Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Работа №37759

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы60
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
804
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 7
1.1. Патриотическое воспитание в содержании программных
документов начального образования 7
1.2. Психолого-педагогические особенности изучения окружающего
мира в младшем школьном возрасте 15
1.3. Изучение окружающего мира как средство патриотического
воспитания младших школьников 22
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 31
2.1. Организация исследования. Методики исследования. Исходный
уровень патриотического воспитания младших школьников 31
2.2. Описание работы по патриотическому воспитанию младших
школьников в процессе изучения окружающего мира 39
2.3. Анализ уровня патриотического воспитания младших
школьников 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 57



Актуальность темы исследования. Проблема патриотического воспитания учащихся младшего школьного возраста является сегодня одной из наиболее актуальных в связи с тем, что последние десятилетия в истории нашей страны насыщены множеством сложных, противоречивых событий. Происходящие изменения не только формируют общественное сознания, оказывая влияние на мировоззрение людей, но и накладывают отпечаток на систему образования на территории нашей страны - сегодня для работников образовательных организаций особенно значимым является вопрос об отборе содержания знаний, которые могли бы поспособствовать воспитанию у детей любви к Родине.
Вместе с тем, общепризнанным является положение о том, что патриотические чувства возникают из социального опыта, воплощенного в продуктах материальной и духовной культуры, ознакомление с которыми происходит в процессе изучения младшими школьниками окружающего мира. Поэтому естественным требованием к процессу воспитания патриотизма у младших школьников является включение в него культурно-исторического, духовно-нравственного опыта, накопленного предшествующими поколениями, ознакомление с историей и природой родного края, памятными местами и историческими персонажами.
Таким образом, актуальность изучения проблемы патриотического воспитания младших школьников в процессе изучения окружающего мира обусловлена современной социальной действительностью в соответствии с требованиями, предъявляемыми к результатам образовательно-воспитательного процесса содержанием ФГОС начального образования,
направленного на формирование личности ребенка, обладающего высоким уровнем патриотизма и гражданственности.
Объект исследования - патриотическое воспитание учащихся начальных классов.
Предмет исследования - особенности формирования патриотического воспитание младших школьников в процессе изучения окружающего мира.
Цель исследования - изучить процесс патриотического воспитания младших школьников в процессе изучения окружающего мира.
Задачи исследования:
- определить место патриотического воспитания в содержании программных документов начального образования;
- выявить психолого-педагогические особенности изучения окружающего мира в младшем школьном возрасте;
- проанализировать изучение окружающего мира как средства патриотического воспитания младших школьников;
- провести эмпирическое исследование патриотического воспитания младших школьников в процессе изучения окружающего мира.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что изучение окружающего мира способствует повышению уровня патриотического воспитания младших школьников при использовании следующих основных форм и методов работы:
- проектная деятельность учащихся начальных классов;
- исследовательские работы младших школьников;
- игровые методы;
Теоретико-методологическая база исследования. Проблема патриотического воспитания младших школьников в процессе изучения окружающего мира является в настоящее время объектом пристального изучения со стороны современных отечественных авторов, исследующих разнообразные аспекты данной проблематики. В частности, вопросы содержания, целей и задач патриотического воспитания в начальной школе отражены в работах таких авторов как С.Н. Адаменко [1], Л.Н. Буйлова [6], Н.А. Бухарбаева [7], Г.М. Воронина [8], Н.А. Кнор [17], Г.Р. Мамбетова [22], Т.К. Меркулова [24], Г.А. Павликова [30], И.Д. Сульженско [35], С.Н. Тарасова [36], Т.А. Трифонова [39], Г.М. Хафизова [41], И.Н. Чумакова [42], С.Н. Ященко [44] и других.
Особенности изучения окружающего мира в младшем школьном возрасте рассматриваются такими учеными как О.В. Алексеева [2], Д.Ю. Добротин [13], А.В. Миронов [25] и другими.
Возможности патриотического воспитания в процессе изучения окружающего мира раскрываются такими авторами как Т.В. Козлова [19], С.В. Лачина [21], Т.В. Петрова [31], С.И. Смолонский [34], С.Н. Тимофеева [38], В.М. Шейн [43] и другими учеными.
