Во введении есть анализ литературы дореволюционного периода по этой теме на 5 страниц.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Конфессиональная политика России и состояние вероисповедного законодательства в XVIII в. 11
1.1. Правовое положение Российских мусульман в правлении Петра Великого после провозглашения Российской империи 11
1.2. Государственно-религиозная политика в Российской империи по отношению к мусульманам после Петра I 15
ГЛАВА 2. КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В XIX ВВ. В ОТНОШЕНИИ МУСУЛЬМАН 19
2.1. Правовое регулирование деятельности конфессий в Российской империи в начале XIX в. 19
2.2. Мусульманское духовенство как привилегированная группа в социальной структуре Российской империи XIX века 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
Тесное взаимодействие России с мусульманским миром начинается еще в XIV в., когда Ислам становится официальной религией в Золотой Орде, улусом которой являлась Русь. В силу различных обстоятельств превращение России в полиэтничное и поликонфессиональное государство начинается с завоевания в XVI столетии сначала Казанского, а затем и Астраханского ханств. Этот исторический момент многими исследователями считается отправной точкой формирования Российской империи – государства, ставшего ареной взаимодействия двух крупнейших конфессий современности: Христианства (в его восточной модели) и Ислама.
Постепенно Русь превращалась в Россию, а государство русских – в государство многонациональное и поликонфессиональное. Но первые шаги в этом направлении, первые попытки власти распространить свой суверенитет на нерусское иноконфессиональное население были окрашены в кровавые тона. Не хватало опыта. Не только властного опыта, но и опыта межкультурной коммуникации на массовом уровне. Прошло два века, и Ислам стал восприниматься как органичная составляющая духовной картины российского общества.
Несмотря на то, что до 1860-х гг. российские мусульмане испытывали целый ряд трудностей в отправлении культовых потребностей (было затруднено строительство новых мечетей, активно поощрялся переход из Ислама в Православие), практика русско-татарского взаимодействия свидетельствовала о начале сотрудничества. Татары-мусульмане участвовали в освобождении России от поляков в 1612 г. Семь татарских мурз подписали грамоту об избрании на престол Михаила Романова, поддержав, таким образом, идею единого Российского государства. В 1716 г. по повелению Петра I был сделан русский перевод Корана. В 1722 г. появилось первое в России научное исследование по Исламу Дмитрия Кантемира.
Провозглашенный Екатериной II принцип веротерпимости стал реакцией на назревшую потребность в проведении гибкой религиозной политики в отношении неправославного населения империи, и мусульман в первую очередь. Принцип взаимной лояльности стал доминирующим в конфессиональной вообще, и мусульманской в частности, политике.
В связи с тем, что главный принцип конфессиональной политики Российской империи состоял в обеспечении полного государственного контроля надо всеми религиозными институтами в стране, опыт превращения конфессиональных структур в государственные учреждения, испытанный на Русской православной церкви, начал распространяться и на российских мусульман.
В современный период в России происходит переосмысление исторического опыта, включая и проблемы правового регулирования деятельности конфессий в Российской империи в конце XVIII – середине ХIХ в., так как обращение к прошлому позволяет определить степень подготовленности общества к осуществлению различного рода преобразований в государственной и общественной жизни.
Ислам является второй по численности верующих религией в современной Российской Федерации после православного Христианства. В течение многих веков мусульмане пережили разные этапы развития своей религии, от запрета и гонений, до терпимого отношения и свободы вероисповедания, что и определяет актуальность настоящего исследования.
Целью настоящего исследования является изучение государственной конфессиональной политики в Российской империи по отношению к исламу.
Согласно поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть правовое положение Российских мусульман в правлении Петра Великого после провозглашения Российской империи;
- исследовать государственно-религиозную политику в Российской империи по отношению к мусульманам после Петра I;
- раскрыть правовое регулирование деятельности конфессий в Российской империи в начале XIX в.;
- проанализировать мусульманское духовенство как привилегированная группа в социальной структуре Российской империи XIX века.
