Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Работа №37606

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дошкольное образование

Объем работы72
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
536
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОО 10
1.1 Проблема развития воображения у дошкольников в зарубежной и
отечественной научной литературе 10
1.2 Театрализованная деятельность в ДОУ 16
1.3 Особенности и механизмы развития творческого воображения у детей подготовительной к школе группы посредством театрализованной деятельности 22
Выводы по первой главе 26
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОО 28
2.1 Выявление исходного уровня развития творческого воображения у детей подготовительной к школе группы 28
2.2 Разработка и апробация плана театрализованной деятельности в развитии творческого воображения у детей подготовительной группы . 34
2.3 Выявление эффективности плана театрализованной деятельности в развитии творческого воображения у детей подготовительной группы . 42
Выводы по второй главе 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 58

Актуальность исследования. Процесс развития творческого воображения ребенка - неотъемлемый компонент любой формы детской творческой деятельности, детского поведения в целом. Психологическая и педагогическая литература все чаще задается вопросом о роли воображения в плане умственного развития ребенка, об определении механизмов воображения.
Современное общество резко повысило социальный престиж научного знания и интеллекта. С этим связано стремление к передаче детям знаний, к обучению их чтению, письму и счету, а не чувствам, мыслям и творчеству. Современные дети обладают знаниями большими, нежели их сверстники 10-15 лет назад: находят быстрое решение логических задач, однако значительно реже переживают восхищение и удивление, возмущение и сопереживание, все чаще проявляя равнодушие и черствость, ограниченность интересов и однообразие игр. Современная педагогическая наука, теория и практика дошкольного образования считают проблему развития творческой деятельности дошкольников одной из насущных.
Важным вопросом педагогики и психологии остается вопрос о детском творчестве, о развитии творческого воображения и роли творческой деятельности в аспекте развития и созревания ребенка. В театрализованной игре воображение получает не только яркое проявление, более эффективное развитие, чем в иных видах деятельности. В театрализованной игре дошкольником создаются новые образы и причудливо комбинируются старые.
Детский психолог Е.О. Смирнова утверждала о важной роли театрализованных игр для формирования у ребенка навыка мысленных действий в воображаемых ситуациях, без которого становится невозможной творческая деятельность [41, с. 158].
Самым коротким путем эмоционального раскрепощения детей, снятия их зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению являются игра, фантазирование и сочинительство, которые способна дать театрализованная деятельность. Театрализованные игры развивают фантазию, воображение, игровое поведение, эстетический вкус ребенка, способность творчески подходить к любому делу. Наиболее распространенный вид детского творчества, драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями».
Известным отечественным психологом Л.С. Выготским рассматриваются психолого-педагогические основы развития детского творческого воображения. Большую роль для жизни человека играет сохранение его предшествующего опыта, облегчая его приспособление к окружающей действительности путем создания и выработки постоянных привычек, повторяющихся в одинаковых условиях.
Теория располагает множеством разработок (А.В. Запорожец, А.М. Матюшкин, Н.Н. Поддьяков, Д.Н. Узнадзе, а также западные психологи: Э. Де Боно, Дж. Галлаир, Дж. Гильфорд, П. Торренс.),которые посвящены использованию различных средств развития воображения, однако на практике педагогами уделяется недостаточно внимания применению театрализованной деятельности в повседневной работе детского сада по причине нехватки знаний, опыта и возможностей. Основываясь на анализе научной литературы, можно сделать вывод о том, что темы творческого воображения и театрализованной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях представляют большой интерес среди исследователей. Однако в контексте влияния театрализованной деятельности на развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста данные вопросы в научных кругах рассмотрены недостаточно глубоко.
Объект исследования - процесс развития творческого воображения у детей подготовительной к школе группы театрализованной деятельностью.
Предметом исследования выступает театрализованная деятельность как средство развития творческого воображения у детей подготовительной к школе группы.
Целью настоящего исследования явилось изучение возможностей театрализованной деятельности в плане развития творческого воображения у детей подготовительной к школе группы.
Заявленная цель определила постановку следующих задач:
1. проанализировать отечественную и зарубежную научную литературу по проблеме развития воображения;
2. выявить исходный уровень развития творческого воображения у детей подготовительной группы;
3. создать и апробировать план театрализованной деятельности в развитии творческого воображения у детей подготовительной группы;
4. опытно-экспериментальным путем выявить эффективность театрализованной деятельности в развитии творческого воображения у детей подготовительной группы;
5. разработать рекомендации развития творческого воображения у детей подготовительной группы.
