Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Государственная конфессиональная политика в Российской империи по отношению к исламу (Политическая история, Алтайский Государственный Университет)

Работа №37590

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

история

Объем работы39
Год сдачи2018
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
506
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Во введении есть анализ литературы дореволюционного периода по этой теме на 5 страниц.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Конфессиональная политика России и состояние вероисповедного законодательства в XVIII в. 11
1.1. Правовое положение Российских мусульман в правлении Петра Великого после провозглашения Российской империи 11
1.2. Государственно-религиозная политика в Российской империи по отношению к мусульманам после Петра I 15
ГЛАВА 2. КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В XIX ВВ. В ОТНОШЕНИИ МУСУЛЬМАН 19
2.1. Правовое регулирование деятельности конфессий в Российской империи в начале XIX в. 19
2.2. Мусульманское духовенство как привилегированная группа в социальной структуре Российской империи XIX века 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35


Тесное взаимодействие России с мусульманским миром начинается еще в XIV в., когда Ислам становится официальной религией в Золотой Орде, улусом которой являлась Русь. В силу различных обстоятельств превращение России в полиэтничное и поликонфессиональное государство начинается с завоевания в XVI столетии сначала Казанского, а затем и Астраханского ханств. Этот исторический момент многими исследователями считается отправной точкой формирования Российской империи – государства, ставшего ареной взаимодействия двух крупнейших конфессий современности: Христианства (в его восточной модели) и Ислама.
Постепенно Русь превращалась в Россию, а государство русских – в государство многонациональное и поликонфессиональное. Но первые шаги в этом направлении, первые попытки власти распространить свой суверенитет на нерусское иноконфессиональное население были окрашены в кровавые тона. Не хватало опыта. Не только властного опыта, но и опыта межкультурной коммуникации на массовом уровне. Прошло два века, и Ислам стал восприниматься как органичная составляющая духовной картины российского общества.
Несмотря на то, что до 1860-х гг. российские мусульмане испытывали целый ряд трудностей в отправлении культовых потребностей (было затруднено строительство новых мечетей, активно поощрялся переход из Ислама в Православие), практика русско-татарского взаимодействия свидетельствовала о начале сотрудничества. Татары-мусульмане участвовали в освобождении России от поляков в 1612 г. Семь татарских мурз подписали грамоту об избрании на престол Михаила Романова, поддержав, таким образом, идею единого Российского государства. В 1716 г. по повелению Петра I был сделан русский перевод Корана. В 1722 г. появилось первое в России научное исследование по Исламу Дмитрия Кантемира.
Провозглашенный Екатериной II принцип веротерпимости стал реакцией на назревшую потребность в проведении гибкой религиозной политики в отношении неправославного населения империи, и мусульман в первую очередь. Принцип взаимной лояльности стал доминирующим в конфессиональной вообще, и мусульманской в частности, политике.
В связи с тем, что главный принцип конфессиональной политики Российской империи состоял в обеспечении полного государственного контроля надо всеми религиозными институтами в стране, опыт превращения конфессиональных структур в государственные учреждения, испытанный на Русской православной церкви, начал распространяться и на российских мусульман.
В современный период в России происходит переосмысление исторического опыта, включая и проблемы правового регулирования деятельности конфессий в Российской империи в конце XVIII – середине ХIХ в., так как обращение к прошлому позволяет определить степень подготовленности общества к осуществлению различного рода преобразований в государственной и общественной жизни.
Ислам является второй по численности верующих религией в современной Российской Федерации после православного Христианства. В течение многих веков мусульмане пережили разные этапы развития своей религии, от запрета и гонений, до терпимого отношения и свободы вероисповедания, что и определяет актуальность настоящего исследования.
Целью настоящего исследования является изучение государственной конфессиональной политики в Российской империи по отношению к исламу.
