Государственная конфессиональная политика в Российской империи по отношению к исламу (Политическая история, Алтайский Государственный Университет)
|
Во введении есть анализ литературы дореволюционного периода по этой теме на 5 страниц.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Конфессиональная политика России и состояние вероисповедного законодательства в XVIII в. 11
1.1. Правовое положение Российских мусульман в правлении Петра Великого после провозглашения Российской империи 11
1.2. Государственно-религиозная политика в Российской империи по отношению к мусульманам после Петра I 15
ГЛАВА 2. КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В XIX ВВ. В ОТНОШЕНИИ МУСУЛЬМАН 19
2.1. Правовое регулирование деятельности конфессий в Российской империи в начале XIX в. 19
2.2. Мусульманское духовенство как привилегированная группа в социальной структуре Российской империи XIX века 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Конфессиональная политика России и состояние вероисповедного законодательства в XVIII в. 11
1.1. Правовое положение Российских мусульман в правлении Петра Великого после провозглашения Российской империи 11
1.2. Государственно-религиозная политика в Российской империи по отношению к мусульманам после Петра I 15
ГЛАВА 2. КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В XIX ВВ. В ОТНОШЕНИИ МУСУЛЬМАН 19
2.1. Правовое регулирование деятельности конфессий в Российской империи в начале XIX в. 19
2.2. Мусульманское духовенство как привилегированная группа в социальной структуре Российской империи XIX века 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
Тесное взаимодействие России с мусульманским миром начинается еще в XIV в., когда Ислам становится официальной религией в Золотой Орде, улусом которой являлась Русь. В силу различных обстоятельств превращение России в полиэтничное и поликонфессиональное государство начинается с завоевания в XVI столетии сначала Казанского, а затем и Астраханского ханств. Этот исторический момент многими исследователями считается отправной точкой формирования Российской империи – государства, ставшего ареной взаимодействия двух крупнейших конфессий современности: Христианства (в его восточной модели) и Ислама.
Постепенно Русь превращалась в Россию, а государство русских – в государство многонациональное и поликонфессиональное. Но первые шаги в этом направлении, первые попытки власти распространить свой суверенитет на нерусское иноконфессиональное население были окрашены в кровавые тона. Не хватало опыта. Не только властного опыта, но и опыта межкультурной коммуникации на массовом уровне. Прошло два века, и Ислам стал восприниматься как органичная составляющая духовной картины российского общества.
Несмотря на то, что до 1860-х гг. российские мусульмане испытывали целый ряд трудностей в отправлении культовых потребностей (было затруднено строительство новых мечетей, активно поощрялся переход из Ислама в Православие), практика русско-татарского взаимодействия свидетельствовала о начале сотрудничества. Татары-мусульмане участвовали в освобождении России от поляков в 1612 г. Семь татарских мурз подписали грамоту об избрании на престол Михаила Романова, поддержав, таким образом, идею единого Российского государства. В 1716 г. по повелению Петра I был сделан русский перевод Корана. В 1722 г. появилось первое в России научное исследование по Исламу Дмитрия Кантемира.
Провозглашенный Екатериной II принцип веротерпимости стал реакцией на назревшую потребность в проведении гибкой религиозной политики в отношении неправославного населения империи, и мусульман в первую очередь. Принцип взаимной лояльности стал доминирующим в конфессиональной вообще, и мусульманской в частности, политике.
В связи с тем, что главный принцип конфессиональной политики Российской империи состоял в обеспечении полного государственного контроля надо всеми религиозными институтами в стране, опыт превращения конфессиональных структур в государственные учреждения, испытанный на Русской православной церкви, начал распространяться и на российских мусульман.
В современный период в России происходит переосмысление исторического опыта, включая и проблемы правового регулирования деятельности конфессий в Российской империи в конце XVIII – середине ХIХ в., так как обращение к прошлому позволяет определить степень подготовленности общества к осуществлению различного рода преобразований в государственной и общественной жизни.
Ислам является второй по численности верующих религией в современной Российской Федерации после православного Христианства. В течение многих веков мусульмане пережили разные этапы развития своей религии, от запрета и гонений, до терпимого отношения и свободы вероисповедания, что и определяет актуальность настоящего исследования.
Целью настоящего исследования является изучение государственной конфессиональной политики в Российской империи по отношению к исламу.
