Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО БИОЛОГИИ

Работа №37707

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы74
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
684
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1 Сущность исследовательской деятельности 7
1.2 Исследовательские умения и уровень их развития у учащихся 9
1.3 Исследовательская деятельность как основа формирования
исследовательского опыта 31
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 41
2.1 Характеристика особенностей метода исследования 41
2.2 Способы диагностирования уровней сформированности
исследовательских умений учащихся 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность темы исследования состоит в том, что в проекте федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения современное образование ориентировано на развитие личности, к метапредметным результатам предъявляются высокие требования освоения программы по биологии. К окончанию школы ученик должен научиться самостоятельно мыслить, умеет творчески решать любые проблемы, умеет ставить вопросы, выдвигать гипотезы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи. К сожалению, учащиеся не всегда могут ориентироваться в требованиях в динамично развивающемся обществе, решать личностные проблемы, извлекать необходимые данные и факты и продуктивно использовать их в своей работе. Как способствовать развитию выпускника, умеющего самостоятельного и творчески решать проблемы?
Каждый учитель и родитель хочет, чтобы дети хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. Но часто приходится с сожалением констатировать, что ребёнок не хочет учиться, мог бы прекрасно заниматься, а желания нет. У ученика нет заинтересованности к этому материалу или вовсе к учению. Как можно найти выход из этой проблемной ситуации?
Выходом из этих проблем может стать организация учебно-воспитательного процесса на основе исследовательской деятельности школьников. Природа привила человеку способностью к исследовательскому поведению, стремиться что либо изучить, узнать новое, сравнивает и анализирует свои знания и умения уже с самого рождения. В России актуально внедрение в образовательный процесс технологии исследовательской деятельности учащихся, которые обеспечивают проявление и развитие творчества школьников, так как приоритетной задачей развития образования выступает воспитание активной личности, которая способна к продуктивным и творческим решениям.
В современном стремительно меняющемся мире развитое исследовательское поведение рассматривается уже не как узкоспециальная деятельность, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме и компетентности в любой сфере деятельности. И даже шире - как стиль жизни современного человека. Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования.
Важными задачами современного образования становятся не только формирование системных знаний, учебных умений и навыков, но и развитие коммуникативных умений и умений осуществлять самоуправление учебно- познавательной деятельностью.
Требуется обновление образования, учитывающее возрастные и индивидуально-психологические способности и интересы школьников, их социальные притязания, право на выбор образовательной траектории, преодоление изолированности школьного образования от других сфер общественной практики. К перечисленным требованиям соответствует одна из инновационных педагогических технологий - обучение с использованием учебных проектов, реализуемое для осуществления межпредметных связей и соединения теории с практикой. Среди различных инновационных технологий проектное обучение обладает рядом преимуществ, так, как позволяет ученику самостоятельно (при консультативной поддержке учителя) добывать знания, работая с многочисленными источниками информации, приборами и лабораторным оборудованием, и, одновременно, в деловом общении со сверстниками, развивать коммуникативные умения и навыки. Оно достаточно «легко» вписывается в учебный процесс, не затрагивая содержания обучения, которое определено образовательным стандартом.
Если правильно организовать обучение биологии в школе, можно заинтересовать учеников и помочь им познавать окружающий мир. Одним из способов решения данной проблемы является обучение предмету с использованием исследовательского метода.
Одной из составных частей профессиональной подготовки учителя- биолога является умение грамотно организовать исследовательскую и проектную работы со школьниками, привлечь их к изучению родного края с целью развития биологического мышления, воспитания осознанного и грамотного отношения ко всему живому. Исследовательская деятельность обеспечивает доступ к различным информационным ресурсам и способствует обогащению содержания обучения, придает ему логический и поисковый характер, а также решает проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности.
В связи с этим рассмотрение темы «Организация исследовательской работы учеников по биологии" является актуальным.
Несмотря на приоритетность и актуальность данной проблемы, к настоящему времени опубликовано мало работ, содержащих систему заданий для исследовательской деятельности учащихся по биологии и методические рекомендации по их использованию. Вышесказанное указывает, что проблема содержания и организации исследовательской работы учащихся по биологии недостаточно разработана и нуждается в дальнейшем исследовании. Соответственно, актуальной проблемой школы является обучение учащихся способам добывания и переработки информации путем самостоятельной исследовательской практики. Такая задача требует целенаправленного развития исследовательской компетентности школьников. [Бельфер, 2006, с.56]. А.В. Хуторской определяет образовательную компетенцию как заранее заданное социальное требование (норму) к образовательной подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, которые необходимы для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности [Коротаева, 2006, с.103].
