РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОО 10
1.1 Проблема развития воображения у дошкольников в зарубежной и
отечественной научной литературе 10
1.2 Театрализованная деятельность в ДОУ 16
1.3 Особенности и механизмы развития творческого воображения у детей подготовительной к школе группы посредством театрализованной деятельности 22
Выводы по первой главе 26
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОО 28
2.1 Выявление исходного уровня развития творческого воображения у детей подготовительной к школе группы 28
2.2 Разработка и апробация плана театрализованной деятельности в развитии творческого воображения у детей подготовительной группы . 34
2.3 Выявление эффективности плана театрализованной деятельности в развитии творческого воображения у детей подготовительной группы . 42
Выводы по второй главе 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 58
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОО 10
1.1 Проблема развития воображения у дошкольников в зарубежной и
отечественной научной литературе 10
1.2 Театрализованная деятельность в ДОУ 16
1.3 Особенности и механизмы развития творческого воображения у детей подготовительной к школе группы посредством театрализованной деятельности 22
Выводы по первой главе 26
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОО 28
2.1 Выявление исходного уровня развития творческого воображения у детей подготовительной к школе группы 28
2.2 Разработка и апробация плана театрализованной деятельности в развитии творческого воображения у детей подготовительной группы . 34
2.3 Выявление эффективности плана театрализованной деятельности в развитии творческого воображения у детей подготовительной группы . 42
Выводы по второй главе 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 58
Актуальность исследования. Процесс развития творческого воображения ребенка - неотъемлемый компонент любой формы детской творческой деятельности, детского поведения в целом. Психологическая и педагогическая литература все чаще задается вопросом о роли воображения в плане умственного развития ребенка, об определении механизмов воображения.
Современное общество резко повысило социальный престиж научного знания и интеллекта. С этим связано стремление к передаче детям знаний, к обучению их чтению, письму и счету, а не чувствам, мыслям и творчеству. Современные дети обладают знаниями большими, нежели их сверстники 10-15 лет назад: находят быстрое решение логических задач, однако значительно реже переживают восхищение и удивление, возмущение и сопереживание, все чаще проявляя равнодушие и черствость, ограниченность интересов и однообразие игр. Современная педагогическая наука, теория и практика дошкольного образования считают проблему развития творческой деятельности дошкольников одной из насущных.
Важным вопросом педагогики и психологии остается вопрос о детском творчестве, о развитии творческого воображения и роли творческой деятельности в аспекте развития и созревания ребенка. В театрализованной игре воображение получает не только яркое проявление, более эффективное развитие, чем в иных видах деятельности. В театрализованной игре дошкольником создаются новые образы и причудливо комбинируются старые.
Детский психолог Е.О. Смирнова утверждала о важной роли театрализованных игр для формирования у ребенка навыка мысленных действий в воображаемых ситуациях, без которого становится невозможной творческая деятельность [41, с. 158].
Самым коротким путем эмоционального раскрепощения детей, снятия их зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению являются игра, фантазирование и сочинительство, которые способна дать театрализованная деятельность. Театрализованные игры развивают фантазию, воображение, игровое поведение, эстетический вкус ребенка, способность творчески подходить к любому делу. Наиболее распространенный вид детского творчества, драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями».
Известным отечественным психологом Л.С. Выготским рассматриваются психолого-педагогические основы развития детского творческого воображения. Большую роль для жизни человека играет сохранение его предшествующего опыта, облегчая его приспособление к окружающей действительности путем создания и выработки постоянных привычек, повторяющихся в одинаковых условиях.
Теория располагает множеством разработок (А.В. Запорожец, А.М. Матюшкин, Н.Н. Поддьяков, Д.Н. Узнадзе, а также западные психологи: Э. Де Боно, Дж. Галлаир, Дж. Гильфорд, П. Торренс.),которые посвящены использованию различных средств развития воображения, однако на практике педагогами уделяется недостаточно внимания применению театрализованной деятельности в повседневной работе детского сада по причине нехватки знаний, опыта и возможностей. Основываясь на анализе научной литературы, можно сделать вывод о том, что темы творческого воображения и театрализованной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях представляют большой интерес среди исследователей. Однако в контексте влияния театрализованной деятельности на развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста данные вопросы в научных кругах рассмотрены недостаточно глубоко.