Согласно поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть правовое положение Российских мусульман в правлении Петра Великого после провозглашения Российской империи;
- исследовать государственно-религиозную политику в Российской империи по отношению к мусульманам после Петра I;
- раскрыть правовое регулирование деятельности конфессий в Российской империи в начале XIX в.;
- проанализировать мусульманское духовенство как привилегированная группа в социальной структуре Российской империи XIX века.
Объектом исследования является государственная конфессиональная политика в Российской империи.
Предметом - государственная конфессиональная политика в Российской империи по отношению к исламу.
Постепенно Русь превращалась в Россию, а государство русских – в государство многонациональное и поликонфессиональное. Но первые шаги в этом направлении, первые попытки власти распространить свой суверенитет на нерусское иноконфессиональное население были окрашены в кровавые тона. Не хватало опыта. Не только властного опыта, но и опыта межкультурной коммуникации на массовом уровне. Прошло два века, и Ислам стал восприниматься как органичная составляющая духовной картины российского общества.
Несмотря на то, что до 1860-х гг. российские мусульмане испытывали целый ряд трудностей в отправлении культовых потребностей (было затруднено строительство новых мечетей, активно поощрялся переход из Ислама в Православие), практика русско-татарского взаимодействия свидетельствовала о начале сотрудничества. Татары-мусульмане участвовали в освобождении России от поляков в 1612 г. Семь татарских мурз подписали грамоту об избрании на престол Михаила Романова, поддержав, таким образом, идею единого Российского государства. В 1716 г. по повелению Петра I был сделан русский перевод Корана. В 1722 г. появилось первое в России научное исследование по Исламу Дмитрия Кантемира.
Провозглашенный Екатериной II принцип веротерпимости стал реакцией на назревшую потребность в проведении гибкой религиозной политики в отношении неправославного населения империи, и мусульман в первую очередь. Принцип взаимной лояльности стал доминирующим в конфессиональной вообще, и мусульманской в частности, политике.
В связи с тем, что главный принцип конфессиональной политики Российской империи состоял в обеспечении полного государственного контроля надо всеми религиозными институтами в стране, опыт превращения конфессиональных структур в государственные учреждения, испытанный на Русской православной церкви, начал распространяться и на российских мусульман.
В современный период в России происходит переосмысление исторического опыта, включая и проблемы правового регулирования деятельности конфессий в Российской империи в конце XVIII – середине ХIХ в., так как обращение к прошлому позволяет определить степень подготовленности общества к осуществлению различного рода преобразований в государственной и общественной жизни.
Ислам является второй по численности верующих религией в современной Российской Федерации после православного Христианства. В течение многих веков мусульмане пережили разные этапы развития своей религии, от запрета и гонений, до терпимого отношения и свободы вероисповедания, что и определяет актуальность настоящего исследования.
Целью настоящего исследования является изучение государственной конфессиональной политики в Российской империи по отношению к исламу.
Согласно поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть правовое положение Российских мусульман в правлении Петра Великого после провозглашения Российской империи;
- исследовать государственно-религиозную политику в Российской империи по отношению к мусульманам после Петра I;
- раскрыть правовое регулирование деятельности конфессий в Российской империи в начале XIX в.;
- проанализировать мусульманское духовенство как привилегированная группа в социальной структуре Российской империи XIX века.
Объектом исследования является государственная конфессиональная политика в Российской империи.
Предметом - государственная конфессиональная политика в Российской империи по отношению к исламу.
Ислам в XVIII вв. обеспечивал определенную стабильность мусульманам России. Не избавляя общество от потрясений, он способствовал сохранению в нем элементов традиционной социальной структуры и продлению культурной традиции. Сохранившиеся религиозные институты обеспечивали примирение социально и политически разнородных элементов и делали возможным самоорганизацию мусульманского сообщества.
Российское правительство, особенно при Екатерине II, уже осознало, что мусульманское общество, функционирующее, в основном, на принципах ислама, оставалось довольно серьезным потенциальным очагом сепаратизма внутри России. Поэтому необходимо было выработать более эффективные, нежели насильственная христианизация, механизмы вовлечения мусульман в российскую государственную систему.
Первым шагом в этом направлении стали предпринятые правительством меры по установлению контроля над мусульманским духовенством, особенно по ограничению их деятельности в области мусульманского правосудия, например, в шариатских судах, которые к этому периоду были широко распространены и имели возрастающее влияние. Еще в 1736 г. при императрице Анне Иоанновне был принят указ, который высшее мусульманское духовенство поставило под контроль местной администрации. Но кардинальные изменения национальной и религиозной политики произошли только при императрице Екатерине II.
