Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРИМЕНЕНИЕ ПРИЕМОВ НЕТРАДИЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ СТАРШИХ КЛАССАХ

Работа №62015

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы66
Год сдачи2017
Стоимость4780 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
314
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПУТИ ПРИМЕНЕНИЯ НЕТРАДИЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ 10
1.1 Нетрадиционные приемы изучения фактического материала, их отличие от
традиционных 10
§ 2. Педагогическое значение игровой технологии. Виды игр 15
§ 3. Методика подготовки и проведения игры 22
§ 4. Инновационный педагогический опыт применения нетрадиционного
обучения истории в школе 28
ГЛАВА 2. АВТОРСКАЯ МОДЕЛЬ ПРИМЕНЕНИЯ НЕТРАДИЦИОННОГО
ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 43
§ 1. Структурно-функциональный анализ учебно-исторического материала по
истории Древнего мира в старших классах 43
§ 2. Воображаемая экскурсия как нетрадиционный прием изучения фактического
материала 47
§ 3. Сюжетно-ролевая игра при изучении темы «Олимпийские игры в Древней
Греции» 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Важнейшей и основополагающей функцией школьного исторического образования, которая выделяется в документах Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, является формирование российской гражданской идентичности школьников и критического мышления.
Учитель современной школы должен постоянно делать сознательный профессиональный выбор в отношении ценностей и целей исторического образования, путей их достижения в практической деятельности .
К важной и интересной форме работы, как для учителя так и для учеников, можно отнести игру. Игра - это такая форма организации учебного и воспитательного процесса, большой комплекс методических приемов и форм работы, в которой ученики с большим желанием воспринимают повседневную действительность и существующие в ней морально-этические и нравственные правила.
Игра, как форма нетрадиционного обучения, как продуктивное средство развития личности ребенка, пока не заняла еще своего места в школе. Здесь дают о себе знать стереотипные мнения об игре, которые рассматривают ее как забаву маленьких детей. Учителям необходимо иметь сильные фундаментальные теоретические знания и практические навыки для построения игровой деятельности школьников, для использования ее в целях не только обучения, но и воспитания.
Обучение - это кропотливый труд, но это не исключает введение в него нетрадиционных форм обучения, к примеру в виде использования дидактических игр.
Нетрадиционные формы обучения истории позволяют сделать насыщенной, плодотворной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности - усвоение исторических фактов, дат, ключевых имен и др.
Нетрадиционные приемы обучения способны решить актуальную проблему в школьном образовании. Нынешнюю школу подвергает критике за огромное количество вербальных, рациональных методов и средств обучения, за то, что не принимается во внимание природная эмоциональность детей. Нетрадиционные уроки напротив, объединяют в себе эмоциональный и интеллектуальные виды познавательной деятельности.
Нетрадиционные формы, методы и приемы обучения истории позволяют увлечь, а самое главное, сделать более продуктивным сам процесс обучения истории в школе.
Характеристика литературы. При написании данной работы была использована педагогическая и методическая литература, материалы периодической печати, интернет - ресурсов, благодаря чему удалось осуществить наиболее широкий и детальный анализ применения игр на уроках истории и определить их роль. Выделим некоторых авторов и их работы.
«Практикум по методике преподавания истории », содержит материал как теоретического, так и практического характера, необходимый учителю в повседневной работе. На основе современных методов, приемов и средств преподавания истории в различных типах школ разработаны образцы заданий, даны примеры проведения уроков. В частности, нам была интересна информация о нетрадиционных приемах изучения фактического материала на уроках истории.
Известные российские методисты по истории Е.Е.Вяземский,
О.Ю.Стрелова обобщили и представили достижения отечественного и
Л
мирового опыта преподавания истории в школе. Особое внимание они обратили на актуальные проблемы исторического образования в России, его цели, структуру и содержание. Предметом их исследования является развитие познавательных возможностей учащихся в процессе обучения истории, анализ приемов и форм организации учебного процесса.
М.В.Короткова рассматривает два ведущих метода современного урока - игровой и дискуссионный. На этой основе она предлагает и сценарии игр и дискуссий, которые можно использовать в работе с учащимися 5-11 классов, современные методики проведения нетрадиционных уроков и познавательные задания к различным историческим курсам .