Гипотеза - формирование у учащихся исследовательских умений в процессе обучения будет обеспечиваться, если их познавательная деятельность организуется на основе учета интересов, которому способствуют занятия в кружках во внеурочной деятельности.
Цель исследования заключается в характеристике и реализации исследовательской деятельности по биологии.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи: 1) дать характеристику исследовательской деятельности; 2) реализовать методику по развитию исследовательских умений в условиях внеурочной деятельности; 3) провести анализ полученных результатов.
Объект исследования - исследовательские умения.
Предмет исследования - формирование исследовательских умений у школьников посредством внеурочной деятельности.
Для раскрытия темы выпускной квалификационной работы определена следующая структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения списка использованной литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе мы рассмотрели организацию исследовательской деятельности в экспериментальной и контрольной группе у учащихся 8А и 8Б классов и развитие их исследовательских умений до и после эксперимента.
Исходя из всей работы, можно сделать вывод, что выявленная в начале нами гипотеза подтвердилась. Именно благодаря интересу к знаниям, к собственной деятельности обеспечивается качественная исследовательская работа учащихся.
1) Нами была дана характеристика исследовательской деятельности, ее необходимость в развитии личности школьника. Интерес к собственному исследованию считается ключевой составляющей хорошей работы, однако и знание необходимой информации тоже является неотъемлемой частью исследовательской деятельности.
Мы реализовали методику Мухамбетовой А. Б. по развитию исследовательских умений в условиях внеурочной деятельности на базе МБОУ «Кучуковская СОШ» среди учащихся 8А и 8Б классов. Из 8А класса было взято по 16 школьников, из 8Б - 22. Ученики 8Б класса занимаются только на уроке, ученики 8А класса ходят и на занятия в кружок.
2) По данной методике в качестве критериев развития исследовательских умений были выделены мотивационный, содержательный и операционный критерии. При анализе степени их развития определены 4 уровня, описанных в работе.
3) Проведенное исследование с помощью методики Мухамбетовой А.Б. дало следующие результаты: у большинства учащихся контрольной группы в 8Б классе до эксперимента преобладает низкий и средний уровень, однако есть и высший и высокий уровни исследовательских умений. После эксперимента картина меняется - высокий уровень снижается вместе с средним, а низкий наоборот повышается, то есть диагностика свидетельствует о низком уровне исследовательских умений у школьников, которые не заинтересованы в исследовательской деятельности и не ходили на кружок. Другая же диагностика - в экспериментальной группе, проведенная в 8А классе, показывает нам динамику развития исследовательских умений - большинство учеников показали хороший результат: в высшем уровне было 0%, стало 12,5% или например в низком уровне было 31, 2%, которые сменились на 18,8%.
Исходя из вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что занятия исследовательской деятельностью могут помочь преподавателям в формировании у ученика исследовательских умений, то есть исследовательская деятельность способствует развитию личностно ориентированной парадигмы образования, предполагающей развитие креативности ученика, способствующего творческому усвоению знаний, что на сегодняшний день является ориентиром федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.



1. Бельфер М. Несколько слов об исследовательских работах школьников // Изд. дом Первое сентября. 2006. № 17. - 56-70с.
2. Богомолова А.А. Организация проектной исследовательской деятельности учащихся // Биология в школе. - 2006. - № 5. - 35-38с.
3. Брыкова О.В. Проектная деятельность в учебном процессе // О. В. Брыкова, Т. В. Громова // Чистые пруды. - 2006. - 34с.
4. Дереклеева Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся. // 5 за знания. - 2008. - 444с.
5. Смирнова Н.З. Исследовательские работы учащихся по школьной биологии: учебно-методическое пособие // Краснояр. гос.пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - 2013. - 434с.
6. Громова Т.В. Организация исследовательской деятельности // Практика административной работы в школе. - 2006. № 7. - 49-53с.