Объект исследования - процесс развития творческого воображения у детей подготовительной к школе группы театрализованной деятельностью.
Предметом исследования выступает театрализованная деятельность как средство развития творческого воображения у детей подготовительной к школе группы.
Целью настоящего исследования явилось изучение возможностей театрализованной деятельности в плане развития творческого воображения у детей подготовительной к школе группы.
Заявленная цель определила постановку следующих задач:
1. проанализировать отечественную и зарубежную научную литературу по проблеме развития воображения;
2. выявить исходный уровень развития творческого воображения у детей подготовительной группы;
3. создать и апробировать план театрализованной деятельности в развитии творческого воображения у детей подготовительной группы;
4. опытно-экспериментальным путем выявить эффективность театрализованной деятельности в развитии творческого воображения у детей подготовительной группы;
5. разработать рекомендации развития творческого воображения у детей подготовительной группы.
В качестве гипотезы исследования выступает предположение о том, что использование в работе средств театрализованной деятельности с детьми подготовительной к школе группы способствует повышению уровня творческого воображения.
В качестве методологической основы выпускной квалификационной работы выступили исследования Д.Б. Эльконина о психологических принципах развития игры в дошкольном возрасте; Л.С. Выготского о детском воображении и творчестве; О.М. Дьяченко о специфике воображения детей различного возраста; А.Д. Кошелевой, Е.Е. Кравцовой, К. Фопель о приемах руководства педагогом театрализованными играми; Д.В. Менджерицкой о роли творческой игры для всестороннего развития и воспитания детей и др.
Исследование Л.П. Бочкаревой «Театрально-игровая деятельность дошкольников» раскрывает сущность театрально-игровой деятельности дошкольников, определяет ее основные функции, приемы и принципы, представляет классификацию видов кукол и театрализованных игр, дает методические рекомендации по вопросам их проведения.
В работах современных исследователей Т.Н. Дороновой «Играем в театр», М.Д. Маханевой «Театрализованные занятия в детском саду», рассматривается специфика организации театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста, определяются содержание и задачи деятельности в различных возрастных группах, выделяются основные механизмы организации театрализованной деятельности, предлагается методика работы, выявляются особенности реализации театрализованных занятий, разрабатываются сценарии, конспекты занятий и пособия.
В книге О.М. Дьяченко «Развитие воображения дошкольников» подвергается обзору литература, раскрывающая проблемы развития воображения и творчества детей. Исследователем детально описываются экспериментальные и диагностические методики, направленные на определение уровня развития детского воображения.
Методы исследования:
1. метод теоретического анализа психолого-педагогической литературы по заявленной проблеме;
2. эмпирические методы: эксперимент, тестирование, беседа, наблюдение);
3. методы количественного и качественного анализа эмпирических данных.
Практическая значимость исследования определяется возможностью применения полученных данных в педагогической деятельности ДОУ, направленной на развитие творческого воображения детей подготовительной к школе группы посредством театрализованной деятельности.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад комбинированного типа № 18 «Солнышко» г. Набережные Челны РТ в подготовительной группе с детьми в возрасте 6-7 лет, в количестве 50 человек. Объем выборки на отдельных этапах реализации исследования составил 25 человек контрольной группы и 25 человек экспериментальной группы, что является вполне достаточным для репрезентативности результатов и обеспечения применимости использованных в работе статистических методов.
Этапы исследования:
1. Первый этап исследования - констатирующий эксперимент, цель первого этапа заключается в анализе теоретических источников по проблеме исследования, а также в подборе адекватных методик с учетом алгоритма исследования. Проведение диагностики развития творческого воображения у детей подготовительной к школе группы, изучение начального состояния развития творческого воображения детей с помощью методик «Скульптура» (Р.С. Немов) и «Тест креативности Торренса».
2. Второй этап исследования - формирующий эксперимент, цель которого заключается в фактических воздействиях на детей, а именно проведении коллективных, групповых мероприятий посредством театрализованной деятельности.
3. Третий этап исследования - контрольный эксперимент, целью которого было проведение методик «Скульптура» (Р.С. Немов) и «Тест креативности Торренса», для выявления влияния театральной деятельности на развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. Также подведение итогов эксперимента, обобщающих выводов на основе полученных результатов проведенного исследования.