Согласно поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть правовое положение Российских мусульман в правлении Петра Великого после провозглашения Российской империи;
- исследовать государственно-религиозную политику в Российской империи по отношению к мусульманам после Петра I;
- раскрыть правовое регулирование деятельности конфессий в Российской империи в начале XIX в.;
- проанализировать мусульманское духовенство как привилегированная группа в социальной структуре Российской империи XIX века.
Объектом исследования является государственная конфессиональная политика в Российской империи.
Предметом - государственная конфессиональная политика в Российской империи по отношению к исламу.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Ислам в XVIII вв. обеспечивал определенную стабильность мусульманам России. Не избавляя общество от потрясений, он способствовал сохранению в нем элементов традиционной социальной структуры и продлению культурной традиции. Сохранившиеся религиозные институты обеспечивали примирение социально и политически разнородных элементов и делали возможным самоорганизацию мусульманского сообщества.
Российское правительство, особенно при Екатерине II, уже осознало, что мусульманское общество, функционирующее, в основном, на принципах ислама, оставалось довольно серьезным потенциальным очагом сепаратизма внутри России. Поэтому необходимо было выработать более эффективные, нежели насильственная христианизация, механизмы вовлечения мусульман в российскую государственную систему.
Первым шагом в этом направлении стали предпринятые правительством меры по установлению контроля над мусульманским духовенством, особенно по ограничению их деятельности в области мусульманского правосудия, например, в шариатских судах, которые к этому периоду были широко распространены и имели возрастающее влияние. Еще в 1736 г. при императрице Анне Иоанновне был принят указ, который высшее мусульманское духовенство поставило под контроль местной администрации. Но кардинальные изменения национальной и религиозной политики произошли только при императрице Екатерине II.
Говоря о религиозном факторе в политике Российской империи, можно сделать вывод, что религиозная политика правительства в ХIХ в. строилась на следующих аномальных принципах: непризнание прав личности на религиозное самоопределение, утилитарное использование религии для решения чисто политических задач, превращение церковной власти в орудие светской политики; вмешательство во внутрицерковную деятельность существовавших в России конфессий; стремление к ограничению «иностранных» и «иноверных» религий строго национальными рамками; распространение и поддержка только православной веры как духовной основы господствующей народности. Несмотря на ярко выраженную тенденцию государственно-конфессиональной политики к признанию терпимых вероисповеданий, ни о каком реальном равноправии религиозных организаций в России в XIX в. говорить не приходится.
Таким образом, законодательство XVIII – начала XIX вв. изменило правовой статус и юридическую основу административной и судебной деятельности инославных церквей. В праве Российской империи XVIII – начала XIX в. были зафиксированы основные принципы правительственной политики по отношению к инославным исповеданиям. Сам факт упоминания инославных церквей и конфессий в российском законодательстве свидетельствовало об их признании субъектами действующего права и наделении их особым качеством – праводееспособностью, в результате получения которой они могли вступать в соответствующие правоотношения.
Главным направлением конфессиональной политики Российской империи в течение нескольких веков оставался принцип государственного контроля над всеми религиозными институтами Российской империи.



1. Абдуллин Х.М. Мечети и мусульманское духовенство для военнослужащих в Российской империи//Мечети в духовной культуре татарского народа (XVIII в. -1917 г.): мат. Всерос. науч.-практ. конф./отв. ред. И.К. Загидуллин. Казань, 2016. - С. 206-210.
2. Алексеев И.Л. Некоторые особенности исторической эволюции и политико-правового положения ислама и мусульман в Российской империи в XIX -начале XX в. (к вопросу о взаимоотношении цивилизационных логик российской истории)//Религиоведение. - 2012. -№2. - С. 29-40.
3. Арапов Д.Ю. Ислам в Российской империи // Ислам в Российской империи (законодательные акты, описания, статистика). Сост. Д.Ю. Арапов. - М.: 2011. - 298 с.
4. Арапов Д.Ю. Система государственного регулирования ислама в Российской империи (последняя треть XVIII – начало XX вв.). - М.: 2004. - 312 с.
