СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ (В ПЕРСПЕКТИВЕ ВНЕДРЕНИЯ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МАЛИ)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ПРИЛОЖЕНИИ К РЕАЛИЯМ МАЛИ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ 11
1.1. Обзор педагогического опыта и традиций преподавания русского языка
как иностранного в лицеях и вузах Мали 11
1.2. Актуальные проблемы освоения русского языка учащимися в лицеях и
вузах Мали 14
1.3. Типология средств обучения в методике преподавания иностранных
языков 17
1.3.1. Технические средства обучения в методике преподавания русского
языка как иностранного 17
1.3.2. Современные информационные средства в обучении языку 23
1.3.3. Электронные ресурсы в обучении языку 27
Выводы по Главе 1 29
ГЛАВА II. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И ИХ ВНЕДРЕНИЕ В ПРЕПОДАВАНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИННОСТРАННОГО В ЛИЦЕЯХ И ВУЗАХ МАЛИ В УСЛОВИЯХ ОТСУТСТВИЯ ЯЗЫКОВОЙ СРЕДЫ 30
2.1. Понятие метода и технологии обучения 30
2.2. Сущность, цели, перспективы инновационного языкового образования
посредством информационно-коммуникационных технологий: электронная лингводидактика дидактика 32
2.3. Интерактивные методы и формы обучения русскому языку как
иностранному 39
2.3.1. Понятие интерактивного обучения 39
2.3.2. Классификация интерактивных методов обучения 40
2.3.3. Применение интерактивных методов и технологий при обучении
русскому языку как иностранному 42
2.4. Обзор путей модернизации процесса изучения русского языка как иностранного в условиях отсутствия языковой среды в лицеях и вузах Мали 43
2.4.1. Обоснование преимуществ технических средств обучения и
информационно-коммуникационных технологий обучения в соответствии
со сферами их использования 43
2.4.2. Методические рекомендации по применению ТСО и ИКТО в
различных аспектах изучения русского языка как иностранного 49
2.4.2.1. Диапазон возможностей ТСО и ИКТО в учебном процессе по изучению русского языка как иностранного и методика работы с ними ... 49
2.4.2.2. Обращение к ТСО и ИКТО для интенсификации формирования
навыков аудирования в лицеях и вузах Мали 56
2.4.2.3. Обращение к ТСО и ИКТО для интенсификации формирования
навыков говорения в лицеях и вузах Мали 61
2.4.2.3. Обращение к ТСО и ИКТО для интенсификации формирования
навыков чтения в лицеях и вузах Мали 68
2.4.2.3. Обращение к ТСО и ИКТО для интенсификации формирования
навыков чтения в лицеях и вузах Мали 69
2.4.2.4. Использование персонального компьютера малийским учащимся в
лицеях и вузах для самостоятельного изучения русского языка как
иностранного 71
2.4.2.5. Использование электронного учебника малийским учащимся в
лицеях и вузах для самостоятельного изучения грамматики, лексики и фонетики русского языка как иностранного 72
2.4.2.6. Использование Онлайн курсов по русскому языку в вузах Мали
для овладения русским языком как иностранным 73
2.4.2.7. Использование видеоурока по русскому языку (видеокурса) для
формирования умений, навыков и культуры общения у учащихся в лицеях и вузах Мали 74
Выводы по Главе II 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 84
Приложения 93
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ПРИЛОЖЕНИИ К РЕАЛИЯМ МАЛИ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ 11
1.1. Обзор педагогического опыта и традиций преподавания русского языка
как иностранного в лицеях и вузах Мали 11
1.2. Актуальные проблемы освоения русского языка учащимися в лицеях и
вузах Мали 14
1.3. Типология средств обучения в методике преподавания иностранных
языков 17
1.3.1. Технические средства обучения в методике преподавания русского
языка как иностранного 17
1.3.2. Современные информационные средства в обучении языку 23
1.3.3. Электронные ресурсы в обучении языку 27
Выводы по Главе 1 29
ГЛАВА II. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И ИХ ВНЕДРЕНИЕ В ПРЕПОДАВАНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИННОСТРАННОГО В ЛИЦЕЯХ И ВУЗАХ МАЛИ В УСЛОВИЯХ ОТСУТСТВИЯ ЯЗЫКОВОЙ СРЕДЫ 30
2.1. Понятие метода и технологии обучения 30
2.2. Сущность, цели, перспективы инновационного языкового образования
посредством информационно-коммуникационных технологий: электронная лингводидактика дидактика 32