Во введении обосновывается актуальность заявленной проблемы, фиксируются цель и задачи, а также объект и предмет исследования; определяются его научная новизна, практическая и теоретическая значимость; характеризуются методы работы и теоретико-методологическая база исследования.
В первой главе «Теоретические основы и проблемы развития творческого воображения детей подготовительной к школе группы в театрализованной деятельности ДОО» рассматриваются понятия «воображение», «творческое воображение», «театрализованная деятельность» в аспекте теоретических постулатов психологии и педагогики. Определяется специфика развития воображения у детей дошкольного возраста, обосновывается эффективность влияния театрализованной деятельности и ее форм на развитие творческого воображения.
Вторая глава «Развитие творческого воображения у детей подготовительной к школе группы в театрализованной деятельности в ДОО» посвящена определению специфики деятельности дошкольных образовательных учреждений по подготовке детей к обучению в школе, а также анализу реализованного на базе МБДОУ «Детский сад комбинированного типа № 18 «Солнышко» г. Набережных Челнов проекта «Театральная мастерская» в аспекте влияния данной деятельности на уровень развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
В выводах по главам и заключении кратко резюмируется информация, представленная в основной части работы.
В приложение помещены план работы театрального кружка «Театральная мастерская» МБДОУ «Детский сад комбинированного типа № 18 «Солнышко» г. Набережных Челнов РТ; опросник для родителей и воспитателей.
Структура выпускной квалификационной работы традиционна и состоит их из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Список использованной литературы состоит из учебников и учебных пособий по психологии, детской психологии, методике дошкольного воспитания; научных статей и монографий и др. В целом библиография насчитывает 50 наименований.
Современное общество резко повысило социальный престиж научного знания и интеллекта. С этим связано стремление к передаче детям знаний, к обучению их чтению, письму и счету, а не чувствам, мыслям и творчеству. Современные дети обладают знаниями большими, нежели их сверстники 10-15 лет назад: находят быстрое решение логических задач, однако значительно реже переживают восхищение и удивление, возмущение и сопереживание, все чаще проявляя равнодушие и черствость, ограниченность интересов и однообразие игр. Современная педагогическая наука, теория и практика дошкольного образования считают проблему развития творческой деятельности дошкольников одной из насущных.
Важным вопросом педагогики и психологии остается вопрос о детском творчестве, о развитии творческого воображения и роли творческой деятельности в аспекте развития и созревания ребенка. В театрализованной игре воображение получает не только яркое проявление, более эффективное развитие, чем в иных видах деятельности. В театрализованной игре дошкольником создаются новые образы и причудливо комбинируются старые.
Детский психолог Е.О. Смирнова утверждала о важной роли театрализованных игр для формирования у ребенка навыка мысленных действий в воображаемых ситуациях, без которого становится невозможной творческая деятельность [41, с. 158].
Самым коротким путем эмоционального раскрепощения детей, снятия их зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению являются игра, фантазирование и сочинительство, которые способна дать театрализованная деятельность. Театрализованные игры развивают фантазию, воображение, игровое поведение, эстетический вкус ребенка, способность творчески подходить к любому делу. Наиболее распространенный вид детского творчества, драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями».
Известным отечественным психологом Л.С. Выготским рассматриваются психолого-педагогические основы развития детского творческого воображения. Большую роль для жизни человека играет сохранение его предшествующего опыта, облегчая его приспособление к окружающей действительности путем создания и выработки постоянных привычек, повторяющихся в одинаковых условиях.
Теория располагает множеством разработок (А.В. Запорожец, А.М. Матюшкин, Н.Н. Поддьяков, Д.Н. Узнадзе, а также западные психологи: Э. Де Боно, Дж. Галлаир, Дж. Гильфорд, П. Торренс.),которые посвящены использованию различных средств развития воображения, однако на практике педагогами уделяется недостаточно внимания применению театрализованной деятельности в повседневной работе детского сада по причине нехватки знаний, опыта и возможностей. Основываясь на анализе научной литературы, можно сделать вывод о том, что темы творческого воображения и театрализованной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях представляют большой интерес среди исследователей. Однако в контексте влияния театрализованной деятельности на развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста данные вопросы в научных кругах рассмотрены недостаточно глубоко.
