поколения. Данная форма образовательного процесса позволяет сформировать у обучающихся коммуникативные, творческие, интеллектуальные, исследовательские умения и навыки, культуру общения, умение формулировать собственные мысли, терпимо относиться к мнению одноклассников, добывать и обрабатывать информацию, а также ориентироваться в информационном пространстве.
В первой части данной работы мы рассмотрели метод проектов как педагогическую технологию, специфику использования проектной методики на уроках иностранного языка, а также формирование универсальных учебных действий обучающихся в рамках проектно-исследовательской деятельности на уроках иностранного языка. Во второй части был рассмотрен современный урок немецкого языка в рамках реализации ФГОС нового поколения, особенности изучения второго иностранного языка в школах, кроме того мы предложили Программу формирования исследовательских умений обучающихся в рамках проектно-исследовательской деятельности на уроках немецкого языка как второго иностранного после английского.
В Приложении 1 содержится календарно-тематическое планирование по формированию исследовательских умений у обучающихся младшего подросткового возраста в рамках проектно-исследовательской деятельности на уроках немецкого языка как второго иностранного после английского, которое рассчитано на один учебный год. В таблице представлено короткое описание проектно-исследовательских работ, их продолжительность и формируемые УУД. Темы данных проектно-исследовательских работ на уроке немецкого языка как второго иностранного после английского разработаны в соответствии с возрастными и психологическими особенностями обучающихся младшего подросткового возраста, принципами обучения и воспитания, а также с учётом знаний английского языка как первого иностранного. Младший подростковый возраст является благоприятным периодом для формирования исследовательских умений, поскольку младшие школьники открыты к получению новых знаний, к сотрудничеству с учителем и одноклассниками, они проявляют творческую активность и любознательность. Выполняя проектную работу, обучающиеся погружаются в языковую среду, на основе которой возникает естественная потребность в общении на иностранном языке, у них развивается критическое и творческое мышление, а также умения и навыки использования современных компьютерных технологий в процессе изучения иностранного языка. Важным является формирование УУД в процессе проектно-исследовательской деятельности. УУД формируются не изолированно друг от друга, а развиваются, как целостная система. Всего в Программе содержится 11 разнообразных проектов.
Таким образом, поставленные задачи выполнены, цель исследования в рамках данной выпускной квалификационной работы достигнута.
1. Акулова О.В. Современная школа: опыт модернизации: Книга для учителя / Под общ. ред. А.П. Тряпицыной. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. - 290 с.
2. Барышников Н.В. Методика обучения второму иностранному языку в школе. - М.: Просвещение, 2003. - 159 с.
3. Бим И.Л. Концепция обучения второму иностранному языку (немецкому на базе английского): Учебное пособие. - Обнинск: Титул, 2001.- 48 с.
4. Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. - М.: Просвещение, 1988. - 255 с.
5. Воробьева Л.И. Психологическая роль и место подросткового возраста в онтогенезе // Психология современного подростка / Л.И. Воробьева, В.А. Петровский, Д.И. Фельдштейн. - М., 1987. - 160 с.
6. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. - 3-е издание. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 336 с.
7. Гез Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий, А.А. Миролюбов. - М., 2002. - 373с.
8. Гиренко И.В. Об особенностях обучения немецкому языку как второму иностранному на базе английского в технических вузах // Вестник Харьковского национального автомобильно-дорожного университета. - 2007.
- №37. - С. 21-23.
9. Громова Т.И. Критерии сформированности исследовательской деятельности // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией А.С. Обухова. - 2006. - С. 29-35.
10. Громыко Ю.В. Проектное сознание. - М., 1998. - 552 с.
11. Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2003. № 5. - С. 30-41.
12. Зимняя И. А. Ключевые социальные компетенции - новая парадигма результатов образования // Высшее образование в России. - 2003. - №5. - С. 7- 19.
13. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М., 1991. - 222 с.