Говоря о религиозном факторе в политике Российской империи, можно сделать вывод, что религиозная политика правительства в ХIХ в. строилась на следующих аномальных принципах: непризнание прав личности на религиозное самоопределение, утилитарное использование религии для решения чисто политических задач, превращение церковной власти в орудие светской политики; вмешательство во внутрицерковную деятельность существовавших в России конфессий; стремление к ограничению «иностранных» и «иноверных» религий строго национальными рамками; распространение и поддержка только православной веры как духовной основы господствующей народности. Несмотря на ярко выраженную тенденцию государственно-конфессиональной политики к признанию терпимых вероисповеданий, ни о каком реальном равноправии религиозных организаций в России в XIX в. говорить не приходится.
Таким образом, законодательство XVIII – начала XIX вв. изменило правовой статус и юридическую основу административной и судебной деятельности инославных церквей. В праве Российской империи XVIII – начала XIX в. были зафиксированы основные принципы правительственной политики по отношению к инославным исповеданиям. Сам факт упоминания инославных церквей и конфессий в российском законодательстве свидетельствовало об их признании субъектами действующего права и наделении их особым качеством – праводееспособностью, в результате получения которой они могли вступать в соответствующие правоотношения.
Главным направлением конфессиональной политики Российской империи в течение нескольких веков оставался принцип государственного контроля над всеми религиозными институтами Российской империи.
Российское правительство, особенно при Екатерине II, уже осознало, что мусульманское общество, функционирующее, в основном, на принципах ислама, оставалось довольно серьезным потенциальным очагом сепаратизма внутри России. Поэтому необходимо было выработать более эффективные, нежели насильственная христианизация, механизмы вовлечения мусульман в российскую государственную систему.
Первым шагом в этом направлении стали предпринятые правительством меры по установлению контроля над мусульманским духовенством, особенно по ограничению их деятельности в области мусульманского правосудия, например, в шариатских судах, которые к этому периоду были широко распространены и имели возрастающее влияние. Еще в 1736 г. при императрице Анне Иоанновне был принят указ, который высшее мусульманское духовенство поставило под контроль местной администрации. Но кардинальные изменения национальной и религиозной политики произошли только при императрице Екатерине II.
Говоря о религиозном факторе в политике Российской империи, можно сделать вывод, что религиозная политика правительства в ХIХ в. строилась на следующих аномальных принципах: непризнание прав личности на религиозное самоопределение, утилитарное использование религии для решения чисто политических задач, превращение церковной власти в орудие светской политики; вмешательство во внутрицерковную деятельность существовавших в России конфессий; стремление к ограничению «иностранных» и «иноверных» религий строго национальными рамками; распространение и поддержка только православной веры как духовной основы господствующей народности. Несмотря на ярко выраженную тенденцию государственно-конфессиональной политики к признанию терпимых вероисповеданий, ни о каком реальном равноправии религиозных организаций в России в XIX в. говорить не приходится.
Таким образом, законодательство XVIII – начала XIX вв. изменило правовой статус и юридическую основу административной и судебной деятельности инославных церквей. В праве Российской империи XVIII – начала XIX в. были зафиксированы основные принципы правительственной политики по отношению к инославным исповеданиям. Сам факт упоминания инославных церквей и конфессий в российском законодательстве свидетельствовало об их признании субъектами действующего права и наделении их особым качеством – праводееспособностью, в результате получения которой они могли вступать в соответствующие правоотношения.
Главным направлением конфессиональной политики Российской империи в течение нескольких веков оставался принцип государственного контроля над всеми религиозными институтами Российской империи.
Подобные работы
- НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В
ОТНОШЕНИИ ИНОРОДЧЕСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ЗАПАДНОЙ И ЮЖНОЙ СИБИРИ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКАХ.
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В. - НАЧАЛА ХХ В.) В РАБОТАХ СОВЕТСКИХ И РОССИЙСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2018 - РОЛЬ ОМДС В ОРГАНИЗАЦИИ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ МУСУЛЬМАН В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2020 - ИНСТИТУТ ВОЕННОГО ДУХОВЕНСТВА В РОССИИ В XVIII - НАЧАЛЕ XXI В.
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - РЕЛИГИОЗНЫЕ КОНФЛИКТЫ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2020 - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РПЦ НА АЛТАЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2020