2.3. Интерактивные методы и формы обучения русскому языку как
иностранному 39
2.3.1. Понятие интерактивного обучения 39
2.3.2. Классификация интерактивных методов обучения 40
2.3.3. Применение интерактивных методов и технологий при обучении
русскому языку как иностранному 42
2.4. Обзор путей модернизации процесса изучения русского языка как иностранного в условиях отсутствия языковой среды в лицеях и вузах Мали 43
2.4.1. Обоснование преимуществ технических средств обучения и
информационно-коммуникационных технологий обучения в соответствии
со сферами их использования 43
2.4.2. Методические рекомендации по применению ТСО и ИКТО в
различных аспектах изучения русского языка как иностранного 49
2.4.2.1. Диапазон возможностей ТСО и ИКТО в учебном процессе по изучению русского языка как иностранного и методика работы с ними ... 49
2.4.2.2. Обращение к ТСО и ИКТО для интенсификации формирования
навыков аудирования в лицеях и вузах Мали 56
2.4.2.3. Обращение к ТСО и ИКТО для интенсификации формирования
навыков говорения в лицеях и вузах Мали 61
2.4.2.3. Обращение к ТСО и ИКТО для интенсификации формирования
навыков чтения в лицеях и вузах Мали 68
2.4.2.3. Обращение к ТСО и ИКТО для интенсификации формирования
навыков чтения в лицеях и вузах Мали 69
2.4.2.4. Использование персонального компьютера малийским учащимся в
лицеях и вузах для самостоятельного изучения русского языка как
иностранного 71
2.4.2.5. Использование электронного учебника малийским учащимся в
лицеях и вузах для самостоятельного изучения грамматики, лексики и фонетики русского языка как иностранного 72
2.4.2.6. Использование Онлайн курсов по русскому языку в вузах Мали
для овладения русским языком как иностранным 73
2.4.2.7. Использование видеоурока по русскому языку (видеокурса) для
формирования умений, навыков и культуры общения у учащихся в лицеях и вузах Мали 74
Выводы по Главе II 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 84
Приложения 93
Эффективное изучение любого иностранного языка и, в частности, русского языка как иностранного, требует определенных условий, таких как обеспечение курсов квалифицированными кадрами, учебниками и другими учебными материалами. Немаловажную роль в эффективном усвоении языка играет наличие языковой среды, мотивирующей регулярную практику в речевой деятельности, что доступно в стране изучаемого языка или при наличии преподавателя-носителя языка.
Современное информационное общество использует открытый доступ к источникам информации, меняет систему образования, модернизирует методы обучения, применение информационных (мультимедийных) технологий. Поэтому в современном преподавании проблема поддержки курсов созданием языковой среды может быть значительно решена применением технических и информационных инновационных средств и технологий.
Настоящая работа посвящена оценке состояния преподавания русского языка как иностранного в образовательных организациях, реализующих обучение русскому языку вне языковой среды, таких как лицеи и вузы Мали (на примере кафедры русского языка), а также постановке и решению актуальных проблем и вопросов, связанных с переходом от старых к современным методам и средствам обучения с учетом трудностей у учащихся и преподавателей.
В работе выдвигаются предложения и рекомендации по применению актуальных методов с использованием технических средств обучения (ТСО) и информационно-коммуникационных технологий обучения (ИКТО) русскому языку как иностранному для решения трудностей на пути улучшения преподавания русского языка и его распространения в Мали.
Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время с развитием образовательных технологий, методы преподавания русского языка в Мали нуждаются в серьёзном пересмотре и модернизации в связи с достижениями в мировой практике преподавания иностранных языков и разработок российских специалистов по методике русского языка как иностранного. При этом данное исследование способствует закреплению и развитию партнерских отношений между вузами Мали и России в плане преемственности и модернизации методических подходов в преподавании русского языка в Мали с использованием ТСО и ИКТО, что будет способствовать популяризации и расширению сферы распространения русского языка в Мали.
