Обеспечение равного доступа на государственную гражданскую службу: механизмы, оценка эффективности (Государственная и муниципальная служба, РАНХ и ГС)
|
Введение 2
Глава 1. Право граждан на равный доступ к государственной гражданской службе и механизмы его реализации 4
1.1 Становление и формирование законодательства, регулирующего доступ к государственной службе в России 4
1.2 Содержание принципа равного доступа к государственной гражданской службе 8
Глава 2. Анализ практики реализации принципа равного доступа к государственной гражданской службе 11
2.1 Реализация принципа равного доступа к государственной гражданской службе 11
2.2 Недостатки правового регулирования реализации принципа равного доступа 25
2.3 Совершенствование реализации принципа равного доступа к госслужбе 29
Заключение 35
Список использованных источников 39
Глава 1. Право граждан на равный доступ к государственной гражданской службе и механизмы его реализации 4
1.1 Становление и формирование законодательства, регулирующего доступ к государственной службе в России 4
1.2 Содержание принципа равного доступа к государственной гражданской службе 8
Глава 2. Анализ практики реализации принципа равного доступа к государственной гражданской службе 11
2.1 Реализация принципа равного доступа к государственной гражданской службе 11
2.2 Недостатки правового регулирования реализации принципа равного доступа 25
2.3 Совершенствование реализации принципа равного доступа к госслужбе 29
Заключение 35
Список использованных источников 39
Неотъемлемым элементом в сильном развитом государстве выступает высококвалифицированный аппарат госслужащих, профессиональная деятельность которого нацелена на эффективное выполнение государственных функций. Задачи, стоящие на современном этапе перед нашей страной, нуждаются в высоком уровне образования и компетентности современных государственных служащих. Поэтому порядок по подбору соответствующим образом подготовленных кадров должен быть объективный, прозрачный, научно обоснованный и максимально обеспечивающий реализацию таких принципов, как равенство и справедливость.
В Конституции РФ утвержден принцип равного доступа к гражданской службе. Его осуществление обеспечивают нормы о конкурсе, как обязательной процедуре по отбору кандидатов на должности гражданской службы. Законодательство о конкурсном отборе должно не только обеспечить реализацию указываемого принципа, но и содействовать поступлению на гражданскую службу наиболее квалифицированных и подготовленных сотрудников. Конкурс необходимо рассматривать и как одну из мер противодействия коррупции.
Таким образом, в связи с актуальностью данного вопроса, цель данной работы – исследование права граждан на равный доступ к государственной гражданской службе.
В рамках данной цели нужно решить следующие задачи:
рассмотреть основы права граждан на равный доступ к государственной гражданской службе и механизмы его реализации;
провести анализ практики реализации принципа равного доступа к государственной гражданской служб, выявить проблемы в данной сфере;
определить направления совершенствования реализации принципа равного доступа к госслужбе.
Объектом исследования данной работы выступает государственная гражданская служба, предметом – реализация права обеспечения равного доступа к государственной гражданской службе.
Методы исследования: исторический, сравнительно-правовой, системно-структурный, формально-логический.
Информационной базой работы послужили нормативно-правовые акты РФ и современная научная литература, периодические издания по государст-венной гражданской службе.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
В Конституции РФ утвержден принцип равного доступа к гражданской службе. Его осуществление обеспечивают нормы о конкурсе, как обязательной процедуре по отбору кандидатов на должности гражданской службы. Законодательство о конкурсном отборе должно не только обеспечить реализацию указываемого принципа, но и содействовать поступлению на гражданскую службу наиболее квалифицированных и подготовленных сотрудников. Конкурс необходимо рассматривать и как одну из мер противодействия коррупции.
Таким образом, в связи с актуальностью данного вопроса, цель данной работы – исследование права граждан на равный доступ к государственной гражданской службе.
В рамках данной цели нужно решить следующие задачи:
рассмотреть основы права граждан на равный доступ к государственной гражданской службе и механизмы его реализации;
провести анализ практики реализации принципа равного доступа к государственной гражданской служб, выявить проблемы в данной сфере;
определить направления совершенствования реализации принципа равного доступа к госслужбе.