5. АраповД.Ю. Ермолов А.П. и мусульманский мир Кавказа // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 8. История. - М.: 2011. - № 6. - С. 56-57.
6. Батунский М.А. Россия и Ислам. Т.II. - М.: 2013. - 518 с.
7. Бессмертная О.Ю., Журавский А.В., Смирнов А.В. и др. Россия и мусульманский мир: инаковость как проблема. - М.: 2010. - 528 с.
8. Бурдина Е.Л. Позиции российского правительства по вопросу «инородческого» образования в начале XX в.//Вопросы образования. -2017. - №3. - С. 278-287.
9. Васильев Д.В., Нефляшева Н.А. Конструируя империю: исламские периферии России // Научные труды института бизнеса и политики. - 2-13. - С. 8-50.
10. Вишленкова Е.А. Заботясь о душах подданных: религиозная политика в России первой половины XIX века. – Саратов: 2012. - 285 с.
11. Генерал А.А. Вельяминов и управление духовной жизнью горцев Кавказа / Публ. Д.Ю. Арапов // Источник. - 2013. - № 5. - С. 14-20.
12. Дашковский П.К., Шершнева Е.А. Проблема формирования военного мусульманского духовенства в Российской империи во второй половине XIX -начале XX в.//Религиоведение. - 2012. - №3. - С. 24-29.
13. Дашковский П.К., Шершнева Е.А. Снижение авторитета духовенства в мусульманских общинах Западной Сибири в контексте государственно-конфессиональной политики Российской империи в XIX в.//Известия Алтайского государственного университета. - 2012. - №4/1 (76). - С. 241-244.
14. Дамешек Л.М. Внутренняя политика царизма и народы Сибири (XIX -начало XX в.). - Иркутск, 1986. - 168 с.
15. Дамешек И.Л. Сибирские инородцы в имперской стратегии власти // Современное историческое сибиреведение XVII -начала XX в.: сб. науч. тр./под ред. Ю.М. Гончарова. - Барнаул: 2005. - С. 257-266.
16. Дегоев В.В. Большая игра на Кавказе: история и современность. - М.: 2013. - 190 с.
17. ДобаевИ.П. Исламский радикализм: генезис, эволюция, практика. - Ростов н/Д: 2013. - 418 с.
18. Духовные ценности ислама и образование: историко-культурная традиции и современность/отв. ред. С.С. Аванесов, Т.А. Костюкова. Томск: 2013. - 246 с.
19. Дякин В.С. Национальный вопрос во внутренней политике царизма (XIX – начало XX вв.). - СПб.: 2008. - 1000 с.
20. Императорская Россия и мусульманский мир (конец XVIII - начало XX в.): сб. материалов / сост. и авт. вступ. ст., предисл. и коммент. Д.Ю. Арапов. - М.: Наталис, 2006. - 480 с.
21. История отечественного востоковедения до середины XIX в. - М.: 1990. - 347 с.
22. Журавский А. Возможна ли конфессиональная политика? // НГ – религии. – 2011. - С. 37-45.
23. Загидуллин И.К. Мусульманское богослужение в учреждениях Российской империи (европейская часть России и Сибирь). - Казань: 2006. - 462 с.
24. Ислам в Российской империи (законодательные акты, описания, статистика) / сост. и автор вступ. ст., коммент. и прил. Д. Ю. Арапов. - М. : ИКЦ «Академкнига», 2001. - 410 с.
25. Ислама.RU [Электронный ресурс] URL: https://golosislama.com/news.php?id=27053 (дата обращения: 25.11.2017 г.)
26. Каграманов Ю. Ислам, Россия и Запад // Новый мир. – 2011. - №7. - С. 9-15.
27. Капеллер А. Россия – многонациональная империя. Возникновение, история, распад - М.: 2010. - 290 с.
28. Капеллер А. Россия – многонациональная империя: некоторые размышления восемь лет спустя после публикации книги // Ab Imperio. - 2000. - №1. - С. 13-19.