Объектом исследования является государственная конфессиональная политика в Российской империи.
Предметом - государственная конфессиональная политика в Российской империи по отношению к исламу.
Ислам в XVIII вв. обеспечивал определенную стабильность мусульманам России. Не избавляя общество от потрясений, он способствовал сохранению в нем элементов традиционной социальной структуры и продлению культурной традиции. Сохранившиеся религиозные институты обеспечивали примирение социально и политически разнородных элементов и делали возможным самоорганизацию мусульманского сообщества.
Российское правительство, особенно при Екатерине II, уже осознало, что мусульманское общество, функционирующее, в основном, на принципах ислама, оставалось довольно серьезным потенциальным очагом сепаратизма внутри России. Поэтому необходимо было выработать более эффективные, нежели насильственная христианизация, механизмы вовлечения мусульман в российскую государственную систему.
Первым шагом в этом направлении стали предпринятые правительством меры по установлению контроля над мусульманским духовенством, особенно по ограничению их деятельности в области мусульманского правосудия, например, в шариатских судах, которые к этому периоду были широко распространены и имели возрастающее влияние. Еще в 1736 г. при императрице Анне Иоанновне был принят указ, который высшее мусульманское духовенство поставило под контроль местной администрации. Но кардинальные изменения национальной и религиозной политики произошли только при императрице Екатерине II.
Говоря о религиозном факторе в политике Российской империи, можно сделать вывод, что религиозная политика правительства в ХIХ в. строилась на следующих аномальных принципах: непризнание прав личности на религиозное самоопределение, утилитарное использование религии для решения чисто политических задач, превращение церковной власти в орудие светской политики; вмешательство во внутрицерковную деятельность существовавших в России конфессий; стремление к ограничению «иностранных» и «иноверных» религий строго национальными рамками; распространение и поддержка только православной веры как духовной основы господствующей народности. Несмотря на ярко выраженную тенденцию государственно-конфессиональной политики к признанию терпимых вероисповеданий, ни о каком реальном равноправии религиозных организаций в России в XIX в. говорить не приходится.
Таким образом, законодательство XVIII – начала XIX вв. изменило правовой статус и юридическую основу административной и судебной деятельности инославных церквей. В праве Российской империи XVIII – начала XIX в. были зафиксированы основные принципы правительственной политики по отношению к инославным исповеданиям. Сам факт упоминания инославных церквей и конфессий в российском законодательстве свидетельствовало об их признании субъектами действующего права и наделении их особым качеством – праводееспособностью, в результате получения которой они могли вступать в соответствующие правоотношения.
Главным направлением конфессиональной политики Российской империи в течение нескольких веков оставался принцип государственного контроля над всеми религиозными институтами Российской империи.
1. Абдуллин Х.М. Мечети и мусульманское духовенство для военнослужащих в Российской империи//Мечети в духовной культуре татарского народа (XVIII в. -1917 г.): мат. Всерос. науч.-практ. конф./отв. ред. И.К. Загидуллин. Казань, 2016. - С. 206-210.
2. Алексеев И.Л. Некоторые особенности исторической эволюции и политико-правового положения ислама и мусульман в Российской империи в XIX -начале XX в. (к вопросу о взаимоотношении цивилизационных логик российской истории)//Религиоведение. - 2012. -№2. - С. 29-40.
3. Арапов Д.Ю. Ислам в Российской империи // Ислам в Российской империи (законодательные акты, описания, статистика). Сост. Д.Ю. Арапов. - М.: 2011. - 298 с.
4. Арапов Д.Ю. Система государственного регулирования ислама в Российской империи (последняя треть XVIII – начало XX вв.). - М.: 2004. - 312 с.
5. АраповД.Ю. Ермолов А.П. и мусульманский мир Кавказа // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 8. История. - М.: 2011. - № 6. - С. 56-57.