Одним из основоположников игровых технологий на уроках истории является ученый и педагог Галина Александровна Кулагина. Вышедшая еще в 1967 году работа Г.А. Кулагиной получила положительную оценку педагогической общественности. В ее работе освещен опыт деятельности кружков исторических игр Уральского и Удмуртского государственных университетов . Педагог утверждает, что игры по истории помогут школьникам лучше усвоить отдельные понятия исторических курсов, будут способствовать развитию памяти, расширению кругозора учащихся и закреплению полученных знаний на уроках истории.
Пособие И.В. Кучерука «Технологии игрового обучения истории в
школе» представляет собой монографическое исследование по проблемам применения игровых технологий в процессе обучения истории в школе. Автором рассмотрены вопросы преемственности данных технологий в отечественной педагогике, предложена условная классификация игр для обучения истории, разработана теоретическая и алгоритмическая база применения подобных технологий.
Работа Л.П. Борзовой «Игры на уроках истории» 1 характеризует теоретические подходы к игровой деятельности в обучении. В ней обобщён опыт методики организации игр в обучении истории, осуществлена попытка раскрыть разнообразные возможности дидактических игр. При этом особое внимание уделяется тем из них, которые можно с успехом применять непосредственно на уроке.
Актуальной с точки зрения современности является работа Е.Е. Вяземского и О.Ю. Стреловой «Как сегодня преподавать историю в школе» . Она посвящёна поиску новой содержательной парадигмы исторического образования и анализу вариативных форм обучения и претендует на решение одной из серьезных педагогических проблем - рационального соединения в школе обобщенного и прикладного знания.
Большой интерес для раскрытия темы нашего исследования представляют материалы научно - методического журнала для учителей истории «Преподавание истории в школе». В статьях педагогов - новаторов Т.Г.Шумиловой, Р.Ц. Зукурова, С.О. Тепшиновой представлены разработки и методические рекомендации игровых уроков по истории.
Материалы педагогического Интернет - форума позволили расширить представления о применении игровых технологий в массовой педагогической практике на основе анализа педагогического опыта учителей истории.
Объектом данного исследования является процесс обучения истории в школе.
Предметом исследования - применение нетрадиционных приемов обучения на уроках истории.
Цель выпускной квалификационной работы - исследовать эффективность и целесообразность применения нетрадиционных приемов обучения на уроках истории в средней школе.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих
задач:
1. Охарактеризовать теоретические подходы к игровой деятельности в обучении.
2. Отразить разнообразные возможности применения дидактических
игр.
3. Обобщить опыт методики ее организации в обучении истории.
4. Апробировать модель применения дидактических игр на уроках истории в старших классах.
5. Осветить значимость нетрадиционных приемов изучения фактического материала в школе.
6. Проанализировать инновационный педагогической опыт педагогов - новаторов.
7. Изучить виды исторических игр.
Теоретические и методологические основы исследования.
При использовании теоретических положений об управлении процессом познавательной деятельности учащихся, о мотивации учения школьников в установлении межпредметных и внутрипредметных связей возникает эффективная возможность заинтересовать учащихся на основе их индивидуальных особенностей. Такую возможность можно реализовать, например, при выборе конкретной исторической игры для обучаемых, интересующихся социальными науками. Возможно установление связи между историей и предметами данного цикла для учащихся, которые интересуются также правом, обществознанием или даже экономикой. Наиболее выигрышным будет установление связей истории с гуманитарными предметами.
При проведении исторических игр или других нетрадиционных форм на уроке истории возникает необходимость использования деятельностного подхода, так как при установлении межпредметных и внутрипредметных связей формируется активная учебная деятельность обучающихся, обусловленная необходимостью установления обобщенных знаний умений и навыков.
Не менее важным фактором при реализации связей между предметами и внутри них, является признание возрастной и педагогической психологии, так как необходимо учитывать пройденные темы и уровень знаний учащихся как внутри исторического курса, так и по другим предметам. Так, например, при возможности установления внутрипредметных связей необходимо базироваться на раннее полученных учебных знаниях и умениях.
Методы исследования. Основой изучения темы было исследование научной и методической литературы, которое включало в себя теоретический анализ для определения научных основ исследования. Кроме этого исследование научной литературы было необходимо для установления уровня изученности темы и выявления трудностей и проблематики при исследовании заявленной темы.
Ценные данные по использованию методических приемов обучения были выявлены из обобщенного опыта использования игровых технологий в обучении истории. Важным элементом при работе над исследованием была апробация собственных методических приемов в ходе педагогической практики, а также целенаправленное педагогическое наблюдение, которое заключалось в использовании личного опыта преподавания при изучении темы «Культура древнего Китая» в 10 классе, c использованием «воображаемой экскурсии».
