ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 12
1.1. Характеристика понятия «цифровые технологии» 12
1.2. Процесс использования цифровых технологий при обучении
истории 24
Выводы по первой главе 41
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ XIX- XX ВЕКОВ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 43
2.1. Разработка уроков по истории XIX - XX вв. с использованием цифровых
технологий 43
2.2. Диагностика результатов освоения знаний у учащихся средней школы на уроках по истории XIX-XX веков с использованием цифровых
технологий 54
Выводы по второй главе 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования
Актуальность исследования связана с тем, что процесс овладения новыми знаниями, соответствующим образовательным стандартам последнего поколения требует принципиально иных подходов к образованию. Изучение исторического наследия требует включения в процесс обучения различных вспомогательных средств, при этом, не забывая, что ключевую роль при формировании знаний по истории отводится педагогическим технологиям. Учитель истории должен осваивать современные методы обучения, в том числе цифровыми технологиями, что отражено в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы , которые должны не заменить, а помочь в организации урока.
С этой целью необходимо включать в образовательный процесс широкое информационное поле деятельности различные источники информации, побуждающие ученика к самостоятельному поиску решения. Прежде всего, широкое внедрение инновационных педагогических технологий с применением современных цифровых технологий и программных средств обучения, осознание необходимости расширения диапазона общего культурного уровня, владение информационными технологиями, определяет актуальность исследования. Всеми необходимыми знаниями для пользования информационных носителей современные дети начинают овладевать с самого раннего детства. Поэтому использование цифровых технологий в школе объективный и естественный процесс, это требование сегодняшнего дня. Современная школа нацелена на образовательный, развивающий и воспитательный процесс, как фактор личностного развития детей, с целью сформировать знания по самым сложным историческим процессам в обществе. Для того, что бы организация цифрового процесса обучения происходила быстрее, уже существует проект
-5
«Цифровая школа» ' Проект нацелен на помощь в модернизации школы, организации процесса обучения, а так же помощи преподавателям и руководящему составу в освоении новых технологий.
Учебный предмет «История» дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества. Рубеж XIX - XX веков в системе исторического образования играет ключевую роль. Изучение сложного, тяжелого и трагического периода в мировой истории, позволит школьникам найти объяснения в социально-экономических, политических изменениях современного общества. Тексты учебников прошлого поколения, особенно при изучении преобразований в ряде стран, носили теоретический характер, детям было трудно представить процессы модернизации общества. Бумажные карты и схемы не могли полноценно удовлетворить запросам учеников.
Разрастающееся информационное и коммуникативное пространство современного мира усиливает значение исторического знания. Процесс внедрения цифровых технологий в историческом образовании играют для школьного учителя истории важную роль. Если в повседневной жизни людей компьютер превратился в привычный атрибут, он стал незаменимым помощником в учебе, в работе и отдыхе, то в профессиональном обеспечении проектирования урока учителя истории - современные цифровые технологии занимают значимое место: от бумажных пособий к интерактивным доскам, мультимедиа ресурсам с выходом в систему Интернет.
Использование цифровых технологий на уроках истории оказывают влияние на качество обучения, что принципиально меняет организацию учебного процесса. С целью глубоко изучения вопроса применения цифровых технологий важно разобраться в процессе проектирования урока.
Объект исследования: процесс использования цифровых технологий в обучении.
Предмет исследования - использование цифровых технологий при проектировании урока по истории XIX- XX вв.
Анализ использованных источников и литературы позволит нам более детально представить предмет исследования. При изучении данной темы в первую очередь были, рассмотрены источники, регламентирующие пути внедрения цифровых технологий на уроках истории в образовательных учреждениях. Согласно нормативно-правовой базы системы образование реализация данного направления осуществляется согласно ст. 98 закона РФ «Об образовании» и ФГОС нового поколения .
Фундаментальные труды по исследованию возрастных особенностей освоения учебной программы представлены в работах зарубежных (З.Фрейд, Ж. Пиаже) и российских (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин и др.) ученых. В учебнике «Возрастная психология» представлен анализ ведущих мировых и отечественных теорий психического
3
развития .
В пособии «Информационные технологии в образовании» содержится теоретические и практические материалы по проблеме использования цифровых технологий в образовании ФГОС нового поколения.