В целом, можно говорить о том, что проблема патриотического воспитания младших школьников в процессе изучения окружающего мира является хорошо разработанной в современной научной литературе, однако в работах отечественных авторов не достаточно глубоко проработаны вопросы организации практической деятельности педагога на уроках по курсу «Окружающий мир», способствующей воспитанию у учащихся начальной школы патриотизма и гражданственности.
В процессе исследования были использованы следующие методы:
- теоретические - анализ психолого-педагогической литературы по проблеме патриотического воспитания младших школьников в процессе изучения окружающего мира, обобщение и систематизация данных современных научных исследований;
- эмпирические - педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный), диагностические методики, беседа с младшими школьниками, описание, измерение;
- математические методы обработки результатов диагностики уровня патриотического воспитания младших школьников.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем производится обобщение и систематизация современных научных подходов к организации патриотического воспитания учащихся начальных классов в процессе изучения окружающего мира, на основе которых разрабатывается образовательно-воспитательная программа работы с младшими школьниками соответствующей направленности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем приводятся результаты успешной апробации программы работы по патриотическому воспитанию младших школьников в процессе изучения окружающего мира. Содержание программы может быть использовано педагогами системы начального образования в процессе осуществления профессиональной деятельности.
Эмпирической базой исследования стала МБОУ СОШ № 29 г. Нижнекамск. Выборку исследования составили 60 детей младшего школьного возраста.
Структура работы обусловлена поставленными задачами и включает введение, две главы по три параграфа каждая, заключение, список использованной литературы, а также приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование было направлено на то, чтобы произвести теоретическое и эмпирическое изучение проблемы патриотического воспитания младших школьников в процессе изучения окружающего мира.
В ходе работы было определено место патриотического воспитания в содержании программных документов начального образования; выявлены психолого-педагогические особенности изучения окружающего мира в младшем школьном возрасте; произведено изучение окружающего мира как средства патриотического воспитания младших школьников; проведено эмпирическое исследование патриотического воспитания младших школьников в процессе изучения окружающего мира.
По результатам исследования могут быть сделаны следующие выводы:
1. Изучение младшими школьниками окружающего мира является эффективным средством патриотического воспитания, так как оно способствует формированию нравственных и патриотических идеалов учащихся начальной школы на примерах положительных персонажей исторического прошлого нашей страны. Изучение окружающего мира создает условия для воспитания у младших школьников любви к Родине, к своему Отечеству в процессе ознакомления с историческим прошлым их семей, с родным краем.
2. Работа по патриотическому воспитанию в процессе изучения Окружающего мира имела в качестве своей цели создание условий для развития когнитивного, эмоционально-ценностного и деятельностного компонентов патриотического воспитания учащихся. Работа была основана на соблюдении принципов адресного подхода; универсальности основных направлений патриотического воспитания младших школьников в процессе изучения окружающего мира; учета региональных условий в формировании патриотических идей и ценностей.
3. По итогам проведенной работы результаты по всем компонентам патриотического воспитания не изменились, а в экспериментальной по всем из них произошли значительные улучшения. Среди учащихся, развитие компонентов патриотического воспитания которых происходило в процессе изучения Окружающего мира, повысился уровень деятельностного, эмоционально-ценностного и деятельностного компонентов патриотического воспитания. Это позволяет судить о высокой эффективности изучения Окружающего мира как средства патриотического воспитания младших школьников.
Таким образом, задачи исследования были решены, а цель исследования - достигнута, а гипотеза эмпирического исследования нашла свое подтверждение.



1. Адаменко С.Н. Воспитываем патриотов России // Народное образование. - 2015. - №4. - С. 23.
2. Алексеева О.В., Арасланова А.А. Окружающий мир. Особенности
изучения предмета в начальной школе. - М.: Академия обществознания, 2017. - 144 с.
3. Бахтин Ю.К. Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности // Молодой ученый. - 2014. - №10. - С. 349 - 352.