Объект исследования - процесс развития творческого воображения у детей подготовительной к школе группы театрализованной деятельностью.
Предметом исследования выступает театрализованная деятельность как средство развития творческого воображения у детей подготовительной к школе группы.
Целью настоящего исследования явилось изучение возможностей театрализованной деятельности в плане развития творческого воображения у детей подготовительной к школе группы.
Заявленная цель определила постановку следующих задач:
1. проанализировать отечественную и зарубежную научную литературу по проблеме развития воображения;
2. выявить исходный уровень развития творческого воображения у детей подготовительной группы;
3. создать и апробировать план театрализованной деятельности в развитии творческого воображения у детей подготовительной группы;
4. опытно-экспериментальным путем выявить эффективность театрализованной деятельности в развитии творческого воображения у детей подготовительной группы;
5. разработать рекомендации развития творческого воображения у детей подготовительной группы.
В качестве гипотезы исследования выступает предположение о том, что использование в работе средств театрализованной деятельности с детьми подготовительной к школе группы способствует повышению уровня творческого воображения.
В качестве методологической основы выпускной квалификационной работы выступили исследования Д.Б. Эльконина о психологических принципах развития игры в дошкольном возрасте; Л.С. Выготского о детском воображении и творчестве; О.М. Дьяченко о специфике воображения детей различного возраста; А.Д. Кошелевой, Е.Е. Кравцовой, К. Фопель о приемах руководства педагогом театрализованными играми; Д.В. Менджерицкой о роли творческой игры для всестороннего развития и воспитания детей и др.
Исследование Л.П. Бочкаревой «Театрально-игровая деятельность дошкольников» раскрывает сущность театрально-игровой деятельности дошкольников, определяет ее основные функции, приемы и принципы, представляет классификацию видов кукол и театрализованных игр, дает методические рекомендации по вопросам их проведения.
В работах современных исследователей Т.Н. Дороновой «Играем в театр», М.Д. Маханевой «Театрализованные занятия в детском саду», рассматривается специфика организации театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста, определяются содержание и задачи деятельности в различных возрастных группах, выделяются основные механизмы организации театрализованной деятельности, предлагается методика работы, выявляются особенности реализации театрализованных занятий, разрабатываются сценарии, конспекты занятий и пособия.
В книге О.М. Дьяченко «Развитие воображения дошкольников» подвергается обзору литература, раскрывающая проблемы развития воображения и творчества детей. Исследователем детально описываются экспериментальные и диагностические методики, направленные на определение уровня развития детского воображения.
Методы исследования:
1. метод теоретического анализа психолого-педагогической литературы по заявленной проблеме;
2. эмпирические методы: эксперимент, тестирование, беседа, наблюдение);
3. методы количественного и качественного анализа эмпирических данных.
Практическая значимость исследования определяется возможностью применения полученных данных в педагогической деятельности ДОУ, направленной на развитие творческого воображения детей подготовительной к школе группы посредством театрализованной деятельности.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад комбинированного типа № 18 «Солнышко» г. Набережные Челны РТ в подготовительной группе с детьми в возрасте 6-7 лет, в количестве 50 человек. Объем выборки на отдельных этапах реализации исследования составил 25 человек контрольной группы и 25 человек экспериментальной группы, что является вполне достаточным для репрезентативности результатов и обеспечения применимости использованных в работе статистических методов.
Этапы исследования:
1. Первый этап исследования - констатирующий эксперимент, цель первого этапа заключается в анализе теоретических источников по проблеме исследования, а также в подборе адекватных методик с учетом алгоритма исследования. Проведение диагностики развития творческого воображения у детей подготовительной к школе группы, изучение начального состояния развития творческого воображения детей с помощью методик «Скульптура» (Р.С. Немов) и «Тест креативности Торренса».
2. Второй этап исследования - формирующий эксперимент, цель которого заключается в фактических воздействиях на детей, а именно проведении коллективных, групповых мероприятий посредством театрализованной деятельности.