Объектом исследования является ряд современных технических средств обучения и, шире, информационно-коммуникационных технологий в преподавании иностранных языков, в частности, русского языка как иностранного.
Предметом исследования стали аспекты учебного процесса изучения русского языка и специфические методы и подходы применения ТСО и ИКТО вне языковой среды.
Главная цель данного исследования заключается в том, чтобы показать не только эффективность использования ТСО и ИКТО при преподавании русского языка как иностранного в лицеях и вузах Мали, которое очевидно нуждается в модернизации и инновации, но и конкретные методы, дающие результат, а также шаги по модернизации учебного процесса.
Достижение указанной цели в работе сопряжено с решением следующих задач:
1. Рассмотрение имеющихся данных в области технических средств обучения и, шире, информационно-коммуникационных технологий обучения.
2. Оценка применения ТСО и ИКТО при преподавании русского языка в соответствии с ориентацией на определенный национальный контингент Малийских учащихся в лицеях и вузах страны.
3. Наблюдение над способами применения указанных средств обучения на уроках русского языка, введенных малийскими преподавателями в лицеях и вузах.
4. Определение путей повышения эффективности обучения русскому языку в лицеях и вузах Мали посредством рекомендаций по работе с указанными средствами обучения.
Эмпирической базой исследования стали: методические пособия по применению ТСО и ИКТО в учебном процессе по изучению иностранного языка, материалы методических разработок с использованием ТСО и ИКТО преподавателей кафедры русского языка как иностранного ИФМК КФУ, электронные (цифровые) образовательные ресурсы, распространяемые в Интернете.
Методы исследования:
• теоретический анализ и синтез при исследовании и обобщении научных источников и иных изданий, компьютерных и сетевых ресурсов учебного назначения;
• наблюдения над применением ТСО и ИКТО в актуальном учебном процессе в вузах России (на примере кафедры русского языка как иностранного ИФМК КФУ);
• аналитико-описательный метод для характеристики актуального на настоящее время комплекса ТСО и ИКТО, а также для анализа опыта русских учёных и преподавателей русского языка, применяющих на практике технические средства обучения на различных этапах;
• сопоставительный метод для анализа состояния ТСО и ИКТО в Мали и в России;
•метод экспертных оценок, интервьюирование в процессе выявления приоритетных направлений внедрения ТСО и ИКТО в учебный процесс.
Научная новизна исследования состоит в том, что в работе проводится обзор состояния обеспечения учебного процесса в вузах и лицеях Мали средствами ТСО и ИКТО, и определение пути модернизации учебного процесса и формирования профессиональных навыков и умений в области речевой деятельности. Так был проведен анализ материально-технической базы и опыта преподавания на кафедре русского языка как иностранного ИФМК им. Льва Толстого КФУ. Этот анализ показал, что в учебных заведениях Мали, где организовано преподавание русского языка как иностранного, в настоящее время заметно отставание в методическом и техническом плане.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что в нашем исследовании проведено ознакомление с методами применения ТСО и ИКТО и оценки методов работы с ними.
В работе рассмотрено определение всех этих средств обучения; теоретический анализ технических средств обучения; организованно - методическое и практическое преподавание русского языка посредством самых средств обучения. В итоге выдвинуты рекомендации, и предложения путей повышения эффективности обучения применением данных средств с максимальной результативностью.
Практическая ценность работы заключается в теоретическом анализе и описании организационно-методического и практического применения ТСО и ИКТО и может быть предназначена для студентов филологических факультетов и для студентов, изучающих русский язык в лицеях и вузах Мали и других стран, где развивается изучение русского языка. Это способствует популяризации и интенсификации изучения русского языка, а также созданию источника пробуждения интереса и мотивирования преподавателей и учащихся к русскому языку. В результате нашей работы, посещения занятий и анализа опыта преподавателей, анализа методической литературы в процессе преподавания русского языка в Мали нами вносятся предложения, рекомендации по повышению эффективности обучения за счет применения ТСО и ИКТО, такие как: организация и оснащение языковых кабинетов; оснащение библиотеки кафедры русского языка современными пособиями, включая электронные пособия и тесты; внедрение подходов с применением мультимедийной установки, компьютера, интерактивной доски, иных аудио и видеовоспроизводящих установок; внедрение интерактивных методов обучения. Это позволяет формировать интерес учащихся и популяризовать изучение русского языка.