Объектом исследования данной работы выступает государственная гражданская служба, предметом – реализация права обеспечения равного доступа к государственной гражданской службе.
Методы исследования: исторический, сравнительно-правовой, системно-структурный, формально-логический.
Информационной базой работы послужили нормативно-правовые акты РФ и современная научная литература, периодические издания по государст-венной гражданской службе.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
В заключение работы следует сделать выводы.
Важной нормой, являющейся конституционной основой государственной службы РФ, является право граждан Российской Федерации на равный доступ к государственной службе, закрепленное ч. 4 ст. 32 Конституции РФ. Этот принцип означает запрещение дискриминации по признакам пола, национальности, убеждений, вероисповедания и другим обстоятельствам при поступлении на государственную службу.
Данный принцип опирается на нормы международного права в сфере регулирования государственно-служебных отношений. Ч. 4 ст. 15 Конституции относит к источникам института государственной службы международно-правовые акты, касающиеся сферы государственной службы. Так, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. в ст. 25 закрепляет право каждого гражданина без всякой дискриминации и необоснованных ограничений «допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе». Этот принцип позволяет реализовать конституционное право российских граждан участвовать в управлении делами государства, наполняя содержанием принцип народовластия, закрепленный Конституцией РФ. Право равного доступа к государственной службе является необходимым условием, последовательная реализация которого будет способствовать формированию компетентного высокопрофессионального корпуса государственных служащих, обеспечит предпосылки создания эффективной системы противодействия коррупции в органах государственной власти, правоохранительных органах, в Вооруженных силах РФ.
Вместе с тем следует обратить внимание, что конституционная норма о равном доступе граждан к государственной службе не исключает ограничений, которые касаются способностей, квалификационных требований, состояния здоровья и иных установленных критериев, по которым не все граждане РФ могут быть приняты на государственную службу.
Однако наряду с ограничениями, обоснованность и законность которых не вызывает возражений, в практике работы кадровых служб различных министерств и ведомств имеют место следующие факты. Так, отделы кадров отказывают в приеме документов о поступлении на службу гражданам, чьи родители или родственники имели судимость, в том числе снятую или погашенную, в том числе за единожды совершенные преступления, относящиеся к категории небольшой тяжести. В ряде случаев отказывают в приеме на службу лицам, имеющих родственников за границей. Как нам представляется, подобные ограничения представляются весьма спорными и требуют судебной оценки. Так, Верховный Суд РФ признал не действующим пункт 41 Инструкции о порядке отбора граждан Российской Федерации и приема документов для поступления на службу в органы внутренних дел Российской Федерации в той части, в какой данный пункт допускает принятие руководителем решения об отказе кандидату в приеме на службу в органы внутренних дел или в направлении для поступления в образовательную организацию высшего образования системы МВД России для обучения по очной форме только на основании полученных данных о наличии у родственников кандидата судимости.
Между тем, не смотря на решение Верховного Суда, подобная практика продолжает существовать при приеме на службу в другие правоохранительные органы, а также в Вооруженные силы РФ. Анализ практики приема на государственную службу позволяют прийти к выводу о наличии и других серьезных нарушений права равного доступа на государственную службу. Так, при поступлении на службу в правоохранительные органы, в Вооруженные силы имеют место случаи неофициального основания отказа по признаку национальной принадлежности, религиозного вероисповедания. Не случайно следствием подобной практики являются довольно часто встречающиеся примеры смены не только фамилий, но и имени, отчества гражданами, изъявивших желание связать свою жизнь с государственной службой. При приеме на службу существует дискриминация по признаку принадлежности граждан к оппозиционным партиям и движениям. Таким образом, в реальности принятие или непринятие гражданина на государственную службу зависит от усмотрения представителя нанимателя. При условии, что, как правило, порядок принятия решения формально соблюдается, доказать неправомерность принятого представителем нанимателя решения практически невозможно.
УК РФ хотя и предусматривает меры ответственности в случае нарушения права на равный доступ к государственной службе, однако, привлечь к ответственности виновных лиц практически невозможно.
В этой связи приходим к выводу, что принцип равного доступа к государственной службе реализован в законодательстве недостаточно последовательно, что порождает возможность нарушений, а также совершения коррупционных действий при поступлении на службу.