О приоритетности внедрения данного направления в образовательную систему можно судить о заинтересованности реализации идей цифровизации на государственном уровне .
В работе представлен широкий круг методической литературы: это и труды современных исследователей, статьи сборника «Медийно- информационная грамотность современного педагога», посвященные внедрению системы информатизации в школьное обучение1 .
В сборнике «Цифровые образовательные ресурсы в учебном процессе педагогического ВУЗа и школы» опубликованы исследования по созданию и использованию электронных образовательных ресурсов нового поколения, повышению информационно-коммуникативной - компетентности педагогов общеобразовательных учреждений, внедрению инновационных образовательных технологий в процесс обучения 2.
-5
В Концепции федеральной целевой программы развития образования в современной школе приоритетным направлением является как раз применение технологий информационного обучения, способствующих повышению активности учащихся на уроках.
М.Т. Студеникин в книге «Современные технологии преподавания истории в школе» подчёркивает, что применение технических средств - одна
4
из характерных черт современного развития школы и педагогики ,
Пособие «Ресурсы Интернета и уроки истории в средней школе» посвящено современным технологиям преподавания истории - модульноблочному обучению, проектной деятельности, применению компьютерных программ и Интернета на уроках истории.5 Методические рекомендации содержат вопросы и задания развивающего характера, викторины для учащихся. Предлагаемое пособие раскрывает опыт работы учителей истории по применению современных технологий обучения .
И.Г. Захарова в книге «Информационные технологии вобразовании», подчёркивает важность и необходимость применения цифровых технологий, отмечая важность учебного материалав электронном виде1.
В методических рекомендациях И.С. Сергеева так же рассказывается о современном устройстве кабинета истории, его наполнении видеоносителямии их применении на уроках истории, включая электронные компьютерные программы в сочетании с Интернетом 2.
В работе представлены исследования последних лет различных специализированных периодических изданий, включающих статьи о применении цифровых технологий в школе, на уроках истории: «Информационные технологии», «Школьные технологии», «Преподавание истории в школе».
В авторской работе Гудкова А. Н. «Работа с видеоматериалами на уроках истории» также представлена методика применения видеоносителей, компьютерных технологий, возможностей Интернет-ресурсов на уроках
3
истории .
Не менее интересен подход В.И. Боголюбова, который в своей статье «Инновационные технологии в педагогике» отмечает, что обновление школы возможно лишь на путях разработки новых педагогических технологий
4
исоответствующей подготовке педагогов .
В работе использованы методические рекомендации на основе многолетнего опыта по организации урока истории с использованием цифровых технологий. Изученные статьи последних пяти лет дают нам возможность проследить динамику и прогресс применения технологий в образовании. Например, в статье «Интерактивные формы обучения как средство развития личности школьника» Н. Шевченко подчёркивает, что современное обучение трудно сегодня представить без технологии мультимедиа. Мультимедиа программы открывают широкие возможности для учителей и учеников .
В свою очередь более ранние исследование Г. Аствацатурова подчёркивает лишь творческую сущность цифровых технологий, где основную роль при организации урока играет учитель, который в свою очередь организует творчество детей, они занимаются сотворчеством .
Ю.Л. Господарик отмечает, что практика применения информационнокоммуникативных и цифровых технологий в овладении методикой по- прежнему велика. Автор нацеливает учителя на творческое освоение
-5
информационно-коммуникативных технологий .
В сборнике «ИКТ в предметной области» представлен опыт учителей истории и обществознания образовательных учреждений Санкт-Петербурга о том, как они на уроках и во внеурочной деятельности применяют мультимедийные презентации, flash-разработки, интерактивную доску,
.... .... 4
таймлайны, исторический сайт .
М.В. Короткова в статье «Личностно-ориентированный подход в использовании наглядных средств на уроках истории», рассматривает тему использования картин, фотографий, карт. Автор обосновывает применение личностно-ориентированного подхода вобучении .
Чернов А.Н. в статье «Мультимедийный кабинет истории» считает, что в кабинете истории должно быть современное оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, акустическая система, интерактивная доска, сканер, принтер идр . В более позднем исследовании он вносит корректирующие рекомендации по методике внедрения цифровых технологий, при котором организующий процесс более доступный как учителю так и ученикам .
Цель и задачи исследования
Цель исследования заключается в изучении особенностей проектирования урока истории XIX -XX вв. с использованием цифровых технологий.