Положения, выносимые на защиту:
1. Обеспечение учебного процесса прошло эволюцию от простого использования на занятии средств воспроизведения зрительных, звуковых или зрительно-слуховых материалов до создания интерактивной мобильной учебной среды, способной к диалогу с учащимся.
2. Информационные технологии отвечают современным требованиям к учебному процессу и требованиям к специалисту. Использование информационных средств и технологий обеспечивают на сегодняшний день наиболее эффективную работу по изучению иностранного языка, особенно отработку всех видов речевой деятельности.
3. Настоящей необходимостью становится не только оснащение кабинетов и учебных аудиторий с помощью ТСО и ИКТО, но и серьезная работа по повышению информационно-коммуникационной компетентности преподавательского состава. Разработка новых технологий обучения становится вызовом для педагога, ориентированного на традиционную модель обучения.
4. Система преподавания русского языка как иностранного в Мали находится в отставании и нуждается в серьезной модернизации вследствие недостаточной оснащенности аудиторий дидактическими и педагогическими материалами, что особенно актуально в условиях отсутствия языковой среды. Современный преподаватель должен повышать собственную информационно-коммуникационную компетенцию, чтобы эффективно применять в учебном процессе ТСО и ИСО и выводить обучение на качественно новый уровень, какой дают информационные средства обучения.
Композиция исследования отражает основную логику рассуждения и состоит из: введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении обосновывается актуальность темы, научная новизна работы и методы исследования, характеризуются принципы отбора материала, определяется цель и задач исследования, теоретическая и практическая значимость диссертации.
В Главе I «Теоретический анализ средств обучения в приложении к реалиям Мали при обучении русскому языку как иностранному» рассматриваются типы существующих на сегодняшний день средств обучения, включая технические средства (ТСО) и информационные средства обучения (ИСО). Рассматривается развитие применяемой в образовательном процессе техники и рост возможностей ее применения для интенсификации изучения иностранного языка и русского языка как иностранного, в частности. Показывается, что внедрение актуальных средств обучения способно значительно улучшить качество преподавания иностранного языка в условиях отсутствия языковой среды. На фоне этого выявляется очевидная разница в уровне оснащенности актуальными средствами обучения учебного процесса в лицеях и вузах Мали по сравнению с российскими и другими европейскими вузами.
В Главе II «Информационно-коммуникационные технологии обучения и их внедрение в преподавание русского языка как иностранного в лицеях и вузах Мали в условиях отсутствия языковой среды» рассматривается понятие методов и технологий обучения и подробно информационно-коммуникационных технологий обучения. Рассматриваются пути модернизации дидактических подходов изучения русского языка как иностранного в условиях отсутствия языковой среды, организационно-методическое и практическое содержание преподавания русского языка посредством ТСО и ИКТО в конкретной национальной аудитории в лицеях и вузах Мали. Обосновываются преимущества технических средств обучения и информационно-коммуникационных технологий обучения в соответствии со сферами их использования. Приводятся методические рекомендации по применению ТСО и ИКТО в различных аспектах изучения русского языка как иностранного.
В заключении подводятся итоги исследования и обобщаются основные результата работы.
В списке литературы указывается использованная литература.
В приложении приводятся типичный для лицеев и вузов Мали урок без применения ТСО и ИКТО, образец фрагмента урока, представленного в одном из on-line курсов в сети Интернет, конспект зачетного занятия по русскому языку как иностранному с применением ТСО и ИКТО (разработанного автором исследования).