3. Третий этап исследования - контрольный эксперимент, целью которого было проведение методик «Скульптура» (Р.С. Немов) и «Тест креативности Торренса», для выявления влияния театральной деятельности на развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. Также подведение итогов эксперимента, обобщающих выводов на основе полученных результатов проведенного исследования.
Во введении обосновывается актуальность заявленной проблемы, фиксируются цель и задачи, а также объект и предмет исследования; определяются его научная новизна, практическая и теоретическая значимость; характеризуются методы работы и теоретико-методологическая база исследования.
В первой главе «Теоретические основы и проблемы развития творческого воображения детей подготовительной к школе группы в театрализованной деятельности ДОО» рассматриваются понятия «воображение», «творческое воображение», «театрализованная деятельность» в аспекте теоретических постулатов психологии и педагогики. Определяется специфика развития воображения у детей дошкольного возраста, обосновывается эффективность влияния театрализованной деятельности и ее форм на развитие творческого воображения.
Вторая глава «Развитие творческого воображения у детей подготовительной к школе группы в театрализованной деятельности в ДОО» посвящена определению специфики деятельности дошкольных образовательных учреждений по подготовке детей к обучению в школе, а также анализу реализованного на базе МБДОУ «Детский сад комбинированного типа № 18 «Солнышко» г. Набережных Челнов проекта «Театральная мастерская» в аспекте влияния данной деятельности на уровень развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
В выводах по главам и заключении кратко резюмируется информация, представленная в основной части работы.
В приложение помещены план работы театрального кружка «Театральная мастерская» МБДОУ «Детский сад комбинированного типа № 18 «Солнышко» г. Набережных Челнов РТ; опросник для родителей и воспитателей.
Структура выпускной квалификационной работы традиционна и состоит их из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Список использованной литературы состоит из учебников и учебных пособий по психологии, детской психологии, методике дошкольного воспитания; научных статей и монографий и др. В целом библиография насчитывает 50 наименований.
Изучение теоретической и методической литературы позволяет предположить, что эффективным способом развития творческого воображения является театрализованная деятельность. Именно она развивает гибкость воображения и степень его стереотипности или оригинальности.
Нами был разработан и апробирован на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного типа № 18 «Солнышко» города Набережные Челны РТ проект «Театральная мастерская» в форме кружка. Занятия кружка с подготовительной (экспериментальной) группой, состоящей из 25 воспитанников, основывались на таких содержательных компонентах, как ритмопластика, танцы, музыка, подготовка к спектаклям и их проведение, разыгрывание этюдов и т.п. Эмоциональный настрой детей от занятия к занятию приобретал положительные оттенки. По оценкам родителей и воспитателей дошкольники заметно улучшили свое поведение, стали более коммуникативными, инициативными и обучаемыми. Посредством разнообразных методик на протяжении всего эксперимента измерялся уровень творческого воображения. От низкого и среднего в сентябре 2018 г. данный показатель повысился до среднего и высокого в апреле 2019 г.
Для проверки гипотезы о том, что использование в работе средств театрализованной деятельности с детьми подготовительной к школе группы является возможностью повышения уровня творческого воображения, мы воспользовались методом математико-статистической обработки результатов, а именно t-критерием Стьюдента. Далее нами был произведен расчет по данному критерию для выявления влияния театрализованной деятельности на развитие творческого воображения детей экспериментальной группы, в связи с чем, были получены следующие результаты: по методике «Скульптура» 1Эмп = 2,9. При критических значениях p<0,05; p<0,01 1Кр (2,06; 2,8), наше полученное эмпирическое значение t (3) находится в зоне значимости; по методике «Тест креативности Торренса» 1Эмп = 3. При критических значениях p<0,05; p<0,01 t^ (2,06; 2,8), наше полученное эмпирическое значение t (3) находится в зоне значимости.
Исходя из полученных данных, был сделан следующий вывод о том, что уровень развития творческого воображения детей экспериментальной группы на контрольном этапе эксперимента выше, чем уровень развития творческого воображения на констатирующем этапе эксперимента. Следовательно, можно говорить, что театрализованная деятельность положительно влияет на настроение воспитанников. Позитивность активизирует творческое воображение дошкольников, которое помогает им в различных видах деятельности достигать хороших результатов за счет появления мотивации и инициативности.