Исходя из поставленной цели, обозначены следующие задачи исследования:
1. охарактеризовать основные понятия «цифровые технологии»;
2. изучить процесс внедрения цифровых технологий при обучении истории;
3. рассмотреть процесс разработки уроков по истории XIX - XX вв. с использованием цифровых технологий;
4. диагностировать результаты освоения знаний на уроках изучения истории XIX-XX веков с использованием цифровые технологий у учащихся средней школы.
Гипотеза исследования
Цель и задачи выпускной работы определили гипотезу исследования: повысить эффективность организации педагогического процесса при проектировании уроков по истории XIX - XX вв. при помощи цифровых технологий возможно, если:
- учитывать общую подготовку и возраст детей;
- иметь в наличии обеспеченность цифровыми технологиями;
- учителю и ученикам знать и уметь применять различные типы и средства цифровых технологий.
Методологическая основа
Методологической основой исследования являются: идеи гуманизма, концепции личностно-ориентированного обучения, основные положения проблемы обучения применительно к педагогическим явлениям и процессам и др.
Методы исследования
Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимосвязанных методов исследования:
1) анализ социально-философской, педагогической, методической литературы;
2) обобщение и систематизация научных данных;
3) анализ проблем использования цифровых технологий при организации уроков истории XIX -XX вв.;
4) наблюдение за школьниками на предмет умения использования цифровых технологий вначале (во время подготовки доклада презентации) и конце (во время групповой работы по защите проекта с использованием цифровых технологий) эксперимента;
5) анкетирование школьников направленного на изучение интереса к предмету «история»;
6) изучение уровня знаний по истории XIX - XX вв. в начале и конце эксперимента.
База исследования
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением отдельных предметов» Елабужского муниципального района Республики Татарстан (далее МБОУ «СОШ №9»). В исследовании приняли участие обучающиеся 8-х классов, учителя истории.
Этапы исследования
Первый этап - изучение научной и методической литературы. Составление плана работы, подготовка к практической работе по реализации урока истории XIX - XX вв. с использованием цифровых технологий, подбор методик по определению уровня знаний у школьников.
Второй этап - проведение констатирующего, формирующего и контрольного этапов опытно-экспериментальной работы, позволяющих подтвердить гипотезу, заключающуюся в исследования продуктивности проектирования урока истории XIX - XX вв. с использованием цифровых технологий.
Третий этап - уточнение научно-теоретических и методических основ работы, анализ результатов опытно-экспериментальной работы, оформление текста работы, формулирование выводов и рекомендаций дальнейшего применения цифровых технологий на уроках истории.
Научная новизна исследования
Научная новизна заключается в том, что изучение процесса использования цифровых технологий на уроках истории, позволит учителю истории по-новому взглянуть на процесс проектирования урока. Новые виды применения цифровых технологий расширяют возможности учеников и желания получать знания на уроке истории.
Теоретическая и практическая значимость исследования
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в обобщении исследований и опыта по использованию цифровых технологий на уроке истории, так как к настоящему времени накоплен определенный опыт практического применения компьютера на уроке, в ходе подготовки к нему, а также во внеклассных мероприятиях. Материалы исследования могут быть использованы студентами при разработке уроков по истории XIX - XX вв. при прохождении педагогической практики в школе. Планирование урока с применением цифровых технологий позволило выйти на новый уровень передачи знаний.
В процессе изучения источников и литературы по распространению цифровых технологий на уроках истории определено, что на современном этапе обновления школы возможно лишь на путях разработки новых педагогических технологий и соответствующей подготовки профессиональных педагогов. Изучая теоретические работы, выявлены связи внедрения цифровых технологий и роль учителя, который перестал быть первоисточником информации и превратился в посредника, облегчающего её получение.
Умение пользоваться компьютером важно не только для учителя, но и для учеников, так как внедрение инновационных технологий и систематическое использование в процессе преподавания и обучения истории носит развивающий характер. Определено, что современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный потребитель, как учитель, так и его ученики должны использовать цифровые технологии в своей деятельности, преследуя цель преследуя преследуя цель воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.
В процессе изучения темы выяснилось, что большую пользу информационные технологии могут принести учителю истории при подготовке к уроку по теме «Всемирная история XIX - XX вв». Это связано с тем, что специфика исторической дисциплины предполагает постоянную работу с наглядно-иллюстративным материалом. Современная проекционная аппаратура является, как правило, мультимедийной, многие модели сопряжены с компьютерами, которые тоже представляют собой мультимедийное устройство.