Основные положения работы были апробированы на:
1. Итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ (Казань, КФУ, 29 марта 2018 г.) доклад «Из опыта применения технических средств обучения русскому языку как иностранному в лицеях и в вузах Мали»
2. VI международной научной студенческой научно-практической конференции «Русский язык в ХХ! веке: исследования молодых» (Астана Евразийский нац. университет, 27.01.2017 - 28.01.2017)
3. Итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ (Казань, КФУ, 5 апреля 2019 г.) доклад «Из опыта применения технических средств обучения русскому языку как иностранному в лицеях и в вузах Мали»
Результаты исследования отражены в публикациях:
1. Диарра М. Из опыта применения технических средств обучения русскому языку как иностранному в лицеях и вузах Мали // Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2018 года: сб. тезисов: в 4 т. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. - Т. 3: Институт психологии и образования. Институт управления, экономики и финансов. Институт филологии и межкультурной коммуникации. Юридический факультет. - С.260-261.
2. Диарра М. Информационно-коммуникационные технологии в обучении русскому языку как иностранному // Русский язык в ХХ! веке: исследования молодых: материалы VI международной научной
студенческой конференции / Отв. ред. Е.А. Журавлева. - Сургут: РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2019. - С. 319-321.
Современное информационное общество использует открытый доступ к источникам информации, меняет систему образования, модернизирует методы обучения, применение информационных (мультимедийных) технологий. Поэтому в современном преподавании проблема поддержки курсов созданием языковой среды может быть значительно решена применением технических и информационных инновационных средств и технологий.
Настоящая работа посвящена оценке состояния преподавания русского языка как иностранного в образовательных организациях, реализующих обучение русскому языку вне языковой среды, таких как лицеи и вузы Мали (на примере кафедры русского языка), а также постановке и решению актуальных проблем и вопросов, связанных с переходом от старых к современным методам и средствам обучения с учетом трудностей у учащихся и преподавателей.
В работе выдвигаются предложения и рекомендации по применению актуальных методов с использованием технических средств обучения (ТСО) и информационно-коммуникационных технологий обучения (ИКТО) русскому языку как иностранному для решения трудностей на пути улучшения преподавания русского языка и его распространения в Мали.
Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время с развитием образовательных технологий, методы преподавания русского языка в Мали нуждаются в серьёзном пересмотре и модернизации в связи с достижениями в мировой практике преподавания иностранных языков и разработок российских специалистов по методике русского языка как иностранного. При этом данное исследование способствует закреплению и развитию партнерских отношений между вузами Мали и России в плане преемственности и модернизации методических подходов в преподавании русского языка в Мали с использованием ТСО и ИКТО, что будет способствовать популяризации и расширению сферы распространения русского языка в Мали.
Объектом исследования является ряд современных технических средств обучения и, шире, информационно-коммуникационных технологий в преподавании иностранных языков, в частности, русского языка как иностранного.
Предметом исследования стали аспекты учебного процесса изучения русского языка и специфические методы и подходы применения ТСО и ИКТО вне языковой среды.
Главная цель данного исследования заключается в том, чтобы показать не только эффективность использования ТСО и ИКТО при преподавании русского языка как иностранного в лицеях и вузах Мали, которое очевидно нуждается в модернизации и инновации, но и конкретные методы, дающие результат, а также шаги по модернизации учебного процесса.
Достижение указанной цели в работе сопряжено с решением следующих задач:
1. Рассмотрение имеющихся данных в области технических средств обучения и, шире, информационно-коммуникационных технологий обучения.
2. Оценка применения ТСО и ИКТО при преподавании русского языка в соответствии с ориентацией на определенный национальный контингент Малийских учащихся в лицеях и вузах страны.
3. Наблюдение над способами применения указанных средств обучения на уроках русского языка, введенных малийскими преподавателями в лицеях и вузах.
4. Определение путей повышения эффективности обучения русскому языку в лицеях и вузах Мали посредством рекомендаций по работе с указанными средствами обучения.
Эмпирической базой исследования стали: методические пособия по применению ТСО и ИКТО в учебном процессе по изучению иностранного языка, материалы методических разработок с использованием ТСО и ИКТО преподавателей кафедры русского языка как иностранного ИФМК КФУ, электронные (цифровые) образовательные ресурсы, распространяемые в Интернете.