7. Закурдаева С.Ю. Формирование исследовательских умений // Изд. дом Первое сентября. - 2005. № 11. - 11с.
8. Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников // Сентябрь. - 2006. - 176 с.
9. Куприянов Б.В. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия» // Б.В. Куприянов, С.А. Дынина // Вестник Костромского гос. Ун-та им. Н.А. Некрасова. - 2001. № 2. - 101-104с.
10. Мухина В.С. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности // Школьные технологии. - 2006. № 2. - 19-31с.
11. Пидкасистый П.Н. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: теоретико-экспериментальное исследование // Педагогика. - 2010. - 240с.
12. Пономарева И.Н. Общая методика обучения биологии // Пономарева И.Н., Сидельникова Г.Д., Соломин В.П. // Академия. - 2007. № 2. - 268с.
13. Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Школьные технологии. - 2004. № 4. - 82с.
14. Савинов Е. С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения // Просвещение. - 2011. - 342с.
15. Смирнова Т.Г. Формирование и развитие основ исследовательского творчества учащихся // Биология в школе. - 2006. № 1. - 6-8с.
16. Семенова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся // Начальная школа. - 2006. № 2. - 45-49с.
17. Сыров Е.М. Научная работа в школе: опыт организации // Педагогическая мастерская. - 2006. № 3. - 13с.
18. Федоровская Е.О. Мотивы и ценностные ориентации подростков, увлеченных исследовательской деятельностью // Е. О. Федоровская, Л. Ю. Лятттко // Дополнительное образование. - 2005. № 9. - 49-53с.
19. Харитонов Н.П. Организация исследовательской деятельности учащихся // Биология в школе. - 2004. № 6. - 59с.
20. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников // Мозаика-Синтез. - 2002. - 128с.
21. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для
специалистов дошкольного воспитания // ООО «Фирма «Издательство АСТ». - 1998. - 320с.
22. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада // Просвещение. - 1999. - 207с.
23. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес // Мозаика-Синтез. - 2009. - 79с.
24. Кобзева Т.Г. Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа //, И. А. Холодова, Г. С. Александрова // Учитель. - 2011. - 330с.
25. Рыжова Н.А. «Не просто сказки». Экологические рассказы, сказки и праздники // Москва. - 2002. - 236с.
26. Гладкова А.П. Процесс формирования исследовательских умений младших школьников во внеурочной деятельности // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2012. № 4. - 91-94с.
27. Кортнев К.П.Сочетание в обучении решения задач и лабораторного практикума // К.П. Кортнев, К.П. Шушарина // А. Г. Мешков, В. Д. Селютин// Орел. - 2006. № 3. - 105с.
28. Кошелева Д.В. Генезис понятия «исследовательские умения» // Знание. Понимание. Умение. - 2011. - № 2. - 218-221 с.
29. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников // Сентябрь. - 2003. - 204с.
30. Середенко П.В. Развитие исследовательских умений и навыков младших школьников в условиях перехода к образовательным стандартам нового поколения: монография // СахГУ. - 2014. - 208с.
31. Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учебник для студ. сред. учеб. заведений // Е.В. Бережнова,В.В. Краевский //. - Академия. - 2007. - 128с.
32. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений // В.И. Загвязинский, Р. Атаханов // Академия. - 2008. - 208с.
33. Лебедева С.А. Организация исследовательской деятельности в гимназии // С.А. Лебедева, С.В. Тарасов // Практика административной работы в школе. - 2003. № 7. - 41-44с.
34. Леонтович А.В. Исследовательская деятельности учащихся // МГДД(Ю)Т. - 2003. - 110с.
35. Пастухова И.П. основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учеб.-метод. пособие для студ. средн. Проф. учеб. заведений // И.П. Пастухова, Н.В. Тарасова // Академия. - 2010. - 160с.
36. Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности // Одесса.- 1922. № 2. - 106с.
37. Савенков А.И. Исследовательская практика: организация и
методика // Одарённый ребёнок. - 2005. № 1. - 30-33с.
38. Мухамбетова А.Б. К вопросу развития исследовательских умений учащихся в курсе биологии // Школа будущего. - 2008. № 1. - 77-86с.
39. Мухамбетова А.Б. Развитие исследовательских умений учащихся в обучении биологии // Образование и саморазвитие. - 2008. № 2. - 109-114с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