В ходе изучения материально-технической базы объекта практики определено, что СОШ №9 располагает Ресурсным центром, системой мультимедиа, располагающей готовыми программными продуктами: обучающими программами, электронными справочниками, энциклопедиями, компьютерными играми и др., записанными на приобретаемых компакт-дисках, а также создавать собственные небольшие программы с анимацией и звуковым сопровождением.
Использование учителями истории в СОШ №9 информационно-цифровых технологий зависит от стажа и заинтересованности в предметно ориентированной учебной среде.
Проведенный мониторинг классных журналов во время педагогической практики на констатирующем этапе определил уровень качества знаний по истории у школьников 8-х классов. Определено, что преимущественно ученики имеют оценку «хорошо», однако процент «удовлетворительно» так же имеет высокие показатели.
Ученики экспериментального класса в ходе анкетирования на предмет заинтересованности уроками история, отмечены слабой заинтересованностью получаемыми знаниями.
При проведении формирующего этапа в экспериментальном классе на уроке «Гражданская война в США. А. Линкольн» использованы цифровые технологии «MailmgHsts»,«PowerPoint», флеш-фильмы, «TimeLine»,
«SynfigStudio».
В исследовании подробно описаны возможности использования информационных технологий и Интернет-ресурсов на уроке истории по теме XIX - XX вв в 8 классе. При этом отметим, что информация, взятая в сети Интернет увеличивает объём информации, позволяет реализовать интерактивные технологии, что усложняет работу учителя истории, но при этом учебный процесс делает насыщенным, что является немаловажным для развития интереса учеников. Современные цифровые технологии открывают учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, дают совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков. Новые цифровые технологии не заменят учителей и учебников, они создают новые возможности для развития всей системы образования.
В ходе исследования определено, что, несмотря на то, что традиционные методы и приёмы обучения на уроках истории имеют свои определенные достоинства, при этом они не в полной мере способствуют развитию и саморазвитию учащихся в условиях современного информационного общества. Использование компьютерной техники цифровых технологий значительно повышает эффективность процесса обучения благодаря его индивидуализации, наличию обратной связи, расширению наглядности. То, что невозможно сделать при помощи традиционных технологий на уроках истории, позволяет во многом реализовать цифровые технологии. Они позволяют оперировать большим объемом информации и работают с большим быстродействием, реализовывая возможность лучшего усвоения материала, оптимизации учебного процесса и усиления мотивации учащихся к учебной деятельности.
В процессе контрольного этапа определено, что ученики 8 «Г» класса стали более заинтересованы в получении знаний по истории Нового времени. Учитель истории отмечает, что ученики экспериментального класса демонстрируют высокий уровень активности на занятиях. В целом, при тестировании учащихся экспериментального класса, отмечены высокие результаты по знанию исторического материала по событиям в США, результатов «удовлетворительно» не отмечено ни у кого, в свою очередь результаты знаний в восьмой параллели имеют низкий результат.
Проведенное анкетирование с учениками экспериментального класса показало повышенный интерес к получаемым знаниям через применение цифровых технологий на уроках истории.
Таким образом, можно подтвердить гипотезу исследования: повышение эффективности организации педагогического процесса урока истории зависит от общей подготовки и возраста детей, при применении различных типов и средств. Использование цифровых технологий гарантирует рост качественной успеваемости, повышение прочности знаний, повышая общую эффективность применяемых методик и интереса учеников к предмету истории.
В заключение хотелось бы сказать, что современный учитель просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав - право на качественное образование. Не развитие технологий ради технологий, а использование их ради поддержания и развития интереса к знаниям и учебе учащихся - актуальная задача современного образования, при модернизации которого особую роль уделяют информатизации обучения. Не развитие технологий ради технологий, а использование их ради поддержания и развития интереса к знаниям и учебе учащихся - актуальная задача современного образования, при модернизации которого особую роль уделяют информатизации обучения.
1.1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Приказ №1897 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 [Электронный ресурс]. - URL: http://base.garant.ru/55170507. - (дата доступа: январь, 2019).