Методы исследования:
• теоретический анализ и синтез при исследовании и обобщении научных источников и иных изданий, компьютерных и сетевых ресурсов учебного назначения;
• наблюдения над применением ТСО и ИКТО в актуальном учебном процессе в вузах России (на примере кафедры русского языка как иностранного ИФМК КФУ);
• аналитико-описательный метод для характеристики актуального на настоящее время комплекса ТСО и ИКТО, а также для анализа опыта русских учёных и преподавателей русского языка, применяющих на практике технические средства обучения на различных этапах;
• сопоставительный метод для анализа состояния ТСО и ИКТО в Мали и в России;
•метод экспертных оценок, интервьюирование в процессе выявления приоритетных направлений внедрения ТСО и ИКТО в учебный процесс.
Научная новизна исследования состоит в том, что в работе проводится обзор состояния обеспечения учебного процесса в вузах и лицеях Мали средствами ТСО и ИКТО, и определение пути модернизации учебного процесса и формирования профессиональных навыков и умений в области речевой деятельности. Так был проведен анализ материально-технической базы и опыта преподавания на кафедре русского языка как иностранного ИФМК им. Льва Толстого КФУ. Этот анализ показал, что в учебных заведениях Мали, где организовано преподавание русского языка как иностранного, в настоящее время заметно отставание в методическом и техническом плане.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что в нашем исследовании проведено ознакомление с методами применения ТСО и ИКТО и оценки методов работы с ними.
В работе рассмотрено определение всех этих средств обучения; теоретический анализ технических средств обучения; организованно - методическое и практическое преподавание русского языка посредством самых средств обучения. В итоге выдвинуты рекомендации, и предложения путей повышения эффективности обучения применением данных средств с максимальной результативностью.
Практическая ценность работы заключается в теоретическом анализе и описании организационно-методического и практического применения ТСО и ИКТО и может быть предназначена для студентов филологических факультетов и для студентов, изучающих русский язык в лицеях и вузах Мали и других стран, где развивается изучение русского языка. Это способствует популяризации и интенсификации изучения русского языка, а также созданию источника пробуждения интереса и мотивирования преподавателей и учащихся к русскому языку. В результате нашей работы, посещения занятий и анализа опыта преподавателей, анализа методической литературы в процессе преподавания русского языка в Мали нами вносятся предложения, рекомендации по повышению эффективности обучения за счет применения ТСО и ИКТО, такие как: организация и оснащение языковых кабинетов; оснащение библиотеки кафедры русского языка современными пособиями, включая электронные пособия и тесты; внедрение подходов с применением мультимедийной установки, компьютера, интерактивной доски, иных аудио и видеовоспроизводящих установок; внедрение интерактивных методов обучения. Это позволяет формировать интерес учащихся и популяризовать изучение русского языка.
Положения, выносимые на защиту:
1. Обеспечение учебного процесса прошло эволюцию от простого использования на занятии средств воспроизведения зрительных, звуковых или зрительно-слуховых материалов до создания интерактивной мобильной учебной среды, способной к диалогу с учащимся.
2. Информационные технологии отвечают современным требованиям к учебному процессу и требованиям к специалисту. Использование информационных средств и технологий обеспечивают на сегодняшний день наиболее эффективную работу по изучению иностранного языка, особенно отработку всех видов речевой деятельности.
3. Настоящей необходимостью становится не только оснащение кабинетов и учебных аудиторий с помощью ТСО и ИКТО, но и серьезная работа по повышению информационно-коммуникационной компетентности преподавательского состава. Разработка новых технологий обучения становится вызовом для педагога, ориентированного на традиционную модель обучения.
4. Система преподавания русского языка как иностранного в Мали находится в отставании и нуждается в серьезной модернизации вследствие недостаточной оснащенности аудиторий дидактическими и педагогическими материалами, что особенно актуально в условиях отсутствия языковой среды. Современный преподаватель должен повышать собственную информационно-коммуникационную компетенцию, чтобы эффективно применять в учебном процессе ТСО и ИСО и выводить обучение на качественно новый уровень, какой дают информационные средства обучения.
Композиция исследования отражает основную логику рассуждения и состоит из: введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении обосновывается актуальность темы, научная новизна работы и методы исследования, характеризуются принципы отбора материала, определяется цель и задач исследования, теоретическая и практическая значимость диссертации.