6. Батунский М.А. Россия и Ислам. Т.II. - М.: 2013. - 518 с.
7. Бессмертная О.Ю., Журавский А.В., Смирнов А.В. и др. Россия и мусульманский мир: инаковость как проблема. - М.: 2010. - 528 с.
8. Бурдина Е.Л. Позиции российского правительства по вопросу «инородческого» образования в начале XX в.//Вопросы образования. -2017. - №3. - С. 278-287.
9. Васильев Д.В., Нефляшева Н.А. Конструируя империю: исламские периферии России // Научные труды института бизнеса и политики. - 2-13. - С. 8-50.
10. Вишленкова Е.А. Заботясь о душах подданных: религиозная политика в России первой половины XIX века. – Саратов: 2012. - 285 с.
11. Генерал А.А. Вельяминов и управление духовной жизнью горцев Кавказа / Публ. Д.Ю. Арапов // Источник. - 2013. - № 5. - С. 14-20.
12. Дашковский П.К., Шершнева Е.А. Проблема формирования военного мусульманского духовенства в Российской империи во второй половине XIX -начале XX в.//Религиоведение. - 2012. - №3. - С. 24-29.
13. Дашковский П.К., Шершнева Е.А. Снижение авторитета духовенства в мусульманских общинах Западной Сибири в контексте государственно-конфессиональной политики Российской империи в XIX в.//Известия Алтайского государственного университета. - 2012. - №4/1 (76). - С. 241-244.
14. Дамешек Л.М. Внутренняя политика царизма и народы Сибири (XIX -начало XX в.). - Иркутск, 1986. - 168 с.
15. Дамешек И.Л. Сибирские инородцы в имперской стратегии власти // Современное историческое сибиреведение XVII -начала XX в.: сб. науч. тр./под ред. Ю.М. Гончарова. - Барнаул: 2005. - С. 257-266.
16. Дегоев В.В. Большая игра на Кавказе: история и современность. - М.: 2013. - 190 с.
17. ДобаевИ.П. Исламский радикализм: генезис, эволюция, практика. - Ростов н/Д: 2013. - 418 с.
18. Духовные ценности ислама и образование: историко-культурная традиции и современность/отв. ред. С.С. Аванесов, Т.А. Костюкова. Томск: 2013. - 246 с.
19. Дякин В.С. Национальный вопрос во внутренней политике царизма (XIX – начало XX вв.). - СПб.: 2008. - 1000 с.
20. Императорская Россия и мусульманский мир (конец XVIII - начало XX в.): сб. материалов / сост. и авт. вступ. ст., предисл. и коммент. Д.Ю. Арапов. - М.: Наталис, 2006. - 480 с.
21. История отечественного востоковедения до середины XIX в. - М.: 1990. - 347 с.
22. Журавский А. Возможна ли конфессиональная политика? // НГ – религии. – 2011. - С. 37-45.
23. Загидуллин И.К. Мусульманское богослужение в учреждениях Российской империи (европейская часть России и Сибирь). - Казань: 2006. - 462 с.
24. Ислам в Российской империи (законодательные акты, описания, статистика) / сост. и автор вступ. ст., коммент. и прил. Д. Ю. Арапов. - М. : ИКЦ «Академкнига», 2001. - 410 с.
25. Ислама.RU [Электронный ресурс] URL: https://golosislama.com/news.php?id=27053 (дата обращения: 25.11.2017 г.)
26. Каграманов Ю. Ислам, Россия и Запад // Новый мир. – 2011. - №7. - С. 9-15.
27. Капеллер А. Россия – многонациональная империя. Возникновение, история, распад - М.: 2010. - 290 с.
28. Капеллер А. Россия – многонациональная империя: некоторые размышления восемь лет спустя после публикации книги // Ab Imperio. - 2000. - №1. - С. 13-19.