1.2. Ежегодное послание Президента РФ Федеральному Собранию
[Электронный ресурс]. - URL:
http://www.kremlin.ru/events/president/news/17n8 (дата обращения: январь, 2019г.).
1.3. Закон об образовании в РФ №273-ФЗ от 29.12.2012 // [Электронный ресурс]. - URL: //http://base.garant.ru. (дата обращения: декабрь, 2018).
1.4. Информационные системы в системе образования // Закон об образовании в РФ №273-ФЗ от 29.12.2012. (ред. От 25.12.2018). - Ст. 98. // [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru. (дата обращения: январь, 2019).
1.5. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы / Распоряжение от 29 декабря 2014 г. № 2765-р // [Электронный ресурс]. - URL: http://base.garant.ru (дата обращения: январь, 2019).
1.6. Официальный сайт МБОУ «Средняя. общеобразовательная школа . №9» Елабужского муниципального района Республики Татарстан [Электронный ресурс]. - URL://https://edu.tatar.ru/elabuga/sch9 (дата обращения: январь, 2019).
1.7. Сборник тестов по истории.8 класс. - [Электронный ресурс]. -
URL://https://obrazovaka.ru/testy/po-istorii/8-klass (дата обращения: январь,
2019).
1.8. Рабочая программа по истории для 8А, В, Г классов /Составитель М.М. Минеева.- Протокол от 29.08.2017г.№1 - [Электронный ресурс]. - URL://https://edu.tatar.ru/elabuga/sch9 (дата обращения: январь, 2019).
1.9. Загладин Н.В. Всеобщая история. История Нового времени. XIX- начало XX века:Учебник для 8 класса общеобр. учрежд.-М.:Русское слово, 2008.
1.10. Лазукова Н.Н. История России: 8 класс: учебник для учащихся общеобр. учрежд.-М.:Вентана граф, 2011.
II. Литература:
2.1. Алешин Л.И., Максимов Н.В. Информационные системы и технологии // Информационные технологии. - 2008. - С. 424-428.
2.2. Аствацатуров Г. Технология конструирования мультимедийного урока // Учитель истории. - 2002. - №2. - С. 2-6.
2.3. Боголюбов В.И. Инновационные технологии в педагогике // Школьные технологии. - 2005. - №1.
2.4. Ваисова JI.M. Информационные технологии в проектной деятельности по истории и обществознанию // Преподавание истории в школе. - 2007. - №2.
2.5. Господарик Ю.Л. Электронная хрестоматия в Интернете как средство поддержки школьного учебника истории// Преподавание истории и обшествознания в школе. - 2015. - № 2.
2.6. Гудков А.Н., Гудкова О.Н. Работа с видеоматериалами на уроках истории // Преподавание истории в школе. - 2012.- № 8. -С. 5-16.
2.7. Давыдова И.П. Возможности flash-анимации для учителей истории // ИКТ в предметной области. Часть IV. История и обществознание / Сост. О.В. Брыкова. - СПб.: ГОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2010. - С. 45-54.
2.8. Дахин А.Н. Образовательные технологии: сущность, классификация, эффективность // Школьные технологии. - 2007. - №2.
2.9. Драхлер А.Б. Ресурсы Интернета и уроки истории в средней школе // Настольная книга учителя истории. - М., 2016. - 312 с.
2.10. Жерлыгина С.П. Использование компьютерных технологий впреподавании истории // Преподавание истории в школе. - 2005. - №8. -68с.
2.11. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. - М.: Академия, 2007. - 401 с.
2.12. Ивановский Р.И. Информационные технологии в образовании. - М.,
2013. - 288 с.
2.13. ИКТ в предметной области. Часть IV. История и обществознание / Сост. О.В. Брыкова. - СПб.: ГОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2010. - 76 с.
2.14. Интернет в гуманитарном образовании / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Владос, 2011. - 272 с.
2.15. Информационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. - 227 с.
2.16. Иоффе А.Н. Основные стратегии преподавания в школе // Преподавание истории в школе. - 2015. - №7.
2.17. Калуцкая Е.К. Современный кабинет истории: проблемы и
перспективы // Преподавание истории в школе. - 2018. - №3. - С.3-6.
2.18. Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. - М., 2013.- 188 с.
2.19. Короткова М.В. Личностно-ориентированный подход в использовании наглядных средств на уроках истории // Преподавание истории в школе. - 2018. - №1. -С. 3-8.