29. Кобзев А.В. Возникновение мусульманских общин у «отпавших» крещеных татар Симбирской губернии во второй половине XIX -начале XX в. // Историко-этнографические исследования Симбирского Поволжья: сб. ст./под ред. А.Н. Зорина. - Ульяновск: 2012. - С. 53-60.
30. Кулиев Ф. М. Правовое регулирование деятельности конфессий в Российской империи в конце XVIII – начале ХХ в. // Известия СОИГСИ. -2015. - Вып. 15 (54). - С.14-24.
31. Литвинов П.П. Государство и Ислам в Русском Туркестане (1865-1917) (по архивным материалам). - Елец: 1998. - 284 с.
32. МалашенкоА.В. Исламские ориентиры Северного Кавказа. - М.: 2011. - 166 с.
33. Малышева Д. Ислам в современном мире // Новый Мир. – 2012. - №2. - С. 23-27.
34. Мастюгина Т.М., Перепелкин Л.С., Стельмах В.Г. Национальная политика в России XVI - начало XXI века. - М.: Форум; Неолит, 2013. - 304 с.
35. Материалы по истории татарского народа / АН Татарстана. Отделение гуманитарных наук. Ин-т яз., лит. и ист. им. Г. Ибрагимова; Редкол.: Алишев С.Х., Закиев М.З., Урманчеева Ф.И., Хасанов М.Х. - Казань., 1995.- 496 с.
36. Медведко Л. И. Россия, Запад, Ислам. - М.: Кучково поле, 2013. - 272 с.
37. Можаровский А. Изложение хода миссионерского дела по просвещению казанских инородцев с 1552 по 1867 года. - М.: 1980. - 584 с.
38. Муталимов А. Роль ислама в социальной интеграции // Власть – 2013 - № 2. - С. 24-30.
39. Мухаметов Р.А. Эволюция государственно-исламских отношений в России и ее влияние на формирование идентичности мусульман // Голос Мухетдинов Д.В., Хабутдинов А.Ю. Ислам в России в XVIII -начале XXI в.: модернизация и традиции.- Н. Новгород: 2011. - 282 с.
40. Мухаметшин А.Г. Педагогическая мысль булгар-татар в Казанском крае: VIII – начало XX вв.- М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 231 с.
41. Наганова Н. Формирование мусульманского общества через царскую администрацию: Махалля по юрисдикции Оренбургского магометанского духовного собрания после 1905 г. // Татарские мусульманские приходы в Российской империи: мат. науч.-практ. конф./отв. ред. И.К. Загидуллин. Казань, 2013. - С. 101-128.
42. «Нам надо научиться воспринимать другого как другого...» / Беседа с профессором А.Журавским // Континент. –2012. - №112. - С. 55-62.
43. Октябрьская И.В. Крещеные казахи Алтая. Конфессиональный фактор в этнической истории XIX-XX вв.//Народы Евразии. Этнос, этническое самосознание, этничность: проблемы формирования и трансформации. -Новосибирск: 2005. - С. 78-92.
44. Пресняков А.Е. Российские самодержцы. - М.: 20100. - 412 с.
45. Самсонов Н.В. О правовом положении российских мусульман в правление Петра Великого // История государства и права. - 2013. - № 1. - С.32-34.
46. Смолич И.К. История Русской Церкви: 1700-1917. - М.: 1996. - Ч. 1. - 312 с.
47. Тихонов А.К. Исламский фактор в Поволжье в 1860-1870-е гг. // Отечественная история. - 2012. - №3. - С. 60-65.
48. Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2015. - № 3. - С. 19-24.
49. Шерстова Л.И. Тюрки и русские в Южной Сибири: этнополитические процессы и этнокультурная динамика XVII -начала XX в. - Новосибирск: 2015. - 311 с.
50. Шилов А.В. Схватка за Кавказ. XVI-XX вв. - М.: 2011. - С. 582 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