В Главе I «Теоретический анализ средств обучения в приложении к реалиям Мали при обучении русскому языку как иностранному» рассматриваются типы существующих на сегодняшний день средств обучения, включая технические средства (ТСО) и информационные средства обучения (ИСО). Рассматривается развитие применяемой в образовательном процессе техники и рост возможностей ее применения для интенсификации изучения иностранного языка и русского языка как иностранного, в частности. Показывается, что внедрение актуальных средств обучения способно значительно улучшить качество преподавания иностранного языка в условиях отсутствия языковой среды. На фоне этого выявляется очевидная разница в уровне оснащенности актуальными средствами обучения учебного процесса в лицеях и вузах Мали по сравнению с российскими и другими европейскими вузами.
В Главе II «Информационно-коммуникационные технологии обучения и их внедрение в преподавание русского языка как иностранного в лицеях и вузах Мали в условиях отсутствия языковой среды» рассматривается понятие методов и технологий обучения и подробно информационно-коммуникационных технологий обучения. Рассматриваются пути модернизации дидактических подходов изучения русского языка как иностранного в условиях отсутствия языковой среды, организационно-методическое и практическое содержание преподавания русского языка посредством ТСО и ИКТО в конкретной национальной аудитории в лицеях и вузах Мали. Обосновываются преимущества технических средств обучения и информационно-коммуникационных технологий обучения в соответствии со сферами их использования. Приводятся методические рекомендации по применению ТСО и ИКТО в различных аспектах изучения русского языка как иностранного.
В заключении подводятся итоги исследования и обобщаются основные результата работы.
В списке литературы указывается использованная литература.
В приложении приводятся типичный для лицеев и вузов Мали урок без применения ТСО и ИКТО, образец фрагмента урока, представленного в одном из on-line курсов в сети Интернет, конспект зачетного занятия по русскому языку как иностранному с применением ТСО и ИКТО (разработанного автором исследования).
Основные положения работы были апробированы на:
1. Итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ (Казань, КФУ, 29 марта 2018 г.) доклад «Из опыта применения технических средств обучения русскому языку как иностранному в лицеях и в вузах Мали»
2. VI международной научной студенческой научно-практической конференции «Русский язык в ХХ! веке: исследования молодых» (Астана Евразийский нац. университет, 27.01.2017 - 28.01.2017)
3. Итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ (Казань, КФУ, 5 апреля 2019 г.) доклад «Из опыта применения технических средств обучения русскому языку как иностранному в лицеях и в вузах Мали»
Результаты исследования отражены в публикациях:
1. Диарра М. Из опыта применения технических средств обучения русскому языку как иностранному в лицеях и вузах Мали // Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2018 года: сб. тезисов: в 4 т. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. - Т. 3: Институт психологии и образования. Институт управления, экономики и финансов. Институт филологии и межкультурной коммуникации. Юридический факультет. - С.260-261.
2. Диарра М. Информационно-коммуникационные технологии в обучении русскому языку как иностранному // Русский язык в ХХ! веке: исследования молодых: материалы VI международной научной
студенческой конференции / Отв. ред. Е.А. Журавлева. - Сургут: РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2019. - С. 319-321.
В итоге данного исследования, обобщив опыт российских и других вузов в применении ТСО и ИКТО в учебном процессе в целом, в преподавании иностранных языков и в преподавании русского языка как иностранного; сопоставив этот опыт с практикуемыми в лицеях и вузах Мали приемами и методами обучения русскому языку как иностранному и оценив характер трудностей освоения русского языка для учащихся и преподавателей Мали с учетом условий отсутствия языковой среды, можно констатировать следующее:
1. Один из важнейших факторов реализации основной образовательной и учебной программы для модернизации и инновации системы преподавания русского языка как иностранного в Мали является улучшение качества материально-технической и информациоинно-коммуникационной обеспеченности процесса обучения как общих предметов, так и языковых курсов и внеучебной деятельности.
2. Под оснащением лицеев и вузов Мали необходимыми материалами ТСО и ИКТО мы понимаем внедрение таких средств и технологий, как: интерактивная доска, информационные (мультимедийнные) средства обучения, электронные ресурсы (видеоуроки, видеокурсы, on-line курсы русского языка), дистанционные технологии в обучении русскому языку (платформы Открытого образования, Moodle и др.), а также применение интерактивных методов и технологий при обучении русскому языку как иностранному с увеличением роли ТСО и ИСО в обучении.