4. Богомолова М.И., Захарова Л.М. Межнациональное воспитание. - М.: ФЛИНТА, 2015. - 176 с.
5. Борисова Т.А. Социализация младшего школьника // Современное начальное образование: традиции и инновации. - 2018. - С. 34 - 39.
6. Буйлова Л.Н. Актуальные проблемы активизации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей // Молодой учёный. - 2015. - № 5. - С. 405 - 412.
7. Бухарбаева Н.А. Методы и формы патриотического воспитания младших школьников в образовательном процессе // Современные проблемы развития науки. - 2017. - С. 90 - 94.
8. Воронина Г.М. Патриотическое воспитание младших школьников как одно из приоритетных направлений воспитания учащихся // Альманах мировой науки. - 2017. - № 3-2. - С. 48 - 49.
9. Гонышева О.В. Патриотическое воспитание младших школьников в учебной деятельности // Междисциплинарность науки как фактор инновационного развития. - 2018. - С. 22 - 23.
10. Григорьева Л.И., Юмшанова А.Ж. Патриотическое воспитание младших школьников на занятиях краеведческого кружка // Современные исследования социальных проблем. - 2018. - № 3-2. - С. 36 - 42.
11. Гризик Т.И. Узнаю мир. Развивающая книга для детей 6 - 8 лет. - М.: Просвещение, 2017. - 48 с.
12. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2014. - 69с.
13. Добротин Д.Ю. Формирование методов научного познания на уроках окружающего мира // Начальная школа. -2016. - № 1. - С. 32 - 37.
14. Зимина М.Д., Сурков М.Г., Жесткова Е.А. Художественная литература как средство воспитания патриотических чувств у младших школьников // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 1. - С. 42 - 46.
15. Казачкова С.П., Умнова М.С. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности. - М.: Планета, 2014. - 230 с.
16. Камалова Л.А., Закирова В.Г. Социализация младшего школьника как педагогическая проблема // Инновационное развитие современной науки. - 22015. - Ч. 1. - С. 136 - 139.
17. Кнор Н.А. К вопросу патриотического воспитания младших школьников // Детство, открытое миру. - 2017. - Ч. 1. - С. 17 - 20.
18. Ковалева В.А., Дуда И.В. Социальное проектирование как технология развития патриотического воспитания младшего школьника // Международный научный вестник. - 2018. - № 2. - С. 69.
19. Козлова Т.В. Патриотическое воспитание младших школьников на основе усвоения знаний о своей родине и родном крае // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. - 2014. - № 6. С. 88 - 93.
20. Ларина Т.В. Патриотическое воспитание младших школьников через реализацию содержания на основе регионального компонента // Вестник научных конференций. - 2018. - № 8-2. - С. 62 - 67.
21. Лачина С.В. Использование метода проектов в гражданско - патриотическом воспитании младших школьников // Непрерывное образование как стратегия развития профессиональной карьеры: традиции и инновации. - 2017. - С. 44 - 50.
22. Мамбетова Г.Р. Патриотическое воспитание младших школьников // Аллея науки. - 2018. - № 4. - С. 441 - 443.
23. Мардиросова Г.Б., Абломова О.А. Особенности патриотического воспитания младших школьников // Организация работы по патриотическому воспитанию в образовательных организациях высшего образования. - 2017. - Ч. 1. - С. 164 - 166.
24. Меркулова Т.К. Нравственно-патриотическое воспитание младших школьников // Начальная школа. - 2018. - № 4. - С. 24 - 28.
25. Миронов А.В. Использование элементов развивающей системы Д.Б. Эльконина - В. В. Давыдова при изучении курса «Окружающий мир» //Начальная школа. - 2014. - № 11. - С. 18 - 22.
26. Митина Г.В. Персонифицированная модель подготовки педагогов к сопровождению социализации младших школьников // В мире научных открытий. - 2014. - № 11-7. - С. 2507 - 2521.
27. Митрюкова С.А. Развитие патриотических представлений детей младшего школьного возраста // Концепт. - 2017. - № 3-2. - С. 56 - 59.