29. Кобзев А.В. Возникновение мусульманских общин у «отпавших» крещеных татар Симбирской губернии во второй половине XIX -начале XX в. // Историко-этнографические исследования Симбирского Поволжья: сб. ст./под ред. А.Н. Зорина. - Ульяновск: 2012. - С. 53-60.
30. Кулиев Ф. М. Правовое регулирование деятельности конфессий в Российской империи в конце XVIII – начале ХХ в. // Известия СОИГСИ. -2015. - Вып. 15 (54). - С.14-24.
31. Литвинов П.П. Государство и Ислам в Русском Туркестане (1865-1917) (по архивным материалам). - Елец: 1998. - 284 с.
32. МалашенкоА.В. Исламские ориентиры Северного Кавказа. - М.: 2011. - 166 с.
33. Малышева Д. Ислам в современном мире // Новый Мир. – 2012. - №2. - С. 23-27.
34. Мастюгина Т.М., Перепелкин Л.С., Стельмах В.Г. Национальная политика в России XVI - начало XXI века. - М.: Форум; Неолит, 2013. - 304 с.
35. Материалы по истории татарского народа / АН Татарстана. Отделение гуманитарных наук. Ин-т яз., лит. и ист. им. Г. Ибрагимова; Редкол.: Алишев С.Х., Закиев М.З., Урманчеева Ф.И., Хасанов М.Х. - Казань., 1995.- 496 с.
36. Медведко Л. И. Россия, Запад, Ислам. - М.: Кучково поле, 2013. - 272 с.
37. Можаровский А. Изложение хода миссионерского дела по просвещению казанских инородцев с 1552 по 1867 года. - М.: 1980. - 584 с.
38. Муталимов А. Роль ислама в социальной интеграции // Власть – 2013 - № 2. - С. 24-30.
39. Мухаметов Р.А. Эволюция государственно-исламских отношений в России и ее влияние на формирование идентичности мусульман // Голос Мухетдинов Д.В., Хабутдинов А.Ю. Ислам в России в XVIII -начале XXI в.: модернизация и традиции.- Н. Новгород: 2011. - 282 с.
40. Мухаметшин А.Г. Педагогическая мысль булгар-татар в Казанском крае: VIII – начало XX вв.- М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 231 с.
41. Наганова Н. Формирование мусульманского общества через царскую администрацию: Махалля по юрисдикции Оренбургского магометанского духовного собрания после 1905 г. // Татарские мусульманские приходы в Российской империи: мат. науч.-практ. конф./отв. ред. И.К. Загидуллин. Казань, 2013. - С. 101-128.
42. «Нам надо научиться воспринимать другого как другого...» / Беседа с профессором А.Журавским // Континент. –2012. - №112. - С. 55-62.
43. Октябрьская И.В. Крещеные казахи Алтая. Конфессиональный фактор в этнической истории XIX-XX вв.//Народы Евразии. Этнос, этническое самосознание, этничность: проблемы формирования и трансформации. -Новосибирск: 2005. - С. 78-92.
44. Пресняков А.Е. Российские самодержцы. - М.: 20100. - 412 с.
45. Самсонов Н.В. О правовом положении российских мусульман в правление Петра Великого // История государства и права. - 2013. - № 1. - С.32-34.
46. Смолич И.К. История Русской Церкви: 1700-1917. - М.: 1996. - Ч. 1. - 312 с.
47. Тихонов А.К. Исламский фактор в Поволжье в 1860-1870-е гг. // Отечественная история. - 2012. - №3. - С. 60-65.
48. Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2015. - № 3. - С. 19-24.
49. Шерстова Л.И. Тюрки и русские в Южной Сибири: этнополитические процессы и этнокультурная динамика XVII -начала XX в. - Новосибирск: 2015. - 311 с.
50. Шилов А.В. Схватка за Кавказ. XVI-XX вв. - М.: 2011. - С. 582 с.