Одним из путей решения проблемы видится усиление общественного контроля в отношении деятельности государственных органов. Необходимо четкое определение в законе последствий для руководителей различного уровня, если в результате проведенного мониторинга общественного мнения будет установлено, что общественное доверие к их деятельности на данной территории в период пребывании в занимаемой должности данного руководителя, утрачено. Полагаем, что утрата общественного доверия для руководителя должна повлечь, как минимум, освобождение данного лица от занимаемой должности. Последующее продолжение службы и новое назначение должно стать возможным лишь после соответствующей проверки с понижением в должности. Внесение соответствующих поправок в действующее федеральное и региональное законодательство позволит заметно усилить эффективность общественного контроля за деятельностью всех властных структур. В этой связи полагаем уместным отметить, что согласно пункту 1 статьи 3 Конституции носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Отсюда следует, что легитимность власти определяется общественным одобрением ее деятельности.
Существующая конкурсная система отбора, сложившаяся в Российской Федерации, имеет ряд противоречий и пробелов. Это может препятствовать отбору наиболее квалифицированных кадров для прохождения государственной гражданской службы. В результате чего ставится под сомнение полноценность реализации принципа равного доступа к государственной гражданской службе.
Казалось бы - конкурс является наиболее оптимальным способом отбора кандидатов на вакантные должности государственной службы, позволяющим соблюсти права граждан на равный доступ к государственной гражданской службе, а также обеспечить гражданским служащим карьерный рост. На практике происходит обратная ситуация.
Законодательством существенным образом ограничен круг лиц, в отношении которых проводится конкурсный отбор кадров. Как следствие, существенным образом увеличено количество групп должностей, которые замещаются без проведения конкурса.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что возможности использования конкурса для отбора наиболее квалифицированных кадров на государственную службу существенным образом ограничены. В настоящее время конкурсный отбор на государственную гражданскую службу не выступает в качестве основного способа формирования кадров государственных органов и нуждается в совершенствовании.
Таким образом, совершенствование правового регулирования реализации права на равный доступ к государственной службе позволит ускорить решение задач конституционно-правовых основ государственной службы.
Важной нормой, являющейся конституционной основой государственной службы РФ, является право граждан Российской Федерации на равный доступ к государственной службе, закрепленное ч. 4 ст. 32 Конституции РФ. Этот принцип означает запрещение дискриминации по признакам пола, национальности, убеждений, вероисповедания и другим обстоятельствам при поступлении на государственную службу.
Данный принцип опирается на нормы международного права в сфере регулирования государственно-служебных отношений. Ч. 4 ст. 15 Конституции относит к источникам института государственной службы международно-правовые акты, касающиеся сферы государственной службы. Так, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. в ст. 25 закрепляет право каждого гражданина без всякой дискриминации и необоснованных ограничений «допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе». Этот принцип позволяет реализовать конституционное право российских граждан участвовать в управлении делами государства, наполняя содержанием принцип народовластия, закрепленный Конституцией РФ. Право равного доступа к государственной службе является необходимым условием, последовательная реализация которого будет способствовать формированию компетентного высокопрофессионального корпуса государственных служащих, обеспечит предпосылки создания эффективной системы противодействия коррупции в органах государственной власти, правоохранительных органах, в Вооруженных силах РФ.
Вместе с тем следует обратить внимание, что конституционная норма о равном доступе граждан к государственной службе не исключает ограничений, которые касаются способностей, квалификационных требований, состояния здоровья и иных установленных критериев, по которым не все граждане РФ могут быть приняты на государственную службу.
Однако наряду с ограничениями, обоснованность и законность которых не вызывает возражений, в практике работы кадровых служб различных министерств и ведомств имеют место следующие факты. Так, отделы кадров отказывают в приеме документов о поступлении на службу гражданам, чьи родители или родственники имели судимость, в том числе снятую или погашенную, в том числе за единожды совершенные преступления, относящиеся к категории небольшой тяжести. В ряде случаев отказывают в приеме на службу лицам, имеющих родственников за границей. Как нам представляется, подобные ограничения представляются весьма спорными и требуют судебной оценки. Так, Верховный Суд РФ признал не действующим пункт 41 Инструкции о порядке отбора граждан Российской Федерации и приема документов для поступления на службу в органы внутренних дел Российской Федерации в той части, в какой данный пункт допускает принятие руководителем решения об отказе кандидату в приеме на службу в органы внутренних дел или в направлении для поступления в образовательную организацию высшего образования системы МВД России для обучения по очной форме только на основании полученных данных о наличии у родственников кандидата судимости.