28. Мусаканова М.М. Значение нравственно-патриотических мотивов в воспитании младших школьников // Социальный менеджмент: проблемы, модели, перспективы. - 2018. - С. 50 - 52.
29. Носова Е.П. Патриотическое воспитание в начальной школе // Вестник АГУ. - 2016. - № 4. - С. 56 - 61.
30. Павликова Г.А. Патриотическое воспитание младших школьников средствами культурно-досуговой работы // Научный вестник Гуманитарно-социального института. - 2018. - № 7. - С. 3.
31. Петрова Т.В. Содержание курса «Окружающий мир» как средство патриотического воспитания младших школьников // Современные проблемы психологии и педагогики. - 2018. - С. 104 - 106.
32. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы. - М.: Просвещение, 2016. - 220 с
33. Семенова Г.Н. Воспитание экологической культуры младшего школьника как части общей культуры личности // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. - 2014. - № 1. - С. 76 - 80.
34. Смолонский С.И. Педагогические условия формирования ценностного отношения к социальной действительности у младших школьников // Вестник Костромского государственного университета. - 2015. - № 21. - С. 202 - 204.
35. Сульженско И.Д., Козлова С.Ю., Гудкова Е.М. Нравственно - патриотическое воспитание младших школьников на основе народных и военно-патриотических мероприятий // Физическая культура, спорт и здоровье. - 2018. - № 31. - С. 71 - 75.
36. Тарасова С.Н. Патриотическое воспитание младших школьников // Мир науки, культуры и образования. - 2017. - № 6. - С. 42 - 44.
37. Темрюкова Н.С. Патриотическое воспитание младших школьников в учебном процессе // Молодой ученый. - 2017. - № 6. - С. 113 - 116.
38. Тимофеева С.Н. Изучение окружающего мира как средство патриотического воспитания младших школьников // Наука и образование в 21 веке. - 2018. - Т. 1. - С. 87 - 90.
39. Трифонова Т.А. Патриотическое воспитание младших школьников // Запад-Россия-Восток. - 2018. - № 12. - С. 48 - 54.
40. Федотова Э.И., Неустроева А.Н. Патриотическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности // Меридиан. - 2018. - № 3. - С. 168 - 170.
41. Хафизова Г.М. Проблема гражданско-патриотического воспитания младших школьников // Вестник современных исследований. - 2018. - № 7.1. - С. 128 - 129.
42. Чумакова И.Н. Патриотическое воспитание и духовно-нравственное развитие младших школьников // Ямальский вестник. - 2017. - № 4. - С. 75 - 78.
43. Шейн В.М. Патриотическое воспитание младших школьников в процессе изучения окружающего мира // Формирование духовно - нравственного мировоззрения школьников в процессе обучения. - 2018. - № 4. - С. 42 - 44.
44. Ященко С.Н. Патриотическое воспитание в начальной школе // Концепт. - 2016. - № 4-6. - С. 98 - 101.
45. Диагностика патриотического воспитания младших школьников - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://infourok.ru/diagnostika- urovnya-patrioticheskogo-vospitaniya-mladshih-shkolnikov-3521345.html (1.03.2019).
46. Потапов И.В., Ивченкова Г.Г., Саплина Е.В. Программа курса «Окружающий мир» 1 - 4 классы. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://edu.tatar.ru/upload/storage/org6492/files/%D0%BE%D0%BA%D1% 80%20%D0%BC%D0%B8%D1%80%202%D0%B 1.pdf (14.02.2019).
47. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://mosmetod.ru/files/dokumenty/primernaja-osnovnaja-obrazovatelnaja- programma-nachalnogo-obshchego-obrazovanija-1.pdf.doc (12.02.2019).
48. Программа по окружающему миру. - [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: https://edu.tatar.ru/tukaj/kr-
pole/sch/CurriculaAndEduPrograms/CurriculaAndEduPrograms/EduProgra ms/page728654.htm/page731532.htm (15.02.2019).
49. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1 - 4 классы). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://минобрнауки.рф/документы/922/файл/748/ФГОС_НОО.pdf
(11.02.2019).
50. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (11.02.2019).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