14. Китайгородская Г.А. Интенсивное обучение иностранным языкам. Теория и практика. - М., 2014. - 280 с.
15. Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2004. - 96 с.
16. Корчажкина О.М. Профессиональная деятельность учителя в условиях информатизации образования. - М., 2010. - 398 с.
17. Лебедева Г.Н. Современный урок немецкого языка с применением информационных технологий. - М.: Планета, 2011. - 240 с.
18. Левитес Д.Г. Для чего существует школа: Исследования. Практика. Публицистика. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2008. - 560 с.
19. Леонтович А.В. Выполнение индивидуальных исследовательских
работ школьников: Методические рекомендации // Методическое пособие для образовательных учреждений. Приложение № 6 к журналу
«Дополнительное образование и воспитание» / А.В. Леонтович, А.С. Саввичев. - М., 2012. - 92 с.
20. Маркосян А. С. Очерк теории овладения вторым языком. - М.: УМК «Психология», - 2004. - 384 с.
21. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учеб. пособие для студ. учреждений высш. образования / Н.В. Матяш. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 160 с.
22. Муравьев Е.М. Методические указания работнику образования по исследованию учебной деятельности и познавательных процессов: справочник администрации школы по организации учебного процесса, часть 3. - М.: Педагогический поиск, 2001. - 56 с.
23. Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. - 2000. - № 7. - С. 60-99.
24. Обухов А.С. Эффективность применения проектной и
исследовательской деятельности в обучении // Школьные технологии. - 2006. - №5. - С. 15-42.
25. Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ, 2013. - 112 с.
26. Пахомова Н.Ю. Проектирование в образовании, учебное и ученическое. Проблемы и перспективы теории и практики ученического проектирования. - М.: МИОО, 2005. - 7 с.
27. Пентин А.Ю. Исследовательская и проектная деятельность: структура и цели // Школьные технологии. - 2007. - №5. - С. 50-61.
28. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб.пособие. - М.: Изд. Центр «Академия», 2002. - 272 с.
29. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для вузов / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - М.: Академия, 2010. - 364 с.
30. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. - М.: Просвещение, 2008. - 192 с.
31. Рець М.С. Современный урок иностранного языка в условиях реализации ФГОС // Молодой ученый. - 2016. - №17.1. - URL: https://moluch.ru/archive/121/33516/ (дата обращения: 05.10.2018).
32. Рогова Г.В. Методика обучения иностранному языку в средней школе. - М.: Просвещение, 1991. - 287 с.
33. Селевко Г.К. Компетентности и их классификация // Народное образование. - 2004. - № 4. - С. 138-144.
34. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей. - М.: Просвещение, 2002. - 239 с.
35. Терентьева С.Т. Новые образовательные стандарты как инструмент развития образования // Вестник образования. - 2013. - №11. - С. 20-35.
36. ФГОС ООО [Электронный ресурс]. URL: http://xn--
80abucjiibhv9a.xn--p 1 а1/документы/938 (дата обращения: 05.10.18).
37. Фельдхюс А. Немецкий плюс английский для российских учащихся. -
М.: Goethe-Institut, 2010. - 46 с.
38. Цыренова М.Г. Организация проектно-исследовательской деятельности школьников и студентов. Пособие для учителей / М.Г. Цыренова, Н.И. Голавская. - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2011. - 46 с.
39. Чудов В.Л. Проектно-исследовательская деятельность школьников // Народное образование. - 2005. - №1. - С. 133- 139.
40. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 86-121.
41. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание. - М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. - 222 c.
42. Яновицкая Е.В. Как учить и учиться на уроке. Альбом-справочник. - СПб.: Школьная лига, Издательство «Лема», 2012. - 160 с.
43. Horizonte 5. Немецкий язык 5 класс (Горизонты) / М.М. Аверин, Ф. Джин, Л. Рорман, М. Збранкова. - М.: «Просвещение», Comelsen, 2011. - 104 с.