Между тем, не смотря на решение Верховного Суда, подобная практика продолжает существовать при приеме на службу в другие правоохранительные органы, а также в Вооруженные силы РФ. Анализ практики приема на государственную службу позволяют прийти к выводу о наличии и других серьезных нарушений права равного доступа на государственную службу. Так, при поступлении на службу в правоохранительные органы, в Вооруженные силы имеют место случаи неофициального основания отказа по признаку национальной принадлежности, религиозного вероисповедания. Не случайно следствием подобной практики являются довольно часто встречающиеся примеры смены не только фамилий, но и имени, отчества гражданами, изъявивших желание связать свою жизнь с государственной службой. При приеме на службу существует дискриминация по признаку принадлежности граждан к оппозиционным партиям и движениям. Таким образом, в реальности принятие или непринятие гражданина на государственную службу зависит от усмотрения представителя нанимателя. При условии, что, как правило, порядок принятия решения формально соблюдается, доказать неправомерность принятого представителем нанимателя решения практически невозможно.
УК РФ хотя и предусматривает меры ответственности в случае нарушения права на равный доступ к государственной службе, однако, привлечь к ответственности виновных лиц практически невозможно.
В этой связи приходим к выводу, что принцип равного доступа к государственной службе реализован в законодательстве недостаточно последовательно, что порождает возможность нарушений, а также совершения коррупционных действий при поступлении на службу.
Одним из путей решения проблемы видится усиление общественного контроля в отношении деятельности государственных органов. Необходимо четкое определение в законе последствий для руководителей различного уровня, если в результате проведенного мониторинга общественного мнения будет установлено, что общественное доверие к их деятельности на данной территории в период пребывании в занимаемой должности данного руководителя, утрачено. Полагаем, что утрата общественного доверия для руководителя должна повлечь, как минимум, освобождение данного лица от занимаемой должности. Последующее продолжение службы и новое назначение должно стать возможным лишь после соответствующей проверки с понижением в должности. Внесение соответствующих поправок в действующее федеральное и региональное законодательство позволит заметно усилить эффективность общественного контроля за деятельностью всех властных структур. В этой связи полагаем уместным отметить, что согласно пункту 1 статьи 3 Конституции носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Отсюда следует, что легитимность власти определяется общественным одобрением ее деятельности.
Существующая конкурсная система отбора, сложившаяся в Российской Федерации, имеет ряд противоречий и пробелов. Это может препятствовать отбору наиболее квалифицированных кадров для прохождения государственной гражданской службы. В результате чего ставится под сомнение полноценность реализации принципа равного доступа к государственной гражданской службе.
Казалось бы - конкурс является наиболее оптимальным способом отбора кандидатов на вакантные должности государственной службы, позволяющим соблюсти права граждан на равный доступ к государственной гражданской службе, а также обеспечить гражданским служащим карьерный рост. На практике происходит обратная ситуация.
Законодательством существенным образом ограничен круг лиц, в отношении которых проводится конкурсный отбор кадров. Как следствие, существенным образом увеличено количество групп должностей, которые замещаются без проведения конкурса.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что возможности использования конкурса для отбора наиболее квалифицированных кадров на государственную службу существенным образом ограничены. В настоящее время конкурсный отбор на государственную гражданскую службу не выступает в качестве основного способа формирования кадров государственных органов и нуждается в совершенствовании.
Таким образом, совершенствование правового регулирования реализации права на равный доступ к государственной службе позволит ускорить решение задач конституционно-правовых основ государственной службы.
Подобные работы
- Механизмы обеспечения права на равный доступ к государственной службе (РАНХ и ГС (алтайский филиал))
Курсовые работы, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2019