2.20. Крылова Н.Б. Проектные (продуктивные) методы против классноурочной организации образования // Школьные технологии. - 2014. - №5.
2.21. Куркин Е.Б. Технологизация образования - требование времени // Школьные технологии. -2017. - №1. - С.23-33.
2.22. Манцивода А.В. Достижения в Интернете и будущее информационной среды российского образования // Информационные технологии. - 2018. - №1.
2.23. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. - М.: Просвещение, 2013. - 156 с.
2.24. Маткин А.А. ИКТ - компетентность учителя истории. [Электронный ресурс]. - URL: http://schools. perm.ru (дата обращения: январь, 2019г.).
2.25. Медийно-информационная грамотность современного педагога: в 3 ч. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Оренбург, Оренбургский государственный педагогический университет, 30-31 октября 2018 г. / Сост. и науч. ред. О.М. Скибина, И.В.Жилавская. - Оренбург: Издательство «Оренбургская книга», 2018. - 406 с.
2.26. Методические рекомендации по использованию информационно - коммуникационных технологий в цикле социально-экономических дисциплин в общеобразовательной школе. - Пермь: ПРИПИТ, 2014. -288 с.
2.27. Мухина Ю.Р. Соотношение понятий «информационные технологии» и «современные информационные технологии» в обучении // Молодой ученый. - 2009. - №11. - С. 295-298. - URLhttps://moluch.ru/archive/11/769/ (дата обращения: 01.02.2019).
2.28. Норенков И.П.Краткая история вычислительной техники и информационных технологий // Наука и образование. - 2005. - № 9. 2.29.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.: Изд-во Юрайт,2013. - 460 с.
2.30. Полат Е.С. Как реализовать компетентностный подход в обучении // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2013. - №3.
2.31. Розов Н.Х. Некоторые проблемы методики использования информационных технологий и компьютерных продуктов в учебном процессе средней школы // Информатика. - 2015. - № 6. -С.26.
2.32. Румянцев В.Б. Всемирная история в Интернете // Преподавание истории и в школе. - 2012. - № 8. - С. 75-77.
2.33. Сергеев И.С. Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникативных технологий в цикле социальноэкономических дисциплин в общеобразовательной школе. - М, 2013. - 312 с.
2.34. Современные методы в современном преподавании // Преподавание истории в школе. - 2013. - № 9. - С. 48.
2.35. Сервисы социальных закладок (ССЗ). Педагогические сценарии использования ССЗ. Работа с BobrDobr.Ru: Сборник статей // Использование интернет-технологий в современном образовательном процессе. Часть II. Новые возможности в обучении. - СПб, РЦОКОиИТ, 2008. - С. 80-90.
2.36. Студеникин М.Т. Современные технологии преподавания истории в школе. - М: Владос, 2007. - 227с.
2.37. Субботина В.В. Интеграция и компьютеризация на уроках истории // Преподавание истории в школе. - 2016. - № 4.
2.38. Тороп В.В. Проблема использования информационных технологий в преподавании предметов социально-гуманитарного цикла // Преподавание истории в школе. - 2017. - №2. - С.4-8.
2.39. Цифровые образовательные ресурсы в учебном образовательном процессе педагогического вуза и школы: Тезисы докладов I региональной научно-практической конференции. - Воронеж: ВГПУ, 2007. - 140с.
2.40. Чернов А.В. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания // Преподавание истории в школе. - 2011. - № 8. - С.40-46.
2.41. Чернов А.И. Мультимедийный кабинет истории: оснащение,
содержание и перспективы развития //Преподавание истории в школе. - 2008. - №3. - С. 7 - 8.
2.42. Шевченко Н. Интерактивные формы обучения как средство развития личности школьника // Учитель истории. - 2015. - №5.- С. 13-17.
2.43. Широков Е.А. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания // Молодой ученый. - 2014. - №6. - С. 49-52. [Электронный ресурс]. - URL: https://moluch.ru/archive/65/10926 (дата обращения: январь, 2019г.).
2.44. Шкарина И.Б. Применений информационных технологий в учебном процессе // Преподавание истории в школе. - 2013. - №9.
2.45. Шоценко С. Страна, загадочная, как Сфинкс //История. - 2014. - № 13.
24 с.
2.46. Щукина Г.И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьника. Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2012.