В качестве гипотезы исследования выступает предположение о том, что использование в работе средств театрализованной деятельности с детьми подготовительной к школе группы способствует повышению уровня творческого воображения.
В качестве методологической основы выпускной квалификационной работы выступили исследования Д.Б. Эльконина о психологических принципах развития игры в дошкольном возрасте; Л.С. Выготского о детском воображении и творчестве; О.М. Дьяченко о специфике воображения детей различного возраста; А.Д. Кошелевой, Е.Е. Кравцовой, К. Фопель о приемах руководства педагогом театрализованными играми; Д.В. Менджерицкой о роли творческой игры для всестороннего развития и воспитания детей и др.
Исследование Л.П. Бочкаревой «Театрально-игровая деятельность дошкольников» раскрывает сущность театрально-игровой деятельности дошкольников, определяет ее основные функции, приемы и принципы, представляет классификацию видов кукол и театрализованных игр, дает методические рекомендации по вопросам их проведения.
В работах современных исследователей Т.Н. Дороновой «Играем в театр», М.Д. Маханевой «Театрализованные занятия в детском саду», рассматривается специфика организации театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста, определяются содержание и задачи деятельности в различных возрастных группах, выделяются основные механизмы организации театрализованной деятельности, предлагается методика работы, выявляются особенности реализации театрализованных занятий, разрабатываются сценарии, конспекты занятий и пособия.
В книге О.М. Дьяченко «Развитие воображения дошкольников» подвергается обзору литература, раскрывающая проблемы развития воображения и творчества детей. Исследователем детально описываются экспериментальные и диагностические методики, направленные на определение уровня развития детского воображения.
Методы исследования:
1. метод теоретического анализа психолого-педагогической литературы по заявленной проблеме;
2. эмпирические методы: эксперимент, тестирование, беседа, наблюдение);
3. методы количественного и качественного анализа эмпирических данных.
Практическая значимость исследования определяется возможностью применения полученных данных в педагогической деятельности ДОУ, направленной на развитие творческого воображения детей подготовительной к школе группы посредством театрализованной деятельности.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад комбинированного типа № 18 «Солнышко» г. Набережные Челны РТ в подготовительной группе с детьми в возрасте 6-7 лет, в количестве 50 человек. Объем выборки на отдельных этапах реализации исследования составил 25 человек контрольной группы и 25 человек экспериментальной группы, что является вполне достаточным для репрезентативности результатов и обеспечения применимости использованных в работе статистических методов.
Этапы исследования:
1. Первый этап исследования - констатирующий эксперимент, цель первого этапа заключается в анализе теоретических источников по проблеме исследования, а также в подборе адекватных методик с учетом алгоритма исследования. Проведение диагностики развития творческого воображения у детей подготовительной к школе группы, изучение начального состояния развития творческого воображения детей с помощью методик «Скульптура» (Р.С. Немов) и «Тест креативности Торренса».
2. Второй этап исследования - формирующий эксперимент, цель которого заключается в фактических воздействиях на детей, а именно проведении коллективных, групповых мероприятий посредством театрализованной деятельности.
3. Третий этап исследования - контрольный эксперимент, целью которого было проведение методик «Скульптура» (Р.С. Немов) и «Тест креативности Торренса», для выявления влияния театральной деятельности на развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. Также подведение итогов эксперимента, обобщающих выводов на основе полученных результатов проведенного исследования.
Во введении обосновывается актуальность заявленной проблемы, фиксируются цель и задачи, а также объект и предмет исследования; определяются его научная новизна, практическая и теоретическая значимость; характеризуются методы работы и теоретико-методологическая база исследования.
В первой главе «Теоретические основы и проблемы развития творческого воображения детей подготовительной к школе группы в театрализованной деятельности ДОО» рассматриваются понятия «воображение», «творческое воображение», «театрализованная деятельность» в аспекте теоретических постулатов психологии и педагогики. Определяется специфика развития воображения у детей дошкольного возраста, обосновывается эффективность влияния театрализованной деятельности и ее форм на развитие творческого воображения.
Вторая глава «Развитие творческого воображения у детей подготовительной к школе группы в театрализованной деятельности в ДОО» посвящена определению специфики деятельности дошкольных образовательных учреждений по подготовке детей к обучению в школе, а также анализу реализованного на базе МБДОУ «Детский сад комбинированного типа № 18 «Солнышко» г. Набережных Челнов проекта «Театральная мастерская» в аспекте влияния данной деятельности на уровень развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
В выводах по главам и заключении кратко резюмируется информация, представленная в основной части работы.