Исходя из проведенного нами исследования, можно сделать вывод о том, что театрализованная деятельность является эффективным средством повышения уровня творческого воображения. Данный показатель имеет большое преимущество для будущего первоклассника: развитое
воображение активизирует работу мышления, памяти, социальную активность, коммуникативность ребенка, что непосредственно сказывается на качестве его адаптации в незнакомой среде, новых видах деятельности и социальных ролях.
В связи с тем, что в ходе исследования были выявлены достоверные различия уровня развития творческого воображения детей экспериментальной группы на этапах контрольного и констатирующего эксперимента, то наша гипотеза о том, что использование в работе средств театрализованной деятельности с детьми подготовительной к школе группы является возможностью повышения уровня творческого воображения, нашла свое подтверждение, цель достигнута, задачи реализованы.
Нами был разработан и апробирован на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного типа № 18 «Солнышко» города Набережные Челны РТ проект «Театральная мастерская» в форме кружка. Занятия кружка с подготовительной (экспериментальной) группой, состоящей из 25 воспитанников, основывались на таких содержательных компонентах, как ритмопластика, танцы, музыка, подготовка к спектаклям и их проведение, разыгрывание этюдов и т.п. Эмоциональный настрой детей от занятия к занятию приобретал положительные оттенки. По оценкам родителей и воспитателей дошкольники заметно улучшили свое поведение, стали более коммуникативными, инициативными и обучаемыми. Посредством разнообразных методик на протяжении всего эксперимента измерялся уровень творческого воображения. От низкого и среднего в сентябре 2018 г. данный показатель повысился до среднего и высокого в апреле 2019 г.
Для проверки гипотезы о том, что использование в работе средств театрализованной деятельности с детьми подготовительной к школе группы является возможностью повышения уровня творческого воображения, мы воспользовались методом математико-статистической обработки результатов, а именно t-критерием Стьюдента. Далее нами был произведен расчет по данному критерию для выявления влияния театрализованной деятельности на развитие творческого воображения детей экспериментальной группы, в связи с чем, были получены следующие результаты: по методике «Скульптура» 1Эмп = 2,9. При критических значениях p<0,05; p<0,01 1Кр (2,06; 2,8), наше полученное эмпирическое значение t (3) находится в зоне значимости; по методике «Тест креативности Торренса» 1Эмп = 3. При критических значениях p<0,05; p<0,01 t^ (2,06; 2,8), наше полученное эмпирическое значение t (3) находится в зоне значимости.
Исходя из полученных данных, был сделан следующий вывод о том, что уровень развития творческого воображения детей экспериментальной группы на контрольном этапе эксперимента выше, чем уровень развития творческого воображения на констатирующем этапе эксперимента. Следовательно, можно говорить, что театрализованная деятельность положительно влияет на настроение воспитанников. Позитивность активизирует творческое воображение дошкольников, которое помогает им в различных видах деятельности достигать хороших результатов за счет появления мотивации и инициативности.
Исходя из проведенного нами исследования, можно сделать вывод о том, что театрализованная деятельность является эффективным средством повышения уровня творческого воображения. Данный показатель имеет большое преимущество для будущего первоклассника: развитое
воображение активизирует работу мышления, памяти, социальную активность, коммуникативность ребенка, что непосредственно сказывается на качестве его адаптации в незнакомой среде, новых видах деятельности и социальных ролях.
В связи с тем, что в ходе исследования были выявлены достоверные различия уровня развития творческого воображения детей экспериментальной группы на этапах контрольного и констатирующего эксперимента, то наша гипотеза о том, что использование в работе средств театрализованной деятельности с детьми подготовительной к школе группы является возможностью повышения уровня творческого воображения, нашла свое подтверждение, цель достигнута, задачи реализованы.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ
ПОДГОТОИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕОРИИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ
Бакалаврская работа, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2019 - РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ НА МАТЕРИАЛЕ ФОЛЬКЛОРНОЙ СКАЗКИ (ПО ПРИМЕРНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Развитие творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста в процессе иллюстрирования сказок
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2020 - ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2016 - Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством конструирования из природного материала
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ 6 - 7 ЛЕТ
НА ИНТЕГРИРОВАННЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2020