В ходе работы над темой нами были использованы следующие методы исследования: беседы с учителями истории, практическая апробация
теоретического материала.
Рабочая гипотеза. Применение игровых технологий в процессе обучения истории в старших классах в средней школе будет способствовать повышению качества знаний и умений учащихся в случае соблюдения методических требований к организации соответствующей игры.
Научная новизна работы заключается в том, что в данном исследовании впервые на основе представленной научно-теоретической базы был проведен анализ и выявлено педагогическое значение игровых технологии и в целом нетрадиционных приемов на уроке истории. Также впервые данные технологии были апробированы в процессе изучения конкретной исторической темы в школьной программе. Также новизна работы состоит в том, что при работе над исследованием был проведен структурно - функциональный анализ исторического материала, содержащегося в школьных учебниках по истории.
Практическая значимость исследования. Результаты данной работы могут быть использованы при изучении истории Древнего мира в старших классах.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Выполненное нами исследование позволяет сделать следующие выводы: востребованность нетрадиционных форм обучения истории в школе с каждым годом непрерывно растет. Нетрадиционные формы уроков, однозначно, усиливают познавательную активность школьников на уроках истории. Проблема применения нетрадиционных приемов обучения истории, его классификации, видов и методов отразились широко в научной среде и практике учителей истории. Весомый вклад в исследование нетрадиционного обучения внесли методисты О.Ю. Стрелова, Е.Е. Вяземский, М.В. Короткова, Г.А. Кулагина, Л.П. Борзова и другие.
Традиционные формы уроков истории отличаются от нетрадиционных форм обучения истории :
- Нетрадиционные уроки нацелены на развитие личности школьников, а также их творческого потенциала.
- Нетрадиционные формы предоставляют большую возможность реализовать глубокий качественный подход к диагностике или оценки результатов обучения.
- Нетрадиционные формы уроков несут в себе эмоциональный подтекст, могут даже самую тяжелую историческую информацию сделать более яркой и интересной для учащихся.
- При использовании нетрадиционных форм урока в большей мере происходит важная социально-воспитательная работа с учащимися.
- Нетрадиционные приемы изучения фактического материала добавляют эмоциональный компонент на уроке истории, способствуют социализации, становлению личности ученика, а также выполняют одну из своих главных задач - это повышение интереса к истории.
Самой популярной формой нетрадиционного обучения истории являются игры. В настоящее время существует следующая классификация учебно-исторических игр: сюжетно-ролевая игра, ретроспективные игры, деловые игры, викторины и другие.
Помимо этого, большое распространение получили и другие приемы нетрадиционного обучения истории: урок-дискуссия, воображаемая
экскурсия, воображаемое путешествие, круглые столы, уроки-конференции и другие.
Проведение нетрадиционного урока по истории предполагает его четкую организацию. Нетрадиционный урок или игра состоит из нескольких этапов и учителю, чтобы добиться успешного проведение такого урока, необходимо следить за дисциплиной на уроке и не допускать конфликтных ситуаций.
Анализ инновационного опыта педагогов-новаторов показал нам как должен выстраиваться нетрадиционный урок или игра, а также показал, как добиться максимального успеха при такой форме работы c учениками.
Структурно-функциональный анализ учебно-исторического материала по истории древнего мира, школьных параграфов в учебнике по истории показал нам высокий уровень освещения актуальных исторических вопросов на страницах школьных учебников истории, а исчерпывающий фактический материал помогает учащимся лучше подготовиться к нетрадиционному уроку по истории Олимпийских игр в Древней Греции и культуре Древнего Китая. Использование воображаемой экскурсии и ролевой игры в старших классах, получило положительный отклик у учащихся, способствовало формированию у учеников новых компетенций.
В связи с вышесказанным применение нетрадиционных форм обучения истории создает условия для лучшей степени усвоения знаний по истории. Нетрадиционные уроки заставляют учеников быть более активными, раскрепощенными, что создает условия для развития творческой личности ученика. Таким образом, применение игровых технологий в процессе обучения истории в старших классах в школе будет способствовать повышению качества знаний и умений учащихся в случае соблюдения методических требований к организации соответствующий игры.



1. Анашина Н.Ю. День истории в школе. Интелектуальные игры и развлечения. История отечества, всемирная история, история права. - М.: Академия развития, 2008.- 217 с.