3. Отмечаем, что преимущества и эффективность ТСО и ИКТО очень разнообразны, и в том числе они служат не только для того, чтобы побудить познавательный интерес предмету и повысить качество усвоения знаний; а также вносить позитивные (положительные) изменения при преподавании русского языка как иностранного в лицеях и вузах Мали в условиях отсутствия языковой среды.
4. Расширение применения актуальных по требованиям современного учебного процесса ТСО и ИКТО преподавания русского языку как иностранного в лицеях и вузах Мали способствует не только лучшему восприятию предмета учащимися и повышению качества теоретической и практической подготовки преподавательского состава, но и распространение русского языка в Республике Мали и укрепления культурных, научных, экономических и политических связей между Республикой Мали и Российской Федерацией.
5. Данное исследование и приведенные нами рекомендации наглядно показали, что употребление технических средств обучения и современных информационно-коммуникационных средств обучения в дальнейшем будут играть большую роль в учебном процессе, качественно изменят процесс и результаты преподавания русского языка в лицеях и вузах Мали в условиях отсутствия языковой среды, что обуславливает необходимость их внедрения.
1. Один из важнейших факторов реализации основной образовательной и учебной программы для модернизации и инновации системы преподавания русского языка как иностранного в Мали является улучшение качества материально-технической и информациоинно-коммуникационной обеспеченности процесса обучения как общих предметов, так и языковых курсов и внеучебной деятельности.
2. Под оснащением лицеев и вузов Мали необходимыми материалами ТСО и ИКТО мы понимаем внедрение таких средств и технологий, как: интерактивная доска, информационные (мультимедийнные) средства обучения, электронные ресурсы (видеоуроки, видеокурсы, on-line курсы русского языка), дистанционные технологии в обучении русскому языку (платформы Открытого образования, Moodle и др.), а также применение интерактивных методов и технологий при обучении русскому языку как иностранному с увеличением роли ТСО и ИСО в обучении.
3. Отмечаем, что преимущества и эффективность ТСО и ИКТО очень разнообразны, и в том числе они служат не только для того, чтобы побудить познавательный интерес предмету и повысить качество усвоения знаний; а также вносить позитивные (положительные) изменения при преподавании русского языка как иностранного в лицеях и вузах Мали в условиях отсутствия языковой среды.
4. Расширение применения актуальных по требованиям современного учебного процесса ТСО и ИКТО преподавания русского языку как иностранного в лицеях и вузах Мали способствует не только лучшему восприятию предмета учащимися и повышению качества теоретической и практической подготовки преподавательского состава, но и распространение русского языка в Республике Мали и укрепления культурных, научных, экономических и политических связей между Республикой Мали и Российской Федерацией.
5. Данное исследование и приведенные нами рекомендации наглядно показали, что употребление технических средств обучения и современных информационно-коммуникационных средств обучения в дальнейшем будут играть большую роль в учебном процессе, качественно изменят процесс и результаты преподавания русского языка в лицеях и вузах Мали в условиях отсутствия языковой среды, что обуславливает необходимость их внедрения.
Подобные работы
- Развитие дискурсивной компетенции на уроке английского языка в средней школе на основе ИКТ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2016 - Особенности использования проектной методики на уроках иностранного языка в средней школе (Московский информационно-технологический университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2023 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ ШЕСТЫХ КЛАССОВ НА
УРОКАХ ИСТОРИИ СРЕДСТВАМИ КЕЙС ТЕХНОЛОГИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Ролевая игра в процессе обучения иностранному языку детей дошкольного возраста
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Информационная среда ФГКОУ «Екатеринбургское суворовское военное училище» как средство повышения удовлетворённости субъектов образовательного процесса
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2018 - ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ПЕДАГОГОВ В ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4995 р. Год сдачи: 2021 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСКУССТВА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА
УРОКАХ ИСКУССТВА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2017 - Инновационные образовательные технологии и социально-экономическое неравенство" (на примере России и Китая)
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2023