В приложение помещены план работы театрального кружка «Театральная мастерская» МБДОУ «Детский сад комбинированного типа № 18 «Солнышко» г. Набережных Челнов РТ; опросник для родителей и воспитателей.
Структура выпускной квалификационной работы традиционна и состоит их из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Список использованной литературы состоит из учебников и учебных пособий по психологии, детской психологии, методике дошкольного воспитания; научных статей и монографий и др. В целом библиография насчитывает 50 наименований.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучение теоретической и методической литературы позволяет предположить, что эффективным способом развития творческого воображения является театрализованная деятельность. Именно она развивает гибкость воображения и степень его стереотипности или оригинальности.
Нами был разработан и апробирован на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного типа № 18 «Солнышко» города Набережные Челны РТ проект «Театральная мастерская» в форме кружка. Занятия кружка с подготовительной (экспериментальной) группой, состоящей из 25 воспитанников, основывались на таких содержательных компонентах, как ритмопластика, танцы, музыка, подготовка к спектаклям и их проведение, разыгрывание этюдов и т.п. Эмоциональный настрой детей от занятия к занятию приобретал положительные оттенки. По оценкам родителей и воспитателей дошкольники заметно улучшили свое поведение, стали более коммуникативными, инициативными и обучаемыми. Посредством разнообразных методик на протяжении всего эксперимента измерялся уровень творческого воображения. От низкого и среднего в сентябре 2018 г. данный показатель повысился до среднего и высокого в апреле 2019 г.
Для проверки гипотезы о том, что использование в работе средств театрализованной деятельности с детьми подготовительной к школе группы является возможностью повышения уровня творческого воображения, мы воспользовались методом математико-статистической обработки результатов, а именно t-критерием Стьюдента. Далее нами был произведен расчет по данному критерию для выявления влияния театрализованной деятельности на развитие творческого воображения детей экспериментальной группы, в связи с чем, были получены следующие результаты: по методике «Скульптура» 1Эмп = 2,9. При критических значениях p<0,05; p<0,01 1Кр (2,06; 2,8), наше полученное эмпирическое значение t (3) находится в зоне значимости; по методике «Тест креативности Торренса» 1Эмп = 3. При критических значениях p<0,05; p<0,01 t^ (2,06; 2,8), наше полученное эмпирическое значение t (3) находится в зоне значимости.
Исходя из полученных данных, был сделан следующий вывод о том, что уровень развития творческого воображения детей экспериментальной группы на контрольном этапе эксперимента выше, чем уровень развития творческого воображения на констатирующем этапе эксперимента. Следовательно, можно говорить, что театрализованная деятельность положительно влияет на настроение воспитанников. Позитивность активизирует творческое воображение дошкольников, которое помогает им в различных видах деятельности достигать хороших результатов за счет появления мотивации и инициативности.
Исходя из проведенного нами исследования, можно сделать вывод о том, что театрализованная деятельность является эффективным средством повышения уровня творческого воображения. Данный показатель имеет большое преимущество для будущего первоклассника: развитое
воображение активизирует работу мышления, памяти, социальную активность, коммуникативность ребенка, что непосредственно сказывается на качестве его адаптации в незнакомой среде, новых видах деятельности и социальных ролях.
В связи с тем, что в ходе исследования были выявлены достоверные различия уровня развития творческого воображения детей экспериментальной группы на этапах контрольного и констатирующего эксперимента, то наша гипотеза о том, что использование в работе средств театрализованной деятельности с детьми подготовительной к школе группы является возможностью повышения уровня творческого воображения, нашла свое подтверждение, цель достигнута, задачи реализованы.


1. Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет: игровые технологии. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 128 с.
2. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. - М.: Альфа, 2017 - 173 с.
3. Бочкарева Л.П. Театрально-игровая деятельность дошкольников. - Ульяновск: Изд-во УГПУ, 2013. - 251 с.
4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: Педагогика, 1997. - 426 с.
5. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками. - М.: Смысл, 2017. - 152 с.
6. Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. - СПб.: Педагогика, 2014. - 241 с.
7. Горшкова В.Г. Учимся танцевать. Путь к творчеству. - М.: Панорама, 2013. - 195 с.
8. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду.//В.И.Логинова, Т.И.Бабаева и др./ под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М.Гурович. - СПб.: Мудрость, 2015. - 173 с.
9. Доронова Т.Н., Доронова Е.Г. Развитие детей в театрализованной деятельности. - М.: Альфа, 2014. - 184 с.
10. ДороноваТ.Н. Играем театр. - М.: Альфа, 2014. - 251 с.
11. Доронова Т.Н., Голубева Л.Г., Гордова Н.А. Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей «Из детства в отрочество». - М.: Просвещение, 2012. - 134 с.
12. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. - М.: Панорама, 2016. - 136с.
13. Иванова Г.П. Театр настроений. - М.: Инфо, 2016. -298 с.
14. Игра дошкольника / под ред. С.Л. Новоселовой. - М.: РОСМЭН,
2013. - С. 120-134.
15. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Сборник / под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. - СПб.: Наука, 2014 - 192 с.
16. Игры-драматизации. Эмоциональное развитие дошкольника / под ред. А.Д. Кошелевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - с. 98-111.
17. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Просвещение, 2012. - 158 с.
18. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника. - М.: Просвещение, 2015. - 362 с.
19. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. - М.: Развитие, 2016. - 123 с.
20. Красота, радость, творчество: Программа эстетического
воспитания у детей 2-7 лет / под ред. Т.С. Комаровой, А.В. Антоновой, М.Б. Зацепиной. - М.: Авторство, 2012. - 157 с.
21. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка
дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного,
инициативного, неповторимого, культурного, активно -творческого: В мире прекрасного. - М.: Просвещение, 2013. - 279 с.
22. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М.: Век, 2014. - 251 с.
23. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателей дет.сада. - М.: Просвещение, 2015. - 264 с.
24. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - с. 99-114.
25. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. - М.: Просвещение, 2016. - 281 с.
26. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. - М.: Панорама, 2014. - 317 с.
27. Михайлова А.Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников. - М.: Эксмо, 2012. - 391 с.
28. Недоспасова В.А. Растем играя. - М.: Смысл, 2014. - 183 с.
29. Неменова Т. Развитие творческих проявлений детей в процессе игры. - М.: Просвещение, 2012. - 274 с.
30. Немов Р.С. Психология: Учебное пособие для учащихся пед.
училищ, студентов пед. институтов и работников системы подготовки, повышения квалификаций и переподготовки пед. кадров. - М.:
Просвещение, 2013. - 601 с.
31. Нестеренко А.А. Страна сказок. - Киев, 2013. - с. 250-254.
32. Новоселова С.Л. Игра дошкольника. - М.: Культурный код, 2014.
- 283 с.
33. Пиаже Ж. Суждение и рассуждение ребенка. - СПб.: Педагогика, 1997. - 271 с.
34. Программа воспитания и обучения в детском саду. / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Академия, 2014. - 260 с.
35. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / под ред. Дубровина И.В. и др. - М.: Академия, 2015. - 167 с.
36. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий / под. ред. О.С.Ушаковой. - М.: Просвещение, 2013. - 174 с.
37. Реуцкая Н.А. Театрализованные игры дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - с. 14-22.
38. Родари Дж. Грамматика фантазии. - М.:Эксмо, 2014. - 152 с.
39. Рудестам К. Групповая психотерапия. - СПб.: Питер, 2016. - 384 с.
40. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы
диагностической и коррекционной работы психолога. - М.: Арктика, 2013.
- 208 с.
41. Смирнова Е.О. Психология ребенка: Учебник для педагогических училищ и ВУЗов. - М.: Просвещение, 2015. - 471 с.
41. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. - М.: Академия, 2014.
- 355 с.
42. Сорокина Н.Ф. Театр - творчество - дети. // Дошкольное воспитание, 2017. - №7. - С. 32-36.
43. Стрельцова Л.Е. Литература и фантазия. - М.: Арктика, 2017. -
217 с.
44. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. - Москва: 2013 г.
45. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. - М.: Академия, 2014. - 174 с.
46. Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем - звуки получаем.
- СПб: Лань, 2016. - 28 с.
47. Чистякова М. Психогимнастика. - М.: Альфа, 2016. - 350 с.
48. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Академия, 1999. - 251 с.
49. Эйнон Д. Творческая игра. - М.: Просвещение, 2014. - 185 с.
50. Ярославцева И. Слагаемые успеха кукольной педагогики. // Дошкольное образование, 2013. - №21. - C. 24-25.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