2. Аникеева Н.А.Воспитание игрой. -М.:Просвещение, 1987.- 144 с.
3. Ахметов Н.К., Хайдаров Ж.С. Игра как процесс обучения.-Алма- Ата:Знание, 1985.- 39 с.
4. Беспалько В.П. Слагаемые педагогических технологий. -М.: ВЛАДОС, 1998. - 192 с.
5. Борзова Л.П. Игры на уроке истории. -М.: ВЛАДОС, 2003. - 160 с.
6. Уколов В. И, Ревякин А. В. Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX века.10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение, 2009. - 368 с.
7. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю. М.: Просвещение, 1999.-112 с.
8. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. -М.: Просвещение, 1988. - 207 с.
9. Гугин Ю.С. Урок + игра. Современные игровые технологии для школьников. - М.:Сфера,2010. - С. 65
10. Дайри Н.Г. Обучение истории в старших классах. - М., 1966.-С 97. //http:// twirpx.com [Дата обращения: 17.10.2016]
11. Вяземский Е. Е, Стрелова О. Ю. Теория и методика преподавании истории. - М.: Владос, 2003. - 384 с.
12. Короткова М.В.Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. - М.: Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2001. - 256 с.
13. Кулагина Г.А. Сто игр по истории: Пособие для учителя.-2-е изд., доп. и перераб.- М.:Просвещение, 1983.- 240 с.
14. Кучерук И.В. Технологии игрового обучения истории в школе. - Ростов н/Д.:Феникс, 2010. - 157 с.
15. Короткова М. В., Студеникин М. Т. Практикум по методике преподавания истории в школе. - М.: Владос, 2000. - 272 с.
16. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии.-М.: Просвещение, 1992. - 269 с.
17. Самоукина Н.В.Организационно - обучающие игры в образовании. - М.: Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 1996. - 112 с.
18. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. -М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
19. Спиваковская А.П. Игра - это серьезно.-М.: Педагогика, 1980.- 148 с.
20. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе: Учеб.пособие. -М: ВЛАДОС, 2000. -240 с.
21. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и наука РФ.- М.: Просвещение,
2011. -48 с.
22. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. -М.: Новая школа, 1994. - 240 с.
23. Шумилова Т.Г. Державное соперничество и Первая мировая война (урок - деловая игра в IX класса) // Преподавание истории в школе. -
2010. -№2.- С.15-16.
24.Эльконин Д.Б.Психология игры. -М.: ВЛАДОС, 1999. - 279 с.
11. ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ
1. Баханов К.А. Театрализованные игры на уроках // Преподавание истории в школе.-1990. -№4. -С. 13-15.
2. Борзова Л.П. Дидактические игры // Преподавание истории в школе. - 2000. -№1. -С.6-8.
3. БорзоваЛ.П. Игры при изучении нового материала на уроках истории// Преподавание истории в школе.-2000.№3. С.7-9.
4. Зукурова Р.Ц. Урок-игра «Древний Рим» // Преподавание истории в школе.-2011. -№5. -С.58-61.
5. Клименко А.В. Брейн-ринг по истории в школе. // Преподавание истории в школе.-2001. -№3. -С. 15-17.
6. Сосенкова С.А. Суд Осириса// Сетевое издание «учитель сегодня»-
2014. - 3 ноября. - № 9. - С7. // http:// учитель- сегодня.рф/9vypusk- 2014-3/ [дата обращения: 24.02.2017]
7. Стрелова О.Ю. Дидактическая игра - конструктор «Всемирная деревня» // Преподавание истории в школе.-2010. -№1.-С.16-19.
8. Тепшинова С.О. Депортация народов СССР в годы Великой Отечественной войны. //Преподавание истории в школе. -2010. -№3.- С.47-50.
9. Шумилова Т.Г. Державное соперничество и Первая мировая война (урок - деловая игра в IX класса). // Преподавание истории в школе. -
2010. -№2.- С.15-16.
10. Якубовская Т.В. Ролевая игра как способ формирования информационно-правовой компетентности учащихся. // Преподавание истории в школе.-2010.-№2. -С.8-10.
III. ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
1. Голов А.А. Методологический анализ игры. //http://www. portal - slovo.ru. [Дата обращения: 15.12.2016].
2. Макарова Н.И. Игровые технологии на уроках истории // http://www. festival.1september.ru [дата обращения: 10.02.2017]
3. Николаева Е.В. Дидактические игры на уроках истории // http://www. festival.1september.ru [дата обращения: 04.02.2017]


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